Научная статья на тему 'Содержание и структура образа-стереотипа «Пациент» у выпускников медицинского колледжа'

Содержание и структура образа-стереотипа «Пациент» у выпускников медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / ПАЦИЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девятых С. Ю.

На эмпирическом материале выявлена структура и содержание стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Показано, что образ пациента нагружен перцептивными маркерами, обозначающими негативные эмоциональные состояния, что может детерминировать восприятие пациента медицинскими сестрами в целом негативно. Акцентируется внимание на необходимости развития социально-перцептивных умений работников здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of empirical material the structure and content of the stereotype «patient» in the graduates of medical college were revealed. The image of a patient was shown to be loaded with perceptive markers designating negative emotional conditions that as a whole can determine the negative perception of a patient by nurses. The attention is focused on the necessity to develop social and perceptive abilities of public health workers.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура образа-стереотипа «Пациент» у выпускников медицинского колледжа»

© ДЕВЯТЫХ С.Ю., 2012

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗА-СТЕРЕОТИПА «ПАЦИЕНТ» У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

ДЕВЯТЫХ С.Ю.

У О «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики

Резюме. На эмпирическом материале выявлена структура и содержание стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Показано, что образ пациента нагружен перцептивными маркерами, обозначающими негативные эмоциональные состояния, что может детерминировать восприятие пациента медицинскими сестрами в целом негативно. Акцентируется внимание на необходимости развития социально-перцептивных умений работников здравоохранения.

Ключевые слова: медицинский персонал, медицинские сестры, пациент, социальная перцепция, социальные стереотипы.

Abstract. On the basis of empirical material the structure and content of the stereotype «patient» in the graduates of medical college were revealed. The image of a patient was shown to be loaded with perceptive markers designating negative emotional conditions that as a whole can determine the negative perception of a patient by nurses. The attention is focused on the necessity to develop social and perceptive abilities of public health workers.

Сестринское дело - это искусство и на ука, требующие понимания и приобретения специальных умений, основанных на знаниях и технологиях, разработанных как на базе гуманитарных, так и естественных наук. Успех профессиональной деятельности медицинской сестры зависит не только от ее узкопрофессиональных знаний, но и от ее умения общаться с пациентом. Хотя взаимодей-

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра психологии и педагогики . Тел.раб.: 8 (212) 21-21-82, e-mail: devyatych@mail.ru -Девятых С.Ю.

ствие между пациентом и медицинским работником во многом определяется индивидуальными особенностями больного, включая и особенности его психики, основная ответственность за их характер все же лежит на медицинском работнике. Он обязан, выстраивая свои взаимоотношения с пациентом, учитывать особенности его личности, его текущее психическое состояние.

Особое значение здесь приобретают те отношения, которые складываются между пациентом и медицинским работником, поскольку эффективность лечения во многом зависит от доверия, которое больной испыты-

вает к медицинскому работнику, поэтому прямой обязанностью медицинского работника (врача, сестры) является преодоление психологических преград в общении с больным, создание атмосферы участия и сочувствия.

В реализации социального поведения человека большое значение имеют образы-стереотипы, которые складываются в сознании участников социального взаимодействия. Выполняя ориентировочно-коррекционную функцию, они способствуют закреплению наиболее адекватных черт и линий поведения.

По своему содержанию стереотипы являются образами-представлениями с неустойчивыми границами, и лишь вербально выраженная оценка формирует четкое мнение о свойствах данного класса социальных объектов [3]. Важным свойством стереотипа выступает его эмоциональное наполнение; оно является ведущим как в формировании стереотипа, так и в его функционировании, при оценке и отнесении воспринимаемого социального объекта к определенной категории, и, соответственно, при выработке определенной линии поведения к носителю свойств, заданных в стереотипе [2]. Источниками социальных стереотипов выступают как знания, выработанные обществом, так и собственный опыт, полученный в личном общении и проверенный на практике. Выдвигая критерии стереотипа, человек всегда основывается на этих знаниях, которые, однако, не всегда отличаются адекватностью [1].

На сегодняшний день нет специальных исследований, выполненных на отечественных выборках испытуемых, посвященных стереотипам пациента у медицинских работников среднего звена. В этой связи, учитывая значимость этих социально-психологических образований в организации поведения в диаде «медицинская сестра - пациент», мы ставили перед собой цель выявить их содержание и структуру у выпускников медицинского колледжа.

Методы

Сбор эмпирического материала был осуществлен нами в мае 2010 года на базе Пинского государственного медицинского кол-

леджа. В исследовании приняли участие 65 девушек в возрасте 21-23 года, обучавшихся на выпускном курсе указанного колледжа по специальности «сестринское дело». В качестве инструмента исследования использовалась проективная методика «Порождения прилагательных». Испытуемым было предложено записать не менее десяти прилагательных (слов, их заменяющих), при помощи которых они могли бы описать такой социальный объект, как «пациент». Алгоритм выявления содержания и структуры образа «пациент» осуществлялся поэтапно. На первом этапе материал, полученный при помощи проективной методики, был подвергнут процедуре контент-анализа. На втором этапе эксперимента методами корреляционных плеяд и ближайшего соседа устанавливались связи между выделенными группами (единицами контент-анализа). Все расчеты выполнялись в статистическом пакете для социальных наук ЗРББ.

Результаты и обсуждение

Контент-анализ позволил выделить семь категорий прилагательных, при помощи которых испытуемые описывали понятие «пациент» :

- во-первых, прилагательные, в которых раскрывается физический статус пациента: больной, болезнь, боль, худой, инфекция, заразный, опасный (для окружающих), нездоровый, ослабленный, лихорадка, муки;

- во-вторых, прилагательные, в которых представлен социальный статус пациента: нетрудоспособный, лежачий, тяжелый;

- в-третьих, прилагательные, раскрывающие психический статус пациента: страх, нужда, стресс, переживание, беспомощность, грустный, беззащитный, ожидающий выздоровления, безразличный, страдающий, агрессивный, вялый, пассивный, немощный, подавленный, жалобный, унылый, требовательный, одиночество, терпение, безынициативный, раздражительный, нервный, уныние, переживание, злость, ужас, слезы, гнев, беззащитный, апатичный, капризный, обеспокоенный, сонливый, боязливый, нуждающийся,

несчастный, недовольный, огорченный, угрюмый, обделенный;

- в-четвертых, прилагательные, представляющие предполагаемый эмпатийный ответ со стороны испытуемых по отношению к социальному объекту «пациент»: человечность, сопереживание, жалость, сочувствие, милосердие, уважение, понимание, внимание;

- в-пятых, прилагательные, раскрывающие предполагаемый действенный ответ со стороны испытуемых по отношению к пациенту: поддержка, забота, помощь, внимание, уход, лечение, процедуры, уколы, лабораторные исследования, операция, перевязки, инъекции, обследования;

- в-шестых, слова, обозначающие «интерьер» профессиональной деятельности медицинского работника: больница, палата, таблетки, капельница, шприц, тонометр, каталка, кровать, белый халат, история болезни;

- в-седьмых, слова, обозначающие персоналии: медицинский работник, врач, сестра, родственники.

Количественное распределение прилагательных и слов, их заменяющих, по выделенным категориям контент-анализа представлено в таблице.

Итак, согласно данным контент-анализа, пациент - это человек, находящийся в состоянии нездоровья (больной), которое препятствует ему нормально функционировать в качестве работника (субъекта социальных отношений), остро переживающий свое состояние, нуждающийся и ожидающий проявления эмпатии и специализированной помощи в

условиях специального медицинского учреждения со стороны специально подготовленных для этих целей специалистов. Обратим внимание: образ пациента «нагружен» прилагательными, обозначающими негативные эмоциональные состояния; они составляют почти половину всех высказываний, что, как мы полагаем, может выступать в качестве фактора, организующего восприятие пациента в целом негативно.

На втором этапе эксперимента матрица интеркорреляций, отражающая связи и отношения между выделенными в процедуре контент-анализа категориями означенного стереотипа, была подвергнута структурно-содержательному анализу. Метод ближайшего соседа, что некоторые группы признаков объединяются в блоки вокруг своеобразных ядер -категорий, замыкающих на себе наибольшее число корреляционных связей. Можно говорить о трех таких блоках (рис. 1).

Центр первого - категория «психический статус» - хотя и имеет непосредственное отношение к личности самого пациента, находится в отрицательных корреляционных связях с категориями, описывающими процессуальную сторону взаимодействия в диаде «пациент - медицинская сестра»: «эмпа-тийный ответ», «действенный ответ», «профессиональный интерьер». Центр второго блока - категория «действенный ответ» непосредственно не описывает самого пациента, но представляет профессиональный ответ медицинского работника. Она положительно коррелирует с такими категориями, как

Таблица

Содержание образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа

Наименование компонента Объем, в %

Физический статус 16,3

Социальный статус 2,9

Психический статус 48,7

Эмпатийный ответ 14,2

Действенный ответ 8,2

Профессиональный интерьер 9,0

Персоналии 0,7

Рис. 1. Структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Компоненты структуры: 1 - физический статус; 2 - социальный статус; 3 - психический статус; 4 - эмпатийный ответ; 5 - действенный ответ; 6- профессиональный интерьер; 7 - персоналии.

«эмпатийный ответ» и «профессиональный интерьер». Третий блок, центр которого - категория «физический статус», так же, как и первый, представляет собой характеристику непосредственно пациента. Здесь прослеживается сильная положительная корреляционная связь с категорией «социальный статус» и средняя по силе отрицательно направленная корреляционная связь с категорией «психический статус». А это может быть свидетельством того, что восприятие пациента как больного (т.е. нуждающегося в медицинской помощи) детерминируется наличием у него формально выраженных и визуально наблюдаемых признаков болезни.

Рассмотрим корреляционные отношения между центрами блоков, описывающих непосредственно личность пациента. Как видим, категория «физический статус» положительно коррелирует с категорией «действенный ответ» и отрицательно - с категорией «психический статус», которая, в свою очередь, отрицательно коррелирует с категорией «действенный ответ». А это значит, что и физи-

ческий статус пациента (формальные признаки болезни) и его психический статус (испытываемые им переживания в связи с состоянием нездоровья) могут как снижать, так и усиливать результативность (объем оказываемых и оказанных медицинских услуг) профессионального воздействия медицинского работника. Иначе говоря, негативные психические состояния, переживаемые пациентом по факту своего заболевания, воспринятые медицинским работником (в данном случае - медицинским работником среднего звена) снижают или задерживают профессиональный ответ последнего, а физические признаки болезни (визуально наблюдаемые у пациента) его (медицинского работника) могут стимулировать, усиливать его профессиональный ответ. Это подтверждает вывод, полученный на первом этапе исследования: негативные психические состояния, переживаемые пациентом, детерминируют его восприятие медицинским работником в целом негативно.

Полученные данные актуализируют необходимость специальной социально-психо-

логической подготовки медицинских работников, направленной на развитие у них установок эмпатичного восприятия, нацеленных на развитие их социально-перцептивного потенциала, который, на наш взгляд, должен включать не только набор формализованных критериев болезни / здоровья, но и маркеры психических состояний пациента.

Заключение

1. Социальные стереотипы, складывающиеся у участников социального взаимодействия, выполняют ориентировочную функцию, способствуя закреплению определенных линий социального взаимодействия. Стереотипы пациента у выпускников медицинского колледжа имеют негативную нагрузку, что может организовывать восприятие пациента медицинскими работниками среднего звена в целом негативно.

2. Негативные психические состояния, переживаемые пациентом и воспринимаемые медицинским работником, могут снижать или задерживать профессиональный ответ на болезнь.

3. Необходима организация социальнопсихологической подготовки медицинских работников среднего звена, нацеленная на развитие эмпатийных тенденций их профессионального восприятия как личности пациента, так и ситуации социального взаимодействия с ним в целом.

Литература

1. Артемьева, Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта / Е.Ю. Артемьева // Вестник МГУ. Серия XIV; Психология. - 1977. - № 2. - С. 12-18.

2. Куницына, В.Н. Межличностные отношения: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

3. Русина, Н.А. Изучение оценочных эталонов с помощью семантических измерений / Н.А. Русина // Вопросы психологии. - 1981. - № 5. - С. 95-105.

Поступила 27.01.2012 г. Принята в печать 02.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.