Научная статья на тему 'Содержание процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента'

Содержание процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троценко Нина Николаевна

Поиск новых подходов к формированию физической культуры личности студенческой молодежи связан с определением, разработкой и экспериментальным обоснованием организационных, психолого-педагогических условий и эффективных технологических механизмов формирования процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троценко Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The search of the new approaches for the formation of the personality's physical culture of the students youth is connected with the determination, development and experimental validation of the managerial, psychological, pedagogic conditions and effective technological mechanisms of the "Process-Activity" component formation of the physical culture of the student's personality.

Текст научной работы на тему «Содержание процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента»

Троценко Н.Н.

«Содержание процессуально-деятельностной составляющей физической культуры...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Н.Н. Троценко

THE CONTENT OF THE "PROCESS-ACTIVITY" COMPONENT OF THE PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT'S PERSONALITY

Trocenko N.N.

The search of the new approaches for the formation of the personality's physical culture of the students youth is connected with the determination, development and experimental validation of the managerial, psychological, pedagogic conditions and effective technological mechanisms of the "Process-Activity" component formation of the physical culture of the student's personality.

Поиск новых подходов к формированию физической культурыi личности студенческой молодежи связан с определением, разработкой и экспериментальны1м обоснованием организационных, психолого-педагогических условий и эффективных технологических механизмов формирования процессуально-деятельностной составляющей физической культурыi личности студента.

УДК 37.037.1/041:378.1

В разработанных Межведомственной комиссией Совета Безопасности по охране здоровья населения России Федеральных концепциях «Охрана здорового населения» и «К здоровой России» отмечается, что важнейшими факторами, которыми обеспечивается здоровье, являются: условия и образ жизни людей - 50-55%; состояние окружающей среды - 20-25%; генетические факторы - 15-20%; деятельность учреждений здравоохранения - 10-15%. В данных документах определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Также подчеркивается, что физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью, что оно - эквивалент и выражение свободы деятельности человека.

Сегодня здоровье населения России характеризуется низким уровнем его проявления, включая не только физические и психические его составляющие, но и социально-духовные компоненты. Вот почему сегодня стратегической целью Российского государства на современном этапе его развития является решение насущных социально-экономических проблем в обществе, связанных с улучшением здоровья детей, подростков и молодежи путем всемерного и постоянного развития в стране системы физической культуры и спорта. Основным приоритетом в этом направлении признается достижение высокого уровня физического совершенства, формирования образованности в области физической культуры, активности в ней

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

как необходимых элементов в становлении здорового образа жизни в сознании подрастающего поколения.

Ведущая роль в решении этих вопросов, безусловно, должна отводиться высшей школе. Однако проблема здоровья, эффективного сочетания физического и личностно-профессионального развития, обучения и воспитания студентов до сегодняшнего дня на практике не носит комплексный характер. Традиционные формы организации системы образования не учитывают в достаточной степени психолого-педагогические, физиологические и психофизические возможности обучающихся, что в итоге негативно сказывается на состоянии здоровья студенческой молодежи. В этой связи научная и практическая актуальность укрепления и сохранения здоровья студентов, формирования у них личностной и профессионально-значимой потребности в физическом совершенствовании и самостоятельности в его достижении очевидна.

Акцентируется это еще и тем, что постоянно изменяющиеся условия жизни приводят молодежь к стрессовым состояниям, что, в свою очередь требует от них более ответственного отношения к освоению знаний, умений, навыков и средств эффективной и относительно безболезненной биосоциальной адаптации. Из-за недопонимания этого уровень достижений, непосредственно в области физической культуры, поступающих в вузы очень низок и далеко не соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

По результатам многих исследований причины состояния такой ситуации заключаются в следующем:

- недостаточное внимание на занятиях физической культурой уделяется формированию знаний и обучению практико-методическим умениям и навыкам самостоятельного использования разнообразного спектра средств и оздоровительных систем физической культуры;

- несформированность устойчивых мотивов, потребностей и установок на профессионально-личностные ценности физического самосовер-шенствования;

- отсутствие должной когнитивно-образовательной заинтересованности в изучении литературы по основам теории физической культуры и методикам физического самовоспитания;

- недооценка преподавателями физической культуры значимости интеграции педагогической деятельности в процессы индивидуализации, определения, опосредствования, рефлексии и автономизации физкультурного самосознания личности студента.

Актуальные вопросы профессионального образования, касающиеся не только его развития, но и становления в современных социально-экономических условиях и процессах международной интеграции рассматриваются в трудах многих ученых (В.Ф. Костюченко, А.М. Новиков, В.А. Попков, А.В. Коржуев, В.П. Беспалько и др.). Среди них особое место занимают проблемы деятельности и самореализации в творчестве (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, В.А. Сла-стенин, С. С. Подымова, Л.Ф. Спирин,

A.Г. Асмолов, В.А. Попков, А.В. Коржуев, Е.А. Климов, В.В. Давыдов и др.), а также проблемы здоровья студентов (М.Я. Ви-ленский, Г.М. Соловьев, П.К. Дуркин, М.Л. Лебедева, Ю.М. Николаев и др.), физической культуры и ее роли в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов различного профиля (М.Я. Ви-ленский, Л.И. Лубышева, Г.М. Соловьев,

B.А. Петьков, В.И. Ильинич, И.М. Быхов-ская, В.Ф. Горбатов, Т.И. Прокопенко, А.А. Простяков и др.).

Анализ научно-литературных источников говорит о том, что педагогическая наука не стоит на месте. И тем не менее необходимость дальнейшего осмысления нового качества профессионального образования, создания инновационных педагогических технологий, адекватных времени, очевидна. В полной степени это касается и организационно-структурных построений системы формирования физической культуры студенческой молодежи. Ибо физическая культура общества и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие здорового

Троценко Н.Н.

«Содержание процессуально-деятельностной составляющей физической культуры...»

образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к активному профессиональному долголетию, оздоровлению нации, к решению многих социально-экономических проблем современной России.

В целом изучение нами состояния здоровья и основных составляющих физической культуры молодежи, поступающей в вузы, констатирует устойчивые противоречия между:

- необходимостью повышения качества биосоциальной адаптации будущих специалистов к современным социально-экономическим условиям жизни и состоянием их психофизической готовности к этому;

- потребностью личности в накоплении знаний и умений самостоятельно использовать различные средства оздоровительной физической культуры в повседневной жизнедеятельности и традиционными содержательными и организационно-структурными формами функционирования физической культуры в системе образования, недостаточно обеспечивающими ее этим;

- социальной необходимостью формирования физической культуры личности студента, его автономности в ней и отсутствием полноты разработанности психолого-педагогических условий и технологических механизмов, обеспечивающих этот процесс.

Вышеперечисленные противоречия детерминируют необходимость поиска новых подходов к формированию физической культуры личности современного студента. При этом педагогическая проблема исследования связана с определением, разработкой и экспериментальным обоснованием организационных и психолого-педагогических условий и эффективных технологических механизмов формирования процессуально-деятельност-ной составляющей физической культуры личности студента. Именно этим и определялась цель исследования.

При этом технологию в контексте мы рассматриваем как функциональную систему организованных единиц управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, как совокупность действий,

операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата, как рефлексивно-управленческие методы и способы, создающие условия для реализации личностно ориентированного, индивидуально-творческого подхода, развивающего способности самоуправления, самоорганизации, самокоррекции и трансформирующие процесс обучения и воспитания в самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Ведущим показателем, определяющим эффективность педагогической технологии, выступают уровни физической культуры личности студента и его готовности к продуктивной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой и задачами исследования нами были уточнены и расширены представления на основные содержательные, структурные и критериальные характеристики физической культуры личности студента; разработана и экспериментально обоснована педагогическая технология формирования процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента; выявлены организационные и психолого-педагогические условия, определяющие технологическое обеспечение формирования процессуаль-но-деятельностной составляющей физической культуры личности студента; определены уровни готовности студентов к самостоятельному использованию различных средств и оздоровительных систем в практической жизнедеятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ставропольский государственный университет. В выборочную совокупность испытуемых для получения эмпирических данных вошло 400 студентов экономического факультета. Эксперимент проводился в течение двух лет.

К завершению эксперимента нами были получены результаты, позволяющие констатировать достоверные изменения не только в степени готовности студентов определять, планировать, конструировать и организовывать свою самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность,

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

но и в уровнях физической культуры личности каждого студента. Обучающиеся существенно расширили свою эрудицию в области физической культуры, повысили степень абстракции научности знаний, аргументированности и их обоснованности, а также способности к объяснению и переносу.

Использование в учебном процессе проблемных, игровых и информационных педагогических технологий самообучающей деятельности обеспечило положительные изменения и в культуре коммуникации студентов, снятие психологической напряженности в общении друг с другом. В структуре мотивационно-ценностных ориентаций физической культуры повысилась роль профессионально и социально значимых мотивов, а также потребностей самоактуализации и самоуважения. За счет постепенного и в то же время целеустремленного включения в процесс физического самосовершенствования студентов претерпели положительные изменения их физическая подготовленность и развитие, а в целом, и что самое главное, осознанное отношение их к собственному здоровью. Полученные знания и выработанные навыки процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности обеспечили в итоге независимость и самостоятельность в данной сфере культуры как профессионально значимого качества любого будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахвердова О.А., Боев И.В. Многовекторный анализ токсикоманий, наркоманий и нарко-тизма у подростков // Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г.М. Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003. -С. 229-258.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. -2001. - № 3. - С. 2-7.

3. Горбатов В. Ф. Технологическая модель подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. -26 с.

4. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Личная физическая культура студента, физическая культура общества и теория культуры //Материалы международной конференции. Часть 2. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 4-5.

5. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 428 с.

6. Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.Я. Ви-ленского. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. -237 с.

7. Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И., Горбатов В. Ф. Технология формирования культуры здорового образа жизни студента // VI Межуниверситетская научно-методическая конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Материалы международной конференции. Ч. 2. -М.: Изд-во Московского университета, 2000. - С. 18-21.

Об авторе

Троценко Нина Николаевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета, соискатель на ученую степень кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Сфера научной деятельности - исследование и экспериментальная апробация процессуально-деятельностной составляющей физической культуры личности студента. Опубликовано 7 статей и одно учебно-методическое пособие с грифом министерства образования и науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.