Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная идентичность / гендерная схема / внутригендерная и межгендерная типизация

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассмотрены содержание феномена гендерной идентичности. Гендерная идентичность это термин, используемый для обозначения внутренней идентификации человека с тем, чтобы быть мужчиной или женщиной. Представляется возможным выделить несколько аспектов в конструировании гендерной идентичности, гендерная идентичность и самовосприятие специфических гендернотипических атрибутов являются отдельными конструктами и поэтому требуют изучения. В статье осуществлен анализ различных аспектов гендерной идентичности. Учитывая разнообразие детей по темпераментам, интересам, способностям, возможностям, подход, где гендерная идентичность одинакова для всех, скорее всего, не будет реалистичным. Возможность реализовывать собственные потребности в случае их сильной гендерной типизированности более оправдано, если дети учатся уважать каждый гендерный коллектив, а также гендерную индивидуальность каждого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the dynamics and content of the phenomenon of gender identity. Gender identity is a term used to refer to a person's internal identification with being male or female. Unlike gender or gender identity, gender identity focuses on self-image. It seems possible to single out several aspects in the construction of gender identity; gender identity and selfperception of specific gender-typical attributes are separate constructs and therefore require study. The article analyzes various aspects of gender identity. Given the diversity of children in terms of temperaments, interests, abilities, opportunities, an approach where gender identity is the same for all is likely not to be realistic and desirable. Allowing children to pursue their own interests even if they are heavily gender-typed Is probably more justified if children learn to respect each gender collective, as well as the diversity within each collective in the gender-typed characteristics of its members.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

тревогами и страхами; с беспокойством и навязчивыми мыслями; с нарушениями сна и ночными кошмарами. Также программы направлены на повышение ресурсности и улучшение эмоциональной регуляции; на стрессоустойчивость и преодоление депрессивных состояний.

Выводы. Таким образом, нами рассмотрены психологические ресурсы процесса адаптации. Понятие «адаптация» рассматривается как совокупность изменений, которые произошли в жизнедеятельности человека, и, которые обуславливают необходимость ее приспособления к новой социальной среде, к новым условиям жизнедеятельности. По результатам анализа исследований выявлено, что от уровня осознанности психологических ресурсов зависит процесс адаптации личности к сложным социальным условиям. Выделены два подхода адаптации и интеграции: социокультурный -адаптация рассматривается как преодоление культурного шока; ресурсный - получение и осознание ресурсов для успешности процесса адаптации.

Итак, понятие адаптации в психологии рассматривается как процесс и состояние приспособления к изменениям во внешних социальных условиях и обстоятельствах, внутренних качествах и чертах адаптанта (биологических, социально-психологических, статусно-ролевых), которые происходят благодаря изменениям как социальных стереотипов поведения, ценностей, так и способов информационно-интерпритационного отображения (конструирование, реконструирование) реальности сознанием личности.

Литература:

1. Александров, И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И.А. Александров // Молодой ученый. - 2018. -№ 22 (208). - С. 283-285

2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 144 с.

3. Дереча, В.А. Социальная психология / В.А. Дереча. - М.: Юрайт. - 2020. - 182 с.

4. Дениско, Л.С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии / Л.С. Дениско // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (351). -С. 171-173

5. Китова, Д.А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2. -С. 4-12

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В2т.Т. 1/ А.Н. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова [и др.]; сост.: А.Г. Асмолов, М.П. Леонтьева. - Москва: Педагогика, 1983. - 392 с.

7. Лепшокова, A.A. Психологические особенности эмоционального интеллекта и его роль в различных сферах жизнедеятельности человека / A.A. Лепшокова, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Сборник научных трудов / отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2019. - С. 89-93

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М., 1969. - 612 с.

9. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Юрайт, 2019. - 246 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.

11. Салпагарова, Ф.И. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте / Ф.И. Салпагарова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. -2018. -№ 5.-С. 51-58

12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва, 2012. - 420 с.

13. Семенова, Ф.О. Социально-психологические особенности взаимосвязи социокультурного пространства и процесса профессионализации личности / Ф.О. Семенова, Ж.Б. Дотдуева // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 5. -С. 221-228

14. Семенова, Ф.О. Социально-психологическая служба, социально-психологическая поддержка учащихся и психологическое сопровождение в школе / Ф.О. Семенова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2020 года. - Москва: ООО "Парнас", 2020. - С. 277-282

15. Чернова, Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. - М.: Юрайт. - 2019. - 188 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены содержание феномена тендерной идентичности. Тендерная идентичность - это термин, используемый для обозначения внутренней идентификации человека с тем, чтобы быть мужчиной или женщиной. Представляется возможным выделить несколько аспектов в конструировании тендерной идентичности, тендерная идентичность и самовосприятие специфических гендернотипических атрибутов являются отдельными конструктами и поэтому требуют изучения. В статье осуществлен анализ различных аспектов тендерной идентичности. Учитывая разнообразие детей по темпераментам, интересам, способностям, возможностям, подход, где тендерная идентичность одинакова для всех, скорее всего, не будет реалистичным. Возможность реализовывать собственные потребности в случае их сильной тендерной типизированности более оправдано, если дети учатся уважать каждый тендерный коллектив, а также тендерную индивидуальность каждого коллектива.

Ключевые слова тендерная идентичность, тендерная схема, внутригендерная и межгендерная типизация. Annotation. The article considers the dynamics and content of the phenomenon of gender identity. Gender identity is a term used to refer to a person's internal identification with being male or female. Unlike gender or gender identity, gender identity focuses on self-image. It seems possible to single out several aspects in the construction of gender identity; gender identity and self-perception of specific gender-typical attributes are separate constructs and therefore require study. The article analyzes various aspects of gender identity. Given the diversity of children in terms of temperaments, interests, abilities, opportunities, an approach where gender identity is the same for all is likely not to be realistic and desirable. Allowing children to pursue their own interests -even if they are heavily gender-typed - Is probably more justified if children learn to respect each gender collective, as well as the diversity within each collective in the gender-typed characteristics of its members.

Key words: gender identity, gender schema, intragender and intergender typifieation.

Введение. Тендерная идентичность - это термин, используемый для обозначения внутренней идентификации человека с тем, чтобы быть мужчиной или женщиной. В отличие от половой или полоролевой идентичности, тендерная идентичность сосредоточена на представлении о себе, а не на влечении к другим. Однако в литературе ее часто отождествляют с полоролевой идентичностью, тендерная идентичность представляет собой отдельную конструкцию. Тендерная идентичность включает в себя нечто большее, чем знание, она включает в себя внутреннее знание и внешнее выражение представлений человека о своем поле. Преобладающее мнение заключалось в том, что тендерная идентичность находится внутри человека, хотя более поздние взгляды оспаривают это предположение, утверждая, что тендерная идентичность создается в контексте взаимодействий, социальных структур и культурных ожиданий.

Исследования тендерной идентичности также были сосредоточены на последствиях развития тендерной идентичности, которая согласуется с генетическим полом человека или отличается от него. Преобладало мнение, что у типичных детей процесс развития ощущения себя девочкой или мальчиком проходит три этапа. Во-первых, примерно в возрасте 2-3 лет дети учатся обозначать себя и других по признаку пола. Во-вторых, 3-4-летние дети начинают понимать стабильность пола с течением времени. В-третьих, к 4-5 годам дети осознают, что пол - это постоянный аспект личности, который не меняется в зависимости от ситуации. По мере того, как у детей развивается чувство половой идентичности, они часто проявляют повышенное внимание к лицам своего пола и мотивированы быть похожими на представителей своего пола. У очень небольшой группы детей, около 2-5%, развивается чувство тендерной идентичности, не соответствующее их биологическому полу. Эти дети, отмеченные как имеющие расстройство тендерной идентичности, выражают дискомфорт по отношению к своему полу, хотят быть представителями другого пола и ведут себя типично для другого пола.

Изложение основного материала статьи. Мнение о том, что тендерная идентичность (а также другие коллективные идентичности, например, этническая идентичность) является многомерной, в настоящее время общепризнано. Представляется возможным выделить несколько компонентов в конструировании тендерной идентичности. Тендерная идентичность и самовосприятие специфических гендернотипических атрибутов являются отдельными конструктами и поэтому требуют изучения. Большая часть исследований придерживается мнения о том, что давление на тендерную дифференциацию отражает мотивацию детей избегать кроссгендерного поведения, то есть поведения которое осуждается окружающими, как несвойственного представителям того или иного биологического пола. Оно измеряется как ожидание детьми негативных последствий (например, насмешек, критики, стыда) со стороны родителей, сверстников и самого себя за «несоответствующее» поведение. Рассмотрим компоненты тендерной идентичности.

Тендерная схема - предрасположенность воспринимать мир через призму тендера, рассматривать тендеры как полярные противоположности, классифицировать варианты поведения с точки зрения тендерной уместности, а также принимать стереотипные атрибуты своего пола и избегать атрибутов другого пола. Сандра Бем считала, что такая схема развивается у людей, которые усваивают социальные санкции против кросс-гендерного поведения, и считала это вредным, поскольку может привести к тому, что люди будут исключать потенциально удовлетворяющие кросс-гендерные варианты. Сандра Бем не разработала прямого измерения этой схемы, но она полагала, что ее можно вывести из модели тендерной идентичности, характеризующейся высокой типичностью для своего пола и низкой типичностью для другого пола. Дети с этим паттерном тендерной идентичности действительно сообщают о более высоком давлении на тендерную дифференциацию, чем дети с другими комбинациями по двум показателям ощущаемой типичности. Чтобы оценить ощущаемое давление в отношении тендерного соответствия, его следует измерять напрямую и отдельно от других аспектов тендерной идентичности.

Межгрупповая предвзятость - это склонность видеть собственный пол (свою группа) более благоприятным, чем другой (например, как более дружелюбный и умный, менее скучный и ленивый). Этот компонент включает тенденции преувеличивать различия между полами и гомогенизировать другой пол. Иногда это коррелирует на уровне тенденции с тендерной удовлетворенностью и ощущаемым давлением тендерного соответствия.

Тендерная центральность - это феномен, когда ребенок привязывается к полу как к аспекту своей идентичности. Чтобы измерить это, детей можно попросить оценить важность того, чтобы быть девочкой или мальчиком, по сравнению с другими их идентичностями (например, школьник, спортсмен, сын/дочь). Это не связано с другими показателями тендерной идентичности для девочек, но для мальчиков умеренно отрицательно коррелирует с ощущением типичности другого пола и умеренно положительно коррелирует с тендерной удовлетворенностью, а также с ощущаемым давлением для тендерного соответствия.

Тендерная самокатегоризация относится к обозначению себя как мальчика или девочки. Для большинства детей это влечет за собой простое бинарное решение, соответствующее их анатомии. Это самая ранняя развивающаяся форма тендерной идентичности, которую иногда называют базовая тендерная идентичность. Почти все дети правильно называют себя к 3 годам, а к 6 годам большинство из них «сохраняют» пол или осознают, что их пол остается неизменным, несмотря на поверхностные изменения в одежде, длине волос и т.д. Поскольку этот аспект тендерной идентичности обычно полностью развивается к 6 годам, его редко изучают после этого возраста. Остальные параметры тендерной идентичности фиксируют индивидуальные различия среди детей данного пола, изучаются среди детей старшего возраста и находятся в центре внимания нашего обзора.

Возможность осозновать однополую типичность и чувствовать себя типичным представителем другого пола является одним из компонентов тендерной идентичности. Качество ощущаемой типичности своего пола и ощущаемая типичность другого пола относятся, соответственно, к воспринимаемому детьми сходству со сверстниками своего пола и со сверстниками другого пола. Исторически эти два аспекта тендерной идентичности считались полярно противоположными (т.е. как отрицательно коррелированные), но аргументы Бем (1981), Спенса, Хельмрейха вдохновили исследователей на другую их оценку. Это позволило оценить новые гипотезы, такие как предположение Бем в то, что восприятие себя как похожего на оба пола (психологическая андрогинность) более здорово, чем восприятие себя как похожего только на одного. Предыдущие исследователи предполагали, что более сильное отождествление со своим полом (и, следовательно, меньше - с другим) было более эффективно. Чтобы оценить ощущаемую детьми типичность своего пола или их ощущаемую типичность другого пола, дети оценивают свое сходство со сверстниками того же или другого пола по нескольким параметрам (например, личность, интересы, компетенции), а также по общему сходству. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, дети различаются по своим представлениям о типичных мужчинах и женщинах, и некоторые дети могут не воспринимать эти личностные черты (или другие данные исследователя), примеры женской и мужской типичности) в соответствии с их тендерной типичностью (Egan & Perry, 2001; Spence & Hall, 1996). Во-вторых, потому что атрибуты пола детей в одной области (например, черты личности) слабо коррелируют с их атрибутами пола в других областях (например, предпочтения в деятельности, опасно делать выводы об ощущаемой тендерной типичности на основе самовосприятия в какой-либо одной области).

Тендерная фрустрация проявляется в переживании чувства несправедливости и тревоги из-за того, что определенные действия запрещены, потому что они считаются (самим или другими) более подходящими для другого пола, чем для своего собственного. Такое разочарование, как правило, сильнее проявляется у детей, которые могут испытывать некоторую степень кросс-гендерной идентичности, то есть у детей с низким уровнем ощущения типичности своего пола, высоким уровнем типичности другого пола или низкой тендерной удовлетворенностью. Эти меры касаются сознательно доступных (эксплицитных) аспектов тендерной идентичности. Были предприняты некоторые попытки оценить бессознательную (имплицитную) тендерную идентичность детей, но такая работа является новой и ограниченной. Таким образом, рассмотрение проблем тендерной идентичности фокусируется на явных аспектах тендерной идентичности детей.

На детскую тендерную идентичность влияет непосредственные условия развития и формирования ребенка (например, если ребенок единственная девочка/мальчик в большой группе противоположного пола, могут дразнить за тендерное несоответствие. Такие временные влияния не являются основным предметом обзора, хотя предполагается, что на то, как дети справляются с такими временными колебаниями своей тендерной идентичности, могут влиять более стабильные компоненты их тендерной идентичности. Биологический пол как самовосприятие определенного атрибута тендерного типа, который может быть результатом или способствовать одной или нескольким формам тендерной идентичности (например, тендерная удовлетворенность).

Тендерная идентичность относится к самооценке когнитивных конструкций, а не к объективным оценкам тендерных качеств детей. Тендерная идентичность ребенка отличается от его тендерных стереотипов. Тендерные стереотипы - это представления о различиях полов, тендерные стереотипы могут выступать компонентами тендерной идентичности. Представляется возможным разделить аспекты тендерной идентичности на две категории - те, которые основаны на восприятии детьми различий между полами, и те, которые основаны на восприятии детьми различий между детьми данного пола. Их можно назвать, соответственно, между полами и внутригендерный формы тендерной идентичности. Три формы тендерной идентичности основаны на восприятии детьми различий между полами: тендерная удовлетворенность, ощущение необходимости тендерной дифференциации и межгрупповая предвзятость. Эти межгендерные формы тендерной идентичности проявляются уже в дошкольном возрасте и могут быть результатом отмеченных ранее межгрупповых когниций (преувеличение различий между полами, предпочтительное отношение к своей группе, обесценивание и гомогенизация чужой группы). Эти познания и формы идентичности, которые они вызывают, являются довольно нормативными для дошкольников и могут выполнять эволюционную функцию, ориентируя детей на однополую группу сверстников как на коллектив, по образцу которого они должны строиться. Так, они могут способствовать выраженной половой сегрегации, которая характеризует детские социальные группы в течение следующего десятилетия и облегчает приобретение ими гендернотипического поведения. Межгрупповая предвзятость и ощущаемое давление в пользу тендерной дифференциации имеют тенденцию к снижению в течение школьных лет. Однако тендерная удовлетворенность, как правило, остается высокой. Все три межгендерные формы тендерной идентичности могут иметь общие корни в межгрупповом познании и выполнять сходные функции, другие факторы также способствуют развитию каждой из них. В результате у разных детей развиваются разные модели этих форм тендерной идентичности, что приводит к слабым корреляциям между ними. Чувство типичности своего пола и ощущение типичности другого пола основаны на восприятии детьми различий между детьми данного пола и, таким образом, могут рассматриваться как внутригендерные формы тендерной идентичности. Дошкольники иногда оценивают (и комментируют) свое сходство с людьми определенного пола, возможно, замечая очевидную общность, но, вероятно, только когда дети переходят в школьные годы, у них появляются когнитивные способности (например, социальное сравнение, сравнение с прототипом), необходимые для оценки их общего сходства с тендерным коллективом. Ощущение типичности своего пола имеет тенденцию к увеличению в предподростковом возрасте, но ощущение типичности другого пола не имеет четкой возрастной тенденции. Таким образом, в первые годы начальной школы доя большинства детей развитие тендерной идентичности включает перебалансировку их профиля тендерной идентичности - отказ от незрелых межгендерных форм тендерной идентичности (особенно чувствуется давление тендерной дифференциации и межгрупповых предубеждений) и добавление способности сформулировать внутригендерные формы тендерной идентичности. Тем не менее, в школьные годы существуют значительные индивидуальные различия между детьми каждого пола по всем параметрам тендерной идентичности.

Существует множество путей к тендерной неудовлетворенности (как и к другим формам тендерной идентичности). Подобно тендерной удовлетворенности, чувство тендерного соответствия сильнее проявляется у мальчиков, чем у девочек (Egan & Perry, 2001). Это может отражать большую стигму в отношении гендерно-атипичного поведения мальчиков, но ни одно исследование не оценивало реальное давление, которое испытывают дети (со стороны родителей, сверстников, средств массовой информации и т.д.), и не связывало его с ощущаемым детьми давлением за тендерное соответствие. Краеугольным камнем нескольких теорий является то, что дети, которые испытывают сильное социальное давление в отношении тендерного соответствия, в конечном итоге усваивают предписывающие и запрещающие сообщения и соответственно саморегулируются. Однако с течением времени дети все больше напоминают уровень ощущаемого давления своих друзей. Ненадежная материнская привязанность (избегающая или тревожная) связана с ощущаемым давлением тендерной дифференциации как у девочек, так и у мальчиков. Более того, для мальчиков тревожный стиль общения с близкими друзьями предсказывает усиление давления с течением времени на тендерное соответствие (Jackson, 2013). Другие источники неуверенности также способствуют ощущению давления. Виктимизация со стороны сверстников, трудности интернализации и низкая самоэффективность в стремлении к доминированию или в спорте - все это предвещает усиление ощущаемого давления в отношении тендерной дифференциации (Jackson, 2013; Yunger, Carver, & Perry, 2004). Заслуживают внимания три объяснения вклада незащищенности в ощущаемое давление в отношении тендерного соответствия.

1. Тендерная удовлетворенность. Большинство детей довольны своим полом при рождении, но некоторые выражают недовольство. Это чаще встречается у девочек (Aitken et al., 2015). Причины большего недовольства женщин неясны, но могут включать более высокий статус и другие преимущества, которыми пользуются мужчины, а также большее нежелание мальчиков признавать тендерное недовольство. Для мальчиков кросссексуальные интересы, как правило, подрывают популярность среди сверстников и провоцируют виктимизацию; для девочек кросс-гендерные интересы с большей вероятностью повысят популярность (Braun & Davidson, 2017; Pauletti, Cooper, & Perry, 2014). Тендерная удовлетворенность может быть подорвана желанием обладать одним или несколькими кросс-гендерными атрибутами, особенно если они воспринимаются как запретные для своего пола. Такие требования другого пола могут включать личностные черты, интересы деятельности, невербальные стилистические атрибуты, предпочтения товарищей по играм, стили отношений, физические атрибуты и другие качества. Дети, недовольные тендером, часто имеют кросс-гендерные интересы и черты (Egan, & Perry, 2004; Egan & Perry, 2001; Hines, 2015; Menon, 2006).

2. Надежность привязанности - вера ребенка в то, что родитель (или друг) готов помочь, если это необходимо для облегчения стресса или поддержки исследования, - связана с тендерной удовлетворенностью. Надежность привязанности — это когнитивный и эмоциональный ресурс, который помогает детям не только справляться со стрессом, но и развивать

самооценку, уверенность в себе и общие отношения с соответствующими возрасту партнерами по взаимодействию (например, сверстниками того же пола; Sroufe & Fleeson, 1986). Ненадежная привязанность (например, избегание близости или боязнь быть отвергнутой) связана с тендерной неудовлетворенностью, особенно если привязанность носит гендерно-атипичный характер (избегающая у девочек, тревожная у мальчиков. Данные исследователи полагают, что ненадежность привязанности, в первую очередь к матери, побуждает детей, которые видят в себе ярко выраженный кроссгендерный атрибут, делать вывод, что иногендерная идентичность им подходит больше, чем однополая.

3. Когнитивная негибкость также может способствовать тендерной неудовлетворенности. Ригидность мышления является характеристикой аутичных детей, а аутичные дети демонстрируют повышенный уровень тендерной дисфории. Во-первых, поскольку стресс и незащищенность задерживают нормативные переходы в развитии, они могут блокировать развитие детей или заставлять их регрессировать к примитивным способам мышления, которые поощряют ощущаемое давление для тендерного соответствия. Во-вторых, незащищенность порождает мотивы избегания, основанные на страхе, а не мотивы подхода, основанные на вознаграждении (Higgins, 2012), а страх наказания за поведение другого пола представляет собой мотив избегания.

Выводы. Учитывая разнообразие детей по темпераментам, интересам, способностям, возможностям и т. д., подход тендерная идентичность к тендерной идентичности вряд ли будет реалистичным или желательным. Разрешение детям преследовать свои собственные интересы - даже если они сильно гендерно типизированы - вероятно, более оправдано, если дети учатся уважать каждый тендерный коллектив, а также разнообразие внутри каждого коллектива

Литература:

1. Бем, С. Линзы тендера / С. Бем. https://docs.google.eom/gview7urHhttps://www.phantastike.com/social_psychology/linzy_gendera/doc/

2. Клецина, И.С. Тендерная психология / И.С. Клецина. https://bookap.info/genpsy/avtorov_gendernaya_psihologiya_2009/gl7.shtm (дата обращения: 01.06.2023)

3. Корнеева, Т.Н. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования тендерной идентичности младших школьников / Т.Н. Корнеева, А.И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №1. - https://elibrary.ru/item.asp?edn=todbxt (дата обращения: 01.06.2023)

4. Лапкина, Б.В. Психологическая защита и совладание человека в разные периоды взрослости / Б.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №3. - https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-zaschita-i-sovladanie-cheloveka-v-raznye-periody-vzroslosti (дата обращения: 01.06.2023)

Психология

УДК 37.015.311

старший преподаватель Кузьмина Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье обоснована необходимость исследования влияния искусства на развитие эмоциональной сферы личности обучающегося, а также потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения. Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей развития эмоциональной сферы обучающегося как субъекта образовательной среды, а также выявлении уровня его эмоционального развития и ведущей эмоциональной направленности, влияющих на развитие личностных качеств (эмоциональность, отзывчивость, восприимчивость, эмпатию, доброжелательность, чуткость, воображение, речь т.д.), раскрытии художественно-творческих навыков и развитии креативного мышления. Материалом исследования послужили эмпирические данные, полученные от 275 обучающихся среднего школьного возраста, и исходные данные их эмоциональных характеристик, позволяющих составить общее представление об уровне развития их эмоциональной сферы при прочтении и восприятии ими произведений искусства. Различия исходного уровня эмоционального развития обучающихся оценивались по показателю удовлетворительно/неудовлетворительно, что позволило составить общую характеристику полученных результатов. Таким образом, практическая значимость результатов проведенного исследования, подтверждает гипотезу о предположении, что специально подобранный комплекс методик позволяет выявить исходное состояние уровня эмоционального развития обучающегося. Беря во внимание исследуемые показатели, обоснована потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося, средствами приобщения его различными видами искусства, что будет способствовать раскрытию творческий потенциала, формированию художественно-эстетического восприятия, а также развитию способности эмоционального сопереживания и социальном становлении в обществе как полноценной личности, способной адекватно реагировать на изменения различных факторов внешней среды.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, искусство, личность, художественно-творческое воображение, творческий потенциал, восприимчивость, креативное мышление.

Annotation. The article substantiates the need to study the influence of art on the development of the emotional sphere of the student's personality, as well as the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support. The purpose of the study is to study the psychological features of the development of the emotional sphere of the student as a subject of the educational environment, as well as to identify the level of his emotional development and the leading emotional orientation that affect the development of personal qualities (emotionality, responsiveness, receptivity, empathy, benevolence, sensitivity, imagination, speech, etc.), the disclosure of artistic and creative skills and the development of creative thinking. The research material was empirical data obtained from 275 students of secondary school age, and the initial data of their emotional characteristics, which allow us to get a general idea of the level of development of their emotional sphere when reading and perceiving works of art. Differences in the initial level of emotional development of students were assessed by the indicator satisfactory/unsatisfactory, which allowed us to make a general description of the results obtained. Thus, the practical significance of the results of the study confirms the hypothesis that a specially selected set of techniques allows you to identify the initial state of the level of emotional development of the student. Taking into account the studied indicators, the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support of the student, by means of introducing him to various types of art, which will contribute to the disclosure of creative potential, the formation of artistic and aesthetic perception, as well as the development of the ability of emotional empathy and social formation in society as a full-fledged personality capable of adequately responding to changes in various external factors, is substantiated Wednesday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.