УДК 371.7
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Е.А. Сидельникова - заместитель директора по оздоровительной работе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38» Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
CONTENT AND ORGANIZATION OF COMPLEX -
HEALTH - IMPROVING CENTRE «SCHOOL - TERRITORY OF HEALTH»
E.A Sidelnikova - Vice-principal for health improving work in municipal general education institution «Secondary general school №38» The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: school38@nabchelny. ru
Ключевые слова: здоровье, сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающие технологии, программа, оздоровительный центр, территория здоровья, мониторинг, двигательная активность, семинар, победитель.
Аннотация. Реализация данной программы, опираясь на современные педагогические технологии, дает возможность педагогическому коллективу, совместно с обучающимися и их родителями, успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.
Key words: health, protection and promotion of health, health caring technologies, programme, health improving centre, territory of health, screening, motor activity, seminar ,winner.
Summary. Realization of the given programme gives opportunities to pedagogical staff, together with the students and their parents, using modern pedagogical technologies, to solve successfully the problems offorming, protection and promotion of health of children - future health of nation.
Концепция модернизации Российского образования и Послания Президента РФ Медведева Д. А. предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, предполагает проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательного учреждения здоровь-есберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укрепления здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Школьная система является идеальным каналом для содействия здоровью. Опыт, накопленный в школе за весь период существования программы, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты
рутинной школьной жизни. Время изменило свои приоритеты. Ещё вчера мы все внимание в системе образования отдавали исключительно умственному развитию ребёнка. Но сегодня перед обществом встала проблема больного детства, а, следовательно, проблема выживания нации.
Работая над программой «Содержание и организация комплексно-оздоровительного центра «Школа - территория здоровья», приоритетными считаем вопросы укрепления здоровья путём взаимодействия, сотрудничества взрослых и детей как участников образовательного процесса, определения организационно-педагогических условий.
Сознание педагогов, учащихся и их родителей одним днём изменить невозможно, нужна длительная целенаправленная работа.
Большую часть своей жизни человек учится, начиная с самого раннего детства. Большинство детей во всём мире посещают школы, но не все школы могут удовлетворить потребности ребёнка в физическом, умственном и социальном развитии. Это могут сделать школы содействия здоровью (ШСЗ). Содействие здоровью школа включает в себя все виды активности, направленные на укрепление здоровья школьников и персонала школ. Составной частью понятия «содействие здоровью» является понятие «обучение здоровью», которое означает комплекс педагогических мероприятий, проводимых в виде уроков, лекций, бесед, тренингов и направленных на трансляцию знаний о здоровье. Школа, содействующая здоровью - место, где все члены коллектива: от директора до учителя совместными усилиями стараются передать учащимся положительный опыт, который поможет им лучше сохранить своё здоровье, то есть в такой школе как в нашей уделяется большое внимание здоровью школьного персонала, семей учащихся, самих учеников. Создается здоровая школьная обстановка.
Вышеизложенное определило необходимость разработки программы.
Цель исследования: Выявить положительные мотивации к проведению оздоровительных мероприятий и здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Разработать и реализовать режим повышенной двигательной активности всех участников образовательного процесса.
2. Обеспечить медико-психологическое, методическое сопровождение внедрения оздоровительных технологий в деятельности образовательного учреждения.
3. Создать систему психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития участников образовательного процесса.
4. Продолжить работу медико-педагогического восстановительного центра с использованием автоматизированной функциональной диагностики состояния организма.
Теоретическая значимость работы
дополняет теорию стратегического образовательного менеджмента, так как расширяет представления о прогнозировании, проектировании развития школы с позиции программно-целевого и аксиологического подходов. Выявленные в ходе исследования факты позволят другим образовательным учреждениям использовать их в своей практике.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в данный период уже разработана, и будет экспериментально проверены и внедрены в практику проекты, направленные на оздоровительную работу участников образовательного процесса, улучшающие качественные показатели всей школы и педагогического коллектива: как следствие, эффективное развитие образовательного учреждения.
Актуальность данной программы в том, что необходимо зафиксировать траекторию позитивных изменений и механизмов устойчивого развития инноваций в образовательном учреждении на основе системы мониторинга состояния здоровья учащихся, которая является основой программы «Школа - центр содействия здоровью детей».
Мы рассматриваем школу как образовательное учреждение, которое создается учредителем для выполнения конкретных функций: организации оздоровительного процесса, с
целью достижения учащимися определённых государством образовательных уровней, сохраняющих и укрепляющих здоровье участников образовательного процесса Республики Татарстан.
Реализация программы в школе проводится в три этапа.
Первый этап - подготовительный, планово-прогностический (2006-2007 гг.)
Проанализирована литература и теоретическое осмысление проблемы, дано определение категориального аппарата исследования. Работа с учащимися, родителями и учителями по организации горячего питания. Довести до 75%.
Второй этап (2007-2009 гг.)
Заключался в разработке методики констатирующего эксперимента и изучению по этой методике состояния проблемы в практике работы школы, а так же теоретической разработки деятельности медико-реабилитационного оздоровительного центра. Создание условий и ресурсов для функционирования медико-педагогического оздоровительного центра. Довести охват горячим питанием до 95%.
Третий этап (2010-2011 гг.) на этом этапе планируется обработка полученной информации, подготовка выводов по апробации технологии становления и развития медико-реабилитационного оздоровительного центра. Реализация внедрения оздоровительных и инновационных технологий. Мониторинг состояния здоровья и результативности выполнения программ до 2012 г. Анализ выполнения проекта. Подготовка нового проекта на 2012-2017 гг.
Усиление работы в этом направлении было развито и научно-методически обоснованно в Программе развития ОУ по теме: «Становление и развитие школы духовного наследия и валеологической культуры в новых экономических условиях», утвержденной ученым советом ИНПО и педагогическим советом 28.03.08 г.
Рассмотрим основные результаты выполнения программы «Школ - центр содействия здоровью».
В школе функционирует лицензированный медицинский и процедурный кабинеты, позволяющие проводить профилактические осмотры, прививки и оказывать первичную медицинскую помощь.
Школа имеет кабинет по санации заболеваний полости рта у детей, где работает врач-стоматолог и медицинская сестра (кабинет сертифицирован и оборудован современными медицинскими аппаратами). Все учащиеся школы (100%) проходят осмотр стоматологом 2 раза в год. Есть медико-реабилитационный центр, который возглавляет менеджер по организации оздоровительных услуг, который включает прием кислородного коктейля, фиточая и других профилактических процедур, где учащиеся и учителя получают оздоровительные и профилактические процедуры. В школе систематически проводятся мероприятия по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, обязательные динамические паузы в различных формах: физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры, как на уроке, так и на переменах. На педагогическом совете (15.05.2006 г.) учителям были даны рекомендации по проведению динамических пауз во время уроков в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Ежедневно на третьем уроке на 21 минуте в школе проводится гимнастика для глаз. Её проводят валеологи, обученные преподавателями ОБЖ. Проводятся показательные выступления Школы рукопашного боя и традиционного клуба каратэ «Прометей» под руководством Заикина В. В. С целью взаимодействия ученического и педагогического коллективов школы, передачи опыта ответственности от старших к младшим, организации опыта самореализации воспитанника в МОУ «СОШ №38» разработано Положение об органах ученического самоуправления. Орган самоуправления - Детская школьная Дума и, комитет по оздоровительно-спортивной работе. Имеется «План интересных дел» по предложениям учащихся, документация.
Взаимосвязь со всеми участниками оздоровительной работы происходит на заседаниях Совета командиров, с участием педагогов и представителей различных служб школы: зав.
производством, учителей ОБЖ, физкультуры, фельдшера, администрации школы детской поликлиники №5, СК «ТАНАР» и других.
Учащиеся охотно участвуют в оздоровительных мероприятиях: этому способствует экран соревнования на «Самый здоровый класс», классных уголков здоровья и школьной газеты «Нас касается». Основные дела Совета: проведение Дней здоровья, зарядок, соревнований по баскетболу, волейболу. Участие в «Осеннем кроссе», «Кроссе Нации», Лыжне России, Российском Азимуте, первенстве школы по лыжным гонкам, туристическому многоборью, «Стартам Надежд». Первенство в начальных классах по троеборью (скакалка, обруч, мяч для прыжков). Сами учителя являются эталоном для обучающихся в школе. Таким образом, педагогический коллектив дает возможность детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов. В начальной школе с помощью студентов института физической культуры проводится три спортивно-оздоровительных часа в неделю.
В школе работает спортивный комплекс «Олимп». На территории школы в зимнее время работает каток, пункт проката коньков и лыж. Школа занимает призовые места в зимних видах спорта. Проводятся ежегодно спортивно-оздоровительные мероприятия, посвященные декаде Инвалидов силами родительской общественности, и благотворителей в лице родителей учащихся - Галеева А.Ф., старшего тренера УВД по рукопашному бою. Семьями принимают участие в оздоровительных городских программах «Мама, папа, я - спортивная семья».
В традицию школы вошли соревнования по открытию и закрытию зимних и летних сезонов на приз Главы города Набережные Челны И.Ш. Халикова. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 10%. В 2007-2008 учебном году охват учащихся дополнительным образованием спортивно-оздоровительного, хореографического направления составляет 51%, а в 2008/2009 - 61%. Ведётся большая работа по оздоровлению учащихся, родителей, учителей, жителей микрорайона через физкультурно-оздоровительный центр «Афродита», в котором имеются следующие направления: йога; восточные танцы; оздоровительная аэробика и охватывается до 80 учащихся и родителей.
С 2008 учебного года ведутся занятия для девушек 8-11 классов в студии восточных танцев «Архелия», «Шакира» для детей с 6 лет под руководством заместителя директора по оздоровительной работе Сидельниковой Е.А. (40 учащихся). В апреле месяце приняли участие группы учителей и детей в городском конкурсе по восточным танцам «Жемчужина востока - 2009» при содействии администрации г. Набережные Челны и ДК «Родник», где заняли 2 и 4 места. В г. Казань 16 мая наша студия восточного танца «Архелия» приняли участие в Открытом Чемпионате РТ по восточному танцу «Чарующий восток», где более 400 танцоров из гг. Москва, Нижний Новгород, Самара, Киров, Ростов на-Дону, Зеленодольск, Набережные Челны и Альметьевск оспаривали первенство. Результат - 2 место. Под руководством Крутиковой Ю.В., преподавателя ДЮЦ №14, дети посещают хореографическую студию «Адажио». Являются лауреатами городских и Международных конкурсов, где занимаются в основном «трудные дети».
Восточные танцы, аэробика, хореография - это сильнейшая профилактическая и оздоровительная процедура - танцетерапия, не требующая больших материальных затрат. Важным направлением в оздоровительной работе является организация горячего питания в школе и питьевого режима. Питание в школе организовано с соблюдением требований Санитарных правил СП 2.4.2.1178-02. Все учащихся получают горячие завтраки. В школьной столовой организована круглогодичная дотация витаминов, постоянно имеются различные салаты, соки и фрукты.
По итогам городского и Республиканского конкурса наша школа является победителем конкурса «Лучшая школьная столовая по организации питания учащихся - 2008» (диплом и денежная премия 100 тысяч рублей).
Результатом большой работы явилось присвоение образовательному учреждению квалификационной характеристики «Школа содействующая здоровью серебряного уровня» (Приказ МО и М РТ № 824/09 от 01.04.09 г.) и участие в Республиканском конкурсе «Школа - территория здоровья», в котором школа была отмечена Дипломом II степени за II место и сертификатом на получение ноутбука.
Школьная стратегия содействия здоровью вовлекает другие учреждения города в оздоровительную деятельность, а также партнерские отношения:
- кураторство оздоровительной работы главным педиатром города Зотовым А.Н.;
- сотрудничество с кафедрой менеджмента в управлении ИНПО Казыльской Е.Б.;
- партнерские отношения с д/п № 5 (гл. врач Фархутдинова С.Э.);
- торговый дом «Алиса» поставляет бутылированную воду «Колодец хрустальный» для учащихся 1-11 классов;
- большая оздоровительная работа ведется Семейной клиникой «Танар», по программе «Здоровый ученик» и «Летний оздоровительной программы в пришкольных лагерях» под руководством главного врача Тановой Л.Ю., главного педиатра города Зотова А.Н.;
- плотная работа с ДЮЦ №14 (Елохина В. С.) по программе «Здоровый первоклассник»;
- Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма под руководством ректора, профессора, доктора педагогических наук, Кузнецова А.С.
Ведётся оздоровительный летний отдых детей в рамках оздоровительной программы «Образование и здоровье школьников» через оздоровительный пришкольный лагерь «Солнышко» и детский медицинский реабилитационный центр г. Евпатория, Крым, санаторий «Смарагдовый». В этом году планируется организация оздоровительного отдыха на базе санатория «Радуга». Опыт работы школы по этому направлению был представлен на августовской конференции работников образования - 2009.
3 ноября 2009 г. провели на базе школы городской семинар для врачей и фельдшеров города на базе общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ№38» при содействии Семейной клиники «ТАНАР».
13 ноября 2009 г. состоялся городской семинар для заместителей директоров по теме «Исследовательско-инновационные технологии в здоровьесбережении участников образовательного процесса» среди общеобразовательных учреждений.
3-4 декабря 2009 г. школа приняла участие в I Всероссийском форуме по теме «Здо-ровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» в г. Москва, где школе была дана высокая оценка: благодарственное письмо Оргкомитета общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования за участие в I Всероссийском конкурсе образовательных программ «За здоровье в образовании». Таким образом, в школе создана упорядоченная система оздоровительной работы в школе, отражающая целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции, позволяющие кардинально влиять на здо-ровьесберегающие процессы.
Мониторинг состояния здоровья учащихся по группам здоровья за последние три года показывает рост количества учащихся основной 1 группы на 2,1%. Увеличение числа учащихся 2 (подготовительной группы) на 9,9 %. Уменьшение числа учащихся III -IV группы здоровья (занимающихся в спецмедгруппах) на 12,2% (рис. 1).
Рис. 1. Мониторинг состояния здоровья учащихся по группам здоровья
с 2007 по 2009уч. годы
Реализация данной программы дает возможность педагогическому коллективу совместно с обучающимися и их родителями, опираясь на современные педагогические технологии, успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей -будущего здоровья нации.
Статья поступила в редакцию 14.06.2010 г.