УДК 37.037.:796 ББК 74.200.54
Горбунов Алексей Юрьевич
соискатель г. Оренбург Макаренко Виктор Григорьевич кандидат педагогических наук, профессор г. Челябинск Gorbunov Alexey Yurievich Applicant for a Degree Orenburg Makarenko Viktor Grigorievich Candidate of Pedagogics,
Professor
Chelyabinsk
Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника
Content and Structure of Primary Pupils’ Personality Physical Culture
В статье уточнено понятие физической культуры личности, обосновано содержание структурных компонентов означенного личностного состояния, а также разработаны основные положения образовательного процесса школьников младшего школьного возраста, направленного на становление сущностных характеристик физической культуры личности.
The article defines the notion of a personality’s physical culture more precisely; the structural components content of a personality’s state is proved and fundamentals of primary pupils’ educational process aimed at the main characteristics formation of a personality’s physical culture are developed.
Ключевые слова: физическая культура личности, физкультурное образование школьника, компоненты физической культуры личности, ценностные ориентации школьника.
Key words: personality’s physical culture, physical training education of a pupil, components of a personality's physical culture, valuable orientations of a pupil.
Изменения в содержании образования приобретают особое значение в контексте становления личности учащегося. Из множества наиболее значимых стратегий становления личности будущей интеллектуальной элиты общества на современном этапе выделяется единство телесных и духовных составляющих человека, социокультурных начал деятельности личности и в целом общества.
В связи с этим необходимая интеграция культур в образовательном процессе современной школы становится важным условием становления внутренних (духовных) и внешних (телесных) начал личности школьника [3,c.57]. Сре-
ди многих явлений культуры особо выделяется культура физическая, благотворно влияющая на сознание, личностные качества (воззрения) подрастающего человека (школьника), и особенно в младшем возрасте.
Физическая культура - вид общесоциальной культуры социума; специфическая, творчески-преобразовательная деятельность по развитию системы двигательных и личностных потребностей и способностей обеспечивающих качество социализации личности. Физическая культура - специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентации, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности [6].
Следует полагать, что именно за счет направленного использования ценностей физической культуры в образовательном процессе школы наилучшим образом достигается двоякий социально и личностно значимый эффект [4]:
1. Становление личности (как отражения совокупности ценностей, освоенных человеком);
2. Становление физической культуры личности (как отражения совокупности ценностей физической культуры, освоенных человеком).
Таким образом, возникает социально и личностно значимая потребность в разработке программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного образования школьников, реализация которого, во-первых, соответствовала бы возрастным психофизическим особенностям младших школьников и, во-вторых, в наилучшей мере способствовала бы становлению сущностных характеристик физической культуры школьников.
В связи с этим актуализируется проблема выявления структуры и содержания понятия «физическая культура личности», характерная именно для школьников младшей возрастной группы.
На основе анализа научно-педагогических исследований (В.К. Бальсевич, В.А. Сластенин) структура физической культуры личности означенной возрастной группы, может быть представлена следующим образом (табл.1):
- физический компонент (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);
- когнитивный компонент (сформированность знаний в сфере физической культуры; качество основных психических процессов; ценностные ориентации в сферы физической культуры);
- физкультурно-деятельностный компонент (сформированность потребно-стно-мотивационной сферы; «включенность» в физическую культуру).
Сформированность физического компонента физической культуры личности, по сути, отражает качественно-количественные показатели физического развития, работоспособности, физической и технической подготовленности (т.е. унаследованные морфофункциональные признаки, индивидуальные особенности, двигательные способности личности).
Таблица 1
Содержание и структура физической культуры личности
Компонент Содержание компонентов
1. Физический компонент 1.Физическое развитие 2.Физическая работоспособность 3. Двигательная подготовленность (физическая, техническая)
2. Когнитивный компонент 1. Сформированность знаний в сфере физической культуры 2.Качество основных психических процессов 3.Ценностные ориентации личности в сфере физической культуры
3. Физкультурно-деятельностный компонент 1.Сформированность потребностно-мотивационной сферы 2. «Включенность» в физическую культуру
Физическое развитие включает [2,с.180]: вес (действенный показатель школьников с учетом того, что потеря в весе есть один из первых симптомов перенапряжения функциональных систем, их угнетения; потеря в весе свидетельствует о снижении коэффициента полезного действия обмена веществ, о чрезмерной затрате резервов гликогена и жиров; в тоже время это один из пока-
зателей хорошего функционального состояния организма, его работоспособности и восстанавливаемости); весоростовой показатель (наиболее полно отражает положительную или отрицательную прибавку или сбавку в весе школьников); жизненная емкость легких (ЖЕЛ) произвольная максимальная вентиляция легких, как некая физиологическая составляющая жизнеспособности организма является достаточно значимым звеном в физическом компоненте физической культуры школьников); отношение ЖЕЛ (в мл) к весу (в кг) жизненный индекс человека; (жизненность есть структурный компонент жизнеспособности, жизнестойкости человека).
Физическая работоспособность - возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). В свою очередь, уровень физической работоспособности школьников - некая мера морфофункциональных, метаболических и биохимических показателей физической культуры личности школьника.
Двигательная подготовленность школьников есть интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков (технические действия) и степень развития физических (двигательных) качеств (физических способностей). Физическая подготовленность - состояние развития двигательных (физических) качеств. Уровень физической подготовленности обуславливает физические кондиции (физические качества) школьников: общая выносливость отражает приспособительные реакции организма младших школьников к продолжительной работе и есть объективный показатель оптимального взаимодействия процессов распада и восстановления, а также нормального функционирования организма; развитость суставов (гибкость), быстроты (скоростно-силовые) и силы (силовая выносливость) отдельных групп мышц школьника (в связи с возрастными и половыми особенностями во многом определяют показатели кровотока, степень возбудимости мышц, их (самодостаточную) сократительную способность, мобильность нервных процессов.
Тем не менее, у детей младшего школьного возраста о состоянии технической подготовленности (качество сформированности двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенностями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способность к коррекции двигательных, действий в конкретных условиях).
Целью становления когнитивного компонента физической культуры личности является приобретение учащимися физкультурных знаний и умений и их практического использования в образовательном процессе, самосовершенствования для обеспечения успеха в личностном становлении, а также для сохранения и укрепления индивидуального здоровья [1].
Знания основ теории и методики физической культуры определяют овладение ее ценностями и формируют правильное и сознательное отношение личности к своему здоровью, развитию физических качеств, личной и общественной гигиены, поведению [5,с.27].
Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных знаний в сфере физической культуры, теоретических положений здорового образа жизни и спортивного поведения является основой в становлении когнитивного компонента физической культуры школьников в образовательном процессе.
Качество состояния основных психических процессов младших школьников отражается в [7,с.29]:
- частоте и качестве проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);
- оптимальном состоянии двигательной памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (представлений);
- устойчивости внимания, характеризующимся сохранением требуемой концентрации внимания в течение длительного времени (при утомлении резко ухудшается) [б].
Ценностные ориентации - личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности. Этот показатель является одним из важнейших для младших школьников (когнитивного компонента физической культуры личности), определяющий мотивацию школьника и включенность его в процесс самосовершенствования, удовлетворение его потребностей (В.И. Андреев, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова и др.).
Показателями сформированности ценностных ориентаций школьника в сфере физической культуры являются: знание ценностей общесоциальной и физической культуры; умение распознать и выделить ценности физической культуры, а также знать их роль для «себя» и общества.
В обосновании физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности следует отметить, что сформированность потребностно-мотивационной сферы отражает:
• установление учащимися взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;
• улучшение (модернизация) условий повседневной жизни и деятельности за счет одобрения его со стороны окружения, признания, имеющихся знаний, авторитета;
• возможность преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры к окончанию начальной школы);
В свою очередь «включенность» школьников [8,c.104] в физическую культуру как необходимая характеристика физкультурно-деятельностного компонента физической культуры школьников интегрирует в себе:
а) участие школьника в процессе трансляции ценностей физической культуры (в быту, семье, учебе), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней);
б) деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (личный пример; убеждение);
в) знание правил, способов организации соревнований (судейская подготовленность).
Разработанная структура физической культуры младшего школьника как динамическое состояние (в частности ее показатели) в нашем исследовании изменились в качественную сторону в опытной группе школьников, в окончании педагогического эксперимента.
Эффективность экспериментального моделирования процесса физкультурного образования в формировании физической культуры школьников в формирующем педагогическом эксперименте оценивалась по результатам сформиро-ванности структурных компонентов (физического, когнитивного, физкультурно-деятельностного) данного личностного состояния (рис. 1,2).
В частности, в опытной группе средняя оценка состояния физического компонента физической культуры школьников в окончании эксперимента на
11,6 % выше, чем в контрольной группе. Общий средний показатель сформиро-ванности когнитивного компонента выше оказался в опытной группе на 22,3% по сравнению с контрольной группой. На 19,8% выше, чем в контрольной группе оказались и результаты сформированности физкультурно-
деятельностного компонента в опытной группе школьников.
На основании результатов проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Програмно-содержательное обеспечение процесса физкультурного образования младших школьников, ориентированное на трехкомпонентную структуру, предложенную авторами, позволяет повысить результативность процесса становления физической культуры личности школьников.
2. Структура и содержание физической культуры личности младшего школьника могут быть представлены следующими компонентами и качественно-количественными показателями, характеризующими уровень сформированности различных качеств, составляющих содержание физической культуры личности школьников:
- физическим компонентом (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);
- когнитивным компонентом (сформированность знаний в сфере физической культуры, качество основных психических процессов, ценностные ориентации в сфере физической культуры);
- физкультурно-деятельностным компонентом (сформированность потреб-ностно-мотивационной сферы, «включенность» в физическую культуру).
30
пи
20
15
—Попытная гр, □ контр.гр.
окочание
окончание
25
20
физический когнитивный
Рис. 1. Динамика сформированности физического и когнитивного компонентов физической культуры школьников
□ опытная гр. Пконтр.гр.
окончание
Рис. 2. Динамика сформированности физкультурно-деятельностного компонента
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика [Текст]: учеб. / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.
2.Бундзен, П. В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения [Текст] / П. В. Бундзен, О. М. Евдокимов, Л. Э. Уне-сталь // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 8. - С. 57.
3. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени [Текст] / И. М. Быховская. - М: ФОН, 1997. - 209 с.
4. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности [Текст] / Н. Н. Визитей. - Кишинев : Штиница, 1989.- 110 с.
5. Ишмухаметов, М. Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе [Текст] / М. Г. Ишмухаметов. - Пермь, 1987.- 78 с.
6. Коровин, С. С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры [Текст] / С. С. Коровин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- 132 с.
7. Кукушкин, В. С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов-н/Д.: Март, 2002. - 224 с.
8. Курбатова, Т. Н. Карта личности: практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / Т. Н. Курбатова, А. А. Крылова, под общ. ред. А. А. Крылова. - Л: Изд-во ЛГУ, 1987.- 238 с.
9. Общая психология [Текст]: учебник / под ред. А. В. Петровского. - М: Просвещение, 1986. - 464 с.
Bibliography
1. Andreev, V.I. Pedagogics: Textbook [Text] / V. I. Andreev - Kazan: Center of Mod. Technologies, 2000. - 608 p.
2. Bundzen, P. V. Modern Technologies of Psycho-Physical State and Population’s PsychoSocial Health Strengthening [Text] / P.V. Bundzen, O. M. Evdokimov, L. E. Unestal / Theory and Practice of Phys. Training. - 1996.-№ 8. - P. 57.
3. Bykhovskaya, I. M. "Physical Person" in the Social Space and Time [Text] / I. M. Byk-hovskaya. - Moscow: FON, 1997. - 209 p.
4. General Psychology [Text]: Studybook /Under Edition of A. V. Petrovsky. - M: Prosve-shchenie, 1986 - 464 p.
5. Ishmukhametov, M. G. Differentiated Approach to Pupils During Sport Lessons at School [Text] / M. G. Ishmukhametov. - Perm, 1987. - 78 p.
6. Korovin, S. S. Introduction into the Theory and Didactic Bases of Physical Culture [Text] /S. S. Korovin - Orenburg: OSPU, 2006. - 132 p.
7. Kukushkin, V.S. Common Bases of Pedagogics [Text]: Study Guide for Students of Pedagogical Universities /V. S. Kukushkin - Rostov-on-Don: March, 2002. - 224 p.
8. Kurbatova, T. N. Personality’s Chart: Practical Work in General and Experimental Psychology [Text] / T. N. Kurbatova, A. A. Krylova, Gen. Edition by A. A, Krylova. - L: LSU, 1987. -238 p.
9. Vizitey, N. N. Personality’s Physical Culture [Text] / N. N. Vizitey.-Kishinev: Shtinitsa, 1989. - 110 p.