Научная статья на тему '\ собственники \ на крыше дома своего'

\ собственники \ на крыше дома своего Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ собственники \ на крыше дома своего»

\ СОБСТВЕННИКИ \

На

дома

своего

Кризис — самое подходящее время для индивидуального строительства: большинство стройматериалов подешевели. К началу строительного сезона мы предлагаем читателям рейтинг крупнейших производителей кровельных материалов.

Непобедимый рубероид

До середины 1990-х годов перечень применяемых кровельных материалов в России был крайне ограничен. Для покрытия скатных крыш использовали асбестоцементный шифер или оцинкованную сталь, а для плоских кровель, которые стали доминировать с развитием индустриального домостроения, — рубероид. С середины 1990-х, то есть с началом роста объемов строительства, в нашу страну были импортированы новые материалы и технологии.

Сегодня на кровельном рынке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, по разнообразию материалов отечественное предложение даже больше, чем на Западе. С другой — применение всего этого многообразия у нас ограничено небольшим количеством экономически развитых, богатых регионов и устаревшей нормативной базой.

Стоимость шифера и рубероида за последние полгода снизилась незначительно — на 5-10%. Однако связано это не столько с кризисом, сколько с сезонным спадом в строительстве. Так, цена шифера в феврале, в зависимости от региона и производителя, составляла 70-150 руб. за кв. м. Рубероид в среднем стоил 35 руб. за кв. м.

Можно выделить две основные категории покрытий: для плоских и для скатных кровель. Наиболее распространенным видом кровельных материалов до сих пор остается асбестоцементный шифер. Его доля на скатных

кровлях в России по некоторым оценкам достигает 70%. По объемам применяемого асбестоцементного шифера наша страна лидирует в мире. И дело здесь даже не в том, что это самый дешевый, знакомый и доступный всем слоям населения материал. Главная причина заключается в запрете в целом ряде экономически развитых стран на его применение (в США и странах ЕС он считается небезопасным для здоровья людей).

Объем выпуска асбестоцементного шифера в России с начала века практически не изменяется, несмотря на активизацию строительной отрасли. В последние годы его производство стало даже сокращаться. По оценке Abarus MR, за 2008 год выпуск шифера в России уменьшился на 20% и составил 1426 млн. условных плит. Ведущие асбес-тоцементные комбинаты (Себряковский, Белгородский, «Красный строитель») производят 47% этой продукции.

На втором месте по объемам реализации находятся мягкие рулонные битуминозные материалы для плоских кровель. Их производство с 1998 по 2007 год увеличилось в России почти в два раза и достигло 618,2 млн. кв. м. По итогам прошлого года, согласно данным аналитического агентства ABARUS Market Research, выпуск мягких кровельных материалов составил около 720 млн. кв. м.

Необходимо отметить, что благодаря росту конкуренции и запросов потребителей производители битумных рулонных материалов стали усовершенствовать

технологии. Удалось добиться увеличения срока службы таких кровель в два — три раза. В результате объем производства рубероида — лидирующего среди мягких кровельных битуминозных материалов — уменьшился: с 93% в 1998 году до 70% в 2008-м.

«Множество недостатков шифера и дешевых битумных рулонных материалов (типа рубероида) пока компенсируется низкой ценой. Но это единственное их преимущество перед другими материалами, — отмечает главный редактор журнала «Кровли» Анна Молчанова. — Объемы реализации, которыми могут похвастаться сегодня производители такой продукции, объясняются попытками муниципалитетов и наших граждан, которые не имеют в своем распоряжении больших средств, сэкономить. И если шифер еще худо-бедно будет лежать, то плоские кровли из дешевых битумных рулонных материалов потом приходится латать регулярно».

Шиферу в скатной крыше сегодня может «противостоять» только кровельное железо, доля которого в общем объеме производства кровельных материалов достигает 20%. Наиболее распространенный вид металлической кровли — листовая и рулонная оцинкованная сталь с полимерным покрытием. Долговечность такой кровли — около 30 лет. По оценкам специалистов, общее потребление оцинкованного проката в России в 2006 году составило 1,6 млн. т, полимерного — 740 тыс. т. По самым примерным оценкам объем кровельного оцинкованного проката в России в 2006 году составил 70 млн. кв. м, а профнастила — не меньше 80 млн. По мнению экспертов Национального кровельного союза, рынок металлических кровельных материалов растет хорошими темпами — около 15% в год. Явного лидера здесь нет, доля ведущих производителей колеблется от 7 до 10%.

Ведущие производители кровельных материалов

сч ч сч

032,70 (43,39)* О 3,48

О 3,27 01,06 (1,40) О 0,64

tq

S

I

о

Корпорация

«ТехноНИКОЛЬ»

ОАО

«Себряковский комбинат асбестоцементных изделий»

ГК

«Металл Профиль»

ЗАО

«Оргкровля»

ЗАО

«Мягкая кровля»

о

Игорь Рыбаков и Сергей Колесников

Василий Сивокозов

Игорь Ходин

ООО «Ксим»

Олег Ермаков и Владислав Тимофеев

14 13

Л g § §

&

*В скобках данные за 2008 год

440 12,4

млн. кв. м млн. кв. м мягких гибкой кровельных черепицы материалов SHINGLAS

481,5

млн. усл. плит шифера

500 тыс. т

металлочерепицы

40

млн. кв. м мягких кровельных материалов

Данных

не предоставили

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (84) 2009 55

\ СОБСТВЕННИКИ \

Основатели «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников (справа) и Игорь Рыбаков начинали с ремонта крыш, а сейчас владеют крупнейшей компанией кровельных материалов в России.

Еврошифер с чистого листа

Хорошую динамику роста потребления демонстрирует принципиально новый для российского рынка материал, производство которого в нашей стране было основано совсем недавно, в 2007-2008 годах, — кровельные ПВХ-мембраны. Это прямой конкурент для битумных рулонных материалов на плоских кровлях, особенно больших площадей. В 2008 году объем рынка мембран увеличился, по данным экспертов, до 25 млн. кв. м. Тем не менее отечественных производителей в этом сегменте всего два — «ТехноНИКОЛЬ» и «Пеноплэкс».

На смену же шиферу приходят новые листовые материалы — еврошифер (известный многим как ондулин — по наименованию наиболее распространенной марки), металлочерепица и гибкая битумная черепица (шинглс).

Согласно данным ABARUS Market Research, доля еврошифера на российском рынке кровельных материалов для скатных крыш составляет около 4%. В основном его производит компания Onduline. В Нижнем Новгороде в 2008 году был пущен первый отечественный завод по производству ондулина, мощность которого составляет 12 млн. кв. м материалов в год (или 6 млн. листов).

Большой популярностью у потребителя пользуется металлочерепица — штампованные кровельные листы, имитирующие фактуру натуральной керамической черепицы. Эксперты рынка с уверенностью говорят об устойчивой ее популярности среди российских потребителей. Приблизительные подсчеты позволяют оценить объем рынка металлочерепицы на сегодняшний день — это около 50 млн. кв. м.

Необходимо упомянуть о натуральной черепице, спрос на которую ежегодно увеличивается на 5-10%. По оценке специалистов ABARUS MR, в 2008 году было выпущено 2164 тыс. кв. м черепицы. Увеличение ее производства объясняется стремлением все большего числа людей жить в домах, построенных из натуральных материалов. Крупнейший производитель черепицы в нашей стране — компания Вгаав-ДСК1.

Финансовый кризис, от которого наиболее сильно пострадал строительный сектор, ударил и по производителям кровельных материалов: произошло падение спроса на их продукцию, местами наметилась тенденция к кризису неплатежей. Сокращение производства коснулось практически всех заводов кровельных и гидроизоляционных материалов. Так, в конце ноября прошлого года стало известно, что «ТехноНИКОЛЬ» законсервировала два своих завода. ЗАО «Мягкая кровля» в ноябре сократило выпуск продукции на 2/3. Эксперты прогнозируют, что количество компаний, производящих кровельные материалы, сократится. Некоторые из них не выдержат длительного простоя и уйдут с рынка.

Ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов прогнозирует в 2009 году уменьшение объема производства кровельных материалов всех видов на 23-26%, причем их продажи сократятся на 17-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, можно говорить о том, что кровельный рынок в 2009 году будет находиться в кризисе, как и все прочие сферы

строительной индустрии. Но этот сектор будет поддержан спросом потребителей, желающих отремонтировать свою недвижимость, а значит, перенесет кризис гораздо легче остальных.

Универсальный «ТехноНИКОЛЬ»

Безоговорочный лидер производства кровельных материалов в России — корпорация «ТехноНИКОЛЬ». Основанная в Москве в 1993 году выпускниками Московского физико-технического института Игорем Рыбаковым и Сергеем Колесниковым, компания за 15 лет расширилась до 34 заводов, расположенных в 13 регионах России, а также на Украине, в Белоруссии, Литве и Чехии. Ее ассортимент включает более 20 наименований продукции, в том числе: битумно-полимерные мембраны, гибкую черепицу, рубероид и другие материалы для плоской и скатной кровли, теплоизоляционные материалы из минераловатного утеплителя и экструзионного пенополистирола. Наиболее рентабелен выпуск продуктов для скаткой кровли (гибкая черепица).

Достигнуть планового роста в 45-50% за прошлый год не удалось из-за кризиса. Однако и итоговые 33% — неплохой результат. В базовом для компании сегменте рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов рост к 2007 году составил порядка 15%.

За 2008 год компания увеличила долю своей продукции на рынке битумных рулонных материалов примерно на 7% притом, что сам рынок в натуральном исчислении в этот период стагнировал (665 млн. кв. м). Сегодня доля «ТехноНИКОЛЬ» на рынке рулонной кровли составляет более 60% практически на всей территории СНГ.

В сегменте ПВХ-мембран продукция компании доминирует — 35-40% общих объемов.

На рынке скатных кровель (шинглас) доля «ТехноНИКОЛЬ» в 2008 году выросла с 30 до 36%, и в результате компания обогнала по объемам продаж своего главного конкурента — итальянскую компанию Теяо!а. Выручка «ТехноНИКОЛЬ» с НДС за 2008-й составила 43,4 млрд. рублей.

Уклаудио шифер

ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (СКАИ) — один из крупнейших заводов в России, выпускающий волнистый и плоский шифер. Каждый третий лист в стране теперь производится на этом комбинате. В прошлом году здесь были введены три дополнительные технологические линии по выпуску семиволновых асбес-тоцементных листов (шифера) мощностью 180 млн. плит в год, что позволило СКАИ стать лидером кровельного рынка по производству шифера (доля компании — 28,4%). За 2007 год выручка составила 3,48 млрд. рублей.

По неофициальным данным, компанию контролируют члены семьи президента СКАИ Василия Сивокозова, который работает на комбинате со дня его основания в 1955

Сегодня все большее число людей стремятся жить под крышей, изготовленной из натуральных материалов.

году. Здесь он начинал механиком цеха. В 1989 году, когда на волне перестройки коллективам дали право выбирать руководителей, Сивокозова шиферники избрали на должность директора комбината. С тех пор были освоены технологические линии по производству цементно-песчаных блоков, цветного шифера, профильного проката и штампованных изделий для системы сухого строительства.

Мощный «Профиль»

Группа компаний «Металл Профиль», основанная в 1996 году, — ведущий российский производитель тонколистовых кровельных и стеновых материалов. Компания начинала с одного небольшого производства и единственного офиса в Москве. Сейчас в группу «Металл Профиль» входят уже 11 заводов и более 50 торговых представительств в различных регионах России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Среди постоянных клиентов — такие организации, как Сбербанк России, Русская Православная Церковь, Атоммаш, Таганрогский металлургический комбинат, пивоваренная компания «Балтика», торговые сети «METRO» и «АШАН».

С момента своего основания группа компаний «Металл Профиль» лидировала среди отечественных фирм в создании инновационных производств кровельных и стеновых материалов и добилась лидерства в производстве металлочерепицы. Вскоре компания оставила позади не только российских производителей, но также и все импортные марки. Сегодня каждая четвертая металлочерепич-ная крыша в России покрывается кровлей производства «Металл Профиль». Факт тем более значимый, если учесть, что всего в стране насчитывается около 50 компаний — производителей этого материала и более 700 фирм предлагают импортную продукцию. В год «Металл Профиль» реализует около 500 тыс. т продукции из тонколистовой стали при емкости рынка 4 млн. т профилей в год.

По словам вице-президента компании Анатолия Мороза, кризис привел к уменьшению спроса со стороны крупных заказчиков, отсутствию кредитования, сокращению предложения и ухудшению условий поставок сырья. Выручка за 2007 год составила 3,2 млрд. руб. Совладелец компании — гендиректор «Металл Профиль» Игорь Ходин.

Рязанский бизнес

ЗАО «Оргкровля» более 35 лет работает в сфере производства мягких кровельных материалов и разработки кровельных технологий. Объединение — один из крупнейших отечественных производителей в этой сфере. География присутствия — почти вся территория РФ и стран СНГ.

Компания удерживает 12-13% рынка наплавляемых кровельных материалов, выпуская в год 40 млн. кв. м. Суммарная выручка за 2008 год составила 1,4 млрд. руб., включая НДС. Средняя рентабельность бизнеса составляет 18-20%. Гендиректор компании Юрий Гавриков признает, что кризис отрицательно сказывается как на объемах реализации, так и на рентабельности.

Своих владельцев компания не раскрывает. Известно, что ЗАО «Оргкровля» находится в собственности ООО «Ксим», которое, по словам Юрия Гаврикова, держат рязанские бизнесмены.

Мягкая кровля

Самарский толево-рубероидный завод по праву всегда считался флагманом производителей кровельной промышленности страны. Его совладельцами выступают нынешний директор компании Олег Ермаков и его партнер Владислав Тимофеев, которые приобрели производство после дефолта — в 1999 году.

Известно, что Ермаков окончил Военную аэрокосмическую академию имени Можайского, он специалист в области радиоэлектроники. Вернулся в Самару в 1991 году с Дальнего Востока в возрасте 30 лет, уволившись из рядов Вооруженных Сил, занялся бизнесом. Увлекается классической литературой по экономике.

Когда Олег Ермаков с Владиславом Тимофеевым покупали компанию, завод фактически был банкротом. Производство кровли упало с 96 млн. кв. м в 1989 году до 7 млн. в 1998-м. Сегодня самарское предприятие «Мягкая кровля» — один из главных производителей рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов в России. В сезон (с июня по сентябрь) объем выпускаемой заводом продукции может достигать 10 млн. кв. м в месяц. В общем объеме кровельных материалов доля рынка «Мягкой кровли» составляет около 3,5-5%. Всего предприятие производит 30 наименований продукции, большую часть которой реализует под брендом «АРМОКРОВА».

С ноября 2008 года завод снизил объемы продаж. Этот спад на предприятии объяснили не столько кризисной ситуацией в стране, сколько спецификой работы: продажи в отрасли зависят от сезона: с ухудшением погоды, востребованность в кровельных материалах уменьшается.

Однако, по словам представителя компании Ольги Якимовой, 2008 год оказался практически бесприбыльным. Наибольшую угрозу бизнесу в сфере кровельных материалов наряду с сокращением объемов строительства, удорожанием банковских кредитов и прочим, представляет повышение тарифов естественных монополистов.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (84) 2009 5 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.