Научная статья на тему 'Снижения рисков возникновения короткого замыкания на этапе проектирования систем электроснабжения горных машин'

Снижения рисков возникновения короткого замыкания на этапе проектирования систем электроснабжения горных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
112
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Смыков Анатолий Борисович, Соколов Игорь Александрович

Предложена математическая модель и метод структурного преобразования для моделирования динамических процессов в режимах короткого замыкания (КЗ) в системах электроснабжения (СЭС) горных машин, с целью снижения рисков возникновения КЗ на этапе проектирования систем. Приведены результаты моделирования, наглядно показывающие потенциально опасные участки СЭС в режиме КЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Смыков Анатолий Борисович, Соколов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижения рисков возникновения короткого замыкания на этапе проектирования систем электроснабжения горных машин»

УДК 622:621.313-83 А.Б. Смыков, И.А. Соколов СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ГОРНЫХ МАШИН

Процесс добычи угля подземным способом разработки сопровождается рисками, связанными с возможностью возникновения пожаров и взрывов из-за наличия в подземных выработках взрывоопасного метана. Воспламенение метана может произойти как следствие интенсивного выделения энергии при возникновении короткого замыкания (КЗ) в системе электроснабжения (СЭС) горных машин.

С целью выработки рекомендаций для построения минимально опасных СЭС и для снижения аварийности при добыче угля необходимо решение задачи моделирования динамических процессов в режимах КЗ в СЭС горных машин.

Так, в случае возникновения аварийного режима трехфазного КЗ, в каком-либо участке кабельной сети, СЭС изменяет свою структуру. Структура СЭС разбивается на две части - «до» точки КЗ (если считать от источника питания) и «после» точки КЗ. Так как режим трехфазного КЗ является симметричным, т.е. сумма токов в точке КЗ равна нулю, то системы «до» и «после» точки КЗ можно рассматривать отдельно.

Система, находящаяся «до» точки КЗ, после возникновения аварийного режима некоторое время до срабатывания защиты будет продолжать получать энергию от источника питания, а в системе «после» точки КЗ протекают процессы обмена энергией, запасенной емкостями электромеханических преобразователей и механическими передаточными устройствами горных машин, до момента возникновения режима КЗ.

После возникновения КЗ в участке СЭС, находящимся «до» точки КЗ, происходит изменение структуры и параметров системы. В системе уменьшается количество потребителей, так как часть двигателей «отсекается» точкой КЗ, и уменьшается общее сопротивление системы из-за появления точки КЗ в аварийном участке.

Аварийный участок системы представляет собой отрезок кабеля, который имеет некоторые активные и индуктивные сопротивления и жилы которого соединяются между собой в точке КЗ. С учетом того, что режим трехфазного КЗ является полностью симметричным, участок системы, где произошло трехфазное КЗ, можно описать системой трех уравнений:

= Гкз Лз а , = Мкз р~ Гкз Дз Р, = Мкз , “ Гкз Дз , , (1)

где ^кза, ^кзр, ^кзу - потокосцепления участка аварийного кабеля; икза, икзр, икзу - составляющие напряжений на узле, к которому подсоединен аварийный участок кабеля; .кза, /кзр, /кзу - составляющие тока КЗ; гкза, гкзр, гкзу - сопротивления фаз аварийного участка кабеля.

Структура уравнений (1) полностью аналогична уравнениям Парка-Горева, записанным в трехфазной системе координат, что позволяет использовать их вместе с уравнениями двигателей в модели СЭС произвольной конфигурации с электродвигательной нагрузкой, питающейся от источника ограниченной мощности:

Ш П = -^1* + кл, ш т,1 = и,1 - к,11,1,

ш ш

(е+8*Ьк8Ц18 Л +—.т2 = -8*

V к — 8 Лі т2

^8і8 ^Т2Аі8,

бь-8—- ьі—.,2 = Ь-2і—. - БЬ-1,—.,, М„ = і;*Кмі„.

— — — — где = |.к1 • • •. Л , =|.г1 • • •.„I - векторы1 потокосцеплений статоров и роторов двигателей

■і,

(2),

системы,

. =\Щш Щфг Щ , .гІ = \¥гаг Щг Щ , и ^р и ^у Ь ^га ь ^р и ^гу г - потокосЦепления

статора и ротора і-го АД, „ - количество двигателей в СЭС; і8 =||ік1 •••! II , I, =||іг1 —Іг І| ,

1 Векторы в тексте приведены в транспонированном виде, на что указывает индекс ,

II... IIі II. . . IIі . II

1і = ііаі іфі 1 і = ігаі ігЗі ігуі , ііа і, і, % і, іга і, ^гр і, ігу і - токи в ОбМОТкаХ і-го АД; К =|^ ■ ■ ■Д.п

К = К ‘ "Дт п

диагональные матрицы активных сопротивлений обмоток статора и ротора запол-

II IIа т* || на

ненные, Дві = Г Гці г. л , К і = Гг і г і г 1 , г. і, Гг і - активные сопротивления обмоток статора и ротора і-

го АД; К* =|К "КгЛ“, Кгі = ^і

0 -1 1 1 0 -1 1 1 0

Км =|Кт "К.Л■', К„і = -рт13ЦЛ1

0 -1 1

1 0 -1

-1 1 0

рп і - количество пар полюсов, аі - угловая скорость; Ь ^ = Ь і.і,1 ••• Ь 1

Т -1 = Т -1 ■ Т -1

Твг 1 Ьіг п

Ь-1 =

Ь-1. Ь-1.

11і іг і

-1. Ь-1 •

гі і гг і

- матрица, обратная матрице

Ь

Ті і + Цлі -ТМі 1 2 -ТМі 12 Цлі -ТМі 12 -Тмі 12

-ТМі 12 Ці і + ЦМі -ЦМі 12 -ЦМі 12 ТМі - ЦМі 12

-ЦМі 12 -ЦМі 12 Ціі + ЦМі -ЦМі 12 -ЦМі 12 ЦМі ЦМі -ЦМі 12 -ЦМі 12 Цг і + ЦМі -ЦМі 12 - ЦМі 12 -ЦМі 12 ЦМі -ЦМі 12 -ЦМі 12 Цг і + ЦМі -ЦМі 12

-ЦМі 12 -ЦМі 12 ЦМі -ЦМі 12 -ЦМі 12 Цгі + Алі

Тм і - взаимоиндуктивность обмоток статора и ротора і-го АД, Ц і, Ьг і, - индуктивности обмоток і-го

АД; МэЛ =||Мэл1 "МзлЩ‘ - электромагнитные моменты; І3

і*

■і*

- диагональная матрица,

содержания транспонированные вектора токов статоров двигателей; Е - единичная матрица, размером 3-п элементов; к =1К "КЛ, к, ,=гт1 гкр у гф ІІ , г ка у, Г ,р у, Г ку у активные сопротивления фаз 7-го

участка сети, т - количество участков в СЭС; Ь =||ЬК1 ■ ■ , Ьк у = Цка у Ткр у у , А,а у, Акр у, Тку у

- индуктивности фа3>го участка сети; В = ЦЕ! Е2 ■ ЕЛ; ¥н = |^На ^нр ^Ну|| , ^Т2 = |¥с • •

- размер вектора п элементов, Т12 = |^ш ^-2р , ^Иа, ^1р, ^Иу, ^12а, ^12р, ^12у - потокосцепления

первичной и вторичной обмоток трансформатора; ии = ||м11а м11р м11у|| , Ыца, Мцр, Мцу - напряжения на

первичной и вторичной обмотках трансформатора; Iн = ||іНа і'11р і'11Л , іца, іцр, іцу- токи, протекающие

через первичную обмотку трансформатора; Кг1 = ||г11 Г11 Гн|| , КТ2 = ||К12 • "К1^|| - размер матрицы п на п II Ііа

элементов, Кг2 = Г12 Г12 гЛ , Г-ц, Гх2 - активные сопротивления обмоток трансформатора;

Ь-

Ь-1 Ь - 1 Ь 1 -1^ -12

ь-2 2 12

- матрица, обратная матрице

Ь,

Ці1 + Цім ЦтІ2 ЦтІ2 Ц -м

-Т І2-Т І2

■Чм' А Чм' л

-Т І2 Т + Т -Т І2-Т І2 Т -Т І2

■Чм' А Ч^Чм Чм' А ^лм' Чм Чм' л

-Т /2-Т І2 Т + Т -Т І2-Т І2 Т

Чм' ілм* Ч^Чм Чм' Чм' Чм

Т -Т І2-Т І2 Т + Т -Т І2-Т І2

Чм Чм' Чм' Ч^Чм Чм' ^ Чм' л

-Т І2 Т Чм' Чм

Т-м12 Ам12 + Т-м Т-м12

-Т І2-Т І2 Т Чм' ілм* Чм

Т-м12 Ам12 + Т-м

Тії, Ті2 - индуктивности трансформатора, ТМ - взаимоиндуктивность трансформатора.

а

а

а

а

а

2 Далее по тексту введено обозначение диагональных матриц в виде индекса а

Ток для всех электродвигателей системы определяется связью: I = Ь 1¥ , где I = |11 • • • Iп

Ь

ь-1 • •• ь-

¥ = ¥1 — ¥ І ¥і = ¥. і ¥г

В системе уравнений (1) матрицей 8 описывается структура СЭС, которая имеет т - строк, определяется количеством участков сети, и п столбцов - количеством двигателей в СЭС. Содержимое матрицы формируется по следующим правилам, если 1-й двигатель получает питание через /-й участок сети, то элемент 8/,,- будет содержать единичную подматрицу Е размером 3x3.

После возникновения КЗ структура системы, образовавшейся «до» точки КЗ, описывается, руководствуясь правилами для обычной системы произвольной конфигурации, но целью сохранения структуры уравнений для описания аварийного участка кабеля в матрице 8 выделяется дополнительный столбец и в схему вводится фиктивный кабель нулевой длины, который соединяет узел с аварийным участком.

Для определения характеристик процессов в системе «до» точки КЗ после возникновения аварийного режима КЗ используется система уравнений (1).

При этом, матрицы с параметрами системы изменяются следующим образом:

¥

¥ ••• ¥ ¥

і1 1 п кз

I,

рв 1 Іі п 1 кз

Ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88

Ь-\ ••• Ь-1 Ь-1

111 11 п кз

К11 " К1 п К кз

в матрицах последние элементы являются параметрами точки КЗ, где ¥ кз = ^кзя^кз р^

|ікз а ікз р ікз у || ; ЬКз Ц11 Т кза 1І Т.кзр1І Т кз^| ;

Т

к кз а, Тк кз в

Тк

кз / ’

к кз у, - индуктивности фаз аварий; г,з а, г,з р, г,з у - активные сопротивления фаз аварийного уча-

а _ ц_ _ _і,а

ного участка кабеля; Д5з = | |ГКзЯ г,зв г,зу

стка кабеля; Т, = Цтг.■■■¥„0|'. І, ^ -І„, 01*, 1, = |ъ-11 -Щ. 0". К* =||К„ -Кг, 0Ц' - в

цах последние элементы принадлежат точке КЗ

матри-

а

равны нулю; ЬК = ЬК1 "Ьк т °|

К = К

к 1

К

, где в матрицах последний элемент - ноль, так как используется фиктивный кабель нулевой длины.

Ток с потокосцеплением в аварийном участке кабеля связан зависимостью: I кз = Ь к1, ¥ кз.

При возникновении КЗ, в начальный момент времени, из-за наличия в системе индуктивностей, в цепях протекают токи, равные токам до момента возникновения. Отсюда, для начальных условий расчета характеристик процессов, протекающих в аварийном режиме в поврежденном участке кабеля, берем

а

а

а

І

КЗ

и

Файл Схема Окна

□ & У '/ • * / А | * | і Й1 СЭ | и К

Токи в участках СЭС при возникновении трехфазного КЗ

Таблица

Зависимость значений ударных токов КЗ при удалении точки КЗ

№ Минимальное удаление Максимальное удаление № Минимальное удаление Максимальное удаление

Іуд, А I А уст ? Іуд, А I А уст Іуд, А I А уст Іуд, А I А уст

1 13225 10028 10858 8875 7 12725 7240 11391 6683

2 15618 8869 14634 8504 8 12448 6508 12097 6371

3 13134 8876 10737 7742 9 12457 6498 12106 6364

4 11151 7744 10171 7240 10 15798 8502 12726 7394

5 15599 7737 12243 6523 11 15815 8498 11596 6877

6 12680 7249 11981 6954

мгновенные значения токов, протекающих в последний момент времени до возникновения КЗ, которые определяются как сумма токов двигателей, которые питались через аварийный участок: Iк, = ^ 13 .

Для расчетов определяем начальные значения потокосцеплений в аварийном участке кабеле:

¥0 = ь 10, где ь = I\ь ь р ь IIй.

кз кз кз ’ ^ кз к кз а к кз р к кз/

При возникновении трехфазного КЗ от общей СЭС точкой КЗ «отсекается» часть системы. Если эту часть рассматривать отдельно как самостоятельную систему, то ее структура аналогична СЭС произвольной конфигурации с электродвигательной нагрузкой, питающейся от источника неограниченной мощности, при условии, что напряжение на зажимах источника равно нулю. Отсюда, характеристики процессов, протекающих в системе, находящейся «после» точки КЗ, можно описать с помощью системы:

1^™ (^_______

(е+= ис -8* I 1-И*!

- Те = Ик!к + К, Т,, Мл = І^А,

(3).

Структура системы «после» точки КЗ описывается стандартным образом.

Матрицы параметров системы уравнений (3) изменяются следующим образом:

и С = 110 0 0 • • • 0 0 01', ьк = I Ьк кз Ьк, -К Ла, ^ =| ^ Кк, • Л“.

На рисунке приведены результаты моделирования трехфазного КЗ в третьем участке СЭС с источником питания - трансформаторная подстанция ТСВП-1000/6/1,2, с потребителями - асинхронными электродвигатели ДКВ355ЬБ4 (М0, М1), ДКВ45 (М2, М3) и АВР280Ь4 (М4, М5). Результаты получены при помощи системы моделирования 8МБ83, в которой реализована вышеописанная математическая модель, алгоритмы синтеза схем и моделирования процессов в СЭС до и после возникновения режима КЗ.

Ниже приведена таблица значений установившихся и ударных токов КЗ, при возникновении трехфазного КЗ в различных участках СЭС, показанной на рисунке, в случаях минимального и максимального удаления точки КЗ от источника питания в пределах участка.

Из таблицы видны нелинейные зависимости значений ударных токов КЗ при удалении точки КЗ, что объясняется появлением в системе «до» точки КЗ новых электродвигателей, подпитывающих аварийный участок. Из таблицы можно выявить наиболее опасные участки системы, так для системы, приведенной на рисунке, наиболее опасными участками, с максимальным значением ударного тока КЗ, являются участки 2, 5, 10, 11. Значения ударного тока КЗ зависят не только от параметров СЭС, но и от количества двигателей подпитывающих точку КЗ, от их характеристик, в том числе и от характеристик нагрузки двигателей. Так, при одинаковых параметрах участков 8 и 9, в результате моделирования получены разные значения токов КЗ из-за наличия у двигателей, с одинаковыми характеристиками, разной нагрузки. Таким образом, как видно из результатов, наиболее опасные участки СЭС можно выявить только при анализе динамических характеристик переходных процессов.

□ Авторы статьи:

Смыков Соколов

Анатолий Борисович Игорь Александрович

- канд. техн. наук, доц. каф. вычис- - канд. техн. наук, доц. каф. вычислительной техники и информацион- лительной техники и информационных технологий ных технологий

3 Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2002610266. Система моделирования аварийных режимов в шахтных участковых сетях электроснабжения (Система моделирования 8МБ8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.