Научная статья на тему 'Содержание исследовательской компетентности студентов педагогического вуза'

Содержание исследовательской компетентности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова В. С.

В проектах стандартов третьего поколения, работа по которым планируется в перспективе, на уровне магистерской подготовки исследовательская компетентность выделяется как отдельная составляющая. Однако как само понятие исследовательской компетентности, так и ее содержание относительно студентов педагогических вузов является не разработанным в научной и педагогической литературе. В статье представлены результаты, полученные в ходе анализа существующих подходов к определению данного понятия, структуры исследовательской компетентности школьников, студентов непедагогических вузов. Целью проведенного исследования являлась разработка содержания исследовательской компетентности и уровней ее сформированности у студентов педагогических вузов. Предложенный состав компонентов исследовательской компетентности, их содержательное наполнение, уровни и критерии оценки дополняют диагностический инструментарий современной педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание исследовательской компетентности студентов педагогического вуза»

Федотова В.С.

Ассистент, кафедра высшей математики, Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В проектах стандартов третьего поколения, работа по которым планируется в перспективе, на уровне магистерской подготовки исследовательская компетентность выделяется как отдельная составляющая. Однако как само понятие исследовательской компетентности, так и ее содержание относительно студентов педагогических вузов является не разработанным в научной и педагогической литературе. В статье представлены результаты, полученные в ходе анализа существующих подходов к определению данного понятия, структуры исследовательской компетентности школьников, студентов непедагогических вузов. Целью проведенного исследования являлась разработка содержания исследовательской компетентности и уровней ее сформированности у студентов педагогических вузов. Предложенный состав компонентов исследовательской компетентности, их содержательное наполнение, уровни и критерии оценки дополняют диагностический инструментарий современной педагогической науки.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, организация исследовательской деятельности

Key words: research; research competence; research activity establishment

В настоящее время проблема организации исследовательской деятельности студентов вузов, в том числе педагогических, находится под пристальным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что в условиях модернизации системы образования проведение интенсивной научно-исследовательской деятельности в вузах с привлечением студентов, магистрантов, аспирантов становится решающим показателем соответствия уровня вуза требованиям современного общества, отраженным в нормативных документах: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. [1], Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2] и др.

Организация в университете системы исследовательской деятельности студентов призвана: повысить качество профессиональной подготовки студентов с ориентацией на международные стандарты качества; осуществить путем поддержки и развития талантливой молодежи воспроизводство научной элиты; увеличить вклад университета в развитие и распространение научных знаний, формирование культуры исследовательской деятельности в рамках фундаментальных научных исследований.

Решение обозначенных задач станет возможным, если студенты достигнут в процессе обучения в вузе высокого уровня исследовательской компетентности.

Исследовательская компетентность открывает возможности для личности в различных аспектах:

- научно-методологическом (формирование целостного представления о современной научной картине мира, овладение современными методами научного познания);

- культурологическом (приобщение к культуре научных школ, научных сообществ, вхождение в широкий социокультурный контекст развития науки и техники);

- личностном (освоение способов интеллектуального саморазвития, познавательные интересы);

- ценностном (получение нового знания, самореализация в профессиональной деятельности ученого).

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования исследовательской компетентности студентов в процессе обучения в вузах недостаточно разработанными являются ее компоненты и уровни их сформированности.

Под исследовательской компетентностью студента мы понимаем способность аккумулировать новые научные знания на основе сформированных исследовательских умений, навыков и результативно применять их с целью получения нового знания.

Для качественной характеристики сформированности исследовательской компетентности студентов педагогического вуза мы выделяем в ее структуре пять основных компонентов: мотивационный (МК), теоретико-методологический (ТМК), технологический (ТК), коммуникативный (КК) и рефлексивный (РК) и следующие уровни развития: элементарный, продуктивный, оптимальный.

Оптимальный уровень МК исследовательской компетентности предполагает, что студент проявляет интерес к исследовательской деятельности в вузе, рассматривает исследовательскую деятельность как составную часть будущей профессиональной деятельности; участвует в исследовательской деятельности кафедры, проявляет активность в саморазвитии, стремится получать больше, чем дают учебные программы

При продуктивном уровне МК исследовательской компетентности студент демонстрирует интерес к отдельным видам исследовательской деятельности, заинтересованно относится к освоению методов исследования, но ограничивается выполнением учебно-исследовательской деятельности; проявляет заинтересованность в саморазвитии, но его активность невысока.

При элементарном уровне МК исследовательской компетентности студент проявляет некоторый интерес к несложным исследовательским заданиям, но у него отсутствует творческая активность и настойчивость при их решении; ограничивается учебно-исследовательской деятельностью по принципу «надо»; активность в саморазвитии не проявляет или она невысока.

Оптимальный уровень ТМК исследовательской компетентности предполагает, что студент умеет самостоятельно планировать, выдвигать методы, адекватные проблеме исследования; самостоятельно формулирует проблему, устанавливает взаимосвязь целей, задач и методов исследования, владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, самостоятельно находит информацию о предстоящих мероприятиях.

При продуктивном уровне ТМК исследовательской компетентности студент владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, но не стремится самостоятельно находить информацию о предстоящих мероприятиях; может сформулировать цель, если указана проблема; умеет планировать исследование, но в сложных ситуациях испытывает затруднения в выборе методов, интерпретации полученных результатов.

При элементарном уровне ТМК исследовательской компетентности студент не владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, не может самостоятельно получить информацию о предстоящих мероприятиях исследовательского характера; не видит проблему, затрудняется в формулировке цели, при планировании исследовательской деятельности использует стандартные подходы, в отдельных случаях не может применить свои знания.

Оптимальный уровень ТК исследовательской компетентности предполагает, что студент всегда демонстрирует умения анализировать фактический материал,

формулировать соответствующие выводы; на педагогической практике проявляет активность и самостоятельность в выборе методов и технологий обучения, разработке уроков и внеклассных мероприятий; самостоятельно формулирует выводы по результатам исследования; умеет самостоятельно представлять результаты исследования общественности.

При продуктивном уровне ТК исследовательской компетентности студент умеет работать с информацией, но затрудняется в формулировке выводов по результатам исследования; на педагогической практике проявляет активность и самостоятельность, но в разработке уроков и внеклассных мероприятий использует стандартные методы и технологии; умеет самостоятельно представлять результаты исследования общественности, но затрудняется при отборе материала.

При элементарном уровне ТК исследовательской компетентности студент испытывает затруднения в поиске и переработке информации; на педагогической практике испытывает затруднения в разработке уроков и внеклассных мероприятий, не проявляет активность и самостоятельность, записывает готовые выводы, сформулированные преподавателем; с трудом может представить результаты исследования общественности, не может самостоятельно отобрать материал.

Оптимальный уровень КК исследовательской компетентности предполагает, что студент самостоятельно формулирует актуальность, ставит цели и определяет задачи, делает выводы; является инициатором дискуссии, умеет отстаивать, доказывать, обосновывать свою точку зрения, опровергать суждения оппонента; умеет создавать целостные связные научные тексты по избранной тематике, используя широкий спектр языковых средств.

При продуктивном уровне КК исследовательской компетентности студент осуществляет поиск формулировок актуальности, целей и задач, формулировки выводов с помощью дополнительных источников (литературы); может обосновать свою точку зрения, но при этом испытывает затруднения; умеет строить отдельные логичные высказывания, но не может объединить их в целостный научный текст.

При элементарном уровне КК исследовательской компетентности студент пользуется готовыми формулировками актуальности, постановки цели и задач, формулировками выводов, представленными преподавателем; не может самостоятельно обосновать свою точку зрения, хотя имеет ее; способен выстроить логическую структуру научного текста только с помощью преподавателя.

Оптимальный уровень РК исследовательской компетентности предполагает, что студент осознает смысл и важность исследовательской деятельности в личностном становлении, осознает себя начинающим исследователем и получает от этого удовольствие; осознает ответственность перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты и готов ее нести.

При продуктивном уровне РК исследовательской компетентности студент осознает ценность исследовательской деятельности в развитии общества, но плохо представляет ее роль в личностном становлении; понимает новую возложенную на него роль исследователя, но не получает от этого удовольствия; осознает ответственность перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты, но не готов ее нести.

При элементарном уровне РК исследовательской компетентности студент не осознает роль исследовательской деятельности в личностном становлении и общественном развитии; плохо представляет себя в роли исследователя; не осознает ответственность за полученные в ходе исследования результаты.

Предлагаемая содержательная структура исследовательской компетентности позволяет осуществлять мониторинг динамики роста уровня сформированности исследовательской компетентности студента в период обучения в вузе и на этой основе

проектировать или корректировать индивидуальный исследовательский маршрут каждого студента.

Литература

1. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 103с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. [Электронный ресурс]: Президент России молодым ученым и специалистам. URL:http://www.youngscience.ru.

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Президент России молодым ученым и специалистам. URL:http://www.youngscience.ru.

4. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Улан-Удэ, 2010. - 24с.

5. Чугайнова О.Г. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Сургут, 2008. - 25с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.