Научная статья на тему '\ собственники \ наша сила - в кладке'

\ собственники \ наша сила - в кладке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ собственники \ наша сила - в кладке»

Строительный бум в крупнейших российских городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, обернулся возросшим спросом на стройматериалы, в том числе и на такой вроде бы простой, как кирпич. Перед вами - рассказ о ведущих российских производителях кирпича.

гы

/

Ирина СЛАВКИНА

Наша сила - в кладке

Показательно, что до скачка цен на жилье в 2003—2005 годах объем российского производства строительного кирпича составлял, по данным аналитического агентства «Инфомайн», 11-11,4 млрд. условных кирпичей ($1,1—1,4 млрд. при средней цене за 1 тыс. условных кирпичей около $100).

В 2003 году объем производства даже упал по сравнению с 2002 годом на 2,5%. За прошлый год выпуск кирпичей всеми российскими кирпичными заводами увеличился на 12% по сравнению с 2006 годом и превысил 13 млрд. условных кирпичей (около 50 млрд. руб.). Причем большая

часть, естественно, поступает в столичный регион — крупнейший в России, имеющий наиболее диверсифицированную структуру по видам, поставщикам, регионам поставки кирпича. Не удивительно, что о ближайших планах по открытию кирпичных заводов или запуске дополнительных мощностей объявляют близлежащие к московскому региону представители бизнеса. Только в одном Центральном федеральном округе 122 кирпичных завода.

Наибольшим спросом на рынке в последние годы пользуется высококачественный керамический облицовочный кирпич, широко применяющийся в кирпичном

и монолитно-кирпичном домостроении. Собственно же для строительства используют более экономичные материалы, например поризованные керамические блоки, равные по размерам 4—15 обыкновенных кирпичей, или такой, как говорят строители, альтернативный кирпичу материал, как железобетонные блоки.

На керамический кирпич и блоки приходится более половины произведенной продукции, остальное — более дешевый силикатный кирпич.

По прогнозам «Инфомайн», производство строительного кирпича в 2008 году составит не менее 6 млрд. условных кирпичей,

У строителей существует такое понятие, как условный кирпич. Поскольку кирпичи могут быть разных размеров, разной формы и обладают разными качествами, то условный кирпич — это кирпич, переведенный по специальной формуле в стандартный размер.

что объясняется активно растущим спросом на него как со стороны предприятий строительного комплекса, так и со стороны индивидуальных застройщиков. Для удовлетворения этого спроса многие российские кирпичные заводы проводят модернизацию технологического оборудования, кроме того, в ближайшие годы в стране планируется построить не менее 20 новых предприятий.

«Следует отметить, — говорит Владимир Троицкий, зам. директора Исследовательской группы «Инфомайн», — что в основном российские кирпичные заводы поставляют свою продукцию на рынки ближайших областей. Однако в последние годы увеличиваются поставки на значительные

расстояния, так как местные кирпичные заводы не могут удовлетворить потребности региональных рынков в современной высококачественной продукции». Прежде всего, речь идет о поставках кирпича из разных регионов в Москву и Московскую область, а также в Ленинградскую область и Санкт-Петербург.

Около 67% российского строительного кирпича идет на жилые дома, 20% — на здания непромышленного назначения (банки, офисы, торговые центры). Примечательно, что на долю школ, больниц, детских садов приходится лишь 8% рынка российского кирпича, а на строительство промышленных зданий — 5%.

Все для «Победы»

Возглавляют список крупнейших российских производителей кирпича компании, входящие в крупные разнопрофильные холдинги: питерское ОАО «Победа ЛСР», принадлежащее группе «ЛСР», и Казанский завод силикатных стеновых материалов (ТАИФ).

«Победа ЛСР» объединяет три завода — «Керамика», «Ленстройкерамика» и «Победа». «Кирпичные» активы ЛСР производят более половины реализуемого в Ленинградской области кирпича. Группа ЛСР — диверсифицированная компания в сфере производства стройматериалов, девелопмента и строительства. В целом

67% российского строительного кирпича идет на строительство жилых домов

группа объединяет более 20 компаний, которые занимаются строительством, девелоп-ментом и производством стройматериалов. Холдингу, в частности, принадлежат московская строительная компания ЗАО «Мос-стройреконструкция», немецкая LSR Europe GmbH, строительные фирмы ЗАО «Гатчинский ДСК» и ЗАО ДСК «Блок» (обе компании занимаются строительством панельных домов), фирма по строительству фундаментов ЗАО «Строительный трест №28». Завоевав питерский рынок, группа в последние годы активно выходит в регионы и за рубеж: офисы компании открыты в Литве, Латвии, Эстонии, Германии и на Украине.

Группу «ЛСР» создал 15 лет назад Андрей Молчанов, ныне основной ее владелец (около 72% акций компании), вместе с однокурсниками экономического факультета

место

Компания

Ведущие российские производители кирпича

3

«Победа ЛСР» завод

ОАО «Казанский ЗАО

завод «Воронежский «Липецкий «Инвест-Силикат-

силикатных комбинат строй- силикатный Стройсервис»

стеновых материалов» завод» материалов»

контролирует Андрей Молчанов Группа «ТАИФ» Борис Затонский Виктор Сазонов Владимир Черепанов

Объем

производства в 2007 году, млн. кирпичей

Выручка в 2007 году, руб.

Использованы данные агентства «Инфомайн»

280,0 234,7

209,2 166,9 139,8

55,0 млн. 44,0 млн. 36,8 м

ГМ1

I j it

lifll

млн.

.■■■iflll

¡прямые инвестиции / №07 (7 5) 2008 | реальный сектор

Санкт-Петербургского университета. Начинался холдинг с компании по проектированию и строительству жилья «Ленстрой-реконструкция». Правда, участники рынка

самой компании, «Победа ЛСР» вышла в прошлом году на предельную мощность производства, выпустив 290 млн. кирпичей. Чистая прибыль ОАО «Победа ЛСР»

Три завода питерской группы «ЛСР» Андрея Молчанова контролируют большую часть кирпичного рынка Северо-Запада страны

Аналитики отрасли прогнозируют ежегодный рост спроса на кирпич на 7-9%

в 2007 году по сравнению с предыдущим возросла в 2,5 раза до 429,8 млн. руб. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг увеличилась в 1,4 раза, до 2 млрд. руб., при росте себестоимости проданных товаров, работ и услуг за год на 30%.

Основанный еще в 1882 году кирпичный завод «Победа» вошел в состав группы ЛСР четыре года назад. В августе 2004 года группа приобрела более 80% его акций у тогдашнего его собственника немецкой группы Knauf (сумма сделки составляла около $40 млн.). Сейчас ЛСР сосредоточила в своих руках почти 100% акций завода.

говорят о том, что успех группы прежде всего связан с хорошими отношениями с петербургской властью, указывая на отчима Андрея Молчанова (Юрий Молчанов — вице-губернатор Санкт-Петербурга). Но гендиректор в интервью СМИ отрицает какие-либо связи между бизнесом своего друга и школьного товарища Андрея Молчанова и высоким постом Молчанова-старшего.

Тем не менее группа «ЛСР» — крупнейший в Санкт-Петербурге девелопер и производитель стройматериалов. А в январе 2008 года основной владелец компании Андрей Молчанов занял пост сенатора от Ленинградской области.

Все три завода компании выпускают керамический кирпич, производственная мощность объединения — 290 млн. кирпичей в год. При этом группа развивает собственную сеть магазинов «Кирпичный центр» и владеет собственной сырьевой базой — карьерами кембрийской голубой глины «Красный бор» и «Ленстройкерами-ка-карьер».

По данным агентства «Инфомайн», объем производства «Победы ЛСР» остался на том же уровне, что и в 2006 году — 280 млн. кирпичей, что в денежном выражении при средней стоимости 3800 руб. за 1 тыс. штук условных кирпичей, составляет около 73 млн. руб. Правда, по данным

Керамический кирпич делают из глины, так что наиболее распространенный его цвет—красный, но сейчас на многих предприятиях внедряют технологию производства и разноцветных кирпичей. Силикатный же (белый) кирпич в отличие от керамического состоит из песка и извести. «Белый» — это. скажем так, естественный цвет силикатного кирпича, но сейчас выпускается и облицовочный тонированный силикатный кирпич. «Готовить» силикатный кирпич стало возможно только после развития новых принципов производства искусственных строительных материалов. Он хорошо поглощает влагу, морозостоек, правда, обладает невысокими теплозащитными свойствами. Несомненное преимущество силикатного кирпича перед керамическим — его повышенные звукоизоляционные характеристики, что немаловажно при возведении межквартирных или межкомнатных стен. Оптимально использовать силикатный кирпич при кладке несущих стен и различных перегородок, его категорически запрещено применять при закладке фундамента, класть печи, камины, трубы, цоколи. Крупнейшие производители силикатного кирпича в России принадлежат крупным промышленным холдингам, в частности корпорации «ТАИФ».

Что до наиболее востребованного в индивидуальном и массовом строительстве керамического кирпича, то предприятия стремятся по максимуму разнообразить его формы и виды. Кирпич может быть гладким, с мелким и грубым тиснением, разноцветным — для строительства элитных коттеджей и домов. Керамический кирпич может применяться практически везде: при закладке фундамента, возведении несущих стен и межкомнатных перегородок, в печах и каминах (кроме тех мест, где происходит непосредственное соприкосновение с огнем), для облицовки зданий и их внутренней отделки. При этом он устойчив к различным внешним негативным воздействиям, что проверено временем. Словом, он прочен, износостоек, морозостоек, влагоустойчив, хорошо удерживает тепло. Более того, керамический кирпич быстро высыхает Это «дышащий материал» — обеспечивает благоприятный климат. Керамический кирпич изготовлен из экологически чистого натурального сырья — глины. Высококачественный керамический кирпич стоит от 14 рублей, силикатный от 6 до 10 руб. штука.

Надо сказать, что в отличие от собственников цементных заводов, владельцы кирпичных вкладывают миллионы долларов в создание современной технологии производства, без которой не получится ни популярного разноцветного облицовочного кирпича, ни тех же блоков столь популярных сегодня в строительстве. В частности, в номенклатуре «Победы» помимо обычных строительных керамических полнотелых кирпичей, красного облицовочного кирпича имеются еще и теплые керамические пори-зованные камни и блоки с улучшенными теплотехническими и качественными свойствами.

В конце 90-х группа купила акции завода «Керамика», более молодого (он основан в середине 30-х годов прошлого столетия), но не менее известного, чем «Победа».

В 1997 году завод первым в России приступил к серийному выпуску сверхэффективного (высокопустотного) лицевого и строительного кирпича с особыми теплотехническими характеристиками. «Керамика» — первый кирпичный завод в России, прошедший в 1996 году добровольную сертификацию продукции, изготовленной на отечественном оборудовании.

Всего предприятие выпускает около 40 видов высококачественного кирпича и керамических изделий различного профиля, размеров, марок и оттенков, в частности красный лицевой кирпич (гладкий и рельефный), красный лицевой кирпич формата евро (гладкий и рельефный), фигурный кирпич.

И, наконец, еще один ценный актив компании — завод «Ленстройкерамика», единственный на Северо-Западе России, освоивший выпуск кирпича особой прочности М 250-300. Ежегодно он выпускает до 80 млн. штук этого кирпича. Завод был основан в 1897 году на Чкаловском месторождении голубых кембрийских глин в Ленинградской области. Основная продукция предприятия — пустотелый и полнотелый керамический кирпич для строительства зданий любой этажности с уникальными показателями прочности и морозостойкости.

В 2007 году группа «ЛСР» одной из первых и немногих строительных компаний успешно провела IPO на Лондонской бирже,

где привлекла $772 млн. Судя по всему, именно часть средств от IPO группа вложила в строительство двух заводов (один - по производству цемента, другой - кирпича) в Ленинградской области. Но в целом для введения их в строй, по словам гендиректора группы Игоря Левита, требуется около $1 млрд. Запуск заводов намечен на 2010 год.

Стройка казанская

За ленинградскими предприятиями следует Казанский завод силикатных стеновых материалов — собственность группы «ТАИФ». Всего в холдинг входит около 90 компаний — нефтегазоперерабатывающих, телекоммуникационных, строительных, словом, значительная часть продукции казанского завода идет на удовлетворение нужд холдинга.

Понятно, что по оснащенности современным оборудованием завод не отстает от лидера. Например, в прошлом году здесь были установлены немецкие высокопроизводительные гидравлические прессы БСП-600 нового поколения.

В сентябре 2004 года ТАИФ купил и включил в состав компании Шелангов-ский завод керамического кирпича, расположенный в Верхнеуслонском районе Татарстана. Подразделение «Шеланга» включает в себя сезонный завод, где производят рядовой полнотелый керамический кирпич, и высокоавтоматизированный цех по выпуску лицевого утолщенного пустотелого

В урало-сибирском регионе, переживающем строительный бум, существует дефицит

кирпича

Казанский завод был запущен в 1931 году, а в 2006 году вошел в состав группы «ТАИФ». Всего в Татарстане 49 кирпичных заводов и этот — один из крупнейших. Помимо собственно силикатного кирпича, в том числе цветного и рельефного, завод выпускает и ячеистый бетон (газобетон), колотый кирпич, керамический полнотелый и пустотелый кирпичи, трехпу-стотный камень.

Казанский завод силикатных стеновых материалов (группа «ТАИФ») во главе с 36-летним Джамилем Саляховым — один из самых современных заводов отрасли

о о га о т в е н н

кирпича и камня по ГОСТ 530-95 «Кирпич и камни керамические». На заводе используются передовая технология «Фукс-ИТО» (интенсивная сушка и обжиг кирпича), оборудование ведущих фирм Австрии, программное управление фирмы Siemens на базе микропроцессоров системы «Симатик». Особенности этой технологии: использование обжиговых вагонеток для обработки

¡прямые инвестиции / №07 (75) £008 | реальный сектор

Крупные строительные компании в основном используют кирпич собственного производства

кирпича в сушилке туннельного типа, автоматическая укладка сырца и разгрузка обожженного кирпича. В 2005 году на производстве «Шеланга» осуществили дополнительное техническое перевооружение, в результате которого выпуск продукции в 2006 году достиг 10 млн. штук условного кирпича в год.

Управляет компанией 36-летний Джа-миль Саляхов — выпускник Казанского высшего танкового училища и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. До прихода на завод в 2001 году топ-менеджер работал директором ООО ТД «Сантехприбор». По данным аналитического агентства «Инфомайн», объем производства казанского завода увеличился за прошлый год на 4,7 млн. условных кирпичей, до 234,7 млн. кирпичей. Выручка от продажи произведенной заводом продукции составила около 61,7 млн. рублей.

Все вокруг народное

Третье и четвертое места занимают Воронежский комбинат стройматериалов и Липецкий силикатный завод.

Воронежским комбинатом руководит топ-менеджер со стажем — почетный строитель России 68-летний Борис За-тонский, выпускник Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Трудовую карьеру нынешний гендиректор начинал учеником токаря, комбинат возглавил в 2003 году. Его предшественник, выпускник того же ВУЗа 73-летний Василий Жаглин, в том же году перешел на должность председателя совета директоров комбината.

Построили завод (изначально он назывался Воронежский завод силикатного кирпича) вскоре после окончания войны. Несколько маломощных кирпичных заводов Воронежской области не справлялись с ликвидацией послевоенной разрухи. Сегодня комбинат входит в тройку крупнейших в России производителей силикатных изделий. Это единственный в стране поставщик минераловатной плиты повышенной жесткости для нужд судостроения, в том числе и подводного флота. Тем не менее основная продукция комбината — силикатный кирпич различных модификаций, ми-нераловатная плита и газосиликатные блоки из ячеистого бетона, выпускаемые по европейским стандартам. Правда, для модернизации завода топ-менеджеры выбрали отечественное оборудование. Купили, к примеру, в 2006 году три пресса, выпущенные харьковским заводом «Красный октябрь». «Параллельно мы проработали новшества в рецептуре приготовления

массы, провели неоднократные лабораторные исследования, отработали режимы автоклавной обработки готовой продукции. Производительность каждого из трех смонтированных прессов — 1 млн. штук кирпича в месяц», — говорит Борис Затонский. Особенно руководство комбината гордится высокопрочным силикатным кирпичом марки 250 для строительства зданий высотой более 20 этажей.

Свою продукцию комбинат успешно реализует, помимо Воронежской области, в близлежащих регионах. «Себестоимость 1 тыс. кирпичей, — считает наш собеседник, — составляет около 4 тыс. руб., а перевозка такого же объема в Москву обойдется в 3,5 тыс. руб.». Тем не менее завод Затон-ского входит в число крупнейших поставщиков кирпича в Московский регион, так же, как и Липецкий комбинат силикатных изделий, о котором речь пойдет дальше. Объем производства компании увеличился в прошлом году более чем на 30 млн. условных кирпичей, составив 209,2 млн. кирпичей (в денежном выражении — 55 млн. рублей).

Что касается вопроса владения комбинатом, то, по словам его руководства, акции принадлежат трудовому коллективу. «Для нашего коллектива комбинат — это дом, — говорит Борис Затонский. — Люди труда — хозяева этого дома, акции принадлежат им. И будущее комбината тоже принадлежит им. И все, что делается сегодня, будь то строительство нового цеха, реконструкция столовой, санчасти или благоустройство территории, делается для них». По другим данным, большая часть акций завода принадлежит топ-менеджменту.

Еще один «народный» комбинат — ОАО «Липецкий силикатный завод», построенный в 1938 году. Как следует из годового отчета комбината, его уставной капитал более 8,24 млн. руб. разделен на 41203 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 200 руб. Акционеры компании — 4 юридических лица и 308 сотрудников. Что именно за юрли-ца являются акционерами капитала, на самом комбинате не раскрывают. Глобальных реконструкций завод не проводит, ограничиваясь поэтапным ремонтом конвейеров и складов, заменой изношенных прессов.

Свою продукцию комбинат поставляет в Москву, Тамбов, Воронеж, Рязань, Тулу. Объем производства этого завода подскочил за прошедший год со 138 млн. кирпичей до 167 млн., выручка завода от продажи произведенной продукции составила около 44 млн. руб. Специализируется комбинат на выпуске силикатного кирпича (утолщенного полнотелого разных марок), стеновых блоков из ячнистого бетона, стеновых панелей из того же материала, а также плит перекрытия. В прошлом году

на комбинате ввели линию по производству цветного силикатного кирпича. По словам представителей комбината, на этот шаг компанию подвигла обострившаяся конкуренция на рынке стройматериалов. Возглавляет комбинат Виктор Сазонов — глава комитета по экономике Липецкого облсо-вета. Именно ему на рынке приписывают контроль над комбинатом.

В Тюменской области, кстати, по замечанию строителей, и вовсе наблюдается дефицит стеновых материалов, главным образом, кирпичей,перегородочных и стеновых силикатных блоков. Кроме того, с гордостью поведала СМИ Любовь Суханова, заместитель гендиректора по маркетингу, специалисты предприятия разработали и внедрили автоматизированную

По словам гендиректора Воронежского комбината стройматериалов почетного строителя России 68-летнего Бориса Затонского, акции комбината принадлежат трудовому коллективу

Работники завершающего наш список лидеров ООО «Инвест-Силикат-Стройсер-вис» считают, что конкурентная ситуация на рынке далека от критической. Урало-Сибирский регион переживает строительный бум. С начала года здесь построено 3,5 тыс. квартир общей площадью 245 тыс. кв. м — на 11,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Лидирует по темпам строительства жилья Тюмень и Тюменский район.

систему дозирования компонентов сырьевой смеси. Работа предприятия в последние три года направлена на повышение качества продукции. Кирпич лицевой цветной пустотелый вошел в реестр «100 лучших товаров России».

Любовь Суханова отмечает, что на рынке производства кирпичей нет и не может быть конкуренции — материалов в любом случае не хватает, поэтому местные

строители не только активно раскупают продукцию всех местных производств, но и привозят из других регионов. Сегодня «Инвест-Силикат-Стройсервис» выпускает порядка 100 млн. штук кирпичей в год. В будущем году завод планирует увеличить производство на 25% за счет установки еще одного пресса.

Возглавляет этот самый крупный на Урале и в Сибири завод силикатных строительных материалов Владимир Черепанов — представитель ассоциации строителей России в Тюменской области. На комбинате он проработал 30 лет, 28 из них — в руководстве.

По словам игроков этого сектора рынка, сегодня в строительстве уменьшается потребление силикатного кирпича. Крупные застройщики и проектные институты перестали рассчитывать на силикатный кирпич как основной конструкционный материал для возведения стен зданий и сооружений. Строительство жилья ведется преимущественно в монолитно-каркасном варианте.

И тем не менее специалисты аналитического агентства «Инфомайн» прогнозируют ежегодный рост спроса на кирпич на уровне 7-9% именно в связи с продолжающимся увеличением объемов строительства, несмотря на рост цен и использование альтернативных материалов. Ц

о о б с т в е н н

II3223. Г Мйшы а.'п

Те* лфгчс . ВЭ7 « 81 " 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь™ .п1ьф1№«|;иш www.rnvestru.ru

¡прямые инвестиции / №07 (75) £008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.