Научная статья на тему 'Содержание первых квалификационных комбинаций батутисток - участниц XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро'

Содержание первых квалификационных комбинаций батутисток - участниц XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТУТИСТКА / КОМБИНАЦИЯ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ЭЛЕМЕНТ / TRAMPOLINE / COMBINATION / STRUCTURE / CONTENT / ELEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранин Станислав Анатольевич

В статье анализируется содержание первой квалификационной комбинации батутисток, принявших участие на XXXI Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Основное внимание уделено структуре и содержанию комбинаций. При этом анализируются и основные параметры их выполнения (оценка за технику, высоту полета, коэффициент трудности). На основе этого анализа даются рекомендации, связанные с построением учебно-тренировочного процесса в виде спорта «прыжки на батуте». Исследование, на основе которого написана статья, проведено на основе анализа видеоматериалов XXXI Олимпийских игр, а также бесед с ведущими тренерами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранин Станислав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of the first qualification combinations of trampolines - participants of the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro

The article analyzes the content of the first qualifying combination of trampolines, who took part in the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro. The focus is on the structure and content of the combinations. At the same time, the main parameters of their implementation are analyzed (assessment for the technique, flight altitude, difficulty factor). Based on this analysis, recommendations are given related to the building up of the educational process in the form of a trampoline sport. The study, on the basis of which the article was written, was carried out on the basis of the analysis of video materials of the XXXI Olympic Games, as well as conversations with leading trainers of Russia.

Текст научной работы на тему «Содержание первых квалификационных комбинаций батутисток - участниц XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро»

5. Kvashuk, P. V. (2015), Sports Reserve Training System in the Russian Federation and Abroad, Science Book Publishing and Polygraph Center, Voronezh.

6. Kotov A.V. (1999), "Organizational-management and economic aspects of the formation of professional sports in Russia", At the turn of the 21st century. Year 1999. Scientific Almanac, Volume I, Malakhovka, pp.193-200.

7. Kushchenko, S.V. and Kostikova, L.V. (2005), "Organizational and methodical aspects of the management of a professional basketball club (using the example of PBC CSKA)", Theory and practice of physical culture, No.11, pp, 61-63.

8. Likhachev, O., Fomin, S. and Fomin A. (2011), "Preparation of young sportsmen to the professional career", 16 Annual Congress of the European College of Sport Science, 6-9 July, Book Abstracts, Liverpool 2011, United Kingdom, pp. 331.

9. Likhachev, O.E., Mazurina, A.V. and R.G. Ganiev (2014), "Contemporary problems of professional basketball in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 103-110.

10. Nikitushkin, V.G., Kvashuk, P. V. and Bauer, V.G. (2005), Organic-methodical basis of training of the sports reserve, Soviet Sport, Moscow.

11. Pereverzin I. and Suslov, F. (2002), "On the structure of modern sport of higher achievements and socio-legal status of -professional athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 57-61.

12. Pochinkin, A.V. (2005), "Transformation of organizational and legal forms of professional clubs as one of the aspects of the formation of the Russian model of professional commercial sports", Materials of the scientific conference of the faculty of the IGAFC, Issue III, Malakhovka, pp. 141-148.

13. Fomin, C.G., Likhachev, O.E. and Ganiev, R.G. (2015), "Features of reserve training in foreign professional basketball", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 94-96.

Контактная информация: loe3@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2019

УДК 796.418.6

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОМБИНАЦИЙ

БАТУТИСТОК - УЧАСТНИЦ XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В РИО-ДЕ-

ЖАНЕЙРО

Станислав Анатольевич Гаранин, кандидат педагогических наук, доцент, судья всероссийской категории по прыжкам на батуте, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

В статье анализируется содержание первой квалификационной комбинации батутисток, принявших участие на XXXI Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Основное внимание уделено структуре и содержанию комбинаций. При этом анализируются и основные параметры их выполнения (оценка за технику, высоту полета, коэффициент трудности). На основе этого анализа даются рекомендации, связанные с построением учебно-тренировочного процесса в виде спорта «прыжки на батуте». Исследование, на основе которого написана статья, проведено на основе анализа видеоматериалов XXXI Олимпийских игр, а также бесед с ведущими тренерами России.

Ключевые слова: батутистка, комбинация, структура, содержание, элемент.

CONTENTS OF THE FIRST QUALIFICATION COMBINATIONS OF TRAMPOLINES - PARTICIPANTS OF THE XXXI OLYMPIC GAMES IN RIO DE

JANEIRO

Stanislav Anatolyevich Garanin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Judge of the All-Russian category of trampolining, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal

University (branch), Ussuriysk

Annotation

The article analyzes the content of the first qualifying combination of trampolines, who took part in the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro. The focus is on the structure and content of the combinations. At the same time, the main parameters of their implementation are analyzed (assessment for the technique,

flight altitude, difficulty factor). Based on this analysis, recommendations are given related to the building up of the educational process in the form of a trampoline sport. The study, on the basis of which the article was written, was carried out on the basis of the analysis of video materials of the XXXI Olympic Games, as well as conversations with leading trainers of Russia.

Keywords: trampoline, combination, structure, content, element.

ВВЕДЕНИЕ

Создание технологии многолетней спортивной подготовки должно опираться на анализ современных достижений в той или ином виде спорта. В соответствие с этим выстраиваются и основные характеристики нашего исследования. Объект исследования - выступление батутисток на Олимпийских играх в Рио де Жанейро. Предмет исследования -содержание и основные параметры выполнения соревновательных комбинаций женщинами в прыжках на батуте. Описать комбинации участниц Олимпийских игр в Рио де Жа-нейро, а также, выявить основные параметры их выполнения и есть цель настоящей работы. Необходимо заметить, что спортсменки выполняли три комбинации - две из них в первый (квалификационный) день соревнований (обязательную и произвольную) и одну -в финале. Все эти комбинации конечно несколько отличались одна от другой. В соответствие с этим выстраиваются и задачи нашего исследования. Первая - описать содержание и основные параметры выполнения обязательных комбинаций, вторая - произвольных комбинаций и третья - комбинаций, выполненных спортсменками в финале. В качестве основных методов исследования использовались следующие: анализ видео материалов, анализ протоколов соревнований, опрос в виде бесед с ведущими тренерами России (Дубко В.Ф., Запорожченко О.О., Рыжков А.З.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В квалификационных соревнованиях приняло участие 16 батутисток из 13 стран мира. Согласно правилам соревнований, действовавшим в 2013 - 2016 году в первой классификационной (обязательной) комбинации спортсменкам необходимо было выполнить 10 элементов. При этом основными составляющими общей оценки за комбинацию являлись - трудность двух элементов (D), оценка техники упражнения (Е) и оценка времени полета (Т). В таблице 1 представлена общая оценка за обязательную комбинацию и ее основные составляющие.

Таблица 1 - Общая оценка и ее составляющие за первую квалификационная (обязательную) комбинацию в прыжках на батуте у женщин на Олимпийских играх в Рио де Жанейро

№ ФИО Страна D E T Общая оценка

1 Макленнан Розанна Канада 2,9 9,1 17,29 47,49

2 Пейдж Бриони Великобритания 2,9 9,2 17,05 47,55

3 Дэн Ли Китай 2,7 9,5 16,875 48,075

4 Венна Хе Китай 2,5 9,3 17,6 48

5 Петреня Татьяна Беларусь 2,9 9,3 17,05 47,85

6 Дрисколл Кэтрин Великобритания 2,7 9,1 16,95 46,95

7 Головина Люба Грузия 2,9 9 17,18 47,08

8 Горченок Анна Беларусь 2,9 9,1 17,34 47,54

9 Павлова Яна Россия 2,7 9,1 16,94 46,94

10 Адам Леони Германия 2,3 8,9 16,355 45,355

11 Ренте Ана Португалия 3,1 8,4 16,92 45,22

12 Хилько Екатерина Узбекистан 2,9 8,8 17,27 46,57

13 Накано Рана Япония 2,7 8,5 16,38 44,58

14 Герберт Марине Франция 2,9 9 16,545 46,445

15 Эйсингер Николь США 2,7 8,8 16,15 45,25

16 Москвина Наталья Украина 2,9 8,9 16,43 46,03

X 2,8 9 16,9 46,68

Примечание: в таблице указана медианная оценка за технику выполнения упражнения (при вычислении общей

оценки за комбинацию, согласно международным правилам 2013-2016 года, она утраивалась). Цветом

выделены спортсменки, попавшие в финал.

При анализе содержания обязательных комбинаций, выполненных женщинами, мы заметили, что поэлементный состав комбинаций у подавляющего большинства спортсменок как правило одинаков:

- два элемента: три четверти сальто назад на живот и пять четвертей сальто назад или три четверти сальто вперед на спину и пять четвертей сальто вперед с поворотом (эти элементы включили в свои комбинации 13 спортсменок из 16).

- шесть элементов: сальто назад и сальто вперед с поворотом в трех положениях группировки, согнувшись и прямом (эти элементы включили в обязательные комбинации все 16 спортсменок);

- сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов (этот элемент включили в свои комбинации 6 спортсменок из 16).

- два элемента - сложные элементы, определяющие коэффициент трудности обязательной комбинации.

Лишь три спортсменки включили в свои комбинации более двух двойных сальто (Венна Хе, Яна Павлова, Герберт Марине). Они же не включили в свои комбинации связку: три четверти - пять четвертей сальто вперед или назад. Необходимо заметить, что спортсменке из Китая, Венне Хе таким образом удалось показать наиболее высокое, по сравнению с другими участницами, время полета - 17,6 сек.

Обязательные комбинации, выполненные спортсменками в первый квалификационный день соревнований представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Содержание обязательных комбинаций батутисток-участниц Олимпийских игр в Рио де Жанейро__

№ ФИО Содержание обязательных комбинаций (поэлементно)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Макленнан Розанна 3П 5Г 41Г 4П 41С 4С 41П 4Г 801Г 833П

2 Пейдж Бриони 3П 51Г 4С 4П 41П 42 41Г 4Г 801Г 833П

3 Дэн Ли 3П 5Г 41П 4П 41Г 4С 41С 4Г 801Г 813С

4 Венна Хе 4П 41П 41Г 4С 41С 4Г 801Г 8Г 803Г 8С

5 Петреня Татьяна 3ПП 5Г 4Г 41П 4П 42 41Г 4С 803Г 813С

6 Дрисколл Кэтрин 3П 51Г 4С 41П 4П 42 41С 4Г 801Г 813С

7 Головина Люба 3П 5Г 4Г 41П 42 41Г 4П 4С 821П 831Г

8 Горченок Анна 3П 5С 4Г 4С 42 41Г 4П 8Г 821Г 813С

9 Павлова Яна 801С 8Г 41П 4П 41Г 4С 41С 4Г 801Г 831П

10 Адам Леони 3П 5Г 4С 41П 4П 42 41Г 4Г 801Г 813С

11 Ренте Ана 3П 5Г 41П 4П 41С 4С 41Г 4Г 803Г 833П

12 Хилько Екатерина 3С 5Г 41Г 4Г 41С 4П 41П 4С 801Г 833П

13 Накано Рана 821Г 831Г 41П 4П 41С 4С 41Г 4Г 3П 5Г

14 Герберт Марине 821Г 4П 41П 42 41С 4С 41Г 4Г 801Г 831С

15 Эйсингер Николь 3П 5Г 41П 4П 41Г 4С 41С 4Г 801Г 813С

16 Москвина Наталья 3С 5Г 41Г 4П 42 4С 41П 4Г 803Г 813С

Примечание: в таблице используется цифровая запись упражнений согласно международным правилам

соревнований [1], буквы Г - группировка, С - согнувшись, П - прямое. Цветом выделены спортсменки,

попавшие в финал.

Похожи обязательные комбинации женщин и по структуре: в подавляющем большинстве случаев три четверти на живот или на спину выполняются в начале комбинации, а элементы, определяющие коэффициент трудности, выполняются в конце. В середине комбинации спортсменки выполняли как правило сальто назад и сальто вперед с поворотом в трех основных положениях, реже - сальто назад с поворотом на 360 градусов. Примечательно, что ни одной из спортсменок не был выполнен в обязательной комбинации элемент - сальто вперед с поворотом на 540 градусов (полтора пируэта).

Наиболее простой элемент, определяющий коэффициент трудности - двойное сальто вперед в группировке с поворотом на 180 градусов, наиболее сложный двойное назад сальто прогнувшись с поворотом на 720 градусов. Ни одна из спортсменок не выполнила в обязательной комбинации тройное сальто.

У большинства спортсменок выполнение элементов чередовалось по принципу «вперед - назад». Другими словами, после выполнения сальто или двойного сальто вперед (всегда с нечетным количеством поворотов вокруг продольной оси) выполнялось сальто или двойное сальто назад (без поворотом или с четным числом поворотов вокруг продольной оси).

Интересен на наш взгляд и следующий факт - женщины, попавшие в финал, оказались в первой восьмерке и по результатам выполнения обязательной комбинации. Причем определяющее значение здесь имела оценка за технику. Наиболее высокую оценку за технику показала спортсменка из Китая Ли Дэн (9,5 балла). Все финалистки показали оценку за технику выше 9 баллов. Второй по значимости оценкой определяющий результат обязательной комбинации - стало время выполнения упражнения. Здесь также большинство фи-налисток показали очень высокий результат. Все спортсменки, принявшие участие в Олимпийских играх, показали время полета выше 16 секунд, семь из них - выше 17 секунд. Больше всех в полете была спортсменка из Китай Хе Венна (17,6 секунд).

Необходимо также заметить, что различия в оценке техники и высоты полета у фи-налисток и не попавших в финал оказались достоверными (1 = 3,71 1 = 3,32 соответственно, в обоих случаях Р <0,01), тогда как различия в оценке коэффициента трудности, напротив - недостоверными (1 = 0,18, Р>0,05)

Таблица 3 - Статистические показатели основных составляющих оценки за выполнение первой квалификационной (обязательной) комбинации батутисток, участниц XXXI Олимпийских игр в Рио де Жанейро_

Статистические показатели Финалистки XXXI Олимпийских игр в прыжках на батуте Спортсменки, не попавшие в финал XXXI Олимпийских игр в прыжках на батуте t P

X m X m

Оценка за технику (Е) 9,2 0,06 8,8 0,09 3,75 <0,01

Время полета (Т) 17,17 0,09 16,62 0,14 3,32 <0,01

Коэффициент трудности (Б) 2,8 0,05 2,78 0,1 0,18 >0,05

Оценка за трудность у женщин, попавших в финал как правило имела средние значения - от 2,5 до 2,7 балла. Рекордную оценку за трудность в обязательной комбинации показала спортсменка из Португалии Ана Ренте (3,1 балла), наименьшая трудность была у спортсменки из Германии Адам Леони (2,3 балла). Однако ни одна ни другая спортсменка не смогли пробиться в финал.

На основе проведенного анализа, конечно, можно дать определенные рекомендации, направленные на построение учебно-тренировочного процесса в прыжках на батуте. Необходимо учесть, что такие прыжки как три четверти сальто вперед и назад, пять четвертей сальто вперед и назад с поворотами, сальто вперед с поворотом на 180 градусов и сальто назад, выполняемые в трех основных положениях (группировке, согнувшись или прогнувшись) выполняются на всех этапах подготовки батутисток (начиная с 3 - 2 спортивного разряда). В связи с этим и внимание к качеству выполнения этих элементов должно быть очень высокое. Желательно использовать при обучении этим элементам программы алгоритмического типа. При обучении прыжкам на батуте необходимо также обращать внимание на большую связь таких составляющих прыжков как техника исполнения и высота полета. Необходимо обращать внимание и на структуру комбинации - например на сочетание элементов, выполняемых вперед и назад.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила соревнований 2013-2016 год: прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе. - Лозанна : Международная федерация гимнастики, 2012. - 62 с.

REFERENCES

1. International Gymnastics Federation (2012), Competition rules 2013- 2016: jumping on a

trampoline, an acrobatic track and a double mini tramp, Lausanne.

Контактная информация: St1201@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 04.11.2019

УДК 796.5

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Елена Владимировна Гинжул, старший преподаватель,

Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Арнольдович Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Туристский поход - это один из нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для III-IX ступени. Для разработки программы формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, необходимо оценить уровень их физической подготовленности в целом и развития координационных способностей, имеющих существенное значение для выполнения туристских навыков. Целью исследования было разработать шкалы оценки и определить уровень развития координационных способностей у девушек и юношей 16-17 лет для эффективного формирования туристских навыков.

Ключевые слова: формирование туристских навыков, физические качества, координационные способности.

FORMING TOURIST SKILLS OF STUDENTS AGED 16-17 YEARS OLD, CONSIDERING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

Elena Vladimirovna Ginzhul, the senior teacher,

Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Arnoldovich Zdanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk

Annotation

A tourist hike is one of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" for the III-IX level. To develop a program for the formation of tourist skills among students aged 16-17, it is necessary to assess the level of their physical fitness in general and the development of coordination abilities that are essential for the implementation of tourist skills. The aim of the study was to develop assessment scales and determine the level of development of coordination abilities of the girls and boys of 16-17 years old for the effective formation of tourist skills.

Keywords: the formation of tourist skills, physical qualities, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет они должны обладать достаточным уровнем физической подготовленности. С этой целью нами был проведен анализ развития физических качеств обучающихся 16-17 лет на основании выполнения нормативов ВФСК ГТО V ступени (n=384 чел.). В процессе анализа было выявлено, что юноши и девушки, приступающие к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО, имеют достаточный уровень (золотой и серебряный знаки) развития таких физических качеств как: выносливость (84 и 98% соответственно), сила (93 и 94% соответственно), гибкость (97,5 и 100% соответственно), быстрота (82 и 96% соответственно). Однако результаты выполнения обязательных нормативов и нормативов по выбору ВФСК ГТО не позволяют оценить развитие координационных способностей обучающихся. Вместе с тем, развитие координационных способностей имеет существенное значение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.