Научная статья на тему 'Содержание и формы проявления внутрипроизводственных экономических отношений'

Содержание и формы проявления внутрипроизводственных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / INTRAINDUSTRIAL ECONOMIC RELATIONS / THE ORGANIZATION / PRINCIPLES / COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровиков В. И., Родионова В. Н.

Рассматриваются содержание и принципы организации внутрипроизводственных экономических отношений, их роль в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAINTENANCE AND FORMS OF DISPLAY OF INTRAINDUSTRIAL ECONOMIC RELATIONS

The maintenance and principles of the organization of intraindustrial economic relations, their role in maintenance of quality of production and competitiveness of manufacture are considered

Текст научной работы на тему «Содержание и формы проявления внутрипроизводственных экономических отношений»

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В.И. Боровиков, д-р экон. наук, профессор,

В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассматриваются содержание и принципы организации внутрипроизводственных экономических отношений, их роль в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности производства

Известно, что объективной основой организации производства служат отношения, возникающие в сфере производства материальных благ на уровне низового звена промышленности - предприятия.

Отношениями организации производства являются: чисто технические отношения, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства; производственно-технические, социальные и экономические отношения, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса, а также отношения материальнопроизводственные, характеризующие взаимосвязанность вещественных, энергетических и информационных ресурсов предприятия [1].

Особую роль в современных условиях играют внутрипроизводственные экономические отношения. К числу таких отношений относятся взаимосвязи отдельных участников производственного процесса, регулируемые с использованием экономических ме-

Как видим, качество продукции начинается с организации производства и основывается на качестве рабочих процессов. Основные усилия сосредоточиваются на управлении производственным процессом. Проверка качества в ходе производства ведется на всех этапах производственного цикла, а ответственность за качество возлагается на самих изготовителей.

Обеспечение качества процессов и его постоянное улучшение создают необходимые предпосылки для дифференциации потребителей и усиливают приверженность торговой марке. Таким образом, предприятие по-

тодов и ориентирующие подразделения предприятия на безусловное выполнение требований потребителя по качеству и срокам выполнения заказов. Организация внутрипроизводственных отношений должна обеспечить качество производственных заказов на каждом из этапов его выполнения.

В современных условиях качество рассматривается как решающий фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия. Для российской промышленности проблема обеспечения качества имеет особую актуальность.

Понятие качества используется достаточно широко и допускает различные толкования. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое представление о том, что такое качество. Однако достижение отмеченной цели возможно на основе комплексного управления качеством и использования новых методов его обеспечения (таблица) [2].

лучает конкурентное преимущество, основанное на высоком качестве товара и его гарантии, которые представляют наряду с ценой главную ценность для потребителя.

В этом случае каждый, кто производит продукт или предоставляет услугу внутри предприятия, является поставщиком, а каждый, кто их получает, - внутренним потребителем - клиентом. Организация отношений «поставщик - потребитель» в системе всеобщего управления качеством показана на рисунке [3].Считается, что если работники предприятия не относятся друг к другу как к клиентам, то они не смо-

Качество как фактор обеспечения конкурентоспособности производства

Цель Критерии и особенности

Основа конкурентного преимущества Дифференциация продукции по требованиям к качеству Гарантия качества

Цель Стремление к совершенству Постоянное повышение качества рабочих процессов

Управление качеством Ответственность изготовителей за качество изделий Контроль процесса производства Наглядность результатов измерения качества Соблюдение требований к качеству Самостоятельное исправление ошибок Постоянное улучшение качества

Организация производства Изготовление продукции мелкими партиями Полное техническое обслуживание и планируемая недогрузка оборудования Организация кружков качества

гут воспринять стандарты качества внешних заказчи- ственного обслуживания своих потребителей. ков, и предприятие не сможет гарантировать каче-

Понимаю ли я запросы своего потребителя?

Что нужно для того, чтобы удовлетворить запросы потребителя?

Знает ли мой поставщик мои запросы?

>

г

<

Удовлетворен ли мой потребитель?

Знает ли мой поставщик, что я получаю?

Отношения «поставщик-потребитель» в системе всеобщего управления качеством

Анализ внутрипроизводственных связей позволяет говорить о трех формах проявления этих отношений: отношения взаимодействия, отношения координации и отношения воздействия.

Структурные отношения характеризуют координационное взаимодействие производственных звеньев на уровне предприятия или его подразделений. Такое взаимодействие осуществляется с помощью статических (иерархических и пространственных) и динамических связей. Статические связи обусловливают ту или иную организационную структуру. Динамические отношения реализуются в виде материальных, энергетических и информационных потоков, образуя временные структурные зависимости. Посредством системы статических и динамических связей устанавливается пространственная и временная структура процессов производства и достигается относительная устойчивость функционирования производственной системы. Синхронизация отдельных стадий требует выявления структурных взаимосвязей производственных звеньев и установления целесообразного соотношения между ними в пространстве и во времени путем рационализации производственной структуры, упрощения процесса управления ходом производства, согласования материальных и информационных потоков.

Отношения кооперации непосредственно связаны с процессами предметной специализации и разделения производства на отдельные стадии и виды работ. Кооперированные связи формируются между участками, включенными в процесс изготовления конкретного изделия. С помощью этих связей обеспечивается совместная деятельность групп работников, участвующих в едином процессе производства. Рациональная организация производственных процессов

предполагает определение потребности в продукции, изготовляемой на каждом из участков, уменьшение радиуса кооперирования, сбалансированности сроков поставки и потребления материалов.

Отношения воздействия применяются для ориентации деятельности промежуточных производственных звеньев в зависимости от целей и задач конечного звена. Такие отношения осуществляются посредством формирования соответствующей системы экономических взаимозависимостей и обратных связей с замыкающимся по технологической цепочке производственным звеном. При ориентации на требования потребителя изготовление и поставка продукции на всех стадиях производства должна осуществляться точно в соответствии с полученным заданием. Поэтому экономические отношения между отдельными звеньями строятся на сочетании оперативной самостоятельности в принятии хозяйственных решений, взаимной заинтересованности в согласованной работе и взаимной ответственности за нарушение единого ритма.

Практическое осуществление деятельности по организации внутрихозяйственных экономических отношений предполагает учет ряда принципиальных положений, вытекающих из содержания характера организационных и экономических взаимосвязей подразделений в процессе выполнения поступающих заказов на изготовление изделий. На наш взгляд, основными из них являются соподчиненность производственных ритмов, оптимальное равенство производственных возможностей, экономическая ответственность за нарушение установленного ритма.

Подчинение ритмов отдельных подразделений ритму работы конечного звена осуществляется на основе системы обратных связей: предшествую-

щий ^-последующий технологический участок. С помощью обратной связи производственные звенья информируются о фактическом отборе деталей и узлов на каждую последующую операцию и получают задание на изготовление необходимого количества деталей взамен израсходованным. Таким образом, достигается согласование во времени и ориентация работы производственных звеньев на конечные результаты.

Принцип равенства производственных возможностей предполагает необходимость сопоставления ресурсов, потребных для выполнения плановых заданий на каждой из стадий производственного цикла и их постоянного регулирования. Реализация данного принципа требует установления определенного соотношения производственных мощностей; загрузки оборудования и времени поставки деталей для обработки на этом оборудовании; потребного фонда рабочего времени с фактически имеющимся; трудоемкости изготовления комплекта деталей на одну машину и ритма выпуска машины и др.

Принцип экономической ответственности за нарушение единого ритма призван создать необходимые экономические условия для обеспечения согласованной работы всех производственных звеньев.

Необходимость использования данного принципа обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, производственное звено - потребитель продукции не должно нести убытки из-за нарушения графика и качества работы подразделения-поставщика. Во-вторых, возмещение убытка за счет звена, нарушающего производственную дисциплину, заставляет его более внимательно относиться к установленному плановому заданию. Основными формами проявления такой ответственности являются: материальные обязательства за невыполнение плановых заданий по срокам, качеству и ассортименту полученных заказов, за отклонения в обеспечении производственного процесса трудовыми, материальными и энергетическими ресурсами; безусловное выполнение каждым производственным звеном своих обязательств: непоставленные изделия подлежат поставке, невыполненные в срок работы подлежат выполнению по требованию заказчика. Реализация отмеченных принципов предполагает установление для каждого подразделения пределов его экономической ответственности и порядка регулирования экономических взаимоотношений.

Литература

1. Организация производства и управление предприятием / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков. М.: Инфра-М, 2010.

2. Конкурентоспособность производства: проблемы и пути решения / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец. Воронеж: ВГТУ, 2004.

3. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегия и технологии, применяемые людьми в самых успешных компаниях (TQM). -СПб: «Виктория плюс», 2002.

Э 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: внутрипроизводственные экономические отношения, организация, принципы, конкурентоспособность предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.