Научная статья на тему 'Содержание оценки личностных достижений школьников'

Содержание оценки личностных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценивание / личностные достижения / учащиеся / качество образования / самоопределение / технологии обучения. / assessment / personal achievements / schoolchildren / quality of education / self-determination / learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

В связи с изменениями в политической системе, институциональной организации жизни и сфере общественных ценностей происходят существенные сдвиги в сознании и психологии людей. За достаточно короткий период гражданам приходится усваивать ранее неизвестные модели общественного поведения и адаптироваться к новым для них, не до конца сформированным ценностям. В статье автор акцентирует внимание на том, что современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Образование, ориентированное на передачу знания, не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала. Кризис образования порожден, прежде всего, ориентацией на знания, так как содержание общеобразовательных дисциплин на 20–30 лет отстает от содержания науки. Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и навыков, кризис непреодолим. Проблема личностных достижений учащихся возникла в педагогической науке именно как реакция на такую модель образования, видящую свою главную цель в формировании знаний, умений и навыков учащихся. В постановке данной проблемы находит отражение попытка построить новую модель образования, ориентированную на развитие человека, личности как сложного и целостного существа, на воспитательные цели образовательной деятельности. Эта модель образования ориентирована на самоценность человека как уникального источника продуктивного действия. Автор отмечает, что проблема личностных достижений учащихся относится к числу малоисследованных, ее рассмотрение характеризуется множеством спорных, зачастую прямо противоположных точек зрения, а сама постановка проблемы вызывает ряд вопросов, на которые очень сложно дать однозначный ответ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of Assessment of Schoolchildren's Personal Achievements

In the article the author presents the position that is due to changes in the political system, institutional organization of life and social values there are significant changes in the consciousness and psychology of people. In a fairly short period of time, citizens have to learn previously unknown patterns of social behavior and adapt to new ones, not fully formed values. In this paper, the author focuses on the fact that modern society is characterized by a rapid change in the pace of life, technology, avalanche-like growth of information, the complication of labor and social activities, and education that focuses on the transfer of knowledge, can not cope with this task, since the modern amount of knowledge exceeds the capabilities of this channel. The crisis of education is generated, first of all, by the orientation toward knowledge, since the content of general educational disciplines is 20–30 years behind the content of science. Therefore, if the goal is the formation of knowledge, abilities and skills, the crisis is irresistible. The problem of schoolchildren's personal achievements arose in the pedagogical science precisely as a reaction to such an education model, which sees its main goal in the formation of schoolchildren's knowledge, abilities and skills. The statement of this problem reflects the attempt to build a new model of education that is oriented to the development of a person and his or her personality as a complex and holistic being, and that is focused on the pedagogical goals of educational activities. This model of education, which focuses on the value of a person in its uniqueness, which considers a person as the only source of productive action. In the article, the author notes that the problem of schoolchildren's personal achievements is among the number of littleresearched problems, and there are many controversial, often directly opposite points of view on the interpretation of this problem, moreover, the problem statement itself raises a number of questions that are very difficult to give an unambiguous answer.

Текст научной работы на тему «Содержание оценки личностных достижений школьников»

_ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ_

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10068

УДК 37

Ю. А. Лях

https://orcid.org/0000-0002-1810-0689

Содержание оценки личностных достижений школьников

В связи с изменениями в политической системе, институциональной организации жизни и сфере общественных ценностей происходят существенные сдвиги в сознании и психологии людей. За достаточно короткий период гражданам приходится усваивать ранее неизвестные модели общественного поведения и адаптироваться к новым для них, не до конца сформированным ценностям.

В статье автор акцентирует внимание на том, что современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Образование, ориентированное на передачу знания, не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала. Кризис образования порожден, прежде всего, ориентацией на знания, так как содержание общеобразовательных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания науки. Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и навыков, кризис непреодолим.

Проблема личностных достижений учащихся возникла в педагогической науке именно как реакция на такую модель образования, видящую свою главную цель в формировании знаний, умений и навыков учащихся. В постановке данной проблемы находит отражение попытка построить новую модель образования, ориентированную на развитие человека, личности как сложного и целостного существа, на воспитательные цели образовательной деятельности. Эта модель образования ориентирована на самоценность человека как уникального источника продуктивного действия.

Автор отмечает, что проблема личностных достижений учащихся относится к числу малоисследованных, ее рассмотрение характеризуется множеством спорных, зачастую прямо противоположных точек зрения, а сама постановка проблемы вызывает ряд вопросов, на которые очень сложно дать однозначный ответ.

Ключевые слова: оценивание, личностные достижения, учащиеся, качество образования, самоопределение, технологии обучения.

THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION

Yu. A. Lyakh

Content of Assessment of Schoolchildren's Personal Achievements

In the article the author presents the position that is due to changes in the political system, institutional organization of life and social values there are significant changes in the consciousness and psychology of people. In a fairly short period of time, citizens have to learn previously unknown patterns of social behavior and adapt to new ones, not fully formed values.

In this paper, the author focuses on the fact that modern society is characterized by a rapid change in the pace of life, technology, avalanche-like growth of information, the complication of labor and social activities, and education that focuses on the transfer of knowledge, can not cope with this task, since the modern amount of knowledge exceeds the capabilities of this channel. The crisis of education is generated, first of all, by the orientation toward knowledge, since the content of general educational disciplines is 20-30 years behind the content of science. Therefore, if the goal is the formation of knowledge, abilities and skills, the crisis is irresistible.

The problem of schoolchildren's personal achievements arose in the pedagogical science precisely as a reaction to such an education model, which sees its main goal in the formation of schoolchildren's knowledge, abilities and skills. The statement of this problem reflects the attempt to build a new model of education that is oriented to the development of a person and his or her personality as a complex and holistic being, and that is focused on the pedagogical goals of educational activities. This model of education, which focuses on the value of a person in its uniqueness, which considers a person as the only source of productive action.

In the article, the author notes that the problem of schoolchildren's personal achievements is among the number of little-researched problems, and there are many controversial, often directly opposite points of view on the interpretation of this problem, moreover, the problem statement itself raises a number of questions that are very difficult to give an unambiguous answer.

Keywords: assessment; personal achievements; schoolchildren; quality of education; self-determination; learning technologies.

© Лях Ю. А., 2018

Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется.

А. Энштейн

Современные реалии сделали мир более сложным и более волатильным. Успешность образования, успешность преподавания сегодня определяется не передачей знаний, а тем, насколько обучающиеся научились ориентироваться в этом мире. Знания расширяются в геометрической прогрессии, становятся многогранными. И все эти грани определяются разными людьми. Таким образом, суть обучения определяется взаимодействием между знаниями и людьми.

Качество образования неразрывно связано с его целью и стратегией. Однако отсутствие четко выраженной цели, сохранение традиционной стратегии образования (наукознание) являются основными причинами низкого уровня его результативности, несоответствия результатов новым требованиям общества, предъявляемым к человеку.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Общеобразовательная организация выдает выпускнику аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и готовность к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания - социальную зрелость.

Необходимы новые концепции школьного образования, направленные на развитие учащегося как здоровой личности и творческой индивидуальности.

Социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом влияют на все сферы жизни, в том числе и на образование.

Неудовлетворенность современным образованием - явление всеобщее, которое, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир.

Разные авторы заостряют внимание на различных его аспектах, таких как бездуховность и кризис ценностей, недостаток или чрезмерность профессионализма, недостаточная или избыточная специализация, неспособность выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества.

В чем же сущность передовых социальных ожиданий, связанных со школой? Можно на этот вопрос ответить очень лаконично: обеспечить хорошее образование каждому и воспитать человека-творца, созидателя своего «Я», преобразователя окружающей действительности, а не готовить массового работника производства или исполнителя.

А что значит сегодня хорошее образование? Главная цель сегодняшней системы образования - воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

Сегодня необходимо в каждой школе обеспечить личностно-ориентированное образование, то есть изменить его сущность в целом.

Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Содержание образования - величайшая ценность и показатель его качества. Что же необходимо изменить в содержании обучения?

Предметные знания должны быть органичны с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями. Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы учащихся в освоении и применении знаний [1, с. 18; 2, с. 101; 16, с. 23].

Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования - освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения и учения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка, которая должна быть осно-

вана на трех принципах педагогической деятельности:

— знать и любить детей;

— очеловечивать среду, в которой они живут;

— проживать в ребенке свое детство.

Предметом педагогической поддержки должен стать процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Важное в этой ориентации - формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

Основным стержнем современной образовательной политики является обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация образования. Но надо понимать, что личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Одним из решающих факторов в процессе самоопределения ребенка является создание культурного пространства школы (культурная среда обучения и преподавания, воспитания, традиции школы, дизайн-среда, оформление школы, общение детей и взрослых, среда семьи, среда дополнительного образования - кружки, секции, художественной жизни школы - театры, музеи и т. д.). Только такая многообразная личностно-ориентированная культурная среда школы будет способствовать развитию высокоинтеллектуальной и нравственной зрелости личности [7, с. 69; 9, с. 123; 11, с. 89].

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Поэтому проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя,

впоследствии проявить себя в качестве гражданина, семьянина, труженика. Различные аспекты рассматриваемой проблемы раскрыты в работах Российских и зарубежных исследователей [18, с. 93, 19, с. 220, 20, с. 32, 21, с. 44, 22, с. 19, 23, с. 15, 24, с. 112, 25, с. 61].

Результаты проведенных в 2016 г. в России национальных исследований качества образования по истории и обществознанию подтверждают данные рассуждения. Проведенные исследования были построены на основе целевого блока Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, и были направлены на выявление следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, культуры своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

— формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;

— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Исследование по истории показало, низкое качество освоения школьниками курса дисциплины: более 33 % шестиклассников и 38 % восьмиклассников не смогли правильно выполнить хотя бы 2-3 задания диагностической работы.

В целом, следует отметить, что ни одно из ключевых направлений изучения истории, отмеченных в Историко-культурном стандарте, не реализовано должным образом. Отмечаются серьезные пробелы в освоении исторической фактуры, установлении связей событий и явлений, историко-географических знаниях и умениях,

недостаточная сформированность аналитических умений, проблемы в освоении истории культуры. Крайне низкие показатели (30 % в 6 классе и около 27 % в 8 классе) отмечены по заданиям, связанным с ролью исторических личностей в конкретных событиях и процессах.

Исследование по обществознанию показало невысокое качество обществоведческого образования в основной школе. К сожалению, лишь 20 % шестиклассников смогли объяснить личностную значимость учебы в школе и около 19 % восьмиклассников смогли пояснить, почему семья является основой общества. Наиболее успешно шестиклассники выполнили задания, связанные с финансовой грамотностью (использование наличных и безналичных денег, правила пользования банкоматом, покупки в кредит). Определенные проблемы выявлены при выполнении заданий, связанных с отношениями в семье: менее половины шестиклассников смогли объяснить, почему хорошо, когда семья проводит свободное время вместе; менее 60 % смогли объяснить, почему важно, чтобы в семье дети взаимодействовали с представителями старшего поколения (бабушками и дедушками).

По выполнению заданий шестиклассниками и восьмиклассниками просматриваются также известные по анализу результатов итоговой государственной аттестации проблемы социализации школьников как граждан России. Наблюдается непонимание прав и обязанностей граждан нашей страны, важнейших основ государственного устройства [3, с. 51, 5, с. 8, 13, с. 132, 14, с. 91, 16, с. 33].

Важно всегда брать во внимание, как, ради чего, чему и кого мы учим, за счет каких ресурсов. При этом необходимо помнить о рисках детства и социализации, среди которых неопределенность, разнообразие, возможности и мотивация. Меняется мир (он стал персоноцентрист-ским), а за ним и образование. Меняется мотива-ционная модель: так, «эпидемией» XXI в. стала лидеромания, когда все сводится к лидерству, и уже не так важно, стал ли ты «нормальным» человеком. Теперь социализация рассматривается как набор полезных компетенций, когда все сводится к коллекции компетенций у человека. Но разве это все, что нужно для человека? Востребована личность, которая находится в постоянном движении, и ключевая компетенция на сегодня - это компетенция обновления. Школа должна, прежде всего, задавать правильную мотивацию. Еще немецкий социолог Эрих Фромм

говорил о «мужестве быть личностью». Главная задача образования - формирование ценностно-смысловой картины мира.

Таким образом, необходимо формировать в школьниках компетенции поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи и закладывать в них способность и тягу к самообразованию. Им станут не нужны универсальные «готовые решения», но они смогут оперативно создавать свои собственные, уникальные, исходя из потребностей. Это, а также прививаемые навыки непрерывного развития личности, позволит осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющемся мире.

Самообразование становится не частью подготовки молодых людей к будущей жизни, а их настоящей повседневной жизнью. Особенно в начальной школе педагоги должны формировать и поддерживать высокую мотивацию школьников к учебе, помогать им овладеть навыками самообучения, эффективного использования времени [4, с. 199, 6, с. 159, 8, с. 116, 12, с. 209, 15, с. 93].

Поэтому оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Личностные результаты - это, прежде всего, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. А основное содержание оценки личностных результатов должно выстраиваться вокруг оценки

— сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

— сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие

доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

— сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

— сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

— знания моральных норм и сформированно-сти морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децен-трации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов - задача и ответственность системы образования и школы. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не-персонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и мета-предметных результатов.

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

— характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

— определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как дости-

жений, так и психологических проблем развития ребенка;

— систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся должна стать оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может решаться в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка в форме возрастно-психологического консультирования.

Надо признать, что современных научных исследований по возрастной педагогике и психологии очень мало. Мы не знаем, каков современный ребенок, как он осваивает мир, что с ним происходит, как надо его обучать.

И наша школа пока никак не отреагировала на то, что мир стал абсолютно другим.

Библиографический список

1. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / И. В. Гладкая ; под общ. ред. А. П. Тряпициной. - СПб. : КАРО, 2008.

2. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения : учебно-методическое пособие [Текст] / И. С. Гринченко. - М. : УЦ Перспектива, 2008.

3. Лях, Ю. А. Анализ систем оценивания, применяемых в российской и зарубежной педагогической практике [Текст] / Ю. А. Лях // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 2 (30). - 168 с. - С. 49-53.

4. Лях, Ю. А., Противоречие между развивающейся становящейся личностью старшего школьника и образовательной системы [Текст] / Ю. А. Лях // Современное образование - обществу XXI века : материалы II Всероссийской распределенной научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 25 февраля 2010 г.) : в 2-х томах. -Том 2 / отв. ред. Л. М. Туранова ; ред. кол. ; Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 252 с. - С. 194-200.

5. Лях, Ю. А. Результаты национальных исследований по истории и обществознанию в 6 и 8 классах [Текст] / Ю. А. Лях // Вестник костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - 268 с. - С. 7-12.

6. Лях, Ю. А., Системы оценивания, применяемые в российской и зарубежной педагогической практике [Текст] / Ю. А. Лях // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании : сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием (20-22 де-

кабря 2016 года) : в 2 ч. - М. : Изд-во ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - Ч. 2. - С. 156-164.

7. Лях, Ю. А. Современное образование: ориентация на «продуктивное образование» и самоопределение учащихся [Текст] / Ю. А. Лях // Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 11-12 ноября 2008 г. - М. : Изд-во МЭСИ, 2008. - С. 71-76.

8. Овсяницкая, Л. Ю. Курс программирования робота Lego Mind storms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства [Текст] / Д. Н. Овсяницкий, А. Д. Овсяницкий. - Челябинск : ИП Мякотин И. В., 2014. - 204 с.

9. Пяткова, О. Б. Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии [Текст] / О. Б. Пяткова, И. В. Кулакова // Символ науки. -2016. - № 4-2. - С. 165-169.

10. Пяткова, О. Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся [Текст] / О. Б. Пяткова // Символ науки. - 2016. - № 6-2. - С. 194-197.

11. Пяткова, О. Б. Формирование метапредмет-ных результатов обучения посредством ситуационных задач на уроках химии [Текст] / О. Б. Пяткова, Н. З. Хасанова // Инновационная наука. - 2016. -№ 12-3. - С. 88-91.

12. Уткина, Т. В. Интеграция биологии и физики, как условие повышения качества естественнонаучного образования [Текст] / Т. В. Уткина // Символ науки. - 2016. - № 5-2 (17). - С. 206-210.

13. Уткина, Т. В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность [Текст] : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е. А. Низдиминова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 192 с.

14. Уткина, Т. В. Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии [Текст] / Т. В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 5-4. -С. 89-93.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / отв. ред. А. С. Асмолов. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.

16. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики [Текст] // Новой школе -новое качество. Ч. 2. Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа, Отдел образования. - Петропавловск-Камчатский, 2001.

17. Хафизова, Н. Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога [Текст] / Н. Ю. Хафизова // Инновационная наука. - 2016. -№ 3. - С. 216-220.

18. Хафизова, Н. Ю. К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проек-

тированию компетентностно ориентированного урока [Текст] / Н. Ю. Хафизова // Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3 (24). - С. 90-95.

19. Хафизова, Н. Ю. К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования [Текст] / Н. Ю. Хафизова // Принята к публикации в международный научный журнал «Символ науки». - 2016 (Часть 2). - № 5. - С. 219-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М., 2000.

21. Almond G. A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press, 2011.

22. Ter-Minasova, S. G. The Teacher and the Student: the War and Peace of Languages and Cultures Text. / S. G. Ter-Minasova // English at School. 2009. -№ 1(25).

23. Braun O., Arkuzin M. Priority of civil identity in system of the bases of social identifications of the personality as the patriotism basis // Professional education in Russia and abroad. 2016. - № 4. - P. 18-22

24. O'Beachain D. The Color Revolutions in the Former Soviet Republics: Success and Failures. London: Routledge, Taylor and Francis Group, 2011.

25. Ostrom V. The Quest to Understand Human Affairs: Essays on Collective, Constitutional and Epistemic Choice, Vol. 2. Ed. by B. Allen. Bloomington: Lexington Books, 2012.

26. Samuelson P. A. Problems of Methodology Discussion // American Economic Review Papers and Proceedings. - 2012. - № 53.

Bibliograficheskij spisok

1. Gladkaja, I. V Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol'nikov [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / I. V. Gladkaja ; pod obshh. red. A. P. Tijapicinoj. - SPb. : KARO, 2008.

2. Grinchenko, I. S. Sovremennye sredstva ocenivani-ja rezul'tatov obuchenija : uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / I. S. Grinchenko. - M. : UC Perspektiva, 2008.

3. Ljah, Ju. A. Analiz sistem ocenivanija, primenjae-myh v rossijskoj i zarubezhnoj pedagogicheskoj praktike [Tekst] / Ju. A. Ljah // Gumanitarnye nauki i obra-zovanie. - 2017. - № 2 (30). - 168 s. - S. 49-53.

4. Ljah, Ju. A., Protivorechie mezhdu razvivajush-hejsja stanovjashhejsja lichnost'ju starshego shkol'nika i obrazovatel'noj sistemy [Tekst] / Ju. A. Ljah // Sovremen-noe obrazovanie - obshhestvu XXI veka : materialy II Vserossijskoj raspredelennoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Krasnojarsk, 25 fevralja 2010 g.) : v 2-h tomah. - Tom 2 / otv. red. L. M. Turanova ; red. kol. ; Krasnojar. Gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva. - Krasnojarsk, 2010. - 252 s. -S. 194-200.

5. Ljah, Ju. A. Rezul'taty nacional'nyh issledovanij po istorii i obshhestvoznaniju v 6 i 8 klassah [Tekst] /

Ju. A. Ljah // Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Pedagogika. Psihologija. Sociokineti-ka. - 2017. - № 4. - 268 s. - S. 7-12.

6. Ljah, Ju. A., Sistemy ocenivanija, primenjaemye v rossijskoj i zarubezhnoj pedagogicheskoj praktike [Tekst] / Ju. A. Ljah // Povyshenie kvalifikacii pedagog-icheskih kadrov v izmenjajushhemsja obrazovanii : sbornik materialov V Vserossijskoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (20-22 dekabrja 2016 goda) : v 2 ch. - M. : Izd-vo FGAOU DPO APK i PPRO, 2017. - Ch. 2. - S. 156-164.

7. Ljah, Ju. A. Sovremennoe obrazovanie: orientacija na «produktivnoe obrazovanie» i samoopredelenie uchashhihsja [Tekst] / Ju. A. Ljah // Professional'noe samoopredelenie uchashhejsja molodezhi: stanovlenie i razvitie metodologii i praktiki : materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Moskva, 11-12 nojabrja 2008 g. - M. : Izd-vo MJeSI, 2008. - S. 71-76.

8. Ovsjanickaja, L. Ju. Kurs programmirovanija ro-bota Lego Mind storms EV3 v srede EV3: osnovnye pod-hody, prakticheskie primery, sekrety masterstva [Tekst] /

D. N. Ovsjanickij, A. D. Ovsjanickij. - Cheljabinsk : IP Mjakotin I. V., 2014. - 204 s.

9. Pjatkova, O. B. Znachenie demonstracionnogo jek-sperimenta dlja poznanija zakonov himii [Tekst] / O. B. Pjatkova, I. V. Kulakova // Simvol nauki. - 2016. -№ 4-2. - S. 165-169.

10. Pjatkova, O. B. Metody reshenija zadach s himicheskim soderzhaniem s uchetom osobennostej tipov myshlenija uchashhihsja [Tekst] / O. B. Pjatkova // Simvol nauki. - 2016. - № 6-2. - S. 194-197.

11. Pjatkova, O. B. Formirovanie metapredmetnyh rezul'tatov obuchenija posredstvom situacionnyh zadach na urokah himii [Tekst] / O. B. Pjatkova, N. Z. Hasanova // Innovacionnaja nauka. - 2016. - № 123. - S. 88-91.

12. Utkina, T. V. Integracija biologii i fiziki, kak uslovie povyshenija kachestva estestvenno-nauchnogo obrazovanija [Tekst] / T. V. Utkina // Simvol nauki. -2016. - № 5-2 (17). - S. 206-210.

13. Utkina, T. V Dostizhenie metapredmetnyh rezu-l'tatov cherez uchebno-issledovatel'skuju i proektnuju dejatel'nost' [Tekst] : uchebnoe posobie / T. V Utkina,

E. A. Nizdiminova. - Cheljabinsk : ChIPPKRO, 2014. -192 s.

14. Utkina, T. V Metodicheskie priemy dostizhenija metapredmetnyh rezul'tatov na osnove integracii fiziki i biologii [Tekst] / T. V Utkina // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 5-4. -S. 89-93.

15. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij [Tekst] : posobie dlja uchitelja / otv. red. A. S. Asmolov. -M. : Prosveshhenie, 2011. - 159 s.

16. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah matematiki [Tekst] // Novoj shkole - novoe kachestvo. Ch. 2. Departament social'nogo razvitija Pet-

ropavlovsk-Kamchatskogo gorodskogo okruga, Otdel obrazovanija. - Petropavlovsk-Kamchatskij, 2001.

17. Hafizova, N. Ju. K voprosu o vlijanii infor-macionno-obrazovatel'noj sredy shkoly na professional'noe razvitie pedagoga [Tekst] / N. Ju. Hafizova // Innovacionnaja nauka. - 2016. - № 3. - S. 216-220.

18. Hafizova, N. Ju. K voprosu o podgotovke peda-gogov v sisteme povyshenija kvalifikacii k proektirovani-ju kompetentnostno orientirovannogo uroka [Tekst] / N. Ju. Hafizova // Nauchnoe obespechenie sistem povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2015. - № 3 (24). - S. 90-95.

19. Hafizova, N. Ju. K voprosu formirovanija umeni-ja kompleksnogo primenenija obuchajushhimisja znanij v oblasti estestvenno-matematicheskogo obrazovanija [Tekst] / N. Ju. Hafizova // Prinjata k publikacii v mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki». -2016 (Chast' 2). - № 5. - S. 219-221.

20. Shishov, S. E., Kal'nej, V. A. Shkola: monitoring kachestva obrazovanija [Tekst] / S. E. Shishov, V. A. Kal'nej. - M., 2000.

21. Almond G. A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press, 2011.

22. Ter-Minasova, S. G. The Teacher and the Student: the War and Peace of Languages and Cultures Text. / S. G. Ter-Minasova // English at School. 2009. -№ 1(25).

23. Braun O., Arkuzin M. Priority of civil identity in system of the bases of social identifications of the personality as the patriotism basis // Professional education in Russia and abroad. 2016. - № 4. - P. 18-22

24. O'Beachain D. The Color Revolutions in the Former Soviet Republics: Success and Failures. London: Routledge, Taylor and Francis Group, 2011.

25. Ostrom V. The Quest to Understand Human Affairs: Essays on Collective, Constitutional and Epistemic Choice, Vol. 2. Ed. by B. Allen. Bloomington: Lexington Books, 2012.

26. Samuelson P. A. Problems of Methodology Discussion // American Economic Review Papers and Proceedings. - 2012. - № 53.

Reference List

1. Gladkaya I. V Assessing of school students' educational results: educational and methodical book / I. V. Gladkaya; under general editorship A. P. Tryapitsina. - SPb. : KARO, 2008.

2. Grinchenko I. S. Modern means of estimation of training results: educational and methodical book / I. S. Grinchenko. - M. : UTs Perspektiva, 2008.

3. Lyakh Yu. A. The analysis of the systems of estimation applied in the Russian and foreign pedagogical practice / Yu. A. Lyakh // the Humanities and education. -2017. - № 2 (30). - 168 pages - P. 49-53.

4. Lyakh Yu. A. Contradiction between the developing becoming identity of the senior school student and educational system / Yu. A. Lyakh // Sovremennoe obrazovanie - to society of the 21st century: materials of the II All-Russian distributed scientific and practical conference

with the international participation (Krasnoyarsk, on February 25, 2010): in 2 volumes. - Volume 2 / editor-inchief L. M. Turanov; editorial board; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V P. Astafiev. -Krasnoyarsk, 2010. - 252 pages - P. 194-200.

5. Lyakh Yu. A. Results of national researches on history and social science in 6 and 8 classes / Yu. A. Lyakh // Bulletin of Kostroma State University. Pedagogics series. Psychology. Sociokinetics. - 2017. - № 4. - 268 pages -P. 7-12.

6. Lyakh Yu. A. Systems of estimation applied in the Russian and foreign pedagogical practice / Yu. A. Lyakh // Professional development of pedagogical staff in the changing education: the collection of materials of the V All-Russian Internet conference with the international participation (on December 20-22, 2016): in 2 p - M. : Agrarian and industrial complex and PPRO FGAOU DPO Publishing House, 2017. - P. 2. - P. 156-164.

7. Lyakh Yu. Modern education: orientation to «productive education» and self-determination of pupils / Yu. A. Lyakh // Professional self-determination of the studying youth: formation and development of methodology and practice: materials of the II All-Russian scientific and practical conference, Moscow, on November 11-12, 2008 - M. : MESI Publishing House, 2008. - P. 71-76.

8. Ovsyanitskaya L. Yu. Course of programming of the Lego Mind storms EV3 robot in the EV3 environment: main approaches, practical examples, secrets of skill / D. N. Ovsyanitsky, A. D. Ovsyanitsky. - Chelyabinsk : IP Myakotin I. V., 2014. - 204 p.

9. Pyatkova O. B. Meaning of a demonstration experiment for knowledge of chemistry laws / O. B. Pyatkova, I. V. Kulakova // Simvol nauki. - 2016. - № 4-2. -P. 165-169.

10. Pyatkova O. B. Methods of the solution of tasks with chemical content taking into account features of types of pupils' thinking / O. B. Pyatkova // Simvoll nauki. - 2016. - № 6-2. - P. 194-197.

11. Pyatkova O. B. Formation of metasubject results of training by means of situational tasks at Chemistry lessons / O. B. Pyatkov, N. Z. Chasanoff // Innovatsyon-naya nauka. - 2016. - № 12-3. - P. 88-91.

12. Utkina T. V. Integration of biology and physics as condition of improvement of natural-science education quality / T. V Utkina // Simvol nauki. - 2016. - № 5-2 (17). - P. 206-210.

13. Utkina T. V Achievement of metasubject results through educational and research and design activity: book / T. V. Utkina, E. A. Nizdiminova. - Chelyabinsk : ChIPPKRO, 2014. - 192 p.

14. Utkina T. V. Methodical methods of achievement of metasubject results on the basis of integration of phys-

ics and biology / T. V. Utkina // Current problems of humanitarian and natural sciences. - 2016. - № 5-4. -P. 89-93.

15. Formation of universal educational actions at the main school: from action to a thought. System of tasks: a book for the teacher / editor-in chief A. S. Asmolov. -M. : Prosveshchenie, 2011. - 159 р.

16. Formation of universal educational actions at Mathematics lessons // New school - new quality. P. 2. Department of social development of the Petropavlovsk-Kamchatsky city district, Department of education. - Pet-ropavlovsk-Kamchatsky, 2001.

17. Khafizova N. Yu. To a question of influence of the information and education environment of school on the teacher's professional development / N. Yu. Khafizova // Innovatsyonnaya nauka. - 2016. - № 3. -P. 216-220.

18. Khafizova N. Yu. To a question of training of teachers in the system of professional development to design a competence focused lesson / N. Yu. Khafizova // Scientific providing systems of professional development of staff: scientific-theoretical magazine. - 2015. - № 3 (24). - P. 90-95.

19. Khafizova N. Yu. To a question of forming the ability of complex use of knowledge by students in the field of natural and mathematical education / N. Yu. Kha-fizova // It is accepted to the publication in the international scientific magazine «Simvol nauki». - 2016 (Part 2). - № 5. - P. 219-221.

20. Shishov S. E., Kalney V. A. School: monitoring of education quality / S E. Shishov, V. A. Kalney. - M., 2000.

21. Almond G. A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press, 2011.

22. Ter-Minasova S. G. The Teacher and the Student: the War and Peace of Languages and Cultures Text. / S. G. Ter-Minasova // English at School. 2009. -№ 1(25).

23. Braun O., Arkuzin M. Priority of civil identity in system of the bases of social identifications of the personality as the patriotism basis // Professional education in Russia and abroad. 2016. - № 4. - P. 18-22

24. O'Beachain D. The Color Revolutions in the Former Soviet Republics: Success and Failures. London: Routledge, Taylor and Francis Group, 2011.

25. Ostrom V. The Quest to Understand Human Affairs: Essays on Collective, Constitutional and Epistemic Choice, Vol. 2. Ed. by B. Allen. Bloomington: Lexington Books, 2012.

26. Samuelson P. A. Problems of Methodology Discussion // American Economic Review Papers and Proceedings. - 2012. - № 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.