DO1 10.18522/2500-3224-2023-4-248-257 УДК 94(571.6)+656.2(4+5)
ВДВ
(СО)ХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ: КВЖД И ЕЕ ИНФРАСТРУКТУРА В ТРАНСГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА1
Дмитриева Наталья Валерьевна
Санкт-Петербургский государственный университет; Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия natalia.dmitrieva@spbu.ru
Аннотация. Статья посвящена истории российского железнодорожного строительства на Дальнем Востоке в конце Х1Х-начале XX в. Сопряжение внешне- и внутриполитических причин стимулировало Российскую империю к беспрецедентному по своим масштабам и интенсивности освоению данного региона. Одной из ключевых проблем, по сравнению с уже имевшимся опытом и апробированными региональными практиками управления, для государства в данном случае стали расстояния. Строительство самой протяженной в мире Транссибирской магистрали и ее ответвления на территории Северной Маньчжурии - Китайско-Восточной железной дороги - привели к более активному социальному, экономическому и культурному освоению примыкающих к ним территорий. Создание новой железнодорожной инфраструктуры, включение в этот процесс разномасштабных и разноуровневых политических, экономических, административных и общественных акторов превратили регион из безлюдного и далекого края в динамично развивающуюся трансграничную зону с новыми для империи системами взаимоотношений. Специфику данному процессу придавал и пограничный характер территорий, через которые прокладывались новые транспортные пути. С одной стороны, происходила фиксация межгосударственных границ, а с другой - их преодоление не только на государственном уровне (постройка Россией на территории Маньчжурии КВЖД), но и локальном, когда вдоль железнодорожных линий формировалась система населенных пунктов со смешанным населением, новыми для империи экономическими и административными практиками.
Ключевые слова: КВЖД, Дальний Восток, Транссибирская магистраль, объекты культурного наследия, трансграничье.
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-48-00004 «Китайско-Восточная железная дорога как трансграничная социокультурная система: история строительства, реконструкция и моделирование механизмов охраны культурного наследия», https://rscf.ru/ рго]ес1/23-48-00004.
(CO)PRESERVING HERITAGE: CER AND ITS INFRASTRUCTURE IN THE TRANSBOUNDARY SPACE OF THE FAR EAST
Dmitrieva Natalia V.
St. Petersburg State University; European University at St. Petersburg, St. Petersburg, Russia natalia.dmitrieva@spbu.ru
Abstract. The article is devoted to the history of Russian railway construction in the Far East in the late 19th-early 20th century. The combination of foreign and domestic political reasons stimulated the Russian Empire to unprecedented in its scale and intensity development of this region. One of the key problems for the state in this case, compared to the already existing experience and tested regional management practices, was distance. The construction of the world's longest Trans-Siberian Railway and its branch in Northern Manchuria - Chinese Eastern Railway - led to more active social, economic and cultural development of the adjacent territories. The creation of new railway infrastructure and the inclusion of various political, economic, administrative and social actors at different scales and levels in this process transformed the region from a deserted and distant land into a dynamically developing cross-border zone with new systems of relations for the empire. The specificity of this process was given by the border character of the territories through which new transport routes were laid. On the one hand, the interstate borders were fixed, and on the other hand - their overcoming not only at the state level (Russia built the CER in Manchuria), but also locally, when along the railway lines a system of settlements with mixed population, new for the empire economic and administrative practices was formed.
Keywords: Chinese Eastern Railway (CER), The Far East, Trans-Siberian Railway, cultural heritage sites, cross-border.
Цитирование: Дмитриева Н.В. (Со)Хранить наследие: КВЖД и ее инфраструктура в трансграничном пространстве Дальнего Востока // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 4. С. 248-257. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-248-257 / Dmitrieva N.V. (Co)Preserving Heritage: CER and Its Infrastructure in the Transboundary Space of the Far East, in Novoe Proshloe / The New Past. 2023. No. 4. Pp. 248-257. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-248-257.
© Дмитриева Н.В., 2023
Транссибирская магистраль - важный региональный транспортный путь, построенный в конце XIX-начале XX в. и протянувшийся от Дальнего Востока до СевероВосточного Китая. Восточная часть магистрали - Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) имеет Т-образную форму и проходит через территорию Северо-Востока Китая. На протяжении 25 лет строительства КВЖД также возводилось огромное количество крупномасштабных ансамблевых застроек, которые послужили моделью (прототипом) для пространственного развития районов с железнодорожными станциями и стимулировали развитие многочисленных городов и поселков вдоль железной дороги, например Владивостока, Хабаровска, Харбина, Люйшуня (Порт-Артур), Даляня (Дальний) и других ключевых для регионального развития городов, а также Красноярска, Тайги, Новосибирска, Омска, Имяньпо, Хэндаохэцзы, Дашицзяо и других ресурсоориентированных городов и поселков. Архитектурное наследие поселков вдоль КВЖД и восточного и западного подходов к ней, явившееся результатом интеллектуального труда ученых и инженеров Китая и России, оказало глубокое влияние на эволюцию плана городов и поселков в России и Китае того времени, а также на социальную интеграцию, культурные связи и экономический обмен между странами. КВЖД является главным транспортным путем для развития экономических контактов между Россией, Монголией и Китаем.
В российской и зарубежной историографии подробно разработаны и продолжают изучаться сюжеты, связанные с историей КВЖД и Транссибирской магистрали. Применение управленческо-регионального подхода позволило А.В. Ремневу иследовать не только практические, но и идеологические составляющие имперской политики в Сибири и на Дальнем Востоке [Ремнев, 2004], строительство Сибирской железной дороги и КВЖД через призму внешней политики России на Дальнем Востоке проанализировано в обстоятельной работе И.В. Лукоянова [Лукоянов, 2008], экономическая составляющая интеграционных процессов в регионе подробно и разносторонне представлена в коллективной монографии под редакцией М.В. Ходякова [Центр и регионы..., 2020]. Не менее важными в изучении процессов освоения и «присвоения» имперского пространства являются сюжеты, связанные с их обсуждением в публичном пространстве. Участие сторонников различных общественно-политических течений в дискуссии о «цене» пути на Восток, дальневосточной политике в целом, принципах железнодорожного строительства и привлекаемых для этого ресурсов активно анализируется современными российскими исследователями [Ходяков, 2023; Янченко, 2023; Котов, 2023; Иванов, Богомазов, 2023]. Внимание авторов также привлекают и историографические кейсы, показывающие разницу в оценках истории взаимоотношений двух империй в конце XIX-начале XX в. российскими и китайскими специалистами [Сунь, 2022; Сунь, 2023]. Проблема строительства Транссибирской и Китайско-Восточной железных дорог нашла отражение и в зарубежных исследованиях, посвященных колонизации Россией Дальнего Востока и ее присутствию в Маньчжурии [Dukes, 2022; Marks, 1991; Manchurian Railways., 2010; Wolff, 1999].
Несмотря на обширную историографию, вопросы, связанные со строительством соединительных участков железной дороги между Транссибом и КВЖД на западе (от Забайкальского участка) и востоке (от Уссурийского участка), обеспечивавших сокращенный путь от Читы до Владивостока, представлены весьма фрагментарно
и имеют преимущественно описательный характер. Исключением являются исследования, посвященные истории Забайкальской железной дороги [Курас, Кальмина, Михаилев, 2018; Иванов, Кальмина, Курас, 2012], распространению православия и строительству церквей на Дальнем Востоке вдоль соединительных веток [Дмитриева, 2023; Ходяков, Чжао, 2023; Дроботушенко, 2013]. Отдельно следует указать вышедшую в 2023 г. на русском языке монографию С. Урбански [Урбански, 2023], в которой автор рассмотрел историю формирования российско-китайской границы, в том числе через призму строительства Кайдаловской ветки и в целом развития транспортных путей во фронтирной зоне.
Культурное наследие железной дороги России и Китая имеет общее происхождение и особую ценность. Охрана наследия имеет как шансы на развитие, так и возможность столкнуться с кризисом. Архитектурное наследие КВЖД и восточного и западного подходов к ней обладает схожими чертами, оно разнообразно и многочисленно. Строительство железной дороги оказало глубокое влияние на социальную структуру, образ жизни, архитектурные стили и пространственную конфигурацию населенных пунктов вдоль линии, в особенности в районах железнодорожных станций, что делает эту ансамблевую застройку более репрезентативной в ценностном отношении относительно остальной системы культурного наследия линейного объекта.
Вызовы, стоящие перед Россией и Китаем по сохранению наследия вдоль линий, также имеют схожий характер: часть архитектурного наследия подверглась порче или сносу в ходе обновления железнодорожных линий, ревитализации старых районов или ненадлежащего ремонта местными жителями. Последствие этих разрушений - утрата в пространстве культурного наследия и, как результат, исчезновение исторической пространственной планировки и облика районов с железнодорожными станциями. Кроме того, в настоящий момент конверсия ресурсов культурного наследия вдоль линий довольно слаба, поэтому она не способна обеспечить достаточную поддержку культурного и промышленного развития соответствующих районов и принести достаточную экономическую выгоду. Эти обстоятельства диктуют необходимость разработки целенаправленного и системного механизма охраны, отвечающего реальным потребностям сохранения культурного наследия и целям по оптимизации окружающей среды и развитию районов с железнодорожными станциями. Для двух стран характерны различия и пробелы с точки зрения полноты информационных данных о культурном наследии железной дороги, глубины раскрытия ценности наследия, а также координации механизмов управления между соответствующими органами власти.
Рассмотрение территории, прилегающей к Китайско-Восточной железной дороге и восточному и западному подходам к ней, в качестве единой трансграничной социокультурной системы предполагает значительное внимание к роли железной дороги и ее инфраструктуры в объединении географически, политически, экономически и социально фрагментированного пространства. Создание типового ландшафта населенных пунктов, архитектурных ансамблей, функциональных построек приводило к формированию особого социально-исторического конструкта, в рамках которого создавались собственные локальные практики и дискурсы. При этом необходимо учитывать, что развитие инженерной мысли, строительства, русской архитектуры,
деревянного зодчества начала XX в. испытывало влияние промышленной революции и новых технических стандартов. Например, деревянное зодчество той поры неотделимо от практики использования образцовых («типовых») проектов, которые использовались в жилой, хозяйственной и промышленной архитектуре. В частности, при строительстве деревянных сооружений при железных дорогах: вокзалов, церквей, школ, водонапорных башен, «постоялых дворов», жилых домов «станционных агентов», бань и даже стрелочных будок - был сформирован цельный комплекс, ставший составной частью как истории промышленной архитектуры России конца XIX-начала ХХ в., так и зодчества эпохи модерна. Проблематика «образцового строительства» также актуальна и в связи с созданием объектов инфраструктуры вдоль КВЖД, восточного и западного подходов к ней. Сохранившиеся «Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной железной дороги. 1897-1903» , «Альбом исполнительных чертежей по постройке Забайкальской железной дороги» и «Альбом исполнительных чертежей Южно- и Северно-Уссурийской железной дороги» лишь подтверждают этот факт [Альбом сооружений..., б.г.; Альбом исполнительных..., 1900; Альбом исполнительных., 1902]. Необходимостью обеспечения эксплуатации железной дороги на всем пути ее следования обусловлена постройка на станциях пассажирских, паровозных, водоемных зданий, а также жилых домов для служащих. Из всех социально значимых сооружений в общую стоимость станционных зданий были включены больницы, что может быть объяснено высоким уровнем смертности рабочих из-за сложных климатических условий, долгой адаптации переселенцев к новой среде, а также распространения эпидемиологических заболеваний [Отчет., 1904].
Больницы и приемные покои, тоннели и «пассажирские здания», постройки таможенного и судебного ведомств, жилые дома и школы, «паровозные здания» и многое другое свидетельствует о широко распространенном типовом строительстве на КВЖД. Типовым было и церковное строительство. Поскольку во многом характер образцового (церковного) строительства был определен еще в 1850-1860-е гг., то особый интерес представляет изучение деятельности «Комиссии для дел технических и строительных при Департаменте сельского хозяйства Министерства государственных имуществ» [подробнее см.: Ходяков, Чжао, 2023; Магазинер, 2016].
Историческая реконструкция КВЖД и восточного и западного подходов к ней предполагает сочетание двух знаковых концептов «трансграничность» и «социокультурная система», их истории и современной интерпретации. Они представляют собой общественные конструкты, обладающие определенными пространственно-временными координатами и политико-идеологическими связями. Анализ данных концептов методами, разработанными представителями Кембриджской школы изучения политических языков (К. Скиннер), позволяют выявить культурные, экономические, идеологические и политические установки, которые повлияли на их использование [Скиннер, 2004]. С концептом «социокультурная система» тесно связаны конструкты «символический капитал культуры» П. Бурдье и «семиотика культуры» Ю.М. Лотмана, позволяющие понять особенности семиотического конструирования ментального пространства и репрезентации ключевых символов Российской империи при формировании системы населенных пунктов вдоль железнодорожной магистрали, как единой знаковой системы, участвующей в коммуникации по линии
российский центр - восточные окраины страны - Маньчжурия. Накопление и трансляция символического капитала культуры, различные практики его закрепления на местах предоставляли российским властям возможность распространять среди населения исследуемой территории целостное представление об образе Российской империи/СССР воплощенное в воспроизводстве типовых архитектурных и градостроительных решений и систем управления и финансирования.
При анализе истории строительства на территории, прилегающей к КВЖД и восточному и западному подходам к ней, как части сложного гетерогенного поликультурного трансграничного региона, перспективным также представляется использование ситуационного подхода, предложенного А.И. Миллером [Миллер, 2010]. Это позволяет поставить в центр внимания исследования межгосударственное взаимодействие и его различные аспекты (экономический, социальный, культурный). В таком случае акцент смещается на процесс взаимодействия различных акторов и выявление логики их поведения и реакции на обстоятельства и действия других акторов при формировании социокультурной и архитектурной среды вдоль КВЖД и восточного и западного подходов к ней.
Необходимо «вернуть» КВЖД к Транссибирской магистрали и рассматривать их в рамках общего развития, это придаст культурному наследию, расположенному вдоль железных дорог, целостность с точки зрения маршрута и культурного содержания, а также обеспечит системность в сборе данных и их обобщении. Данный подход позволит дополнить базовую теорию по архитектурному комплексу КВЖД, расширит область исследований по истории строительства, теории планирования городов и сельских поселений, охране культурного наследия в России и Китае.
Несомненным положительным результатом развития исследовательского направления Digital Humanities следует признать возможности применения цифровых технологий в сфере выявления и сохранения историко-культурного наследия. Использование китайскими коллегами из Харбинского политехнического университета технологии дистанционного зондирования с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) для сбора изобразительных данных городов и поселков вдоль КВЖД, а также внедрение технологии распознавания изображений, основанной на алгоритмах AI Deep Learning, для распознания особенностей, классификации и оценки культурного наследия КВЖД дополняет уже существующие методы идентификации культурного наследия и делает возможным его всестороннее, точное и системное изучение и сохранение на трех уровнях: города и поселки с железнодорожными станциями на макроуровне, пространство квартала и улиц на мезоуровне и отдельные здания на микроуровне. Внесение полученных сведений в базу данных позволило им провести анализ особенностей формирования ландшафтов этих городов и поселков вдоль КВЖД, пространственное исследование выявило историческое ядро объектов, расположенных рядом с железнодорожными вокзалами, что обосновано историческими особенностями застройки и градопланирования при постройке КВЖД. Идея архитекторов заключалась в формировании единого образа обозреваемой территории при путешествии через Северную Маньчжурию, постройки целенаправленно возводились в русском стиле. Сохранившиеся в удалении от объектов железнодорожной инфраструктуры исторические китайские архитектурные строения свидетельствуют о
стремлении проектировщиков формировать новые населенные пункты в отдалении от существовавших в конце XIX в. в этом регионе китайских поселков.
В российской исторической науке подобный опыт применения цифровых технологий для изучения инфраструктуры населенных пунктов вдоль железных дорог был реализован на кафедре исторической информатики исторического факультета Московского государственного университета под руководством Л.И. Бородкина [Бородкин, Жеребятьев, 2022]. Подобного рода актуализация применения 3^ реконструкций позволяет максимально раскрыть потенциал сохранения архитектурного наследия вдоль КВЖД и западного и восточного подходов к ней; с исследовательской точки зрения это дает возможность изучать развитие региона в период его активного освоения в конце XIX-начале XX в.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Альбом исполнительных чертежей по постройке Забайкальской железной дороги, Иркутск-Байкальской ветви, ветви к китайской границе и пристаней парома-ледокола на озере Байкале. 1895-1901. СПб.: МПС, 1902. 112 л. Альбом исполнительных чертежей Южно- и Северно-Уссурийской железной дороги. 1891-1894, 1894-1897. СПб.: Т-во худож. печати, 1900. 94 л. Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной железной дороги. 1897-1903. М., б.г. 354 с.
Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. Виртуальная реконструкция типовых железнодорожных станций Великого Сибирского пути конца XIX-начала XX вв. // Историческая информатика. 2022. № 4. С. 84-102.
Дмитриева Н.В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 4. С. 861-874.
Дроботушенко Е.В. Динамика численности православных монастырей Российской империи во второй половине XVШ-начале XX в. и забайкальские обители // Гуманитарный вектор. 2013. № 3(35). С. 75-82.
Иванов А.А., Богомазов Н.И. Общественная дискуссия вокруг американских закупок для нужд российских железных дорог в годы Первой мировой войны // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 1. С. 330-350.
Иванов А.А., Кальмина Л.В., Курас Л.В. Забайкальская периферия на переломе эпох (1880-1920-е гг.). Иркутск: Оттиск, 2012. 300 с.
Котов А.Э. Консервативный антиклерикализм инженера Де-Скроховского // Новое прошлое. 2023. № 2. С. 108-118.
КурасЛ.В., Кальмина Л.В., Михалев А.В. Капитаны российской восточной политики: рубеж XIX-ХХ вв. Иркутск: Оттиск, 2018. 112 с.
Лукоянов И.В. «Не отстать от держав.»: Россия на Дальнем Востоке в конце XIX-на-чале ХХ вв. СПб.: Нестор-История, 2008. 668 с.
Отчет по постройке соединительной ветви от Китайского разъезда Забайкальской ж. д. до ст. Маньчжурия Китайской Восточной ж. д. 1898-1901 гг. СПб., 1904.
Магазинер Н.А. Железнодорожные храмы Транссибирской магистрали (конец XIX-начало XX в.). СПб.: Реноме, 2016. 213 с.
Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 315 с. Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX-начала XX веков. Омск: изд-во ОмГУ 2004. 548 с.
Скиннер К. Коллингвудовский подход к истории политической мысли: становление, вызов, перспективы // Новое литературное обозрение. 2004. № 66. С. 55-66. Сунь И. Дальний Восток в политике Российской империи конца XIX-начала XX в.: взгляд из Китая (историография периода Поздней Цин и Китайской республики) // Новое прошлое. 2022. № 4. С. 194-112.
Сунь И. Дальний Восток в политике Российской империи конца XIX-начала XX в.: взгляд из Китая (историография с 1949 по начало 1990-х гг.) // Новое прошлое. 2023. № 4. С. 83-104.
Урбански С. За степным фронтиром: история российско-китайской границы. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 480 с.
Ходяков М.В. «Громадная пиявка, присосавшаяся к государственному сундуку»: Китайско-Восточная железная дорога в оценках российской прессы начала XX века // Вестник архивиста. 2023. №. 2. С. 354-363.
Ходяков М. В., Чжао Ч. Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. 2023. № 8. С. 100-111. Центр и регионы: экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894-1917). Отв. ред. М.В. Ходяков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2020. 659 с.
Янченко Д.Г. Пограничье России и Китая позднеимперского периода в контексте пересмотра торгово-экономических отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2023. Т. 68. Вып. 2. С. 317-333. Dukes P. Russia in Manchuria: A Problem of Empire. London: Routledge, 2022. 174 p. Manchurian Railways and the Opening of China: An International History. Ed. B.A. Elleman, S. Kotkin. London: Routledge, 2010. 235 p.
Marks S.G. Road to Power: The Trans-Siberian Railroad and the Colonization of Asia Russia, 1850-1917. London: Tauris, 1991. 240 с.
Wolff D. To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898-1914. Stanford: Stanford University Press, 1999. 255 p.
REFERENCES
Al'bom ispolnitel'nykh chertezhei po postroike Zabaikal'skoi zheleznoi dorogi, Irkutsk-Baikal'skoi vetvi, vetvi k kitaiskoi granitse i pristanei paroma-ledokola na ozere Baikale [Album of executive drawings for the construction of the Trans-Baikal Railway, the Irkutsk-Baikal branch, the branch to the Chinese border and the icebreaker ferry piers on Lake Baikal. 1895-1901]. St. Petersburg: MPS, 1902. 112 l. (in Russian).
Al'bom ispolnitel'nykh chertezhei Yuzhno- i Severno-Ussuriiskoi zheleznoi dorogi. 18911894, 1894-1897 [Album of executive drawings of the South and North Ussuri Railway. 1891-1894, 1894-1897]. St. Petersburg: T-artist printed, 1900. 94 l. (in Russian). Al'bom sooruzhenii i tipovykh chertezhei Kitaiskoi Vostochnoi zheleznoi dorogi. 1897-1903 [Album of structures and standard drawings of the Chinese Eastern Railway. 1897-1903]. Moscow, b.g. 354 p. (in Russian).
Borodkin L.I., Zherebyatyev D.I. Virtual'naya rekonstruktsiya tipovykh zheleznodorozhnykh stantsii Velikogo Sibirskogo puti kontsa XlX-nachala XX vv. [Virtual reconstruction of typical railway stations of the Great Siberian Route of the late 19th-early 20th centuries], in Istoricheskaya informatika. 2022. No. 4. Pp. 84-102 (in Russian). Dmitrieva N.V. Na puti k KVZhD: finansovaya sostavlyayushchaya istorii stroitel'stva Kai-dalovskoi zheleznodorozhnoi vetvi [On the Way to the Chinese Eastern Railway: Financial Aspects of the History of Kaidalovo Line Construction], in Modern History of Russia. 2023. Vol. 13. No. 4. Pp. 861-874 (in Russian).
Drobotushenko E.V. Dinamika chislennosti pravoslavnykh monastyrei Rossiiskoi imperii vo vtoroi polovine XVIII-nachale XX v. i zabaikal'skie obiteli [Dynamics of the number of Orthodox monasteries in the Russian Empire in the second half of the 18th-early 20th centuries. and Transbaikal monasteries], in Gumanitarnyi vektor. 2013. No. 3(35). Pp. 75-82 (in Russian). Ivanov A.A., Bogomazov N.I. Obshchestvennaya diskussiya vokrug amerikanskikh zaku-pok dlya nuzhd rossiiskikh zheleznykh dorog v gody Pervoi mirovoi voiny [Public discussion around American purchases for the needs of Russian railways during the First World War], in Nauchnyi dialog. 2023. Vol. 12. No. 1. Pp. 330-350 (in Russian). Ivanov A.A., Kalmina L.V., Kuras L.V. Zabaikal'skaya periferiya na perelome epokh (18801920-e gg.) [Transbaikal periphery at the turn of the era (1880-1920s)]. Irkutsk: Ottisk, 2012. 300 p. (in Russian).
Kotov A.E. Konservativnyi antiklerikalizm inzhenera De-Skrokhovskogo [Conservative anti-clericalism of engineer De-Skrokhovsky], in Novoe proshloe. 2023. No. 2. Pp. 108-118 (in Russian).
Kuras L.V., Kalmina L.V., Mikhalev A.V. Kapitany rossiiskoi vostochnoipolitiki: rubezh XIX-XX vv. [Captains of Russian eastern policy: the turn of the 19th-20th centuries]. Irkutsk: Ottisk, 2018. 112 p. (in Russian).
Lukoyanov I.V. "Ne otstat' ot derzhav...": Rossiya na Dal'nem Vostoke v kontse XIX-nachale XX vv. ["Keeping up with the powers...": Russia in the Far East at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries]. St. Petersburg: Nestor-Istoria, 2008. 668 p. (in Russian). Otchet po postroike soedinitel'noi vetvi ot Kitaiskogo raz"ezda Zabaikal'skoi zh. d. do st. Man'chzhuriya Kitaiskoi Vostochnoi zh. d. 1898-1901 gg. [Report on the construction of the connecting branch from the Chinese crossing of the Trans-Baikal railway. d. to st. Manchuria Chinese Eastern Railway. d. 1898-1901]. St. Petersburg, 1904 (in Russian). Magaziner N.A. Zheleznodorozhnye khramy Transsibirskoi magistrali (konets XIX-nachalo XX v.) [Railway churches of the Trans-Siberian Railway (late 19th-early 20th centuries)]. St. Petersburg: Renome, 2016. 213 p. (in Russian).
Miller A.I. Imperiya Romanovykh i natsionalizm: esse po metodologii istoricheskogo issle-dovaniya [The Romanov Empire and Nationalism: An Essay on the Methodology of Historical Research]. Moscow: New Literary Review Publ., 2010. 315 p. (in Russian).
Remnev A.V. Rossiya Dal'nego Vostoka. Imperskaya geografiya vlasti XlX-nachala XX ve-kov [Russia of the Far East. Imperial geography of power in the 19th-early 20th centuries]. Omsk: Omsk State University Publishing House, 2004. 548 p. (in Russian). Skinner K. Collingvudovskii podkhod k istorii politicheskoi mysli: stanovlenie, vyzov, pers-pektivy [Collingwood's approach to the history of political thought: formation, challenge, prospects], in Novoe literaturnoe obozrenie. 2004. No. 66. Pp. 55-66 (in Russian). Sun I. Dal'nii Vostok v politike Rossiiskoi imperii kontsa XIX-nachala XX v.: vzglyad iz Kitaya (istoriografiya perioda Pozdnei Tsin i Kitaiskoi respubliki) [The Far East in the politics of the Russian Empire at the end of the 19th-beginning of the 20th centuries: a view from China (historiography of the Late Qing period and the Chinese Republic)], in Novoe proshloe. 2022. No. 4. Pp. 194-112 (in Russian).
Sun I. Dal'nii Vostok v politike Rossiiskoi imperii kontsa XIX-nachala XX v.: vzglyad iz Kitaya (istoriografiya s 1949 po nachalo 1990-kh gg.) [The Far East in the politics of the Russian Empire at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries: a view from China (historiography from 1949 to the beginning of the 1990s], in Novoe proshloe. 2023. No. 4. Pp. 83-104 (in Russian).
Urbanski S. Za stepnym frontirom: istoriya rossiisko-kitaiskoi granitsy [Beyond the steppe frontier: the history of the Russian-Chinese border]. Moscow: New Literary Review, 2023. 480 p. (in Russian).
Khodjakov M.V. "Gromadnaya piyavka, prisosavshayasya k gosudarstvennomu sunduku": Kitaisko-Vostochnaya zheleznaya doroga v otsenkakh rossiiskoi pressy nachala XX veka ["A huge leech that has attached itself to the state chest": the Chinese-Eastern Railway in the assessments of the Russian press of the early 20th century], in Vestnik arkhivista. 2023. No. 2. Pp. 354-363 (in Russian).
Khodjakov M.V., Zhao Ch. [Construction of churches in Transbaikalia and the Chinese-Eastern Railway: Kaidalovskaya branch at the turn of the 19th-20th centuries], in Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya, filologiya. 2023. No. 8. Pp. 100-111 (in Russian).
Tsentr i regiony: ekonomicheskaya politika pravitel'stva na okrainakh Rossiiskoi imperii (1894-1917) [Center and regions: economic policy of the government on the outskirts of the Russian Empire (1894-1917)]. Ed. by. M.V. Khodjakov. St. Petersburg: St. Petersburg University Publishing House, 2020. 659 p. (in Russian).
Yanchenko D.G. [The borderlands of Russia and China of the late imperial period in the context of the revision of trade and economic relations], in Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya. 2023. Vol. 68. Is. 2. Pp. 317-333 (in Russian). Dukes P. Russia in Manchuria: A Problem of Empire. London: Routledge, 2022. 174 p. Manchurian Railways and the Opening of China: An International History. Ed. B.A. Elleman, S. Kotkin. London: Routledge, 2010. 235 p.
Marks S.G. Road to Power: The Trans-Siberian Railroad and the Colonization of Asia Russia, 1850-1917. London: Tauris, 1991. 240 с.
Wolff D. To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898-1914. Stanford: Stanford University Press, 1999. 255 p.
Статья принята к публикации 21.09.2023