E.B. Печерица, E.E. Шарафанова
— ресурсов (возможностей), находящихся в настоящий момент времени в определенном регионе;
— формирование в гостиничном бизнесе кластеров как части инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование предпринимательских структур в бизнесе и промышленности.
Эти два направления должны лежать в основе организации предприниматель
ской деятельности в регионе.
Кластерный подход дает ряд преимуществ (институциональные, инновационные, повышение эффективности производственной деятельности), за счет которых можно добиться увеличения экономического роста, изменения структуры регионов, привлечения прямых иностранных инвестиций, решения проблемы занятости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильяме, 2006.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 02.06.2013.).
3. Печерица Е.В. Концепция формирования и развития гостиничных кластеров II Экономика и предпринимательство. М. 2012. №4. С. 282-288.
4. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России. Экономический портал. URL: http://institutiones.com/strategies/1979-klastemyj-podxod-v-strategii-inmvacionmgo-razvitiya-rossii.htal (дата обращения 01.09.2013).
5. Википедия. Инновационный территориальный кластер. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D 0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0 %BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 (дата обращения 01.09.2013).
УДК 371.3 ББК 74.268.8
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ СЕРВИСА ДЛЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР «СОЧИ 2014»
О.Л. Степанчук
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7 лит.А
Статья подготовлена по результатам работы в рамках реализации проекта 1.2.2 «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 годы».
При подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи в 2014 году в Российской Федерации объективно возникла необходимость организовать обучение персонала для подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр. По предварительным оценкам, в период 2012-2013 гг. необходимо подготовить около 42 тысяч человек, работающих в настоящее время в г. Сочи и окрестностях, а также тех, кто будет при-
влечен для подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр из других регионов России для организации культурно-сервисного обслуживания участников и гостей Олимпийских игр.
В 2010 году в Отчете по исследованию рынка труда г. Сочи и Краснодарского края, включая оценку потребности и наличия персонала для подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в
г. Сочи (по категориям «городской персонал» и «персонал других организаций»), отмечалось, в «большинстве исследованных отраслей выявлен недостаточный уровень владения работниками олимпийскими и управленческими компетенциями в целом и недостаточный уровень владения компетенциями «Знание и понимание олимпийского и пара-лимпийского движения», «Межкультурное взаимодействие», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Организация сервисной деятельности», «Сервисное обслуживание людей с ограниченными возможностями», «Уровень квалификации», «Владение современным оборудованием», «Владение инновационными технологиями», «Выполнение работы на уровне профессиональных стандартов».
Особо отмечался «недостаточный уровень владения иностранным языком и коммуникативными компетенциями практически всеми категориями персонала в большинстве отраслей, что не позволяет повысить качество обслуживания клиентов и уровень сервиса» [1; 2].
Мы сгруппировали проблемы профессиональной деятельности работников объектов гостеприимства г. Сочи и выявили наиболее общие для руководящего и линейного персонала.
К ключевым проблемам относятся:
- низкий показатель владения компетенцией «Клиенториентированность» управляющим персоналом и специалистами (кассиры, операционисты);
- низкие показатели владения олимпийскими, управленческими и профессиональными компетенциями менеджментом организаций - 50 % (в основном заместители генерального директора, заведующего);
- отсутствие разработанных стандартов обслуживания;
- низкие показатели по компетенции «Владение современным оборудованием», которая напрямую зависит от развития и технического переоснащения отрасли в целом;
- недостаточный уровень владения компетенцией «Сервисное обслуживание людей с ограниченными возможностями» (отсутствие навыков и опыта работы с данной категорией граждан у пятой части медицинских работников);
- низкие показатели владения компетенцией «Межкулыурное взаимодействие»;
- низкий уровень владения персоналом наиболее важными для данной отрасли профессиональными и олимпийскими компетенциями.
Для решения выявленных проблем нами были предложены следующие пути решения.
- организация курсов повышения квалификации высшего и линейного менеджмента, включающих обучение профессиональному мастерству и развитие олимпийских и управленческих компетенций с целью создания отраслевого пула мастеров — проводников компетенций и профессиональных навыков;
- проведение стажировок в зарубежных отелях с доминирующим иностранным клиентским трафиком и приглашение в качестве бизнес- тренеров профессиональных хотельеров и рестораторов для проведения мастер-пассов;
- включение в образовательные программы среднего и высшего профессионального образования специальных курсов по развитию олимпийских, управленческих и профессиональных компетенций;
- проведение тренингов и сертификационных процедур по внедрению международных стандартов приема и обслуживания гостей, в частности, на основе ISO 9001;
- проведение аттестации уровня владения олимпийскими компе-тенциями у персонала front-office;
- краткосрочное обучение линейного персонала (тренинги, семинары) в связи с внедрением специализированных программ учета и размещения гостей по компетенциям «Владение современным оборудованием» и «Владение инновационными технологиями»;
- создание базовых тренинг - отелей по принципу «колледж - отель», «вуз — отель»;
- подготовка интерактивных обучающих проектов для обучения по дистанционной форме (с использованием интернет, аудио- и видеоматериалов) массового обучения универсальным компетенциям;
- организация интенсивной языковой подготовки с разработкой специализированного русско-английского разговорника.
В интересах обеспечения проведения Игр кадровыми ресурсами была разработана долгосрочная стратегия по привлечению, обучению персонала для Игр и обеспечения его стабильной работы. По опыту работы предыдущих оргкомитетов Олимпийских игр определено, что для организации и проведения понадобится около 2-3 тысяч собственно сотрудников Оргкомитета «Сочи 2014», порядка 25 тысяч волонтеров и 35-40 тысяч сотрудников объектов гостеприимства, т.е. всего более 65 тысяч человек (см. табл. 1).
Таблица 1. Количество необходимого персонала объектов гостеприимства г. Сочи, нуждающегося в повышении уровня компетенций, и расчетное количество профессорско-^еподада^^сгого состава, привлекаемого
№ Сфера Количество обучаемых (заказ) * Количество ППС (потребность 1:20)**
1. Сфера гостиничного хозяйства и санаторно-курортных организаций 14676 733
2. Сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства 10055 502
3. Сфера информационных технологий 55 5
4. Сфера организаций культуры 310 15
5. Образовательная сфера 759 37
6. Сфера общественного питания 5721 286
7. Сфера бытового обслуживания 160 8
8. Сфера розничной торговли 7377 368
9. Сфера СМИ и массовых коммуникаций 71 7
10. Сферы транспорта и связи 2489 124
ИТОГО 41673 2085
* по данным Администрации Краснодарского края [1].
**по расчетам ФИЦОП СПбГУСЭ // Материалы совещания в Министерстве образования и науки РФ. М., 2011 г.
Для ликвидации потребности в дефиците персонала по всем направлениям сферы гостеприимства г. Сочи профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики (ректор А.Д. Викторов) совместно с Департаментом развития системы физкультурно-спортивного образования Министерства образования и науки Российской Федера-
ции (директор А.Т. Паршиков) были разработаны программы по внедрению специальных обучающих курсов и подписана Декларация высших учебных заведений России в поддержку Игр 2014 года, в которой ряд ведущих российских вузов выразил готовность содействовать подготовке и проведению Игр, в частности, в области проведения научных исследований, реализации обучающих программ для волонтеров и подбора кадров.
Решая проблему обучения специалистов сферы гостеприимства для подготовки и проведения Олимпиады «Сочи 2014», нам было важно разработать такие учебные программы, которые бы давали возможность готовить специалистов сферы сервиса с учетом требований Международного Олимпийского комитета и Национального Олимпийского комитета России к персоналу объектов гостеприимства и с учетом профессиональных требований, сложившихся в индустрии сервиса и туризма.
Основным документом, определяющим основополагающие задачи и принципы деятельности МОК, олимпизма и олимпийских игр, является Олимпийская хартия [2]. В ней определена жизненная философия олимпизма, «возвышающая и объединяющая в единое целое достоинства тела, воли и разума человека» и задача «соединения спорта с культурой и
образованием, стремления к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным эстетическим принципам».
Статья 38 «Олимпийской хартии» определяет, что организационный комитет Олимпийских игр «должен предоставить надлежащее размещение, услуги и условия» всем участникам Олимпийских игр.
Исходя из компетентностных характеристик «городского персонала» и «персонала других организаций» г. Сочи для обеспечения функционирования организаций города в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и модели специалиста сферы гостеприимства, мы определили основные компетенции, которыми должен обладать специалист объекта гостеприимства для успешного выполнения своих должностных обязанностей и сгруппировали их следующим образом:
- олимпийские компетенции (ОК);
- профессиональные компетенции (ПК);
- управленческие компетенции (УК - для руководящего звена);
языковые компетенции.
Олимпийские компетенции Профессиональные
V компетенции
А
V
V
Управленческие компетенции (для руководителей) Языковые компетенции
V ^
Рис. 1. Компетентностная модель специалиста сферы гостеприимства г. Сочи
При определении компетенций мы руководствовались следующими определениями:
- под профессиональными компетенциями специалиста сферы гостеприимства понимается способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемому требованиями должности, базирующейся на знаниях и эмоционально-ценностном отношении к своей деятельности;
- под олимпийскими компетенциями понимается способность использования знаний основных направлений и перспектив развития международного туризма, спорта, Олимпийского движения для формирования индивидуальной траектории повышения квалификации в период подготовки к Олимпиаде «Сочи-2014» и готовность к нормативно-правовым взаимоотношениям с участниками международной спортивной и туристической деятельности и Олимпийского движения;
- под языковыми компетенциями специалиста сферы гостеприимства понимается умение понимать и употреблять в речи минимум ситуативно и коммуникативно обусловленных фраз, выражений для использования при создании благоприятной языковой среды для гостей и участников Олимпиады; умение поддержать элементарный диалог социального общения.
- под управленческими компетенциями понимается набор знаний, практического опыта и личностных качеств руководителя, позволяющих ему качественно решать конкретные задачи для достижения определенных результатов.
На основании требований Международного Олимпийского комитета и Национального Олимпийского комитета России нами была создана педагогическая компетентностная модель специалиста сферы гостеприимства г. Сочи, участвующего в подготовке и проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр «Сочи 2014» (см. рис.1), а анализ психолого-педагогической, профессио-
нальной и специальной литературы позволил определить, что специалист сферы гостеприимства, включенный в программу подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, должен:
Обладать:
а) олимпийскими компетенциями (ОК), включающими в себя:
ОК-1 - способность использования знаний основных направлений и перспектив развития международного туризма, спорта, Олимпийского движения для формирования индивидуальной траектории повышения квалификации в период подготовки к Олимпиаде «Сочи-2014»;
ОК-2 - готовность к нормативно-правовым взаимоотношениям с участниками международной спортивной и туристической деятельности и Олимпийского движения;
б) профессиональными компетенциями (ПК), включающими в себя:
ПК-1 - способность организовывать и контролировать процессы подготовки к приему и обслуживанию потребителей, осуществлять информационное обеспечение услуг сервисного обслуживания;
ПК-2 - способность управлять работой сотрудников по обслуживанию потребителей; определять численность работников, занятых обслуживанием, в соответствии с заказом и установленными требованиями;
ПК-3 - способность анализировать эффективность обслуживания потребителей, готовность разрабатывать и вносить предложения по повышению качества обслуживания;
ПК-4 - готовность к выявлению запросов потребителей, формированию спроса на услуги;
ПК-5 - способность контролировать соблюдение требований нормативных документов при отпуске продукции и оказанию услуг, осуществлять контроль качества за предоставляемые услуги;
в) языковыми компетенциями (ЯК), включающими в себя:
ЯК-1 - умение понимать и употреблять в речи ситуативно и коммуникативно обусловленный набор фраз и выражений, необходимых при выполнении задач создания благоприятной языковой среды для участников и гостей олимпиады;
ЯК-2 - умение представиться и представить других, отвечать на вопросы о местонахождении объектов и предоставлять иную бытовую информацию;
ЯК-3 - умение поддержать элементарный диалог социального общения.
Владеть:
- основными идеями олимпизма и паралимпизма;
- навыками формирования благоприятной социально-психологической среды межличностного общения и клиентурных отношений в процессе эффективной коммуникации в сервисном взаимодействии с участниками и гостями Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, включая как российских, так и иностранных граждан;
- навыками эффективного общения в спортивной и туристической деятельности;
- базовыми знаниями об истории и философии международного Олимпийского и Паралимпийского движений;
- базовыми знаниями основных направлений и перспектив развития туризма, спорта, Олимпийского и Паралимпийского движений;
- навыками общения с участниками и гостями Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, включая как российских, так и иностранных граждан;
- технологиями организации встречи и приветствия участников и гостей, порядком субординации; навыками контроля общения персонала с участниками и гостями;
- навыками контроля за соблюдением режима работы предприя-тия(олимпийского объекта).
Уметь:
- разрешать возможные споры и конфликты корректным применением психолого-педагогических знаний;
- обеспечивать работу по эффективному и культурному обслуживанию участников и гостей, созданию для них комфортных условий;
- осуществлять контроль за своевременной подготовкой номеров к приему прибывающих в гостиницу, соблюдением чистоты в гостинице, регулярной сменой белья в номерах, сохранностью имущества и оборудования;
- осуществлять контроль за исполнением работниками указаний руководства гостиницы;
- принимать и оформлять необходимые документы;
- предоставить элементарную информацию на английском языке: рассказать о себе, своих обязанностях, изложить просьбу, задать вопрос и т.д.;
- вести диалог на английском языке: получить и передать информацию, указать направление поисков необходимой информации, обеспечить выполнение бытовых требований участников и гостей.
Знать:
- историю и современное состояние спортивного туризма в России и за рубежом;
- основы истории и философии Олимпийского и Паралимпийского движения в России и за рубежом;
- географические и рекреационные условия проведения отдельных видов зимних спортивных состязаний в окрестностях г. Сочи;
- основы и проблемы международно-правового регулирования спортивной деятельности и международного туризма;
- экономические, экологические и социокультурные аспекты Олимпийских и Паралимпийских игр;
- основы коммуникации в сервисной деятельности при обслуживании гостей спортивных и туристических комплексов с учетом демографических и ре-креационно-^фистических условий Се-веро-Кад^ского региона и национальных особенностей иностранных субъектов сервисных взаимоотношений;
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и норма-
тивные документы вышестоящих и других органов по вопросам гостиничного обслуживания;
- правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;
- правила и методы организации процесса обслуживания клиентов;
- порядок содержания жилых и других помещений гостиницы;
- основы эстетики, этики, психологии и культуру обслуживания посетителей;
- приемы и методы оказания доврачебной медицинской помощи;
- основы экономики, организации труда и управления;
- структуру управления гостиницей, права и обязанности работников гостиницы;
- законодательство о труде;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2011 г. № ДК-П12-7838 по обучению персонала, необходимого для подготовки и проведения и проведения ХХП Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних Игр 2014 года в г. Сочи, профессорско-преподавательским составом СПбГУСЭ, вузов Национального научно-обр^овательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса и вузов-партнеров Консорциума были разработаны учебные программы повышения квалификации персонала сферы гостеприимства г. Сочи по 13 направлениям и 43 специальностям.
Основными критериями при разработке учебных программ стали:
- краткосрочность обучения персонала (в течение 72 часов);
- формирование олимпийских компетенций;
- совершенствование профессиональных (управленческих) компетенций;
- совершенствование языковых компетенций.
Главный критерий заключался в обеспечении эффективности этих компетенций в процессе краткосрочного обучения, направленности не только на совершенствование профессиональных компетенций, но и на формирование навыков и умений профессиональной деятельности обучающихся в условиях подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а также использование возможностей структурной модификации программ на основе модульно-компетентностного подхода с учетом их реализации в учебных группах с неоднородным контингентом слушателей (по возрасту, уровню образования, уровню практической деятельности, половому признаку и т.д.) и оптимизации учебного процесса.
Программы были разработаны в соответствии с «Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», утвержденных приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 1221, и направлены на совершенствование имеющихся профессиональных компетенций слушателей и приобретение ими новых знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей в условиях подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр.
Разработанные учебные программы имеют следующую структуру:
- введение, в котором прописаны область применения полученных профессиональных компетенций, приобретенных знаний и умений, характеристика подготовки по программе, требования к результатам освоения программы;
- учебный план, состоящий из 3-4 модулей с указанием количества часов по каждому из них и видов учебных занятий;
- учебно-тематический план, включающий описание тем, виды учебных занятий (лекции, практические занятия, семинары), количество часов по различным видам занятий, формы контроля;
— учебная программа по каждому модулю (аннотированное описание тем или разделов модулей в заданной последовательности, тематика практических занятий, используемые образовательные технологии, перечень рекомендуемой литературы и интернет-реод)сов);
— требования к оценке качества освоения программы.
Для создания системы преподавания на основе единой концепции и единых требований был применен единый алгоритм адаптации и модернизации программ, который позволил всем вузам, задействованным
в процессе обучения персонала, с учетом специфики закрепленных за ними направлений подготовки,
— унифицировать программы по наименованиям, по названиям модулей, по укрупненным категориям персонала;
— оперативно переструктурировать программы, опираясь на предлагаемый в них контент;
— интенсифицировать учебный процесс, учитывая специфику профессиональных компетенций различных категорий слушателей, а также проблематику заявленных для изучения тем на основе создания электронных обучающих ресурсов по отдельным тематическим блокам из каждого модуля.
Каждая программа повышения квалификации отражает прежде всего сферу деятельности персонала, назначение программы и цель обучения, например: «Совершенствование организации обслуживания на предприятиях сферы гостеприимства» (категория слушателей — менеджеры) или «Совершенствование организации обслуживания на предприятиях сферы торговли» (категория слушателей -продавцы).
В программах по закрепленным за профильными вузами направлениям предусмотрено использование современных методов, средств обучения и дидактических материалов в соответствии с имеющимся опытом организации обучения.
Программы обучения рассчитаны на 72 часа и состоят из трех учебных модулей:
- первый модуль - «Введение в олимпизм и паралимпизм (основы олимпийского и паралимпийского движения), олимпийское гостеприимство» (в соответствии с поручением Правительства РФ ДКП12-7838);
- второй модуль - «Совершенствование профессиональных компетенций»;
- третий модуль - «Основы языковой и межкультурной коммуникации».
Содержательные доминанты каждого модуля имеют свою конкретную специфику, определенные цели и задачи, но при этом дополняют друг друга в процессе подготовки персонала.
Первый модуль (6 часов) является общим и одинаковым для всех программ, его содержательные компоненты предложены Оргкомитетом «Сочи 2014» и направлены на ознакомление с историей олимпийского и паралимпийского движения, особенностями подготовки и проведения Игр 2014 года в г. Сочи в условиях многонациональных традиций гостеприимства народов России и Кубани, развитие гражданско-патриотических чувств и социальной ответственности персонала.
Второй модуль (46 часов) обеспечивает совершенствование профессиональных компетенций слушателей.
В профессиональном модуле акцентировано внимание на эффективных технологиях обслуживания клиентов с выделением маркетинговой (клиентоориен-тированность и конкурентоспособность) и социально-психологической (учет индивидуальных особенностей клиента и эффективное общение) составляющих, раскрытием проблемных аспектов профессиональной деятельности персонала и современных прикладных технологий их решения на основе формирования навыков эффективной межличностной коммуникации. В профессиональный модуль включены темы, ориентированные на специфику клиентских групп Олимпийских и Паралимпийских игр, в том числе с учетом особенностей обслуживания VIP-пepcoн и лиц с ограниченными возможностями.
Второй модуль всех программ обучения, независимо от направления подготовки персонала, включает 3 раздела:
- раздел 1 - «Основные профессиональные компетенции» (включает вариативную часть для конкретной категории персонала);
- раздел 2 - «Особенности профессиональной деятельности в условиях подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр» (темы: клиентские группы Олимпийских и Паралимпийских игр: типы, состав, особенности обслуживания и взаимодействия; социально-культурные нормы взаимоотношения людей с разным уровнем здоровья; особенности взаимодействия с участниками и гостями Паралимпийских игр);
- раздел 3 - «Психология эффективного межличностного и межкультурного общения в сфере профессиональной коммуникации» (темы: диагностика эмоционального состояния партнера; виды ошибок и барьеров в коммуникации, эффективное поведение в конфликтных ситуациях).
Третий модуль (20 часов) должен обеспечить формирование у слушателей минимально достаточных навыков коммуникации на английском языке в сфере их профессиональной деятельности (темы: приветствие, спорт, спортивные объекты, профессиональное общение по направлению сервиса).
В структуру языкового модуля включены два раздела: первый - «Основы этикета в процессе коммуникации на английском языке», направленный на формирование элементарных навыков диалога социального общения, и второй - «Основы общения в сфере профессиональной коммуникации», предполагающий овладение профессиональной лексикой по учебным сценариям профессиональной коммуникации, приближенным к реальной ситуации общения. Второй раздел включает вариативную часть в соответствии с разнородными категориями пер-
сонала одной и той же сферы деятельности.
Объективные трудности реализации программ, связанные
с занятостью слушателей по основному месту работы, в процессе подготовки персонала определили соотношение очной и дистанционной форм обучения с учетом специфики каждого модуля:
Модуль 1: очно —4 часа, дистанционно - 2 часа;
Модуль 2: очно — 20 часов, дистанционно - 26 часов;
Модуль 3: очно — 20 часов.
Итого по программе обучения: очно - 44 часов, дистанционно - 28 часов.
Учитывая, что занятия проводятся в очном и дистанционном режиме, предложен следующий алгоритм организации учебного процесса:
- вводное организационное занятие (установка на интенсивный курс обучения, ознакомление с графиком учебного процесса и правилами пользования электронными ресурсами в процессе дистанционного обучения);
- очное обучение, включая итоговую аттестацию в форме круглого стола (с элементами деловой игры, тематику которой определяет профильный вуз);
- дистанционное обучение.
В связи с реализацией программ повышения квалификации в очном и дистанционном режимах, краткосрочностью обучения персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, в целях оптимизации учебного процесса предлагается использовать дидактические материалы [10], которые позволяют повысить эффективность учебного процесса, сделать его более интенсивным, профессионально направленным, структурированным, а учебные материалы -более доступными и легко запоминающимися.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет по исследованию рынка труда г. Сочи и Краснодарского края, включая оценку потребности и наличия персонала для подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпий-
ских игр 2014 года в г. Сочи (по категориям «городской персонал» и «персонал других организаций»), Краснодар, 2010 г.
2. Олимпийская хартия / Пер. с англ. II Международный Олимпийский комитет. URL: http://www.olYmpic.ru/upload/documents/about-committee/charter/olYmpiccharter 08 07 2011.pdf (дата обращения 09.09.13).
3. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (20062014гг)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23 января 2006 г. №53-р //Сборник документов. М., 2006.
4. Минаев A.B., Степанчук O.A. Психолого-педагогические основы интерактивного обучения специалистов сферы гостеприимства / УМП. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.
5. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
6. Современные технологии обучения персонала для сферы обслуживания крупномасштабных мероприятий: Коллективная монография / Под ред. д.э.н., проф. А.Д. Викторова и д.с.н., проф. P.A. Костина. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.
7. Обучение персонала для индустрии гостеприимства г. Сочи. URL: http://service.in.spb.ru/obuchenie-personala-v-sfcre-aostepriimstva/( д ата обращения 02.09.13).
8. Проблемы и перспективы подготовки кадров к Олимпиаде 2014 года II Сочи. Материалы IV Международной научно-практической конференция на тему «Подготовка кадров для XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр: проблемы и перспективы». URL: http://efcate.com/show_news__/2011/10/24/173640 (дата обращения 28.08.2013).
9. Материалы совещания в Министерстве образования и науки РФ. М., 2011 г./ Сборник документов. М., 2011
10. Учебно-методический комплекс учебных программ курсов повышения квалификации персонала, необходимого для подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи (т. 1-5) / Под ред. к.п.н. доцента O.A. Степанчук. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.
УДК 338.48 ББК 65.9
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ
М. А. Дыбаль
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Особенность функционирования гостиничных предприятий этого региона отличает всесезонный характер номерной загрузки гостиниц, что требует организации непрерывной эксплуатации гостиничного хозяйства в течение года и влияет на повышение экономических показателей работы гостиничного комплекса в целом, создавая условия для роста доходности и рентабельности гостиничных услуг. В мировой практике привлекательность туристской дестинации оценивают по числу гостиниц разного типа, численности проживающих в них туристов, а также по количеству и качеству гостиничных услуг [2]. Это создает до-