Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ПО РАЗРЕШЕНИЮ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОДЕРЖАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ПО РАЗРЕШЕНИЮ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР ПО ПРИМИРЕНИЮ ВРАЖДУЮЩИХ СТОРОН НА ТЕРРИТОРИИ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CENTRE OF RECONCILIATION WARRING SIDES ON THE TERRITORY OF THE SYRIAN ARAB REPUBLIC / PEACEMAKING AND HUMANITARIAN ACTIVITY ARMED STRONG OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ракитин Виктор Васильевич, Сичкарук Алексей Владимирович

Рассмотрено содержание невоенных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Показаны задачи, основные направления деятельности Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики. Проанализированы результаты проведения гуманитарной операции в г. Алеппо. На основе анализа выделены перспективные направления деятельности Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT NON-MILITARY MEASURES OF PERMISSION WAR CONFLICT IN ON THE TERRITORY OF THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

In article reviewed content non-military measures in order Giving security of Russian Federation. Showed tasks of basic directions activity of Centre reconciliation warring sides on the territory of the Syrian Arab Republic. Analyzed results catched out Humanitarian operation in the city Aleppo. On basis conduct of analyzed allocated perspective directions active Centre reconciliation warring sides on the territory of Syrian Arab Republic.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ПО РАЗРЕШЕНИЮ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 351.862.4 ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ РАКИТИН,

кандидат юридических наук,

главный эксперт направления оценки возникновения чрезвычайных ситуаций (руководитель)

Оперативного управления МВД России;

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СИЧКАРУК,

кандидат экономических наук, главный эксперт-специалист Оперативного управления МВД России

СОДЕРЖАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ПО РАЗРЕШЕНИЮ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА

В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассмотрено содержание невоенных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Показаны задачи, основные направления деятельности Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики. Проанализированы результаты проведения гуманитарной операции в г Алеппо. На основе анализа выделены перспективные направления деятельности Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики.

Ключевые слова: Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, миротворческая и гуманитарная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

V. V. Rakitin, Candidate of Juridical Sciences, Chief Expert of Direction of an appraisal of emergencies (Head) of the Operational Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: vrakitin@mvd.ru, e-mail: 8 (495) 667-55-32;

A. V. Sichkaruk, Candidate of Economic Sciences, Chief Expert-specialist of the Operational Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: asichkaruk@mvd.ru, e-mail: 8 (495) 667-56-05.

Content non-military measures of permission war conflict in on the territory of the Syrian Arab Republic

In article reviewed content non-military measures in order Giving security of Russian Federation. Showed tasks of basic directions activity of Centre reconciliation warring sides on the territory of the Syrian Arab Republic. Analyzed results catched out Humanitarian operation in the city Aleppo. On basis conduct of analyzed allocated perspective directions active Centre reconciliation warring sides on the territory of Syrian Arab Republic.

Key words: Centre of reconciliation warring sides on the territory of the Syrian Arab Republic peacemaking and humanitarian activity Armed strong of Russian Federation.

В настоящее время практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение в мире.

Российская Федерация принимает активное участие в борьбе с международным терроризмом. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы обеспечения безопасности государства. Это системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, ин-

формационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности [4].

В целях обеспечения безопасности приоритет отдается предупредительным мерам и взаимодействию федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами [5].

Военная доктрина Российской Федерации показывает приверженность к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера [2].

Нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами отнесена ст. 21 Военной доктрины Российской Федерации к основным задачам государства по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, т. е. обеспечению его военной безопасности.

Однако недостаточно одного лишь признания приоритетного значения и важности невоенных мер, средств, методов и форм борьбы в отстаивании национальных интересов. Для этого требуется выработка адекватных, хорошо скоординированных мер реагирования на них, крупных государственных решений по этим вопросам, соответствующий спрос и ответственность за предотвращение и нейтрализацию угроз и конфликтов правовыми, политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими средствами [3, с. 18].

Характерной чертой и особенностями борьбы с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике (далее - САР) являются:

комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

массированное применение систем высокоточного вооружения и военной техники, средств радиоэлектронной борьбы, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;

воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

применение непрямых и асимметричных способов действий;

использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

В ходе вооруженного конфликта в Сирии миротворческая деятельность Российской Федерации обеспечивает достижение гуманных целей по защите (спасению) мирного населения от физического истребления, остановке враждующих сторон от кровопролития, перелому кризисной ситуации и направлению ее в русло переговоров между враждующими сторонами и созданию условий для восстановления мира, осуществления комплекса мер постконфликтного урегулирования, основным содержанием которого является гуманитарная деятельность.

Гуманитарные операции в Сирии имеют свои особенности по содержанию, целям и приоритетам решаемых задач.

Вооруженное противостояние сирийских правительственных войск различным террористическим и оппозиционным формированиям длится с 2011 г. Конфликт характеризуется ожесточенными боевыми действиями, массовыми убийствами мирного населения, особенно детей, стариков и женщин, бандформированиями. Важные объекты экономики, инфраструктуры страны понесли невосполнимый колоссальный ущерб. За годы войны убито более 400 тыс. сирийцев.

Особую группу пострадавших от конфликта составляют сирийские дети, которые нуждаются в гуманитарной помощи. Около 50 тыс. детей родились уже беженцами. За годы конфликта около 500 тыс. детей в возрасте младше 5 лет жили в районах САР, находящихся в блокаде группировок НВФ [1].

Только успешные наступательные действия сирийской армии при поддержке Военно-космических сил Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВКС ВС РФ) позволили предотвратить гуманитарную катастрофу.

Участие России на территории Сирии осуществляется по просьбе легитимного руководства этой страны в соответствии с Уставом ООН и продиктовано необходимостью защиты мирного населения Сирии от надвигающейся гуманитарной катастрофы и истребления этнических и религиозных групп, разделения противоборствующих сторон и стремлением создать необходимые условия для прекращения огня, начала процесса общего перемирия, восстановления мира на всей территории страны [5].

Процессу восстановления мира на всей территории Сирии способствовала и активная

международная деятельность Российской Федерации. Именно Россия инициировала принятие срочных мер по выполнению принятых Резолюций ООН, Соглашений о прекращении огня и немедленном открытии гуманитарного доступа в осажденные районы САР.

15 января 2016 г. на специальном брифинге в Министерстве обороны Российской Федерации было объявлено: «Командование Вооруженных сил Российской Федерации, оценив изменившуюся обстановку в Сирийской Арабской Республике, приняло решение развернуть гуманитарную операцию по оказанию помощи сирийскому населению» [3, с. 18].

Гуманитарные действия российской группировки Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) в Сирии начались с доставки гуманитарных грузов в осажденный с 2013 г. г. Дейр-эз-Зор.

В целях эффективного решения задач в ходе гуманитарной операции и в соответствии с совместным заявлением Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о прекращении боевых действий в Сирии от 22 февраля 2016 г. и условиями прекращения боевых действий в Сирии на основании нормативных документов Министерства обороны Российской Федерации создана новая военная структура миротворческого и гуманитарного функционального предназначения - Центр (по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики) (далее - Центр по примирению) с местом дислокации на авиабазе Хмеймим.

Это был начальный период нового для ВС РФ вида миротворческой деятельности, включающей ряд задач военно-дипломатического и гуманитарного характера.

Центр по примирению предназначен для осуществления обмена информацией и содействия деэскалации напряженности в отношениях враждующих сторон с целью дальнейшего прекращения боевых действий на территории Сирии.

Основное содержание работы Центра по примирению на начальном этапе заключалось в формировании структуры, определении его функций и задач, подборе специалистов и их непосредственной подготовке к выполнению должностных обязанностей, разработке и утверждении документов планирования и управления. Все это позволило в кратчайшие сроки организовать взаимодействие с международными гуманитарными организациями, представителями государственной и местной власти, органами военного управления САР.

Функции Центра по примирению определены в российско-американских соглашениях о стандартных условиях и процедурах, необходимых для обеспечения режима прекращения боевых действий на территории Сирии, предусматривающих обмен оперативной информацией с Центром взаимодействия Соединенных Штатов Америки, подразделения которого находятся в Вашингтоне, Женеве и Аммане. Отдельно следует отметить информационное обеспечение проводимых мероприятий и освещение наиболее важных из них в средствах массовой информации (далее - СМИ), а также выполнение задач гуманитарного характера при постконфликтном урегулировании.

Основными направлениями деятельности Центра по примирению в части контроля за режимом прекращения боевых действий (далее -РПБД) стали выявление, фиксация, учет и расследование нарушений режима прекращения боевых действий сторонами конфликта с одновременным информированием Центра взаимодействия США и специального представителя Генерального секретаря ООН о фактах нарушения РПБД.

Соблюдению прекращения боевых действий способствует планомерная работа с администрацией, старейшинами населенных пунктов и лидерами незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ).

В части информационного сопровождения работы по соблюдению режима прекращения боевых действий Центром по примирению особое внимание уделяется беспристрастному и широкому освещению в СМИ результатов контроля соблюдения условий прекращения боевых действий.

Кроме этого, в постоянно меняющейся обстановке Центру по примирению приходится осуществлять сбор и анализ данных по объектам инфраструктуры, требующим восстановления, а также организовывать взаимодействие с турецкой частью представительства российско-турецкой Комиссии (Анкара) по вопросам огневого поражения объектов НВФ.

В зависимости от складывающейся обстановки задачи, выполняемые Центром по примирению, динамично изменяются и своевременно корректируются, так, в соответствии с Меморандумом о создании зон деэскалации в САР в целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике созданы зоны деэскалации (провинции Идлиб, Хомс, Восточная Гута, Деръа

и Кунейтра) (под зоной деэскалации понимается: условно выделенная часть территории государства, где ведется вооруженное противостояние правительственных войск и вооруженной оппозиции, международных террористических формирований, для осуществления гуманитарной и миротворческой деятельности третьей стороны, пользующейся доверием большей части местного населения).

Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации созданы полосы безопасности, включающие следующие элементы:

контрольно-пропускные пункты - для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;

наблюдательные пункты - для обеспечения соблюдения РПБД.

В настоящее время работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности осуществляются силами военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

Проведенный анализ нарушений РПБД свидетельствует о значительном снижении таких нарушений с момента создания зон деэскалации. В данное время намеченная тенденция сохраняется.

Основными источниками информации Центра по примирению о фактах нарушения РПБД являются:

подразделения ВКС ВС РФ и правительственных войск САР;

Комитеты национального примирения;

Центр взаимодействия США;

гражданское население Сирии.

Всего с начала деятельности Центра по примирению зафиксировано и учтено более 3 тыс. фактов нарушения РПБД.

Центром по примирению при осуществлении миротворческой и гуманитарной деятельности проводились гуманитарные акции, специальные и обеспечивающие действия по сопровождению мероприятий:

расширение географии оказания гуманитарной помощи населению Сирии с вовлечением в этот процесс таких стран, как Белоруссия, Сербия, Казахстан, Армения и Китай;

установление и поддержание крепких связей взаимодействия с международными гуманитарными и миротворческими организациями, такими

как «Красный Полумесяц», «Всемирная организация здравоохранения», Международный чрезвычайный фонд «ЮНИСЕФ» - защита детей и жизни, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также со специальными посланниками Генерального секретаря ООН в Дамаске и Женеве;

активизация процесса поддержания в населенных пунктах мирного процесса урегулирования вооруженного конфликта и присоединения к режиму прекращения боевых действий.

В результате целенаправленной работы Центра по примирению число населенных пунктов, подписавших мирные соглашения, выросло в десятки раз.

Этому способствовало проведение переговоров с представителями духовенства (суннитского течения ислама, Антиохийской православной церкви, друзов, армянской церкви, курдов), встречи с лидерами малочисленных этнических групп, проживающих на территории САР (турко-манами, черкесами, армянами), а также доставка гуманитарных грузов.

Значительную помощь в оборудовании христианского госпиталя в Калаят аль-Хосна (провинция Хомс) оказал Патриарх Всея Руси Кирилл.

К принятым эффективным мерам по активизации процесса присоединения к миру населенных пунктов и городских районов следует отнести организацию и проведение массовых агитационно-культурных гуманитарных акций.

Концерт классической музыки оркестра Ма-риинского театра под управлением В. Гергиева в освобожденной от боевиков Пальмире вошел в анналы всемирной истории миротворческой деятельности как высочайшее проявление гуманизма и яркое подтверждение военно-политических целей России в Сирии - установление мира на всей территории страны, восстановление государственности и спасение мирного сирийского населения от бандформирований.

Накопленный Центром по примирению опыт миротворческой и гуманитарной деятельности позволил во второй половине 2016 г. осуществить подготовку и успешное проведение гуманитарной операции в г. Алеппо.

Сущность и содержание гуманитарной операции в условиях активного вооруженного противостояния враждующих сторон существенно отличаются от аналогичных операций, проводимых в постконфликтный период или в ходе ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

В ходе ее проведения от Центра по примире-

нию требовалось одновременное решение двух основных задач:

вывод боевиков (НВФ) из блокированного правительственными войсками Восточного Алеппо;

эвакуация мирного населения из зоны ведения боевых действий в пункты временного размещения граждан.

Подобные задачи невозможно было реализовать без тесного взаимодействия с сирийскими войсками и их органами военного управления, командованием российской военной группировки в Сирии, а также международными гуманитарными организациями и местным населением.

Важнейшую роль в убеждении лидеров боевиков в целесообразности вывода вооруженных формирований из Восточного Алеппо и организованного вывода местного населения по коридорам безопасности сыграли информационные мероприятия, проводимые через сирийские и ливанские средства массовой информации, а также российские телеканалы ОРТ, РТР и RT, фронтовое агентство новостей «АН-Ньюс».

Центр по примирению осуществлял координацию действий силовых структур Алеппо при выводе людей из Восточного Алеппо. Беженцы эвакуировались от линии боевого соприкосновения в пункты временного размещения. Вывод мирных жителей и боевиков транслировался по глобальной сети Интернет в реальном масштабе времени с помощью средств видеотрансляции Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе вывода мирных жителей и боевиков по договоренностям с лидерами бандформирований одновременно была проведена эвакуация около 1,2 тыс. жителей шиитских сел Фуаа и Ка-фер Хая, расположенных на оккупированной боевиками ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» территории. Эвакуация шиитов из сел, блокированных боевиками с 2013 г., позволила избежать смерти детям, женщинам, мужчинам от голода и огня боевиков.

Всего в результате проведения гуманитарной операции были выведены из Восточного Алеппо более 110 тыс. человек, из них 47 тыс. - дети, городские кварталы были освобождены от боевиков с наименьшими потерями среди мирного населения и разрушениями.

После прекращения боевых действий в Алеппо миротворческую миссию продолжили российские военные саперы по разминированию зданий, сооружений и дорог, а обеспечение общественного порядка и оказание помощи в восстановлении структур городской власти и органов местного самоуправления осуществили россий-

ские подразделения военной полиции.

В настоящее время гуманитарной и миротворческой деятельности Центра по примирению способствует успешное наступление частей и подразделений сирийских правительственных войск. Формирования непримиримых боевиков (ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусра», «Джейшаль-Ислам») понесли значительные потери.

Наступление сирийских правительственных войск активизировало международные политические процессы по мирному урегулированию конфликта.

Отдельно следует отметить работу Центра по примирению - проведение рабочих встреч и переговоров с должностными лицами органов государственного и военного управления САР, лидерами внутренней сирийской оппозиции, религиозными деятелями, старейшинами общин, полевыми командирами НВФ о прекращении боевых действий и присоединении к РПБД.

В рамках реализации Астанинских Соглашений по комплексному разрешению сирийского кризиса и в целях укрепления суверенитета и территориальной целостности Сирии сформированы Комитеты национального примирения. Контроль за деятельностью Комитетов национального примирения возложен на Центр по примирению (Комитеты национального примирения выполняют задачи по обеспечению режима прекращения боевых действий, улучшению гуманитарной обстановки в зонах деэскалации, беспрепятственной доставке гуманитарных грузов населению, возвращению беженцев в свои дома и освобождению насильственно удерживаемых лиц).

В работе Комитетов национального примирения активно используется проведение видеоконференций, что существенно сказывается на результатах работы. При посредничестве членов Комитета национального примирения и сотрудников Центра по примирению сложили оружие многие отряды боевиков численностью несколько сотен участников НВФ.

В начале учебного года в 2017 г. во многих сирийских школах организованы и проведены гуманитарные акции с раздачей школьных принадлежностей.

Центром по примирению ведется постоянный мониторинг необходимых мероприятий по восстановлению инфраструктуры и оказанию адресной помощи администрациям городов Сирии.

Представители Центра по примирению активно участвуют в переговорах по обмену пленными между противоборствующими сторонами конфликта.

В части информационного обеспечения мероприятий по соблюдению РПБД проводится комплекс мероприятий по информированию мировой общественности о фактах нарушения РПБД и противоправных действий террористических организаций на территории САР. Кроме того, освещение деятельности Центра по примирению осуществляется для формирования позитивного восприятия международным сообществом, а также гражданами Сирии действий Российской Федерации на территории САР по восстановлению мира на сирийской земле.

Перспективными направлениями деятельности Центра по примирению являются:

1. Организация работы по линии ООН с международными организациями с целью убеждения оппонентов в соблюдении Российской Федерацией норм Международного гуманитарного права, снятия излишней агрессивности и политизированной риторики со стороны западных государств в отношении действий Российской Федерации на территории САР.

2. Сосредоточение совместных усилий России и правительства САР на прекращении конфликта, решении гуманитарных проблем населения Сирии и проведении переговоров с лидерами групп вооруженной оппозиции для разрешения разногласий.

3. Сбор данных о состоянии официальных и неофициальных лагерей беженцев в целях оказания целевой гуманитарной и медицинской помощи.

4. Принятие дополнительных мер по наращиванию взаимодействия с различными министерствами САР в провинциях по выполнению мероприятий постконфликтного урегулирования, особенно по нейтрализации источников угрозы возобновления конфликта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, рассматривая итоги работы Центра по примирению, можно сделать вывод, что Россия получила на территории Сирии уникальный по своей сущности, высокоэффективный инструмент для реализации государственной внешней миротворческой политики и гуманитарной деятельности в условиях продолжающегося вооруженного конфликта в удаленном регионе.

Опыт, полученный в ходе работы Центра по

примирению на территории Сирии, активно используется в дальнейшей миротворческой и гуманитарной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации и может рассматриваться при проведении зарубежных военно-полицейских операций с участием подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Брифинг Центра примирения враждующих сторон в Сирии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации.

2. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] : [утв. Президентом Рос. Федерации 26 дек. 2014 г] // СПС Консуль-тантПлюс.

3. Гареев, М. А. Уроки и выводы из Великой Отечественной войны, локальных войн и перспективы развития современной военной науки и военного искусства [Текст] / М. А. Гареев // Вестник АВН. - 2005. - № 2 (11).

4. О безопасности [Текст] : [Федер. закон от 28 дек. 2010 г № 390-Ф3] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 2.

5. Устав Организации Объединенных Наций [Текст] : [подписан 26 июня 1945 г, Сан-Франциско] // Действующее международное право. - Т. 1.

References

1. Brifing Tsentra primireniya vrazhduyushhikh storon v Sirii (Briefing of the Center of reconciliation of the warring parties in Syria), Ofitsial'nyj sajt Ministerstva oborony Rossijskoj Federatsii.

2. Voennaya doktrina Rossijskoj Federatsii (Military doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation, December 25, 2014 No. Pr-2976)), SPS Konsul'tantPlyus.

3. Gareev M. А. Vestnik AVN (Bulletin of AVN), 2005, No. 2 (11).

4. Code of laws of the Russian Federation, 2011, No. 1, article 2.

5. Dejstvuyushhee mezhdunarodnoe pravo (Applicable international law), vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.