Научная статья на тему 'Содержание курса педагогики в контексте педагогической культуры изменяющегося социума'

Содержание курса педагогики в контексте педагогической культуры изменяющегося социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодова Галина Геннадьевна, Боброва Наталья Александровна, Пинигина Галина Вениаминовна

В статье рассматриваются проблемы внедрения в воспитательно-образовательный процесс обновлённого содержания курса педагогики, разработанного с учётом социокультурных изменений в системе педагогического образования. Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы его цель, задачи, содержание и организационно-методические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодова Галина Геннадьевна, Боброва Наталья Александровна, Пинигина Галина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание курса педагогики в контексте педагогической культуры изменяющегося социума»

УДК 37

Солодова Галина Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово

Боброва Наталья Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово

Пинигина Галина Вениаминовна

Кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Кузбасского государственного технического университета, [email protected], Кемерово

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА

Solodova Galina Gennadievna

Candidate of pedagogies Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

Bobrova Natal)a Aleksandrovna

Candidate of pedagogies Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

Pinigina Galina Veniaminovna

C candidate of pedagogies, professor Kuzbass State Technical University, [email protected], Kemerovo

PEDAGOGY COURSE CONTENT IN CONTEXT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE CHANGING SOCIETE

Подготовка студентов к педагогической деятельности требует учёта социокультурных условий. В данной статье представлены результаты исследования проблемы совершенствования курса педагогики и его экспериментальной проверки на естественно-научных факультетах в классическом университете, а также в процессе психолого-педагогической подготовки магистров в техническом университете.

Философами и социологами отмечается, что современный человек живёт в эпоху цивилизационного слома и становления исторически нового пространства. Для человека «эпохи перемен» складывается совершенно особая ситуация в жизни и в профессиональной деятельности, когда он выбирает, отвергает, осваивает то новое, что появляется в жизни. И от того, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее. Важную роль в жизни общества играет педагог, от которого во многом зависит процесс осмысления, освоения и становления общественного сознания и самосознания буду-

щих граждан страны. Для того чтобы реализовать эту высокую миссию, современный педагог должен уметь ориентироваться в окружающем его мире, оценивать те новшества, которые появляются в жизни, в профессии, в общении с другими людьми и которые будут определять тенденции в развитии социума и личности.

Вузовский этап профессиональной подготовки имеет особое значение в жизни личности - в этот период у личности ещё только закладываются основы профессионализма, ещё не выработаны стереотипы педагогической деятельности. Студенчество - это возраст, когда личность открыта к восприятию всего нового и прогрессивного, а потому в процессе подготовки к педагогической деятельности студент должен занять позицию «созидателя» нового образа педагога и нормативов педагогической деятельности (в сознании и самосознании) и её «преобразователя» в реальной педагогической практике. Студенты как будущие педагоги уже в процессе подготовки к будущей профессии должны овладевать новыми формами, средствами и приёмами педагогической деятельности, найти свой индивидуальный способ их применения, соотнесённый с новой социокультурной ситуацией, в рамках которой эта деятельность реализуется.

Возникает необходимость поиска новых подходов в организации воспитательно-образовательного процесса вуза, так как только педагог, воспитанный в новых традициях, сумеет решать поставленные перед школой задачи развития и воспитания личности, способной в максимальной степени реализовать свои потенциальные возможности. В связи с этим нами был разработан курс педагогики, направленный на подготовку студентов к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях.

Обоснование экспериментального курса педагогики для социума переходного периода позволяет нам представить авторское видение его структуры и содержания, определяющего теоретическую подготовку студентов к педагогической деятельности в условиях вуза. Педагогическое образование рассматривается нами как социокультурный феномен, результатом которого является становление профессионального сознания студента, побуждающего его к преобразующей педагогической деятельности, обусловливающей переход системы образования на новую парадигму.

Значимыми для нашего исследования являются работы, в которых устанавливается взаимообусловленность педагогики и культуры (А. М. Анохин, С. Н. Батракова, В. Л. Бенин, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, И. Е. Видт,

О. С. Газман, Е. Ю. Захарченко, И. Ф. Исаев, И. Г. Золкина, И. А. Колесникова, О. Е. Костенко, Т. А. Костюкова, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, Е. В. Пискунова, С. Д. Поляков, А. А. Попов, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов, П. Г. Щедровицкий и др.). В работах по педагогической культурологии акцент делается на формировании педагога как субъекта педагогической культуры. Только такой учитель, как отмечается в работах культурологов и педагогов, способен осуществлять движение к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому, при котором сущность человека

и его место в социокультурном пространстве осмысливается как ведущая педагогическая ценность.

Теоретический курс педагогики должен приобретать социальный к мировоззренческий характер, в котором в максимальной степени находят отражение проблемы в педагогической культуре изменяющегося социума, проблемы школы и особенности развития взрослеющей личности, а также поиски путей их разрешения. На наш взгляд, курс педагогики должен предстать перед студентами, готовящимися к педагогической деятельности в сложных условиях педагогической реальности, не как «учебник» уже готовых решений, а как процесс поиска ответов на вопросы, которые возникают в современной ситуации. Из этого следует, что в процессе осмысления основных педагогических категорий студенты должны быть вовлечены в решение возникающих в социуме проблем.

Результатом познавательной деятельности студентов становится сфор-мированность педагогической позиции, в которой отражается отношение будущего педагога к изучаемым педагогическим явлениям и процессам. Педагогическая наука, которую познают студенты, рассматривается нами не как наука, которая предписывает действия, а как наука, которая обосновывает право выбора студентом личной педагогической позиции, способствует осознанию необходимости изменений в педагогической профессии и в самом себе в целях достижения социокультурной адекватности личностных характеристик задачам современной школы.

Возможность проявлять профессиональное самоопределение по отношению к будущей профессии и самому себе посредством её осмысления (анализа, обоснования, оценки, сравнения) в категориях педагогической культуры позволяет студенту находить личностные смыслы, проявлять свою причастность к проблемам, возникающим в педагогической реальности, размышлять о путях их разрешения. Таким образом, студент в процессе своего образования становится на позицию субъекта педагогической культуры, а её освоение ставит его в позицию исследователя - он осмысливает и переосмысливает, оценивает и переоценивает педагогические категории и теории, представленные в педагогической культуре человечества, определяет их социокультурную значимость для решения задач современного социума.

Эти обстоятельства накладывают большую ответственность на преподавателя теоретического курса педагогики, который определяет содержание и формы педагогического образования, значимые для формирования гуманистической позиции и развития субъектных характеристик студента как будущего педагога. Возникает необходимость разработки курса педагогики переходного периода - курса, учитывающего специфику социальной ситуации развития студента как будущего педагога, обусловленную особенностями педагогической культуры изменяющегося социума.

Содержание курса «Педагогика в эпоху социальных перемен» должно способствовать:

- во-первых, осознанию студентами тех оснований традиционной педагогической практики, от которых надлежит «уходить», и тех положений, которые обусловливают переход на новую парадигму образования и воспитания;

- во-вторых, такой курс должен способствовать осознанию студентом собственной роли и возможностей в утверждении положений субъектной педагогики, основанных на принципах гуманизма и демократии. Педагогика «переходного периода» должна помочь будущему педагогу выходить за рамки известного (негативного) опыта и создавать «проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры» [1, с. 27].

Курс педагогики должен рассматриваться не только как учебная дисциплина, которая обусловливает подготовку к практической деятельности, обосновывает её, предписывает какие-либо правила и действия. Педагогическая наука рассматривается как часть общественной культуры, где отражён опыт человечества по воспитанию и образованию нового поколения. Такой курс нацеливает студента на познание педагогической культуры человечества, а не только на овладение педагогическими категориями. В процессе усвоения педагогической культуры, отражённой в содержании курса, становится возможным познание смыслов профессионально-педагогической деятельности, общечеловеческих и педагогических ценностей, нравственных категорий, которые определяют образ современного педагога.

Таким образом, иелыо педагогики переходного периода становится -приобщение студентов как будущих педагогов к педагогической культуре и формирование у них потребности и способности развивать культуру, актуализируя гуманистические ценности.

Задачи курса:

1. Помочь студентам осознать состояние переходности в педагогической культуре изменяющегося социума как условия реализации их будущей профессиональной деятельности, осознать себя субъектом историко-педа-гогического процесса, определяющего направленность в развитии личности и социума.

2. Формировать представления о социокультурном типе педагога, востребованного в современной школе и обществе, способного к решению задач развития личности в условиях изменяющегося социума.

3. Содействовать познанию педагогических процессов и явлений, выявляя их сущностные характеристики, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки инновационных процессов в системе образования и формировать целостное представление о педагогическом процессе в новых социокультурных условиях.

4. Развивать у будущего педагога педагогическое сознание, в котором отражаются гуманистические ценности, обусловливающие профессиональное самоопределение студента в педагогической культуре изменяющегося социума.

5. Способствовать формированию педагогической позиции студента как системы педагогических ценностей, которая выступает в качестве условия его «включённости» в педагогическую культуру изменяющегося социума и обусловливает его способность к самоопределению в социуме, профессии, самом себе.

6. Научить студента воспринимать педагогические знания в категориях «сущего» и «должного», т. е. в процессе изучения педагогической науки развивать умение различать: а) знания, которые описывают конкретную ситуацию социального развития личности, фиксируют уровень её развития, а также анализируют возникающие в процессе развития личности проблемы и трудности (категория «сущего»); б) знания, в которых отражаются перспективы развития личности и группы, а также противоречия, требующие своего разрешения, условия и пути достижения обозначенных задач профессионального саморазвития (категория «должного»).

7. Помочь студенту соотносить требования «должного» в профессии, вытекающие из сущностных характеристик воспитательно-образовательного процесса, и «необходимого» («возможного») для личности, исходя из своих индивидуальных особенностей.

8. В процессе преподавания теоретического курса педагогики создать условия, позволяющих студенту «созидать» образ современного педагога и разрабатывать нормативы педагогической деятельности, определяющие переход системы образования на новую парадигму.

9. В воспитательно-образовательном процессе вуза создать условия, позволяющие студенту как будущему педагогу «проживать» ценности субъектной педагогики и оценивать их социокультурную значимость для современного человека.

Курс «Педагогика в эпоху социальных перемен» состоит из модулей, выделение которых соответствует логике педагогической науки, раскрытию генезиса основных педагогических понятий и проблем в системе современного образования. Методологической основой в теоретической подготовке студентов к педагогической деятельности является структура педагогической науки, где обозначен тот категориальный аппарат, который позволяет формировать педагогическую картину мира с точки зрения её полноты и системности, проблемно отражать переходное состояние в системе образования.

Представленные модули как структурные основания содержания педагогического образования образуют «теоретическое пространство», в котором студенту как будущему педагогу надлежит самоопределяться. Научное знание «встраивается» в личный опыт студента, побуждая его размышлять и принимать решения в условиях множества различных точек зрения. В рамках данных модулей создаются ситуации поисковой активности студента, результатом которой становится сформированность определённых аспектов его педагогической позиции. Самоопределение студентов в рамках проблематики каждого из представленных модулей обусловливает развитие

педагогической позиции относительно ведущих педагогических явлений и процессов, позволяет формировать целостную картину педагогической реальности в её переходном состоянии.

Курс состоит из шести модулей:

1-й модуль - «Общие основы педагогики» - даёт общее представление о педагогической науке, её объекте и предмете, структуре, связях с другими науками; знакомит студента с категориальным аппаратом, методами педагогического исследования; задачами и тенденциями в развитии педагогики.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, направлены: на развитие представлений о педагогике в контексте педагогической культуры социума, её изменчивости в зависимости от социокультурных особенностей общества, в которых она функционирует; на осмысление значимости педагогического знания для становления социокультурного типа современного педагога.

2-й модуль - «Развитие и воспитание личности» - является базовым для изучения последующих модулей. “Развитие” и “воспитание” в содержании данного курса выступают ведущими категориями, а потому осмысление их сущностных характеристик и особенностей их соотношения определяет исходные позиции в ситуациях выбора образовательной и воспитательной парадигмы - цели и задач развития личности, содержания, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия, стиля педагогической деятельности. В данном модуле раскрываются сущностные характеристики процесса развития личности, исследуются факторы, его обусловливающие; выявляется роль воспитания как фактора развития личности.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, направлены на исследование научных оснований субъектной педагогики: обосновать роль активности личности в процессе её саморазвития; представить процесс воспитания как содействие развитию в личности ребёнка социально и личностно значимых черт и характеристик; выявить возможности воспитания как целенаправленного процесса в развитии субъектных характеристик личности.

3-й модуль - «Возрастные и гендерные особенности развития и воспитания личности» - реализуется в аспекте конкретизации сущностных характеристик процесса развития личности относительно её возрастных и гендерных особенностей. В содержание данного модуля вводится понятие “социальная ситуация развития личности”, где находят отражение социокультурные характеристики факторов и условий развития личности. Особое значение приобретает исследование процесса воспитания как создание условий для полноценного возрастного развития личности с учётом новых социокультурных реалий их жизнедеятельности. Студентам предлагается выявить гендерные различия в развитии личности, обосновать их изменение под влиянием социокультурных факторов.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, позволяют проследить становление субъектных характеристик личности в зависимости

от возрастных и гендерных особенностей: выявить особенности социальной ситуации развития личности на разных этапах возрастного развития и обосновать её перевод в воспитательную ситуацию; обосновать необходимость личностно-ориентированного подхода в создании воспитательных ситуаций, обеспечивающих успешность личностного развития школьников; проследить социокультурные изменения в гендерных различиях личности и обосновать их учёт при построении воспитательно-образовательного процесса в современной школе.

4-й модуль - «Цель и сущность процессов воспитания и обучения» - является центральным для обоснования научных основ педагогической деятельности. В содержании данного модуля исследуются целевые установки воспитания как общественного явления, что позволяет будущему педагогу осознавать социокультурную составляющую в структуре педагогической деятельности, самоопределяться в смысловой значимости изменений, происходящих в современной системе образования. Выявление сущностных характеристик педагогических процессов - воспитания и обучения - позволяет будущему педагогу самоопределиться в известных парадигмах воспитательно-образовательного процесса.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, направлены на формирование профессионально-педагогической позиции студента как будущего педагога, основанной на ценностях субъектной педагогики: сформулировать цель воспитания и обучения, в которой находят отражение личностные характеристики, обусловленные особенностями современной социокультурной ситуации; обосновать сущностные характеристики процессов воспитания и обучения, значимые для реализации ценностей субъектной педагогики; выстраивать педагогическую деятельность как реализацию сущностных характеристик процессов воспитания и обучения; выработать представление о демократическом стиле педагогической деятельности как условии реализации ценностей субъектной педагогики; выявить противоречия социокультурного плана, преодоление которых обеспечивает реализацию ценностей субъектной педагогики.

5-й модуль - «Теоретические основы проиесса воспитания» - предполагает освоение основных компонентов воспитательной системы как целостного процесса, включающего его направления: гражданское, нравственное, эстетическое, физическое, половое и т. д. Студенты осмысливают социальную ситуацию развития личности, значимую для становления конкретных качеств личности (например, гражданственности, нравственности, физического совершенства и т. д.), формулируют цель и задачи в развитии личности с учётом возрастных и гендерных особенностей, определяют содержание, формы и методы воспитательной работы. В данном модуле представлены психологические основания воспитательного процесса, характеристика его форм и методов.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, позволяют самоопределяться в концептуальных и процессуальных основах педагоги-

ческого процесса: формировать представление о воспитательном процессе как целостном явлении, в структуре которого выделяются взаимосвязанные и взаимообусловленные направления (гражданское, нравственное, эстетическое, физическое и т. д.); разрабатывать концепцию «идеальной» школы, в которой отражаются ценности субъектной педагогики; обосновывать социокультурные особенности в реализации воспитательной системы современной школы; соотносить традиционные и инновационные подходы в решении проблем современной школы и развития личности.

6-й модуль - «Теоретические основы проиесса обучения» - предполагает освоение научных основ в организации процесса обучения. В данном модуле процесс обучения понимается как часть процесса воспитания, которая организована в учебно-познавательной деятельности школьников; представлены психологические основания процесса обучения, дана характеристика его форм и методов. Студенты осмысливают традиционную и развивающую парадигмы образования; решают противоречия, возникающие в процессе обучения; обосновывают возможности реализации содержания образования и его функций с точки зрения культурологического подхода; знакомятся с многообразием современных подходов в организации воспитательно-об-разовательного процесса.

Задачи, которые решаются при освоении данного модуля, позволяют самоопределяться в образовательных парадигмах организации учебнопознавательной деятельности школьников: формировать представление о процессе обучения как составной части воспитательно-образовательного процесса; выявлять культурологический смысл содержания образования в рамках конкретной учебной дисциплины; осваивать личностно-ориенти-рованный подход, позволяющий создавать воспитательные ситуации, обеспечивающие успешность личностного развития школьников; обеспечивать реализацию функций процесса обучения с учётом социокультурных условий современной школы; сформировать представление о педагогической деятельности как необходимом условии демократизации воспитательно-образовательного процесса.

В рамках каждого модуля предлагается освоение содержания педагогического образования, в котором отражаются проблемы изменяющегося социума. Содержание теоретического курса «Педагогика в эпоху социальных перемен» рассматривается как создание поликулътурного пространства для профессионального самоопределения студентов как будущих педагогов. Такое понимание содержания образования позволяет уходить от «знание-вого» подхода в организации учебно-познавательной деятельности студентов и рассматривать его в культурологическом смысле как «форму личностного бытия в культуре» (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, М. С. Каган и др.).

В числе основных структурных компонентов теоретического курса «Педагогика в эпоху социальных перемен» могут (должны) быть представлены:

1. Анализ ситуации переходного состояния социума. В современном социуме происходит смена образовательной парадигмы - от авторитарной педагогики к педагогике гуманизма и свободы личности. Закономерно возникают вопросы: какой педагогике учить будущего педагога? Чему отдать предпочтение? На наш взгляд, курс педагогики необходимо представить как отражение педагогической культуры в изменяющемся социуме. Такой взгляд на учебную дисциплину позволяет создавать ситуации, которые позволяли бы студентам фиксировать противоречия социокультурного характера, создавать и анализировать ситуации переходного периода, обосновывать пути к новой образовательной парадигме. Педагогика как учебная дисциплина должна помочь будущему педагогу понять и объяснить педагогическую реальность в её противоречиях, проблемах, создавать ситуации поиска ответов на возникающие вопросы.

2. Анализ образа педагога. В содержание педагогического образования возможно включить те фрагменты педагогического знания, которые обусловливают представление студентов о социокультурном типе педагога, о функциях его педагогической деятельности в условиях современного социума. В курсе педагогики возможно познакомить студентов с различными типами педагогов и социально-педагогическими функциями, характерными для тех или иных исторических этапов развития общества, что позволяет проследить обусловленность педагогической деятельности социокультурными условиями, в которых эта деятельность реализуется. В этом смысле курс педагогики может рассматриваться как фактор социализации и инкульту-рации студентов - будущих педагогов, а также как фактор демократизации общества посредством формирования «нового» педагогического сознания нового поколения учителей.

3. Обоснование сущностных характеристик педагогических явлений и процессов. В сущностных характеристиках педагогических процессов и явлений находит отражение поиск смыслового фундамента педагогики, осмысление и принятие которого проявляется в личной позиции учителя. Из этого следует, что в курсе педагогики следует прежде всего сосредоточить внимание студентов на познании теоретико-методологических оснований процессов становления личности, проследить их проявление в известных теориях.

4 .Анализ педагогических ценностей. Изменение роли и места человека в социокультурных условиях жизнедеятельности обусловливают изменения в содержании педагогического образования. Так, в курсе педагогики возникает необходимость осмысливать ценности, реализация которых способствует обновлению педагогической реальности, - «свобода», «свободос-пособность», «жизнетворчество» и т. д. Идея ответственности за себя и окружающий мир становится центральной идеей новой педагогики. По-новому осмысливается цель воспитания: «человек культуры» (О. С. Газман), «само-развивающаяся личность» (Е. А. Ямбург) и др. В работах педагогов можно встретить формулировки новых педагогических принципов, например, при-

нцип свободоспособности (О. С. Газман), принцип цивилизационной ответственности (Е. А. Ямбург) и т. д. Все эти новые идеи, определяющие обновление педагогической практики, должны найти отражение в содержании курса для того, чтобы вместе с авторами, в работах которых формулируется новая педагогика, готовить студентов к новой педагогической реальности.

5. Анализ педагогических традиций. Переход на новую парадигму воспитания и образования предполагает снятие несоответствия между «новым» педагогическим сознанием и «старыми» профессиональными привычками. Курс педагогики должен побуждать студента как будущего педагога к самопознанию и саморефлексии. Теория педагогики оказывает влияние прежде всего на сознание и самосознание личности, однако без анализа опыта и его соотнесения с нормами и принципами педагогической деятельности теоретический курс педагогики не реализует свои потенциальные возможности, не имеет своей завершающей стадии. Являясь теорией для обоснования педагогической деятельности, он должен фиксировать внимание студентов на педагогическом опыте, преобразовывать его с позиции субъектной педагогики.

6. Анализ стереотипов обыденного сознания и педагогических заблуждений. Приобретение опыта неизбежно приводит к формированию профессиональных привычек, однако при этом педагог может терять гибкость в поведении, что приводит к формированию стереотипных форм поведения. Стереотипы поведения и педагогические заблуждения необходимо рассматривать как феномены педагогической реальности, которые в определённой мере отражают социокультурные аспекты профессиональной деятельности учителя, в момент изменяющегося социума они мешают становлению нового педагогического сознания, а потому должны быть осмыслены как негативные формы в жизнедеятельности личности и социума, так как тормозят личностное развитие профессионала. Теоретический курс педагогики позволяет осмысливать педагогические «мифы», которые утвердились в общественном мнении и самосознании педагогов-практиков и студентов, готовящихся к педагогической деятельности. Анализ педагогических стереотипов и заблуждений позволяет в учебном процессе создавать ситуации для профессионального самоопределения личности. Студент переосмысливает известный ему опыт с точки зрения сущностных характеристик процессов развития, воспитания и обучения, пытается выявить их ошибочность; у студента развивается способность анализировать, выделять сущностные характеристики педагогических явлений и процессов, соотносить ситуации; у него формируется педагогическая позиция, побуждающая его к преобразующей деятельности.

1. Критический анализ педагогических нововведений. Ситуация переходности в социуме и педагогической культуре характеризуется поликультурностью, появлением многочисленных взглядов и точек зрения относительно будущего. Для культурно-образовательной ситуации характерно многообразие культурно-педагогических нововведений, которые сосущес-

твуют как альтернативные траектории дальнейшего развития, по которым может пойти дальнейшее развитие педагогической практики, однако не все положения «новой» педагогики могут быть использованы при переходе к новой парадигме воспитания и образования. Как показывает практика, не все из разрабатываемых программ вызывают однозначную оценку со стороны педагогической общественности, а потому студент как будущий педагог должен уметь самоопределяться в многообразии педагогических теорий и подходов - он должен научиться оценивать и выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации развития личности, особенностям их педагогических условий, в которых должна осуществляться данная практика, в также соответствовать возможностям личности самого педагога. Результаты такой познавательной деятельности позволяют развивать у будущих педагогов критический взгляд на инновационные процессы, оценивать их с точки зрения целесообразности и куль-туросообразности педагогической ситуации, соотнося их с индивидуальностью ребёнка.

8. Характеристика педагогической деятельности. В структуре курса педагогики должны найти отражение характеристики педагогической деятельности, значимые для новых социокультурных условий. Реализация ценностей субъектной педагогики обусловливает субъектную позицию педагога и организацию субъект-субъектных отношений с воспитанниками. Курс педагогики обладает достаточными возможностями для того, чтобы системно представить педагогическую деятельность и актуализировать внимание студентов на тех качествах и характеристиках, которые определяют успешность в решении воспитательных и образовательных задач. В целях осуществления пракгико-ориентированной подготовки студентов к педагогической деятельности в содержании курса должны найти отражение положения педагогической праксеологии, выступающей в качестве общей теории педагогической деятельности, где рассматриваются общие принципы и пути повышения эффективности и полезности профессиональных действий, закономерности и условия целесообразного и рационального построения деятельности педагога.

9. Анализ особенностей своей личности. В процессе изучения курса педагогики важно не только познавать педагогическую реальность изменяющегося социума, но и учиться оценивать социокультурную адекватность личности педагога. Как показывает практика, только тогда становится возможным реализация положений субъектной педагогики в практической деятельности учителя.

Выводы, которые мы сделали в ходе нашей опытно-экспериментальной работы, позволяют утверждать о необходимости создания в воспитательно-образовательном процессе ситуаций неопределённости и поликультурности, которые ставят студента как будущего педагога в позицию субъекта, развивают в нём способность выбирать наиболее оптимальные технологии, выявлять сущностные характеристики педагогических процессов и явлений,

ориентироваться на педагогические ценности, значимые для новой социокультурной ситуации,

Библиографический список

1. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: Петролис, 1996.-416 с.

УДК 159.922

Морнов Константин Алексеевич

Аспирант Братского государственного университета, [email protected], Братск

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Mornov Konstantin Alekseevich

Post-graduate student, Bratsk state university, [email protected], Bratsk

CONSTRUCTION OF THE MODEL OF PERSON-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALIST-TEACHER ON THE BASIS OF PERSON-CENTERED APPROACH

В нашем исследовании, изучаемый феномен - личностно-профессиональная компетентность (ЛПК) будущего специалиста-педагога (БСП), и условия ее становления, следующим образом, по нашему мнению, условно соотносятся со структурой личности предложенной К. Р. Роджерсом. Так, основа ЛПК находится и имманентно присуща психическому компоненту структуры личности - «организму», предпосылки становления ЛПК создаются или не создаются психическим компонентом структуры личности - «самостью», сам процесс становления ЛПК при наличии соответствующих психологических условий протекает в третьем компоненте структуры личности -«феноменальном поле».

Под личностно-профессиональной компетентностью БСП мы понимаем процесс непрерывного становления уникальной совокупности качеств и свойств, убеждений, потребностей и целей, ценностей и смыслов, знаний, умений, способностей, аффективно-волевых установок и мотивов, способствующих процессам самоактуализации, саморазвития, самореализации, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.