Научная статья на тему 'Содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации'

Содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизм управления / стратегический потенциал / инвестиционный потенциал / интеллектуальный потенциал / маркетинговый потенциал / management mechanism / strategic potential / investment potential / intellectual potencial / marketing potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Александр Викторович

Раскрывается содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации. Дается характеристика составляющих этого механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the mechanism of industrial organization strategic potential management is revealed. The constituent elements of this mechanism are characterized.

Текст научной работы на тему «Содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации»

A.V. Kuznetsov

The Contents of the Mechanism of Industrial Organization Strategic Potential Management

The content of the mechanism of industrial organization strategic potential management is revealed. The constituent elements of this mechanism are characterized.

Key words and word-combinations: management mechanism, strategic potential, investment potential, intellectual potential, marketing potential.

Раскрывается содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации. Дается характеристика составляющих этого механизма.

Ключевые слова и словосочетания: механизм управления, стратегический потенциал, инвестиционный потенциал, интеллектуальный потенциал, маркетинговый потенциал.

УДК 658.152 ББК 65.291.5

A.B. Кузнецов

СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА

УПРАВЛЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИМ

ПОТЕНЦИАЛОМ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

^Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует о том, что большинство их руководителей концентрируют свои усилия на решении текущих проблем, оперативном управлении и краткосрочном планировании. Вопросы же стратегического развития в процессе осуществления хозяйственной деятельности часто остаются без внимания. Формирование соответствующего инструментария адаптации организации к перспективной динамике следует расценивать как жизненную необходимость, поскольку одних мер оперативного характера недостаточно.

Содержание механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации определяется последовательностью этапов процесса стратегического управления в целом. Как ключевой этап стратегического управления, который направлен на изучение места производственной организации на рынке и перспектив его изменения в лучшую или худшую стороны, следует рассматривать стратегический анализ. Анализу подвергаются динамика рыночной конъюнктуры и факторы внутренней среды, способствующие адаптации организации к данной динамике.

Основой применяемого инструментария следует назвать процесс разработки стратегии развития, поскольку к настоящему времени большинство отечественных производ-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 177

ственных организаций исчерпали свои резервы выживания, а на первый план вышла необходимость адаптации к ограничению спроса и обостряющейся конкуренции. Управление данным процессом должно предусматривать разработку не только стратегических планов, но и реалистичных программ по их реализации. Они призваны учитывать тенденции развития отрасли, изменения рыночной конъюнктуры, сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности производственной организации, множество других факторов, влияющих на внешнюю и внутреннюю среду производственной организации. Без понятной и эффективной стратегии развития организация будет представлять собой лишь набор активов с обязательствами, в то время как для выживания и роста конкурентного преимущества требуется соответствующее управление, ориентированное на разработку и реализацию программы перехода организации в новое качественное состояние.

Реалистичность такой программы зависит от активизации инвестиционной деятельности и роста инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования. В связи с этим требуется включить в механизм управления стратегическим потенциалом составляющую, направленную на управление инвестиционным потенциалом.

Инвестиционный потенциал производственной организации формируется под влиянием групп факторов, которые определяют накопление инвестиционных ресурсов, а также тех, которые влияют на формирование инвестиционных потребностей организации. Однако необходимо заметить, что в настоящее время производственными организациями мало уделяется внимания определению приоритетных сфер инвестирования и расчету инвестиционных потребностей. Назначение инвестирования зависит от того, насколько меняется эффективность использования конкретных видов ресурсов, так как производственная деятельность обусловлена эффективностью использования материально-финансовых ресурсов. Определение приоритетных сфер инвестирования и расчет инвестиционных потребностей является необходимым условием подготовки и реализации успешного инвестиционного проекта в производственной сфере. Управление инвестиционным потенциалом означает создание условий и обеспечение возможности для предложения в распоряжение производственной организации инвестиционных ресурсов, а также свидетельствует о собственных возможностях предприятия осуществлять инвестиционную деятельность и длительную управленческую поддержку инвестиционных потоков.

Важно определить наиболее приемлемые направления стратегического развития, исходя из оценки альтернативных интересов и возможностей самой производственной организации. Отсюда появляется необходимость включения в механизм управления стратегическим потенциалом таких составляющих, как управление маркетинговым потенциалом, инновационным потенциалом и ресурсным потенциалом. Решение проблемы стратегического выбора непосредственно связано с маркетинговым процессом, который в условиях конкуренции должен управляться на основе методологии системного подхода.

178 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Сложившиеся в настоящее время макро- и микроэкономические условия и реальное состояние промышленного производства обусловливают необходимость формирования на отечественных предприятиях соответствующей маркетинговой системы управления, обеспечивающей рост их стратегического потенциала. Современный бизнес - это не временные поединки, а постоянная позиционная война по широкому фронту, когда мелкие победы слагаются в крупное стратегическое преимущество. Такое преимущество обеспечивает системный подход к маркетинговой деятельности, когда руководители четко представляют, каких результатов можно ожидать от маркетинга, какие ресурсы для него необходимо выделять, в какой последовательности выполнять отдельные маркетинговые действия.

Необходимым условием для роста стратегического потенциала производственной организации является обеспечение непрерывности внедрения инновационных мероприятий, что должно стать неотъемлемой частью повседневной работы производства. Подобный процесс хозяйствования, в основе которого заложены постоянный поиск новых возможностей, умение извлекать и использовать ресурсы из самых разнообразных источников, должен быть связан с готовностью членов трудового коллектива добровольно взять на себя весь риск, обусловленный реализацией новых проектов. Люди должны быть готовы принять финансовую, моральную и социальную ответственность за процесс, приносящий в перспективе доход и личное удовлетворение. При этом руководству предприятия следует осуществлять выбор таких направлений развития, реализация которых обеспечивает не только появление новых поколений товаров в соответствии с запросами потребителей, но и осуществление эффективных изменений в технологических процессах. Следовательно, управление инновационным потенциалом должно быть ориентировано на обеспечение необходимой динамичности и восприимчивости производства к технологическому прогрессу и рыночной конъюнктуре.

В настоящее время теоретическое и практическое значение приобретает исследование такой составляющей механизма управления стратегическим потенциалом, как система управления ресурсным потенциалом. Ресурсы являются объективной основой реализации целей социально-экономического развития, и вместе с тем они подвергаются целенаправленному изменению с учетом поставленных целей. Поэтому цели и ресурсы образуют неразрывное единство, целостный объект прогнозирования социально-экономического развития.

Ресурсы в существенной мере определяют способность производственной организации производить товары и услуги для удовлетворения конечного спроса. Следовательно, управление ресурсным потенциалом - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в деятельности производственной организации.

Современные отечественные производственные организации сталкиваются с ситуацией, когда продукция большинства из них стала или становится некон-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 179

курентоспособной. В связи с этим актуализируется проблема накопления и использования интеллектуальных ресурсов [1]. В экономической литературе выделяются особенности интеллектуальных ресурсов по сравнению с материальными факторами производства: во-первых, их развитие и формирование обеспечивается сферой образования и науки; во-вторых, взаимодействие данных сфер с реальным сектором экономики не укладывается в обычную схему рыночных отношений; в-третьих, формирование образовательного потенциала персонала и накопление знаний в значительной степени остается прерогативой государства и общественных институтов, а финансируется посредством перераспределения общественного продукта; в-четвертых, затраты на интеллектуальные ресурсы носят характер долгосрочных инвестиций с неопределенными сроками их окупаемости [2].

Потребность в целостном, системном подходе к проблеме управления интеллектуальными ресурсами сегодня очевидна, несмотря на то что многие руководители отечественного производства считают затраты на обучение персонала непроизводительными, ибо они не приносят дополнительного дохода. Думается, что это связано прежде всего с тем, что производственные организации получают соответствующие интеллектуальные ресурсы как общественное благо, не принимая соответствующего участия в их воспроизводстве. Затраты на обучение отделяются руководством от других направлений функционирования производства и замыкаются на прямой финансовый результат.

К сожалению, большинство руководителей не учитывают, что сегодня необходимо осуществлять реструктуризацию производственных организаций относительно рынков, а не продуктов или производственных единиц, формируя в сознании персонала культуру, восприимчивую к меняющимся рыночным условиям, требованиям потребителей, проблемам серьезных технологических и продуктовых инноваций. Особую роль при этом играет интеллектуальный потенциал как ключевая составляющая стратегического потенциала, которая требует соответствующего управления. Теоретической основой управления развитием интеллектуального потенциала может стать интеграция трех концепций: интеллектуального капитала, менеджмента знаний и обучающейся организации, которые взаимно дополняют друг друга.

Концепция интеллектуального капитала предполагает ввод интеллектуальных ресурсов в структуру капитала производственной организации. Несмотря на то что интеллектуальный капитал существует исключительно в персонифицированных формах и является достоянием конкретных специалистов, капиталом он становится только тогда, когда включается в структуру капитала производственной организации. Здесь он находит не только сферу приложения, но и условия для развития в виде знаний персонала. Кроме того, требуется постоянное повышение уровня всех составляющих интеллектуального капитала, в первую очередь связанных со знаниями работников, являющихся их носителями. П. Друкер по этому поводу писал: «Большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности - не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глу-

180 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

бинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества, - это используемые в нем специфические производственные и управленческие знания» [3]. Прежде всего это касается повышения образовательного уровня работников, занимающихся управленческим трудом.

Концепция менеджмента знаний делает акцент на эффективном использовании интеллектуальных ресурсов, когда важной задачей является преобразование интеллектуального капитала в интеллектуальные активы, объективизация знания, извлечение его из источников, каковым являются отдельные специалисты производственной организации. «Обучающаяся» организация предполагает, что обучение - не просто накопление знаний, а осмысленное развитие умения их использовать. Если в компании существуют процедуры обмена знаниями, то ее уже можно считать самообучающейся, даже при отсутствии формальной системы управления знаниями. Создание такой системы в масштабах всей компании дает мощный толчок самообучению. Сотрудников следует ознакомить с планами их обучения, повышения квалификации и должностными требованиями, на основе которых им даются задания и обеспечивается возможность карьерного роста. Хороший результат может дать применение методов работы, способствующих активному обмену знаниями между членами трудового коллектива.

В целях развития механизма управления стратегическим потенциалом производственной организации руководству предприятия необходимо осуществлять ряд действий. Например, следует информировать сотрудников о результатах реализации проектов. Необходимо распространять новые идеи и поощрять их генерирование, а также оперативно обсуждать ошибки и способы их исправления. Несомненную пользу компании принесет побуждение сотрудников, посещающих курсы или выполняющих какую-либо работу для других компаний, делиться со своими коллегами новыми достижениями, идеями, опытом и практикой работы.

Итак, механизм управления стратегическим потенциалом производственной организации включает в себя системы управления потенциалами - инвестиционным, маркетинговым, инновационным, ресурсным, интеллектуальным и производственным. Однако для его успешной работы первостепенное значение имеет организация комплексного воздействия на все компоненты. Только в этом случае возможно получение позитивного результата от применения рассмотренного механизма, выраженного в экономической эффективности функционирования производственной организации.

Библиографический список

1. Кадочников U.A., Четвериков С.Н. Импортозамещение в Российской Федерации в 19982002 гг. // Экономика переходного периода: сб. избр. работ, 1999-2002. М., 2003. С. 638-659.

2. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000.

3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21-м веке. М., 2007.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.