Научная статья на тему 'Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития'

Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ / INFORMATIVE LINES / КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ / CONSTRUCTING OF EDUCATIONAL SITUATIONS / БИОСФЕРОСОВМЕСТИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / PRINCIPLES OF ACTIVITIES OF THE PERSON BASED ON COMPATIBILITY WITH BIOSPHERE / ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ / INTEGRATION OF THE MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF THE NATURE / ОБЩЕСТВЕ / SOCIETY / ЭКОНОМИКЕ / ECONOMY / СИСТЕМНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / SYSTEMACITY OF ECOLOGICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргунова Марина Вячеславовна

Цель исследования -разработка подходов к конструированию нового учебного содержания экологического образования для устойчивого развития, которое эволюционирует от предметно-центрированной естественнонаучной к социально-проблемной модели. Задача исследования -определение основных содержательных линий, включающих научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития (то есть новое учебное наполнение) с опорой на традиционные предметные знания, необходимые для объяснения и поиска содействия решению жизненно важных экологических проблем. В ходе исследования определены ключевые идеи в содержании экологического образования в интересах устойчивого развития: идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономика и политика в области охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Content of Ecological Education in the Interests of the Sustainable Development

The research objective is the development of approaches to constructing the new educational content of ecological education for a sustainable development which evolves from a subject-centered natural-science model to social and problem one. The research problem is the determination of the basic informative lines including the scientific knowledge of the nature, society and economy based on integration of natural-science, humanitarian, technical disciplines and ideas of a sustainable development (i.e. new educational filling), relying on the traditional subject knowledge necessary for explanation and search for assistance to the solution of the vital environmental problems. During the research the key ideas in the maintenance of ecological education and sustainable development were defined: ideas of a sustainable development of a civilization; conditions of steady existence of life and development of humanity; the main types of ecosystems and their functioning; natural resources and life support systems; economy and policy in the field of environmental protection.

Текст научной работы на тему «Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития»

1УДК 574 ББК 20.1

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

М. В. Аргунова

Цель исследования - разработка подходов к конструированию нового учебного содержания экологического образования для устойчивого развития, которое эволюционирует от предметно-центрированной естественнонаучной к социально-проблемной модели. Задача исследования -определение основных содержательных линий, включающих научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития (то есть новое учебное наполнение) с опорой на традиционные предметные знания, необходимые для объяснения и поиска содействия решению жизненно важных экологических проблем. В ходе исследования определены ключевые идеи в содержании экологического образования в интересах устойчивого развития: идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономика и политика в области охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития; содержательные линии; конструирование учебных ситуаций; биосферосовместимые принципы деятельности человека; интеграция современных научных знаний о природе, обществе, экономике; системность экологических знаний.

THE CONTENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE INTERESTS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

M. V. Argunova

The research objective is the development of approaches to constructing the new educational content of ecological education for a sustainable development which evolves from a subject-centered natural-science model to social and problem one. The research problem is the determination of the basic informative lines including the scientific knowledge of the nature, society and economy based on integration of natural-science, humanitarian, technical disciplines and ideas of a sustainable development (i.e. new educational filling), relying on the traditional subject knowledge necessary for explanation and search for assistance to the solution of the vital environmental problems. During the research the key ideas in the maintenance of ecological education and sustainable development were defined: ideas of a sustainable development of a civilization; conditions of steady existence of life and development of humanity; the main types of ecosystems and their functioning; natural resources and life support systems; economy and policy in the field of environmental protection.

Keywords: ecological education for a sustainable development; informative lines; constructing of educational situations; principles of activities of the person based on compatibility with biosphere; integration of the modern scientific knowledge of the nature, society, economy; systemacity of ecological knowledge.

Современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития. Содержание эволюционирует от предметно-центрированной естественнонаучной к социально

проблемной модели, от объяснения экологических проблем - к моделированию и управлению экологическими ситуациями в интересах сбалансированного, биосферосовместимого развития общества, конструированию учебных ситуаций, в которых каждый ученик может уви-

деть возможность личного участия в решении экологических проблем (снижении экологических рисков). При всей очевидности, неизбежности и общественной значимости перехода школьного экологического образования на качественно новый уровень задача разработки его методологических и научно-методических оснований представляется сложной, и не только педагогической, но и философской, психологической, социальной проблемой [1].

Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Аксиологическое содержание экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) основано на био-сферосовместимых принципах деятельности человека (сохранение механизмов самовосстановления биосферы, рациональное ресурсопотребление, совершенствование систем жизнеобеспечения), заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира, детерминирует изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы.

Основными концептуальными положениями ЭОУР являются: идеи устойчивого развития, ориентация на личность учащегося (удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, возможность самореализации и развития), формирование ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической), необходимых для жизни в современном обществе.

Надпредметное содержание включает научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития. Эколого-гума-нистический подход как теоретическая осно-

ва надпредметного направления ЭОУР основан на интеграции личностно-ориентирован-ного, компетентностного и системно-деятель-ностного подходов и способствует личностному росту и развитию учащихся на основе экологически ориентированных ценностей в условиях учебной и социально значимой деятельности по выявлению и поиску решения социально-экологических проблем.

Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития мы понимаем опережающее образование, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро меняющейся социоприродной среде. Цель ЭОУР при этом определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических ограничений экономического развития и необходимости адаптации к этим ограничениям. Задачами ЭОУР являются: формирование надпредмет-ных знаний, умений и навыков (ключевых образовательных компетентностей) на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и качества жизни.

При этом можно выделить следующие особенности ЭОУР:

• опережающий характер (направленность на предотвращение социально-экологических проблем);

• интегративность (объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания из существующего);

• надпредметность (конструирование нового учебного содержания, построенного на интеграции современных научных знаний о природе, обществе, экономике и идеях устойчивого развития);

• создание условий для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, основанных на осознанном ограничении потребностей и биосферосовместимых принципах деятельности человека;

• преемственность новых целей и задач с предшествующими в экологическом образовании.

Опережающий характер ЭОУР связан с направленностью в будущее, с формированием готовности жить в малопредсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в которых предстоит жить и трудиться современным школьникам. Как будут реагировать природные и социоприродные системы на различное по силе и широте охвата вмешательство человека, предсказать крайне трудно. Открытие экологических закономерностей и законов допустимого преобразования биосферы - дело будущего, а принимать решения и действовать без права на ошибку (по принципу предосторожности) надо уже сейчас, когда еще не хватает научных знаний в ситуации неопределенности и непредсказуемости.

Как новое надпредметное направление ЭОУР охватывает широкий комплекс не только общекультурных, общеобразовательных, но и мировоззренческих проблем, способствуя формированию ключевых образовательных компетентностей, которые обеспечивают целостность общекультурного, личностного развития и саморазвития личности, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Ни один школьный предмет, ни одна из действующих в школе предметных областей знания в своем содержании не осуществляет конструирования нового учебного содержания, построенного на интеграции современных научных знаний о природе, обществе, экономике и идеях устойчивого развития. В то же время ЭОУР опирается на традиционные предметные знания, необходимые для объяснения и поиска содействия решению жизненно важных экологических проблем.

Экологическое образование реализуется у нас в стране главным образом в форме кратких разделов и отдельных тем. Раздробленное и плохо взаимосвязанное преподавание экологии не способно сформировать у школьников целостного представления о месте человечества в биосфере, о взаимной связи абиотиче-

ских, биотических, антропогенных процессов на планете, об исключительно важной роли экологической политики и, наконец, о личном обеспечении экологической безопасности. В каждой учебной дисциплине вопросы рационального природопользования, экологии, экологической безопасности рассмотрены самостоятельно и независимо от других дисциплин. Экологические разделы нередко встроены искусственно и чужеродно в традиционные школьные дисциплины, поэтому на их изучение у учителей-предметников в условиях сокращения объема учебного времени часто не хватает часов. Курс «Экология», призванный осуществить объединение экологических знаний, выбирается регионами или даже школами по своему усмотрению. Большинство школ обходится без этого курса, поэтому в настоящее время более или менее полноценное экологическое образование получает меньшая часть российских школьников, а большая часть остается неподготовленной к адекватному восприятию сложных экологических проблем и принятию взвешенных решений по вопросам, касающимся экологической безопасности государства и семьи. С позиций каждой классической учебной дисциплины экологические темы не более чем частные примеры в логической конструкции науки, занимающейся вовсе не экологическим кризисом как центральной проблемой перестройки форм хозяйствования, а постижением закономерностей строения и свойств материи, геологических, биологических, химических и физических процессов. Требование времени о необходимости формирования у новых поколений землян экологического мировоззрения идет вразрез с традиционным устоявшимся учебным планом средней школы, основанным на значительной самостоятельности учебных дисциплин.

Требуемая по логике экологического образования последовательность изложения учебного материала не может быть выдержанной в современном учебном плане средней школы без введения интегрирующего курса «Основы экологии». Об этом неоднократно писали лидеры экологического образования, например, Н. М. Чернова: «Экология не межпредметна. Вернее, межпредметность - это не конкретное для нее выражение. Экология системна. Это сложный ком-

плекс наук, теоретических и прикладных, имеющих свою центральную и дополняющие части и пронизывающих, кроме того, многие другие науки о природе и обществе. В этом сложном взаимодействии теоретических и прикладных, естественных и гуманитарных наук, в формировании экологических знаний - основная трудность отбора содержания в обучении. Нельзя говорить о межпредметности, отбрасывая центральную часть экологии, как и нельзя довольствоваться только этой центральной частью, не показывая всей сложности и многоаспектности экологического образования» [2].

Содержательный компонент ЭОУР включает:

• экологические знания, представленные в традиционных предметах естественнонаучного, гуманитарного и технического циклов (основы общей экологии, социальной экологии, охраны природы и рационального природопользования), что позволило обобщить и систематизировать имеющиеся знания, а также приметить их в новом образовательном направлении;

• идеи устойчивого развития цивилизации, то есть новое учебное наполнение.

При отборе содержания ЭОУР учитывался принцип интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин (взаимосвязь экологических, социальных и экономических составляющих устойчивого развития) и материалы Руководящего комитета Европейской экономической комиссии ООН по образованию в интересах устойчивого развития. От «изолированного» изучения учащимися научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач - в этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего среднего образования, универсализации и интеграции знаний.

Ключевыми в содержании ЭОУР стали: идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономика и политика в области охраны окружающей среды.

На основе документов Европейской экономической комиссии ООН (11-я сессия, ЕЭК ООН,

Женева, 13-15 октября 2004 г.) для образования в интересах устойчивого развития нами были намечены основные содержательные линии, лежащие в основе учебного содержания ЭОУР. В соответствии с целями и задачами образования в интересах устойчивого развития «Стратегия Европейской экономической комиссии» ООН обозначила 18 основных содержательных линий. Согласно А. Н. Захлебному и Е. Н. Дзятковской [1], три из них относятся к традиционно понимаемому экологическому образованию (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов (точнее, управление природными ресурсами), сохранение биологического и ландшафтного разнообразия). Остальные 15 относятся к экологии человека (включая экологическую безопасность, отношение человека к природе, право человека на благоприятную окружающую среду, здравоохранение), а также к социальным вопросам демократии, гражданственности, мира и безопасности, сокращения масштабов нищеты и безграмотности. Н. Н. Марфе-нин в аналитическом ежегоднике «Россия в окружающем мире: 2005» уточняет: «...однако из остальных 15 тем больше половины имеют отношение к экологической политике, т. е. методам успешного управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности: сокращение масштабов нищеты, гражданственность, этичность, ответственность в локальном и глобальном контексте, демократия и управление, безопасность, права человека, здравоохранение» [3].

Для ЭОУР как надпредметного направления модернизации школьного образования нами были определены и наполнены информацион-но-деятельностным содержанием следующие 12 содержательных линий, которые предполагают реализацию междисциплинарного подхода (для того чтобы научиться ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы), интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, прав и обязанностей. Данные содержательные линии учитывают ответственность как ныне живущих людей, так и будущих поколений.

Содержательные линии ЭОУР:

• условия устойчивого существования жизни на Земле и устойчивого развития чело-

вечества (общество и окружающая среда; основные понятия и закономерности экологии; уровни организации живой природы; факторная экология; среды жизни; биотические связи; популяции; биоценозы; экосистемы: их функционирование и основные типы; сукцессии; биосфера; человечество как часть биосферы; выход за пределы роста; глобальные экологические проблемы человечества; основные понятия и принципы концепции устойчивого развития; системы поддержания жизни и системы поддержания цивилизации; признание ценности любой формы жизни и любой культуры; сбалансированное, биосферосовместимое развитие общества - развитие в рамках восстановительной способности (экологической емкости) экосистем);

• взаимосвязи в обществе, экономике и природе (человечество как часть биосферы; проблемы народонаселения: темпы роста численности; качественные и количественные показатели жизни; экономические, социально-политические и этические проблемы; состояние и мировые запасы основных видов природных ресурсов; признание существующих пределов экологической емкости биосферы; самоограничение потребления природных ресурсов; интеграция проблем окружающей среды, экономики и общества; экологически ориентированное управление деятельностью человека, обучение экономии любых природных ресурсов вне зависимости от того, дефицитны они или нет; понимание того, что экологическое благополучие более всего зависит от социальной сбалансированности и стабильности);

• гражданственность, права и ответственность человека (управление качеством окружающей среды, предупреждение негативных экологических последствий деятельности человека; глобальный кризис окружающей среды; возможность необратимых изменений физических и химических характеристик Земли; регулирование правовых норм; права человека, в том числе равноправие полов и возрастных групп; расовое и культурное разнообразие; активное участие в местных гражданских инициативах и демократических процессах; возможность личного участия в решении экологических проблем; выработка личной ответственности за любые нарушения правил ра-

ционального природопользования; освоение правил безопасного поведения в социопри-родной среде; ответственность на местном и глобальном уровнях);

• потребности и права будущих поколений (моделирование развития общества; основные сценарии развития общества; результаты и выводы моделирования; невозможность обеспечения устойчивого развития при сохранении современных тенденций и принципов существования общества; информирование в области состояния и перспектив устойчивого развития; качественные и количественные условия устойчивого развития; техносферный и ноосферный пути развития общества; информационные ресурсы; развитие и риски; коэволюция общества и биосферы; экологическая этика; формирование экологических ценностей и умений для экологически безопасных действий; регулирование демографической ситуации - без чего невозможно добиться демографического перехода, лежащего в основе решения экологических проблем; умение предвидеть зарождающиеся экологические проблемы и заблаговременно их предупреждать; формирование отношения к экологическим проблемам прошлого и будущего; поддержание систем жизнеобеспечения человека - ключевых жизненных потребностей; организация экологически безопасной деятельности человека в окружающей социоприродной среде);

• разнообразие культурное, социальное и биологическое (развитие и ресурсы; классификация, состояние и использование ресурсов; невозобновимые, возобновимые, неисчерпаемые ресурсы; материальные, энергетические и информационные ресурсы; генетические ресурсы биосферы; сокращение числа видов живых организмов на планете; потеря генетического разнообразия; ценность биоразнообразия для человечества; развитие цивилизации и расходование природных ресурсов; роль возобновимых и неисчерпаемых ресурсов в устойчивом обществе; пищевые ресурсы; производство продовольствия; необходимость решения проблемы голода и бедности при переходе к устойчивому развитию; умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, включая возможные последствия в сфере устойчивости природных и социоприродных систем,

снижении скорости исчезновения биоразнообразия и социокультурной информации; выработка экологически правильного поведения в среде; рациональное использование природных ресурсов; сохранение биоразнообразия и обеспечение устойчивого (неистощительного) использования возобновляемых ресурсов);

• качество жизни, равноправие и социальная справедливость (информация, знание, наука, технологии; увеличение роли информационных ресурсов в общем балансе ресурсопотребления; информационное (постиндустриальное) общество; изменение структуры потребностей общества и критериев качества жизни и уровня развития; моделирование и управление экологическими ситуациями; участие в планировании социального развития; ликвидация неграмотности; борьба с бедностью; повышение уровня квалификации; повышение качества жизни; поиск технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты);

• управление отходами (общая характеристика загрязнения биосферы отходами; проблема сокращения отходов; твердые бытовые отходы, радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение; переработка отходов; новые технологии; безотходное цикличное производство; очистные сооружения; ресурсосбережение и энергосбережение; выработка привычки платить за то, что тебе лично совсем не нужно, например, за утилизацию отходов);

• изменение климата (климатические последствия изменения химического состава атмосферы; парниковый эффект; парниковые газы; глобальное изменение климата и его влияние на биоту; возможные пути снижения скорости глобального изменения климата; взаимосвязь урбанизации и локального изменения климата, снижение экологических рисков, ресурсосбережение и энергосбережение;

• собственное здоровье и здоровье других людей (навыки по выработке и поддержанию здорового образа жизни; экологические аспекты здоровья; умение устанавливать причинно-следственные связи экологических рисков и оценивать их значимость для качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития общества; риски для здоровья населения и загрязнение окружающей среды, защита здоровья людей);

• мир, безопасность и разрешение конфликтов (политика и устойчивое развитие, развитие и риски; национальные интересы и устойчивое развитие; многополюсный мир: противоречия между странами с различными типами и уровнями социально-экономического развития; основные понятия теории безопасности и риска; индивидуальный и коллективный риски; социальный, техногенный и экологический риски; проблемы техногенной безопасности; международная безопасность и устойчивое развитие; последствия гонки вооружений; принятие социально-политических решений в области устойчивого развития; получение и распространение системной информации о состоянии окружающей среды и устойчивом развитии; предупреждение негативных военных и экологических действий, социальных потрясений; организация социального партнерства для решения социально-экологических проблем для защиты здоровья, безопасности жизни и пропаганды устойчивого развития; обучение навыкам заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности);

• развитие городских и сельских территорий (город и сельские территории как антропогенные системы; процессы урбанизации; роль городов и сельских территорий в развитии цивилизации; городская и природная среда; урбоэкосистема; специфика городских экосистем: проточность, незамкнутость круговорота веществ, экологическая неравновесность; основные виды хозяйственной деятельности человека; формирование техногенной среды; городской и сельскохозяйственный ландшафты; функциональные зоны; городская среда как система и мозаика биотопов разного назначения; растительный и животный мир городских и сельских территорий; загрязнения окружающей среды; транспортные риски в городах; основные инженерные системы обеспечения жизнедеятельности больших городов: водоснабжение, канализация, снабжение продуктами питания, сбор и переработка отходов; управление городской средой, основные экологические проблемы рассматриваемых территорий; организация природоохранной деятельности; участие в планировании социального развития территорий; получение практиче-

ских навыков рационального и экологически грамотного ведения домашнего хозяйства, проектировать и организовывать свою деятельность, решать экологические проблемы, связанные с осуществлением роли гражданина, потребителя, пользователя и т. п.);

• будущее прогнозируемое и непредсказуемое (изменение парадигмы жизни: переход от общества потребления к устойчивому развитию; роль образования в устойчивом обществе; мировоззрение, этика и устойчивое развитие; новая образовательная система для формирования ключевых образовательных компетентностей (надпредметных умений); активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения, формирование готовности жить в малопредсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в мире вероятностей, рисков, непредсказуемости).

При этом каждая линия связана с природными, социальными и экономическими аспектами устойчивого развития. Такая расстановка акцентов в содержании образования для устойчивого развития объяснима: невозможно решить экологические задачи вне связи их с экономическими и социальными проблемами. Экологическое благополучие зависит от социальной стабильности и демографической сбалансированности общества. Все это требует перестройки привычных представлений человека не только о себе, но и о мире, изменения поведения.

Ключевыми понятиями экологического образования в интересах устойчивого развития являются: устойчивое (сбалансированное) развитие, экологически ориентированное управление деятельностью человека, безопасность, здоровье человека, качество жизни, системы жизнеобеспечения и поддержания жизни, биологическое разнообразие, биосферосовмести-мое развитие общества, экологическая емкость экосистем и биосферы, пределы роста, гражданственность, ответственность на местном и глобальном уровнях, потребности и права будущих поколений, равноправие и социальная справедливость, управление отходами, снижение экологических рисков, ресурсосбережение и энергосбережение, глобальное изменение климата, личное и семейное здоровье, мир,

безопасность и разрешение конфликтов, индивидуальный и коллективный риски; социальный, техногенный и экологический риски, урбанизация, урбоэкосистема и др.

Умение работать с информацией, умение учиться становятся основой успешной социализации личности. Учебная информация способствует формированию ценностно-смысловых ориентиров, а экологические знания трансформируются в средство регуляции действий и поступков, включенных в реальный контекст жизни. Целостность содержанию обучения придает реализация нового методологического подхода - отбор содержания не только в логике науки, но и в логике жизни и будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захлебный, А. Н. О надпредметной функции экологического образования [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2008. - № 1. - С. 3-8.

2. Чернова, Н. М. О содержании школьного экологического образования [Текст] / Н. М. Чернова // Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1-й Моск. науч.-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию). - М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. -С.29-36.

3. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Текст] / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Россия в окружающем мире: 2005: аналит. ежегодник. - М.: Модус-К - Этерна, 2006. - С. 19-58.

REFERENCES

1. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N. O nad-predmetnoy funktsii ekologicheskogo obra-zovaniya (On the super-subject function of ecological education). Ekologicheskoe obra-zovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly (Ecological education: before school, at school, out of school), 2008, No. 1, pp. 3-8.

2. Chernova N. M. O soderzhanii shkolnogo eko-logicheskogo obrazovaniya (On the content of school ecological education). Razvitie nepre-ryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya: mate-rialy 1-y Mosk. nauch.-prakt. konf. po nepreryv. ekol. obrazovaniyu (Development of the con-

tinuous ecological education: proceedings of the 1st Moscow research and practical conference on the continuous ecological education). Moscow: Izd-vo MNEPU, 1995, pp. 29-36.

3. Marfenin N. N., Popova L. V. Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razviti-

ya (Ecological education in the interests of a sustainable development). Rossiya v okruzhay-ushchem mire: 2005: analit. ezhegodnik (Russia in the world around: 2005: analytical yearbook). Moscow: Modus-K - Eterna, 2006, pp. 19-58.

Аргунова Марина Вячеславовна, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заведующая кафедрой экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования e-mail: m.v.argunova@gmail.com

Argunova Marina V., PhD in Biology, Dr. Habil. in Education, Professor, Honoured Teacher of the Russian Federation, Head of Department of Environmental Education and Sustainable Development, Moscow Institute of Open Education

e-mail: m.v.argunova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.