Научная статья на тему 'Событие инновации: ключевая значимость'

Событие инновации: ключевая значимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / СОБЫТИЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION / INNOVATION EVENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невелев Анатолий Борисович

Ключевая значимость инновационного события делает его предельной, универсальной мерой, точкой отсчета по отношению ко всем элементам и подсистемам инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT OF INNOVATION: KEY IMPORTANCE

The key importance of innovation makes the ultimate event, a universal measure, a point of reference in relation to all elements and subsystems of the innovation process.

Текст научной работы на тему «Событие инновации: ключевая значимость»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 30-32.

А. Б. Невелев

СОБЫТИЕ ИННОВАЦИИ: КЛЮЧЕВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Ключевая значимость инновационного события делает его предельной, универсальной мерой, точкой отсчета по отношению ко всем элементам и подсистемам инновационного процесса.

Ключевые слова: новация, инновация, событие инновации.

Весь инновационный процесс на любом предприятии подчинен одному - внедрению конкретной новации (новшества) в производство и доведению эффективности от инновации (нововведения) до максимально возможных, а затем - оптимальных показателей. В научной литературе, посвященной исследованиям инновационного процесса, проводится существенное различие между понятиями 'новация (новшество)' и 'инновация (нововведение)'.

Понятие 'новация' используется для обозначения открытия, изобретения чего-либо нового, ранее не бывшего. Новация (новшество) - уникальное событие, обладающее самой высокой степенью непредсказуемости, спонтанности. В методологическом отношении категория новации (новшества) сопряжена с категорией основы. Основа - начало, отличающееся своей органичной целостностью, новой формы, способной стать основанием обновления какой-либо системы. Инновация, в свою очередь, и выступает основанием воспроизводства основы. Иначе говоря, инновация - это воспроизводство новации (новшества), нововведение, внедрение новации.

Подобно тому, как событие новации (новшества) является ключевым, центральным, исходным в самом возникновении нового, так и событие инновации является исходным, центральным в инновационном процессе, в воспроизводстве нововведений. Событие инновации означает, что нововведение состоялось, внедренная в производство новая продукция, технологическое новшество, новая управленческая идея стали работающими в действительном производственном процессе предприятия, в повышении его эффективности.

Если подойти к понятию события инновации строго категориально, то оно в классической категориальной цепочке 'становление -начало - воспроизводство' занимает место именно начала. В начале общие предпосылки

переходят в непосредственные предпосылки. Начало, в конечном счете, превращает предпосылки в условия воспроизводства того, что возникло в этом начале, нового качества.

Ключевая значимость инновационного события делает его предельной, универсальной мерой, точкой отсчета по отношению ко всем элементам и подсистемам инновационного процесса. Управление инновационным процессом немыслимо без этой нацеленности на событие инновации, и, соответственно, в теории управления инновациями эта категория, на наш взгляд, должна занять достойное место. Это обстоятельство, думается, еще не осознано и не обсуждается специалистами по менеджменту в сфере инновации в должной мере.

Анализ содержания понятий, отражающих инновационный процесс, говорит о том, что все они относятся либо к предпосылкам события инновации, либо к условиям его воспроизводства после его возникновения (начала). Так, к предпосылкам события инновации относятся (без повторения самого слова 'инновация'): идея, доктрина, инфраструктура, программа, среда, сфера, предложение, потенциал, проект. К условиям его воспроизводства относятся: факторы активности, жизненный цикл, цикл инновационный, инновационная активность, инновационная деятельность.

Ближе всего к понятию 'событие инновации' находится сам термин 'инновация', который означает нововведение как результат практического (научно-технического) освоения новшества (новации). К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Но столь общее определение фиксирует лишь абстрактные признаки, входящие в содержание понятия инновации как таковой. А понятие 'событие инновации' относится к единичному, конкретному факту

Событие инновации: ключевая значимость

31

действительного осуществления инновации на определенном предприятии, определенным персоналом (даже определенным конкретным человеком) в определенном месте и в определенное время. Думается, что именно ориентация исследователей на абстракцию инновации как таковой без введения в научный оборот понятия 'событие инновации' не позволяет исследовательской мысли в должной мере сосредоточиться на главном - действительном, конкретном единичном начале (событии) инновационного процесса. Это, конечно, не означает, что смысл понятия 'событие инновации' не присутствует в понятийном арсенале исследователей, он есть и в действительности определяет интенции их мышления. Но в таком случае, тем более, нужно категориальное осознание, фиксация этого неявного знания в понятии. Поскольку событие инновации является ключевым в инновационном процессе, постольку весь инновационный процесс в целом и совокупность его составляющих как частностей можно четко разграничить на предпосылки, находящиеся «на входе» в событие инновации, и условия, обеспечивающие воспроизводство того, что возникло в результате события инновации «на выходе».

Предметом нашего исследования является инновационный потенциал менеджеров предприятия. Как и прочие составляющие инновационного процесса, инновационный потенциал менеджера, в конечном счете, подчинен главному - событию инновации. Без этой субординации инновационный потенциал утрачивает смысл. Он даже не может без этого конституироваться как инновационный потенциал, т. е. обрести свое качество. Номинально этот потенциал, конечно, может существовать, предполагаться как возможность инновации, но только тогда, когда инновация действительно случилась, стала событием, инновационный потенциал реально становится таковым, оправдывает свое название.

Отсюда следует определение сущности управления инновационным потенциалом менеджеров предприятия. Управление инновационным потенциалом - это создание необходимых и достаточных условий для такой производственной деятельности менеджеров, которая имеет в качестве конечного результата событие инновации и его воспроизводство. Это - создание предпосылок полной готовности менеджеров к событию инновации и

к воспроизводству возникшей новой формы производственного процесса. Структура события инновации - матрица управленческих решений и действий в инновационной сфере бытия предприятия. Она организует мышление менеджера инновационной сферы. Ее узловые элементы и существенные связи размечают управленческую деятельность, определяют инновационный управленческий проект. Структура события инновации - это то ключевое звено, потянув за которое, субъект управления может вытянуть всю цепь инновационного процесса на предприятии. Само событие (момент) инновации - спонтанный, объективный, не контролируемый со стороны управления процесс. Оно - непосредственное сцепление обеспеченных управлением предпосылок, которые переходят в начало действительной инновации. Субъект управления в момент события инновации становится объектом собственных предшествующих управленческих решений и действий. Действительный производственный процесс во всем многообразии сознательно организованных и случайных факторов в это время отвечает менеджеру успехом или неудачей события инновации, которое пытается преодолеть технологический разрыв. Поэтому матрицей управленческого инновационного проектирования и дальнейших решений и действий становится успешное (удавшееся) событие инновации. Например, удавшийся запуск ракеты, успешное испытание самолета, корабля, автомобиля, станка, новой технологии, выигранный матч и т. д. как события инновации подтверждают правильность предшествующих ему управленческих решений и действий. Базисом методологического анализа структуры успешного инновационного события как опредмеченного результата инновационной деятельности является сама структура деятельности как таковой. Успешное событие инновации как результат предшествующих целенаправленных усилий содержит в себе два компонента: продукт деятельности и не поддающаяся учету объективная составляющая результата. Продукт - это то в структуре результата, что сознательно планировалось и получило в нем свою овеществленную форму. Объективная составляющая результата - это то в структуре результата, что оказалось стихийным, непредвиденным, что не входило в сознательно поставленную цель субъекта инновации. Если

32

А. Б. Невелев

от этой структуры результата «открутить назад», то инновационный продукт предстает как овеществление трех составляющих: 1) целенаправленной деятельности субъекта инновации; 2) предмета инновации; 3) средства инновационной деятельности. Инновационный результат предполагает добавление к инновационному продукту не учтенной в целях субъекта инновации объективной стихийной компоненты, того, что детерминировано объектом инновационной деятельности.

В событие инновации, соответственно, входят: деятельность субъекта инновации (персонала предприятия), объект инновации (он и поставляет не поддающуюся учету объективную компоненту результата), предмет инновации (та часть объекта, которая подвергается инновационной обработке с помощью средств), средства инновации (то, что субъект помещает между собой и объектом как проводник инновационного воздействия на объект и обратно). Поскольку успешность события инновации делает его эталонным, таковыми же выступают и перечисленные конкретные компоненты инновационной деятельности, приведшие к этой успешности.

Управляющий инновационным потенциалом менеджеров предприятия проектирует свою деятельность с опорой на объективно сложившееся понимание эталонного субъекта инновационной деятельности, эталонного предмета инновационной деятельности, эталонного средства инновационной деятельности, эталонного объекта инновационной деятельности. Категория события инновации позволяет менеджеру инновационной сферы рассматривать в качестве «эталонных» не столько те требования, которыми сопровождают нововведение авторы новации (новшества), сколько условия реального, конкретного осуществления инновации (нововведения) на предприятии. Соответственно, и подготовка персонала ориентируется управляющим на эти реальные условия нововведения на конкретном предприятии.

Примечание

1 Фостер, Р. Обновление производства : атакующие выигрывают. М. : Прогресс, 1987. 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.