Научная статья на тему 'Содержание и структура актерско-режиссерской подготовки вокалистов в системе высшего образования'

Содержание и структура актерско-режиссерской подготовки вокалистов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланщикова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура актерско-режиссерской подготовки вокалистов в системе высшего образования»

высших мозговых центров и периферических отделов центральной нервной системы обеспечивает и стимулирует обратную связь.

Таким образом, вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады инструментального жанра выступает необходимым и существенным компонентом подготовки к будущей профессиональной деятельности, а теоретические и исторические аспекты рассмотрения данной проблемы дают нам право предположить целесообразность применения средств вокального обучения с целью повышения эффективности данного вида подготовки.

Примечания

1. Браудо, Е. М. Всеобщая история музыки [Текст] / Е.М. Браудо. - М.: Прометей, 1927. - 620 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. - М.: Учебная литература, 1997. - 322 с.

3. Кузнецов, В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст] : монография / В.Г. Кузнецов. - М.: Мелограф, 2005. -180 с.

4. Кузнецов, В. Г. Становление музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Кузнецов. - М., 2005.

5. Кузнецов, Е. М. Из прошлого русской эстрады [Текст] / Е.М. Кузнецов. - М., 1958. - 109 с.

6. Нечаева, Н. Б. Основания музыкального творчества как феномена культуры [Текст] / Н.Б. Нечаева. - Томск, 2003. - 131 с.

7. Попова, Т. В. Русское народное музыкальное творчество [Текст] / Т.В. Попова. - М., 1962.

- Вып. 1. - 214 с.

8. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры: курс лекций [Текст] / Т.В. Чередниченко.

- Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. - Вып. 1. - 216 с.

О.Г. Ланщикова

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА АКТЕРСКО-РЕЖИССЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время содержание образования в общедидактическом плане не сводится только к сумме знаний, умений и навыков, а рассматривается широко - как совокупность деятельности, где для анализа содержания в качестве его единицы избирается «отдельный акт целенаправленной деятельности» [1, с. 44]. При этом каждый акт предполагает предварительное знание оее цели, способе и результате деятельности. Таким образом, моделируя содержание профессиональной подготовки специалистов вокального искусства, мы учитывали разработанные психологами и педагогами следующие структурные основные элементы:

- знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся. Это выражается в познании и осмыслении вокального исполнительства как особого типа художественного творчества;

- способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов деятельности, являющихся предпосылкой формирования профессиональных качеств личности студентов в изучении основ музыкального искусства;

- опыт музыкально-творческой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание оригинального музыкально-художественного образа средствами исполнительского искусства;

- опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу, к музыкальной деятельности, проявляющийся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной, эстетической оценке действительности и музыкального искусства, развитии творческой активности и самостоятельности.

Анализ реальной практики организации учебного процесса в вузах культуры и искусств, научной литературы и теоретических исследований в области дидактики позволил нам определить содержание профессиональной подготовки специалистов вокального искусства как систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности, усвоение которой обеспечивает художественно-творческое развитие личности, формирование профессионально важных качеств будущих артистов музыкального театра.

Музыкальное образование

Эмпирическое изучение учебного процесса, театральной и концертно-исполнительской практики вокалистов показало достаточно низкий уровень исполнительской манеры, культуры поведения на сцене, слабое владение умениями и навыками музыкально-сценической пластики, выразительности, артистизма, что выявляет недостаточность актерско-режиссерской подготовки вокалистов. Введение предметов театрального цикла будет способствовать приобретению умений и навыков, способов деятельности, необходимых им в профессиональной работе: музыка и слово, музыка и драматургия, музыка и движение, музыка и действие и т.д.

Содержание актерско-режиссерской подготовки строится на достижениях современной психологии и педагогики с учётом специфики специальных дисциплин. В неё включены все элементы лекционных, семинарских и практических занятий. В единстве с самостоятельной и внеаудиторной работой профессиональная подготовка реализуетдидактический принцип связь теории с практикой, что способствует активизации усвоения музыкального, актёрского, хореографического, речевого материала, развитию творческого мышления и придаёт ему дидактический характер.

Анализ научной литературы, профессиональной деятельности артистов музыкального театра, учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусств позволил нам построить следующую структуру и содержание актерско-режиссер-ской подготовки вокалистов: музыкально-актёрскую, музыкально-режиссерскую, музыкально-пластическую и музыкально-речевую деятельность. В этом заключается специфика деятельности певца-актера, поскольку его функции во многом обусловлены синтезом музыки, слова, действия, движения и др., которые в музыкальном театре не используются изолированно друг от друга.

Особенностью её является то, что актерско-режиссерская подготовка включена во все виды учебно-творческой деятельности студентов, каждый из которых предполагает, в свою очередь, формирование организационно-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических компонентов. Содержание актерско-режиссерской подготовки вокалистов включает выполнение специально разработанных профессиональных заданий, основанных на синтезе музыки, слова, действия, движения.

Актерско-режиссерская подготовка обеспечивается изучением предметов: «Основы актерского мастерства», «Современная режиссура концертного номера», «Сценическое движение», «Танец» «Сценическая речь», «Грим».Она реализуетсяна основе межпредметных связей с дисциплинами театрального и специального циклов. Это обеспечивает единство всех педагогов специальных дисциплин. Так, актерско-режиссерская подготовка предполагает участие студентов в создании музыкальных этюдов, музыкальных номеров, музыкальных эпизодов, музыкальных прологов и финалов музыкальных спектаклей и концертных программ, реализуя знания, умения и навыки, полученные при изучении специальных дисциплин. При этом изучение дисциплин актерско-режиссерского цикла не изолированы, а органично связаны с этими предметами, то есть студенты на занятиях класса вокала по жанрам готовят на зачёт и экзамен упражнения, этюд, номер с использованием театральных элементов выбранного жанра. Таким образом, студенты получают возможность освоить умения и навыки актерского решения номера, создания сценического образа на основе понятий синтеза музыкального и театрального искусств, что способствует более успешному развитию их творческого потенциала. В ходе занятий студенты сами готовят декорации и костюмы, сами осуществляют музыкально-художественное сопровождение номеров.

На театральных специализациях актерское мастерство и режиссура изучается в течение пяти лет. Ана вокальных - отводится один-два года на первом и втором курсе, безусловно, это не даёт такого глубокого освоения, поскольку решает задачи общего театрального воспитания. Однако без дисциплин актерско-режиссерского цикла невозможно эффективно организовать процесс профессиональной подготовки вокалистов. Поэтому в содержание обучения включаются данные дисциплины. Мы предположили, что «внедрение» их в предметы общепрофессионального и специального циклов позволит преодолеть разрыв между музыкальной и актерско-режиссерской подготовкой, что будет способствовать единству общего и профессионального становления, будущих артистов музыкального театра. Но задачей актерско-режиссерской подготовки, в отличие от театральных специализаций, является овладение основами теории театрального искусства; элементами актерского мастерства; элементарными навыками режиссуры. В связи со сказанным, можно выделить три основных направления, соответствующие формированию определённой системы знаний, умений, навыков и творческих качеств: художественно-эстетическая, художественно-теоретическая и

художественно-исполнительская подготовка.

Художественно-эстетическая подготовка - изучение искусствоведческих аспектов театрального искусства: театр как форма эстетического отражения действительности, сценический образ и его специфические особенности, эмоциональная природа театрального искусства, выразительные и изобразительные возможности театра.

Художественно-теоретическая подготовка направлена на изучение основ системы К.С. Станиславского. В процессе теоретической подготовки студенты приобретают знания об основах психотехники. Одновременно происходит формирование эстетической культуры, умения самостоятельно оценивать и высказывать суждения о проблемах классического и современного театра, познать основные законы театрального искусства.

Художественно-исполнительская подготовка (вокальная, театральная) занимает одно из центральных мест в подготовке студентов, поскольку они в процессе изучения музыкального и театрального искусства приобретают практические умения и навыки исполнительского мастерства и наглядно видят результаты своей учебной деятельности.

Безусловно, в рамках статьи достаточно сложно рассмотреть все вопросы профессиональной подготовки певца-актера, мы предприняли попытку обозначить проблемы, которые требуют дальнейшего научного решения.

Примечание

1. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

Джонг Енг Су

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

В последнее время в Республике Корея происходят значительные структурные изменения в сфере социально-культурных взаимоотношений. Возникновение и распространение новых концепций образования и воспитания подрастающего поколения в условиях межкультурного взаимодействия на международном уровне формируют необходимость поиска, адаптации и внедрения новых формучебно-воспитательной работы сдетьми. Усовершенствованная педагогическая деятельность направлена сегодня на активное обогащение духовного мира воспитанников, общее культурно-эстетическое развитие личности каждого ребенка в условиях непременной реализации индивидуального гуманно-педагогического подхода.

Музыкально-педагогическое образование в Республике Корея, как и вся сфера образования, испытывает сегодня потребность в концептуально новых подходах, способных ответить на многочисленные запросы современности.

Утверждение, что искусство служит одним из факторов формирования полноценной культурной личности, давно является постулатом педагогической науки и практики, не нуждающимся в частных доказательствах. Данная научная аксиома послужила основной точкой опорыдля проведения нашего педагогического эксперимента в области комплексного художественного образования.

Искусство как составная часть духовной культуры, как уникальная социальная сфера создает наиболее оптимальные условия для достижения современных педагогических целей. Искусству свойственны изменчивость тенденций и форм выражения творческих идей, гибкость принципов, подходов и методов действия, лояльность по отношению к результатам творчества, универсальность практического применения, многообразие видов, стилей и жанров.

«Ценности искусства, его образы, идеалы оказывают несомненное влияние на духовную, культурную жизни, на общественное мнение. Но одновременно и само искусство в значительной мере зависит от общественного мнения» [1, с.137].

Научный анализ процессов и результатов подобного взаимодействия определенных видов искусства позволяет выявить и систематизировать проявления их комплексного влияния на личность человека в процессе непосредственного участия в художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.