ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. С. СКОВОРОДЫ
АПЕНОК (ЧЕРКАСОВА) РАИСА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - один из крупнейших мыслителей XVII в., выдающийся философ, поэт, композитор и педагог. Один из представителей просветительского движения. Григорий Саввич Сковорода был энциклопедически образованным человеком, в оригинальных философских трудах которого значительное место отводится собственно психологическим вопросам. Г. В. Сковорода развивает пантеистический взгляд на мир и место человека в нем, придерживается монистической точки зрения на природу человека. Природа отождествляется Сковородой с Богом.
Его творчество имело ярко выраженную антикрепостническую направленность. Г. С. Сковорода писал, что все люди от рождения имеют право на счастье. Определяя содержание человеческого счастья, философ включает в него любимый труд, познавательный интерес, здоровье духа, душевный мир и оптимальное психическое состояние .
Психологические идеи, развиваемые украинским мыслителем, затрагивают многие проблемы, актуальные до настоящего времени: природные различия людей, способности и склонности, их развитие в деятельности, проблему познания мира человеком, самопознание, мотивы и потребности, проблемы человеческих взаимоотношений и другие.
Ключевые слова: Григорий Саввич Сковорода, теория «трех миров», пантеизм Г. С. Сковороды, самопознание.
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) -один из крупнейших мыслителей XVII в., выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, оказал огромное влияние на современников. Его творчество имело ярко выраженную антикрепостническую направленность.
Он был одним из представителей просветительского движения. Сын малоземельного крестьянина-казака, он окончил церковно-приходскую школу, затем Киево-Могилянскую духовно-светскую академию. Мечтая о завершении образования за границей, Г. Сковорода согласился на предложение русского генерала Вишневского сопровождать его во время поездки по Европе. Там он узнал немало дополнительных сведений о философских системах Лейбница и Христиана Вольфа, сочинениях Д. Юма и Д. Бруно. Больше других из философских учений Европы ему импонировал пантеизм Б. Спинозы и рационализм Р. Декарта.
В 1753г. Г. Сковорода возвратился на родину, работал учителем в Переяславском духовном училище. В 1759 г. переехал в Харьков, где занял должность учителя поэзии в коллегиуме местного дворянства. Вскоре он стал вести синтаксический класс и преподавать греческий язык, а с 1765 г. -
читать лекции по этике. В традиционной форме «проповеди» лектор развивал идеи, подчас расходившиеся с официальной идеологией и моралью, преподносил пантеистически окрашенные мысли, строго запретные в России.
Белгородскому епископу И. Миткевичу посыпался поток доносов.
Г. Сковорода был изгнан из училища, лишен права преподавания в учебных заведениях. Он вынужден встать на путь скитальческой жизни, сделаться странствующим философом, кочующим педагогом, народным певцом и композитором [1].
Григорий Саввич Сковорода был энциклопедически образованным человеком, в оригинальных философских трудах которого значительное место отводится собственно психологическим вопросам. Его духовно-философское наследие представляло собой сочетание глубокого обобщения книжного знания с тонкими и богатыми жизненными наблюдениями. Сковорода исходил из мысли о самопричинности всего существующего в природе, считал, что «природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина»... Она не имеет ни начала, ни конца; одни формы существования в ней переходят в другие, никогда не исчезая целиком. Природа беспре-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
дельна во времени и в пространстве и отождествляется Сковородой с Богом [2].
Трактовка понятия «Бог» в его воззрении близка к трактовке этого же понятия Б. Спинозой. Свою теорию о двух натурах (видимая натура -тварность, материальность, вещность, земля, плоть, вещество и невидимая - дух, всемирный ум и т. п.) стремится объяснить с точки зрения пантеизма. Философ приходит к выводу, что Бог - это природа и вся жизнь, мир, бытие, т. е. все то, с чем человек сталкивается в своей жизни и деятельности, все, что существует помимо человека и в самом человеке. Бог - бытие всему и сам по себе бытие. Он «везде». Бог - это вечное, «.. .простирающееся по всем векам, местам и тварям единство» [3]. Это природа, и «.нельзя сыскать важнее и Богу приличнее имени, как сие» [там же], то есть, что наиболее подходящее имя Богу - натура, «по-нашему природа, или естество» [4]. Бог, мир, бытие, природа, являясь синонимами, выступают для Г. Сковороды как равнозначные и вместе с этим абсолютные начала всего сущего. Мир вечен, не имеет ни начала, ни конца, всегда был и будет. Он абсолютен в пространстве и во времени. Бытие мира вмещает в себя все причины и все законы, ему подчиняются все явления, все формы и силы природы. В трактате «Алфавит мира» защищается принцип «природа -сама себе причина», отвергается идея первотолчка. «Природа, - писал Г. Сковорода, - есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина» [4].
Двумя магистральными линиями развития в отечественной философии были естественнонаучная и духовная линия. Однако ряд мыслителей XVIII в. весьма затруднительно (и нужно ли) относить к материалистам или идеалистам, так как они интегрируют в своем творчестве прогрессивные для своего времени идеи того и другого направлений. К таким мыслителям относится и Г. С. Сковорода.
Он выдвинул теорию «трех миров»: макрокосм - природу, микрокосм - человека и мир символов - Библию, содержащую разумное начало. В каждом из выделенных миров есть внешняя, материальная, и внутренняя, духовная, природа -это материя и форма. Обосновывая свою теорию «двух натур» (миров), в сочинении «Израильский змий» Г. С. Сковорода писал: «... вижу в сем целом мире два мира, один мир составляющие: мир видный и невидный, живой и мертвый, целый и сокрушаемый. Сей - риза, а тот - тело, сей - тень, а тот - древо; сей - вещество, а тот - ипостась, сиречь, основание, содержащее вещественную
грязь, так как рисунок держит свою краску» [1].
Внешняя природа человека - «тело земляное», т. е. материальное, «телесность», а внутренняя - «тело духовное»: «Душа, хотя соединена с телом, не более имеет отношения с сею частицею материи, как с той частию, которая в центре земли»... Если земное тело бренно и превращается после смерти в прах, то духовное - бессмертно и не подвержено разрушению.
Сковорода считает, что сколь неправомерно отождествлять человека только с материальной субстанцией, столь же неверно представлять его и только в качестве духовной сущности: «Можно ль, чтоб был человек без плоти, крови и костей?» ...Жизнь человека возможна лишь при условии единства духовной и телесной природы, ибо «без тела был бы он слеп и нем в сем пространном мире, без души имел бы он участь животных» [5].
Вслед за Платоном Сковорода отождествляет форму с идеями, понимая ее как «видения, виды, образы».
Формы тленного земного бытия философ-классификатор располагал по четырем ступеням. Наряду с ископаемым, растительным и животным царствами особое место Г. С. Сковорода отводил человеку и человечеству. Он пытался выделить нечто главное и всеобщее: для ископаемого мира это «земля», для растительного - «вода», для животного - особый «огонь» и для человеческого рода - «разум». Каждому из четырех «царствий», считал Г. Сковорода, внутренне присущи особые силы, которыми они располагают. При этом, говоря об ископаемых «веществах», он указывал на инертное существование; о растительных «существах» - на «движение», о животных - на чувство, о специфике рода человеческого - на такие «силы», как мысленность, свобода воли, и деятельность [5].
Сковорода видел природные различия людей, «неравное всем равенство», образно писал, что каждый человек может стать счастливым, подобно сосуду, наполненному до краев, но размеры сосудов у всех разные. Он утверждал, что каждому необходимо выбирать себе дело в соответствии с природными склонностями: «Яблоню не учи родить яблоки: уже сама натура ее научила. Огради ее только от свиней» [5, с. 18].
По его мнению, сама жизнь подсказывает человеку, каковы его склонности и возможности, что ему полезно, а что вредно. Полезное и нужное дается человеку легко, без каких-либо преград. То же, что дается с трудом, является чуждым природе человека. Наличие тех или иных природных задатков обеспечивает успешность деятельности,
R. S. APENOK (CHERKASOVA)
позволяет получить большие результаты при меньших затратах труда. Именно в труде, заключает автор, выявляются природные возможности человека и обнаруживается наиболее подходящая для него сфера деятельности.
Философ считал, что мир познаваем. Непознаваемых вещей и явлений, с точки зрения Сковороды, не существует: и вещи, и живые существа, и мысли - все подлежит познанию. Непознанные вещи нельзя считать абсолютно скрытыми от чувств и разума человека: «всякая тайна имеет свою обличительную тень». Философ считал, что за явлением скрыта сущность, познание которой составляет главную цель исследовательской деятельности.
Содержанием познания, его объектом, считал Г. Сковорода, является натура, человек, Бог. Через познание природы открываются черты человека, Бога. Главным в познании человека, учил Сковорода, является непосредственное общение с действительностью, следование самой натуре, подчеркивал зависимость науки от своего предмета - действительности, которая, по мысли философа, является главным учителем и главным источником познания.
Выясняя вопрос о способах познания, философ называл, во-первых, «чувственные органы», во-вторых, «душу», «сердце» и, в-третьих, опыт, практику. В его оценке органов чувств и их роли в процессе познания предпочтение отдавалось разуму. Чувства, считал Сковорода, способны выявить внешнюю сторону вещей и явлений, их «ризу», одежду, форму. Сущность мира скрыта от органов восприятия действительности: глаз, ушей и т. п. Чувства - скорее источник заблуждений, чем истины, хотя без них и нет «цельного знания [6]. Он подчерквал роль языка и речи в процессе познания. Логическое мышление, считал Сковорода, есть высшая способность человека, позволяющая проникать в сущность натуры, Бога. Сковорода подходит к глубокой диалектической догадке о познании как о сложном историческом процессе. Он заявлял, что приращение художеств, научные открытия, мощь человека в борьбе за счастье зависят от труда и опыта людей: «...во всех науках и художествах плодом есть правильная практика» [6, с. 374]. Он включает в понятие «практика» не только наблюдения, «общения с природой», но также «делание», воспроизведение, «труд», «дей-ствование» и т. п. Это представление являло собой новый взгляд на опытную сферу познавательного процесса. Практика всегда должна быть в единении с природными склонностями, а склонности - с трудолюбием. Труд в учении Сковоро-
ды - это всеобщее моральное требование, гражданский долг каждого человека и естественная необходимость. Г .В. Сковорода развивает идеи самопознания и самосовершенствования, которые мы встречаем уже у Нила Сорского и Максима Грека [7].
Он придавал большое значение идее самопознания как непременному условию правильного пути познания. Он создал оригинальное учение о познании человеком окружающей природы через познание себя как части бытия, через выяснение познавательных возможностей человека в общении с объективной действительностью.
Изучение человеком «своей природы» осуществляется в процессе самопознания, через изучение себя во всех ипостасях: во-первых, «как человека одинокого, от всех людей отличного» (т. е. человека-индивидуальности), во-вторых, как «человека, сличенного с другими истою веры, закона, обычая и языка, и похожего на других людей, вкупе живущих в одной земле, которой имя: родина, отчизна, речь общая (говоря современным языком, человека как личности); в-третьих, как человека действующего, творящего (или, в системе современных понятий, субъекта своего общечеловеческого бытия). Он заострил внимание на самосознании человека, активно пропагандировал идею нравственного совершенствования человека и общества.
Сковорода выделяет и методы самопознания, выдвигая на первый план наблюдение и опыт, изучение жизни других людей, так как в природе каждого человека он видит проявление единых универсальных законов [5].
Познание подлинной сущности человека возможно не по его внешности или словам, а по его делам, а также стоящими за ними побуждениями и мыслями. Сковорода подчеркивает, что внутренние побуждения к деятельности, или «мысли сердечные», оказывая влияние на поведение людей, нередко скрыты от них (не осознаны). Он подчеркивает необходимость познания этого внутреннего (мотивационного) пласта душевной жизни - потребностей, намерений, желаний, мыслей. Процесс мышления, по его словам, - это «движимость непрерывная». Мысль ни на минуту не останавливается, не прекращается, для нее не существуют пространство и время. Важно, чтобы мысль обладала богатым содержанием, не являлась поспешной, была способна к сопоставлению и анализу различных мнений, ориентирована на преодоление трудностей, встречающихся на пути к истине. Благодаря мышлению, отмечает Сковорода, человек отдает себе отчет в том, что с ним
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
происходит; его чувства становятся осознанными и подконтрольными разуму, появляется способность изменять и устранять некоторые из них.
При этом Сковорода высоко оценивал роль чувств в жизни человека. Чувства определяют настрой жизни, души, включая самые интимные переживания, убеждения, стремления, побуждения к действию. Воля рассматривалась как разумная, но в то же время не отождествлялась с разумом, занимая свое специфическое место в психической структуре человека: знание помогает определить разумную цель, оно вскрывает источник рождения желания, но важно также иметь «мужественные руки», обеспечивающие активные действия.
Замечательным свойством человека философ считал его познавательный интерес, неиссякаемую способность удивляться: «Искать и удивляться значит то же. Сие движение веселит и оживляет душу, как стремление текущую по камням воду. Но при полном открытии всего-навсего исчезает удивление. Тогда слабеет аппетит и приходит насыщение, потом скука и уныние» [5, с. 34].
Определяя содержание человеческого счастья, Сковорода включает в него любимый труд, познавательный интерес, здоровье духа, душевный мир и «душевную сладость», дающуюся «воздержанием, малодовольством, целомудрием, трудолюбием, благодушеством»... Особо он подчеркивает ценность дружбы, указывая, что ни богатство, ни блеск общественного положения не дают такого блаженства, как общение с друзьями. Основу дружбы Сковорода видит в истинной любви и единстве [5].
Таким образом, психологические идеи, развиваемые мыслителем, затрагивают многие проблемы, актуальные до настоящего времени: природные различия людей, способности и склонности, их развитие в деятельности, проблема познания мира человеком, самопознание, мотивы и по-
требности, проблемы человеческих взаимоотношений и другие.
Литература
1. Костюк Г. С. Русско-украинские связи в формировании передовой отечественной психологической мысли. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 65.
2. Табачников И. А. Григорий Сковорода. URL: http://ceolte.com/view/90
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: «Большая Российская энциклопедия». 1993. Т. 1. С. 520.
4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990.
5. Большакова В. В. Психологические идеи в русской философии XVIII в. // Психологическая мысль России: век Просвещения / под ред. В. А. Кольцовой. СПб., 2001. С. 57-60.
6. Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII-XVIII вв.). Киев, 1978.
7. Апенок (Черкасова) Раиса Сергеевна Тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. №8. С. 142-148.
References
1. Kostyuk G. S. Russko-ukrainskiye svyazi v formirovanii peredovoj otechestvennoj psikhologicheskoj mysli. Izvestiya АРЫ RSFSR, 1955. Vyp. 65.
2. Tabachnikov I. А. Grigorij Skovoroda. URL: http://ceolte.com/view/90
3. Rossijskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. / gl. red. V. V. Davydov. M.: «Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya». 1993. T. 1. S. 520.
4. Gromov M. N., Kozlov N. S. Russkaya filosofskaya mysl' X-XVII vv: ucheb. posobiye. M.: Izd-vo MGU, 1990.
5. Bol'shakova V. V. Psikhologicheskiye idei v russkoj filosofii XVIII v. // Psikhologicheskaya mysl' Rossii: vek Prosveshcheniya / pod red. V. А. Kol'tsovoj. SPb., 2001. S. 57-60.
6. Idejnye svyazi progressivnykh myslitelej bratskikh narodov (XVII-XVIII vv.). Kiev, 1978.
7. Аpenok (Cherkasova) Raisa Sergeevna Tendentsii razvitiya filosofsko-psikhologicheskoj mysli na Rusi v period Srednevekov'ya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 8. S. 142-148.
* * *
MAINTENANCE OF G. S. SKOVORODA'S PSYCHOLOGICAL VIEWS
APENOK (CHERKASOVA) RAISA SERGEYEVNA Tambov State University named G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Gregory Savich Skovoroda (1722-1794) - one of the largest thinkers of the XVII century, the outstanding philosopher, the poet, the composer and the teacher. He was one of representatives of the educational movement. Gregory Savich Skovoroda was encyclopedically educated person in which original philosophical works the important place he allocated for actually psychological questions. G. V. Skovoroda developed a pantheistical view of the world and a place of the person in it, adheres to the monistical point of view on human nature. Skovoroda
R. S. APENOK (CHERKASOVA)
identified the nature with the God. His creativity had a pronounced anti-serf focus. G. S. Skovoroda wrote that all people from the birth have the right for happiness. Defining the content of human happiness, the philosopher included in it favorite work, cognitive interest, health of spirit, the sincere world and an optimum mental state.
The psychological ideas developed by the Ukrainian thinker touch on many issues actual so far: natural distinctions of people, abilities and tendencies, their development in activity, a problem of perception of the world by the person, self-knowledge, motives and requirements, problems of human relationship and others.
Key words: Gregory Savich Skovoroda, theory of «three worlds», G. S. Skovoroda's pantheism, self-knowledge.
T 10 №4 2015 SOCIAL AND economic phenomena and processes