Научная статья на тему 'Содержание процесса планирования производственной деятельности на современном предприятии'

Содержание процесса планирования производственной деятельности на современном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАН / УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЛОГИКА ПЛАНИРОВАНИЯ / ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломахин А.Н., Шастин Я.А.

Предпринята попытка обоснования категории «планирование» производственной деятельности на современном предприятии с общетеоретических позиций, путем рассмотрения процесса формирования общей цели, логики планирования и формы планирования производственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание процесса планирования производственной деятельности на современном предприятии»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

А. Н. СОЛОМАХИН, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и информационных систем E-mail: solomah@rambler.ru

Я. А. ШАСТИН, аспирант кафедры экономики и внешнеэкономическойдеятельности E-mail: yakovgo@list.ru Воронежский экономико-правовой институт

Предпринята попытка обоснования категории «планирование» производственной деятельности на современном предприятии с общетеоретических позиций путем рассмотрения процесса формирования общей цели, логики планирования и формы планирования производственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: предприятие, планирование, план, уровень управления, логика планирования, форма планирования.

В национальной экономике России функционируют миллионы хозяйствующих субъектов, основной целью которых является получение необходимого уровня прибыли от ведения коммерческой деятельности. К ним относятся такие экономические субъекты хозяйственной деятельности, как: частные предприятия, государственные хозяйствующие структуры, акционерные общества и организации, кооперативы, индивидуальные предприятия и т.д. Современная рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную и массовую форму организации хозяйствующего субъекта — предприятие (фирму), главным действующим лицом которого является предприниматель [2].

В рыночной экономике предприятие является как производителем, так и потребителем товаров, осуществляет затраты на приобретение всех необходимых ресурсов: финансовых, материальных и трудовых. На входе предприятие потребляет ресурсы, а на выходе получается готовая продукция, которая производится не для собственного потребления, а для продажи. Для организации эффективной коммерческой деятельности предприятием необходимо управлять, т. е. необходимо не только сиюминутно организовывать и контролировать его производственную деятельность, но и планировать ее на некоторый период времени, исходя из решения трех основных вопросов [2]: для кого, что и как производить?

Решение этих вопросов на каждом из этапов жизненного цикла предприятия может быть осуществлено по самым различным направлениям, хотя многие современные экономисты считают, что если предприятие производит то, что необходимо потребителю, эти вопросы могут быть решены автоматически.

Данное положение базируется наточке зрения основоположника современного менеджмента П. Друкера, который утверждал: «... чтобы понять,

что же в действительности представляет собой коммерческая фирма, нужно сначала понять, какова ее цель. Цель предприятия следует искать не внутри, а вне его. В сущности, цель коммерческой фирмы определяется обществом, поскольку любое коммерческое предприятие остается составной частью общества. Единственно верное определение цели коммерческого предприятия таково: формировать потребителя... и поскольку целью коммерческого предприятия является формирование потребителя, то такое предприятие выполняет две (и только две) базовые функции — маркетинговую и инновационную» [2, с. 37—38].

В подтверждение этому можно привести высказывание Г. Форда: «... работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна быть в итоге полезной работы, аневее основе» [6, с. 8].

Наряду с этим существует и мнение, в соответствии с которым главной целью предприятия является получение максимальной прибыли поэтому ответ на приведенные вопросы может иметь и более узкие рамки, чем цель или целевая функция общественного производства [1, 3, 7]. Для выделения основных особенностей планирования производственной деятельности предприятия и существующих представлений о его содержании рассмотрим определения, приведенные в таблице.

Приведенные в таблице определения категории «планирование» имеют отношение только к нашему объекту исследования, т. е. к предприятию, и отобраны по схеме «от частного к общему», т. е. от планирования как такового на предприятии до планирования в общем смысле этимологии этого слова. Анализ содержания этих определений дает возможность сделать следующие выводы: • в приведенных определениях нет единого взгляда на содержание логики планирования производственной деятельности предприятия. При этом планирование с точки зрения его логики может рассматриваться как: «разработка плана», «процесс определения и расчета предприятием прибыли», «способ регулирования экономических процессов», «процесс разработки и установления руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития», «деятельность коллектива работников предприятия по установлению заданий его подразделениям» и пр.;

• общим аспектом в подавляющем большинстве определений является то, что результатом процесса планирования является план, при этом содержание плана напрямую зависит от целей и задач, стоящих перед предприятием. Вместе с тем некоторые определения, в частности 4, 6, 11 и 15, не содержат прямых указаний на то,что результатом планирования является план. Поскольку формирование целей и задач предприятия входит в логику планирования производственной деятельности, а общего взгляда на ее содержание нет, то возникает необходимость обоснования такого определения «планирование».

Отправной точкой планирования производственной деятельности является определение основной цели и логики планирования, в соответствии с которыми выполняется весь процесс разработки плана. Под логикой планирования понимают систему представлений о последовательности и обоснованности действий, связанных с разработкой управляющего решения (плана), а также об этапах, научных методах и инструментах проведения плановых расчетов. Так, например, часто в основу логики планирования закладываются цели, определяющие дальнейшее наращивание производства в соответствии со спросом или емкостью товарного рынка [1, 3, 4, 7].

Вместе с тем необходимо отметить, что подобные цели отражает зависимость только от внешних по отношению к предприятию факторов, тогда как принято выделять три основные группы факторов, влияющие на используемую предприятием систему планирования, к которым относятся: факторы внешней среды; факторы, обусловленные спецификой производства предприятия; факторы, связанные со спецификой процесса планирования. Исходя из этого, логика планирования должна включать в себя методы и способы, обеспечивающие определение цели исходя из обозначенных групп факторов (см. рисунок).

В целом логика планирования производственной деятельности предприятия должна соответствовать цели, т.е. на основании множества целей С= {Ср С2, С3,... С), должны формироваться виды— Уу, У2, Уъ,... V., а затем и общая форма планирования У= {V, У2, Уъ,... V) на предприятии. Весь процесс планирования можно условно разделить на три уровня управления.

На первом уровне под руководством высшего звена управления (топ-менеджмента) предприятием выполняются анализ и оценка основополагающих факторов, и разрабатываются общая цель и логика планирования производственной деятель-

Определения категории планирование (для предприятия)

Определение

Источник

Планирование (для предприятия) — процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями

[5]

Планирование (для предприятия) — разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения

URL: http://www.glossary.ru

Планирование оптимальное (для предприятия) — планирование на основе экономико-математических методов и моделей, позволяющее выбрать из совокупности возможных, допустимых наилучший план, характеризуемый максимальным значением целевой функции (критерия оптимальности)

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Экономический словарь

Планирование (внутризаводское) — деятельность коллектива работников предприятия по установлению заданий цехам и производственным участкам и разработке мер, обеспечивающих их выполнение

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic ru, Большая Советская энциклопедия

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Советский энциклопедический словарь

Планирование (внутризаводское) — процесс составления и контроля за выполнением плана производственно-хозяйственной деятельности социалистических производственных предприятий и их подразделений — цехов, участков, служб и т. п. Включает перспективное, текущее и оперативное планирование

Планирование (для предприятия) это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Словарь антикризисного управления

Планирование (в общем, для управления) — вид управленческой деятельности, связанный: с определением целей управляемой системы; с поиском наиболее эффективныхметодов, необходимыхдлядостижения этихцелей; с формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Результатом планирования является план

URL: http://www.glossary.ru

Планирование (в общем, для управления) — вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление необходимых ресурсов и их источников, доведение планов до их непосредственных исполнителей

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Википедия

Планирование (при антикризисном управлении) — процесс выбора целей и решений, необходимыхдля ихдостижения

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www. die. academic, ru, Википедия

Планирование (для маркетинга на предприятии) — детализирование стратегического плана по срокам, исполнителям, стоимости и ожидаемому эффекту

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Википедия

Планирование (в общем, для управления бизнесом) — способ регулирования макро- и микроэкономических процессов методом определения целей и путей ихдостижения. Планированиеделится надирективное и индикативное

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Словарь терминов

Планирование (в общем, для управления) — составная часть управления, разработка и практическая реализация планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.dic.academic. ru, Энциклопедический словарь

Планирование — в самом общем смысле процесс разработки плана, одна из функций управления. Различают адаптивное, директивное, индикативное, консервативное, организационное, перспективное, программно-целевое, стратегическое, тактическое, текущее планирование и планирование «сверху» — «снизу»

[4, с. 435]

Планирование (в общем, для управления) — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование

URL: http://www.dic.academic.ru, Современная энциклопедия

Планирование (в общем, для прибыли) — процесс определения и расчета компанией прибыли на основе имеющегося объема производства и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и других расходов

URL: http://www. dic.academic.ru, Словарь бизнес-терминов

Планирование (в общем смысле, по учебному пособию Басовского) — процесс разработки плана

[1, с. 32]

Планирование (в общем смысле, по современному толковому словарю русского языка Ефремовой) — составление плана

URL: http://www.dic.academic.ru, Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Обобщенная схема планирования производственной деятельности на предприятии

ности предприятия. Формируются экономические показатели и критерии оценки эффективности производственной деятельности предприятия.

Например, одним из показателей может быть чистый дисконтированный доход, а критерием эффективности — некоторая его величина, обеспечивающая накопление финансового капитала для модернизации и дальнейшего развития.

На втором уровне управления руководители подразделений (в холдинговых компаниях исполнительные директора) на основании общей цели С формируют множество целей С= {С1, С2, С3,... С), определяют виды планирования Ух, У2, У},... У в подразделениях и формируют такую общую форму планирования У, которая дает возможность разработки общего плана производственной деятельности Жна основе частных планов по подразделениям Ж, Ж, ... W.

1' V 3' 1

На третьем уровне управления в подразделениях на основе хозяйственно-финансового учета и анализа руководителями отделов и производств обеспечивается контроль заданного множества экономических показателей Р,, , Р,,... Р. в соответствии с определенными критериями плановой деятельности в подразделениях.

Оценка общего критерия эффективности Р на основе критериев плановой деятельности в подразделениях Р = {Р,, Р„ Л,... Р) выполняется главным финансовым органом предприятия в конце управляющего цикла, который может определяться некоторым временным периодом. Если общий критерий эффективности Р в норме, то в конце цикла управления на 2-м уровне выполняется разработка очередного плана производственной деятельности, в противном случае управление передается на 1-й уровень для повторного анализа и оценки основополагающих факторов, разрабатываются общие цели и логика планирования производственной деятельности предприятия.

Данная схема является итерационной, поскольку ее выполнение должно начинаться и прекращаться соответственно при создании и ликвидации предприятия, независимо от этапов его жизненного цикла.

Оценивая обобщенную схему планирования производственной деятельности на рисунке, можно сформировать новое определение категории «планирование» по отношению к предприятию. Планирование — это управление производственной деятельностью, основанное на реализации логики планирования, разработанной с учетом основной цели предприятия и соответствующей ей формы планирования, определенной, разработанной и принятой к исполнению менеджментом предприятия.

Рассматривая данное определение с критичес-

кои точки зрения, нельзя не заметить, что понятие

логика и форма планирования во многом имеют общий смысл и содержание. Однако они имеют ряд принципиальных отличий, которые заключаются в следующем:

• логика планирования в отличие от формы планирования разрабатывается на 1-м уровне управления предприятием и не определяет конкретного вида плановой деятельности в подразделениях, она носит рекомендательный характер, который допускает наличие различного содержания, исходя из специфики предприятия. Например, в упрощенной форме она может быть выражена в виде описания приведенного выше или в виде некоторой другой схемы, которая будет реализовывать свертку не одного показателя, как в нашем случае, а нескольких или может содержать всего два уровня управления вместо трех;

• форма планирования — это четко определенная на основе логики планирования система видов планирования и плановых процедур, которые имеют строго заданную структуру и параметры. Например, форма планирования производственной деятельности может базироваться на ежемесячном индикативном методе планирования деятельности подразделений или на программно-целевом методе, или, как часто это бывает, планирование носит комбинированный характер. Вместе с тем независимо от вида планирования свертка общего критерия эффективности должна выполняться на базе однотипных (видовых) или приведенных к единому типу (виду) экономических показателей;

• форма планирования разрабатывается и применяется менеджментом предприятия постоянно в некотором количестве управляющих циклов, в то время как логика планирования может быть разработана только один раз и применяться только для существующих в данный момент зависимых факторов;

• изменение логики планирования однозначно ведет к изменению содержания формы планирования, но никоим образом не наоборот. Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что предложенное определение планирования производственной деятельности на предприятии устраняет неопределенность в управляющих функциях при принятии планового решения между различными уровнями управления, при этом данная неопределенность является характерной чертой всех известных определений этой категории.

Совершенно очевидно, что разработка практических рекомендаций и инструментов планирования на основе предлагаемой схемы планирования производственной деятельности, исходя из существующих рыночных основ общественного воспроизводства, является не просто жизненной необходимостью, а объективной потребностью, диктуемой как внешними условиями рынка, так и внутренними производственными отношениями.

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 260 с.

2. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. М.: Вильяме, 2004. 432 с.

3. Коробейников О. П. Экономика предприятия: учебн. пособие / О. П. Коробейников, Д. В. Хавин, В. В. Ноздрин. Н. Новгород: НФПК, 2003.234 с.

4. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. 810 с.

5. Финансовое образование. URL: http://www. finleader. ru.

6. Форд Г.Мояжизнь, мои достижения. Л.: Время, 1924. 113 с. URL: http://n-t.ru/ri/fr/mz. pdf.

7. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: учебн. пособие. Воронеж: ВГАУ, 2005. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.