Научная статья на тему 'Содержание и структура гражданской культуры студентов: компетентностный подход'

Содержание и структура гражданской культуры студентов: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
728
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВА / СВОБОДЫ / ОБЯЗАННОСТИ / ИНИЦИАТИВА / ДЕМОКРАТИЯ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаецкая Светлана Александровна

В статье рассматриваются понятийно-содержательные и структурные аспекты феномена гражданской культуры. Раскрывается сущность и состав компетенций гражданской культуры, выступающих в качестве основы создания системы совершенствования гражданской культуры студентов российских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура гражданской культуры студентов: компетентностный подход»

Данная педагогическая модель решает определенные задачи непрерывного профессионального образовательного процесса, процесса эстетического развития будущего дизайнера с аксиологической позиции.

Таким образом, в предложенной нами модели определены границы необходимого содержания эстетического развития, разработаны методы, средства, принципы для будущего дизайнера в реальном лингвообразовательном процессе.

Библиографический список

1. Белобородов, Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности [Текст] / Н. В. Белобородов. - М.: АПКиПРО, 2004. 134 с.

2. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. [Текст] / Ю. В. Сенько. - М., 2000. - С. 11.

3. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике. [Текст] / В. И. Михеев. - М.: Высшая школа, 1987. - 198 с.

УДК 60.5 + 06

Хаецкая Светлана Александровна

Преподаватель кафедры «Иностранныеязыки», аспирант (13.00.01) Ростовского государственного университета путей сообщения, [email protected], Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Khaetskaya Svetlana Alexandrovna

Is a teacher of Foreign Languages Department and a postgraduate student at The Rostov State Transport University, [email protected], Rostov-on-Don

THE MEANING AND STRUCTURE OF STUDENTS’ CIVIC CULTURE: COMPETENCE APPROACH

Современный этап развития российского общества, характеризующийся формированием нового типа социальных отношений, развитием принципов демократии и национального самосознания, возникновением новых культурных феноменов, выдвигает ряд актуальных задач в сфере образования и воспитания. Внимание к проблеме становления личности гражданского общества, ее места и роли в системе субъектов общественного процесса является предметом исследования широкого круга гуманитарных наук, таких как социология, политология, правоведение, культурология, психология и педа-

гогика. В условиях перехода к новому типу социальных отношений, для которого характерно усиление роли общественного участия в решении правовых и социальных проблем, наиболее важной задачей в сфере образования является воспитание гражданской культуры молодежи.

Разработка основ формирования гражданской культуры требует определения точек ее соприкосновения со сферой культуры как таковой. Необходимость применения дефиниции «гражданская культура» (а не «гражданское воспитание», «гражданственность» и т. п.) продиктована общностью ключевых категорий, позволяющих выявить взаимосвязь феноменов культуры как «целого» и гражданской культуры как ее «части».

Современный подход к культуре основывается «на выделении в качестве специфики культурных составляющих социального пространства его аксиологического, нормативного, идеационного «среза» и семиотической системы, обеспечивающей явленность этого контекста» [1, с. 137]. Такое понимание культуры свидетельствует о том, что она включает в себя самые разнообразные социальные явления, такие как способности, личные качества и формы деятельности индивида, типы поведения и связанные с ними нормы и правила, функционирование социальных институтов и др. Выступая как ценности, эти явления становятся элементами культуры, а, следовательно, сохраняются, транслируясь из поколения в поколение, претерпевая развитие в условиях конкретного общественно-исторического этапа.

Гражданская культура является предметом исследований ряда гуманитарных наук. Отдельные аспекты этого явления изучает социология, политология, правоведение, педагогика, психология, культурология.

Идея гражданской культуры берет начало в трудах классических философов, посвященных проблеме гражданского общества, теория которого возникает в западной философской традиции. Начиная с исследования Г. А. Алмонда и С. Вербы [19], в работах ученых-гуманитариев фигурирует множество определений гражданской культуры.

Согласно теории Г. А. Алмонда и С. Вербы, граждане вовлекаются в политику лишь эпизодически, что является вполне естественным, так как у большинства отсутствуют специальные знания и время для решения политических вопросов. Исследователи утверждают, что укреплению демократии будет способствовать смешение принципов рационального и активного участия в государственной жизни общества с противоположной ей политической пассивностью и полным доверием к власти [2, с. 129-130]. Невозможно отрицать, что информированность и вовлеченность граждан в политику способствует большей ответственности политических элит перед обществом, но для эффективности политической системы необходимо ограничивать активность граждан, что и показывают своей теорией гражданской культуры Г. А. Алмонд и С. Верба.

В отечественных исследованиях структурно-содержательные аспекты понятия «гражданская культура» приобретают черты индивидуализации гражданских интересов, где на первый план выдвигаются представления

о самоценности человеческого существования, нравственного суверенитета личности, первопричинности его прав и интересов. Упомянутые представления помогают осознать человеку свой гражданский долг, политическую ответственность и патриотизм. В отечественной науке господствует понимание гражданской культуры «как явления, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства» [13, с. 67]. Данная парадигма рассматривает нравственное отношение к властвованию одних людей над другими, правосознание, эстетическое восприятие власти, социокультурные ориентиры экономического характера как равноправные части единого культурного облика гражданина.

В структуре гражданской культуры принято выделять следующие основополагающие ценности:

- политические, которые определяют групповые приоритеты, ориентиры на публичные институты власти;

- правовые, облекающие групповые нормы и цели в общезначимые ценности права;

- эстетические, которые обеспечивают ощущение гармонического взаимодействия гражданина и власти;

- нравственные, определяющие поступки и мировоззрение, основанные на категориях добра, счастья и справедливости [13, с. 67].

Содержательный анализ существующих определений понятия «гражданская культура» позволяет сделать вывод о существовании двух взаимодополняющих направлений в теории рассматриваемого явления.

С одной стороны, гражданская культура трактуется как баланс (синтез, комплекс) культур: правовой, политической, демократической, а также духовной, нравственной, экономической, культуры межнациональных отношений [2; 3; 12]. С другой стороны, феномен гражданской культуры рассматривается как система представлений и убеждений, которые регулируют отношения общественной жизни [5; 9; 11; 13]. Инвариантным компонентом понятия можно считать систему ценностей, которые позволяют человеку осознать свои права и обязанности, а также эффективно взаимодействовать в социальной среде.

Таким образом, гражданская культура как явление общественной жизни имеет системный характер. Входящие в ее структуру категории основываются на политических, правовых, нравственных и других общечеловеческих ценностях, которые дают возможность человеку осознать свои права и обязанности, гражданский долг, патриотизм и ответственность. Все это позволяет постичь самоценность личности, утвердить свой статус в обществе, осознать свою значимость и влиятельность, главенство своих прав и интересов, а также почувствовать себя полноценным участником гражданской и политической жизни общества. Вместе с тем, обладая гражданской культурой, человек способен преодолевать противоречия, вырабатывать

и реализовывать совместные с другими действия с тем, чтобы обеспечить воспроизводство жизни общества и государства. Гражданская культура позволяет эффективно взаимодействовать с властными структурами по поводу разрешения социальных вопросов, а также способствует урегулированию конфликтов и противоречий, имеющих место в социальной среде.

В новом тысячелетии рассмотрение феномена гражданской культуры продолжает доминировать не только в сфере социально-политических исследований, но также является объектом исследований педагогической науки, где гражданская культура представляет собой «синтез сознания и поведения», кульминационным моментом развития которой является «воплощение в жизнь общечеловеческих принципов справедливости, гуманности, терпимости, свободы и достоинства человека» [17].

В педагогических исследованиях находим такие компоненты гражданской культуры, которые наиболее соответствуют целям формирования мировоззрения молодых граждан:

- Знания. Данный компонент включает знания учащихся в области прав и нравственных норм, а также знание законов и своих обязанностей.

- Система ценностных ориентаций. Включает аксиологические установки и способы регуляции своего поведения в соответствии со своими правами и законами жизни общества.

- Критическое мышление. Использование соответствующих навыков критического мышления и умственных навыков для анализа, оценки и синтеза данных, способность делать выводы, основываясь на информационных данных.

- Коммуникативная культура. Умение представлять свои идеи в постижимой и адекватной предполагаемому адресату форме, не исключающей внимание к возможности противоположных точек зрения.

- Социальные умения и навыки. Знание и практическое использование своих прав, исполнение обязанностей; проявление инициативы и лидерских качеств в защите прав окружающих; участие в самоуправлении образовательных учреждений [17].

Гражданская культура также рассматривается как «многоуровневое образование ценностей, норм и соответствующих способов реализации жизненной позиции» [8, с. 49-50], включая в себя идеи прав и свобод, принципы равенства возможностей и условий развития, демократического устройства общества, независимости человека от государственных структур и принцип гармоничного соотношения личного и общественного блага [8, с. 49-50]. В качестве сущностных признаков гражданской культуры выступают справедливость, ответственность, участие и законопослушность [14, с. 31].

Формирование гражданской культуры является одной из ипостасей формирования культуры как таковой, включая в себя процессы появления новых форм культуры и включения их в социальную практику, наследования и транслирования традиций, смешения разных культур (например,

национальных или религиозных), функционирования многообразных субкультур и т. д.

Таким образом, анализ содержательно-структурных компонентов понятия «гражданская культура» в педагогических исследованиях начала нового тысячелетия показывает, что в его структуру входят общечеловеческие ценности (политические, правовые, нравственные, эстетические и др.), знания о правах и свободах, обязанностях, демократическом устройстве государства и др., моральные нормы и принципы, продиктованные необходимостью эффективного взаимодействия в социальной и политической сфере и призванные укрепить общественные связи, а также навыки взаимодействия, направленные на разрешение проблем и конфликтов, реализацию прав и свобод.

Педагогический аспект в рассмотрении феномена гражданской культуры, подразумевающий практическую направленность исследуемой проблематики, предполагает необходимость решения конкретных воспитательно-образовательных задач. Эффективным «инструментом» формирования названной сферы человеческой культуры является решение воспитательных задач с позиций компетентностного подхода. В условиях перехода к новой парадигме образования реализация названного подхода нацелена на такую познавательную деятельность, которая «наполнена человеческими смыслами и общекультурными ценностями» [7, с. 155].

Компетентностный подход предполагает формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, способных обеспечить «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды» [18, с. 22] и включает в себя этическую, социальную и поведенческую составляющие. Модель ком-петентностного подхода, востребованная в условиях изменяющейся социально-экономической, нормативно-правовой и образовательной стратегии российского государства, безусловно, согласуется со спецификой формирования гражданской культуры.

«Компетенция гражданственности», «гражданская компетенция (компетентность)», фигурирующая в многообразных психолого-педагогических концепциях [6; 10; 15] и апеллирующая к таким категориям как «знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства» [6], не затрагивает такой необходимой составляющей гражданской культуры как общение, за счет которого осуществляется гражданская деятельность. На периферии исследовательского внимания остается и рассмотрение опыта подобной деятельности, основанного на принципах взаимопонимания, уважения, толерантности к культурным различиям и противоположным взглядам.

Учитывая сложность и многоаспектность феномена гражданской культуры, представляется необходимым исследовать процесс ее формирования как систему овладения целым комплексом компетенций, составляющих гражданскую культуру студентов вуза.

Рассматривая процесс формирования гражданской культуры студентов вуза в аспекте компетентностного подхода, предлагаем определить ее как совокупность ценностно-смысловой, социально-регулятивной, когнитивно-эвристической и диалогической компетенций, формирование которых призвано обеспечить эффективное функционирование личности в социально-политической сфере жизни общества.

Ценностно-смысловая компетенция предполагает наличие у студента системы жизненных ценностей (свобода, достоинство, справедливость, равенство, патриотизм), которая служит базой для мировоззрения и понимания явлений социальной среды, самоопределения, осуществления осознанного выбора, представлений о демократическом устройстве общества, знаний о правах и обязанностях человека и гражданина, способностей ориентироваться и действовать в изменяющихся условиях, навыков принятия решений для осознанной и целенаправленной личнозначимой и общественной деятельности.

Социально-регулятивная компетенция представляет собой совокупность знаний о специфике социального устройства жизни (обеспечивающих сохранение исторической преемственности поколений, распространение и развитие национальной культуры), владение способами социальной активности и нормами этики социальных взаимоотношений, позволяющими придерживаться адекватной различным ситуациям линии поведения и бесконфликтно и грамотно функционировать в многонациональной и многоконфессиональной социальной среде. Рассматриваемая компетенция предполагает также опыт практической деятельности в различных социальных сферах - социально-правовой, экономической, трудовой и других.

Когнитивно-эвристическая компетенция предполагает наличие знаний о способах получения, анализа, интерпретации информации и навыков ее использования в практической деятельности, владение приемами и методами творческого решения задач. Показателем сформированности когнитивно-эвристической компетенции является также наличие опыта работы с деловой документацией и новыми информационными технологиями в реализации познавательных и практических задач. Определяющую роль в этой компетенции играет не овладение информацией «самой по себе», а сформи-рованность конкретных способов и механизмов оперирования ею.

Диалогическая компетенция основывается на комплексе знаний, умений, навыков, ценностных установок и представлений, раскрывающемся в диалогических отношениях различных уровней - начиная от диалога-общения с другими людьми и внутреннего диалога личности и заканчивая диалогом с государством и «диалогом культур» [4].

Данная компетенция предполагает владение знаниями о законах общения, приемами ведения диалога при планировании, обсуждении, выполнении той или иной работы, навыками воздействия на ситуацию, мышление и поведение других людей, способами разрешения конфликтов и моделирования предстоящих контактов на базе ценностных качеств личности.

Особая значимость диалогической компетенции обусловлена ее объединяющей функцией: ее элементами пронизаны все вышеперечисленные компетенции, составляющие сущность гражданской культуры, ибо сама культура диалогична. Так, отметим, что ценностно-смысловая компетенция включает такие аспекты как самоопределение личности и навык принятия решений; и то, и другое невозможно без рефлексии (внутреннем диалоге личности). Социально-регулятивная компетенция предполагает общественную активность, основной формой которой является диалог с другими людьми (объединениями, организациями). Когнитивно-эвристическая требует обращения к интерактивным источникам информации, что открывает доселе невиданные возможности межкультурного общения.

Таким образом, анализ структуры содержательных компонентов гражданской культуры выявляет ее инвариантные элементы, которые служат основой в определении содержания гражданской культуры студентов вуза с точки зрения компетентностного подхода. Выявленные сущностные характеристики компонентов гражданской культуры позволяют наиболее точно ориентировать технологическую основу исследуемой проблематики и разработать наиболее адекватную современным условиям и социальным требованиям систему совершенствования гражданской культуры студентов российских вузов.

Библиографический список

1. Александрова, Е. Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины [Текст] / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3. - С. 133-145.

2. Алмонд, Г. А. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст] / Г. А. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. -С. 122-134.

3. Баталов, Э. Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture [Текст] / Э. Я. Баталов // Pro et Contra, - 2002. - Т. 7. - № 3. - С. 7-22.

4. Библер, В. С. Школа «диалога культур» [Текст] / В. С. Библер // Советская педагогика. - 1988. - № 11. - С. 29-34.

5. Боголюбов, Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Социально-политические науки. - 1997. - № 3. - С. 104-119.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Текст] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 10.11.2008)

7. Исаева, Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества учебного процесса в высшей школе (сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса) [Текст]: монография. / Т. Е. Исаева. Ростов н/Д: Рост. Гос. Ун-т путей сообщения, - 2003. - 312 с.

8. Калимуллина, Г. X. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры [Текст]: дисс. канд. пед. наук (13.00.05). / Г. X. Калимуллина. Казань, - 2003. - 204 с.

9. Кочетков, А. П. О формировании гражданского общества [Текст] / А. П. Кочетков // Социально-политические науки. - 1992. - № 1. - С. 14-23.

10. Оринина, Л. В. Формирование гражданской компетенции студентов в рамках воспитательной системы университета [Текст] / Л. В. Орлина // Международная интернет-конференция «Преподаватель высшей школы в XXI веке». 2008. URL: http://www.t21.rgups.ru/doc/8/13.doc (дата обращения 24.09.2008)

11. Резник, Ю. М. Гражданское общество как объект социологического познания [Текст] / Ю. М. Резник // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 1995. - № 2. - С. 30-46.

12. Сергиенко, П. А. Массовое политическое сознание: проблемы формирования и развития. [Текст] / П. А. Сергиенко. Киев: Лыбидь, - 1991. - 176 с.

13. Соловьев, А. Культура гражданственности. К новой парадигме [Текст] / А. Соловьев // Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 61-71.

14. Султанов, Э. С. Взаимодействие вуза с институтами местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов [Текст]: дисс. канд. пед. наук (13.00.08). / Э. С. Султанов. Махачкала, - 2006. - 208 с.

15. Фарафонова, Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи [Текст] / Л. Фарафонова // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. -С. 71-74.

16. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А. В. Хуторский // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://www.eidos. ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 8.07.2008)

17. Широкова, Ю. И. Условия развития гражданской культуры молодежи в образовательных учреждениях [Текст] / Ю. И. Широкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России»: сайт Ассоциации «Профессионалы за сотрудничество». Омск. 2001. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/3_07.htm (дата обращения 8.02.2009)

18. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Education Settings / Ed. by Edmumd C. Short. Lanham etc.: University Press of America, 1984. Vol.VI.

19. Gabriel, A. Almond, Sidney Verba. The Civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. Princeton (N.Y.), 1963

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.