Научная статья на тему 'Содержание и развитие института налогового мониторинга в России'

Содержание и развитие института налогового мониторинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА / МОНИТОРИНГ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / МОНИТОРИНГ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ / МОНИТОРИНГ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ / ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барулин Сергей Владимирович, Минвалиева Мария Сергеевна

Настоящая статья посвящена проблеме формирования и развития нового для России института налогового мониторинга; авторами исследована его сущность и функции, разработаны институциональные основы и модель, а также определены перспективы развития. Проведена развернутая группировка видов налогового мониторинга как по направлениям, уровням, так и в зависимости от его инициатора. На этой основе разработана модель организации системы налогового мониторинга в России и предложены основные направления его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and Development of Tax Monitoring Institute in Russia

This article is devoted to problem of organization and development of tax monitoring institute, new for Russia; its nature and functions are analysed by the authors, institutional bases and model are developed, as well prospects for further development are determined. Full grouping of tax monitoring types is made by areas of activity, by levels, as well as depending on its initiator. Thereupon model of organization of tax monitoring system in Russia is developed, main course of its further development is offered.

Текст научной работы на тему «Содержание и развитие института налогового мониторинга в России»

© 2016 г.

С. В. Барулин, М. С. Минвалиева

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗБИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА Б РОССИИ

Барулин Сергей Владимирович - профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, д-р экон. наук

(E-mail: barulinsv@mail.ru)

Минвалиева Мария Сергеевна - магистрант кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

(E-mail: barulinsv@mail.ru)

Налоговый мониторинг - сравнительно новое явление в российской налоговой практике, несмотря на то, что в зарубежных странах эта институциональная форма налогового контроля применяется достаточно давно. Только c 2015 г. был введен в действие раздел V.2 Налогового кодекса (НК) РФ, в котором были установлены основы и порядок проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Тем не менее, до сих пор остаются недостаточно разработанными вопросы теории и методологии формирования в России института налогового мониторинга, построения его организационной модели по элементам, составу и структуре. В этой связи необходимо определить сущность налогового мониторинга, его объекты, предмет, область применения, классификационную структуру и виды с позиций государственного управления налогами.

Обобщая многочисленные подходы к определению понятия мониторинга вообще, можно сделать вывод о том, что он представляет собой систему непрерывного наблюдения за состоянием какого-либо объекта с целью получения информации о нем, необходимой для принятия управленческих решений. Субъект, осуществляющий мониторинг на основе непрерывно поступающей информации об объекте наблюдения, имеет возможность принимать меры по управлению этим объектом с целью повышения эффективности его функционирования или доведения до определенных норм.

До принятия гл. 14.7 НК РФ термин «налоговый мониторинг» применялся только в отношении анализа «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков» для целей планирования выездных налоговых проверок и анализа эффективности контрольной работы налоговых органов. После внесения соответствующих изменений в НК РФ налоговой мониторинг получил законодательный статус как формы налогового контроля на предмет правильности исчисления и уплаты налогов, проводимого налоговым органом на основании заявления (по инициативе) налогоплательщика1.

1 Monitoring Taxpayers Complaince: A practical guide based on Revenue Body Experience //OECD. 22.06.2008. P.7.

В зарубежной литературе применяется понятие «мониторинг налоговой дисциплины» как системы, направленной на выявление сводных показателей, отражающих основные зоны риска государства.

Следует отметить определенную ограниченность названных подходов к пониманию налогового мониторинга. Российское законодательство сужает его сферу (область применения), с одной стороны, наблюдением за правильностью исчисления и уплаты налогов, выводя из нее ряд других объектов, предметов и направлений такого мониторинга, с другой стороны, областью добровольных отношений (на основе заявления налогоплательщика о проведении налогового мониторинга). Зарубежная практика сводит этот мониторинг к выявлению зон налоговых рисков.

По нашему мнению, сущность налогового мониторинга следует рассматривать в его узком и широком понимании.

В узком смысле он представляет собой форму контроля налоговых органов за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов и сборов путем наблюдения и исследования предмета налогового мониторинга, предотвращения, выявления и принятия мер по устранению недостатков и несоответствий.

В широком понимании налоговый мониторинг представляет собой одну из функций или один из функциональных элементов государственного налогового менеджмента и, одновременно, форму налогового контроля2. В этом качестве налоговый мониторинг является системой периодических, ориентированных на конкретный предмет наблюдений, изучения, оценки и анализа налоговых доходов, налоговых рисков и налоговых расходов государства, выявления, предупреждения и устранения недостатков в области налогообложения, исчисления и уплаты налогов. Именно при проведении налогового мониторинга используются подходы и методы, применяемые в корпоративном налоговом менеджменте, включая вариативность в принятии управленческих решений, нацеленность на устранение просчетов и недостатков, а не на применение налоговых санкций в порядке административного управления. В дальнейшем мы будем рассматривать налоговый мониторинг и его систему в широкой их интерпретации.

Сущность налогового мониторинга проявляется в функциях - формах проявления его общественного предназначения. Уточняя позицию А.С. Кизимова по этому вопросу3, можно выделить следующие функции налогового мониторинга: 1) информационную; 2) аналитическую; 3) модераторскую; 4) контрольную.

Выполняя информационную функцию, налоговый мониторинг обеспечивает налоговые и финансовые органы оперативными данными об объекте и предмете наблюдения, об отдельных элементах налоговой системы и финансово-хозяйственной деятельности отдельных налогоплательщиков. На основе информации, полученной в ходе проведения налогового мониторинга, принимаются те или иные управленческие решения.

Аналитическая функция налогового мониторинга заключается в оценке соответствия фактических условий и результатов функционирования объекта и предмета наблюдения заранее установленным параметрам, нормам и правилам. Налоговый мониторинг в этой функции направлен на выявление и оценку налоговых рисков, правильности исчисления и уплаты налогов, оценку результативности и эффективности налоговых льгот и контрольной работы налоговых

2 Основы налогового менеджмента см. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. - М.: ИТК «Дашков и К*», 2015. - С. 7-34; 75-82.

3 Кизимов А.С. Формирование и развитие налогового мониторинга в России: диссертация на соиск. ученой степени канд. экон. наук. Саратов: СГСЭУ, 2009. С. 32-33.

органов, на выявление соответствия трансфертных цен рыночным ценам, адекватности декларируемых налоговых обязательств налогоплательщиков реальным показателям их финансово-хозяйственной деятельности и др.

Модераторская функция налогового мониторинга заключается в том, что он способствует принятию эффективных решений органами налогового контроля и управления в отношении конкретного предмета наблюдения.

Контрольная функция налогового мониторинга обусловлена тем, что он сам является институциональной формой налогового контроля, осуществляемого налоговыми и иными уполномоченными органами. В процессе выполнения мониторингом этой функции выявляются зоны налоговых рисков, составляется мотивированное заключение (мнение, разъяснение, обоснование) налогового органа о правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками, в том числе с доходов контролируемых иностранных компаний (КИК), и о соответствии трансфертных цен рыночным, а также принимаются меры по исправлению ошибок и осуществляются другие контрольные действия.

Теперь рассмотрим институциональные основы формирования системы налогового мониторинга в России с учетом предложенных подходов к его сущности и функциям.

Система налогового мониторинга как формы налогового контроля должна строиться на определенных принципах, следование которым обеспечит ее рациональность. В специальной литературе такие принципы рассматриваются преимущественно только в отношении налогового контроля в целом4. В этой связи мы предлагаем следующую комбинацию принципов налогового мониторинга: 1) принцип законности; 2) принцип открытости (гласности) проведения мониторинговой деятельности; 3) принцип обязательности устранения выявленных в ходе мониторинга недостатков и несоответствий; 4) принцип объективности; 5) принцип соблюдения налоговой тайны; 6) принцип недопустимости причинения неправомерного вреда; 7) принцип недопустимости избыточного мониторинга; 8) принцип непрерывности в течение всего периода проведения мониторинга; 9) принцип своевременности и нацеленности на принятие управленческих решений; 10) принцип комплексности.

Целью системы налогового мониторинга является оперативное управление налоговыми потоками и налоговыми рисками путем комплексного исследования (анализа, оценки) предмета наблюдения, получения на этой основе достоверной информации о его фактическом состоянии для устранения выявленных несоответствий и обеспечения этой информацией уполномоченных органов налогового контроля и управления.

Реализация названной цели системы налогового мониторинга осуществляется в процессе решения следующих ее задач: нормативное обеспечение организации и порядка проведения налогового мониторинга по каждому из его видов; проведение налогового мониторинга в порядке, установленном для каждого из его видов; обеспечение информацией о предмете мониторинга органов налогового контроля и управления; осуществление взаимодействия между субъектами налогового мониторинга по устранению выявленных недостатков и несоответствий; выявление налогоплательщиков, входящих в группу риска; проведение мониторинга общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков и предпро-верочного анализа; проведение финансового анализа деятельности налогоплательщиков, в том

4 Брызгалин А.В., Головин А.Н. Понятие и правовые принципы налогового контроля // Налоги и финансовое право. - 2008. - №5 .- С.111; Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. - М.: Издательский дом «Городец», 2006. - С.111; Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России и его развитие. - Саратов: СГСЭУ, 2011. - С. 45.

числе взаимозависимых лиц, проведение анализа соответствия трансфертных цен и доходов рыночным, а также проверка соблюдения условий заключенных соглашений о ценообразовании; информационное взаимодействие с налогоплательщиками для целей налогового мониторинга; изучение заявлений о проведении налогового мониторинга, сведений, документов и информации, полученных от налогоплательщиков, для принятия решений о проведении налогового мониторинга, осуществление мониторинговых процедур; составление мотивированного мнения (разъяснения) в отношении налогоплательщиков, представивших в налоговый орган заявление (запрос) и в отношении которых принято положительное решение о проведении налогового мониторинга (на получение предварительного налогового разъяснения); осуществление взаимосогласительных процедур с налогоплательщиками; проведение оценки результативности и эффективности налоговых льгот и преференций; осуществление оценки результативности и эффективности контрольной работы налоговых органов; прочие задачи, имеющие отношение к процессу налогового мониторинга.

Субъектами системы налогового мониторинга выступают органы Федеральной налоговой службы России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, территориальные налоговые органы), а также Министерство финансов РФ и финансовые ведомства субъектов РФ, с одной стороны, налогоплательщики (плательщики сборов) и налоговые агенты, с другой стороны.

Наименее определенными являются объект и предмет налогового мониторинга, содержание которых непосредственно зависит от того, что исследователь или законодатель вкладывает в понятие налогового мониторинга. В соответствии с нашим подходом к сущности последнего как функционального элемента государственного налогового менеджмента и формы налогового контроля объектами налогового мониторинга выступают налоговые доходы, налоговые риски и налоговые расходы.

Предмет (точнее - комплекс предметов) конкретизирует тот или иной объект налогового мониторинга и различается по направлениям, уровням и видам мониторинга, о которых речь пойдет ниже. В этой связи предметами системы налогового мониторинга являются следующие их виды:

1) общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков для целей планирования выездных налоговых проверок; финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков, отобранных для проведения выездных налоговых проверок;

2) правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов;

3) взаимозависимость лиц, соответствия примененных цен и доходов по сделкам между ними рыночным ценам и доходам;

4) доходы контролируемых иностранных компаний (КИК) и правильность их налогообложения;

5) результативность и эффективность налоговых льгот и преференций;

6) результативность и эффективность контрольной работы налоговых органов.

Объекты и предметы налогового мониторинга определяют видовой состав и структуру его

системы, которые можно сгруппировать по следующим 3 признакам: направлениям (областям применения), уровням налогового мониторинга и в зависимости от инициатора его проведения.

1. По направлениям (областям применения) или объектам мониторинга мы предлагаем следующую видовую группировку налогового мониторинга:

1) мониторинг налоговых рисков, в том числе:

- мониторинг налоговых рисков для целей планирования выездных налоговых проверок (мониторинг общедоступных критериев налоговых рисков);

- мониторинг в форме предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, отобранных для проведения выездных налоговых проверок (предпро-верочный налоговый мониторинг);

- налоговый мониторинг взаимозависимости лиц и соответствия применяемых ими цен и доходов рыночным (налоговый мониторинг трансфертного ценообразования);

- мониторинг налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (налоговый мониторинг КИК);

2) мониторинг налоговых доходов на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов (горизонтальный налоговый мониторинг, предварительные налоговые разъяснения)5;

3) мониторинг результативности и эффективности налоговых расходов, в том числе:

- мониторинг результативности и эффективности налоговых льгот и преференций (мониторинг налоговых льгот);

- мониторинг результативности и эффективности контрольной работы налоговых органов (мониторинг контрольной работы).

Как следует из вышеизложенного, в состав системы мониторинга налоговых рисков мы небезосновательно включили предпроверочный налоговый мониторинг, налоговый мониторинг трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг КИК, которые действующее законодательство относит к традиционному налоговому контролю. Что касается предпроверочного анализа, то авторы не единственные, кто относит его к разновидности налогового мониторинга, так как его предметом является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, а контрольными технологиями - аналитическая работа, направленная на выявление «проблемных» вопросов предстоящей выездной налоговой проверки. В отношении двух других видов мониторинга налоговых рисков следует отметить, что мониторинговая составляющая органически вписывается общую систему соответствующего налогового контроля, дополняя её мониторинговой деятельностью, основанной на систематическом наблюдении, финансовом анализе и исследовании взаимозависимости лиц, соответствия применяемых ими цен и доходов рыночным, признаков контроля над иностранной компанией, прямого и косвенного участия в других организациях, включая иностранные, соответствия установленным критериям и условиям, а также на заключении соглашений о ценообразовании и договоров на проведение мониторинга, вариативности в принятии решений и использовании других методов и инструментов налогового мониторинга. Таким образом, включение нами названных трех видов налогового мониторинга в состав общей его системы является обоснованным, развивает и расширяет узкие рамки законодательного представления о содержании системы налогового мониторинга, ограничивающего последнюю горизонтальным налоговым мониторингом и институтом предварительного налогового разъяснения.

2. По второму классификационному признаку система налогового мониторинга включает в себя два уровня:

1) налоговый мониторинг хозяйствующих субъектов (все перечисленные ранее виды мониторинга, предметом которых является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков и их деятельность в области налогообложения);

2) мониторинг налоговой системы и (или) отдельных ее элементов (в нашем случае -это мониторинг результативности и эффективности налоговых льгот и контрольной работы налоговых органов).

5 Термин «горизонтальный налоговый мониторинг» давно уже закрепился за данным видом мониторинга в зарубежных странах.

3. В зависимости от инициатора проведения налогового мониторинга все его виды можно разделить на две группы:

1) налоговый мониторинг, проводимый по инициативе налогоплательщиков (заявительный, добровольный налоговый мониторинг): горизонтальный налоговый мониторинг, мониторинг на предмет предварительных налоговых разъяснений и отчасти мониторинг трансфертного ценообразования - только в случаях добровольного уведомления налогоплательщиком о своей взаимозависимости с другими лицами и заключения соглашения о ценообразовании между налогоплательщиком и налоговым органом6;

2) налоговый мониторинг, проводимый по инициативе уполномоченных налоговых и финансовых органов (системный, обязательный налоговый мониторинг): все прочие виды налогового мониторинга, встроенные в общую систему налогового контроля.

Как форма налогового контроля, налоговый мониторинг проводится с использованием общих и специальных методов и инструментов.

Общие методы налогового контроля широко применяются в налоговой практике, однако, учитывая специфику налогового мониторинга, не все эти методы и инструменты могут быть использованы в мониторинговой деятельности. Из всей совокупности общего инструментария налогового контроля можно выделить следующие его методы и инструменты, которые могут применяться при проведении налогового мониторинга: 1) расчетно-аналитические методы, в том числе: а) вспомогательные (технико-экономические расчеты, нормативно-контрольное сличение, группировка и обобщение, логическая оценка сведений, анализ плановых, фактических и отчетных данных); б) косвенные методы (контроль ценообразования, расчет по аналогии, сопоставление условий, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др.); 2) информативные методы, в том числе: истребование письменных справок и объяснений налогоплательщиков, инструктирование налогоплательщиков, разъяснение налогового законодательства и др.

К специальным методам и инструментам можно отнести следующие:

1) количественный анализ (метод сравнений и сопоставлений, структурные исследования по видам налогов и элементам налогообложения, видам деятельности, сделок и т.п., использование интегрированных финансовых показателей, факторный анализ, группировка);

2) качественный анализ (методы экспертных оценок, наблюдений, косвенных оценок и др.)

3) методы информационного взаимодействия (добровольное предоставление налоговым органам свободного доступа к электронным информационным ресурсам организации и сведений о будущих сделках, составление и предоставление налогоплательщикам по их запросу предварительных налоговых разъяснений о налогообложении будущих сделок и мотивированного мнения налогового органа и др.);

4) методы партнерства налогоплательщиков и налоговых органов (досудебное урегулирование налоговых споров, проведение взаимосогласительных процедур, заключение соглашений о ценообразовании, добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате и перерасчету налогов и др.);

5) методы оценки результативности и эффективности налоговых льгот (преференций) и контрольной работы налоговых органов;

6) прочие специальные методы и инструменты.

6 Перечень заявительных добровольных видов налогового мониторинга может быть расширен в ближайшем будущем.

Обобщая все вышеизложенное, нами была разработана модель организации системы налогового мониторинга в России, представленная на рис. 1.

Проведение налогового мониторинга требует сбора, обработки, систематизации и накопления качественной внутренней и внешней информации о субъектах и предметах наблюдения (исследования, оценки, анализа).

Внутренними ее источниками является вся информация, которой располагают налоговые и финансовые органы, в том числе, полученная от налогоплательщиков в ходе проведения налогового контроля и налогового мониторинга. Таким информационными источниками являются следующие: сведения о налогоплательщиках, полученные при постановке их на учет (учредительские документы, размер уставного капитала, наличие филиалов и обособленных подразделений, счетов в банках и др.); сведения, документы и информация, получаемые от налогоплательщиков при подаче заявлений (запросов) на проведение мониторинга (получение предварительного налогового разъяснения) и в соответствии с регламентом информационного взаимодействия; декларации (расчеты) по налогам и сборам, бухгалтерская и налоговая отчетность организаций; результаты проведенных ранее налоговых проверок; сведения об участии налогоплательщиков в КИК; сведения о взаимозависимости лиц и сделках между ними; плановые и фактические налоговые бюджеты публично-правового образования о налоговых расходах; отчеты территориальных налоговых органов и др.

Внешняя информация включает в себя сведения, получаемые налоговыми органами о налогоплательщиках и их деятельности от других контролирующих и правоохранительных органов, нотариальных контор, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, профессиональных участников фондового рынка (отчетность эмитентов ценных бумаг), товарно-сырьевых бирж и других третьих лиц. Для финансовых органов внешней является плановая и фактическая информация, необходимая для оценки результативности и эффективности налоговых льгот (преференций), получаемая от других министерств и ведомств.

Основными направлениями развития системы налогового мониторинга в России являются, на наш взгляд, следующие:

Государственный налоговый менеджмент

• Налоговое планирование

• Налоговое регулирование

• Налоговый контроль

Содействие принятию решений

Система налогового мониторинга (НМ)

Субъекты НМ

Субъекты НМ

Объекты НМ

• Налоговые риски

• Налоговые доходы

• Налоговые расходы

Предмет НМ

• Критерии самостоятельной оценки общедоступных налоговых рисков

• Правильность исчисления и уплаты налогов

• Результативность и эффективность налоговых льгот (преференций), контрольной работы налоговых органов

• Взаимозависимость лиц, соответствие применяемых ими цен и доходов рыночным

• Финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков

I

Уровни НМ

• Мониторинг хозяйствующих субъектов

• Мониторинг налоговой системы (ее элементов)

Группы и виды НМ

Системный (обязательный) НМ ■ Заявительный (добровольный) НМ

• Мониторинг общедоступных критериев налоговых рисков налогоплательщиков

• Предпроверочный налоговый мониторинг

• Налоговый мониторинг соответствия цен и доходов рыночным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Налоговый мониторинг КИК

• Горизонтальный налоговый мониторинг

• Предварительные налоговые разъяснения

I

Мониторинг результативности и

эффективности налоговых расходов

• Мониторинг налоговых льгот

• Мониторинг контрольной

Общие, специальные методы и инструменты НМ

X

Мероприятия НМ

Соглашения, мотивированное заключение (мнение, разъяснение, обоснование)

Принятие решений, взаимосогласительные процедуры, урегулирование споров

Рис.1. Модель организации системы налогового мониторинга в России

- расширение сферы применения налогового мониторинга, проводимого по инициативе налогоплательщиков, путем внедрения института предварительного налогового разъяснения, распространения права на подачу заявлений о проведении горизонтального налогового мониторинга и заключения соглашений о ценообразовании на крупный и часть среднего бизнеса (сейчас на это имеют право только крупнейшие налогоплательщики), а также предоставления права на заключение соглашений о проведении налогового мониторинга доходов КИК;

- дополнение отдельных общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков уточняющими показателями и применение рейтинговой балльной системы с целью повышения объективности отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

- разработка и внедрение единых для всей страны методологии и методики оценки результативности и эффективности налоговых льгот (преференций) и проведения их налогового мониторинга с целью их оптимизации в составе расходов налоговых бюджетов публично-правовых образований.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (текс с изменениями и дополнениями на 1 июля 2016 г.). - М.: Эксмо, 2016. - 932 с.

2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2015.- 332 с.

3. Брызгалин А.В., Головин А.Н. Понятие и правовые принципы налогового контроля // Налоги и финансовое право. - 2008.- №5. - с.108 - 114.

4. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. -М: Издательский дом «Городец», 2006. - 246 с.

5. Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России и его развитие/Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2011. - 180 с.

6. Кизимов А.С. Формирование и развитие налогового мониторинга в России: диссертация на соиск. ученой степени канд. экон. наук. - Саратов: СГСЭУ2009. - с. 32-33.

7. Monitoring Taxpayers Compliance: A practical guide based on Revenue Body Experience // OECD. 22.06.2008. P.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.