№ 3 / 2015_____________________________ISSN 2410-6070____________________________________________
УДК 334
С.И.Г рошева
Аспирант, магистр Институт экономики и финансов ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, Российская Федерация
СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье описаны основные процессы и приоритетные направления интеграции и квазиинтеграции субъектов инновационного процесса. Изучены направления квазиинтеграции, такие как виртуальная корпорация, динамическая фокальная сеть, кластер, стратегический альянс
Ключевые слова
Интеграция, квазиинтеграция, виртуальная корпорация, динамическая фокальная сеть, кластер
Создание конкурентных преимуществ в современной экономике существенно отличается от принятого традиционного пути, предполагавшего доработку фундаментальных исследований до продуктов и технологий силами самих компаний и их структурных подразделений. Актуальная его модель основывается на интенсивности взаимодействия множества разных участников процесса разработки, создания и коммерческого освоения новшеств, что определяет поиск форм и направлений ее усиления. Данный факт оказал существенное воздействие на развитие форм интеграции хозяйствующих субъектов.
Термин «интеграция» (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), отражающий объединение элементов в целое, приводящее к появлению новых кумулятивных свойств, широко используется в философии и социально-экономических науках и перешел в них из естественных наук.
Первоначально в экономике изучаемый феномен получил свое развитие применительно к процессам межстрановой региональной интеграции, что было вызвано интенсивными ее процессами в середине XX века. Углубление интернационализации экономик расширило формы международных отношений, обусловило их
переплетение и взаимопроникновение.
Большую популярность в российской экономической литературе приобрели имущественные формы интеграции [1, с. 24], в которой выделяют, как правило, горизонтальную и вертикальную. Однако в последнее время в связи распространением сетевых теорий [5, с. 45], а также с учетом ограничений «жестких» форм интеграции, свое развитие стали получать так называемые «мягкие» ее формы.
Нарастание тенденций разделения труда и его специализации, подтверждение гипотезы об ограниченности эффективности предприятия за счет увеличения собственности компании [6, с. 67], а также тот факт, что не все взаимодействия организаций сводятся к реализации контрактных отношений, определяют внимание к неимущественным механизмам интеграции хозяйствующих субъектов. Таким образом, отдельным теоретическим направлением, представляющим интерес для интенсификации инновационного процесса, является «квазиинтеграция», сочетающая в себе признаки как интеграции, так и дезинтеграции.
Феномен квазиинтеграции стал предметом осмысления отечественных исследователей совсем недавно, начиная с 2000-х гг., отдельные упоминания относятся к началу 1990х гг. [4, с. 65].
Анализ феномена квазиинтеграции и поиск ее форм, способствующих интенсивности взаимодействия множества разных участников инновационного процесса, обуславливает более детальное изучение ее особенностей (таблица 1).
Таблица 1
Экономические формы проявления квазиинтеграции
Форма Определение
Виртуальная корпорация сетевая, компьютерная интегрированная организационная структура, объединяющая неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах
Цепочка (сеть) создания ценности (стоимости) форма межфирменных сетевых взаимоотношений, осуществляемых с целью реализации стратегически важных видов деятельности компании с меньшими затратами и более эффективно, чем конкуренты
Динамическая фокальная сеть обеспечивает создание ценности для потребителя, комбинируя продукты и услуги компаний партнеров, сгруппирована вокруг одной доминирующей центральной единицы, которая координирует деятельность по созданию ценности иерархическими методами
- 16 -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
Продолжение таблицы 1.
Фокальная сеть поставок сеть, в которой одна (как правило, крупная) компания является центральной единицей (фокальной фирмой), а ее поставщики, расположенные на разных ступеньках создания ценности (поставщики первого, второго, третьего уровней), находятся в зависимом положении
Стратегический альянс объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга
Кластер объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг
Франчайзинг Смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, родительские компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера
Говоря о виртуальной корпорации, следует остановиться на следующих преимуществах:
- в ее рамках возможно привлечение капитала с целью реализации уникальных проектов и диверсификация рисков в инвестиционных программах;
- имеет целью и способствует удовлетворению клиента и высокой скорости исполнения заказа;
- строится на долгосрочных контрактных взаимоотношениях.
К недостатку виртуальной корпорации относят неурегулированность, проистекающую из недостаточности законодательной базы, ведущую к сложностям в предоставлении ресурсов новым компания.
К числу особенностей фокальной сети поставок ряд исследователей [4, с. 175] относит:
- доминирование одного партнера (фокальной фирмы), которой принадлежит роль координатора цепочки создания ценности, поставщики находятся в зависимом от нее положении, она же приобретает роль стратегического лидера;
- вертикальная интегрированность, иерархическая пирамидальная или древовидная форма с увеличением на каждом следующем уровне количества поставщиков.
К числу ограничений можно отнести то, что «фокальная компания старается координировать всю цепочку создания ценности, но вынуждена при этом заботиться о ранжировании интересов партнеров, поскольку ее возможности иерархической координации имеют свои пределы», а также иерархический способ координация через центрального партнера [2, с. 221].
В рамках стратегического альянса, характерного для фирм, обладающих гигантской рыночной властью, наблюдаются следующие положительные эффекты:
- усиление потенциала и мощи отдельных важных отраслей (автомобилестроение, добывающая промышленность, производство продукции);
- сохранение юридического лица и распределение рисков между участниками;
- формирование своей доли в полученных новых разработках, знаниях, видах сырья и т.д., аккумулирование приобретенного опыта.
Существенным недостатком данной формы квазиинтеграции выступает частая практика, согласно которой, как правило, добиться серьезного улучшения стратегического положения удается только одной крупной компании. К другим проблемным зонам в этой области относятся оппортунистическое поведение участников альянса, недостаточный уровень доверия, вызванный изначальными конкурентными отношениями, обуславливающие сложность сбалансированного управления альянсом.
В основу кластерного подхода первоначально тоже была положена локализация агентов в одном районе, его классиком считается М. Портер [5, с. 34]. С середины 1980-х гг. подход стал популярен и нашел применение в европейских, американских и азиатских странах. За прошедший период кластерная теория нашла развитие и распространение по всему миру, претерпела изменения.
К числу положительных сторон кластера можно отнести:
- участниками выступают не только фирмы, но и вузы, и учреждения науки, зачастую становящиеся их ядром;
- происходит снижение барьеров для обмена знаниями;
- активными игроками являются малые и средние предприятия, не имеющие рыночной власти;
- стимулирование появления новых бизнесов и расширение границ кластера;
- 17 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070
- за счет своей структуры и механизма часто выступают фактором повышения государственной и местной конкурентоспособности и развития территории;
- повышают инновационную активность внутри кластера;
- малая степень вертикальной интеграции облегчает вхождение в кластер новых фирм.
Отрицательными эффектами могут выступить:
- высокая степень тесноты сотрудничества и обмена информацией, основанная, в том числе и на личном факторе связей, может стать источником замедления обновлений и стереотипов поведения участников кластера;
- одновременно реализуемые отношения кооперации и конкуренции.
Кластеры оказались особенно эффективны для создания и внедрения новшеств, поскольку их структурнологические модели соответствуют нелинейным моделям инновационных процессов. По словам М. Портера, «преобладание в экономике кластеров обнаруживает важность понимания природы конкуренции и роли географического расположения для конкурентного преимущества. Новая роль кластеров в конкурентной борьбе приобретает все большее значение применительно к сложным условиям динамичной экономики, основанной на знаниях» [5, с. 256]. Таким образом, внедрение знания как фактора конкурентоспособности происходит, в том числе, за счет уникальной возникающей внутри них среды.
Список использованной литературы:
1. Авдонина, С.Г. Развитие интеграционных отношений с участием субъектов инновационного предпринимательства в условиях модернизации экономики : автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Авдонина Софья Геннадьевна - Казань, 2013. - 24 с.
2. Ахтариева, Л.Г. Кластерный механизм повышения конкурентоспособности региона / Л.Г. Ахтариева // Экономика и управление. - 2009. - №34 (127). - С. 54-61.
3. Беляков, Г.П. Интеграция предприятий в инновационный кластер / Г.П. Беляков, Э.В. Степанова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 28-32.
4. Голева, Г.А. Формирование квазиинтегрированных бизнес-структур с участием иностранного капитала в институциональных условиях принимающего региона / Г.А. Голева // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики). - 2013. - Т. 4. 0 №4. - С. 106-112.
5. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2005. - 715 с.
6. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер : пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. -
608 с.
© С.И. Грошева, 2015 г.
УДК 33
Е.И. Денисевич
К.и.н., доцент, С.Ю. Ракутько
К.э.н., доцент, Школа экономики и менеджмента Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация
МАРКЕТИНГОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Рассматриваются особенности формирования маркетингового элемента инновационной политики предприятия. Показано взаимодействие инновационной и маркетинговой политики предприятия.
Ключевые слова
Маркетинговая политика предприятия, продуктово-тематический портфель предприятия, инновационная политика предприятия.
- 18 -