Содержание программы профессиональной подготовки логопедов к работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Е. Е. Васильева
Необходимость расширения профессиональных компетенций будущих логопедов, а также специфика инновационных процессов, затрагивающих систему как специального, так и профессионального образования, обусловливают важность переосмысления подходов к подготовке специалистов, пересмотра содержания и организации их обучения. В связи с этим возникла необходимость разработки элективного курса, способствующего формированию устойчивых интересов, развитию самостоятельности и творческой активности студентов, направленного на конечный результат - формирование педагогического мастерства, готовности будущего логопеда к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модернизация высшего профессионального образования, профессиональные компетенции, педагогическое мастерство, элективный курс, тяжелые нарушения речи, ринолалия, цели обучения, задачи обучения.
The Content of the Program of Vocational Training of Speech Therapists to Work with Children with Heavy Infringements of Speech
Е. Е. Vasilieva
In order to extend professional competencies of future speech therapists, and taking into consideration innovation processes touching both special and professional education system. The necessity of reconsidering approaches to specialists training, reviewing contents and organization of their training appeared. In connection with this, there came the necessity of developing the elective course helping to form stable interests, develop independence and creative activity of students. The course aims the final result - forming pedagogical art and readiness of the future speech therapist to professional activity.
Key words: modernization of higher professional education, professional competencies, pedagogical art, elective course, serious speech defects, rhinolalia (nasonnement), training aims, training tasks.
В настоящее время важнейшая задача педагогического процесса подготовки студентов к работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - формирование высокого уровня их профессионализма, готовности решать педагогические проблемы, связанные с обучением, воспитанием и развитием детей данной категории.
Учитывая инновационные процессы, затрагивающие как систему специального, так и систему профессионального образования, а также новейшие исследования проблемы обеспечения педагогического процесса коррекционной работы с детьми с ТНР квалифицированными кадрами, особую актуальность приобретает проблема создания системы целевой подготовки логопедов для работы с данной категорией детей. Требуется поиск эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, изменение структуры и содержания специальной подготовки студентов, обновление программ профессиональной подготовки и повышение качества преподавания.
С целью расширения профессиональных компетенций будущих логопедов нами был разработан элективный курс «Организация, содержание и особенности обучения и развития детей с ринолалией», способствующий формированию устойчивых интересов, развитию самостоятельности и творческой активности студентов и направленный на конечный результат - формирование педагогического мастерства и готовности будущего логопеда к профессиональной деятельности.
Целью обучения по разработанной нами программе является овладение студентами определенными знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми в профессиональной деятельности, которая направлена на развитие, коррекцию, воспитание и обучение детей с ринолалией, расширение профессиональных компетенций будущих логопедов, а также стимулирование их дальнейшего профессионального роста и развитие способности к самосовершенствованию и творческой активности.
Можно выделить следующие задачи обучения:
- формирование системы важнейших теоретических знаний о детях с ТНР (в частности, с ринолалией), о структуре и закономерностях их нарушенного развития;
- формирование практических умений клини-ко-физиологической и психолого-педагогической диагностики нарушенного развития;
- формирование практических умений разработки вариативных моделей коррекционно-развивающего обучения детей с ринолалией;
- формирование умения прогнозировать успехи и трудности детей;
- формирование практических умений работы с семьями, воспитывающими детей данной категории;
- развитие самостоятельности, профессиональной активности, совершенствование эмоционально-волевой сферы будущих педагогов для успешной профессиональной деятельности.
Содержание разработанного нами элективного курса не дублирует содержание предмета, обязательного для изучения. Разработанное нами содержание элективного курса представляет собой расширенный и углубленный вариант раздела базового курса. Оно предполагает также наличие межпредметных связей с дисциплинами клинико-физиологического, психолого-педагогического и специально-педагогического циклов, а также с другими образовательными курсами специальности «Логопедия».
Материал обучения представляет небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения части (дидактические единицы). Работа по программе строится таким образом, что каждый предшествующий элемент предметного знания дается с ориентировкой на усвоение последующего.
Графическое представление содержания разработанного нами элективного курса, отражающего оптимальную стратегию изучения материала, то есть последовательность его усвоения, см. на рисунках 1 и 2.
Таким образом, программа обучения направлена на овладение основами профессиональной деятельности, ознакомление с особенностями организации и содержанием работы с детьми с ТНР (с ринолалией), что предполагает освоение следующих функций: диагностической, коррекционно-педагогической, организационно-методической, консультативной и профилактической.
В соответствии с принципом учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при проектировании содержания учебного материала нами обозначено не только содержание само по себе, но и способы передачи материала обучающимся и усвоения его ими. Правильная организация учебного процесса способствует активности и хорошей результативности работы студентов на занятии. Преподаватель подбирает формы и методы обучения таким образом, чтобы все ближе подводить студентов к их профессиональной деятельности, развивая самостоятельность мышления [2. С. 219]. В связи с этим важно обратить внимание на деятельность студентов по усвоению учебного материала через комплекс специально подобранных учебных заданий, моделирующих основные типы профессиональных задач специалиста.
Развитие у студентов способности к абстрагированию, быстрой адаптации к реально складывающимся профессионально-педагогическим условиям деятельности - обязательная часть программы обучения. Развитие умений варьировать структуру процесса обучения, перестраивать свою деятельность, пересматривать сложившиеся в собственном сознании представления способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Реализация этих умений требует от студентов применения комплекса психологических, методических и педагогических знаний [3. С. 135].
Таким образом, в процессе изучения элективного курса формируются отдельные приемы и способы, характерные для индивидуального стиля педагогической деятельности будущих логопедов, развиваются их способности к импровизации при решении педагогических задач и анализе педагогических ситуаций, которые в дальнейшем позволят им своевременно варьировать процесс обучения детей. Например, можно предложить следующие педагогические задачи: 1. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций ребенка, и в первую очередь на становлении личности. Раскройте это положение. 2. Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками в подготовительный период до операции. 3. При каких дефектах строения артикуляционного аппарата до операции можно сформировать заднеязычные звуки? Объясните, почему это возможно.
При решении задач, связанных с педагогическим общением, студенты предлагают свои индивидуальные приемы построения моделей взаимоотношений с детьми и их родителями [3. С. 136]. Например: 1. Ребенок молчит, когда к нему обращаются с вопросом. Каковы причины этого? Как их можно квалифицировать? Какие меры будут эффективными в каждом отдельном случае? Какие средства стимуляции могут быть использованы? 2. Какие уточняющие вопросы в беседе с родителями помогут выявить характер имеющегося у ребенка отклонения в развитии (речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), определить время появления нарушений, вид и степень имеющейся недостаточности?
Общие сведения о ринолалии
Распространенность
Рис. 1
С целью приближения будущего логопеда к реальной практической деятельности на занятиях можно использовать игровые ситуации, которые предполагают принятие студентом определенной роли и новой для него личностной позиции и требуют систематизации имеющихся знаний. Студенты получают возможность показать свои теоретические знания и преобразовать их в практические действия. Например, при проигрывании хода индивидуальной беседы логопеда с матерью ребенка, направленной на сбор анамнестических сведений о развитии его речи, могут использоваться следующие задания: оцените полученную в ходе игровой ситуации информацию, дайте «маме» нужные советы и сформулируйте требования к формированию правильной речи детей. Такая педагогическая ситуация носит тренировочный характер и может быть воспроизведена произвольное количество раз при условии перемены ролей.
Таким образом, решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций в ходе занятий приводят студентов к необходимости
взглянуть на себя со стороны, определить качество проявления своих эмоций, оценить свои способности, умения и профессиональную активность. Использование подобных ситуаций обеспечивает реальное обучающее воздействие, практическое усвоение и совершенствование всех компонентов коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями речи (в том числе и с ринолалией).
Установление на занятиях постоянной связи педагогической теории с практикой, введение в учебную ситуацию задач, заимствованных из практики, использование педагогических ситуаций, исследовательских заданий как средства повышения интереса, развития активности и самостоятельности способствует формированию положительного отношения к педагогической профессии. Главная задача заключается в создании адекватной профессиональной мотивации изучения предмета за счет выявления связей с будущей деятельностью.
Особое внимание следует обратить на трудности, с которыми студенты сталкиваются во
время педагогической практики, так как она является важнейшим условием формирования положительного отношения к педагогической профессии. Среди наиболее распространенных трудностей, возникших у студентов в ходе педагогической практики, можно выделить следующие: трудности при использовании учебно-методических материалов и средств обучения, при заполнении документации, при планировании, проведении, анализе и самоанализе занятий, при общении с детьми и с коллегами. Выявив подобные трудности до изучения элективного курса, мы посчитали целесообразным провести
целенаправленную работу по их преодолению в дальнейшем процессе обучения. Это позволило не только осуществить целенаправленную научно-методическую подготовку студентов, но и сформировать их мотивационно-ценностное отношение к будущей профессии.
Одно из условий, необходимых в интеллектуальной и практической деятельности будущего педагога, - самостоятельная работа. Курс по выбору (элективный курс) уже сам по себе способствует созданию активной учебной атмосферы. Вместе с тем, формам самостоятельной работы студентов отводится значимое место.
Система коррекционной работы
Рис. 2
Самостоятельная работа является естественным продолжением аудиторных занятий, проводимых преподавателем, при условии, что студенты получают необходимые средства работы как с теоретическим, так и с практическим материалом. На лекциях и семинарских занятиях происходит знакомство студентов с новой научной литературой, в том числе периодического характера. С учетом индивидуальных интересов студентам даются конкретные задания по составлению схем или таблиц («Виды ринолалии»,
«Врожденные расщелины губы и неба», «Два этапа коррекционной работы при ринолалии» и т. п.), по изучению отдельных публикаций, статей и статистических данных. Такие задания способствуют приобретению дополнительных знаний и навыков работы со справочниками, периодической литературой, стимулируют проявление интереса. Поощряется конспектирование дополнительной литературы, особенно новых научных публикаций, при подготовке к семинарским занятиям, дискуссиям и к зачету. Как пока-
зывает практика, проведение промежуточных контрольных работ и краткие опросы также способствуют повышению эффективности самостоятельной работы.
«Воспитание потребностей и создание возможностей для самоконтроля является венцом учебного процесса» [1. С. 9]. Это обусловило необходимость разработки специального методического пособия для студентов, содержащего контрольные вопросы и задания для проверки и самопроверки их знаний и умений, усвоенных по каждой теме [4].
Реализация разработанного нами элективного курса приводит к получению положительных результатов, так как подготовка специалистов осуществляется в направлении усиления внут-рипрофессиональных знаний, умений, навыков и изменения отношения к детям с отклонениями в развитии, а именно к детям с ТНР (с ринолали-ей). Готовность студентов к работе с такими детьми мы определили как активно-действенное состояние и выделили следующие компоненты готовности: 1) мотивационный; 2) эмоционально-волевой; 3) личностно-деятельностный; 4) когнитивный.
При определении уровня сформированности мотивационного компонента готовности будущих логопедов к осуществлению коррекционной работы с детьми с ТНР (с ринолалией) мы выделили три группы мотивов: социально-профессиональные мотивы, мотивы личностного самоутверждения и внешние мотивы (стремление иметь удобный график работы, хорошую заработную плату и возможность учиться рядом с другом или подругой). Результаты исследования показали, что мотивационная сфера неодинакова на разных этапах профессионального обучения: до изучения элективного курса у студентов преобладали мотивы личностного самоутверждения, а в дальнейшем преобладающими стали социально-профессиональные мотивы.
Для оценки удовлетворенности выбором педагогической профессии нами были проанализированы отчеты по педагогической практике студентов, проходящих практику до и после опытного обучения. После экспериментального обучения повысилась уверенность студентов в правильном выборе будущей профессии: большее количество (70 %) студентов собираются работать по выбранной специальности, остальные 30 % сомневаются в своем выборе.
Результаты исследования показали также, что после экспериментального обучения количе-
ство студентов, более уверенно чувствующих себя при проведении логопедических занятий в процессе педагогической практики, увеличилось на 16 %. Большее количество студентов отмечают у себя наличие необходимых профессиональных знаний, практических умений и навыков (96 %, то есть на 11 % больше, чем до экспериментального обучения), в том числе и коммуникативных, то есть навыков взаимодействия с детьми и с коллегами (54 %, что на 16 % больше, чем до экспериментального обучения).
При оценке важности наличия определенных эмоционально-волевых качеств у логопеда, работающего с детьми с ТНР, в целом студенты показали одинаковые результаты до и после экспериментального обучения. Однако в последнем случае они большее значение придавали таким качествам, как умение преодолевать трудности, решительность, настойчивость требовательность, умение быть дисциплинированным, обязательным, способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на детей, убежденность в своей правоте, наличие педагогического такта, в чем мы видим положительное влияние изученного элективного курса.
При исследовании уровня сформированности личностно-деятельностного компонента готовности студентов к работе с детьми с ТНР мы оценили характер изменения трудностей в ходе профессиональной работы при оказании коррек-ционной помощи детям в период прохождения педагогической практики (до и после экспериментального обучения). Результаты исследования показали, что в целом количество студентов, испытывающих определенные трудности, сократилось после экспериментального обучения (на 14 % при проведении занятий, на 23 % при анализе занятий, на 17 % при заполнении документации и т. п.). Однако после экспериментального обучения студенты продолжают выделять трудности, возникающие при проведении диагностики, при постановке правильного диагноза, организационные трудности и неуверенность в себе, что необходимо будет учесть в дальнейших исследованиях.
При выявлении готовности будущих логопедов к реализации когнитивного компонента педагогической деятельности мы выяснили, что их информированность о детях с тяжелой речевой патологией после экспериментального обучения в целом стала выше. Значительное количество студентов особое внимание уделяют научной литературе (на 12 % больше, чем до эксперимен-
тального обучения) и менее важными считают сведения, полученные по телевидению, радио, из газет и Интернета.
Проанализировав отношение к детям с ТНР, мы выяснили, что после экспериментального обучения количество студентов, которые относятся к детям данной категории положительно, увеличилось на 12 %. И наоборот, количество студентов, которые к таким детям относятся отрицательно и равнодушно, сократилось на 12 %.
Таким образом, процесс подготовки студентов дефектологического факультета к работе с детьми с ринолалией основывается на формировании мотивационной установки на деятельность; на осознании студентами социальной значимости специальной педагогической деятельности; на профессионально-личностной устойчивости с использованием знаний, умений и навыков коррекционной работы (в рамках педагогической практики) и на способности оценивать собственную коррекционно-педагогическую деятельность с позиции успешного преодоления профессиональных трудностей.
Реализация разработанного нами элективного курса приводит к получению положительных результатов при соблюдении определенных организационно-педагогических условий, среди которых мы выделяем следующие: 1) наличие гуманистической и оптимистичной позиции, специальной психологической готовности к работе с детьми, реализация личностных и воле-
вых качеств будущего логопеда; 2) оптимизация обучения за счет активного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность, взаимосвязь учебной, практической и исследовательской деятельности; 3) развитие умения создавать вариативные модели коррекционно-развивающего обучения детей, создание способности к самостоятельному принятию решений, формирование индивидуального стиля деятельности будущего логопеда.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Методика совершенствования учебных программ [Текст] / В. П. Беспалько, Л. А. Бережная. - М., 1976. - 48 с.
2. Кислякова, О. П. Профессиографическое моделирование подготовки специалиста [Текст] / О. П. Кислякова, В. И. Малыхин // Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Тольятти: ПТИС МГУС, 2001. - С. 215-219.
3. Подымова, Л. С. Развитие индивидуального стиля деятельности будущего учителя [Текст] / Л. С. Подымова // Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования: материалы региональной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1993. - С. 132-139.
4. Ринолалия [Текст] : учебное пособие / авт.-сост. Е. Е. Васильева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - 63 с.