Научная статья на тему 'Содержание, анализ и оценка деятельности таможенных органов в современных условиях'

Содержание, анализ и оценка деятельности таможенных органов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3605
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулиева Ксения Тофиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание, анализ и оценка деятельности таможенных органов в современных условиях»

сферы, которые имеют необходимые знания как для создания инновационного продукта, так и способные работать с новыми (инновационными) технологиями, подходами к организации строительной деятельности.

Таким образом, задачи кадрового обеспечения строительной сферы в настоящее время определяются двумя полюсами. С одной стороны, важным является поддержание и развитие трудовых ресурсов в традиционных секторах строительства. С другой стороны, создание условий для опережающего развития трудовых ресурсов в новых, инновационных областях строительной деятельности.

Понимание и обеспечение обозначенных ориентиров как на государственном уровне, так и на уровне крупных корпораций, имеющих серьезный капитал, способно обеспечить крайне востребованный в настоящее время интенсивный рост строительной сферы.

Библиографический список

1. Бадокина Е.А. Оценка инвестиционной привлекательности организаций промышленности [Электронный ресурс] / Е.А. Бадокина, И.Н. Швецова // Сыктывкарский гос. ун-т. - 2011. -URL: http://1atoll.ru/?id=622.

2. О деловой активности в строительстве в III квартале 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [веб-сайт] http:// www.gks.ru

3. Павлов С. Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности строительных организаций : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: защищена : утв. / Павлов С. Н. - Москва, 2002. - 223 С.

4. Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России] // Экономический рост 2000 -2007. - М.: Дело ; АНХ, 2008.

К.Т. Кулиева

СОДЕРЖАНИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: таможенная служба, деятельность таможенных органов, анализ деятельности, оценка деятельности.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является структурной составляющей системы органов исполнительной власти России. Согласно статье 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1] в систему таможенных органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты. По состоянию на 2012 год таможенное ведомство включает 8 РТУ, 7 таможен, подчиненных непосредственно ФТС России (ТНП), 96 таможен, 503 таможенных поста. Функционирование таможенной службы России состоит в реализации таможенной политики государства. Таможенная политика выступает для таможенных органов внешней средой, определяющей основу их деятельности, задает стратегическую цель и задачи, которые выполняются посредством соответствующих функций.

© Кулиева К.Т., 2013

Стратегическая цель (Стратегия развития таможенной службы на период до 2020 года)

т

Задачи таможенных органов (Таможенный кодекс Таможенного Союза)

Функции таможенных органов (ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)

Л-М1

Функции ФТС (Положение о Федеральной таможенной службе)

-11111-

Функции РТУ (Общее Положение о Региональном таможенном управлении) Функции таможен (Общее Положение о таможне) Функции таможенных постов (Общее Положение о таможенном посте)

Рис. 1. Вертикаль функциональной подсистемы таможенных органов

В таможенных органах России существует функциональная подсистема, включающая взаимосвязь цели, задач и функций (см. рис. 1). При этом каждый элемент представленной подсистемы имеет свое обоснование в виде соответствующего нормативно-правового акта. Представленная функциональная вертикаль соответствует иерархической структуре таможенной службы, в результате чего возникает структурно-функциональная целостность системы таможенных органов. Структурно-функциональная целостность выступает одним из главных системообразующих факторов в многоуровневых системах управления. Более того, четкое соблюдение принципа единства функции и структуры является одним из условий эффективного управления таможенными органами.

Система таможенных органов выполняет свое назначение за счет преобразования входных воздействий в выходной результат. К входным характеристикам относят совокупность ресурсов, выделяемых управляющей системой в рамках установленных ограничений. Выход из системы характеризует внешний аспект ее поведения и представляет собой отображение состояния системы в ограниченное множество выходных параметров. В таможенных органах выход из системы выражается в виде параметризованных результатов деятельности, объеме оказанных таможенных услуг.

Функционирование таможенной службы во внешней среде определяет особенности и характер деятельности таможенных органов. Деятельность таможенных органов является специфическим видом государственной деятельности, связанной с обеспечением соблюдения таможенного законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли, и тесно соприкасается с деятельностью других органов государственной власти. Деятельность, в рамках вмененных ФТС России полномочий, направлена на достижение стратегической цели и решение тактических задач, изложенных в Послании Президента России, Бюджетном Послании, «Дорожной карте», Стратегии развития таможенной службы, а также в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства России.

К специфическим особенностям деятельности таможенных органов следует отнести:

- осуществление деятельности за счет бюджетных средств;

- результат деятельности - таможенные услуги;

и1 о

Окр уж ающ ;чя <р едя,- лижросреда ц> едя к о {в енного окр ужения

Федера т.нон Собрание Г о с удар с те енная Дума

Центр 'аль нып Банк РФ

-лд дппи тращы Президента

Министерств $

Фндн]1Л льные 1 лужоы

Агентства

Микросргди - среда непоер идеи: енного икр уценил ■

Уча с тннкп ВЭД

Конъюнктура рынка

Ресурсы пред^прнннтате.тгьстоа

Фа к/пары мящтсред;; г рхо комический, правовой. социальный пошшиегкш^ телтго логический и др

Оргашпацпонно-ПраЕОВОеПОЛе

{

Неопределенность ситуации йер еды)

Внешние фякторы риск я

Управляющая подсистема

Субъект управ леши

алчная таюл нкехная с.

Цели, задачи, стратегия и тактика деятельмгсе™

ур ое ни упр ав ттення

РТУ Таможни Тамо змеиные пасты

§1 з< I

5 |

Фан тиры л шщхщ>еды: ийф. цяция, процентные ставки. курсы валют, уровень рыночных институтов и др

1

Деловые и финансовые мтнош ення пар тнер ое

Упр являемая подештемя

Объект 'тц) ав ттентм

Оказание государ г те енныг таможенных услуг

Опгашйкзвг между субвдктэган деятельности тамо женныл _РРГМД11_

Блок принятия решения

Внутренняя обратная связь Н Качество решешм

Внешняя обратная сеязь Кяче(тво услуг

Ограниченное это жестко результате к

раооты тагяозгенныл

о 1р гаков

{*>}

Система анализа, мониторинга и оценки деятельности таможенные органов

Совершенствование Теории и практики тяможенното деля

Ьа

то о

3 ж

к «

к 0>

о К

3

то

3 а

ТЁ?

о

и>

Рис. 2. Модепь деятеттьносш та меженных органов как системы

- монополию на предоставляемые таможенные услуги;

- слабую адаптивность и динамичность;

- строгую регламентацию деятельности;

- недостаточную мотивацию работников;

- бюрократизацию;

- опосредованную оценку предоставления государственных таможенных услуг потребителем.

С позиций системного подхода деятельность таможенного органа, независимо от уровня иерархии, характеризуется следующими свойствами:

1) Сложная система, за счет которой формируется структура таможенного органа, цели и задачи деятельности, определяется совокупностью методов и средств их выполнения.

2) Организационная система, предполагающая взаимодействие трудовых, финансовых, технических, материальных и информационных ресурсов.

3) Открытая система, подверженная влиянию факторов внешней среды.

4) Динамическая система, в которой предоставление услуг, выполнение процедур и операций требуют временных затрат.

5) Замкнутая система, предполагающая наличие обратной связи.

6) Система с вероятностным характером протекающих процессов.

Определение характерных свойств позволило смоделировать деятельность таможенных органов как систему (см. рис. 2). В деятельном плане ФТС России решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора экономики и контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования. С позиций системного анализа деятельность таможенного органа подразделяется на три вида: целевая (включает фискальное, правоохранительное, регулятивное и другие направления), управленческая, обеспечивающая.

В ходе деятельности таможенная служба оценивается по достигнутым результатам утвержденных показателей. Достигнутые результаты по тому или иному таможенному органу являются основой для анализа и оценки его деятельности. Основной целью процессов анализа и оценки деятельности таможенной службы является повышение объективности и рациональности принимаемых управленческих решений. Как правило, анализу и оценке подлежит целевая деятельность таможенного органа и конкретные направления в ее составе.

В настоящее время анализ и оценка деятельности таможенной службы проводится посредством специально разработанной системы контрольных показателей эффективности деятельности (КПЭД). С момента внедрения системы КПЭД в 2005 г., ее структура и содержание постоянно изменяются. Соответствующие ведомственные нормативные документы разрабатываются ежегодно с целью регулирования и совершенствования процессов анализа и оценки деятельности таможенных органов. Детальный анализ этих нормативных документов позволил выявить следующее.

А) Выявлена тенденция к ежегодному увеличению числа контрольных показателей (см. рис. 3). Система контрольных показателей (КП) деятельности не имеет устоявшейся структуры. При этом РТУ наделены полномочиями по установлению дополнительных КП для подчиненных таможенных органов.

Б) Выявлена тенденция к углублению детализации в системе контрольных показателей (см. рис. 3). Излишняя детализация оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности таможенных органов, поскольку увеличение объектов контроля, анализа и оценки приводит к формальному достижению плановых значений показателей, а также к дублированию показателей.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■Общее кол-во показателей

•Кол-во показателей с учетом детализации

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. 3. Изменение количества контрольных показателей, ед.

В) Выявлено наличие специальных показателей для отдельных таможенных органов.

Методики расчета показателей необъективны, разработаны не для всех показателей и не учитывают индивидуальные условия функционирования таможенных органов. Анализ эволюции разработанных методик показывает, что они остаются практически неизменными. Предлагаемые методики расчета КП могут содержать как абсолютные, так и относительные величины. Однако в целом применяемые методики достаточно просты.

Г) Выявлено рассогласование в системе КПЭД: некоторые группы показателей конфликтуют между собой.

Система контрольных показателей отражает исключительно ведомственные интересы, процедура оценки деятельности таможенных органов со стороны потребителей услуг не предусмотрена.

Действующая система КПЭД не позволяет объективно и комплексно оценить деятельность таможенных органов, характер и качество управленческих решений, рациональность использования ресурсов, качество предоставляемых услуг. Система КПЭД содержит в себе совокупность частных методик расчета показателей.

Значения критериев оценки по тому или иному показателю системы КПЭД не имеют какого-либо обоснования. Согласно утвержденным правилам оценки степень выполнения КП вычисляется в процентах от планового значения и оценивается по трем критериям:

- хорошо - 90-100% от планового значения,

- удовлетворительно - 75-90% от планового значения,

- неудовлетворительно - менее 75% от планового значения.

Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивается балл - «весовой» коэффициент, отражающий значимость этого показателя в системе оценки. Однако правила оценки фактических результатов разработаны не для каждого показателя. Для ряда показателей разработана только методика их расчета. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности расчета таких показателей:

- за все время действия системы КПЭД никак не оценивалась необходимость введения новых показателей и упразднения старых.

- система КПЭД не адаптивна, не способна быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

- при построении системы КПЭД недостаточно учтено влияние факторов, формирующих результаты деятельности таможенных органов. Значительный удельный вес при оценке приходится на результаты, обеспечивающие внутриведомственные интересы таможенной службы.

Важно отметить, что с 2012 г. система КПЭД получила дальнейшее развитие и начала действовать система показателей работы таможенных органов, которая является совокупностью взаимосвязанных показателей, представляющих собой количественно выраженные характеристики основных критериев оценки работы таможенных органов. Система показателей деятельности таможенных органов включает в себя следующие группы: основные показатели работы, показатели работы РТУ, показатели работы таможен и таможенных постов. Взаимосвязь показателей обусловлена тем, что каждому критерию соответствует группа основных показателей, являющихся аккумулятивными по отношению к показателям работы РТУ, таможен и таможенных постов.

Таким образом, система показателей работы таможенных органов постоянно совершенствуется: вводятся новые показатели, совершенствуются методики их расчета и правила оценки. Плановые значения КП устанавливаются исходя из анализа выполнения этого показателя в предыдущие периоды. В настоящий момент анализ результатов работы таможенных органов проводится путем сопоставления значений показателей, достигнутых в отчетном и предшествующих периодах. По результатам проведенного анализа принимается решение о закреплении нового значения показателя, которое может быть выше или ниже по сравнению с предыдущим периодом. Принятым Положением о системе показателей работы таможенных органов [3] впервые вводится понятие мониторинга показателей работы таможенных органов, который представляет собой сбор, обобщение и анализ информации о результатах работы таможенных органов, а также оценку выполнения показателей. Оценка выполнения показателей формируется по итогам сопоставительного анализа.

Исходя из цели формирования системы показателей, которая состоит в обеспечении объективной основы для принятия управленческих решений и контроля их выполнения, существующая система показателей деятельности таможенных органов не в полной мере обеспечивает достижение этой цели. Вступление России в ВТО, организация Таможенного союза, принятие Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. и плана мероприятий «Дорожная карта» являются новыми условиями функционирования таможенной службы, современными требованиями для разработки новых методических подходов к анализу и оценке деятельности таможенных органов. Более того, исследователи отмечают, что к настоящему времени «методы внутреннего воздействия на таможенные органы с целью получения эффективного управления системы практически исчерпаны» [4, С. 43]. Кроме этого, задача разработки новых методических подходов к анализу и оценке деятельности таможенных органов становится еще более сложной в свете терминологической неопределенности. Действительно, при исследовании научной литературы, освещающей вопросы анализа и оценки деятельности, понятия «оценка деятельности», «эффект», «эффективность» применительно к таможенному делу приобретают множество смыслов, обусловленных как многообразием их определений, так и порождаемых этими определениями подходов к оценке деятельности. Несмотря на широкий круг исследовательских работ в данном направлении, создание необходимого научно-методического аппарата, отвечающего современным реалиям и требованиям, еще далеко до завершения.

Библиографический список

1. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3.

2. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. - № 994.

3. Войтешонок Г.А. Решение проблемных вопросов в области управления таможенными органами - важнейшее условие реализации таможенной политики // Сб. мат. междунар. прак-тич. конференции. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2008. - С. 43-45.

Н.Н. Лябах Н.Г. Умрихин

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Ключевые слова: экспертная оценка, числовые показатели, оптимальная численность, энтропия, степень уверенности, степень согласованности.

Разработка систем интеллектуального функционирования стала модным брендом многих научных исследований. Интеллектуальные системы появились в медицине и на транспорте, в промышленности и сфере услуг, теории математических доказательств и лингвистике, многих иных сферах практической деятельности людей. Под девизом интеллектуальности часто подаются системы, этим свойством не обладающие, а порой и просто некачественно выполненные работы. Произвольное толкование основных категорий исследуемой предметной области (машинный и искусственный интеллект, интеллектуальное функционирование, интеллектуальные и/или интеллектуализированные системы, виртуальная интеллектуальность и т.д.) приводит в лучшем случае к взаимному непониманию разработчиков и пользователей систем, в худшем - к серьезным последствиям экономического, производственного, техногенного характера. В этой связи актуальными проблемами для исследования являются:

- уточнение и систематизация категориального аппарата исследования;

- разработка методов оценки степени интеллектуальности технических и организационно-технологических систем.

На наш взгляд, время систематизации категориального аппарата исследования систем интеллектуального функционирования еще не наступило. Теория интеллектуальных систем находится только на стадии накопления и осмысления материала. Критическая точка, после которой происходят изменения количества поступившей информации в новое качество, не пройдена. Поэтому по первой проблеме позволим себе лишь некоторые рассуждения для дальнейшего обсуждения поставленной проблемы. Вот некоторые аспекты.

1) Создавая искусственные интеллектуальные системы, мы сравниваем их с человеком. Существующие представления обыденной жизни априори предполагают, что человек обладает интеллектом и он (интеллект субъекта) есть эталон для разработчиков

© Лябах Н.Н., Умрихин Н.Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.