Благоприятная гигиеническая характеристика дренажных вод объясняется спецификой механизма их образования (фильтрация через грунт и фильтры дренажа), способствующей освобождению воды от загрязнений.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что химический состав и бактериальные показатели фильтрационных вод зависят не только от состава и качества грунтовых вод, фильтрующих грунтов и фильтров защитных сооружений, но и санитарного состояния окружающей их территории. Наблюдались случаи ухудшения качества фильтрационных вод в связи с загрязнением окружающей территории.
Выводы
1. Опыт санитарного контроля за строительством и эксплуатацией сооружений инженерной защиты на Горьковском водохранилище в условиях искусственного понижения грунтовых вод показывает возможность использования фильтрационных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
2. В большинстве случаев использование фильтрационных вод, имеющих хорошие вкусовые качества во все периоды года, высокую прозрачность, низкую цветность и температуру, а также благоприятный бактериальный состав, облегчает организацию обработки воды на водопроводных очистных сооружениях, сокращает расход дополнительных устройств для очистки воды, рекомендуемых при цветении (частые промывки очистных сооружений, применение микрофильтров, углевания и др.).
3. Организация централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на базе фильтрационных вод возможна при систематическом лабораторном контроле и обеззараживании воды.
4. Учитывая перспективу использования дренажных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, следует обращать особое внимание в процессе санитарного надзора за проектированием и строительством гидротехнических сооружений на санитарную охрану участков формирования фильтрационных вод.
5. Необходима разработка санитарных правил проектирования, строительства и эксплуатации инфильтрационных водозаборных сооружений централизованных источников водоснабжения.
Поступила 15/VI 1973 год»
УДК 551.491.4:546.77 (477.44)
Н. К. Вальчук, И. Н. Чопик
СОДЕРЖАНИЕ МОЛИБДЕНА В ПОДЗЕМНЫХ ВОДАХ ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ
Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова и Винницкая областная санэпидстанция
Существует мнение, что молибден играет определенную роль в возникновении зобной болезни. А. К. Пятницкая в хроническом эксперименте на крысах показала, что снижение количества этого элемента в пищевом рационе животных способно изменять функцию щитовидной желеы. Автор считает, что недостаток молибдена в объектах внешней среды при йодной недостаточности может явиться одним из зобогенных факторов. А. И. Столмакова и соавт. на основании изучения содержания некоторых микроэлементов, в том числе и молибдена во внешней среде, установили, что уровень его в пищевых продуктах в селах Львовской области со слабой эндемией зоба выше, чем в таких же продуктах в селах, практически свободных от эндемического зоба. Однако с суточным рационом жители сел, расположенных в эндемической по зобу местности, получают значительно меньше молибдена, чем население сел, практически свободных от эндемии.
Поскольку в наших предыдущих исследованиях (Н. К- Вальчук) было определено содержание молибдена в естественных пищевых продуктах, полученных из сельскохозяйственных культур, выращенных на почвах Виницкой области, представляло интерес изучить уровень этого микроэлемента в питьевых водах, тем более что подобного рода исследования в ней не проводились. Так как в качестве основного водоисточника население использует подземные воды, исследованы 343 артезианские скважены в 23 (из 25) административных районах. Содержание молибдена в воде определялось по общепринятому методу, основанному на образовании окрашенного молибден-роданидного комплекса. Колориметрирование проводилось на ФЭК-М. Результаты исследований обработаны статистически.
Подземные воды в основном питаются из 2 водоносных горизонтов: кристаллических пород докембрия, который занимает значительную часть территории, и сарматских известняков, охватывающих юго-западную территорию области. Местами на южной части территории встречаются и другие водоносные горизонты, такие, например, как кембрийский песчаник и балтийские пески и глины, которые практического значения для водоснабжения населения не имеют.
Результатами наших исследований установлено, что содержание молибдена в водах обследованных артезианских скважин значительно колеблется как внутри каждого района,
4 Гигиена и санитария М 4
97
так и в области в целом. Однако средние величины отличаются в меньшей степени (кроме 2 районов), они колеблются в пределах 1,84—4,25 мкг/л. При анализе содержания молибдена в подземных водах в зависимости от гидрогеологических условий выяснилось, что его больше всего (7,28 мкг/л) в водах кембрийского песчаника (8 артезианских скважин), меньше — в водах кристаллических пород (3, 57 мкг/л) и серматских известняков (3,11мкг/л) и меньше всего (1,96 мкг/л) в водах балтских песков и глин (6 артезианских скважин). Среднее количество молибдена в подземных водах, предназначенных для питьевых целей, колеблется в пределах 3,11—3,57 мкг/л.
Анализ содержания микроэлемента в зернобобовых культурах в зависимости от почвенно-климатических зон позволил определить, что наибольшее количество его находится в продуктах из районов южно-лесостепной почвенно-климатической зоны, несколько меньше — в продуктах из северо-восточной и наименьшее — из центральной зоны. В среднем содержании молибдена в подземных водах в зависимости от почвенно-климатических зон области обнаружены те же закономерности: наибольшее количество его выявлено в подземных водах районов южно-лесостепной почвенно-климатической зоны (3,78 мкг/л), несколько меньше — в северо-восточной (3,60 мкг/л) и наименьшее — в центральной зоне (2,54 мкг/л). Таким образом, естественные пищевые продукты и подземные воды районов южно-лесостепной зоны немного богаче молибденом, чем районы 2 других почвенно-климатических зон.
Была сделана попытка сопоставить данные о состоянии здоровья местного населения с уровнем содержания молибдена во внешней среде. С этой целью мы воспользовались материалами, предоставленными областным эндокринологическим диспансером.
При сопоставлении уровня содержания молибдена в объектах внешней среды по районам и области в целом с числом случаев заболевания зобом на 1000 человек населения какой-либо зависимости установить не удалось. Данные о зобной болезни не коррелируются с содержанием молибдена в пищевых продуктах и питьевой воде: наиболее высокий уровень пораженности зобной болезнью отмечается в районах южно-лесостепной почвенно-климатической зоны, более низкий (на 19%) — в центральной и еще ниже (на 28%) — в северовосточной зоне. Аналогичные сведения получены относительно сахарного диабета и тиреотоксикоза.
ЛьИ ТЕРАТУРА. Вальчук Н. К. Вопр. питания, 1967, № 6, с. 83. — Пятницкая Л. К- В кн.: Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине. Л., 1970, с. 115. —Сто л м а ко в а А. И. и др. В кн.: Рациональное питание здорового и больного человека. Киев, 1972, с. 59.
Поступила 25/У1 1973 годе-
УДК 614.777:628:314:621.311.21 (470.331-21 Конаково}
В. К. Бойчснко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЧИСТКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД КОНАКОВСКОЙ ГРЭС
Санэпидстанция, Конаково
В последние годы санэпидстанция г. Конаково под руководством и с участием Московского научно-исследовательского института гигиены им Ф. Ф. Эрисмана ведет наблюдения и исследования по выяснению гигиенической эффективности очистки сточных вод Конаковской ГРЭС. Мощность ГРЭС составляет 2,4 млн. кВт, она работает на мазуте, сбрасывает отработанные воды после очистки сточных вод в Иваньковское водохранилище.
На ГРЭС уже в течение "нескольких лет работает комплекс очистных сооружений, уникальный по своему характеру, и опыт его освоения представляет большой практический интерес.
Основное количество сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, формируется от активного дренажа машинного зала ГРЭС и за счет поверхностных стоков прилегающей территории. Поскольку грунтовые воды практически не содержат органических веществ, растворимых в эфире, можно считать, что эфирорастворимые представлены в основном за счет нефтепродуктов.
Очистные сооружения состоят из приемно-распределительных резервуаров, нефтеловушек, флотаторов и системы механических фильтратов. Сооружения вводились в эксплуатацию последовательно, отдельными звеньями, что позволило проследить эффективность работы каждого звена в отдельности, а затем в комплексе.
После нефтеловушек сточные воды первое время поступали на флотаторы, которые, однако, находились в эксплуатации недолго. По рекомендации наладочной организации флотаторы были выключены из системы очистки из-за выноса коагулянта и нарушения вследствие этого работы механических фильтров. Сейчас очистные сооружения работают без флотаторов, но конечная глубина очистки сточных вод от нефтепродуктов ле изменилась к худшему.