Научная статья на тему 'Снижение валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях активной маркетинговой политики'

Снижение валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях активной маркетинговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ РИСК / CURRENCY RISK / ХЕДЖИРОВАНИЕ / HEDGING / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / MARKETING POLITIC / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХОЛДИНГ / THE INTERNATIONAL HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ольга Валерьевна, Шаламова Татьяна Александровна

В статье исследованы валютные риски в деятельности международного холдинга и их снижение в условиях активной маркетинговой политики. Дано определение валютным рискам, приведены основные причины возникновения рисков в международном бизнесе. Обоснована сущность хеджирования валютного риска в системе финансового риск-менеджмента международного холдинга и приведены производные инструменты управления. Рассмотрены инструменты снижения валютных рисков в деятельности международного холдинга на примере LVMH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reduction of Currency Risks in the Activities of the International Holding in Conditions of Active Marketing Policy

The article deals of currency risks in the activities of the international holding and mitigation in the context of active marketing policy. The definition of currency risks, the main causes of risks in international business. Justified entity hedging currency risk in the financial risk management of the international holding and listed derivatives management. These tools reduce of currency risks in the activities of the international holding on the example of LVMH.

Текст научной работы на тему «Снижение валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях активной маркетинговой политики»

СНИЖЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ХОЛДИНГА В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Никулина Ольга Валерьевна,

д. э. н., доцент, профессор кафедры «Мировой экономики и менеджмента», Кубанский Государственный

Университет (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149)

Olgafinans@mail.ru

Шаламова Татьяна Александровна,

магистрант кафедры «Мировой экономики и менеджмента», Кубанский Государственный Университет

(350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149)

t.shalamova@inbox.ru

В статье исследованы валютные риски в деятельности международного холдинга и их снижение в условиях активной маркетинговой политики. Дано определение валютным рискам, приведены основные причины возникновения рисков в международном бизнесе. Обоснована сущность хеджирования валютного риска в системе финансового риск-менеджмента международного холдинга и приведены производные инструменты управления. Рассмотрены инструменты снижения валютных рисков в деятельности международного холдинга на примере LVMH.

Ключевые слова: валютный риск; хеджирование; маркетинговая политика; международный холдинг.

Ускорение процесса финансовой глобализации предопределяет усложнение рыночной среды с формированием в ней новых тенденций и взаимодействий, переплетением многочисленных факторов ее неустойчивости.

Важнейшей особенностью глобального финансового рынка является значительная волатиль-ность основных показателей его состояния, которая охватывает следующие основные элементы: валютные курсы, процентные ставки, цены финансовых активов. Современная трансформация мировой финансовой системы обусловлена влиянием глобальных политических и экономических факторов, которые влияют на положение стран и регионов мира. Это, в свою очередь, вызывает нарастание финансовых рисков в деятельности международных холдингов в условиях активной маркетинговой политики на мировом рынке [1].

Глобализация финансового рынка, с одной стороны, позволяет международным холдингам сопоставлять и оценивать эффективность капиталовложений в пределах всей международной экономики и одновременно расширять и укреплять потенциал финансирования различных инвестиционных проектов, а с другой стороны, дестабилизирует внешнеэкономическую деятельность международных компаний, негативно влияя на характер совершаемых операций и финансовую составляющую экономических процессов.

Качественные изменения в мировой экономике носят глубинный и рисковый характер, обусловленный быстрым развитием финансовых инноваций, бурным ростом операций с дери-вативами, спекулятивным характером переливания краткосрочных капиталов, что приводит к значительному нарастанию финансового риска междуна-

родной деятельности хозяйствующих субъектов [2].

Таким образом, международные холдинги, как основные субъекты финансовой глобализации, в своей деятельности сталкиваются с рисками чаще, чем компании, действующие лишь на национальных рынках, причем эти риски являются как общими для всех сфер ведения бизнеса, так и специфическими, характерными лишь для международных операций.

Целью данной статьи является разработка теоретических положений и рекомендаций по выявлению валютных рисков и формированию инструментов их снижения в деятельности международных холдингов в условиях осуществления активной маркетинговой политики.

Главной причиной возникновения рисков в международном бизнесе является системная многоуровневая неопределенность [3], которая порождается:

♦ трудно поддающейся реальному прогнозированию, нестабильностью экономических процессов, как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне мировой экономики;

♦ противодействиями, возникающими в случаях нарушения договорных обязательств иностранными партнерами;

♦ изменчивостью спроса и трудностями сбыта товаров в условиях расширенных пространственных и временных рамок;

♦ вероятностным характером научно-технического прогресса и его неоднозначными последствиями для мирохозяйственных связей;

♦ случайностью многих социально-экономических, технологических и природных процессов в условиях растущей глобализации;

♦ ограниченностью и неполнотой информации о мировых экономических процессах, а также трудностями получения информации об иностранном контрагенте;

♦ столкновением противоречивых экономических интересов в условиях целевой интернационализации деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

♦ отсутствием комплексного и дифференцированного подхода к управлению рисками в условиях перехода на иностранную целевую группу производителей и потребителей.

Управление валютными рисками предприятия представляет собой процесс предвидения и нейтрализации их негативных финансовых последствий, связанных с их идентификацией, оценкой, профилактикой и страхованием [4]. С учетом специфики проявления валютных рисков в деятельности междуна-

родных компаний целесообразно предложить следующие этапы реализации стратегии управления рисками компании [5]:

1. Идентификация отдельных видов валютных рисков предусматривает их распределение на внешние и внутренние, систематические и несистематические. При этом осуществляется их детальное описание с определением внутренних или внешних источников возникновения. Такое деление в дальнейшем будет определять степень внимания к ним и вид применяемых инструментов хеджирования.

2. Выбор и использование соответствующих методов оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам валютных рисков. Выбору методов прогнозирования наступления рисков должен предшествовать анализ достаточности и достоверности имеющейся базы данных и уровня компетенции специалистов, которые будут производить такую оценку.

3. Анализ валютных рисков, который включает: анализ последствий наступления рисковой ситуации; анализ и выбор инструментов, которые могут использоваться на предприятии с целью минимизации риска, с учетом уровня управляемости и корреляционных связей между отдельными видами валютных рисков и применяемыми инструментами.

4. Установление предельно допустимого уровня валютных рисков, т. е. такого размера возможных убытков или недополученной прибыли, достижение которого требует автоматического применения определенного набора инструментов.

5. Выбор конкретных форм управления (принятие, избежание, передача) и видов инструментов

нейтрализации негативных последствий отдельных видов валютных рисков при их принятии.

6. Оценка последствий применения выбранного инструмента управления риском по показателям: уровень нейтрализации возможных финансовых потерь; экономичность нейтрализации.

Инструменты управления валютным риском направлены на управление и минимизацию рисков предприятия, возникающих при проведении валютных операций. Их классификации в научной литературе представлены достаточно широко, при этом наиболее распространенной является следующая [6]:

♦ контрактные инструменты (контрактные оговорки, банковские гарантии);

♦ классические платежные инструменты (аккредитив, вексель);

♦ финансовые инструменты (фьючерсы, опционы, форвардные контракты, свопы);

♦ институционные инструменты (страхование экспортных контрактов, финансирования импорта под гарантии иностранных агентств).

Валютные риски могут быть существенно уменьшены или полностью устранены на основе применения следующих методов [7]:

1) выписка счетов в твердой валюте. При этом, как правило, основной риск переходит на покупателя;

2) выписка счетов в собственной валюте. В этом случае для экспортирующей компании устраняется риск изменения курса иностранной валюты;

3) включение в контракт валютной оговорки, что является весьма распространенной формой

О. Никулина, Т. Шаламова. Снижение валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях ...

страхования валютных рисков при кредите.

Рассмотрим инструменты снижения валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях активной маркетинговой политики на примере ¡УМН.

В рыночной экономике основными функциями маркетинговой политики являются аналитическая, производственная, сбытовая, формирующая и функция управления и контроля (рис. 1).

В деятельности международного холдинга проявление валютных рисков происходит тогда, когда маркетинговая политика направлена на освоение новых рынков [8]. Из рисунка 1 видно, что инструменты снижения валютных рисков разрабатываются при формировании и реализации сбы-

товой функции маркетинговой политики.

Консолидированная выручка за шесть месяцев 2013 года составила 13 695 млн евро, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2012 году. В основном на прибыль повлияло снижение курсов валют, в частности, обесценивание японской иены на 18%. Чистая прибыль концерна составила 9 014 млн евро, что на 7% больше по сравнению с 2012 годом. В процентах от выручки валовая маржа составила 66%. Консолидированный баланс ¡УМН — 50,7 млрд евро, что на 1% больше, чем в конце 2012 года. Внеоборотные активы выросли на 0,8 млрд евро, а основные средства и нематериальные активы увеличились на 0,2 млрд евро.

Для формирования стратегии управления валютным риском

в ¡УМНустанавливается лимит, то есть определяется максимальная величина риска, которую компания может принять на себя без ущерба для основной деятельности. Данная величина выражается в процентах от величины прибыли или выручки компании (за период, аналогичный тому, на который производится расчет риска), а также в абсолютных единицах измерения [9].

В таблице 1 представлены финансовые показатели холдинга ¡УМН за 2006-2013 гг.

Ежегодно в компании утверждается показатель допустимой величины валютного риска, производится расчет валютной позиции холдинга в динамике. Исходя из установленного лимита, формируется и программа хеджирования валютных рисков. В 2013 году максимально допустимый уровень

Аналитическая (функция расчленения и синтеза):

• внешняя среда компании;

• рынок, его составляющие и состояние;

• потребители;

• фирменная структура рынка;

• товар (товарная структура);

• внутренняя среда компании.

Формирующая ( функция убеждения и стимулирования):

• формирование спроса;

• стимулирование сбыта.

Ч

Продуктово- производственная (созидательная функция):

• создание новых продуктов;

• организация производства новых продуктов;

• применение новых технологий;

• управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере.

31Е

Сбытовая (функция реализации):

• формирование товарной политики;

• проведение ценовой политики;

• организация системы товародвижения;

• организация сервиса;

• расширение рынка ( новые рынки).

Функция управления и контроля:

• организация планирования;

• информационное обеспечения управления;

• коммуникационное обеспечения маркетинга;

• организация контроля маркетинга.

Рис. 1. Функции маркетинговой политики

Таблица 1

Финансовые показатели 1УМН (MoеtHennessy - Ьои1з¥и1иоп) за 2006-2013 гг.

Финансовые показатели, млн евро) 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Продажи 15,306 16,481 17,193 17,053 20,32 23,659 28,103 50,7

Чистая прибыль 2,16 2,331 2,318 1,973 3,032 3,065 3,424 9,014

Источник. По данным годовой отчетности // http://www.lvmh.ru/

потерь был установлен в размере процентов от прибыли. Была сформирована программа хеджирования валютных рисков на 2014 год, которая корректировалась в течение года с учетом колебаний курсов валют.

Выбор в качестве валюты цены и валюты платежа различных валют, эффективность этого инструмента обусловлена небольшой вероятностью одновременного и одинакового изменения курсов разных валют. При этом в контракте может быть зафиксирован способ расчета курса пересчета валюты цены в валюту платежа. Если способ не указан, то в качестве курса пересчета используют средний курс между курсами покупки и продажи на момент открытия и закрытия валютного рынка в стране плательщика, что тоже может снизить уровень валютно-курсового риска. При заключении внешнеторговых контрактов 1УМН следит за сбалансированностью валютных позиций: платежи в иностранных валютах покрываются встречными поступлениями экспортной выручки в одноименной валюте.

Использование внешних инструментов предусматривает привлечение к выполнению соглашения сторонних организаций (посредников денежного рынка). К этой группе можно отнести:

♦ форвардные, фьючерские и опционные контракты, базовым активом которых является иностранная валюта;

♦ соглашение СВОП, которое означает обмен одной валюты на другую на определенный период времени и представляет собой комбинацию кассовой сделки — спот и срочной — форвард;

♦ хеджирование валютных рисков с использованием производных

финансовых инструментов: финансовые фьючерсы и финансовые опционы (опционы с ценными бумагами), соглашение о будущей процентной ставке, выпуск ценных бумаг с дополнительными страховыми условиями и тому подобное.

¿УМН использует деривативные инструменты для управления валютными рисками в соответствии с утвержденной политикой и стратегией хеджирования. Основные инструменты снижения валютных рисков приведены в таблице 2.

В 2013 году Совет директоров утвердил стратегию хеджирования финансовых рисков, реализация которой позволила снизить негативное влияние повышенной волатильности валютных курсов в течение года. Планируется ежегодное обновление стратегии хеджирования в целях адаптации к изменяющимся условиям финансовых рынков. При этом холдинг ¿УМН, застраховавший ва-

лютные риски, получает следующее (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2013 году продолжилось расширение географии работы 1УМН и повысилась диверсификация распределения денежных потоков по валютам, что ограничивает влияние валютного риска. Реализация стратегии хеджирования позволила снизить негативное влияние курсов валют на финансовые показатели ¿УМН.

С учетом изложенного, можно предложить использование новых инструментов хеджирования в условиях активной маркетинговой политики в ¿УМН. Значительные колебания на мировых рынках привели к мощному росту волатильности. Это сделало привлекательными так называемые структурированные инструменты хеджирования, связанные с куплей-продажей опционов, в том числе барьерного типа.

Структурные производные инструменты целесообразно приме-

Таблица 2

Основные инструменты снижения валютных рисков международного холдинга LVMH

Инструменты Преимущества

Биржевые (фьючерсы и опционы) • Более детализированный механизм налогообложения операций хеджирования; • Возможность получить более выгодные цены на инструменты хеджирования благодаря конкуренции между участниками рынка; • В условиях кризиса доверия на межбанковском рынке гарантии со стороны биржи.

Внебиржевые (форварды) Гибкие сроки и условия

Снижение риска неблагоприятного изменения курса иностранной валюты по отношению к национальной

■и ~

Отсутствие неопределенности в распределении будущих доходов и затрат, финансовые потоки станут более прозрачными

-Ц-

Упрощение процесса планирования основных финансовых показателей хозяйственной деятельности за счет возможности зафиксировать будущее значение валютного курса

Рис. 2. Результаты использования инструментов минимизации валютных рисков международного холдинга LVMH

О. Никулина, Т. Шаламова. Снижение валютных рисков в деятельности международного холдинга в условиях .

нять только в результате проведения подготовительной работы и совершения операций в направлении от простых сделок к сложным, и наработав при этом базу надежных банков-контрагентов.

Заключение структурированных сделок возможно только в случае полного понимания последствий сделки и соответствия инструмента структуре риска компании.

Преимуществами структурированных инструментов являются :

♦ компания может использовать инструмент, который наиболее точно отражает структуру риска его денежных потоков и взгляд компании на рынок;

♦ имея базовый актив, корпоративный сектор имеет возможность выгодно продавать вола-тильность - таким образом, временные всплески волатиль-ности могут быть выгодны с точки зрения хеджирования.

В заключение хотелось бы отметить несколько значимых аспектов, связанных с управлением валютными рисками. Учитывая высокую стоимость многих инструментов хеджирования при короткой валютной позиции, их использование можно лимитировать.

Например, если риск неблагоприятного изменения курса оценивается финансовым директором или руководителем компании как низкий, форвардные сделки можно заключать лишь на часть открытой валютной позиции, к примеру, на 50 процентов от ее величины.

Наиболее актуальный период для минимизации валютных рисков через отказ от валютной составляющей в договорах - временной интервал, на котором происходит длительный рост курса национальной валюты или его ста-

билизация. Данные возможности следует использовать, несмотря на вероятные потери в краткосрочной перспективе за счет укрепления курса рубля.

И, наконец, несмотря на множество существующих инструментов хеджирования, следует иметь в виду, что ни один из них не является идеальным, поэтому в зависимости от периода и ситуации нужно применять различные способы минимизации рисков, добиваясь оптимального соотношения показателя «валютный риск/расходы на управление им».

Использование инструментов управления валютными рисками не только дает возможность предприятию уменьшить убытки от кризисных явлений, но и содействует последующему развитию предприятия, получению прогнозируемой прибыли.

ИСТОЧНИКИ

1. H. Servaes, Tamayo, P. Tufano. The Theory and Practice of Corporate Risk Management // Journal of Applied Corporate Finance. 2009. Vol. 21. N 4. P. 60-78.

2. Федотов Н.К. Оценка, прогноз и управление валютными рисками //Н.К. Федотов//Олимп бизнес. 2010. № 18. С. 28-30.

3. Непп АН. Валютные риски: выявления влияния, прогнозирование и минимизация убытков /А.Н. Непп, Е.С. Пономарева// Проблемы анализа рисков. 2010. № 1.

4. ОшидаХ. Управление валютными рисками// ИМА-пресс. 2010. № 5. С. 34 .

5. Старкова Н.О.,Тиминова Е.В. Организация маркетингового персонала на российских и зарубежных предприяти-ях/ZAustrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3. С. 250-254.

6. Стровский Л.Е, Непп АН., Пономарева Е.С. Минимизация валютных рисков хозяйствующего субъекта на основе прогнозирования валютного риска. Екатеринбург: Институт экономики УРО РАН, 2010. С. 34 .

7. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий //Экономика устойчивого развития. 2012. №9. С. 183-189.

8. Финансовые риски: учебное пособие/ М.Л. Кричевский. М-КНОРУС, 2012. С. 248 .

9. Никулина О.В., КривошеинаАО. Разработка мероприятий по минимизации валютных рисков предприятий АПК в сфере закупки импортных материалов и оборудования //Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 24. С. 41-48.

«npaKTMHecKMM MapKeTUHr» № 11 (213). 2014

Reduction of Currency Risks in the Activities of the International Holding in Conditions of Active Marketing Policy

Nikulina Olga Valerievna,

doctor of economic sciences, associate professor, professor of chair « World economy and management department», Kuban State University; street Stavropol,149, Krasnodar, 350040, Russia (Olgafinans@mail.ru)

Shalamova Tatyana Alexandrovna,

graduate student of «World economy and management department», Kuban State University; street Stavropol,149, Krasnodar, 350040, Russia (t.shalamova@inbox.ru)

The article deals of currency risks in the activities of the international holding and mitigation in the context of active marketing policy. The definition of currency risks, the main causes of risks in international business. Justified entity hedging currency risk in the financial risk management of the international holding and listed derivatives management. These tools reduce of currency risks in the activities of the international holding on the example of LVMH.

Keywords: currency risk; hedging; marketing politic; the international holding.

REFERENCES

1. Servaes, H. ; Tamayo, P. Tufano(2009) The Theory and Practice of Corporate Risk Management. Journal of Applied Corporate Finance, vol. 21, no. 4, pp. 60—78.

2. Fedotov, N.K. (2009) Otsenka, prognoz i upravlenie valutnimi riskami [Assessment, forecast and control of currency risks]. Olimpines, no. 18, pp. 28—30.

3. Nepp, A.N.; Ponomarev, Y.S. (2010) Vavutnie riski: viyavlenie vliyaniya, prognozirovanie i minimizatsiya ubytkov [Currency risks: identification of influence, forecasting and minimizing loss]. Problems of risk analysis, no. 1.

4. Ashida, H. (2010) Upravlenie valutnimi riskami [Foreign exchange risk Management]. In Russian. IMA-press, no. 5, p. 34.

5. Starkova, N.O.; Timinova, E.V. (2014) Organization of staff marketing in russian and foreign enterprises. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, no. 3, pp. 250—254.

6. Strovsky, L.E.; Nepp, A.N.; Ponomareva, Y.S. (2010) Minimizatsiya valutnikh riskovkhozyaystvuyushchego sub"ekta na osnove prognozirovaniya valutnogo riska [Minimize currency risk of a business entity on the basis of forecasting the exchange rate: Preprint]. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural branch RAS, 34 p.

7. Starkova, N.O.; Kizim, A.A. (2012) Upravlenie marketingom promishlennogo predpriyatiya [Marketing management of industrial enterprises]. Journal of economics of sustainable development, no. 9, pp. 183—189.

8. Financial risks: the manual. Ed. M. Krichevsky. Moscow, KNORUS Publ., 2012, 248 p.

9. Nikulina, O.V.; Krivosheina, A.O. (2014) Razrabotka meropriyatiy po minimizatsii valyutnikh riskov predpriyatiy APK v sfere zakupki importnikh materialov i oborudovaniya [Development of measures to minimize currency risks of agricultural enterprises in the procurement of imported materials and equipment]. Economic analysis: theory and practice, no. 24, pp. 41-48.

Tefl./$aKC pefla^MM: (495) 365 0255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.