Сидорова Елена Ивановна
преподаватель кафедры уголовного процесса Воронежского института МВД России, г. Воронеж
Собирание в уголовном судопроизводстве сведений, составляющих охраняемую законом тайну
ЛЦ юбые сведения, на основе которых суд,прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, являются в соответствии с ч. 1 ст. 74 УПК РФ доказательствами. Не составляют исключения сведения, охраняемые законом в качестве тайны.
Собирание доказательств - один из элементов доказывания, наряду с их проверкой и оценкой (ст. 85 УПК РФ), который относительно полно исследован в литературе. В то же время, проблемы собирания в уголовном судопроизводстве сведений, составляющих охраняемую законом тайну, до сих пор остаются малоизученными. Слабо разработаны, в частности, вопросы, касающиеся состава, условий и порядка получения этих сведений. Участники уголовного судопроизводства, которым законом предоставлено право собирать и представлять доказательства, испытывают в связи с этим сложности и допускают ошибки при их собирании.
Сведения, составляющие охраняемую за-
1 СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.
коном тайну, представляют собой разновидность информации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 (далее - Закон № 149-ФЗ), информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется, согласно ст. 5 Закона № 149-ФЗ, на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Общедоступная информация не является тайной. Она может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
К общедоступной информации, как указано в ст. 7 Закона №149-ФЗ, относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Статья 8 того же закона устанавливает запрет на ограничение доступа к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей
_222
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией. Федеральными законами может быть установлена недопустимость ограничения доступа и к иной информации.
В соответствии со ст. 3 Закона № 149-ФЗ, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации основывается на таких принципах, как: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения,использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
Охраняемую законом тайну могут составлять, следовательно, только сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами. В связи с этим к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну, в юридической литературе принято относить только информацию ограниченного доступа.
Статья 9 Закона № 149-ФЗ содержит принципиальные правовые установления, касающиеся информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Они имеют важное значение для уяснения условий и порядка собирания в уголовном судопроизводстве сведений, составляющих охраняемую законом тайну, и сводятся к следующему:
1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Состав сведений, составляющих охраняемую законом тайну, определяется федеральными законами. В случаях, указанных в законе, они могут конкретизироваться в подзаконных актах.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»1, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельно-
1 Российская газета.1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.
223
сти, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»1, изданный на основе ст. 4 указанного выше закона, конкретизирует состав государственной тайны.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»2 (ст. 4) предоставляет право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой требуя учитывать при этом положения данного закона, в частности, ст. 5, в котором приведен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»3 (ч. 1 ст. 8) к адвокатской тайне относит любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-14 (ст. 61) к врачебной тайне относят информацию о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина; о диагнозе его заболевания; иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
Состав некоторых видов тайн определен не одним, а несколькими федеральными законами и подзаконными актами. Так, состав тайны частной жизни, включающей в себя несколько разновидностей тайн (личная и семейная тайна; тайна переписки, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; тайна почтовых отправлений; тайна исповеди; тайна голосования; персональные данные), определяется нормами Конституции Российской Федерации, а также уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, семейного и других отраслей законодатель-
ства.
Порядок истребования и предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну, также определяется федеральными законами, а в случаях, специально в них указанных, - подзаконными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии со ст. 6 упомянутого выше Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления. Данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Порядок собирания в уголовном судопроизводстве сведений, составляющих охраняемую законом тайну, определяется нормами уголовно-процессуального законодательства, с учетом положений федеральных законов, определяющих правовой режим защиты и состав тех или иных видов тайны. При этом к собиранию этих сведений относятся все требования уголовно-процессуального закона, сформулированные в виде принципов уголовного судопроизводства, и требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий, а к его результатам -требования об относимости, достоверности и допустимости доказательств.
1 СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.
2 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
3 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
4 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
224
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)