Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ И ГОТОВНОСТИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ'

СОБЫТИЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ И ГОТОВНОСТИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / СОБЫТИЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ОБЪЕКТИВНЫЕ СОБЫТИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ СОБЫТИЯ / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нестик Тимофей Александрович, Прохорова Мария Вячеславовна, Савичева Анастасия Вячеславовна

События не только являются частью личностных профессиональных планов субъекта, но и могут применяться как единицы анализа профессионального пути. Несмотря на важную роль событий в построении профессиональных планов субъекта, должного внимания этому вопросу в психологии не уделено. Цель исследования - выявить событийные детерминанты планирования профессионального пути и готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов. В исследовании приняли участие 1 026 студентов и аспирантов из 10 российских вузов, работающих в 7 российских регионах. Для сбора данных использовался опрос, в ходе которого респонденты указывали повлиявшие на их профессиональные планы события и их ключевые характеристики. Обработка данных проводилась с помощью контент-анализа, методов описательной статистики, критерия %8 Пирсона. В данном исследовании под событием профессионального пути понимается происходящее во времени и пространстве явление, оказывающее относительно продолжительное влияние на построение траектории и ход профессионального пути субъекта. События профессионального пути классифицируются по качественным и количественным основаниям. Для планирования профессионального пути студентов и аспирантов важны события и субъективного, и объективного характера. Ключевую роль в планировании профессионального пути студентами и аспирантами российских вузов играют субъективные события, связанные с их ведущей деятельностью, - учебой в школе и вузе. Среди объективных детерминант профессионального пути преобладают охватывающие разные стороны жизнедеятельности события недавнего прошлого и настоящего, а также научно-технические изобретения. Детерминантами профессиональных планов студентов и аспирантов становятся события субъективного и объективного характера (за исключением научно-технических), которые переживаются респондентами в последнее десятилетие. Средний временной интервал научно-технических событий, влияющих на профессиональные планы респондентов, составляет более сорока лет. Студенты и аспиранты, готовые посвятить науке всю жизнь, чаще выделяют группу научно-технических событийных детерминант своих профессиональных планов, чем студенты и аспиранты, не стремящиеся к построению исключительно научной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нестик Тимофей Александрович, Прохорова Мария Вячеславовна, Савичева Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT-RELATED DETERMINANTS OF RUSSIAN STUDENTS' AND POST-GRADUATES' PROFESSIONAL PLANNING AND THEIR READINESS TO SCIENTIFIC ACTIVITY

Events are not only a part of a subject's personal professional plans but they can be applied as items of professional path analysis. Although events play an important role in constructing a subject's professional plans, due attention hasn't been given to this issue in psychology. The aim of the investigation is to reveal event-related determinants of professional path planning and in readiness to scientific activity of students and postgraduates of Russian universities. 1026 students and postgraduates from 10 Russian universities, operating in 7 Russian regions, took part in the research. A questionnaire, in which the respondents specified the events that influenced their professional plans and key characteristics of those events, was used. Data processing was carried out by means of content-analysis, descriptive statistics, Pearson criterion c2. In this investigation an event of professional path is considered as a phenomenon that is taking place in time and space and is impact forming the trajectory and process of a subject's professional path for a relatively long period. The events of a professional path are classified on quantitative and qualitative grounds. For planning the professional path of students and post-graduates both subjective and objective events are important. The key role in planning the professional path by students and postgraduates of Russian universities are subjective events which are connected with their principal activity that is studying at school or university. The late and current events that touch upon various spheres of life and scientific and technological inventions are among objective determinants of professional path. Subjective and objective events (excluding scientific and technological), which respondents experienced in the last decade, are determinants of students' and postgraduates' professional plans. The average time period of planned scientific and technological events, influencing respondents' professional plans, cover over forty years. The students and post-graduates who are ready to devote their lives to science, singled out the group of scientific and technological event-related as determinants for their professional plans more often, than those who don't strive to have a science as their only career.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ И ГОТОВНОСТИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ»

Сибирский психологический журнал.

2023. № 88. С. 125-134. Б01: 10.17223/17267080/88/7

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.99.07

СОБЫТИЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ И ГОТОВНОСТИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ1

Т.А. Нестик1, М.В. Прохорова2, А.В. Савичева2

1 Институт психологии Российской академии наук, Россия, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, к. 1

2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, 603000, Нижний Новгород, Университетский пер., 7

Резюме

События не только являются частью личностных профессиональных планов субъекта, но и могут применяться как единицы анализа профессионального пути. Несмотря на важную роль событий в построении профессиональных планов субъекта, должного внимания этому вопросу в психологии не уделено. Цель исследования - выявить событийные детерминанты планирования профессионального пути и готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов. В исследовании приняли участие 1 026 студентов и аспирантов из 10 российских вузов, работающих в 7 российских регионах. Для сбора данных использовался опрос, в ходе которого респонденты указывали повлиявшие на их профессиональные планы события и их ключевые характеристики. Обработка данных проводилась с помощью контент-анализа, методов описательной статистики, критерия х2 Пирсона. В данном исследовании под событием профессионального пути понимается происходящее во времени и пространстве явление, оказывающее относительно продолжительное влияние на построение траектории и ход профессионального пути субъекта. События профессионального пути классифицируются по качественным и количественным основаниям. Для планирования профессионального пути студентов и аспирантов важны события и субъективного, и объективного характера. Ключевую роль в планировании профессионального пути студентами и аспирантами российских вузов играют субъективные события, связанные с их ведущей деятельностью, - учебой в школе и вузе. Среди объективных детерминант профессионального пути преобладают охватывающие разные стороны жизнедеятельности события недавнего прошлого и настоящего, а также научно-технические изобретения. Детерминантами профессиональных планов студентов и аспирантов становятся события субъективного и объективного характера (за исключением научно-технических), которые переживаются респондентами в последнее десятилетие. Средний временной интервал научно-технических событий, влияющих на профессиональные планы респондентов, составляет более сорока лет. Студенты и аспиранты, готовые посвятить науке всю

1 Исследование выполнено при поддержке Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Министерства науки и высшего образования Российской

Федерации.

жизнь, чаще выделяют группу научно-технических событийных детерминант своих профессиональных планов, чем студенты и аспиранты, не стремящиеся к построению исключительно научной карьеры.

Ключевые слова: профессиональные планы; профессиональный путь; событийные детерминанты; объективные события; субъективные события; научная карьера

Постановка проблемы

Жизнь человека можно рассматривать как цепь взаимосвязанных между собой событий, каждое из которых оказывает разное по направлению и силе влияние на будущее субъекта, в том числе и на построение его профессионального пути. События не только становятся частью личностных профессиональных планов (Пряжников, 2007), но и могут применяться как единицы анализа профессионального пути (Поварёнков, 2014). Несмотря на весомую роль событий в построении профессиональных планов субъекта, в отечественной психологии достаточного внимания этому вопросу не уделено. В зарубежной психологии проанализированы отдельные аспекты событийного влияния на построение профессионального пути (Udayar, Canzio, Urbanaviciute, Masdonati, Rossier, 2021; Churchill, Smyth, Trinh, 2023). Все вышеперечисленное задает векторы для проведения текущего исследования, цель которого - выявить событийные детерминанты планирования профессионального пути и готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов.

Дефиниция события профессионального пути. События профессионального, как и жизненного, пути объединяют в себе прошлое, настоящее и будущее (Ахмеров, 2013). Суть события состоит в том, что оно представляет собой «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути» (Рубинштейн, 2003, с. 749), которые оказывают продолжительное влияние на будущее человека. Опираясь на обозначенные С.Л. Рубинштейном ключевые характеристики события, можно трактовать событие профессионального пути как происходящее во времени и пространстве явление, оказывающее относительно продолжительное влияние на построение траектории и ход профессионального пути субъекта.

Основания для построения классификации событий профессионального пути. События жизненного пути подлежат классификации. В зарубежных исследованиях события жизненного пути различаются по времени (Haehner, Rakhshani, Fassbender, Lucas, Donnellan, Luhmann, 2021; Luhmann, Fassbender, Alcock, Haehner, 2020; Zheng, Cooke, Li, Zheng, 2023), предсказуемости (Luhmann, Orth, Specht, Kandier, Lucas, 2014).

Отечественные ученые разделяют события на объективные и субъективные (Ананьев, 2001; Ахмеров, 2013; Поварёнков, 2014; Гришина, 2020). В контексте настоящего исследования в группу объективных входят события, по отношению к которым субъект выступает как наблюдатель или является одним из многих участников. К субъективным отнесены события, которые инициированы самим человеком, а также где он выступает главным

участником. Будучи непосредственно включенным в данные события, для их анализа и осмысления участник использует самонаблюдение и рефлексию. Группа «неопределенные события» выделена авторами статьи для тех случаев, когда ответы пропущены или указано: «не знаю», «ничего не приходит в голову». Иначе эту группу событий можно именовать «латентной».

Российские психологи также классифицируют события с учетом сферы жизни (Ахмеров, 2013; Чуева 2013). Для профессиональных событий в качестве второго основания более точно применить разделение по сферам жизнедеятельности, что и будет реализовано в дальнейшем.

Дизайн исследования

Выборка исследования составила 1 026 студентов и аспирантов из 10 российских вузов, работающих в 7 российских регионах, включая республики Крым и Татарстан, г. Севастополь, Нижегородскую, Самарскую, Тюменскую и Ярославскую области. Участники исследования обучаются на разных направлениях подготовки. Средний возраст респондентов составляет 21 год. Среди респондентов 621 девушка и 405 юношей.

Методика исследования. Для сбора данных, который проводился с марта по декабрь 2022 г., использовался опрос, в первой части которого респондентов просили сообщить общие сведения (пол, возраст, уровень образования, направление подготовки), а во второй части выявлялось три события, повлиявших на профессиональные планы участников исследования. Респондентам давалась следующая инструкция: «Опишите три события (например, в политической, экономической, социальной и культурной сфере), которые вас впечатлили в детстве или молодости и повлияли на ваши профессиональные планы». Далее респонденту последовательно предлагалось назвать сначала первое событие, потом второе, а затем третье. Наряду с событием респондент указывал временной интервал в годах, в котором оно произошло, а также своими словами определял влияние события на профессиональные планы, давал эмоциональную оценку события, выбирая из трех вариантов ответа (отрицательное, нейтральное, положительное). Участников исследования также просили высказать свое суждение о готовности к построению научной карьеры. На основе ответа на этот вопрос респонденты были разделены на три группы. Первая группа готова посвятить научной деятельности всю свою жизнь (будущие ученые). Вторая группа планирует заниматься наукой на одном из этапов своего карьерного пути. Наконец, третья группа собирается строить карьеру вне науки.

Обработка данных проводилась с помощью контент-анализа, методов описательной статистикой и критерия х2 Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Преобладающий тип события. Количество упоминаемых респондентами событий на трех этапах исследования последовательно сокращалось:

729, 652, 583. По своей эмоциональной окраске события разделялись на три группы: положительные, нейтральные и отрицательные. Одно и то же событие может иметь разную окраску в жизни человека. Самый яркий пример - влияние на профессиональные планы пандемии СОУЮ-19. Несмотря на то, что пандемия могла спровоцировать рост социальной напряженности и тревоги за будущее (Нестик, 2020), для одних людей это событие играет положительную роль благодаря «наличию большого количества онлайн-материалов», «смене профессиональной деятельности». Другие указывают нейтральное влияние пандемии на свои профессиональные планы: «компьютеризация жизни», «возникло желание в дальнейшем работать удалённо». Наконец, третья группа респондентов считает, что пандемия повлияла на их профессиональные планы отрицательно: «пришлось приостановить спортивную карьеру», «долгое отстранение от работы». Соотношение положительно, нейтрально и отрицательно окрашенных событий на протяжении трех этапов осталось неизменным. По характеру своего влияния на профессиональные планы респонденты выделили примерно равное количество положительных (44,15%) и нейтральных (43,08%) событий. Доля отрицательных событий наименьшая (17,84%).

В зависимости от этапа опроса изменялись доли субъективных, объективных и неопределенных событий (рис. 1). Если на первом этапе выражено преобладание объективных событий над остальным двумя типами - субъективным и нейтральным, то во втором случае частота упоминания объективных и неопределенных событий выравнивается, а субъективные события по-прежнему занимают третье место. В ходе третьего этапа респонденты стали чаще затрудняться с содержательными ответами. Статус субъективных событий на трех этапах опроса примерно сохранялся.

Рис. 1. Выбор типа события

Эмпирическая модель событий профессионального пути. В ходе контент-анализа события были классифицированы по сфере жизнедеятельности. Объективные события были разделены на семь подгрупп: военные, культурные, научно-технические, общественно-политические, спортивные,

экологические и эпидемические, экономические. В свою очередь, каждая группа заключала внутри себя от двух до шести видов событий. Аналогичной процедуре подверглись и субъективные события, которые были разделены на три группы: личные, учебно-профессиональные и экзистенциальные. Внутри личных и учебно-профессиональных событий было выделено по четыре событийных вида. В случае экзистенциальных событий группа и вид оказались равными по своему составу. Всего выявлено 30 видов событий. Результаты контент-анализа нашли отражение в трехуровневой (тип-группа-вид) эмпирической модели событий профессионального пути, разделенных по двум основаниям (источник происхождения, вид жизнедеятельности) (рис. 2).

Иерархия событий профессионального пути. События были дифференцированы не только по содержательным основаниям, но и по вероятности, с которой они могут оказать влияние на профессиональный путь человека. Обобщая характеристики событий, которые оказывают ключевое влияние на планирование профессионального пути молодежи, можно говорить о том, что они связаны с ведущей деятельностью и ее организацией (учеба в школе или вузе), глубинными изменениями во внутреннем мире индивида (знаковые события), а также повседневным образом жизни (пандемия Ш^-19).

Ключевые события и их временные характеристики. На всех трех этапах опроса среди объективных событий лидируют пандемия COVID-19, специальная военная операция и научно-технические изобретения. На первом этапе опроса можно также отметить достаточно серьезное влияние на построение профессиональных планов присоединения Крыма к России. Среднее значение временного интервала для ключевых военных, общественно-политических и эпидемиологических событий составляет два года. Среднее значение временного интервала для научно-технических изобретений составляет 44 года, т.е. соотносится со второй половиной прошлого столетия и началом настоящего века.

Среди субъективных событий четко прослеживается два сильных полюса, которые образуют учебная деятельность и знаковые события личной жизни. Среднее значение временного интервала, относящегося к событиям учебной деятельности, составляет 6 лет. Самым часто упоминаемым событием является окончание школы, далее следует сдача ЕГЭ и поступление в университет. В случае личных знаковых событий выделить одно, наиболее часто упоминаемое, весьма трудно, поскольку это зависит от ценностей и потребностей каждого респондента. Среднее значение временного интервала личных знаковых событий составляет 9 лет.

Можно считать, что для студентов и аспирантов наиболее часто детерминантами профессиональных планов становятся события объективного и субъективного характера (за исключением научно-технической сферы), которые относятся к текущему десятилетию жизни респондентов. Временной интервал научно-технических событий более продолжительный, выходит за возрастные границы жизни респондентов, составляет более 40 лет.

Рис. 2. Эмпирическая модель событийных детерминант планирования профессионального пути по источнику происхождения и сфере жизнедеятельности

Событийные детерминанты готовности к научной деятельности.

Доля научно-технических событий играет более весомую роль у «будущих ученых», чем у остальных студентов и аспирантов. С помощью критерия X2 Пирсона установлены достоверно значимые различия между «будущими учёными» и двумя другими выборками респондентов (р = 0,011). Способ-

ность вычленить научно-технические события из большого информационного потока, оценить их важность, спроецировать в собственную жизнь, спланировать свой профессиональный путь более присуща именно тем студентам и аспирантам, которые готовы посвятить всю свою жизнь науке.

Выводы

Событие профессионального пути можно определить как происходящее во времени и пространстве явление, оказывающее относительно продолжительное влияние на построение траектории и ход профессионального пути человека.

Обладая пространственно-временными характеристиками, события профессионального пути могут быть классифицированы по качественным (источник происхождения, сфера жизнедеятельности, эмоциональная окраска) и количественным (время, вероятность воздействия, интенсивность (сила) влияния) основаниям.

Для планирования профессионального пути студентов и аспирантов важны события и субъективного, и объективного характера. Ключевую роль в планировании профессионального пути студентами и аспирантами российских вузов играют субъективные события, связанные с их ведущей деятельностью, - учебой в школе и вузе. К числу наиболее важных событийных детерминант также относятся знаковые события, связанные с получением важного жизненного опыта, субъективными переживаниями. Среди объективных детерминант профессионального пути преобладают охватывающие разные стороны жизнедеятельности события недавнего прошлого и настоящего, а также научно-технические изобретения. Детерминантами профессиональных планов студентов и аспирантов становятся события субъективного и объективного характера (за исключением научно-технических), которые переживаются респондентами в последнее десятилетие. Средний временной интервал научно-технических событий, влияющих на профессиональные планы респондентов, составляет более сорока лет.

Студенты и аспиранты, готовые посвятить науке всю жизнь, чаще выделяют группу научно-технических событийных детерминант своих профессиональных планов, чем студенты и аспиранты, не стремящиеся к построению исключительно научной карьеры.

Литература

Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб.: Питер. Ахмеров, Р. А. (2013). Событие как элемент субъективной картины жизненного пути. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 10(30), 1-19. doi: 10.12731/2218-7405-2013-10-34 Гришина, Н. В. (2020). Жизненное событие: сила обстоятельств и авторство личности. Вестник Московского государственного областного университета, 4, 164-182. doi: 10.18384/2224-0209-2020-4-1045 Нестик, Т. А. (2020). Влияние пандемии СОУГО-19 на общество: социально-психологический анализ. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 5(2), 47-83. doi: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002

Поваренков, Ю. П. (2014). Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 1. Психологические и педагогические науки, 1, 184-198. Пряжников, Н. С. (2007). Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия.

Рубинштейн, С. Л. (2012). Основы общей психологии. М.-СПб.: Питер. Чуева, Н. А. (2013). Событийный жизненный проект как основа целостного жизненного проекта. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 1, 216-224.

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 14.02.2023 г.; повторно 20.04.2023 г.;

принята 24.04.2023 г.

Нестик Тимофей Александрович - заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии Российской академии наук, доктор психологических наук, профессор РАН. E-mail: nestik@gmail.com

Прохорова Мария Вячеславовна - доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: personalgerente@mail.ru

Савичева Анастасия Вячеславовна - аспирант кафедры психологии управления факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

E-mail: sav9497@yandex.ru

For citation: Nestik, T. A., Prokhorova, M. V., Savicheva, A. V. (2023). Event-Related Determinants of Russian Students' and Post-Graduates' Professional Planning and their Readiness to Scientific Activity. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 88, 125-134. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/88/7

Event-Related Determinants of Russian Students' and Post-Graduates' Professional Planning and Their Readiness to Scientific Activity1

T.A. Nestik1, M.V. Prokhorova2, A.V. Savicheva2

1 Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 13 build. 1, Yaroslavskaya Str., Moscow, 129366, Russian Federation

2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 7 build, University Lane, Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation

Abstract

Events are not only a part of a subject's personal professional plans but they can be applied as items of professional path analysis. Although events play an important role in constructing a subject's professional plans, due attention hasn't been given to this issue in psy-

1 Research is supported by Federal academic leadership program "Priority 2030" of the Ministry

of Science and Higher Education of the Russian Federation.

chology. The aim of the investigation is to reveal event-related determinants of professional path planning and in readiness to scientific activity of students and postgraduates of Russian universities. 1026 students and postgraduates from 10 Russian universities, operating in 7 Russian regions, took part in the research. A questionnaire, in which the respondents specified the events that influenced their professional plans and key characteristics of those events, was used. Data processing was carried out by means of content-analysis, descriptive statistics, Pearson criterion c2. In this investigation an event of professional path is considered as a phenomenon that is taking place in time and space and is impact forming the trajectory and process of a subject's professional path for a relatively long period. The events of a professional path are classified on quantitative and qualitative grounds. For planning the professional path of students and post-graduates both subjective and objective events are important. The key role in planning the professional path by students and postgraduates of Russian universities are subjective events which are connected with their principal activity that is studying at school or university. The late and current events that touch upon various spheres of life and scientific and technological inventions are among objective determinants of professional path. Subjective and objective events (excluding scientific and technological), which respondents experienced in the last decade, are determinants of students' and postgraduates' professional plans. The average time period of planned scientific and technological events, influencing respondents' professional plans, cover over forty years. The students and post-graduates who are ready to devote their lives to science, singled out the group of scientific and technological event-related as determinants for their professional plans more often, than those who don't strive to have a science as their only career.

Keywords: professional plans; professional path; event-related determinants; objective events; subjective determinants; scientific career

References

Akhmerov, R. A. (2013). The event as an element of a subjective picture of life path. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Modern Studies of Social Issues, 10(30), 1-19 (in Russian). doi: 10.12731/2218-7405-2013-10-34 Ananiev, B. G. (2001). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. St. Petersburg: Piter.

Chueva, N. A. (2013). Sobytiynyy zhiznennyy proekt kak osnova tselostnogo zhiznennogo proekta [The event design as a basis of the complete vital design]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 1, 216-224 (in Russian). Churchill, S. A., Smyth, R., & Trinh, T. A. (2023). Negative life events and entrepreneurship.

Journal of Business Research, 155, 1-31. doi: 10.1016/j.jbusres.2022.113443 Grishina, N. V. (2020). Zhiznennoe sobytie: sila obstoyatel'stv i avtorstvo lichnosti [A life event: The force of circumstances and authorship of personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta - Bulletin of Moscow Region State University, 4, 164-182 (in Russian). doi: 10.18384/2224-0209-2020-4-1045 Haehner, P., Rakhshani, A., Fassbender, I., Lucas, R. E., Donnellan, B. M., Luhmann, M. (2021). Perception of Major Life Events and Personality Trait Change. European Journal of Personality, 1-50. doi: 10.1177/08902070221107973 Luhmann, M., Fassbender, I., Alcock, M., Haehner, P. (2020). A dimensional taxonomy of perceived characteristics of major life events. Journal of Personality and Social Psychology, 121(3), 633-668. doi: 10.1037/pspp0000291 Luhmann, M., Orth, U., Specht, J., Kandler, C., Lucas, R. E. (2014). Studying changes in life circumstances and personality: It's about time. European Journal of Personality, 28(3), 256-266. doi: 10.1002/per.1951

T.A. HecmuK, M.B. npoxopoea, A.B. Caemeea

Nestik, T. A. (2020). The impact of the Covid-19 pandemic on society: A socio-psychological analysis. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya - Social and Economic Psychology, 5(2), 47-83 (in Russian). doi: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002 Povarenkov, Yu. P. (2014). Psikhologiya professional'nogo stanovleniya i realizatsii lichnosti kak otrasl' psikhologicheskoi nauki [Psychology of professional formation and implementation of the person as industry psychological science]. VestnikPermskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogi-cheskie nauki - Perm State Humanitarian-Pedagogical University Bulletin. Series 1. Psychological and pedagogical sciences, 1, 184-198. Pryazhnikov, N. S. (2007). Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional

Self-determination: Theory and Practice]. Moscow: Akademiya. Rubinshtein, S. L. (2012). Osnovy obshcheypsikhologii [Fundamentals of General Psychology].

Moscow; St. Petersburg: Piter. Udayar, S, Canzio, L. I., Urbanaviciute, I., Masdonati, J., & Rossier, J. (2021). Significant Life Events and Career Sustainability: A Three-Wave Study. Sustainability, 13(23), 1-21. doi: 10.3390/su132313129 Zheng, H., Cooke, E. M., Li, K., & Zheng, Y. (2023). Capturing Hassles and Uplifts in Adolescents' Daily Lives: Links with Physical and Mental Well-Being. Journal of Youth Adolescence, 52(1), 177-194. doi: 10.1007/s10964-022-01682-6

Received 14.02.2023; Revised 20.04.2023;

Accepted 24.04.2023

Timofei A. Nestik - Head of the Laboratory of Social and Economic Psychology, Institute of Psychology of RAS. D. Sc. (Psychol.), Professor of RAS. E-mail: nestik@gmail.com

Maria V. Prokhorova - Associate Professor, Department of Managerial Psychology, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Cand. Sc. (Psychol.), Associate Professor. E-mail: personalgerente@mail.ru

Anastasia V. Savicheva - Post-graduate student, Department of Managerial Psychology, Faculty of Social Sciences, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. E-mail: sav9497@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.