СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИАМИНОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
В.А. Фролов, С.П. Сяткин, Т.В. Федорончук
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198
В.И. Свинарев
Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии
Киевский НПО охраны психического здоровья Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии имени Р.Е. Кавецкого НАН Украины, Киев Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 ул. Фрунзе, 103а, Киев, Украина, 04080
Исследования полиаминов сыворотки крови проведены у 106 больных шизофренией. При этом выявлено значительное увеличение как суммарного содержания полиаминов в сыворотке крови, так и повышение уровней отдельных фракций по сравнению с уровнями этих веществ у практически здоровых лиц. Суммарное количество полиаминов у больных шизофренией в среднем в 4— 5 раз превышает их содержание в норме.
Было установлено, что при приступообразно-прогредиентной шизофрении существует высокая степень корреляции между содержанием полиаминов и следующими клиническими симптомами: «дезорганизация мышления», «враждебность», «бредовые идеи и подозрительность». Аналогичная корреляция была отмечена и с суммарным показателем краткой психиатрической оценочной шкалы. Для больных с непрерывно-прогредиентным типом течения заболевания высокая степень корреляции установлена между уровнями полиаминов и такими клиническими проявлениями, как «тревога», «дезорганизация мышления», «необычные мысли», и суммой баллов по краткой психиатрической оценочной шкале.
Ключевые слова: полиамины, шизофрения, приступообразно-прогредиентный тип, непре-рывно-прогредиентный тип.
Предварительные результаты [1] и данные литературы [2] указывают на возможность участия полиаминов в патологических процессах при шизофрении. В настоящее время само присутствие токсических факторов в биологических жидкостях больных шизофренией уже не вызывает сомнения. Однако остается неясным, насколько эти аномальные субстанции причастны к специфическим механизмам патогенеза болезни. В концентрациях, превышающих физиологические, полиамины действуют как нейротоксины. Они подавляют потребление кислорода тканями мозга [3], ингибируют трансмембранный транспорт глюкозы [4], играют существенную роль в разрушении гематоэнцефалического барьера [5], обладают выраженным иммунодепрессивным действием [6]. Некоторые лекарственные препараты, содержащие в своей структуре «спермидиновый» фрагмент
(хлороквин, мепакрин, амодиаквин), вызывают побочные психические эффекты в виде шизофреноподобных картин (от аффективных и параноидных до апатоабу-лических расстройств) [7].
Выраженное психотропное действие полиаминов очевидно, однако в литературе имеются лишь единичные сообщения об изучении этих соединений при шизофрении. Выяснение связи полиаминов с клиническим состоянием при шизофрении находится на начальной стадии. Это обусловило актуальность данной работы.
Цель работы. Исследовать уровень полиаминов в сыворотке крови у больных шизофренией с разными типами ее течения и синдромальной характеристикой клинического состояния.
Материалы и методы. Диагностика шизофрении проводилась с помощью диагностических критериев и классификации шизофрении, предложенных институтом психиатрии АМН СССР, а также с использованием диагностической шкалы BPRS [8]. Полученные данные заносились в специально разработанную карту обследования.
Клинико-психопатологический метод включал количественную оценку степени выраженности симптомов у больных шизофренией с использованием следующих шкал:
1. Международная, короткая психиатрическая оценочная шкала BPRS [8], с помощью которой оценивали 18 признаков психического состояния больных в процессе терапии. Степень выраженности каждого отдельного признака оценивали по 7-бальной шкале. В карте обследования отмечали психическое состояние больного при поступлении в стационар, при дезактуализации психотической симптоматики (через 2—3 недели после начала активной терапии) и в период выписки из стационара.
2. Шкала тяжести позитивных расстройств А.В. Снежневского [7]. Данная шкала включала оценку позитивных расстройств на 9 уровнях, распределенных по степени нарастания их глубины и тяжести.
Исследования проводили на базе Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии, Киевского НПО охраны психического здоровья и Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии имени Р.Е. Кавецкого НАН Украины. Выборочным методом обследовано 139 пациентов. Из них 106 больных с диагнозом шизофрении и 25 практически здоровых лиц, составивших контрольную группу.
В процессе исследования оценивали неврологическое и соматическое состояние больных с привлечением консультантов: невропатолога, терапевта, окулиста. Обследовано 106 больных в возрасте от 16 до 52 лет: из них 54 с непрерывно-про-гредиентной параноидной шизофренией и 52 — с приступообразно-прогредиент-ной шизофренией.
Распределение больных шизофренией по возрасту и длительности заболевания представлено в табл. 1. В таблице 2 дано распределение больных в зависимости от возраста, в котором дебютировал процесс.
Таблица 1
Распределение больных шизофренией по возрасту и длительности заболевания
Форма шизофрении Возраст больных, лет Длительность заболевания,лет
< 20 21—40 > 41 Всего < 1 1—3 4—10 > 10 Всего
Непрерывно-прогредиентная 3 37 14 54 10 27 15 2 54
Приступообразно-прогредиентная 4 32 16 52 12 26 13 1 52
Итого 7 69 30 106 22 53 28 3 106
В исследовании непрерывный тип шизофрении представлен параноидной формой.
Из 54 обследованных больных параноидной шизофренией манифестное течение заболевания наблюдалось у 42, причем у 38 из них манифестный психоз развивался за инициальным этапом различной длительности, у 12 — остро, без предшествующих инициальных расстройств. У 45 из 54 больных начало собственно психотической стадии определялось бредовым или галлюцинаторно-бредовым состоянием. У 9 болезнь манифестировала парафренным синдромом.
Таблица 2
Распределение больных шизофренией в зависимости от возраста манифестации болезни
Возраст манифестации, (годы) Число обследованных человек %
0—19 12 11,3
189—29 28 26,4
29—39 46 43,4
39—49 16 15,1
50 и > 4 3,8
Всего 106 100
На момент клинико-биохимического обследования распределение больных непрерывной параноидной шизофренией было следующим. У 27 больных в клинической картине преобладали параноидные расстройства, у 12 больных ведущее место занимали явления галлюциноза, в 9 случаях наблюдался парафренный синдром. У 3 больных клиническая картина определялась паранояльным бредом, у 3 — состоянием, близким к депрессивно-параноидному, с элементами депрессивного бреда и тревожной ажитацией.
Мы не ставили перед собой задачу обследовать больных приступообразно-прогредиентной шизофренией в целом, а остановились лишь на одном из ее вариантов — среднем по прогредиентности, близким по своим проявлениям к не-прерывно-прогредиентной шизофрении.
С приступообразно-прогредиентным типом течения шизофрении обследовано 52 больных. В большинстве случаев (в 34 из 52) заболевание начиналось исподволь и на первых этапах развивалось медленно. Первые острые психотиче-
ские приступы возникали при наличии явных признаков вялотекущего шизофренического процесса. В таких случаях на фоне расстройств, свидетельствующих о наличии у больных вялотекущего процесса, появлялись бредовые идеи недоброжелательного отношения, иногда сензитивного характера, идеи ревности, ипохондрические расстройства, идеи научных открытий, реформаторства, борьбы против несправедливости с тенденцией к кверулянтству. Описанные расстройства наблюдались у больных до развития первого острого приступа в течение нескольких лет, то усиливаясь, то ослабевая. О прогредиентности процесса у больных свидетельствовало то, что с годами, очень медленно происходило расширение тематики бреда, усиление бредовой активности, появлялись неглубокие, но отчетливые изменения личности и присоединялись аффективные нарушения. В 15 случаях медленного развития заболевания к вышеописанным бредовым идеям отношения, ревности, ипохондрическим расстройствам присоединялись идеи преследования, отравления, колдовства, к идеям реформаторства и изобретательства — бредовые идеи отношения и преследования, т.е. бред становился политематическим.
Определение содержания полиаминов в сыворотке крови больных производили в одно и то же время суток (в 10 ч утра). В качестве контроля использовали сыворотку крови 25 практически здоровых лиц соответствующего пола и возраста.
Для определения содержания полиаминов в сыворотке крови использовали модифицированный нами метод Selier и Knodgen (1979) [10]. В основу метода положено разделение флуоресцирующих производных полиаминов при помощи тонкослойной хроматографии. В качестве флуоресцирующего реагента использовали 5-диметил-амино-1-нафталинсульфонилхлорид (дансилхлорид) фирмы Serva. В качестве свидетелей использовали препараты гидрохлоридов полиаминов (спермин • 4 НС1; спермидин • 3 НС1; путресцин • 2 НС1) фирмы «Calbiochem». Интенсивность флуоресценции измеряли на спектрофлуориметре CS-920 фирмы «Shi-madzu» при длине волны возбуждения 350 нм, испускания 515 нм.
Таблица 3
Содержание полиаминов в сыворотке крови больных шизофренией и практически здоровых лиц, нмоль/мл, (М ± т)
Группа Кол-во СПМ СПД ПУТ 2па
Общая группа больных шизофренией 106 1,46 ± 0,12а 7,73 ± 0,19а 3,09 ± 0,13а 12,28 ± 0,30а
Непрерывно-прогреди-ентный тип течения шизофрении 54 1,21 ± 0,16а 6,74 ± 0,25а 2,85 ± 0,19а 10,81 ± 0,42а
Приступообразно-про-гредиентный тип течения шизофрении 52 1,72 ± 0,19а,б 8,75 ± 0,29а,б 3,35 ± 0,16а,б 13,82 ± 0,43а,б
Практически здоровые 25 0,10 ± 0,03 2,50 ± 0,30 0,12 ± 0,04 2,72 ± 0,21
Примечание: а — различия достоверны по сравнению со здоровыми лицами; б — различия достоверны по сравнению с показателями у больных с непрерывно-прогредиентным типом течения заболевания.
Статистический анализ полученных результатов проводился параметрическими и непараметрическими методами. Обработку, анализ, подсчет процентных
характеристик и коэффициентов корреляции осуществляли с помощью программы SPSS 10.0.5 for Windows 95. Достоверность различия средних значений по экспериментальным группам полученных результатов проводили с помощью ¿-критерия Стьюдента (Афифи, Эйзен, 1982) [11].
Результаты. У больных шизофренией суммарное количество полиаминов (£ПА) в сыворотке крови повышено и составляет 12,28 ± 0,30 нмоль/мл. В контрольной группе — 2,72 ± 0,21 нмоль/мл (Р < 0,001). У больных шизофренией содержание спермидина (СПД) было наиболее высоким по сравнению с другими фракциями полиаминов и составляло 7,73 ± 0,10 нмоль/мл (62,8%), спермина (СПМ) — 1,46 ± 0,12 нмоль/мл (11,9%), путресцина (ПУТ) — 3,09 ± 0,13 нмоль/мл (25,2%) (табл. 3, рис. 1).
СПМ СПД ПУТ ПА СПМ СПД ПУТ ПА
Практически здоровые люди Больные шизофренией
Рис. 1. Содержание полиаминов в сыворотке крови у больных шизофренией и практически здоровых лиц (М ± т) нмоль/мл:
(СПМ — спермин; СПД — спермидин; ПУТ — путресцин;
ПА — суммарное содержание полиаминов)
В сыворотке крови у здоровых людей спермидин также определялся в наиболее высоких концентрациях — 2,50 ± 0,30 нмоль/мл (91,9%). В более низких были спермин — 0,10 ± 0,03 нмоль/мл (3,9%) и путресцин — 0,12 ± 0,04 нмоль/мл (4,4%) (табл. 3, рис. 1).
Для больных с непрерывно-прогредиентным типом течения заболевания высокая степень корреляции установлена между концентрацией полиаминов в сыворотке крови и такими клиническими проявлениями, как тревога (г = 0,830; Р < 0,001), дезорганизация мышления (г = 0,639; Р < 0,001), депрессивное настроение (г = 0,456; Р < 0,001), враждебность (г = 0,487; Р < 0,001), необычные мысли (г = 0,774; Р < 0,001), а также суммарным количеством баллов по шкале ВРИЗ (г = 0,857; Р < 0,001).
В сыворотке крови у здоровых людей спермидин также определялся в наиболее высоких концентрациях — 2,50 ± 0,30 нмоль/мл (91,9%). В более низких были спермин — 0,10 ± 0,03 нмоль/мл (3,9%) и путресцин — 0,12 ± 0,04 нмоль/мл (4,4%) (табл. 3, рис. 1).
Для больных с непрерывно-прогредиентным типом течения заболевания высокая степень корреляции установлена между концентрацией полиаминов в сыворотке крови и такими клиническими проявлениями, как тревога (г = 0,830; Р < 0,001), дезорганизация мышления (г = 0,639; Р < 0,001), депрессивное настроение (г = 0,456; Р < 0,001), враждебность (г = 0,487; Р < 0,001), необычные мысли (г = 0,774; Р < 0,001), а также суммарным количеством баллов по шкале ВРЯБ (г = 0,857; Р < 0,001).
Таблица 4
Коэффициенты корреляции между количественными показателями шкалы BPRS и содержанием полиаминов (спермина, спермидина, путресцина и суммарным количеством полиаминов) в сыворотке крови больных шизофренией до начала лечения
Показатели шкалы Коэффициенты корреляции
приступообразно-прогредиентная форма непрерывно-прогредиентная форма
Соматическая озабоченность 0,476 *** 0,475 ***
Тревога 0,356 ** 0,830 ***
Эмоциональная отгороженность 0,339 * 0,526 ***
Дезорганизация мышления 0,623 *** 0,649 ***
Чувство вины 0,141 0,433 **
Напряжение 0,462 *** 0,442 **
Манерность 0,359 ** 0,487 ***
Самовозвеличение 0,244 0,217
Депрессивное настроение 0,258 0,465 ***
Враждебность 0,531 *** 0,487 ***
Бредовые идеи, подозрительность 0,691 *** 0,322 *
Галлюцинаторное поведение 0,197 0,477 *
Двигательная заторможенность 0,244 *** 0,322 *
Неконтактность 0,440 ** 0,308 *
Необычные мысли 0,374 * 0,774 ***
Притупление аффекта 0,306 * 0,176
Сумма баллов 0,621 *** 0,857 ***
Примечание. * — Р < 0,05; ** — Р < 0,01; *** — Р < 0,001.
Обсуждение. Исследования полиаминов сыворотки крови проведены у 106 больных шизофренией. При этом было выявлено значительное увеличение как суммарного содержания полиаминов в сыворотке крови, так и повышение уровней отдельных фракций по сравнению с уровнями этих веществ у практически здоровых лиц. Суммарное количество полиаминов у больных шизофренией в среднем в 4—5 раз превышает их содержание в норме. В количественном отношении содержание спермидина было наиболее высоким по сравнению с другими фракциями (спермином и путресцином).
При рассмотрении причин повышения уровней полиаминов в крови, в частности путресцина, в крови, необходимо иметь ввиду, что одним из факторов такого резкого увеличения может быть снижение активности моноаминоксидазы, наблюдаемое у больных шизофренией. Другие ферменты, играющие ключевую роль в метаболизме полиаминов (орнитиндекарбоксилаза, S-аденозил-Ь-метио-ниндекарбоксилаза, полиамин-Ш-ацетилтрансфераза), на сегодняшний день у больных шизофренией не исследованы.
В связи с тем, что были выявлены такие резкие различия полиаминов в биологических жидкостях, стало необходимым определение возможности связи этих изменений в содержании полиаминов с патогенезом заболевания в целом, с одной стороны, и с состоянием больного в момент обследования, с другой. В современных биологических психиатрических исследованиях это принято делать соответственно в аспекте изучения зависимости биологического маркера от течения болезни, в котором отражаются общие патогенетические закономерности.
Было установлено, что при приступообразно-прогредиентной шизофрении существует высокая степень корреляции между содержанием полиаминов и следующими клиническими симптомами: «дезорганизация мышления», «враждебность», «бредовые идеи и подозрительность». Аналогичная корреляция была отмечена и с суммарным показателем краткой психиатрической оценочной шкалы.
Для больных с непрерывно-прогредиентным типом течения заболевания высокая степень корреляции установлена между уровнями полиаминов и такими клиническими проявлениями, как «тревога», «дезорганизация мышления», «необычные мысли», и суммой баллов по краткой психиатрической оценочной шкале.
Таким образом, у больных шизофренией установлено увеличение концентрации полиаминов в сыворотке крови. Эти изменения свидетельствуют о том, что развитие болезни приводит к глубоким нарушениям обмена этих веществ.
Определение содержания полиаминов в сыворотке крови наряду с клиническими методами может быть полезным для оценки эффективности проводимой терапии в качестве параклинического метода обследования у больных шизофренией.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Свинарев В.И. Спермидин сыворотки крови у больных шизофренией // Врачебное дело. — 1986. — № 12. — С. 86—89.
[2] Сяткин С.П., Свинарев В.И., Залеток С.П. и соавт. Полиамины и психические заболевания // Вестник РАМН. — 2006. — 2. — C. 45—51.
[3] Evans E.A., Vennesland B., Schneider J.J. Effect of spermine on tissue oxidations // Proc. Soc. Exp. Biol. Med. — 1939. — 41. — № 2. — P. 467—470.
[4] Campbell R.A., Morris D.R., Bartos D. Advances in Polyamine Research. — New York: Raven Press, 1978. — 377 p.
[5] Koenig H., Goldstone A.D., Lu C.J. Blood brain barrier break-down in cold-injured brain is linked to a biphasic stimulation of ornithine decarboxylase activity and polyamine synthesis: both are coordinately inhibited by verapamil, dexamethasone, and aspirin // J. Neurochem. — 1989. — 52. — № 1. — P. 101—109.
[6] Theoharides T.C. Polyamines spermine and spermidine as modulators of calcium-dependent immunoprocesses // Life Sci. — 1980. — 27. — № 9. — P. 703—713.
[7] Andrews R.C.R. The side effects of antimalarial drugs indicate a polyamine involvement in both schizophrenia and depression // Med. Hypotheses. — 1985. — 18. — P. 11—18.
[8] Overall J.E., Gorham D.R. The brief psychiatric rating scale // Psychol. Rep. — 1962. — 10. — P. 799—812.
[9] Снежневский А.В. (ред). Руководство по психиатрии. — М.: Медицина, 1983.
[10] Seiler N., Knodgen B. Determination of the naturally occuring monoacetylderivatives of di-and polyamines // J. Chromatograph. (Biomed. Appl.) — 1979. — 164 (1). — P. 155—168.
[11] Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. — М.: Мир, 1982.
THE CONTENT OF POLYAMINES IN BLOOD SERUM OF PATIENTS WITH SCHIZOPHRENIA ACCORDING TO TYPE OF DISEASE COURSE
V.A. Frolov, S.P. Syatkin, T.V. Fedoronchuk
Russian Peoples' Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 8, Moscow, Russia, 117198
V.l. Svinarev
Ukrainian Research Institute Social and Forensic Psychiatry Kiev Scientific Production Association of Mental Health Protection
R.E. Kavetsky Institute of Experimental Pathology, Oncology and Radiobiology National Academy of Sciences of Ukraine, Kiev Kiev Municipal Clinical Psychoneurological Hospital N1 Frunze str., 103a, Kiev, Ukraine, 04080
Researches of polyamines of blood serum were conducted in 106 patients with schizophrenia. The total quantity of polyamines in patients with schizophrenia on the average in 4—5 times exceeds it's normal content. In quantitative respect the content, of spermidine was the highest in comparison with other fractions (spermine and putrescine).
It was established, that in fit-like progredient schizophrenia the high degree of correlation between content of polyamines and following clinical symptoms: disorganization of thinking», «hostility», «delirious ideas and suspiciousness» takes place; the analogical correlation was marked with the total index of brief psychiatric estimative scale. These results were obtained in study of patients with fit-like progredient type of course of schizophrenia. For the patients with continuously-progredient type of course of disease the high degree of correlation between levels of polyamines and such clinical manifestations, as «anxiety», «disorganization of thinking», «unusual thoughts» and sum of points on brief psychiatric estimative scale was established.
Key words: paranoid, paraphrenic, hallucinative and paranoid syndromes, polyamines, fit-like and continuous progredient type of schizophrenia.