Научная статья на тему 'Содержание профессионального образования: инвариантное и вариативное во времени и пространстве'

Содержание профессионального образования: инвариантное и вариативное во времени и пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовец Татьяна Евгеньевна

В статье анализируются зависимые и не зависимые от эпохи культурно-исторических особенностей страны факторы отбора и структурирования содержания профессионального образования. Обосновывается вывод от важности сохранения инвариантного и вариативного компонентов содержания образования в целях сохранения устойчивости образовательной системы в любой стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионального образования: инвариантное и вариативное во времени и пространстве»

УДК 378

Т. Е. Титовец

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНВАРИАНТНОЕ И ВАРИАТИВНОЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Отбор и структурирование содержания профессионального образования становится все чаще объектом современных, педагогических исследований, С одной стороны, в условиях формирования мирового образовательного пространства обостряется проблема внедрения общемирового стандарта качества при сохранении достоинств национальной системы педагогического образования. С другой стороны, в условиях ускорения темпа социокультурных перемен, когда жизненный цикл изобретений, возникающих структур и самих периодов экономического развития сокращается в несколько раз, содержание образования трансформируется настолько, что возникает вопрос о его сущности, о предельном соотношении инвариантного и вариативного в его структуре.

Чтобы обеспечить диалектическое единство этнокультурного наследования и диалога культур (и эпох) в дальнейшем развитии системы профессионального образования, необходимо пересмотреть принципы и подходы к отбору и структурированию его содержания с позиции категорий общего, особенного и единичного, исторически обусловленного и сущностного (вневременного).

Рассмотрим соотношение зависимых и не зависимых от эпохи факторов отбора содержания профессионального образования.

Содержание педагогического образования должно отвечать разработанным в педагогике критериям его отбора независимо от исторической эпохи. К таким инвариантным принципам отбора содержания образования можно отнести:

- целостность отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности;

- высокая научная и практическая значимость, т. е. научность и практи-коориентированность;

- соответствие сложности содержания реальным возможностям обучающихся, а также соответствие объема содержания имеющемуся времени;

- учет международного опыта построения содержания образования;

- соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе;

- культуросообразнность содержания образования (культурное ядро образовательной системы должны составлять универсальные человеческие

ценности, среди которых безусловной ценностью является человек, как носитель культуры).

- природосообразность содержания образования. Образовательный процесс не должен противоречить закономерностям человеческого развития и сущности человеческой природы. Любой новый виток развития образования должен стремится максимально приблизиться к идее природосообразного образования, в основе которого лежит иерархическая структура потребностей человека. Восстановление потребиостной структуры, вершиной которой являются потребности высшего порядка - системообразующая цель образовательной системы на любом этапе ее развития.

Вариативный компонент, отбора содержания образования требует анализа современной социокультурной ситуации и выделения факторов его изменения на разных этапах развития общества.

Анализ теоретико-методологической и философской литературы по проблемам отбора содержания педагогического образования позволяет выделить следующие детерминанты, отражающие особенности эпохи:

1. динамику представлений о цели образования, в которой находят выражение интересы государства, общества и личности;

2. постоянно изменяющийся опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством.

Рассмотрим особенности целеполагания в профессиональном образовании на современном этапе развития общества.

Процесс модернизации содержания профессионального образования является мировой тенденцией, вызванной парадигмальными сдвигами в социокультурной сфере. К ним относятся:

- переход общества из индустриального в постиндустриальный и информационный тип;

— трансформация ценностных ориентаций в социокультурном пространстве;

- переход от антропоцентризма к ноосферной организации деятельности мирового сообщества;

— глобализация всех сфер жизнедеятельности;

— опережение природных и социокультурных изменений осознанию этих изменений человеком, ведущее к определенной мифологизации индивидуального и общественного сознания.

В условиях информационной общественной формации происходит переход от адаптационной к опережающей модели образования. Она выдвигает образовательный идеал личности, готовой не только и не столько успевать за научно-техническим прогрессом и адаптироваться к социокультурным переменам, сколько прогнозировать и корректировать их влияние на последующее духовное обогащение и развитие человека. Способность к такому стратегическому мышлению требует существенных преобразований в содер-

жании профессионального образования. Необходимость адаптации человека к новым условиям постоянно меняющегося мира требует пересмотра аксиологических оснований высшего профессионального образования в сторону обеспечения выпускникам позиции творца культуры, а также управленца сферой выбранной профессиональной деятельности как открытой системой. При переходе от индустриальной к постиндустриальной экономической формации цель профессиональной подготовки не ограничивается вооружением субъекта профессиональными знаниями, умениями и навыками. Информационный рост и высокий темп развития наук, которые опережают теоретическую и практическую подготовку специалиста, требуют смещения цели профессионального образования от формирования функционеров общества в сторону развития культуротворческих способностей личности и создания предпосылок ее самореализации в культурном пространстве.

По нашему мнению, при нынешних темпах социокультурного развития и динамики технологий период профессионального обучения студента становится недостаточным для обеспечения готовности к профессиональному творчеству на протяжении всей карьеры. Готовность к преобразующей деятельности требует все большего участия самого специалиста в поиске новых профессиональных знаний и способов их обработки, а также его открытости новым ценностям и умения своевременно скорректировать свою концептуальную схему понимания профессиональной действительности и ее объектов. В связи с этим в центре внимания педагогических исследований по проблемам профессионального образования становится профессио-генез - постоянное, на протяжении всего периода трудовой деятельности, качественное преобразование специалистом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности -творческой самореализации в профессии.

Другой важной детерминантой отбора содержания образования является накопленный опыт предшествующих поколений, опыт профессиональной деятельности, выработанный человечеством. Как полагают Н. Ф. Радиопова, А. П. Тряпицына, этот опыт, в свою очередь, определяется:

- во-первых, культурно-историческими традициями и социокультурными условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность;

- во-вторых, развитием современной науки, осуществляющей синтез знаний на основе осмысления глобальных проблем человечества;

- в-третьих, работодателем, определяющим характер маркетинговых услуг и правила формирования конкурентной среды их развития, которая влияет на состояние профессионального опыта, способствуя его постоянному обновлению и обогащению;

- в-четвертых, развитием педагогической науки.

Выбор структуры содержания образования в конкретной стране зависит от сложившихся исторических традиций в определении оптимального соотношения между запросами настоящего и универсальными ценностями. Разные страны определяют это соотношение по-разному. Там, где акцент делается на универсальные критерии качества подготовки профессиональных кадров, независимые от времени, преобладает такой подход к отбору содержания, который строится на принципе стандартизации. Ориентация на современные запросы рынка образовательных услуг означает предпочтение принципа рыночной диверсификации. В отдельных случаях система образования в равной степени тяготеет как вариативному, так и инвариантному компоненту в отборе содержания образования. Такая система является наиболее устойчивой.

Рассмотрим вариабельность подходов к отбору и структурированию содержания профессионального образования в пространстве - их зависимость от исторически-обусловленных национальных представлений о сущности профессионального образования. В мировом опыте профессионального образования сложились разные представления о:

- соотношении фундаментальной и специальной подготовки;

- соотношении культуро-транслирующей и культуросозидающей функциях профессионального образования;

- соотношении теоретической и практической подготовки студентов.

Первый фактор как основание для классификации подходов к структурированию содержания профессионального образования позволяет выделить следующие подходы:

1. Либеральный подход (приоритет фундаментальной подготовки специалиста).

2. Профильный подход (приоритет специальной подготовки специалиста).

3. Модульно-элективный подход (выделение инвариантного ядра фундаментальной подготовки, которое дополняется курсами и модулями по выбору, необходимыми для усвоения узкопрофессионального знания).

Профильный подход к подготовке будущего учителя преобладает в западноевропейских странах, где сокращается объем общеобразовательного компонента с целью усиления специальной и педагогической подготовки учителя. В отечественной системе подготовки педагогических кадров большое внимание уделяется дисциплинам общеобразовательного цикла. Модульноэлективный подход недавно был введен на экспериментальной основе в США, ряде европейских стран, Австралии.

Приоритет кулътурно-транслирующей функции профессионального образования выражается в гуманитарной его модели (Каррье, Ортега-и-Гассет, Хатчинс, Дж. Ньюмен), в соответствии с которой профессиональное образование призвано ознакомить студента со взглядами ведущих ученых в

области гуманитарных, социальных и естественных наук и показать общие законы, на которых зиждется мироздание, общественная жизнь и развитие человеческого рода, образ мира современной эпохи. Основная цель такой интеграции профессионального обучения и общекультурной подготовки субъекта - наделение смыслом жизненных и профессиональных решений студента и упрощение (без утраты сути) основных достижений человеческого опыта, выделение его квинтэссенции с целью передачи растущему поколению.

Согласно диаметрально противоположному подходу, сущность высшего образования заключается в его исследовательской направленности, в нем учебная и исследовательская деятельность взаимодействуют друг с другом: обучение призвано подготовить студента к исследованию, предоставляя ему интеллектуальную подготовку к последнему, а исследования - стать способом развития интеллектуальной зрелости, научного способа мышления и различных способностей личности. Основная цель такой интеграции исследовательской деятельности с профессиональным обучением - обеспечить субъекту позицию первооткрывателя в профессиональной области и возможность культуротворчества в ней, а университету - роль производителя научных знаний.

Сравнительный анализ двух моделей профессионального образования позволяет выявить их общий недостаток - дезинтегрированность трех составляющих подготовки студента. В исследовательской модели соединение исследовательской деятельности с профессиональной подготовкой оставляет незадействованной общекультурную составляющую университетского образования, что актуализирует проблему сохранения культурной преемственности образования. В гуманитарной модели соединение общекультурной и профессиональной подготовки оставляет незадействованной исследовательскую сущность профессионального образования, что поднимает проблему поиска путей преобразования реальности, новых правил игры, которые бы обеспечили возрастающую независимость человека от меняющихся условий внешней среды, задавали новые модели культуры

В рамках третьего фактора определения структуры содержания образования выделяются следующие подходы.

I. Дисциплинарный (энциклопедический) подход.

Основной принцип структурирования содержания - принцип концептуализации, согласно которому программы разбиваются на дисциплины или курсы, базирующиеся на важных научных понятиях, т. е. составлены с учетом современной дисциплинарной организации знания.

Основной критерий отбора знаний для профессиональной подготовки -их абстрактный характер, делающий знание инструментом управления и контроля над профессиональной действительностью.

При дисциплинарном подходе обеспечивается максимальная целостность и структурированность в формировании научной картины мира студента в выбранной им области профессионального знания, однако остается нерешенной проблема интеграции теоретической и практической подготовки специалиста.

II. Системно-деятельностный (функциональный) подход.

Основной принцип структурирования содержания - принцип модульной

организации, согласно которому программы разбиваются на независимые друг от друга блоки, каждый из которых направлен на формирование определенного рода профессионального умения или способа осуществления профессиональной деятельности.

Основной критерий отбора знаний для профессиональной подготовки -их практико-ориентированный характер, направленность на ясно выраженные цели деятельности.

При системно-деятельностном подходе обеспечивается максимальная целостность в формировании алгоритма отдельных профессиональных действий (т. е. интеграция теоретических знаний и профессиональных способов деятельности), однако остается нерешенной проблема интеграции профессиональных и творческих способностей будущего специалиста. Выпускник вуза в этом случае будет готов к функциональному поведению в выбранной им сфере профессиональной деятельности, но увидеть ее недостатки и изменить к лучшему он не сможет.

III. Когнитивный (мыследеятельностный) подход.

Основной принцип структурирования содержания - принцип интеллектуализации, согласно которому программы разбиваются на учебные курсы-тренинги, на каждом из которых оттачивается та или иная (или несколько) интеллектуальная способность в области профессиональной деятельности (прогностическая, рефлексивная, аналитико-оценочная, творческая и т. д.).

Основной критерий отбора знаний для профессиональной подготовки -податливость к проблематизации, возможность перевода профессионального знания в определенную проблему творческого характера, изучение которой будут способствовать развитию мыслительных способностей студента.

При когнитивном подходе обеспечивается максимальная целостность в формировании профессионального творчества как способности возвыситься над профессиональной реальностью и преобразовать ее, своевременно отвечать на вызовы постоянно меняющейся среды, однако остается нерешенной проблема интеграции когнитивной и ценностно-смысловой сферы студента: сложившаяся система ценностей, индивидуальный жизненный опыт студента не участвует в аналитико-проективной деятельности, что значительно обедняет творческий потенциал будущего специалиста, делает его мотивационно не готовым к творческому росту в профессиональной деятельности.

IV. Субъектный (персонифицированный) подход.

Основной принцип структурирования содержания - принцип элективной центрации на личностных смыслах и профессиональных ценностях, согласно которому программы разбиваются на учебные модули, отражающие разные образовательные потребности студентов, которые вправе выбирать их самостоятельно. Их выбору предшествуют вводнопанорамные курсы, которые демонстрируют модель знаний в определенной сфере, с тем, чтобы студент мог оценить личную значимость этого курса для удовлетворения своих профессиональных потребностей и интересов и определить разрыв между настоящим уровнем способностей и тем уровнем, который, как указывает модель, им может понадобиться.

Основной критерий отбора знаний для профессиональной подготовки -нх личная значимость и полезность, выход на индивидуальный жизненный опыт студента, а также их ценность не только для профессиональной деятельности, но и для смысла существования и жизненной самореализации личности.

При субъектном подходе обеспечивается максимальная целостность в формировании личностного знания, профессиональной идентичности студента (согласованности с самим собой через интеграцию деятельности и личностного смысла), однако остается нерешенной проблема интеграции профессиональной и общемировоззренческой подготовки студента, когда не остается места исследованию социальных и этических проблем, связанных с его профессией. При таком подходе возникает опасность формирования маргинального профессионализма, когда творчество специалиста субъективно значимо, но не востребовано в обществе, не выполняет культуротворческой функции.

V. Культуротворческий подход.

Основной принцип структурирования содержания - принцип моделирования социальных проектов, согласно которому программы разбиваются на блоки, отражающие определенную область проблем нашего общества и стимулирующие студентов к профессиональной экспертизе имеющихся подходов к решению этих проблем и нахождению новых путей их решения.

Основной критерий отбора знаний для профессиональной подготовки -их связь с фундаментальными социальными проблемами, решения которых требует использования профессиональных технологий в определенной области знаний.

При культуротворческом подходе обеспечивается максимальная целостность в развитии способности студента к социальному творчеству (на уровне творца культуры), взаимообусловленность в развитии профессиональной компетентности и стратегического мышления в социальном масштабе, однако остается нерешенной проблема интеграции социально-творческого и парадигма л ьного мышления специалиста, синтеза рационального и пост-

рационального способов осмысления мира, без которого невозможно целостное представление о социальном и профессиональном объекте.

Анализ элементов общего и особенного, инвариантного и вариативного в содержании профессионального образования различных народов позволяет сделать следующие выводы:

1. Стабильность системы образования обеспечивается выбором такой его структуры содержания, при котором учитываются как запросы текущей эпохи, так и вневременные человеческие ценности, лежащие в основе сохранения человека. Соблюдение первого условия обеспечивает системе образования гибкость, адаптивность в условиях постоянных перемен, второго - сохранения качественной определенности системы образования как вида духовной практики.

2. Устойчивость развития системы образования обеспечивается как ее соответствием требованиям мирового образовательного стандарта, что гарантирует ее конкурентноспособность, успешность вхождения в мировое образовательное пространство, так и сохранением исторически обусловленных национальных особенностей структурирования ее содержания, что, с одной стороны, делает ес культуросообразной, а с другой стороны, предоставляет возможность ее участия в диалоге культур (каждый подход к структурированию образования, практикуемый в данной стране, имеет свои преимущества и недостатки, а потому имеет право на существование как ресурс компенсации недостатков образовательных систем чужих культур ценностями, которые продуцируются только в характерном для данной страны культурном коде).

3. Попытка интеграции различных проявлений вариативного компонента содержания образования в единую промежуточную модель будет успешной только в случае объединения разнокачественного в систему, где сохраняется функциональная специализация каждого их подходов (синтетическое слияние может привести резкому сокращению потенциальных путей развития системы образования, что снизит адаптивную функцию последней).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.