Научная статья на тему 'Содержание административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка'

Содержание административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1686
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / УЧАСТИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / LEGAL STATUS / PARTICIPATION IN PUBLIC ORDER PROTECTION / BEING A SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LAW / PERSONAL RIGHTS AND LEGAL OBLIGATIONS / LEGAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саенко А. В.

В статье рассматриваются теоретические вопросы, посвященные проблеме содержания и структуры правового статуса гражданина, участвующего в охране общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Administrative and Legal Status of CitizensHelping the Police Protect Public Order

The article raises theoretical issues concerning the subject matter and structure of the legal status of a civilian volunteer helping the police protect public order.

Текст научной работы на тему «Содержание административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка»

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

118

А.В. САЕНКО,

адъюнкт* кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка (Академия управления МВД России)

A.V. SAYENKO,

Adjunct** of the Department of Public Order Protection Bodies Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 342.742.5

Содержание административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка

On the Administrative and Legal Status of Citizens Helping the Police Protect Public Order

В статье рассматриваются теоретические вопросы, посвященные проблеме содержания и структуры правового статуса гражданина, участвующего в охране общественного порядка.

Правовой статус, участие в охране общественного порядка, административная правосубъектность, субъективные права и юридические обязанности, правовые гарантии.

The article raises theoretical issues concerning the subject matter and structure of the legal status of a civilian volunteer helping the police protect public order.

Legal status, participation in public order protection, being a subject of administrative law, personal rights and legal obligations, legal guarantees.

Успешное развитие института участия граждан в охране общественного порядка требует прочного нормативно-правового обеспечения. Эффективность деятельности граждан, содействующих органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, во многом зависит от прочного законодательного закрепления их административно-правового статуса.

Слово «статус» происходит от латинского status, что значит «состояние, положение». В юридической науке под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение субъекта в обществе [5].

Данная правовая категория достаточно полно и разносторонне рассмотрена юридической наукой, однако до сих пор не выработано единого подхода относительно содержания рассматриваемого правового явления.

Правовой статус личности — явление многогранное и многоуровневое, включающее в себя множество более частных конкретизируемых правовых статусов, относительно классификации которых у ученых нет единого мнения. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько различают общий (конституционный) статус гражданина; специальный (родовой) статус определенных категорий граждан; индивидуальный статус; статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан, находящихся за рубежом; отраслевые статусы (гражданско-правовой, административно-правовой и др.); профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны.

Ранее - начальник курса факультета профессионального обучения Волгоградской академии МВД России.

' Formerly - Head ofYear Class at the Department of Professional Training of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

При этом они указывают, что в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида — общий, специальный и индивидуальный [8]. С.С. Алексеев выделяет общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы [2].

В соответствии с приведенными классификациями в структуре правового статуса гражданина, участвующего в охране общественного порядка, мы выделяем следующие виды статусов, важные именно для этой социальной роли:

— общий (конституционный) статус (единый для всех граждан и иных лиц, находящихся на территории государства, вне зависимости от занимаемой ими должности или социального положения, отношения к религии и целого ряда других факторов), который является базовым по отношению ко всем остальным;

— отраслевой статус, а конкретно — административно-правовой, представляющий собой закрепленный нормами административного права комплекс прав и обязанностей граждан, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления [3];

— специальный правовой статус, отражающий особенности правового положения лица, обладающего дополнительными полномочиями, правами и обязанностями по отношению к другим лицам в рамках данной конкретной отрасли права (а именно — административного права). Административно-правовой статус лица

характеризует его как субъекта того круга общественных отношений, которые регулируются нормами административного права. Тем не менее, основу для его формирования составляет конституционный статус личности, определяющий наиболее важные аспекты ее правового положения в целом. Но поскольку конституционный статус не в силах учесть все многообразие правоотношений, возникающих в жизни человека, их более детальное регулирование отнесено к ведению других отраслей права. Так, регулирование правоотношений в сфере государственного управления осуществляется не только Конституцией РФ, но и в значительной степени нормами административного законодательства. Как справедливо указывает А.В. Корепина, «административно-правовой статус личности в определенной своей части является конкретизацией конституционного статуса личности, а в остальной же своей части — дополняет его» [7]. Это подтверждается мнением Д.Н. Бахраха, что права и обязанности личности, которые определя-

ются в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние [4].

Участие гражданина в охране общественного порядка наделяет его дополнительными правами и обязанностями, закрепленными в нормах административного права, а также льготами. Исходя из этого, можно утверждать, что он обладает и специальным административно-правовым статусом.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что гражданин, содействующий органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, обладает специальным статусом, который является частью его административно-правового статуса, в свою очередь дополняющего и конкретизирующего конституционный статус гражданина РФ.

Еще одним предметом для дискуссии в юридической науке остается вопрос о структуре правового статуса личности, т. е. об элементах, входящих в его состав. Разные ученые предлагают различные наборы элементов. Все авторы без исключения согласны, что в состав правового статуса личности входит комплекс ее прав и обязанностей. Более того, Л.Д. Воеводин указывает, что в литературе распространено отождествление институтов прав и обязанностей с правовым статусом, хотя на самом деле они являются составной частью последнего [6]. Ни у кого не вызывает сомнения и включение в структуру правового статуса личности правосубъектности, т. к. именно на ней основана возможность лица быть участником правоотношений, иметь права и обязанности и способность их осуществлять. В отношении других элементов правового статуса единодушия среди ученых нет.

Не углубляясь в общую дискуссию относительно элементного состава правового статуса личности, считаем, что в структуру административно-правового статуса гражданина, содействующего органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, должны быть включены, во-первых, те элементы, которые определяют возможность его участия в охране общественного порядка (гражданство, административная правосубъектность), во-вторых, комплекс субъективных прав и юридических обязанностей, которым он при этом наделяется, и в-третьих — юридические гарантии, предоставляемые ему в связи с таким участием.

Рассмотрим подробнее эти элементы.

Гражданство выступает исходным моментом в формировании административно-правового статуса гражданина, содействующего органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка. Некоторые ученые не склонны включать его в состав админи-

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

119

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

120

стративно-правового статуса личности, мотивируя это тем, что нормы административного права обычно распространяются на всех лиц: граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, и законодатель, оперируя термином «граждане», имеет в виду обычно все названные группы [9]. Однако существует целый ряд прав и обязанностей, которыми в соответствии с законом могут обладать только граждане РФ. Участие в охране общественного порядка является именно таким правом, поэтому гражданство мы считаем необходимым элементом административно-правового статуса гражданина, содействующего органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка.

Вторым элементом, определяющим возможность гражданина принимать участие в охране общественного порядка, является административная правосубъектность, включающая в себя административную правоспособность и административную дееспособность. Под административной правоспособностью понимают признаваемую государством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная дееспособность — это способность субъекта своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности административно-правового характера. Таким образом, административная правосубъектность характеризуется двумя моментами: возможностью иметь права и обязанности административно-правового характера (правоспособность) и возможностью их реализовать (дееспособность).

Основным элементом административно-правового статуса гражданина, содействующего органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, является комплекс его субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленный нормами административного права и реализуемый им в административных правоотношениях. Субъективное право в административно-правовых отношениях — это мера возможного поведения управомоченного лица, определяемая нормами административного права. Его реализация полностью зависит от усмотрения управомоченного лица, от его желания и воли. При этом важным обстоятельством является то, что это — гарантированная возможность поведения, позволяющая юридически претендовать на определенные действия других лиц. В свою очередь субъективное право не может существовать без соответствующей юридической обязанности — необходимого и должного поведения субъекта правоотношения, установленного норматив-

ным правовым актом для обязанного лица. Юридическая обязанность имеет целью удовлетворение субъективного права, и в этом кроется их тесная взаимосвязь: каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность.

Важным условием реализации прав и обязанностей гражданина, содействующего органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, являются юридические гарантии.

На наш взгляд, в правовой статус граждан, содействующих органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, должны быть включены те гарантии, которые позволяют создать благоприятные условия для реализации указанными гражданами предоставляемых им прав и возложенных на них обязанностей, а также обеспечить надежные средства защиты в случае их нарушения или препятствования их осуществлению. В соответствии с этим, вслед за Л.Л. Поповым, мы разделяем их на гарантии реализации и гарантии защиты [1].

К гарантиям реализации, по нашему мнению, следует отнести закрепление прав и обязанностей граждан нормами права и обеспечение их органами государства, а именно: закрепление в нормах законодательства права на участие граждан в охране общественного порядка, включая право на объединение граждан; установление обязанности органов государственной власти и местного самоуправления оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка; законодательное закрепление прав и обязанностей граждан, возникающих у них в связи с участием в охране общественного порядка; установление пределов компетенции граждан в сфере охраны общественного порядка, а также ограничений и запретов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка; нормативную правовую регламентацию процедурных форм реализации прав и обязанностей граждан при их участии в охране общественного порядка.

Гарантии защиты мы в свою очередь подразделяем на меры правовой защиты (юридическая ответственность, прокурорский надзор за деятельностью народных дружин, контроль со стороны органов внутренних дел) и социальной защиты (меры поощрения, льготы и компенсации). При этом меры правовой защиты необходимо рассматривать с двух сторон: как правовую защиту самих граждан, содействующих органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, так и других лиц от неправомерных действий указанных граждан.

Список литературы:

1. Административное право России: учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев. 3-е изд. М., 2005.

3. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2003.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 5-е изд. М., 2010.

5. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009.

6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособ. М., 1997.

7. Корепина А.В. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

9. Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: учеб. пособ. М., 2012.

E-mail: [email protected]

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.