Научная статья на тему 'Содержание культурно-массовой работы комсомола в период великой отечественный войны'

Содержание культурно-массовой работы комсомола в период великой отечественный войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ИДЕОЛОГИЯ / КОМСОМОЛ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ТЫЛ / WAR / IDEOLOGY / KOMSOMOL / CULTURE / YOUTH / REAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин В. Е.

Рассматривается содержание государственной политики в сфере идеологии и культуры в военный период и участие в ее реализации региональных комсомольских организаций.Es wird der Inhalt der staatlichen Politik im Bereich der Ideologie und der Kultur in die Militärperiode und die Teilnahme an ihrer Realisation der regionalen Komsomolorganisationen betrachtet.Est examiné le contenu de la politique détat dans le domaine idéologique et culturel dans la période de la guerre et la participation des organisations régionales de komsomol à son organisation.The content of state policy concerning ideology and culture during the war and participation of regional Komsomol organizations is studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание культурно-массовой работы комсомола в период великой отечественный войны»

ББК Т3(2)622-7

СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ КОМСОМОЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОЙНЫ

В.Е. Бредихин

Кафедра «История и философия», ТГТУ

Представлена профессором А.А. Слезиным и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: война; идеология; комсомол; культура; молодежь; тыл.

Аннотация: Рассматривается содержание государственной политики в сфере идеологии и культуры в военный период и участие в ее реализации региональных комсомольских организаций.

Война оказала сильное влияние на политику государства в области культуры и, следовательно, на содержание культурно-массовой работы комсомола. Литература и искусство, развиваясь в рамках социалистического реализма, были милитаризованы и подчинены задачам антифашистской пропаганды и патриотического воспитания, одновременно выступая в качестве средства мобилизации трудовых ресурсов тыла.

Война являлась главной темой выступлений молодежных коллективов художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность помимо лирики непременно несла в себе заряд оптимизма, патриотизма, уверенности в победе над фашизмом. В песенный репертуар художественных коллективов входили как произведения советских поэтов и композиторов, так и русские народные песни, что свидетельствует о стремлении государства подчеркнуть связь народа с его традициями и историей. Приводимый нами перечень современных песен из репертуара художественных коллективов прекрасно иллюстрирует выводы, сделанные ранее: «Вечер на рейде», «Играй мой баян», «Моя любимая», «Иди любимый мой, иди», «Серые глаза», «Военная сестра», «Синий платочек», «Песня о Москве», «Песня о Сталине», «Один за всех и все за одного», «На врага, за Родину, вперед», «Мы в бои идем со славою», «Черная ночь», «Песня защитников Москвы», «Морячка», «Пограничник», «В землянке», «Боевая летная», «Марш артиллеристов», «Моряки», «Морская гвардия», «Калинка» и др. Схожая картина вырисовывается при анализе репертуара драматических произведений художественных коллективов в годы войны. Вот приблизительный перечень названий ставившихся в те годы пьес: «Русская душа», «Сила любви», «В тени цветущего дерева», «Сердце девичье», «Девушка с характером», «Дурак», «Нервная Германия», «Грабьармия», «Партизанка», «Предатель», «Вынужденная посадка», «В штабе», «В прифронтовом лесу». Помимо небольших одноактных пьес и скетчей в репертуар самодеятельных коллективов входили произведения советских драматургов и русских классиков: Б. Горбатова, А. Корнейчука, К. Тренева, А. Островского. Участники самодеятельности также исполняли отрывки из произведений

A.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького,

B. В. Маяковского. Кроме песенного творчества и драматургии программы художественных коллективов включали исполнение разнообразных частушек, в том числе антифашистских, чтение шуточных рассказов, пародий, фельетонов, танцевальные и акробатические номера. Подобные выступления способствовали снятию нервного напряжения у тружеников тыла, их эмоциональной встряске, что в конечном итоге позитивно сказывалось на результатах их труда [1, с. 257-258; 3, л. 92-93; 4, л. 24; 5, л. 143; 6, л. 221; 7, л. 39; 8, л. 47-48; 10, л. 25].

В 1940-е гг. литература, как и искусство, играла роль идеологического инструмента в руках государства. Тематика и тираж издаваемой литературы определялись исходя из политических интересов правящего режима. В связи с этим небезынтересно отметить, что доля общественно-политической литературы в фонде публичных библиотек Тамбовской области составляла перед войной 66 %, а доля марксистско-ленинской литературы - 29 %. В 1940 г. Тамбовскому областному отделению КОГИЗа было завезено политической, социально-экономической и комсомольской литературы на сумму в три раза превышающую общую стоимость завезенной художественной литературы, при том, что средняя цена одного экземпляра общественно-политической литературы была в три раза ниже цены одного экземпляра художественной. Важнейшей задачей библиотек перед войной являлась пропаганда произведений классиков марксизма-ленинизма, к которым относился и И.В. Сталин [2, л. 3об.-4, 28].

В годы войны, согласно указаниям наркомпроса РСФСР от 2 июля 1941 г., основной задачей политпросветучреждений в сфере пропаганды книги являлась популяризация военно-патриотической и антифашистской литературы, выпуск которой резко увеличился. Так, в 1942 г. книги о войне и по военному делу составили 32,2 % книжной продукции в РСФСР. Миллионными тиражами издавались труды классиков марксизма-ленинизма, выступления руководителей партии и советского государства о войне, политические брошюры видных деятелей партии: М.И. Калинина, Д.З. Мануильского, И.В. Сталина. А.С. Щербакова и др., в которых излагались вопросы маркситско-ленинской теории, сущность советского строя, разоблачалась идеология фашизма. Много внимания государство уделяло изданию литературы по истории СССР, в первую очередь военной истории. Особенно популярными были серии брошюр о героическом прошлом страны: «Великие люди русского народа», «Великие борцы за русскую землю», «Великие русские полководцы». Видное место среди изданий военных лет занимала художественная литература. Огромными тиражами издавались фронтовые, военнопатриотические и антифашистские очерки, рассказы и публицистические статьи советских писателей: Б. Горбатова, В. Гроссмана, Л. Соболева, Н. Тихонова,

А. Толстого, К. Симонова, К. Федина, М. Шолохова, И. Эренбурга и др. Помимо современной прозы, написанной на злобу дня, государством и обществом оказались востребованы произведения русской классики, отражающие лучшие черты русского национального характера, патриотизм русского народа. В годы войны публикуются сочинения Н. В. Гоголя, А.М. Горького, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, а также издаются серия «Писатели - патриоты великой Родины» и антология «Русские поэты о Родине».

Любопытен тематический указатель литературы (1941 г.), рекомендованной к чтению населением во время войны. Вся рекомендуемая литература по своей направленности была разбита на три группы: антифашистскую, идеологическую и патриотическую, оборонную. В каждую группу входил и перечень художественных произведений по данной тематике. Список рекомендуемой к чтению антифашистской литературы включал доклады Сталина на последних съездах партии

и его выступление по радио 3 июля 1941 г., выступление по радио 22 июня 1941 г.

В.М. Молотова, сборник работ Г. В. Димитрова «Борьба за единый фронт и против фашизма и войны» и передовицы центральных газет «Правда» и «Известия»: «Великая Отечественная война советского народа» Е. Ярославского, «Фашизм -лютый враг человечества» Г. Александрова, «Теория порабощения народов, разбоя и грабежа» И. Зильберфарба, «Фашизм - душитель культуры» Б. Келлера и др. Из художественных произведений по данной тематике рекомендовались «Семья Оппенгейм» Л. Фейхтвангера, «Болотные солдаты» В. Лангфова, «В застенках Гитлера» К. Гаузнера, «Записки о фашистском плене» С. Кунина. В перечень произведений идеологического и патриотического характера были включены в первую очередь доклады И.В. Сталина на партийных съездах и пленумах, доклад

В.М. Молотова «Уроки вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов», «Некоторые методы вредительско-диверсионной работы троцкистско-фашистских разведчиков» А. Я. Вышинского, «О капиталистическом окружении и троцкистских резервах» Д. Мануильского и др. Из художественной литературы предлагалось читать произведения советских писателей: Г. Б. Адамова, А.П. Гайдара, Ю.П. Германа. Л.С. Овалова и др. В разделе оборонной литературы преобладали книги о защите отечества, о всеобщей воинской повинности и военном обучении граждан [1, с. 61-67; 2, л. 44-45, 49, 50]. Таким образом, тематика предлагаемой к чтению литературы была тесно связана с текущими задачами страны.

Такую же прикладную роль играло в годы войны кино. В 1941 - 1945 гг. в кинотеатрах устраивались кинофестивали и тематические показы, посвященные военному прошлому русского народа, важнейшим историческим событиям, выдающимся деятелям русской культуры, боевым и трудовым подвигам советских граждан в настоящую войну. Так, в 1943 г. для населении сельских районов Тамбовской области проводился кинофестиваль патриотических фильмов. В 1944 г. Управлением кинофикации Тамбовской области было проведено два кинофестиваля для колхозников на темы «Великая Отечественная война советского народа» и «Советские женщины в тылу и на фронте» [1, с. 68; 3, л. 93; 9, л. 40, 42, 43, 70 об., 71, 82].

Существовавшая в СССР политическая доктрина, поставившая культурные процессы в стране в зависимость от идеологических интересов режима, снижала значимость просветительной деятельности комсомола, приводила к однобокости в развитии молодого поколения. Книги, газеты, программы молодежных вечеров тщательно подбирались и проверялись компетентными партийными и комсомольскими органами и содержали в себе заряд политического воспитания. Культурное наследие прошлого представало перед советской молодежью в урезанном виде. Молодежь старались знакомить в основном с произведениями, так называемой, пролетарской культуры, подчиненной задачам текущей политики советского государства. Вместе с тем война, поставившая перед государством на первый план задачу патриотического воспитания населения страны, и участие СССР в антигитлеровской коалиции совместно с капиталистическими странами Запада, способствовали некоторой демократизации культурных процессов в стране, их гуманизации, расширению возможностей знакомства советских граждан с достижениями мирового и отечественного культурного наследия, в первую очередь с шедеврами русской и зарубежной литературы и кинематографии.

Несмотря на имеющиеся недостатки культурно-массовая работа комсомола объективно способствовала просвещению и эмоциональной разрядке молодежи, особенно важной в тяжелые годы войны, уменьшению хулиганства и пьянства в молодежной среде, усилению у молодых людей стремления к самосовершенствованию.

1 Максакова, Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны / Л.В. Максакова. - М., 1977.

2 Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО). Ф. 1045.Оп. 1. Д. 2188.

3 ЦДНИТО. Ф. 1045. е О 1. Д. 4297

4 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 4785

5 ЦДНИТО. Ф. 1110. Оп. 1. Д. 262.

6 ЦДНИТО. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 303.

7 ЦДНИТО. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 348.

00 ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 558.

9 ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 600.

10 ЦДНИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 601.

The Content of Mass Culture Activities of Komsomol at the Time of the Great Patriotic War

V.E. Bredikhin

Department of “History and Philosophy ”, TSTU

Key words and phrases: war; ideology; Komsomol; culture; youth; rear.

Abstract: The content of state policy concerning ideology and culture during the war and participation of regional Komsomol organizations is studied.

Inhalt der Kulturmassenarbeit des kommunistischen Jugendverbandes im Laufe des groBen Weltkrieges

Zusammenfassunng: Es wird der Inhalt der staatlichen Politik im Bereich der Ideologie und der Kultur in die Militarperiode und die Teilnahme an ihrer Realisation der regionalen Komsomolorganisationen betrachtet.

Contenu du travail de la propagation de la culture dans les masses par le komsomol dans la periode de la Grande Guerre Mondiale

Resume: Est examine le contenu de la politique d’etat dans le domaine ideologique et culturel dans la periode de la guerre et la participation des organisations regionales de komsomol a son organisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.