Л. Ф. Фатихова
Содержание работы по обучению конструированию дошкольников с нарушением интеллекта_
Фатихова Лидия Фаварисовна - кандидат педагогических наук, /1 доцент кафедры специальной педагогики и психологии Башкирского
* государственного педагогического университета им. М. Акмуллы ^Н^ь. (Уфа, Россия), lidiajune@mail.ru
В статье представлена разработанная и апробированная автором методика обучения конструированию детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Конструирование является одним из наиболее доступных для дошкольника с нарушением интеллекта видов деятельности. Методика основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и предполагает формирование умственной деятельности в процессе плоскостного и объемного конструирования, которые, в свою очередь, включают формирование умений строить как предметные фигуры, так и сюжетные конструкции. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы при этом являются обучение плоскостному и объемному, предметному и сюжетному конструированию. В статье приводится подробное описание методики обучения объемному конструированию на примере формирования двух конструктивных умений - умения конструировать объемные предметные фигуры и умения строить объемные сюжетные конструкции.
Ключевые слова: дошкольники с нарушением интеллекта, конструирование, методика обучения конструированию, поэтапное формирование умственной деятельности, плоскостное конструирование, объемное конструирование, предметное конструирование, сюжетное конструирование.
Construction teaching of preschool children with intellectual disabilities Fatikhova Lidiya PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department Special Pedagogy and Psychology of Bashkiriya State Pedagogical University (Ufa, Russia), lidiajune@mail.ru The article presents methods of construction teaching of preschool children (6-8 years) with intellectual disabilities (mental retardation). Construction is one of the most accessible activities for preschoolers with intellectual disabilities. The technique is based on the theory of the gradual formation of mental actions by P.Ya. Galperin and involves the formation of mental activity in the planar and volumetric construction, which, in turn, include the formation of skills to build figures and to make scene construction. The main directions of correctional and pedagogical work are teaching flatness and volume, object and scene construction. The article provides a detailed description of the methods of teaching the volumetric construction using the example of two construction skills - the ability to construct three-dimensional figures and skills to build volumetric scenes. Keywords: preschool children with intellectual disabilities, construction, methods of construction teaching, the gradual formation of mental activity, the flatness of the construction, construction volume, object construction, scene construction.
Такое направление коррекционно-педа-гогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта, как обучение конструированию, разработано и освещено в работах О. П. Гаврилушкиной и Н. Д. Соколовой1. Конструирование является одним из наиболее доступных для дошкольника с нарушением интеллекта видов деятельности. Авторами-разработчиками программ воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в детском саду (Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.2; Екжанова Е. А.,Стребелева Е. А.3) занятиям по конструированию отводится роль формирования предметно-практической деятельности ребенка, развития у него наглядно-действенного мышления. В связи с этим целесообразным является взгляд на конструирование как на вид умственной деятельности ребенка с нарушением интеллекта, способ познания окружающей действительности и, в соответствии с этим взглядом, формирование данного вида деятельности и действий, в нее входящих, как приемов познавательной деятельности, предполагающих развитие преимущественно перцептивной и мыслительной деятельности. Форми рование умственной деятельности (в данном случае конструирования) ребенка с нарушением интеллекта, по нашему мнению, должно подчиняться строгой последовательности, наиболее четко определенной П. Я. Гальпериным, согласно которому любое умственное действие в своем формировании проходит ряд этапов: этапы формирования ориентировочной основы действия, выполнения действия во внешнем предметно-практическом плане, выполнения действия во внешней речи, затем в громкой речи «про себя» и, наконец, во внутренней речи4. Выделенные П. Я. Гальпериным
1 Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. -М.: Просвещение, 1985. - 72 с. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. - 1987. - № 5. - С. 48.
2 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
3 Екжанова ЕА, Стребелева ЕА. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
4 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения
этапы являются «генеральными». При формировании умственной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта под ними предполагается целая серия подэтапов -большая развернутость каждого этапа во времени, большая детализированность процесса формирования умственного действия. Кроме того, в процессе обучения конструированию не предполагается прохождение дошкольником с нарушением интеллекта всех этапов формирования умственного действия, выделенных П. Я. Гальпериным, а достижение им, в лучшем случае, этапа выполнения действия во внешней речи. Этот и все предыдущие этапы включают несколько подэтапов.
Процесс обучения конструированию, согласно программам воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта, продолжается на протяжении всего периода воспитания ребенка в детском саду. Однако, в связи со многими обстоятельствами дети с нарушением интеллекта чаще всего попадают в коррекционно-образовательную среду не ранее 5-6-летнего возраста, поэтому на последние два года пребывания детей в дошкольном учреждении ложатся основные задачи по их социализации, формированию у них предпосылок учебной деятельности в том числе, и формирования конструктивной деятельности. В связи с этим предлагаемая нами методика по обучению конструированию охватывает два года - обучение детей конструированию в старшей и подготовительной к школе группах.
Конструирование является одним из продуктивных видов деятельности наряду с рисованием, аппликацией и лепкой, где активно задействуется практическая деятельность дошкольника с нарушением интеллекта. В процессе конструирования ребенок моделирует объекты, и для этого ему необходимо ориентироваться в пространственных взаимоотношениях между объектами и между частями объектов, уметь оперировать различными геометрическими формами. При этом ребенок действует предметными действиями - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, преобразованием и др. Конструирование может проходить в разной форме: по образцу педагога (ребенок воспроизводит реальную постройку педагога), по заданию педагога (ребенок строит по рисунку-образцу, отражающему в схема-
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
тичной форме содержание постройки) и по замыслу.
Конструирование предусматривает плоскостное и пространственное конструирование, конструирование по образцу и замыслу. Для того чтобы развивать потребность ребенка заниматься конструированием, следует сделать продукт конструирования значимым. В связи с этим предусматривается включение данного продукта в другие виды деятельности, прежде всего в игровую - нужно предусмотреть виды обыгрывания с дошкольниками полученных построек.
Занятия по обучению конструированию могут проводиться педагогом-дефектологом или воспитателем группы.
Нами разработана и апробирована методика обучения конструированию детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) с нарушением интеллекта. Данная методика основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и предполагает формирование умственной деятельности в процессе плоскостного и объемного конструирования, которые, в свою очередь, включают формирование умений строить как предметные фигуры, так и сюжетные конструкции. Дадим описание методики.
Задачи коррекционно-педагогической работы:
1. По плоскостному конструированию предполагается формирование следующих умений:
• умение конструировать плоскостные предметные фигуры;
• умение строить плоскостные сюжетные конструкции;
• умение складывать разрезные картинки;
• умение складывать разрезные геометрические фигуры.
2. По объемному конструированию предполагается формирование следующих умений:
• умение конструировать объемные предметные фигуры;
• умение строить объемные сюжетные конструкции.
Охарактеризуем этапы формирования, общие при формировании всех указанных конструктивных умений:
1. Формирование ориентировочной основы действия - умения анализировать образец постройки педагога или рисунок-образец.
2. Формирование умения подбирать и (или) группировать элементы будущей постройки по признакам формы и величины.
3. Формирование умения конструировать постройку с опорой на показ педагога или с опорой на рисунок-образец.
4. Формирование умения анализировать и воспроизводить изменяющиеся пространственные отношения при конструировании.
5. Обучение планированию будущей постройки - конструирование по замыслу.
Содержание каждого этапа конкретизируется в зависимости от формируемого конструктивного умения.
Методы и приемы обучения. Доминирующим методом при формировании конструктивных умений является моделирование. Как при плоскостном конструировании предметных фигур, так и при объемном варианте конструирования используется такая разновидность приема моделирования, как предметная модель. Моделирование фигур позволяет развить не только восприятие, но и способствует выделению существенных связей и отношений между частями моделируемой фигуры и, тем самым, влияет на развитие наглядных форм мышления. Кроме того, работа с материалом для конструирования задействует сохранные функции осязательного анализатора ребенка с нарушением интеллекта, компенсаторные возможности которого нельзя не учитывать.
В качестве вспомогательных приемов обучения используется показ педагога, как необходимый элемент обучения ориентировке в задании на начальном этапе ее формирования. Кроме показа действия, педагог дает речевой образец его комментирования, т.е. поясняет действия в процессе их демонстрации. При этом отбираются формулировки, доступные восприятию ребенка и воспроизведению их в его активной речи. Следует отметить, что при обучении этому действию показ сопровождается рисунком-образцом, который используется как для рассматривания и анализа, так и в качестве трафарета при выполнении дошкольником действий наложения и при-меривания. Названные приемы также используются на начальных этапах обучения конструированию.
Оборудование:
1) напольные строительные наборы из пластмассы, дерева, мягких материалов (кожи и поролона и др.);
2) настольный строительный материал из металла, пластмассы, дерева;
3) сборно-разборные игрушки (матрешки, пирамидки и др.);
4) мелкие игрушки для сюжетного конструирования;
5) плоскостные геометрические фигуры с разрезами различной конфигурации, как традиционными, так и нетрадиционными;
6)цельные, расчерченные и разрезные предметные и сюжетные картинки;
7)цельные, расчерченные и разрезные предметные и геометрические фигуры;
8) наборы фигурок животных, людей, деревьев и др. объектов из картона;
9) рисунки-образцы построек;
10) демонстрационное полотно.
Объемное конструирование является более сложным видом конструирования, чем плоскостное, т.к. предполагает овладение дошкольником трехмерной моделью конструируемого объекта. Дадим более подробное описание методики обучения объемному конструированию на примере формирования двух конструктивных умений - умения конструировать объемные предметные фигуры и умения строить объемные сюжетные конструкции. Эти умения формируются последовательно, т.е. сначала формируется умение строить объемные предметные фигуры, а затем на основе этого сформированного умения ставится более сложная задача по включению сконструированных фигур в сюжетную постройку.
Методика формирования умения конструировать объемные предметные фигуры
Оборудование:
1) детали строительного набора для объемных конструкций;
2) рисунки-образцы со схематичным изображением предметной фигуры для конструирования.
Этапы коррекционно-педагогической работы:
1. Формирование ориентировочной основы действия - педагог объясняет, как конструировать объемную предметную фигуру. Осуществляется поэлементный показ с соответствующими действиям формулировками. Дошкольников побуждают к повторению произносимых педагогом формулировок (оборудование №?1).
2.Формирование умения группировать элементы будущей постройки по признакам формы и величины, опираясь на образец ранее построенной фигуры педагога. Дети по указанию педагога отбирают, а затем группируют элементы для конструируемой фигуры. При этом они по возможности комментируют свои действия или повторяют комментарии педагога, например: «Этот кубик - для стен башни, это пирамидка - для крыши...» и т.п. (оборудование №1).
3. Формирование умения конструировать фигуру, опираясь на образец педагога. При необходимости педагог осуществляет помощь в виде подсказа или полного показа с последующим повторением процесса постройки дошкольниками (оборудование №1).
4. Формирование умения конструировать фигуру по рисунку-образцу. Педагог строит фигуру по рисунку-образцу, сопровождая свои действия объяснением. Затем дошкольники должны построить свою фигуру рядом с образцом, педагог при необходимости помогает ее построить, указывая на элементы образца и соответствующие детали строительного набора (оборудование №№1, 2).
5. Формирование умения анализировать и воспроизводить изменяющиеся пространственные отношения при конструировании. Для этого педагог на глазах у детей изменяет что-то в расположении элементов относительно друг друга (сначала производятся явные изменения, затем менее заметные), дошкольники должны сказать, что изменилось, и установить части фигуры на прежнее место. В дальнейшем изменения производятся за ширмой, в остальном - действие аналогично (оборудование №1).
6. Формирование умения производить постройку объемной предметной фигуры с последующей заменой одних элементов строительных наборов из других, более мелких (оборудование №1).
7. Обучение планированию будущей постройки - конструирование по замыслу. Педагог предлагает детям придумать что-либо самим, рассказать о своем замысле и затем реализовать его. Для того чтобы избежать копирования предыдущей постройки, что типично для детей с нарушением интеллекта, некоторые (а позднее и все) прежние формы заменяются новыми (оборудование №1).
Примечания:
1) комментирование действия производится на каждом этапе его формирования с называнием последовательности выполняемых операций и геометрических фигур, используемых в конструкции;
2) создается мотив, развивается познавательный интерес к данному виду деятельности, констатируется результат конструктивной деятельности;
3) задание усложняется в следующей последовательности:
а) осуществляется переход от конструирования по образцу педагога к конструированию с опорой на рисунок-образец;
б) увеличивается количество деталей конструкции в зависимости от зоны ближайшего развития и уровня актуального развития каждого ребенка (от 2-3 до 4-6);
в) увеличение количества деталей, предъявляемых дошкольникам для выбора (например, дошкольнику предлагаются для постройки детали, среди них 2-3, которые не используются в задании на конструирование);
г) переход от конструирования предметов, хорошо знакомых детям по опыту их практической деятельности, к объектам, которые менее представлены в их жизнедеятельности и требуют более детального анализа;
д) величина деталей, изображенных на образце, и деталей строительного набора не совпадает, и, таким образом, усложняется действие идентификации фигур с их изображением, требуется идентификация на основе зрительного соотнесения;
е) усложняется расположение деталей конструируемой объемной фигуры;
ж) вводятся нестандартные геометрические фигуры;
и) вводятся цветные фигуры для конструирования.
Методика формирования умения строить объемные сюжетные конструкции
Оборудование:
1) детали строительного набора для объемных конструкций;
2) мелкие объемные игрушки, предметы типа животных, людей, птиц, растений;
з) рисунки-образцы со схематичным изображением сюжетной конструкции.
Этапы коррекционно-педагогической работы:
1. Формирование ориентировочной основы действия - педагог показывает сюжетную конструкцию, обсуждает ее с детьми, задавая вопросы по сюжету. Затем педагог объясняет дошкольникам, как конструировать сюжетную конструкцию из нескольких деталей строительного набора, осуществляя поэлементный показ с соответствующими действиям формулировками. Дошкольников побуждают к повторению произносимых педагогом формулировок (оборудование №1).
2. Формирование умения отбирать и группировать элементы будущей постройки по признакам формы и величины, опираясь на образец постройки педагога. При этом дошкольники по указанию педагога отбирают, а затем группируют элементы для конструируемой сюжетной постройки. Дошкольники побуждаются к комментированию производимых действий, например: «Этот большой кубик нужен для дома, а маленький - для гаража...» и т.п. (оборудование №1).
3. Формирование умения конструировать объемную сюжетную постройку, опираясь на образец педагога. При необходимости педагог осуществляет помощь в виде подсказа или полного показа с последующим повторением процесса постройки дошкольниками (оборудование №№1,2).
4. Формирование умения анализировать рисунок-образец будущей постройки. Образец постройки педагога при этом отсутствует. Педагог дает образец анализа, затем задает дошкольникам наводящие вопросы, которые являются планом такого анализа, и в заключение предлагает проанализировать рисунок-образец самостоятельно (оборудование №3). Затем производится конструирование объемной сюжетной конструкции, с опорой на проанализированный рисунок-образец. Педагог сначала строит сюжетную постройку сам, объясняя свои действия, затем процесс постройки воспроизводится детьми. В дальнейшем образец педагога исключается - дошкольники производят постройку по рисунку-образцу по возможности самостоятельно (оборудование №№1-3).
5. Формирование умения анализировать и воспроизводить изменяющиеся пространственные отношения при конструировании объемной сюжетной постройки. Для этого педагог на глазах у детей изменяет что-то в расположении фигур на полученной сюжетной
постройке относительно друг друга (сначала производятся явные изменения, затем менее заметные), дошкольники должны сказать, что изменилось, и установить «вещи», «людей», «животных» и др. на прежнее место. В дальнейшем изменения производятся за ширмой, в остальном - действие аналогично (оборудование №№ 1, 2).
6. Формирование умения планировать будущую постройку - конструирование по замыслу. Педагог предлагает детям придумать что-либо самим, рассказать о своем замысле и затем реализовать его. Для того чтобы избежать копирования предыдущей постройки, что будет типично для детей с нарушением интеллекта, некоторые (а позднее и все) прежние геометрические формы заменяются новыми, расширяется арсенал объемных мелких игрушек и предметов (оборудование №№1, 2).
Примечания:
1) комментирование действия производится на каждом этапе его формирования с называнием последовательности выполняемых операций и деталей, используемых в конструкции;
2) создается мотив, развивается познавательный интерес к данному виду деятельности, констатируется результат конструктивной деятельности;
3) задание усложняется в следующей последовательности:
а) осуществляется переход от конструирования по образцу педагога к конструированию с опорой на рисунок-образец;
б) увеличивается количество объектов и деталей этих объектов в зависимости от зоны ближайшего и уровня актуального развития каждого ребенка (от 2-3 до 4-6 объектов в сюжетной конструкции и деталей в объектах);
в) увеличивается количество деталей, предъявляемых для выбора детям (например, дошкольникам предлагаются для постройки детали, среди них 2-3, которые не используются в задании на конструирование);
г) производится переход от конструирования предметов и сюжетов, хорошо знакомых детям по опыту их практической деятельности, к объектам и сюжетам, которые менее представлены в их жизнедеятельности и требуют более детального анализа;
д) величина деталей, изображенных на образце, и деталей строительного набора не совпадает, и, таким образом, усложняется действие идентификации фигур
с их изображением, требуется зрительное соотнесение;
е) усложняется расположение деталей объектов в сюжетной конструкции;
ж) вводятся нестандартные геометрические фигуры в качестве деталей постройки;
и) вводятся разноцветные фигуры для конструирования.
Приведем в качестве примера задания, которые могут быть включены в занятия по объемному конструированию в соответствии с представленной методикой.
Задание «Миша и Настя едут в гости»
Цель: формирование умения конструировать объемную предметную фигуру из 4-5 однородных частей и трех разнородных частей, опираясь на образец педагога.
Оборудование:
1) кукла-мальчик и кукла-девочка;
2) 4-5 цветных деталей строительного набора (например: красный кубик, желтый брусок, синий конус, зеленый квадрат, синий брусок);
з) 2 рисунка-образца со схематичным изображением объемных фигур для конструирования - поезда с трубой и скамейки (см.рис. 1 и 2).
Педагог указывает на двух кукол и говорит: «Миша и Настя хотят поехать в гости к бабушке. Но на чем им ехать? У них нет машины. Давайте построим им вот такой длинный поезд с трубой (педагог выставляет на демонстрационное полотно рисунок-образец со схематичным изображением поезда)». Педагог демонстрирует деятельность по конструированию поезда, комментируя свои действия следующим образом: «Сначала поставим один кубик - это будет вагончик. Что это будет? Потом приставим к первому кубику другой кубик - это будет второй вагончик. Приставим следующий вагончик и еще один. Получился длинный поезд. Что получилось? Но у поезда не хватает трубы. Поставим еще один кубик наверх, на крышу вагона. Что получилось? Да, это поезд с трубой. На нем поедут в гости Миша и Настя».
Действие конструирования поезда с трубой просят воспроизвести дошкольников из тех же кубиков, которые предварительно педагог расставил перед детьми на столах. При этом рисунок-образец и поезд, построенный педагогом, находятся в поле зрения детей. При затруднениях детей педагог предлагает
дошкольникам различные виды помощи: наводящие вопросы: «Что надо поставить вначале?», дополнительные указания: «Поставь сначала один кубик, к нему приставь другой.», показ способов действия с последующим воспроизведением их ребенком и др. После выполнения задания педагог просит прокомментировать дошкольников свои действия (в зависимости от речевых возможностей каждого ребенка). Они говорят о своих действиях в прошедшем времени: «Я поставил один кубик, к нему подставил другой кубик, потом еще поставил кубики. Получился поезд». И т.п. Если ребенок не может самостоятельно дать комментарий своим действиям, педагог задает опорные вопросы (например: «Что ты сделал сначала? А потом? Что у тебя получилось? Для кого ты построил поезд?» И т.п.) или комментирует действия ребенка сам.
На следующем этапе дошкольникам предстоит построить предметную фигуру из трех разнородных частей - скамейку (из двух кубиков и параллелепипеда). При этом педагог говорит: «Миша и Настя приехали к бабушке. Они вышли из поезда и решили отдохнуть. А присесть некуда! Давайте построим им вот такую скамейку (педагог располагает на демонстрационном полотне рисунок-образец со схематичным изображением скамейки). Что нам для этого надо (показывает два кубика и параллелепипед, а дети их называют)?». Педагог конструирует скамейку и так же, как и на первом этапе задания, комментирует выполняемые действия: «Сначала сделаем ножки у скамейки из этих кубков. Из чего сделаем ножки? На кубики положим брусок. Что положим на кубики? Что у нас получилось? Да, получилась удобная скамейка. Для кого мы сделали эту скамейку?»
Действие конструирования скамейки просят воспроизвести дошкольников из деталей, предварительно расставленных педагогом перед детьми. При этом рисунок-образец и скамейка, построенная педагогом, находятся в поле зрения детей. При затруднениях детей педагог предлагает дошкольникам различные виды помощи: наводящие вопросы: «Что надо поставить вначале?», дополнительные указания: «Поставь сначала один кубик, рядом поставь другой, на них положи брусок.», показ способов действия с последующим воспроизведением их ребенком и др. После выполнения задания педагог просит прокомментировать те действия, которые
совершали дошкольники. Они говорят о своих действиях в прошедшем времени: «Я поставил один кубик, рядом поставил другой кубик, потом положил этот брусок. Получилась скамейка для Насти и Миши». И т.п. Если ребенок не может самостоятельно дать комментарий своим действиям, педагог задает опорные вопросы или комментирует действия ребенка сам.
Педагог констатирует, что Миша и Настя приехали к бабушке на поезде и отдохнули на удобной скамейке, которые построили им дети.
Рис. 1. Поезд с трубой
Рис. 2. Скамейка
Задание «Дом и скамейка»
Цель: формирование ориентировочной основы действия конструирования объемной сюжетной конструкции из двух объектов.
Оборудование:
1) кукла-мальчик;
2) ширма;
3) набор фигур из строительного набора одного цвета (один большой кубик, два маленьких кубика, брусок и один конус или пирамидка) - на каждого ребенка и на педагога;
4) набор из 3-4 плоскостных фигур, которые не входят в сюжетную постройку (овалы, ромбы, прямоугольник или др.) - на каждого ребенка;
5) рисунок-образец со схематичным изображением сюжетной конструкции
Рис. 3. Дом и скамейка
(см. рис. 3) - на каждого ребенка и на педагога.
Педагог располагает на демонстрационном полотне картинку со схематичным изображением сюжетной постройки дома и скамейки и на глазах у детей строит эту конструкцию из частей строительного набора, а именно: дом из пирамиды и большого кубика и скамейку из двух маленьких кубиков и плоского параллелепипеда.
Процесс постройки педагог сопровождает комментариями, сопрягая их вопросами к детям: «У Миши есть большой дом. Что есть у Миши? У дома есть стены и крыша (ставит большой кубик, а на него пирамиду). Что есть у дома? Миша решил отдохнуть возле дома, но не нашел куда присесть. Что решил сделать Миша? Почему Миша не смог отдохнуть рядом с домом? И тогда Миша решил построить скамейку. Что решил построить Миша? Для скамейки нужны два маленьких кубика и этот брусок. Что нужно для скамейки?».
Затем педагог раздает каждому ребенку по набору фигур из строительного набора и предлагает построить такую же конструкцию. При этом образец, который построил педагог, остается перед глазами детей на демонстрационном столе. Педагог оказывает детям необходимую помощь: дает указания, подсказывает, частично выполня-
ет задание за ребенка, берет руку ребенка в свою и действует рукой ребенка, сопровождая эти действия соответствующими комментариями.
После постройки педагог спрашивает, что построили дети, для кого они построили дом и скамейку. От имени Миши педагог констатирует результат, выделяя наиболее успешные постройки.
В дальнейшем деятельность дошкольников с нарушением интеллекта по предметному и сюжетному объемному конструированию усложняется: вводятся новые фигуры, количество частей в конструируемой фигуре или сюжетной постройке увеличивается, усложняется конфигурация их расположения в пространстве и др. ■
Литература
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
2. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
4. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. -1987. - № 5. - С. 48.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Кор-рекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
Статья поступила в редакцию 22.09.2014 г.