Научная статья на тему 'Содержание и границы туристского кластера'

Содержание и границы туристского кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
919
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / TOURIST CLUSTER / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плужников Игорь Александрович

Данная статья посвящена процессу формирования и развития туристских кластеров как особой формы территориальной организации производства туристских продуктов в условиях рыночной экономики. В данном контексте кластер рассматривается как система, способная создать особую инновационную среду, благоприятствующую повышению конкурентоспособности и развитию региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND BORDERS OF TOURIST CLUSTER

This article is devoted to process of formation and development of tourist clusters as special form of the territorial organization of manufacture of tourist products in the conditions of market economy. In this context the cluster is considered as the system, capable to create the special innovative environment favoring to increase of competitiveness and development of region.

Текст научной работы на тему «Содержание и границы туристского кластера»

СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА1

И. А. ПЛУЖНИКОВ

Данная статья посвящена процессу формирования и развития туристских кластеров как особой формы территориальной организации производства туристских продуктов в условиях рыночной экономики. В данном контексте кластер рассматривается как система, способная создать особую инновационную среду, благоприятствующую повышению конкурентоспособности и развитию региона.

Ключевые слова: туристский кластер, конкурентоспособность, управление, регион.

Рыночные преобразования деформировали региональные экономические системы. Как показала практика, «естественный отбор» малоэффективен в современных условиях. Поэтому не случайно активизировались исследования, акцентирующие внимание на необходимости разработки интеграционных механизмов, как потенциальных факторов постиндустриального развития.

Конец XX в. ознаменовался для экономической мысли появлением новой дефиниции в теории территориальной организации производства -это «кластер». Понятие «кластер» (в пер. с англ. -скопление, пучок, рой), как особая форма территориальной организации производства в условиях рыночной экономики в последние время все шире входит в научный оборот в региональной экономике и экономической географии [4].

Существующие понятия «кластер» можно условно разделить на две группы: к первой отнесем авторов, которые уделяют большое внимание географической составляющей кластера, а ко второй - авторов, которые при определении «кластера» географическую составляющую считают малозначительной.

Впервые понятие кластер было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Он дает следующее определение кластеру: «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4]. Кроме того,

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.1587.2011

М. Портер подчеркивал, что «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [4].

Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих субъектов. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности. Географические масштабы кластеров могут варьироваться от одного города или области до страны или даже ряда соседствующих стран.

Достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах.

Д. Хааг определяет кластер как «индивидуальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу» [4].

Кроме того, категория «кластер» определяют и как взаимообусловленные отрасли промышленности, которые производят товары и услуги в регионе. Понятие «промышленный кластер»

представляет полную цепочку отраслей промышленности, начиная от поставщиков и заканчивая конечным продуктом, включая вспомогательные услуги и инфраструктуру. Предприятия в кластере географически сконцентрированы и связаны потоком товаров и услуг. Так С. И. Со-коленко под кластером понимает «территориальное объединение взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах соответствующего промышленного региона, направляющих свою деятельность на производство продукции мирового уровня» [1]. Он выделил детерминанты формирования кластеров:

- близость к рынкам;

- обеспечение специализированной рабочей силой;

- доступность специфических природных ресурсов;

- экономия за счет масштаба производства;

- низкая стоимость операции;

- возможность полного доступа к информации;

- возможность привлекать к сотрудничеству фирмы, дисперсно распределенные на территории региона.

По нашему мнению, особенностью такой трактовки является то, что границы кластера определяются промышленным регионом.

Вторая группа ученых считает территориальный фактор менее значимым. Так, по мнению В. М. Кутьина, кластер - это объединение регионов с похожим социально-экономическим положением [5]. В своем исследовании он классифицировал уже существующие регионы России и воссоздал карту регионов заново, разбив их на 7 кластеров с похожим экономическим положением. За основу классификации он выбрал такие показатели, как индекс промышленного производства, строительство жилья, продукция сельского хозяйства, оборот розничной торговли. В понимании В. М. Кутьина, кластеры не обладают географическим детерминизмом, что он объясняет, во-первых, слабостью подавляющего числа регионов России, а во-вторых, даже близко находящиеся на географической карте регионы настолько сильно отличаются ресурсным и людским потенциалами, что это не позволяет отнести их к одному экономическому кластеру.

Более того, А. Воронов, изучая данный вопрос, пришел к выводу, что «кластер» есть упорядоченная совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию [4].

Также отличным выглядит определение Р. Коха, который трактует понятие «кластеры» как

образующиеся внутри фирмы группы, куда входят работники различных функциональных профилей, работающие вместе на постоянной основе.

Обобщая, можно констатировать, что изначально под «кластером» понимались сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

Традиционно кластерный подход использовался применительно к промышленному производству. В индустрии туризма, так же как в других секторах сферы услуг, кластерные исследования практически отсутствуют. Между тем кластеры играю ключевую роль в формировании туристических центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности [2].

Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы путешествий и отдыха. Кроме того, ее отличает широта межотраслевых связей и фрагментарная структура [6]. Все это обусловливает особую важность в формировании и развитии туристских кластеров.

В рамках кластерного подхода разрабатывается, прежде всего, методология и инструментарий создания новых конкурентных преимуществ. Туристский кластер должен состоять из набора отраслей, создающих туристский продукт и условия для повышения его конкурентоспособности. При формировании и функционировании кластера необходимо учитывать решающие взаимосвязи, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность.

Необходимо отметить, что границы туристского кластера могут меняться: по мере появления новых предприятий и отраслей, с развитием и изменением местных организаций, с изменениями условий рынка, государственного регулирования [3].

Кроме того, туристский кластер можно исследовать на разных уровнях взаимодействия внутри него, выявляя при этом различные особенности. Определение туристского кластера может оказываться различным для различных туристских центров - в зависимости от местных условий.

Географические масштабы туристского кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны или даже ряда соседствующих стран [7]. Туристский кластер может принимать различные формы в зависимости от своей глуби-

ны и сложности и в большинстве случаев включает туристские предприятия, предприятия готового продукта; поставщиков факторов производ-

ства, а также сервисных услуг; финансовые институты; предприятия в сопутствующих отраслях и др. (рис. 1).

Мировые туристские центры

Г осударственная и региональная политика

Рынки предложения

Органы управления

туристским кластером Санатории, реабилитационные

клиники и др.

Туристские предприятия

Предприятия инфраструктуры

Развлекательные комплексы

Потребительская ценность туристских услуг

Объекты общественного питания

Объекты культурного и Г остиницы и иные средства

исторического наследия размещения

Рис. 1. Схема туристического кластера

Кроме того, в туристский кластер могут включаться предприятия, работающие с потребителями, каналами сбыта; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, инноваций и предоставляющие техническую поддержку, а также входить ассоциации туристских производителей и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.

Таким образом, кластеризация экономики региона может оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие. Вместе с тем, концепция туристского кластера представляет новый способ видения экономики страны, региона и города, а также указывает на новые роли предприятий, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности. Они основаны на новых взаимосвязях между участниками данного туристского кластера.

Литература

1. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионолистика. М., 2005.

2. Лапшин В. Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях рыночной трансформации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 6. С. 116-121.

3. Любимова Л. А. Интеграционные процессы в управлении предприятиями туристского и гостиничного бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

4. Плужников И. А. Реинжиниринг концепций территориально-производственного комплекса в современных условиях России: кластерный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 8 (88). С. 25-29.

5. Плужников И. А. Структура современного территориально-производственного комплекса // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 7 (87). С. 53-56.

6. Плужников И. А. Сфера услуг в контексте комплексного развития региональной экономики //

Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.

7. Тарасова О. Ю. Факторы и детерминанты формирования предпринимательской среды туристского бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. Вып. 2 (018). С. 96-103.

* * *

THE CONTENT AND BORDERS OF TOURIST CLUSTER

I. A. Pluzhnikov

This article is devoted to process of formation and development of tourist clusters as special form of the territorial organization of manufacture of tourist products in the conditions of market economy. In this context the cluster is considered as the system, capable to create the special innovative environment favoring to increase of competitiveness and development of region.

Key words: tourist cluster, competitiveness, management, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.