XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
ТЕЗИСЫ
МЕЛАНОМА
За 5-летний период отмечается достоверное (p<0,05) увеличение среднего возраста заболевших мужчин (с 56,8±0,7 до 60,5±0,7 лет) и женщин (с 57,5±0,5 до 61,3±0,6 лет). В КК ежемесячно проводятся регулярные профилактические акции «Кубань против рака», на которых любой желающий может показаться дерматоонкологу.
При подозрении на меланому пациент проходит обследование в КОД № 1 (физикальный осмотр, дерматоскопия, РГ- органов грудной клетки, УЗИ всех групп лимфоузлов, морфологическая верификация). Исследуются все пигментные новообразования кожи по одной из общепринятых систем. За 5 лет доля больных с МК, выявленной в III—IV стадиях снизилась до 15,6%, одногодичная летальность с 14,0% до 8,9%. По данным ПРР КК показатель 5-летней наблюдаемой выживаемости (НВ) больных с МК в 2016 г. составил 61,6±2,6%, при I стадии заболевания — 85,9±3,8%, при II — 74,4±4,2%, при III — 37,2±6,8%, а при IV стадии — 16,4±7,0%. Отмечена положительная динамика однолетней НВ за 5 лет на все стадии, а при I—III стадиях отдельно. Скорректированная выживаемость за 5 лет выше, чем НВ (при I—III стадиях), что связано с влиянием неонкологических причин на уровень НВ. Благодаря уникальной профилактической программе «Кубань против рака» снизилась доля пациентов с запущенными стадиями, пациенты вовремя получают весь спектр помощи, возможной в России на сегодняшний день. Снижается одногодичная летальность, отмечена положительная динамика одногодичной НВ за 5 лет на все стадии заболевания. С учетом повсеместного увеличения заболеваемости и смертности от МК в России, считаем правильным тиражирование опыта профилактической программы КК.
Соотношение компонентов фибринолитической системы определяет агрессивность меланомы
В.А. Бандовкина', Е.М. Франциянц', Ю.А. Погорелова', Н. Д. Черярина'
Место работы: 'Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Министерства здравоохранения Российской Федерации e-mail: [email protected]
Актуальность. Ранние стадии меланомы, имеющие фазу горизонтального роста способны маскироваться под мелано-цитарный невус или другие доброкачественные образования кожи. Активация системы плазмин/плазминоген характерна как для физиологических, так и для патологических процессов. Инвазия и метастазирование меланомы осуществляется за счет ремоделирования клеток и неоангиогенеза. Цель. Изучить в сравнительном аспекте показатели системы плазмин/плазминоген в ткани невусов и меланомы разной степени распространенности.
Материалы и методы. ИФА методами определяли активность плазмина, плазминогена, концентрацию антигена и активность активатора плазминогена урокиназного типа (uPA), концентрацию антигена и активность активатора плазминогена тканевого типа (tPA), концентрацию антигена и активность ингибитора активатора плазминогена (PAI-1) в ткани невусов (n=30), меланомы рТ1-2ШМ0 (n=17), рТ3-4Ы0-1М0 — (n=23). В качестве контроля использовали интактную кожу (n=15), полученную при оперативном лечении больных без онкопатологии.
Результаты. В ткани невусов и меланомы рТ1-2Ы0М0 был снижен в 2 раза уровень плазминогена, без повышения плаз-мина. Значимым отличием ткани меланомы рТ1-2Ы0М0
от невусов явилась выраженная активация uPA, без повышения PAI-1, то есть экспрессия урокиназы не сопровождалась накоплением плазмина. Главным отличием ткани невусов от меланомы рТ1-2ШМ0 было снижение более чем в 40 раз соотношения uPA/PAI-1. В меланоме рТ3-4Ш-1М0 уровень плазмина возрастал более чем в 19 раз на фоне увеличивающейся в среднем в 2,5 раза, относительно рТ1-2ШМ0 активности и содержания uPA без увеличения активности PAI-1. Соотношение uPA/PAI-1 возрастало почти в 2 раза. Заключение. В невусах и при горизонтальном росте мела-номы нормальный уровень плазмина, вероятно, обусловлен активностью его ингибиторов. При переходе меланомы в вертикальную фазу роста повышенная активность фибриноли-тической системы с накоплением плазмина и увеличением uPA/PAI-1 обусловливает пролиферативный, инвазивный и метастатический потенциал опухоли. Ключевые слова: невусы, меланома, плазмин, плазминоген, урокиназный активатор
Содержание молекул MICA, ULBP1 и ULBP2 в сыворотке крови больных меланомой на фоне адоптивной иммунотерапии
Ю. В. Гельм, Е. В. Абакушина, И. А. Пасова, Д. В. Кудрявцев, Ю. В. Гуменецкая, А. Д. Каприн'
Место работы: МРНЦ им. А. Ф. Цыба — филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, Обнинск, Россия; 'ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, Обнинск, Россия e-mail: [email protected]
В настоящее время все более актуальными становятся диагностические подходы с использованием опухоле-ассоцииро-ванных молекул. Стресс-индуцированные молекулы MICA/B (MHC class I-related molecules class A/B) и ULBP1-6 (ULBP-UL16-binding proteins) появляются на поверхности опухолевых клеток при трансформации. Обнаружение их в сыворотке крови больных может свидетельствовать о наличии онкологического заболевания. Данные молекулы являются лигандами одного из значимых активирующих рецепторов NK-клеток и CD8+-лимфоцитов - NKG2D (CD314). Эти белки родственны с молекулами главного комплекса гистосовместимо-сти класса I (MHC I), но в отличие от них не способны связывать пептид или взаимодействовать с бета2-микроглобулином. Злокачественные клетки, ускользая от иммунного надзора, т. е. распознавания эффекторными лимфоцитами, способны сбрасывать лиганды рецептора NKG2D со своей поверхности. Растворимые формы лигандов могут взаимодействовать со своим рецептором NKG2D на поверхности лимфоцитов и блокировать их. Поэтому обнаружение данных молекул в сыворотке крови может служить одним из диагностических маркеров злокачественного роста и супрессивного фактора для противоопухолевого иммунного ответа. Вероятно, что проведение противоопухолевой иммунотерапии может влиять на количество данных молекул в сыворотке крови. Анализ циркулирующих молекул MICA и ULBP1, ULBP2 в сыворотке крови онкологических больных до и после клеточной иммунотерапии поможет при решении этого вопроса.
Цель. Определить содержание стресс-индуцированных молекул MICA, ULBP1, ULBP2 в сыворотке крови больных меланомой до и после проведения адоптивной иммунотерапиии. Оценить уровень данных молекул при различном исходе заболевания.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 32 больных диссеминированной меланомой, из них 20 женщин
Злокачественные опухоли
www.malignanttumours.org
Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017
Malignant Tumours
www.malignanttumours.org
XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
ТЕЗИСЫ
МЕЛАНОМА
и 12 мужчин в возрасте от 26 до 75 лет (сред. 52±13 лет) со стадиями заболевания: II (а-с) — 7 чел., III (а-с) — 23 чел., IV (а) — 2 чел. Контрольную группу составляли 30 условно здоровых доноров. Уровень молекул MICA, ULBP-1 и ULBP-2 в сыворотке крови определяли с помощью иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием наборов реагентов: MICA human ELISA Kit (Abcam, США) и DuoSet ELISA human ULBP — 1 и —2 (R&D Systems, США) по инструкции производителя. Оптическую плотность образцов измеряли при длине волны 450 нм на фотометре ChroMate 4300 (AwarenessTechnology, США). Адоптивную иммунотерапию (АИТ) проводили активированными in vitro (ИЛ-2, ИЛ-15) аутологичными лимфоцитами периферической крови и клеточным продуктом каждые 3—7 дней на протяжении 1—2 месяцев внутрикожно паравертебрально в количестве 20—100 млн. Сывороточное содержание стресс-индуцированных молекул MICA, ULBP-1 и ULBP-2 оценивали до и после окончания курса клеточной иммунотерапии.
Результаты обрабатывали при помощи программ Microsoft Excel 2003 и StatsoftStatistica 6.0. (StatSoft, USA). Данные представляли как среднее ± стандартное отклонение. Использовали t-критерий Стьюдента. Различия считали значимыми при р<0,05.
Результаты. Перед началом АИТ у больных мелано-мой среднее содержание молекул MICA составило 2793,04±2672,18 пг/мл. Содержание MICA более четырех средних нормальных значений наблюдалось у 26,9% больных. В сыворотках крови здоровых доноров белок MICA обнаруживался в минимальных количествах (менее 1000 пг/мл). После проведения АИТ у больных меланомой в среднем данный показатель практически не изменился. Оценивая уровень молекул sMICA у больных с различным исходом заболевания, было показано, что перед АИТ различия между концентрацией MICA в сыворотке крови при прогрессировании заболевания и со стабилизацией процесса не значимы и составили 3267,2±1137,8 пг/мл и 3547,3±1246,7 пг/мл, соответственно. Однако после проведения курса АИТ наблюдалась тенденция к снижению уровня sMICA у больных со стабилизацией процесса в 1,4 раза. Противоположные изменения наблюдались у больных из группы с прогрессированием заболевания. Концентрация sMICA увеличилась в 1,3 раза и значимо отличалась от исходных показателей в группе со стабилизацией процесса (p<0,05).
Оценивая уровень молекул ULBP-1 у больных меланомой, было показано, что он в 2,3 раза выше по сравнению с контрольной группой (p<0,001). Также у больных меланомой не было выявлено случаев отсутствия данных циркулирующих лигандов в сыворотке крови. Большинство пациентов имели концентрацию ULBP-1 превышающую среднее значение в контрольной группе в 93,8% случаев. Концентрация ULBP-1 у пациентов с наличием большой опухолевой массы была несколько выше.
До и после проведения АИТ среднее содержание молекул ULBP-1 в сыворотке крови достоверно не изменялось. Однако при анализе индивидуальных показателей уровня ULBP-1 у различных больных было показано, что существует прямая зависимость между клиническим статусом и изменением концентрации лиганда NKG2D, что диктует необходимость в персонифицированном подходе к оценке данных молекул в сыворотке крови.
Было отмечено, что при уменьшении данного параметра наблюдалась стабилизация процесса или регрессия метастатических образований, при увеличении ULBP-1 зафиксировано
прогрессирование заболевания. Во многих случаях изменение концентрации лигандов NKG2D выявлялись раньше, чем была обнаружена прогрессия заболевания или выявлены метастазы инструментальными методами диагностики. Таким образом, данный лиганд может служить не только маркером наличия злокачественного новообразования, но и пре-диктивным фактором у больных со злокачественными новообразованиями, который появляется в сыворотке крови раньше, чем объективно можно оценить развитие заболевания инструментальными методами исследований. Можно заключить, что обнаружение данного лиганда в больших концентрациях, как и молекул MICA в сыворотке крови, с большой вероятностью может свидетельствовать о наличии опухолевых клеток и развитии меланомы. Данное утверждение нельзя применить к другому лиганду NKG2D белку ULBP-2. В сыворотке крови, как здоровых добровольцев, так и онкологических больных не были обнаружены молекулы ULBP-2 данной аллельной формы. Концентрация молекул ULBP-2 в сыворотке крови всех пациентов кроме одного была равна фоновым значениям. У одного больного меланомой лиганды обнаруживались в следовых количествах (291 пг/мл). У больных с высоким содержанием MICA, отмечался средний и высокий показатель ULBP-1 (более 4 000 пг/мл), однако, когда уровень содержания MICA в сыворотках крови был минимальным (в 38,5% случаев), уровень ULBP-1 достигал высоких значений, в среднем — 6 100,0±2 143,7 пг/мл (при максимальном значении в 9558,3 пг/мл). Установить четкую корреляционную зависимость между уровнем молекул MICA и ULBP-1 на данном этапе не представилось возможным, для этого необходимо проведение дальнейших исследований.
Заключение. Обнаружение в больших концентрациях молекул MICA и ULBP-1 в сыворотке крови больных меланомой, может служить одним из диагностических маркеров наличия онкологического заболевания, и возможно являться показателем прогрессии заболевания. Так как у данных больных прослеживается одинаковая тенденция в увеличении концентрации лигандов NKG2D в сыворотке крови при наличии большой опухолевой массы и прогрессирова-нии болезни.
Молекулы MICA и ULBP-1 могут дополнить спектр имеющихся опухоле-ассоциированных маркеров при диагностике больных меланомой. Данные показатели могут быть использованы для мониторинга прогноза развития заболевания и контроля над увеличением опухолевой массы при иммуно-терапевтических воздействиях.
Сравнительный анализ экспрессии матриксных металлопротеиназ в тканях меланоцитарных новообразований кожи
И. А. Новикова', Е. Ф. Комарова', В. В. Позднякова', М. И. Мак-симова1, М. Г. Ильченко', Е. П. Ульянова', А. О. Гранкина', И. Р. Дашкова', Л.Н. Ващенко'
Место работы: 'ФГБУ «РНИОИ» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Цель. Исследовать тканевую экспрессию металлопротеиназ 2 и 9 типа (ММР-2 и ММР-9) в тканях доброкачественных (ДМНК) — невусы, диспластические невусы и злокачественных меланоцитарных новообразований кожи (ЗМНК). Материалы и методы. В исследование были включены 55 пациентов в возрасте от 21 до 49 лет с меланоцитарными
Злокачественные опухоли
www.malignanttumours.org
Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017
Malignant Tumours
www.malignanttumours.org