Научная статья на тему 'Соборное Уложение 1649 (фрагменты)'

Соборное Уложение 1649 (фрагменты) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4300
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соборное Уложение 1649 (фрагменты)»

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА1

(фрагменты)

Соборное Уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Из памятников права других народов нашей страны Соборное Уложение можно сравнить с Литовским статутом, но и от него Уложение выгодно отличается. Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.

Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный закон. Уложение заключает в себе материал, относящийся не к одной, а, пожалуй, ко всем отраслям права того времени. Это скорее небольшой свод законов. В то же время уровень систематизации в отдельных главах, посвященных конкретным отраслям права, еще не настолько высок, чтобы его можно было назвать в полном смысле слова кодификацией. Таким образом Уложение и не кодификация и даже не совокупность кодексов.

Тем не менее, систематизацию правовых норм в Соборном Уложе -нии следует признать весьма совершенной для своего времени. Впервые закон делится на тематические главы, посвященные если не определенной отрасли права, то, во всяком случае, имеющие конкретный объект нормирования.

Печатается по: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т. Т. 3. М. : Юридическая литература, 1985.

РУНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ГЛАВА IX. О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ, И О МОСТАХ

1. В которых в государевых дворцовых селех и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастырских вотчинах, и бояр и околничих и думных и ближних людей и столников и стряпчих и дворян московъских и дьяков и жильцов и дворян и детей боярских городовых и иноземцов и всяких чинов людей в поместьях и в вотчинах, в селех и в деревнях, мыты и перевозы, и на тех перевозех и на мытах з дворян и з детей боярских и с иноземцов и со всяких служилых людей и с их людей и в запасов и з гонцов, которые посланы будут для государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины нигде не имати. И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкой, и послати свои государевы грамоты, чтобы с служилых людей, з дворян и з детей боярских и с иноземцов и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов ни кто ни где мыту и перевозу и мостовщины не имал.

2. А будет по мытом мытчики, и по перевозом перевозщики, и по мостом мостовщики с служилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов учнут имати мыты и перевозы и мостовщину, чрез сей государев указ и боярской приговор, и тем людем на тех мытчиков и на перевозщиков и на мостовщиков бити челом государю, и про то, сколко с них кто возмет мыту и перевозу и мостовщины, спрашивати их по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси крестному целованию, кто имяны мытчики и перевозъщики и мостовщики взяли с них мыто и перевоз и мостовщину, и сколько взяли. Да что которой челобитчик, дворянин, или сын боярской, или иноземец про то скажет по государеву крестному целованию сам, а не люди их и не крестьяне, и по тем их скаскам на тех мытчиках и на перевозъщиках и мостовщиках мыто и перевоз и мостовщина доправити втрое, и отдати тем людем, у кого взято будет, да тем же мытчиком, и перевозъщиком и мостовщиком учинити наказанье, бить кнутом.

3. А будет служилых людей запасы везли люди их и крестьяне без них не на продажу, а с тех их людей и крестьян мытчики и перевозъщики и мостовщики возмут мыто и перевоз и мостовщину, и про то те их люди и крестьяне скажут, по государеву крестному целованью, и по тем люцким и крестьянским скаскам на мытчиках и на перевощиках и на мостовщикех мыто и перевоз и мостовщину по тому же взяти втрое, и отдать тем людем, у кого взято. А будет кто в челобитье в своем прибавит, что его на перевозе или на мыту лаяли и били и грабили, и того искати судом, и в тех делах указ учинити по суду и по сыску.

4. А будет которые московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытом и по перевозом и по мостом учнут с собою провозить торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщетца, и тех людей бить кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдать мытовщиком и перевозъщиком и мостовщиком.

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозом и по мытом учнут пролыгатца имяны служилых людей, а про то сыщетца, и тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на государя пени по пяти рублев с человека. А имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье.

6. А в головах и в целовалникех в таможнях и на кабакех и на мытах и на перевозах и на мостах, которые таможни и кабаки и мыты и перевозы и мосты в городех, и в уездех, в государевых дворцовых селех и в черных волостях, опричь посадских людей и дворцовых сел крестьян, ничьим людем и крестьяном не быти.

7. Тако же и в зимнее время на реках от берегов и около мостов для мостовщины в городех и в государевыхдворцовых селех и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастыръских вотчинах и в боярских и околничих и думных людей и столников и стряпчих и дворян московских и дияков и жилцов и городовых дворян и детей боярских и дворовых людей в вотчинах и в поместьях льду не окалывати, и служилым и торговым и всяких чинов людем тем убытков не делати. А кто для своей корысти учнет мосты окалывати, а про то сыщется, и тем чинити наказание, бити кнутом, и пеню имати, что государь укажет.

8. Да и постоялово в дорогах, в селех и в деревнях, с служилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы послати государевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинити заказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никто постоялово не имал.

9. А в которых селех и в деревнях и по дорогам на мостах и на плотинах, и на реках, и на перевозех, и на торгех изстари мыта не бывало, и в тех местех новых мытое никому не вымышляти и не заводити ни которыми делы, опричь тех мест, в которых местех мыты и перевозы изстари были, и на которые мыты и перевозы и мосты кому жаловалные грамоты даны.

10. А кто мыт, или перевоз, или мостовщину заведет внов для своего пожитку своим вымыслом без указу, и у него то все взяти на государя.

11. А которые мосты и перевозы за кем в вотчине, или в поместье, по жаловальным грамотам из давних лет и тем людем в тех своих вотчинах по дорогам гати и мосты и плотины починивати собою, и были бы у них те гати и мосты креки, чтобы на тех мостах и гатех проезжим мсяклм людем ни за чем простою и задерживания и убытков не было.

12. А будет кто помещик, или вотчинник в поместьях и в вотчинах своих учнут мыт и перевоз и мостовщину збирати, а мостов и гатей и плотин починивать не велят, а у проезжих нлужилых и у п всяких людей будет в тех местех, где худые мосты и плотины и гати, м учнут какие убытки чинитися, у служилых людей будет в тех местех ят потонут, или погрязнут лошади, или запасы, или служилая и всякая н рухлядь, а у торговых людей товары, или у кого у иного что ни буди, и к те все убытки тем всем проезъжим людем взяти, по суду и по сыску, на и

права'

170

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

■СТНИК

тех помещиках и вотчинниках, у которых те худые мосты и плотины и гати будут, и велеть тем вотчинником и помещиком в тех местех зделати мосты и гати и плотины новые, чтобы однолично у них на тех мостах и гатях впредь проезжим людем ни за чем простою и убытков не было.

13. А будет где и на государевых мостах и на перевозах, где будут верные головы и целовалники, или откупщики, проезжим людем учнут чинитися какие убытки и простои для же того, что у них мосты и на перевозех пороиы и плоты будут худы, и те убытки проезжим людем по суду и по сыску взяти на верных головах и целовалниках, или на откупщиках. И приказывати верным головам и целовалником и откупщиком о том накрепко, чтобы у них однолично мосты и на перевозех поромы и иные суды и плоты были крепки, и чтобы у них на тех мостах и на перевозех однолично никому проезжим людем ни за чем простою и убытков не было.

14. А будет кто помещики, или вотчинники старыя дороги потопят прудами, или вспашут к своей земле для своей корысти, и тем помещиком и вотчинником, вместо тех старых дорог, учинити на своей земле, блиско тех старых дорог, новые дороги таковы же, каковы старые дороги были, чтобы теми новыми дорогами всяким проезжим людем с тяжелыми возы ездити было мощно и не далеко.

15. А будет помещики и вотъчинники новыя дороги проложат хуже старых дорог, или перед старою дорогою объезд будет далеко, и тем вотчинникам и помещиком велеть очистити старыя дороги.

16. А будет в чьем поместье или в вотчине на дороге проезд худ, на грязях гатей и на грязных реках мостов нет, и изстари не бывало, и тот помещик, или вотчинник учнет бити челом, чтобы ему на тех грязных местех велеть, для проезду всяких людей, зделати мосты, а за протори его збирати ему с проезжих людей мостовщину против иных мостов, и о тех новых мостах делати указ по досмотру и по сыску.

17. А которыми реками суды ходят, и на тех реках прудов новых и плотин и мелниц не делати, чтобы по тем рекам новыми прудами и плотинами судового ходу не переняти.

18. А будет кто на такой реке плотину и зделает, и ему у той плотины для судового ходу зделати ворота, чтобы теми вороты мочно было судам ходити. Также на которых реках зделаны будут по старине, а не внов езы для рыбныя ловли, а судовой ход тою рекою бывает же, и на тех езах для судового ходу делати ворота же, а наглухо тех езов через такие реки городити не велеть для того, чтобы судового ходу не переняти, а мытое бы на тех новых езах и на прудах и на плотинах отнюд не было.

19. А которые люди всяких чинов, не бив челом государю, самовольством на своих на вотчинных и на поместных водах по дорогам завели мыты и перевозы и мостовщины, и перевоз и мыт емлют самовольством внов, в которых местех напередь сего не бывало, а иные внов поставили мелницы, и тем воду подняли, а преже сего в тех местех бывали дороги и броды, и они теми запрудами дороги и броды

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

отняли, и со всяких чинов с людей емлют перевоз и мостовщину и мыт, и тем перевозом и мостом и мытом впредь не быти, и те мелницы и мосты и перевозы свести.

20. А будет ис тех людей, которые мелницы внов поставили, учнет кто бити челом государю, чтобы у них мелниц не ломать, и тем мелницам по их челобитью быть. А велеть им в тех местех, где бывали старые дороги, зделати для проезду всяких людей мосты и перевозы устроити добрые, а ездити теми их мостами и перевозами всяких чинов людем, чей кто ни будь, без мостнвщины и бес перевозного для того, что они мелницы по дорогам устроили, и перевоз завели, где преже сего не бывало, для своего пожитку самовольством, не бив челом государю. А будет они впредь учнут мостовщину и перевоз, или мыто имать, или впредь мосту и перевозу у них не будет, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и те их мелницы и заплоты сломать, чтобы теми их мелницами и заплотами дорога впредь была не заперта, и служилым бы и всяким людем, чей кто ни будь, в проезде мешканья и убытка не было.

□ >

и I

е Л

>

права

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ГЛАВА XIX. О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ А В НЕЙ 40 СТАТЕЙ

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи владычни и монастырский и бояр и околничих и думных ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промы шляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы бездетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабалные люди, а отцы их и родители их были посадския, люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истоники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб.

2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов люди з земель с тех, которые построены были блиско московских посадов, торговые и ремесленые люди и розданы в тяглыя сотни и тем людем быть впредь бесповоротно за государем, где кто в тягло отдан.

3. А которые люди на Москве и в городех живут на церьковных землях поповы дети, или церьковные дьячки, или пономари, или иные какие-нибудь вольные люди, или чьи-нибудь, а торговыми они всякими промыслы промышляют, а ни в каком тягле они не написаны, и государевых податей не платят, и служеб не служат, и изделей не делают, и тех всех, по торговым их промыслом, взяти в тягло, чтобы такие люди нигде в ызбылых не были.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье и лавки за собою держат, и наймуют, и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов, и тем людем быти попрежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить, а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и боярския и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышлеными людми, опричь кабалных людей, по тому по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян, будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки, и погребы, и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

лавок и погребов и варниц, опричь государевых тяглых людей, никому не держати.

6. А выгону быти около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинити по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские, и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на купленых, или на животинных выпусках без государева указу, и те слободы, со всеми людми и з землями, по роспросу, взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли.

8. А которые в городех на посадех и около посадов патриарши и властелинские и монастырьские вотчины, и боярские и окольничих и думных и всяких чинов людей вотчины же и поместья, а владеют они теми вотчинами и поместьями по дачам и по крепостям, а сошлися те вотчины и поместья с посады, дворы я дворами, или блиско посадов, и те вотчины и поместья взять за государя, и устроити к посадом податьми и служьбами. А против тех взятых вотчин и поместей указал государь дати им в ыном месте из своих государевых сел.

9. Которые в городех патриарши и митрополичьи и властелинские и монастырьские вотчины, села и деревни, и боярские и окольничих и думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд с посады и которые около посадов, и те села и деревни указал государь взяти за себя государя, и устроити их с посады, в ряд с своими государевыми тяглыми людми, всякими податьми и службами. А в которых их в тех селах и в деревнях объявятся пашенные крестьяне, и тех крестьян указал государь описать себе статьею. А которые патриарши и митрополичьи и властелинские, и монастырьские вотчинные слободы и села и деревни боярские и окольничих и думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные слободы, села и деревни от посадов неблиско, а в них живут торговые люди а изъстари они бывали посадские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торговые промыслы, и по сыску, тех торговых и промышленных людей указал государь взять в те же городы, в посад на старые их тяглые места и устроити с тяглыми с посадскими людми.

А будет в тех селех и в деревнях которые крестьяня объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они напередь сего в посадских людех не бывали, и тягла не платили, и тех крестьян указал государь дати на крепкие поруки, что им впредь в лавках и в погребах не сидети и не торговати, и варниц и кабаков не откупати, а те лавки и погребы и варницы подати тяглым людем.

10. А выгоном быти в городех попрежнему, как к которому городу □ были выгоны при прежних государех. А будет кто выгонною землею завладел, и те выгонные земли, по сыску, у тех людей взяти, и отмежевати

>

к городом попрежнему. 1

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими ^

торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и е

права'

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов| платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышлают, и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле, и всякие государевы подати платити и службы служити с посадскими людмщ в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продати государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сиделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за всяких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, безлетно же и бесповоротно. И въпередь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в заклатчики не записыватися, и ничьими крестьяны и людми не называтися. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны, или людми, и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быти от государя в великой опале, и земли, где за ними те закладчики впередь учнут жити, имати на государя.

14. А которым людем, по государеву указу, на Москве и в городех даны загородныя дворы и огороды, и тем людем на тех своих дворех и огородех держати в дворниках людей своих. А будет у кого людей нет, и тем на тех своих дворех и огородех держати в дворниках крестьян своих, или бобылей, по одному человеку на дворе или на огороде. А будет кто после нынешняго государева указу на тех своих дворех и огородех учнут держати многих своих крестьян и бобылей, и тех их крестьян и бобылей по тому же всех взяти за государя в тягло, хотя те люди за ними и в писцовых книгах написаны.

А впредь чьи крестьяне учнут к кому приходити из их вотчин и поместей на их загородския дворы на время для ремесленого дела на вотчинников и помещиков, и тех людей, по сыску, в тягло не имати, и к Москве им приходити не заказывати.

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве и по юродом покупали себе и в заклады поимали тяглыя дворы, и ладки, и анбары, и погребы каменныя и соляныя варницы, и торгую всякими товары, и тем боярским и иных чинов людем и крестьяном те тяглыя дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впередь ничьим людем и крестьянам, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати. А будет впредь

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

чьи люди и крестьяне у кого купят тяглыя дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы, и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно, да им же за то быти от государя в великой опале и в торговой казни.

16. А будет кто торговые и посадские люди тяглые свои дворы, или лавки, и анбары, и погребы, и варницы напишут чьим нибудь людем, или крестьяном в долгу в закладе до сроку, и те свои тяглые дворы, или лавки, и анбары, и погребы, и варницы просрочат, и тем людем кому тяглые дворы, или лавки, и амбары, и погребы, и соляные варницы будут просрочаны, после сроку продати государевым тяглым же людем, а самим им в тех тяглых дворех не жити, и в лавках, и в анбарех, и в погребах, не торговати, и в варницах соли не варити никоторыми делы. А будет они после сроку в тех тяглых дворах учнут сами жити или в лавках, и в анбарех, и в погребах торговати, и в соляных варницах соль варити, и у них те дворы, и лавки, и анбары, и погребы, и соляныя варницы по тому же взяти на государя безденежно.

17. А чьи крестьяне учнут к Москве и в городы приезжати из уездов со всякими товары, и им те товары продавати поволным торгом беспенно на гостине дворе, и с возов и стругов, а в рядех лавок не покупати и не наймывати.

18. А которые посадские розных сотен и слобод тяглые люди взяты будут из закладчиков в тягло, и те люди, из за кого они будут взяты, учнут на них бити челом государю по кабалам, или по записям о заемных долгах, или о ссуде, и по таким крепостям и по записям на тех закладчиков тем людем, за кем они в закладе жили, суда не давати, и те крепости имати у них в приказ, а им не отдавати.

19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных городех, и тем тяглым посадским людем и впередь жити в тех местех, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводити.

20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в городу за патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах, и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А которые развезены в уезды, в села и в деревни с посадов, и тех всех сыскивая, свозити на посады тех городов, где кто сыскан будет.

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые волные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех и жон написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися

тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на П

тяглых жонках, и шли к ним в домы. |

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за 5 них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в их домех, 1 по их живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах, а §

будет за кого выдут, и их взяти в посад.

п I

права,

>

176

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

■СТНИК

24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с тяглых жеребьев, и живут на Москве во дворце и в ружничье полате, и в ыных розных приказех, а на тягле они сами были и тяглых отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут, государю бити челом сотенные люди, чтобы их взяти попрежнему в тягло, и о тех мастеровых людех докладывати государя: имянно, как о тех мастеровых людех государь укажет, а без докладу их в сотни не отдавати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло имати.

26. А которые московские и городовые тяглые люди сами на тягле жили, и тяглых отцов дети, а стали в стрелцы своею охотою, а не неволею, и тех людей, которые были на тягле, и с ними двух сынов из стрелцов взяти в тягло, кто где жил, а третьяго сына, будет есть, оставити в стрелцах.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца толко один сын, или два, и тех имати в тягло, а будет у отца три сына, а третей написан в стрелцы, и третьяго сына не имати, быти ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в посадском тягле, и стали в пушкари и в затинщики и в воротники и в кузнецы и в ыные во всякие чины, и тех, по сыску, всех имати в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены, и тех черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе попрежнему.

30. А которые московские и городские посадские черные люди, писалися в казаки внов после Смоленской службы, а под Смоленским не были, и тем черным посадским людем, по сыску, быти попрежнему в тягле.

31. А которые московские и городовые посадские черные люди стали в солдаты, а на тягле жили сами, и тяглых отцов дети, и тех людей, по сыску, имати в тягло же попрежнему.

32. А которые московские и городовые посадские люди стали в ямщики, а на тягле они сами жили, и тяглых отцов дети, и тех по сыску, имати в тягло же по прежнему.

33. А которые московские и городовые тяглые люди жили на тягле сами, или тяглых отцов дети, а были в полону в разных местех, и тем житы, где кто похочет, для того, что они от тягла свободилися полоном.

34. А которые городовые торговые люди написаны в гостиную и суконную сотню, и велено им жити на Москве, а те городовые торговые люди живут по городом на старых своих дворех, и торговыми всякими промыслы в тех городех торгуют, а тягла с тех своих дворов и с промыслов в городех с посадскими людьми не платят, а тяглыми своими дворы и промыслы владеют по-прежнему, и тем городовым торговым людем, которым велено быти в гостиной и в суконной сотне, в городех тяглые свои дворы и с промыслы продати тех же городов посадским тяглым людем, а самим жити на Москве в гостиной и в суконной сотне. А будет они тех своих городских тяглых дворов и промыслов продати не похотят, и им с тех своих городских тяглых дворов и с промыслов в городех з городскими с посадскими людьми платити тягло попрежнему.

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

35. А у которых у приезжих у городовых тяглых людей на Москве построены дворы и лавки, и тем людем быти на Москве в тягле, в сотнях, а в городех им подати платити, и всякия службы служити с тамошних городских их торгов и промыслов.

36. А у которых приезжих городовых всяких торговых и тяглых людей на Москве дворов своих нет, а товары свои привозят, и в лавках торгуют в наемных и в своих, и тем людем впередь с товары своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймовати, и свои лавки тем людем, у кого в которых рядех покуплены, продати государевым тяглым людем москвичям.

37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.

38. А будет которого посадского человека дочь девка збежит, и в бегах выдет замуж за чьего кабалного, или старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля, или кто посадского человека дочь девку, или вдову подговорит, и подговоря выдаст за своего кабалного, или старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля, а отец тоя беглыя, или подговорныя девки, или вдовы учнет об ней бити челом государю, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что та его дочь девка, или вдова збежала, или подговорена, и ту посадскую девку, или вдову с мужем ея из детми, которых она детей с тем своим мужем приживет, взяти в посад и велети мужу ея на посаде жити в тягле.

39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглые свои дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не закладывати и не продавати. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывати. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство бити кнутом,

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы, или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносити к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати.

А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя п

места продавати, и им за то от государя быти в опале. А на которых |

немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и 5

впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех х

керкам не быти. А быти им за городом за Земляном, от церквей божиих §

в далных местех.

п I

права,

>

178 ПАМЯТНИКИ ПРАВА

КОММЕНТАРИИ

ГЛАВА IX

Глава содержит преимущественно нормы финансового и административного права, а также связанные с ними гражданско-правовые и уголовно-правовые нормы. В ней отражаются изменения в экономической жизни страны, которые произошли в XVII в. Развитие производительных сил достигло в это время довольно высокого уровня (строительство гидротехнических сооружений, развитие судоходства и др.). Весьма выросла торговля: в XVII в. идет процесс складывания единого всероссийского рынка. Не случайно поэтому в Уложении отводится целая глава столь важным для торговли проезжим пошлинам. Еще столетие назад ничего подобного в законах мы не встречаем.

В XVII в. в связи с развитием торговли ставится вопрос о более четкой регламентации торговых отношений. Вместе с тем Соборное Уложение несколько ограничивает произвол вотчинников и помещиков. Оно отражает тенденцию к некоторому уменьшению внутренних таможенных перегородок.

В главе ярко прослеживается принцип феодального права: предоставление привилегий господствующему классу в ущерб закрепощенному крестьянству.

Глава характеризует некоторые основные принципы организации финансовой системы Русского государства. Существуют две основные категории пошлин — государственные, вернее, государевы, и вотчинно-поместные. Первые взимаются на землях царского домена, вторые — вотчинниками и помещиками в их владениях, в силу им-мунитетных пожалований. Государственные пошлины собираются специальными должностными лицами — головами и целовальниками или отдаются на откуп.

В главе регламентируются по преимуществу проезжие и отчасти торговые пошлины. Поборы с торговцев существовали уже в Древнерусском государстве. Еще великий князь Владимир Святославич пожаловал церкви десятину с торгов. В уставных грамотах, особенно новгородских, встречаются указания о пошлинах за взвешивание товаров и другие услуги, шедших преимущественно в пользу церкви, которая выступала в качестве хранителя эталонов меры и веса и вообще обеспечивала добросовестность в метрологической службе.

Однако древнерусское законодательство значительно больше интересовалось судебными пошлинами. Им посвящены многие статьи Русской Правды, княжеских уставов. Пошлинам уделяется внимание и в Русском централизованном государстве. Но в это время появляются уже и специальные акты, посвященные регламентации таможенных пошлин. Русское централизованное государство постепенно изымает этот важный доход из рук кормленщиков.

Уделяя главное внимание проезжим пошлинам, гл. IX регламентирует и порядок содержания проезжих путей — дорог, мостов, перевозов. Тем самым как бы объясняется, для чего учреждены проезжие пошлины — для поддержания в порядке путей сообщения.

Из норм гражданского права в гл. IX представляют интерес правила о сервитутах и обязательствах из причинения вреда.

Статья 1

Одной из особенностей феодализма являлось то, что вотчинник или помещик был полным господином на своей земле. В частности, привилегией феодала было право сбора всякого рода пошлин за проезд через его земли. Этот порядок был особенно развит в период феодальной раздробленности, но не потерял своего значения и с образованием Русского централизованного государства. В XVII в. с развитием торговли в стране всякого рода внутренние поборы становятся серьезным препятствием для экономического раз-

13

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

в

'ШШШм Соборное Уложение 164Э года 179

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

вития, в силу чего государство принимает меры к некоторому их ограничению. Однако в данной статье пошлина отменяется только для феодалов и зависимых от них людей. Купцы, которые больше всего заинтересованы в отмене пошлин, в списке освобожденных от них не числятся.

В статье говорится о трех основных видах пошлин: мыте, перевозе, мостовщине. Мыт известен на Руси с древнейших времен. Русская Правда приравнивает показания мытника при споре о правомерности торговой сделки к показаниям двух обычных свидетелей, очевидно потому, что он, собирая пошлину при торговых операциях, мог точно свидетельствовать наличие самой сделки, характер продававшегося имущества и личность сторон. Со временем, видимо, характер мыта изменился. Теперь это уже пошлина с провозимых товаров.

Источником статьи 1 (а также ст. 2, 9, 10, 19, 20) явился Указ 1641 года о сыске и вывозе крестьян, где имелся пункт о проезжих пошлинах.

Статья 2

Здесь содержится санкция за нарушение предыдущей статьи. При этом ответственность за неправомерное взимание пошлины наступает по жалобе потерпевшего. Доказательством служит крестное целование истца. Телесное наказание — битье кнутом — сопровождается имущественной ответственностью, причем в трехкратном размере. Как и статья 1, статья 2 имеет в виду неправомерное взыскание пошлин только с феодалов и зависимых от них людей. Принцип освобождения служилых людей от проезжих пошлин был известен давно. Мы встречаем его, например, уже в Белозерской таможенной грамоте 1497 года.

Статья 3

Статья дополняет и развивает предыдущую. Здесь говорится о нарушении прав не самих феодалов, а зависимых от них людей. В соответствии с этим и санкция иная — нарушитель несет только имущественную ответственность. В статье имеется ограничивающая формулировка, предусматривающая, что крестьяне везут не свое имущество, а господское, и притом не на продажу. В противном случае пошлина будет правомерной.

В статье содержится, кроме того, норма о наказании за оскорбление, побои и грабеж, связанные с взиманием пошлины.

Статья 4

В статье подчеркивается, что торговые люди с их товарами не освобождены от пошлин. А за попытку провезти торговых людей под своим прикрытием служилые люди подлежали телесному наказанию и уплате тройной пошлины.

Статья 5

За попытку уклониться от уплаты пошлины путем выдачи себя за служилых людей торговые люди подлежат уголовной ответственности.

Статья 6

В статье отражается общая тенденция Соборного Уложения к ограждению посадских □

людей от конкуренции беломестцев, находящая наиболее яркое выражение в гл. XIX. ^

Финансовая служба на местах делается исключительной привилегией посадских людей, 5

дворцовых и черносошных крестьян. x

В данной статье говорится об источниках доходов, находящихся в непосредствен- ^ ном ведении государства. Мытов и перевозов на землях отдельных феодалов она не

касается. права;

|

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Статья 7

Зимой становится возможным во избежание уплаты мостовщины переезжать реку не по мосту, а по льду. Ретивые же сборщики пошлины специально скалывали лед у берегов, делая проезд по нему невозможным. Статья запрещает это делать под страхом уголовного наказания.

Статья 8

В статье говорится об освобождении представителей господствующего класса от платы за постой.

Статьи 9—10

В статьях указывается на то, что государство не может еще ликвидировать все внутренние перегородки, препятствующие торговле, но запрещает установление новых поборов. Основанием для правомерности той или иной пошлины является старинная жалованная (таможенная) грамота на нее.

Статья 11

Вотчинники и помещики, собирающие мостовщину и перевоз, должны оправдать целевое назначение этих средств, обязываясь содержать в порядке дороги, мосты и перевозы.

Статья 12

В статье устанавливается, что ответственность за нарушение предыдущей статьи — гражданско-правовая и только в том случае, если в результате нарушения конкретное лицо потерпело какой-либо ущерб.

Статья 13

Статьи 9—12 касались пошлин, собираемых отдельными феодалами; в этой же статье говорится о государевых мостах и перевозах. Ответственность за их исправное содержание ложится на соответствующих должностных лиц или на откупщиков.

Статьи 14—15

Статьи определяют правовой режим дорог двойственно. С одной стороны, право проезда по дорогам, проходящим через вотчины и поместья, представляется как серви-тутное право. С другой — территорию дорог закон рассматривает как не принадлежащую собственнику окружающих земель, предусматривая возможность припашки дороги к своей земле (вотчинника или помещика).

Статья 16

Развитие торговли и потребности государственной службы обусловливают необходимость улучшения путей сообщения. В статье говорится о том, что для этого могут учреждаться новые пошлины.

Статьи 17—20

В связи с развитием гидростроительства возникают новые случаи сервитутов. Случаи, предусмотренные ст. 17—18, имели место в практике. Сохранился документ 1688 года — челобитная жителей города Шуи малолетним царям Ивану и Петру о запрещении строить мельницы на р. Тезе. Челобитная свидетельствует о многолетней тяжбе между шуянами и князем Куракиным, крестьяне которого построили мельницу с глухой плоти-

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

ной, перегородив тем самым судовой ход. Челобитчики, чтобы подкрепить свои позиции, ссылались на недобор государственных пошлин, возникающий от того, что торговые суда не проходят до города Шуи.

Из статьи 19 прямо следует, что вотчинники и помещики являются обладателями права собственности не только на землю, но и на воду. Это и есть основание для возникновения сервитутов.

Закон выступает против злоупотребления своими правами со стороны собственников. Однако здесь имеются в виду не столько интересы отдельных лиц, страдающих от этих злоупотреблений, сколько недопустимость самого факта самоуправства.

В статье 20 подчеркивается, что установления пошлины в своей вотчине или поместье можно добиться с разрешения соответствующих властей; самовольное же установление их исключает такое разрешение и влечет за собой санкции. Статьи 18—20 все же отражают тенденцию к ограничению всякого рода пошлин. Здесь развиваются принципы, заложенные в предыдущих статьях (14 и 16), применительно к водным путям.

ГЛАВА XIX

В XVI —XVII вв. наблюдались дальнейший рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры и пр. Увеличилась численность городского населения, усилилась его социальная дифференциация. Городская знать имела ряд привилегий: она ведала раскладкой и сбором тягла со всего посадского населения; имела права участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы. Соборное Уложение предусматривало повышенную ответственность за их оскорбление (ст. 94 гл. X). Крупнейшие купцы (гости) могли даже покупать (по царскому разрешению) земельные владения, получали звания думных дьяков и даже (крайне редко) думных дворян.

К середине XVII в. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на государевой земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определенные повинности (тягло) в пользу государства.

Как утверждает В. О. Ключевский, торговцев гостиной и суконной сотен никогда не бывало много. В 1649 году в гостиной сотне было 158 человек, в суконной— 116.

Термин «посадскиелюди» не получил однозначного толкования. Правовые документы чаще всего употребляют его для обозначения торговой профессии. Некоторые исследователи считают, что он возник от сидения в лавке торговых людей. Торговые посады возникали, как правило, около городов, которые давали защиту и возможность организовать сбыт товаров, обеспечить рынок. Единицей при исчислении посадского тягла был посадский двор. Основными постоянными податями посада являлись: прямая государева подать, стрелецкие деньги, ямские деньги, полоняночные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга).

На посадских людей возлагалось выполнение и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и др.). п Соборное Уложение употребляет термины «посадские люди» и «тяглые» в разных ^ значениях. Статья 34 главы XIX проводит различие между гостиной и суконной сотнями 2 и посадскими людьми. x Некоторые исследователи посада не включают в число посадских людей гостей и ^ торговых людей гостиной и суконной сотен. Действительно, в их положении много особенного. Так, они освобождались от тягла и повинностей с двора, от пошлины за питье права|

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и постоялой повинности, от пени с огня и топки, подводной повинности, перевозов, проезжего мыта и мостовщины.

Но назначались, жаловались царем и правительством в число гостей, гостиной и суконной сотен представители так называемых черных сотен Москвы и провинциального купечества, т.е. наиболее знатная и разбогатевшая часть торгово-ремесленного городского населения. Так, в 1647 году в гостиную сотню было переведено из московских черных сотен и слобод 104 человека и в суконную — 81.

Таким образом, это были тяглецы, освобожденные от посадского тягла в связи с получением привилегий. Царская власть возлагала на них определенные обязанности, связанные с организацией торговли, раскладкой и сбором различных пошлин с тяглого населения. Ими же составлялись списки торговых людей по городам.

Посадские люди других городов и черных сотен и слобод Москвы делились на лучших, середних и молодших.

Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и др.). Стрельцы поселялись в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и кроме военного дела занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

В XVII в. в России городов становится значительно больше (их насчитывалось 226 — без Украины и Сибири). Но посадского населения в них было сравнительно немного. Всего лишь 10 % дворов составляли «черные», т.е. выполняющие повинности и несущие службы в пользу государства.

Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам (духовным и светским) и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей.

Посадские люди в своих сословных интересах требовали ликвидации «белых» слобод, возврата закладчиков в посад. Ставится также вопрос и о пополнении численности городского населения (в чем заинтересована была и государственная казна).

Вопрос о «белых» слободах поднимался еще в XVI в. Законодательство неоднократно выдвигало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торговоремесленных занятиях, но «белые» .слободы продолжали существовать.

Беломестцы переманивали к себе людей, увеличивая население своих слобод и уменьшая тем самым число тяглецов города. Еще в 1619 году на Земском соборе было постановлено вернуть в тягло тех, кто «заложился» за сильных людей и тем самым ушел от царских податей, но безрезультатно. В 1637 году был учрежден специальный Сыскной приказ, который должен был осуществлять сыск прежних тяглецов и возвращать их на посад.

Посад выступал также против права владельцев вотчин и поместий облагать пошлинами в своих землях проезжих купцов и их товары. В 1641 году было запрещено устанавливать новые сборы (что нашло отражение в ст. 9—10 гл. IX Соборного Уложения), но эта мера мало изменила положение посада.

Статья 1

В статье говорится об очень важной реформе, проведенной относительно так называемых «белых» слобод. Слободы, принадлежащие духовным и светским феодалам, переходили в посад безлетно и бесповоротно. Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить государственные подати. Исключение делалось для старинных, вечных кабальных людей и для дворовых людей Патриарха, они оставлялись прежним владельцам. Статья определяет монопольное право посада на торговлю и ремесло.

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

В статье прежде всего имеется в виду Москва, но содержится указание на то, что ею устанавливалась общая норма ничьим слободам на Москве и в городех не быть.

Статья 2

Торговые и ремесленные люди, жившие на землях близ московских посадов, записывались в тяглые посадские сотни.

Таким образом, обязательным признаком посадского человека объявлялись занятия ремеслом и торговлей. Такой человек обязан был жить на посаде бесповоротно и нести государево тягло.

Статья ссылается на расспросы прежних лет, что свидетельствует о закреплении в ней уже сложившейся практики записи за посадом торговых и ремесленных людей, живших рядом с городом.

Указанное положение соответствовало требованиям посада, так как давало возможность разложить тягло на большее число посадских дворов и удовлетворяло государеву казну, так как увеличивало налоги.

Статья 3

Продолжается перечень людей, занимавшихся торговлей и ремеслом и не записанных в тягло. Поповы дети, церковные дьячки, пономари и другие вольные люди подлежали записи в посад. Так же, как и первые две статьи, третья статья прежде всего указывает на Москву

Статья 4

В статье определяется положение служилых людей по прибору в Москве, занимавшихся торговлей и промыслами. Для этих людей делается исключение — им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей. Других повинностей тяглых посадских людей они не несли (а службы никакой тяглой не служить).

Статья 5

Статья содержит два очень важных положения. Первое (дополняющее ст. 1) говорит о ликвидации «белых» слобод около Москвы, принадлежавших духовным и светским феодалам, и передаче их в посад. И второе — относительно пашенных старинных крестьян. Последние не записывались в посад, а должны были быть переведены в вотчины и поместья. Принадлежавшие им в городе лавки, погребы и соляные варницы крестьяне должны были продать посадским людям. Статья формулирует монопольное право посада на торговлю и ремесло и четко отделяет сословие городского населения от сословия крестьян. Крестьяне имели право торговать лишь с возов и стругов (ст. 17). В статье говорится об увеличении территории посада в связи с включением в него торговых и ремесленных слобод, находившихся вблизи городов.

Статья 6

Продолжается рассмотрение вопроса о территории посада, о земле, ему принадлежавшей. В посадскую землю включались выгоны для скота. Закон четко определяет их размеры. Вопрос о возвращении выгонных земель был поставлен в челобитных посадских людей. Соборное Уложение частично удовлетворило требования посада и опре-

>

делило площадь выгонных земель в виде полосы вокруг города шириною в две версты. а

Статьи 7—8 i

Эти статьи являются как бы продолжением ст. 1. Статья 7 в отличие от ст. 1 предусма- §

тривает ликвидацию «белых» слобод, принадлежащих светским и духовным феодалам права|

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

и находившихся на посадских землях, купленных у посада или построенных на государевой земле, на выгонных городских землях. Эти слободы отдавались посаду. Устанавливался общий запрет строить на государевой земле «белые» слободы и покупать посадские земли. В случае если вотчины и поместья оказывались на посаде или вблизи посада, их присоединяли к посаду, но владельцы их получали взамен новые земли из государевых сел.

Статья 9

В статье указывается на ликвидацию вотчинных и поместных сел, которые в ряд с посады и которые около посадов. Их приписывали к посадам. Относительно пашенных крестьян этих сел и деревень вопрос ставился особо, их следовало переписать себе ста-тьею, т.е. доложить государю. Вопрос, видимо, решался о них отдельно, в зависимости от конкретных обстоятельств. Предусматриваются и другие ситуации — торговые и ремесленные люди живут на вотчинных и поместных землях, расположенных неблиско от посадов. Их возвращали на посад, если по сыску выяснялось, что они ранее, изъстари, бывали посадскими людьми, а в городах у них есть лавки или промыслы. Тех же торговых крестьян, которые ранее не были посадскими тяглыми людьми, к посаду не приписывали, но они были обязаны продать свои лавки, погребы и варницы тяглым посадским людям. Содержание этой статьи, так же, как и ст. 5, подтверждает установление монопольного права посада на занятие торговлей и ремеслом.

Статья 10

В статье решается вопрос о выгонах в других, кроме Москвы, городах. Выгоны были приписаны к городу, размер их должен был быть прежним. Если выгонные земли оказались отторгнутыми от города и попали кому-то во владение, их возвращали городу.

Статьи 11—12

Статьи корреспондируют со ст. 4 настоящей главы, делающей специальное исключение для стрельцов из общего правила о запрещении служилым людям заниматься торговлей и промыслами в городах. Статья 11 распространяет это правило на все города и касается не только стрельцов, но также казаков и драгун. Они должны были платить лишь таможенные пошлины, а с лавок — оброк (от посадского тягла и служб они освобождались). Исключение было сделано в связи с той конкретной обстановкой бурных событий, восстаний, смуты, в которых стрельцы сыграли очень важную роль.

Стрельцы были привилегированной частью служилых людей. Это и определило сохранение за ними права заниматься ремеслом и торговлей и установление некоторых ограничений в несении тяглых повинностей и служб. Может быть, имело значение и то обстоятельство, что запрет заниматься торговлей и ремеслом (и неполучение соответственных доходов) должен был привести к увеличению государева жалованья, т.е. расходов из государственной казны. Статья 12 указывает на положение иных чинов служилых людей: пушкарей, затинщиков, воротников, казенных плотников и кузнецов. Этим категориям служилых людей также разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой посадских податей и выполнением других повинностей (служб), а также уплатой таможенных пошлин. Статьи устанавливали для служилых людей альтернативу: при нежелании платить тягло они должны были продать посаду свои лавки и мастерские.

Статья 13

Статья предписывает возвращать всех бывших посадских людей и их работников из закладчиков на посад безлетно же и бесповоротно. При этом имелись в виду не только

'Ш©Т[п]Ш1Ж Соборное Уложение 1649 года 185

УНИВЕРСИТЕТА I ОЭ

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

сами посадские люди, но и дети бывших посадских людей, оказавшихся в закладе за духовными и светскими феодалами.

Закон запрещал впредь тяглым людям уходить в заклад под страхом битья кнутом и ссылки в Сибирь. Наказание устанавливалось и для тех, кто принимал посадских людей в закладчики — они попадали в великую опалу, а земли, на которых поселялись закладчики, забирались на государя. Статья отражает уже отмеченный процесс — правительственная власть, крайне заинтересованная в развитии торгово-ремесленного производства, пыталась содействовать этому сугубо феодальными, крепостническими мерами, насильственно возвращая на посад бывших его жильцов.

Статья 14

Владельцам загородных дворов и огородов запрещается держать у себя многих своих крестьян и бобылей, видимо, из опасения, что их можно использовать для торговли и ремесла. Это предположение подтверждается второй частью статьи, где сказано о возможности использовать крестьян из вотчин и поместий в загородных дворах для ремесленного дела на время. Последним приезжать в Москву не запрещалось.

Статья устанавливает санкцию за нарушение запрета — частновладельческие крестьяне и бобыли переводились на посад в тягло, даже если они были записаны за вотчинами и поместьями в писцовых книгах.

Статья 15

Эта статья как бы продолжает статью 9, повторяя требование, обращенное ко всем — боярским и иных чинов людям и крестьянам — продать посаду тяглые дворы, лавки, анбары, и погребы каменныя и соляныя варницы, купленные ими или полученные в заклад. Лица, нарушившие это предписание, наказывались.

Статья 16

Статья 16 подтверждает принцип, по которому только торговые, посадские люди могли заниматься торговлей и ремеслом. В случае заклада лавок, амбаров, погребов и варниц и просрочки выкупа заложенного имущества залогоприниматель обязан был продать указанное имущество только тяглым, посадским людям. В случае нарушения запрета заложенное имущество подлежало конфискации.

Статья 17

В статье еще раз подтверждается монополия посада на торговлю. Крестьяне могли продавать лишь с возов и стругов, а в рядех лавок не покупати и не наймывати.

Статья 18

Статья устанавливает дополнительные положения относительно закладчиков. Воспрепятствовать их возвращению на посад в тягло владельцы не могли, даже ссылаясь на кабалы и записи о долгах или ссуде. Документы о крепости или долгах забирались в приказ, претензии владельцев не принимались.

Статьи 19—20 п

>

Статьи, имея в виду, видимо, практику прошлых лет сыска посадских людей, когда 2 обнаруженных тяглецов возвращали на их прежние жеребьи, устанавливают новый поря- х док: тяглым посадским людям разрешалось жить там, где они ожилися. Посадские люди, ^ обнаруженные на «белых» слободах или в вотчинах и поместьях, подлежали возвращению в тягло по месту жительства. права,

186 ПАМЯТНИКИ ПРАВА

Статьи 21—23

Статьи определили порядок обращения в тягло вольных людей, вступивших в семейные связи с посадскими. Женитьба на вдовах посадских влекла за собой превращение вольных людей в посадских тяглецов. Зятья, вошедшие в дом тяглого человека, записывались в посад. Если же дочь выходила замуж за вольного человека на сторону (ст. 21), последний в тягло не записывался.

Статья 24

В статье говорится о посадских мастеровых людях, ушедших в Москву в Оружейную палату или другие приказы. Они подлежали возвращению на посад только с разрешения царя в каждом отдельном случае.

Статья 25

Статья указывает на категорию ушедших из посада в псари. Они возвращались на посад вместе с детьми.

Статьи 26—27

В статьях устанавливается правило, что посадские люди, своею охотою, а не неволею записавшиеся в стрельцы, возвращались на посад. При наличии у такого стрельца трех сыновей двое записывались в тягло, а третий оставался в стрельцах.

Статьи 28—32

Статьи требуют возвращения на посад других категорий служилых людей по прибору — выходцев из посадских людей. Указаны пушкари, затинщики, воротники, кузнецы, казаки, солдаты, ямщики.

Исключение делалось только для казаков, записавшихся в полки в прошлых годах до Смоленской войны 1632— 1634 гг

Статья 33

Согласно общему правилу относительно бывших в плену, вернувшиеся из плена посадские люди и их дети могли выбирать место жительства и освободиться от тягла.

Статья 34

Статья посвящена верхушке посадского населения — гостиной и суконной сотням. Торговые люди гостиной и суконной сотни, пожалованные этим званием, обязаны были жить в Москве. Они, как правило, сохраняли свои лавки и промыслы в тех городах, где ранее жили. Жалованными царскими грамотами они освобождались от посадского тягла. Уложение устанавливало новое правило: торговые люди гостиной и суконной сотни должны были либо продать свои дворы и промыслы в прежних своих городах посадским тяглым людям, либо платить со своих тяглых дворов и промыслов тягло наравне с другими. Одновременно статья 34 подтверждала обращенное к ним требование жить в Москве в гостиной и суконной сотне.

Уложение, таким образом, пошло навстречу требованиям черных посадских масс и вернуло богатых горожан в тягло, но сохранило им и привилегии — торговлю и промыслы в других городах, не по месту проживания. Им разрешалась также торговля и в Москве.

Статьи 35—36

В статьях устанавливались правила ведения торговых операций в Москве для приезжих купцов. Последние могли иметь здесь свои дворы и лавки, но при этом должны

13

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

'Ш©Т[п]Ш1Ж Соборное Уложение 1В49 года 187

УНИВЕРСИТЕТА I О X

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

были платить подати и в Москве, и в своих городах. Если же они дворов и лавок в Москве не имели, то могли торговать лишь в гостином дворе. Впредь им запрещалось покупать и нанимать лавки у московских купцов. Купленные лавки должны были быть проданы московскому посаду.

Статья 37

Соборное Уложение стремилось увеличить численность посадского населения и по сыску возвращало на посад различные категории бывших тяглецов. Но для старинных холопов, кабальных людей, крепостных крестьян и бобылей, записанных за кем-то в писцовых книгах, сбежавших от своих господ и женившихся на дочерях или вдовах посадских людей, устанавливалось иное положение — их возвращали прежним владельцам с женами и детьми.

Статья 38

Если же посадская женщина (вдова или дочь посадского человека) убегала с посада (сама или по наущению) и выходила замуж за кабального, старинного холопа, крепостного крестьянина или бобыля, то ее возвращали с мужем и детьми на посад. Статья устанавливала более сложную процедуру возврата, нежели ст. 37. Дело решалось по суду и сыску.

Статья 39

Статья еще раз возвращается к вопросу о запрещении продажи или сдачи в заклад тяглых посадских дворов беломестцам. Нарушившим этот запрет устанавливалось наказание: посадские дворы отдавались безденежно другим тяглым людям, деньги по закладным не выплачивались. Для черных посадских людей устанавливалось еще и телесное наказание — бити кнутом. Статья 39 интересна тем, что в ней предусматриваются случаи прикрытия договора купли-продажи залогом имущества.

Статья 40

Статья связана с вопросом о правах иноземных купцов в России, который неоднократно поднимался в эти годы русским купечеством. Царское правительство в XVII в. неоднократно ограничивало прежние привилегии иностранных купцов, что соответствовало требованиям русского купечества защитить его от произвола и конкуренции с их стороны. В 1643 году был принят Указ о запрещении иностранцам покупать, а русским людям продавать и закладывать дворы в Москве, в Китае-городе, Белом и Земляном городах и в загородных слободах. В статье 40 повторяется положение Указа 1643 года и содержится требование, чтобы Земский приказ не оформлял подобные купчие и закладные. Для русских людей за продажу дворов иностранцам устанавливалось наказание им за то от государя быти в опале.

Уложение запрещало иностранцам строить в Москве (в Китай-городе, Белом, Земляном) на своих дворах церкви. Они могли строить свои церкви только за городом от церквей божиих в далных местех.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.