Научная статья на тему 'Сновидения как компонент духовной культуры коренных народов амуро-сахалинского региона'

Сновидения как компонент духовной культуры коренных народов амуро-сахалинского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амуро-сахалинский регион / Дальний Восток России / коренные народы / тунгусо-маньчжуры и нивхи / фольклор / мифология / верования / ритуалы / сновидения / Amur-Sakhalin region / Russian Far East / indigenous peoples / Tungus-Manchurians and Nivkhs / folklore / mythology / beliefs / rituals / dreams

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каштанюк Валерия Александровна

Dreams play a big worldview role in the traditional and modern culture of the indigenous peoples of the Amur-Sakhalin region, namely Nanais, Negidals, Nivkhis, Orochis, Udeges, Uiltas, Ulchis, Evenkis. They are not only a source of specific information about real life, about its sacred aspects, but their interpretation can be used as recommendations for solving life problems of an individual person or society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DREAMS AS A COMPONENT OF SPIRITUAL CULTURE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMURO-SAKHALIN REGION

Сновидения в традиционной и современной культуре коренных народов амуро-сахалинского региона: нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, уйльта, ульчей, эвенков — играют большую мировоззренческую роль. Они не только являются источником специфической информации о реальной жизни, о сакральных её аспектах, но их толкования могут применяться в качестве рекомендаций для решения жизненных проблем отдельного человека или социума.

Текст научной работы на тему «Сновидения как компонент духовной культуры коренных народов амуро-сахалинского региона»

УДК 39/394.91/394.942/398 В. А. Каштанюк

СНОВИДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АМУРО-САХАЛИНСКОГО РЕГИОНА

Сновидения в традиционной и современной культуре коренных народов амуро-сахалинского региона: нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, уйльта, ульчей, эвенков — играют большую мировоззренческую роль. Они не только являются источником специфической информации о реальной жизни, о сакральных её аспектах, но их толкования могут применяться в качестве рекомендаций для решения жизненных проблем отдельного человека или социума.

Ключевые слова: амуро-сахалинский регион, Дальний Восток России, коренные народы, тунгусо-маньчжуры и нивхи, фольклор, мифология, верования, ритуалы, сновидения.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10030

В отечественной этнографии методика исследований сновидений до сих пор не разработана. Хотя давно известно, что в традиционных культурах сновидениям придавалось большое значение. Сновидения и практика их толкования могут изучаться как самостоятельный объект. При этом главным вопросом становится существование этнической специфики сновидений, прочно связанной с духовной культурой этноса [33].

В классическом труде К. Кастанеды о культуре индейцев приведены слова знаменитого дона Хуана о сущности сновидения: «В сновидении мы действительно можем воспринимать другие миры, которые мы способны достаточно точно описать. Но мы не сумеем описать то, что позволяет нам их воспринимать, хотя можем почувствовать, как сновидение открывает для нас иные реальности. Я бы сказал, что сновидение — это восприятие, процесс в теле и осознание в уме» [27].

В гуманитарных науках сложилось представление о сновидениях как индивидуально-психологических, культурных феноменах. Наиболее оптимальным признаётся семиотический метод исследований, который основан на следующей парадигме: сны и их интерпретации культурно обусловлены. Наиболее ярким примером служат традиционные общества, в которых роль снов и их толкования связаны с комплексом мифов, преданий и верований. Другими словами, сновидение в архаическом сообществе является специфическим способом мышления, механизмом структурирования знаний о земном, подземном и небесном мирах, об

Каштанюк Валерия Александровна — кандидат исторических наук, директор факультета информационных и промышленных технологий (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: Valeriya-77@mail.ru.

© Каштанюк В. А., 2020

111

обитателях этих пространств. В первую очередь, сновидения способствуют общению с предками, которые дают различные советы, помогающие избежать потенциальных бедствий.

Известно, что сновидения являются индивидуальными переживаниями и различными визуальные образами во время сна нормального человека. Изучение этого культурного феномена имеет длительную историю и обширную библиографию [15; 16; 27; 40; 41 — 43; 54; 51 — 52; 14; 17-20; 30 — 33; 35; 36; 39; 53; 58 — 59; 60; 62 — 63].

Исследование культуры сна в традиции коренных народов амуро-сахалинского региона представляет региональный вариант этнокультурного дискурса. Специфика определяется рядом этнокультурных, исторических, природно-географических, этнопсихологических, биологических. генетических, расовых, тендерных и других факторов. Немаловажное значение имеет и культурная диффузия, происходящая в результате сложных этнокультурных процессов, межэтнических контактов, происходящих в регионе в Х1Х — ХХ1 вв. [47; 50; 48; 34; 11; 13; 21—26].

До сих пор проблеме антропологии сна на примере этнографических материалов коренных народов Амура и Сахалина уделялось недостаточное внимание. Хотя имеется достаточное количество этнографических источников и трудов, в которых примеры сновидений используются при решении каких-либо конкретных проблем [1; 6 — 7; 8 — 10; 12; 32 — 33; 37 — 38; 44—46; 49; 55—57; 60 — 61].

Сны играют большую роль в ритуалах жизненного цикла традиционной культуры коренных народов амуро-сахалинского региона [9 — 10; 12]. Так, по мнению нивхов, выбирать имя для ребёнка родителям помогали добрые духи, которые являются матери ребенка во сне, и предлагали различные варианты. По традиционным верованиям нанайцев, душа умершего человека многократно перевоплощается: она трижды живёт на земле, трижды умирает и только после этого цикла для неё наступает вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от земной жизни [2]. По представлениям удэгейцев, главная душа всегда находится вместе с человеком и определяется как дыхание, вторая душа может летать во сне или, когда человек умирает, летает во всех местах, где был человек и следит за тем, чтобы родственники всё делали по ритуалу, затем уходит на запад в загробный мир, и верховное божество определяет, в какой ярус идти этой душе. По дороге в загробный мир душу могут украсть злые духи, и тогда она становится душой-бродягой [2].

В разряд универсальных ритуалов следует отнести запрет на убийство спящего зверя: удэгейские и орочские охотники предварительно криком будили животное [3]. Хунгарийские орочи, объясняя этот запрет, рассказали, что душа животного может странствовать во сне и в это время в тело зверя может забраться злой дух. Если убить такое спящее животное и съесть, то можно погибнуть. В шаманстве сновидения играли исключительную роль и в процессе становления шамана, и во время камланий.

112

Л. Я. Штернберг разработал концепцию сексуального избранничества на материалах нанайского шаманства, по которой в будущего шамана влюблялся дух-покровитель противоположного пола умершего сильного шамана, во сне вступает с ним в половую связь, призывает стать шаманом, становится сверхъестественной женой (мужем) шамана и всячески ему помогает [61]. Подобные верования о таком получении дара были зафиксированы и у орочей [29].

В. К. Арсеньев записал нанайское предание о том, как охотник стал шаманом; представления удэгейских и нанайских шаманов о духе-покровителе указывают на этнокультурные контакты этих народов с маньчжурами [5]. Арсеньев собрал подробный материал о получении шаманского дара и происхождении шаманского института удэгейцев [4], который подтвердил и дополнил А. Ф. Старцев [57]. В основе удэгейской концепции лежит идея сексуального избранничества. Самый могущественный дух сильного шамана может принимать облик человека, тигра и медведя. Чаще всего человек получал призыв к шаманству во время юношеского полового созревания и во сне видел духа в окружении нерестящихся, как рыба, шаманских атрибутов: бубнов, колотушек, юбок, шаманских ковриков из шкуры оленя и нерпы, шаманского пояса в виде змеи. В случае наводнения шаман пользовался ковриком с изображением драконообразного существа. Вокруг духа находятся также стружки на голову, посох и культовые сооружения. Сильные шаманы устраивают камлание, во время которого юноша находится с ними в сверхъестественной связи, и определяют, что данный человек должен быть призван шаманскими духами. Шаманы спрашивают его о нужном направлении и приходят к духу, который обитает в пещере или в пасти змеи. Шаманы доставляют духа в жилище будущего шамана и вселяют в ритуальную скульптуру, заставляют камлать претендента в поясе и с бубном, иногда в течение года. Считается, чем сильнее будущий шаман, тем дольше у него протекает период становления. Нередко во время камлания неофиту кажется, что он начинает увеличиваться в размерах, лопается на части, впадает в транс. Сильные шаманы выводят его из экстаза и соединяют в единое целое. У тунгусов Нижней Тунгуски неофит долго болел, в бреду видел злых духов умерших шаманов, которые резали на куски его тело и бросали голову в огонь, где куются атрибуты будущего шамана [28]. В данном описании заметно влияние якутской культуры и выделяется древний мировоззренческий пласт о ритуальной смерти, переделке тела и воскрешении. У удэгейцев связь юноши и его духа-покровителя (в образе женщины) подкрепляется сверхъестественной любовью и половой связью во сне. Женщина сообщает юноше, что она будет его духовной женой, и молодой шаман попадает в полную её зависимость. Человек не сможет отказаться от призыва духов стать шаманом, иначе он умрёт. Всё чаще юноша берёт бубен и пытается камлать. Постепенно к молодому шаману приходит желание вылечить кого-нибудь

113

из своих сородичей. Новый шаман может получить большую силу, чем у прежнего шамана, но может стать и менее сильным шаманом. Из материалов В. К. Арсеньева видно, что дух-покровитель шамана являлся для него возлюбленным существом, как и дух-покровитель нанайских шаманов. По мнению найхинских нанайцев, сильным помощником шамана считается дух, который помогает ему попасть внутрь скал при поисках души.

Выявляются отличия удэгейских верований от нанайских и, в целом, от тунгусских представлений, где бубны и атрибуты рождаются на особом шаманском дереве, нередко символизирующем собой мировое дерево. В шаманстве якутов имеется образ прародительницы шаманов в виде огромной железной птицы, которая воспитывает душу шамана в нижнем мире на ветвях ели [28]. Сходный образ мифической железной птицы широко распространён в верованиях амурских народов. Материалы В. К. Арсеньева подтверждают теорию сексуального избранничества Л. Я. Штернберга, которую критиковал С. М. Широкогоров. Однако в целом С. М. Широкогоров не против такой концепции получения шаманского дара [65]. М. Хопал в результате исследования шаманства Евразии пришёл к выводу о том, что сексуальные отношения шамана с духами играют важную роль в процессе получения шаманского дара [64].

В. К. Арсеньев описал процесс установки шаманских деревьев аборигенами Амура для отдыха злых духов. Считалось, что злой дух, устав от путешествий, являлся во сне к шаману и приказывал поставить для него специальное дерево в качестве места жительства (чаще всего лиственницу). Шаман произносил извинительное заклинание перед рубкой и возле этого дерева устанавливал скульптурные изображения, жерди с личинами, тонкие лиственницы, о которые злой дух любил чесать спину. На дереве шаман вырезал антропоморфную личину, символизирующую собой находящегося внутри дерева злого духа, и вырубал ступеньки, чтобы дух мог взбираться и осматривать окрестности, на ветках вырезал изображения птиц и животных, которые использовались духом как ездовые [3—4].

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что сновидение в культуре коренных народов амуро-сахалинского региона представляется как особая, специфическая форма общения простого человека, а также человека, наделённого особыми психофизическими и ментальными качествами (шамана, тудина, знахаря), с миром предков, духов, божеств, сверхъестественных существ. Интерпретация сновидений выражается в верованиях, воззрениях, ритуалах и культах. Некоторые сновидения связаны с архетипами, мифологией, легендами и преданиями. Определённая часть сновидений вызвана тоской по умершим родственникам, сородичам, друзьям и связана с последующими поминальными ритуалами. В итоге имеется целый комплекс культуры сна и связанных с ней обычаев и поверий.

114

Список литературы

1. Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображённые на «карте» / / Сборник Музея антропологии и этнографии. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 11. С. 324 — 331.

2. Арсеньев В. К. Путевой дневник 2. 1907 г. // Архив Приморского центра Русского географического общества — Общество изучения Амурского края. Ф. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 6.

3. Арсеньев В. К. Путевой дневник 2. Юбилейная экспедиция 1908 — 1909 гг. в память присоединения Приамурского края к России в 1860 г. // Архив Приморского центра Русского географического общества — Общество изучения Амурского края. Ф. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 11.

4. Арсеньев В. К. Путевой дневник 1. 1914 — 1925 гг. // Архив Приморского центра Русского географического общества — Общество изучения Амурского края. Ф. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 27.

5. Арсеньев В. К. Сквозь тайгу. М.: Гос. изд. географ. литературы, 1949. С. 386 — 387.

6. Батьянова Е. П. Мухомор как мифологический персонаж народов Крайнего Севера. Использование мухомора в качестве опьяняющего, галлюциногенного и лечебного средства / / Художественный мир традиционной культуры: сборник статей к 75-летию В. Г. Смолицкого. М.: 2001. С. 165 — 176.

7. Батьянова Е. П. О снах шаманистов (по материалам полевых исследований (1970 —2000-е годы) / / Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 53 — 61.

8. Березницкий С. В. Жертвенное животное орочей — собака / / Сб. науч. тр. «Культура Дальнего Востока Х1Х-ХХ вв.» / отв. ред. Л. Е. Фетисова. Владивосток: Дальневосточное отделение РАН. 1992. С. 122 — 128.

9. Березницкий С. В. Материалы по культуре народов Восточной и Северовосточной Азии. Этнографические исследования 2000 — 2001 гг. // Архив Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 450. Владивосток, 2002. 311 л.

10. Березницкий С. В. Материалы по культуре бикинских и хорских удэгейцев. Этнографические исследования 2002 г. // Архив Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 522. Владивосток, 2003. 401 л.

11. Березницкий С. В. Об этногенезе тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока / / Сб. ст. «Сибирь: Древние этносы и их культуры» / отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН. 1996. С. 146 — 164.

12. Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1997 г. // Архив Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д 415. Владивосток, 1999. 182 л.

13. Березницкий С. В., Примак П. В. Аборигенная составляющая образа Дальнего Востока / / Вестник Дальневосточной гос. социально-гуманитарной академии. Сер. 1. Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 39 — 51.

14. Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте. Историко-философский аспект. СПб.: Алетейя, 2007. 268 с.

15. Голева Т. Г. Сон и сновидения в культуре коми-пермяков / / Вестник Пермского научного центра. 2015. № 4. С. 54 — 63.

16. Джагаддева. Волшебное сокровище сновидений / пер. с санскрита А. Я. Сыр-кина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2019. 141 с.

115

17. Дыренкова Н. П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племён / / Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 9. Л., 1930. С. 267 — 291.

18. Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981. С. 129 — 164.

19. Иванов В. В. Гадание и предсказание будущего на Древнем Востоке и в античном мире / / Антропология культуры. Вып. 1. М.: ОГИ, 2002. С. 193—199.

20. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. I. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 912 с.

21. История и культура дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки / под ред. В. А. Тураева. СПб.: Наука, 2010. 334 с.

22. История и культура нанайцев: историко-этнографические очерки / под ред. В. А. Тураева. СПб.: Наука, 2003. 326 с.

23. История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / под ред. В. А. Тураева. СПб.: Наука, 2008. 270 с.

24. История и культура негидальцев: историко-этнографические очерки / под ред. А. Ф. Старцева. Владивосток: Дальнаука, 2014. 340 с.

25. История и культура орочей: историко-этнографические очерки / под ред. В. А. Тураева. СПб.: Наука, 2001. 172 с.

26. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки / под ред. В. А. Тураева. СПб.: Наука, 1997. 181 с.

27. Кастанеда К. С. Искусство Сновидения. М.: София Медиа, 1993. С. 8.

28. Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов (материалы к мифологии урало-алтайских племён в Северной Азии) / / Отдельный оттиск из сб. «Очерки по изучению Якутского края». Вып. 2. Ч. 1. Иркутск, 1928. С. 55.

29. Куфтин Б. А. О шаманизме орочей. Побережье Татарского пролива. 1927 г. // Архив Музея антропологи и этнографии РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 49. 45 л.

30. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / пер. с фр. Е. В. Морозовой. М.: Прогресс, 2001. 440 с.

31. Лурье М. Л. Вещие сны и их толкование (На материале современной русской крестьянской традиции) // М. Л. Лурье. Сны и видения в народной культуре. М.:, 2001. С. 26—43.

32. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: ТГУ, 2001. 354 с.

33. Молданова Т. А. Сновидения в культуре хантов // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 38-47.

34. Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории) / отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН. 1999. 360 с.

35. Носенко Е. Сновидение и реликты культа умерших в еврейской народной и элитарной культуре / / Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2006. С. 82 — 92.

36. Панченко А. А. Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках // Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. М., 2001. С. 9 — 25.

37. Подмаскин В. В. Духовная культура удэгейцев XIX—XX вв.: историко-этнографические очерки. Владивосток: Изд. ДВФУ, 1991. 160 с.

38. Подмаскин В. В. Народные знания удэгейцев. Историко-этнографическое исследование по материалам XIX—XX вв. Владивосток: ДВО РАН, 1998. 272 с.

116

39. Прокофьева Е. Д. Материалы по шаманству у селькупов / / Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981. С. 42 — 68.

40. Рабинович Е. И. Сон и сновидения как феномен культуры (на примере культуры северо-буддийского региона): автореф. дис. ... канд. культур. Екатеринбург, 2011.

41. Сафронов Е. В. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения / / Народная культура Сибири: материалы XIII научного семинара. Омск, 2004. С. 220—224.

42. Сафронов Е. В. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: автореф. дис. ... канд. филол. н. Ульяновск, 2008. 22 с.

43. Сафронов Е. В. Чудесное в сновидениях // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 101—106.

44. Сем Т. Ю. Ритуальные песни нанайских шаманов (о взаимосвязи ритма, цвета и времени) // Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов: тез. докл. и сообщ. международ. конф. Якутск: ЯГУ, 2000. С. 32 — 35.

45. Сем Т. Ю. Семантика образов первоисточника жизни у тунгусо-язычных народов юга Дальнего Востока конца XIX — начала XX века и их средневековые параллели / / Реконструкция древних верований: источники, метод, цель: сб. научных трудов / отв. ред. В. А. Хршановский. Л.: Изд. ГМИРа, 1991. С. 179 — 192.

46. Сем Т. Ю. Шаманизм тунгусо-язычных народов Сибири и Дальнего Востока по материалам Российского Этнографического музея / / Расы и народы. Вып. 28 / отв. ред. З. П. Соколова, Д. А. Функ. ИЭА РАН. М.: Наука, 2002. С. 226 — 242.

47. Сем Ю. А. Христианизация нанайцев, её методы и результаты // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.) / отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1979. С. 197 — 226.

48. Смоляк А. В. О взаимных культурных влияниях народов Сахалина и некоторых проблемах этногенеза / / Этногенез и этническая история народов Севера / отв. ред. И. С. Гурвич. М.: Наука, 1975. С. 43 — 77.

49. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. 279 с.

50. Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина середина XIX — начало XX в. М.: Наука, 1975. 232 с.

51. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. М.: РГГУ, 2001. 382 с.

52. Сны и видения в славянской и еврейской культурной традициях: сборник статей. М., 2008. 224 с.

53. Соколовский С. В. Сновидческая реальность — бессознательное российской антропологии? / / Этнографчиеское обозрение. 2006. № 6. С. 3—15.

54. Сон — семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст / / Випперовские чтения. М., 1993. 147 с.

55. Старцев А. Ф. Боги и хозяева трёх миров в мировоззрении удэгейцев (по материалам В. К. Арсеньева) / / Съезд сведущих людей Дальнего Востока: на-учн.-практ. конф., посвящённая 100-летию Хабаровского краеведческого музея 17 — 18 мая 1994 г. / отв. ред. Н. И. Рубан. Хабаровск: ХКМ, 1994. С. 76 — 78.

56. Старцев А. Ф. Представления народов Приамурья и Приморья о душе // Россия и АТР. 2003. № 2. С. 100—114.

57. Старцев А. Ф. Удэгейские шаманы // Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока (XVII —XX вв.): сб. трудов / отв. ред. В. А. Тураев. Владивосток: ДВО РАН, 1998. С. 118 — 131.

117

58. Фрейд 3. Пересмотр теории сновидений: Введение в психоанализ / пер. с нем. Г. В. Барышниковой. М.: ACT, 2010. 222 с.

59. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 1088 с.

60. Штернберг Л. Я. Античный культ близнецов при свете этнографии / / Сборник МАЭ. Т. III. Петроград, 1916. С. 133-189.

61. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд. Ин-та народов Севера, 1936. 571 с.

62. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / пер. с англ. К. Богуцко-го, В. Трилис. К.: София, 2000. 480 с.

63. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: АСТ-ЛТД Львов: Инициатива, 1998. 480 с.

64. Hoppal M. Shamanen und Shamanismus. Ausburg, 1994. 187 s.

65. Shirokogoroff S. M. Psychomental complex of the Tungus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner, 1935. 469 p.

* * *

Kashtanuk Valeria A.

DREAMS AS A COMPONENT OF SPIRITUAL CULTURE

OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMURO-SAKHALIN REGION

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

Dreams play a big worldview role in the traditional and modern culture of the indigenous peoples of the Amur-Sakhalin region, namely Nanais, Negidals, Nivkhis, Orochis, Udeges, Uiltas, Ulchis, Evenkis. They are not only a source of specific information about real life, about its sacred aspects, but their interpretation can be used as recommendations for solving life problems of an individual person or society.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Amur-Sakhalin region, Russian Far East, indigenous peoples, Tungus-Manchurians and Nivkhs, folklore, mythology, beliefs, rituals, dreams.

DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10030

References

1. Avrorin V. A., Kozminsky I. I. Representations of the Orochi about the universe, about the transmigration of souls and the travels of shamans, depicted on the "map" [Predstavleniya orochej o vselennoj, o pereselenii dush i puteshestviyah shamanov, izobrazhennye na «karte»]. Collection of The Museum of anthropology and Ethnography, Moscow, 1949, vol. 11, pp. 324—331.

2. Arsenyev V. K. Travel diary 2. 1907 [Putevoj dnevnik 2. 1907 g.], Arhiv Primorskogo centra Russkogo geograficheskogo obschestva — Obschestva izucheniya Amurskogo kraya (Archive of the Primorye center of the Russian geographical society — Society for the study of the Amur region), F. V. K. Arsenyev. Op. 1. 6.

3. Arsenyev V. K. Travel diary 2. The jubilee expedition of 1908 — 1909 in the memory of the annexation of the Amur territory to Russia in 1860 [Putevoj dnevnik 2. Yubilejnaya vekspediciya 1908 — 1909 gg. v pamyat' prisoedineniya Priamurskogo kraya k Rossii v 1860 g.], Arhiv Primorskogo centra Russkogo geograficheskogo obschestva — Obschestva izucheniya Amurskogo kraya (Archive of the Primorye center of the Russian geographical society — Society for the study of the Amur region), F. V. K. Arsenyev. Op. 1. 11.

4. Arseniev V. K. Travel diary 1. 1914 — 1925 [Putevoj dnevnik 1. 1914 — 1925 gg.], Arhiv Primorskogo centra Russkogo geograficheskogo obschestva — Obschestva izucheniya

118

Amurskogo kraya (Archive of the Primorye center of the Russian geographical society — Society for the study of the Amur region), F. V. K. Arseniev. Op. 1. 27.

5. Arsenyev V. K. Skvoz' tajgu (Through the taiga), Moscow, 1949. Pp. 386 — 387.

6. Batyanova E. P. Amanita as a mythological character of the peoples of the Far North. The use of fly agaric as an intoxicating, hallucinogenic and therapeutic agent [Muhomor kak mifologicheskij personazh narodov Krajnego Severa. Ispol'zovanie muhomora v kachestve op'yanyayuschego, gallyucinogennogo i lechebnogo sredstva], The Art World of Traditional Culture: Collection of Articles on the 75th anniversary of V.G. Smolitsky, Moscow, 2001. Pp. 165 — 176.

7. Batyanova E. P. On the dreams of shamanists (based on materials from field research (1970 — 2000 s) [O snah shamanistov (po materialam polevyh issledovanij (1970—2000-e gody)], Ethnographic Review, 2006, no. 6, pp. 53—61.

8. Bereznitsky S. V. Sacrificial animal Oroch-dog [Zhertvennoe zhivotnoe orochej — sobaka], SB. nauch. Tr. "Culture of the Far East of the XIX-XX centuries", Vladivostok, 1992, pp. 122—128.

9. Bereznitsky S. V. Materials on the culture of the peoples of East and North-East Asia. Ethnographic research 2000 — 2001 [Materialy po kul'ture narodov Vostochnoj i Severo-vostochnoj Azii. "Etnograficheskie issledovaniya 2000 — 2001 gg.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences), F. 1. Op. 2. D. 450. Vladivostok, 2002. 311 l.

10. Bereznitsky S. V. Materials on the culture of the Bikin and Khor Udege people. Ethnographic research 2002 [Materialy po kul'ture bikinskih i horskih ud"egejcev. "Etnograficheskie issledovaniya 2002 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences), F. 1. Op. 2. D. 522. Vladivostok, 2003. 401 l.

11. Bereznitsky S. V. On the ethnogenesis of the tunguso-Manchus of the Far East [Ob "etnogeneze tunguso-man'chzhurov Dal'nego Vostoka. Sb. st. «Sibir': Drevnie vetnosy i ih kul'tury»], SB. art. "Siberia: Ancient ethnos and their cultures", SPb.: MAE RAS. 1996. Pp. 146—164.

12. Bereznitsky S. V. Ethno-Cultural contacts, ethnic history and spiritual culture of the indigenous peoples of the Lower Amur and Sakhalin. Ethnographic research 1997 ["Etnokul'turnye kontakty, "etnicheskaya istoriya i duhovnaya kul'tura korennyh narodov Nizhnego Amura i Sahalina. "Etnograficheskie issledovaniya 1997 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences), F. 1. Op. 2. D. 415. Vladivostok, 1999. 182 l.

13. Bereznitsky S. V., Primak P. V. Aboriginal component of the image of the Far East [Aborigennaya sostavlyayuschaya obraza Dal'nego Vostok], Bulletin of the far Eastern state socio-humanitarian Academy, Ser. 1. Humanities, 2008, no. 1, pp. 39—51.

14. Bolshakov I. V. Predopredelenie i tolkovanie snov v Drevnem Egipte. Istoriko-filosofskij aspekt (Predestination and interpretation of dreams in Ancient Egypt. Historical and philosophical aspect), St. Petersburg, 2007. 268 p.

15. Goleva T. G. Sleep and Dreams in the Culture of Permian Komi [Son i snovideniya v kul'ture komi-permyakov], Bulletin of the Perm Scientific Center, 2015, no. 4, pp. 54 —63.

119

16. Jagaddeva. Magic treasure of dreams [Dzhagaddeva. Volshebnoe sokrovische snovidenij], per. from Sanskrit, entry. article and comment I. Syrkina. 2nd ed., Rev. and add. Moscow, 2019. 141 p.

17. Dyrenkova N. P. Obtaining a shamanic gift according to the views of Turkish tribes [Poluchenie shamanskogo dara po vozzreniyam tureckih piemen], Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, T. 9. Leningrad, 1930. Pp. 267—291.

18. Dyakonova V. P. Tuvan shamans and their social role in society [Tuvinskie shamany i ih social'naya rol' v obschestve], Problems of the History of Public Consciousness of the Aboriginal Siberia, Leningrad, 1981. Pp. 129—164.

19. Ivanov V. V. Fortune telling and prediction of the future in the Ancient East and in the ancient world [Gadanie i predskazanie buduschego na Drevnem Vostoke i v antichnom mire], Anthropology of culture, 2002, vol. 1, pp. 193 — 199.

20. Ivanov V. V. Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul'tury (Selected works on semiotics and cultural history), T. I. Moscow, 1998. 912 p.

21. Turaeva V. A. (ed.). Istoriya i kul'tura dal'nevostochnyh "evenkov: istoriko-"etnograficheskie ocherki (The history and culture of the Far Eastern Evenki: historical and ethnographic essays), St. Petersburg, 2010. 334 p.

22. Turaeva V. A. (ed.). Istoriya i kul'tura nanajcev: istoriko-"etnograficheskie ocherki (The history and culture of Nanai: historical and ethnographic essays), St. Petersburg, 2003. 326 p.

23. Turaeva V. A. (ed.). Istoriya i kul'tura nivhov: istoriko-"etnograficheskie ocherki (The history and culture of the Nivkhs: historical and ethnographic essays), St. Petersburg, 2008. 270 p.

24. Startseva A. F. (ed.). Istoriya i kul'tura negidal'cev: istoriko-"etnograficheskie ocherki (The history and culture of the Negidals: historical and ethnographic essays), Vladivostok, 2014. 340 p.

25. Turaeva V. A. (ed.). Istoriya i kul'tura orochej: istoriko-*etnograficheskie ocherki (The history and culture of the oroches: historical and ethnographic essays), St. Petersburg, 2001. 172 p.

26. Turaeva V. A. (ed.). Istoriya i kul'tura "evenoo: istoriko-"etnograficheskie ocherki (History and culture of Evens: historical and ethnographic essays), St. Petersburg, 1997. 181 p.

27. Castaneda K. S. Iskusstvo Snovideniya (The Art of Dreaming), Moscow, 1993. P. 8.

28. Ksenofontov G. V. Legends and stories about shamans among the Yakuts, Buryats and Tungus (materials for the mythology of the Ural-Altaic tribes in Northern Asia) [Legendy i rasskazy o shamanah u yakutov, buryat i tungusov (materialy k mifologii uralo-altajskih plemen v Severnoj Azii)], Separate imprint from the collection "Essays on the study of the Yakut region", Issue 2. Part 1. Irkutsk, 1928. P. 55.

29. Kuftin B.A On the shamanism of the oroches. The coast of the Tatar Strait. 1927 [O shamanizme orochej. Poberezh'e Tatarskogo proliva. 1927 g.], Archive of the Museum of Anthropologists and Ethnography of the Russian Academy of Sciences, F. 12. Op 1. D. 49. 45 l.

30. Le Goff J. Srednevekovyj mir voobrazhaemogo (The medieval world of the imaginary), Per. with fr. E.V. Morozova, Moscow, 2001. 440 p.

31. Lurie M. L. Prophetic Dreams and Their Interpretation (Based on the Material of Modern Russian Peasant Tradition). [Veschie sny i ih tolkovanie (Na materiale sovremennoj russkoj krest'yanskoj tradicii)], Dreams and visions in folk culture, Moscow, 2001. Pp. 26—43.

32. Moldanova T. A. Arhetipy v mire snovidenij hantov (Archetypes in the world of Khanty dreams), Tomsk, 2001. 354 p.

120

33. Moldanova T. A. Dreams in the Khanty culture [Snovideniya v kul'ture hantov], Ethnographic review, 2006, no. 6, pp. 38—47.

34. Pavlinskaya L. R. (ed.). Narody Sibiri v sostave gosudarstva Rossijskogo (ocherki *etnicheskoj istorii) (The Peoples of Siberia as part of the Russian state (essays on ethnic history)), St. Petersburg, 1999, 360 p.

35. Nosenko E. Dreams and relics of the cult of the dead in Jewish folk and elite culture [Snovidenie i relikty kul'ta umershih v evrejskoj narodnoj i "elitarnoj kul'ture], Dreams and visions in the Slavic and Jewish cultural traditions, Moscow, 2006. Pp. 82—92.

36. Panchenko A. A. Sleep and dreaming in traditional religious practices [Son i snovidenie v tradicionnyh religioznyh praktikah], Dreams and visions in folk culture. Mythological, religious-mystical and cultural-psychological aspects, Moscow, 2001. Pp. 9—25.

37. Podmaskin V. V. Duhovnaya kul'tura ud^egejcev XIX —XX vv. Istoriko-^etnograficheskie ocherki (The spiritual culture of the Udege people of the XIX —XX centuries. Historical and ethnographic essays), Vladivostok, 1991. 160 p.

38. Podmaskin V. V. Narodnye znaniya ud^egejcev. Istoriko-"etnograficheskoe issledovanie po materialam XIX —XX vv. (Udege folk knowledge. Historical and ethnographic study on the materials of the XIX—XX centuries), Vladivostok, 1998. 272 p.

39. Prokofieva E. D. Materials on shamanism among the Selkups [Materialy po shamanstvu u sel'kupov], Problems of the History of Public Consciousness of the Aboriginal Siberia, Leningrad, 1981. Pp. 42—68.

40. Rabinovich E. I. Son i snovideniya kak fenomen kul'tury (na primere kul'tury severo-buddijskogo regiona) (Sleep and dreams as a cultural phenomenon (on the example of the culture of the North Buddhist region)), Ekaterinburg, 2011.

41. Safronov E. V. "Real" dream and "come true" event: correlation mechanisms [«Veschee» snovidenie i «sbyvsheesya» sobytie: mehanizmy sootneseniya], Folk culture of Siberia: materials of the XIII scientific seminar, Omsk, 2004. Pp. 220 — 224.

42. Safronov E. V. Rasskazy ob inomirnyh snovideniyah v kontekste russkoj neskazochnoj prozy (Stories about foreign dreams in the context of Russian fairy-tale prose), Ulyanovsk, 2008. 22 p.

43. Safronov E. V. Miraculous in dreams [Chudesnoe v snovideniyah], Traditional Culture, 2008, no. 2 (30), pp. 101 —106.

44. Sem T. Yu. Ritual songs of Nanai shamans (on the relationship of rhythm, color, and time) [Ritual'nye pesni nanajskih shamanov (o vzaimosvyazi ritma, cveta i vremeni)], Musical Ethnography of the Tungus-Manchu Peoples: abstract. doc. and message international conf., Yakutsk, 2000. Pp. 32—35.

45. Sem T. Yu. Semantics of the images of the primary source of life among the Tungus-speaking peoples of the south of the Far East of the late XIX — early XX centuries and their medieval parallels [Semantika obrazov pervoistochnika zhizni u tunguso-yazychnyh narodov yuga Dal'nego Vostoka konca XIX — nachala XX veka i ih srednevekovye paralleli], Reconstruction of ancient beliefs: sources, method, goal: collection. scientific works. / holes ed. V.A. Khrshanovsky. Leningrad: Publishing House GMIR, 1991.S. 179-192.

46. Sem T. Yu. Shamanism of the Tungus-speaking peoples of Siberia and the Far East based on the materials of the Russian Ethnographic Museum [. Shamanizm tunguso-yazychnyh narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka po materialam Rossijskogo "Etnograficheskogo muzeya], Races and Peoples, vol. 28. Moscow, 2002. Pp. 226—242.

47. Sem Yu. A. Nanai Christianization, its methods and results [Hristianizaciya nanajcev, ee metody i rezul'taty], Christianity and Lamaism among the indigenous population of Siberia (second half of the 19th — early 20th centuries), Leningrad, 1979. Pp. 197—226.

121

48. Smolyak A. V. About mutual cultural influences of the peoples of Sakhalin and some problems of ethnogenesis [O vzaimnyh kul'turnyh vliyaniyah narodov Sahalina i nekotoryh problemah vetnogeneza], Ethnogenesis and ethnic history of the peoples of the North, Moscow, 1975b. Pp. 43 — 77.

49. Smolyak A. V. Shaman: lichnost', funkcii, mirovozzrenie (narody Nizhnego Amura) (Shaman: personality, functions, worldview (peoples of the Lower Amur)), Moscow, 1991. 279 p.

50. Smolyak A. V. Etnicheskie processy u narodov Nizhnego Amura i Sahalina seredina XIX — nachalo XX v. (Ethnic processes among the peoples of the Lower Amur and Sakhalin mid XIX — early XX centuries), Moscow, 1975a. 232 p.

51. Sny i videniya v narodnoj kul'ture. Mifologicheskij, religiozno-misticheskij i kul'turno-psihologicheskij aspekty (Dreams and visions in folk culture. Mythological, religious-mystical and cultural-psychological aspects), oscow, 2001. 382 p.

52. Sny i videniya v slavyanskoj i evrejskoj kul'turnoj tradiciyah (Dreams and visions in the Slavic and Jewish cultural traditions: a collection of articles), Moscow, 2008. 224 p.

53. Sokolovsky S. V. Dreaming reality — the unconscious of Russian anthropology? [Snovidcheskaya real'nost' — bessoznatel'noe rossijskoj antropologii?], Ethnographic review, 2006, no. 6, pp. 3—15.

54. Sleep — a semiotic window. Dream and event. Dream and art. Dream and text [Son — semioticheskoe okno. Snovidenie i sobytie. Snovidenie i iskusstvo. Snovidenie i tekst], Wipper readings, Moscow, 1993. 147 p.

55. Startsev A. F. Gods and masters of three worlds in the worldview of the Udege people (based on materials by V. K. Arseniev) [Bogi i hozyaeva treh mirov v mirovozzrenii udvegejcev (po materialam V.K. Arsen'eva)], Congress of knowledgeable people of the Far East: scientific and practical. Conf., dedicated to the 100 th anniversary of the Khabarovsk Museum of Local Lore, May 17—18,1994, Khabarovsk, 1994. Pp. 76 — 78.

56. Startsev A. F. Representations of the peoples of the Amur Region and Primorye about the soul [Predstavleniya narodov Priamur'ya i Primor'ya o dushe], Russia and Asia-Pacific, 2003, no. 2, pp. 100 — 114.

57. Startsev A. F. Udege shamans [Udvegejskie shamany], Ethnocultural processes and public consciousness among the peoples of the Far East (XVII — XX centuries): Sat. labor., Vladivostok, 1998. Pp. 118—131.

58. Freud 3. Peresmotr teorii snovidenij: Vvedenie v psihoanaliz (Revision of the theory of dreams: Introduction to psychoanalysis. Per. with him. G.V. Baryshnikova), [Moscow, 2010. 222 p.

59. Freud 3. The interpretation of dreams [Tolkovanie snovidenij], Transl. with him, Moscow; St. Petersburg, 2007. 1088 p.

60. Shternberg L. Ya. Antique cult of the twins in the light of ethnography [Antichnyj kul't bliznecov pri svete vetnografii], Collection of MAE. T. III. Petrograd, 1916. Pp. 133—189.

61. Shternberg L. Ya. Pervobytnaya religiya v svete "etnografii (Primitive religion in the light of ethnography), Leningrad, 1936. 571 p.

62. Eliade M. Shamanizm: arhaicheskie tehniki"ekstaza (Shamanism: archaic techniques of ecstasy), Kiev, 2000. 480 p.

63. Jung K. G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya (Memories, dreams, thoughts), Moscow, Lviv, 1998. 480 p.

64. Hoppal M. Shamanen und Shamanismus, Ausburg, 1994. 187 p.

65. Shirokogoroff S. M. Psychomental complex of the Tungus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner, 1935. 469 p.

* * *

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.