УДК 656.078.13
СНИЖЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РИСКА В КОМПАНИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
© Бауман М. Ю., 2018
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Каждый день люди встречаются с множеством рисков. Это стало неотъемлемой частью жизни каждого человека. Риск — это вероятность наступления случая, приведшего к утрате и негативным последствиям в определённый момент времени. На сегодняшний день существует множество видов риска, в данной статье будет рассмотрен валютный риск. Валютные курсы колеблются постоянно, если им предоставлена возможность реагировать на спрос и предложение на внешних валютных рынках. Существует множество факторов, влияюшдх на колебания валютных курсов, и все они связаны со спросом и предложением.
Ключевые слова: валютный риск, методы, инструменты
Валютный риск — это риск возникновения потерь, обусловленных изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. Его особенностью является то, что он может привести не только к большим убыткам компании, но ещё и к прибыли. Как правило, в странах с низким уровнем производства и высокой инфляцией вероятность появления валютных рисков выше, чем у стран со стабильной экономикой.
Валютным рискам подвержено множество организаций. Среди них могут быть компании:
• выплачивающие заработную плату, аренду в иностранной валюте;
• занимающиеся внешнеэкономической деятельностью;
• обслуживающие валютные кредиты с расчётами в валюте
Существуют 3 вида валютных рисков:
• операционный валютный риск — вероятность потери прибыли и возможное несение убытков при проведении импортно-экспортных операций за счёт изменений обменного курса на ожидаемые суммы денежных средств. В первую очередь связан с торговыми операциями. Здесь несут потери как импортёры, так и экспортёры. Импортёр, приобретая товар, несёт убытки, так как в иностранной валюте появляется положительная динамика относительно национальной. Экспортёр в свою очередь теряет от того, что продавая товар, получает за него более низкую плату в связи с тем, что национальная валюта становится ниже иностранной. В результате можем наблюдать снижение экспорта, потому что продавать товар по прежней цене становится невыгодно, при повышении цен продукт теряет свою конкурентоспособность;
• трансляционный валютный риск — вероятность получения негативных последствий от изменений обменных курсов валют на финансовую отчетность фирмы. Он отражается на бухгалтерской и финансовой отчётности. С данным риском встречаются компании, которые имеют филиалы и дочерние компании заграницей. Дело в том, что может случиться обесценивание валюты, в
которой ведутся финансы филиала, находящегося в другой стране, перед валютой головного офиса;
• экономический валютный риск — возможность отрицательного влияния изменений обменного курса на экономическую стабильность компании. Он является долгосрочным. Компания сталкивается с риском роста издержек и снижением выручки в связи с изменениями валют.
Примером данного риска может послужить повышение цены на сырьё и материалы, увеличение конкуренции на рынке. Кроме того на колебания валютных курсов оказывают влияние следующие факторы:
• процентная ставка, то есть при её повышении происходит увеличение инвестиций. Инвесторы продают одну валюту и приобретают другую для инвестирования, которая принесёт им больше прибыли;
• инфляция, то есть с ростом инфляции происходит снижение национальной валюты по сравнению с валютами других стран с экономической стабильностью;
• объём экспорта, то есть чем выше экспорт страны, тем больше спрос на товары, а следовательно и на валюту для их оплаты;
• участие государства связано с тем, что страны могут сотрудничать для влияния на валюту посредством продажи валют из своих резервов.
Для минимизации валютных рисков необходимо максимально быстро передавать денежные средства из филиала в головной офис либо сразу же их инвестировать. Так же важно, что при увеличении рисков появляется необходимость снижения количества запасов на складе. И во время работы с иностранными потребителями для фирмы всегда лучше закупать товары и услуги в странах со слабой валютой, а продавать их в сильной.
Степень валютного риска можно снизить, используя методы:
Метод правильного выбора валюты цены. Он заключается в установлении цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной организации. Для экспортера такой валютой будет «сильная» валюта, т.е. такой курс, который повышается в течение срока действия
контракта. Для импортера выгодна «слабая» валюта, поскольку курс снижается.
Метод регулирования валютной позиции. Он может использоваться теми субъектами, которые большое количество сделок с партнерами из различных государств. Содержание метода заключается в сбалансировании структуры денежных требований и обязательств по заключенным контрактам, что может быть достигнуто как при одновременном подписании контрактов на экспорт и импорт при заключении их в одной валюте и примерном совпадении сроков платежей для компенсации убытков по экспорту от прибыли по импорту в случае возможного изменения курса, так и специализации хозяйствующего субъекта на одном виде деятельности с целью контрактов с применением различных валют, курс которых может измениться.
Стоит упомянуть, что управление валютными рисками строится на тех же методах минимизации, что и для всех иных неблагоприятных событий в бизнесе[1].
Такие методы управления рисками включают пять вариантов реагирования на выявленные и оцененные угрозы. А именно:
Уклонение или отказ. Если риск является очень опасным, то лучше отказаться от него. Причинами такого решения являются результаты анализа, используемого в финансовом менеджменте.
Передача. Тут имеется в виду страхование. Если риск несет в себе малую угрозу, и мы не можем уклониться от него, то лучше его передать другому лицу за вознаграждение на основании договора страхования, то есть другим участникам рынка.
Локализация. Здесь подразумевается ограничение или лимитирование. В определенных ситуациях удобнее ограничить область распространения риска в определенных пределах какого-либо подразделения компании либо путем разработки внутренних нормативных актов. Здесь не требуется больших вложений.
Распределение или диверсификация. Диверсификация допустима к применению по отношению к риску операционной деятельности и иных форм инвестиционной деятельности.
Компенсация. Этот метод работает на предупреждение возникновения угроз.
Для наиболее верного способа управления валютными рисками подходит передача, так как она является наиболее распространенным вариантом.
Инструменты минимизации за счет передачи делятся на две группы:
Базисные инструменты. Их называют «внутренними» методами управления, так как реализуются за счет внутренних организационно-правовых мероприятий. Они менее дорогостоящие, чем производные средства. К ним относятся специальные оговорки, номинирование выручек и т.д.
Производные средства. Их называют также «внешними». К таким инструментам относятся форварды, фьючерсы, опционы, свопы и другие.
Форвардный контракт — внебиржевое соглашение между покупателем и продавцом о поставке базисного актива (например, валюты) в будущем. Он подразумевает предмет и размер контракта по заранее договоренной цене к указанному сроку контракта. Этот контракт имеет обязательную силу и составляется с учетом конкретных требований клиента. Форвард фиксирует цену на определенную дату, но, в виду изменения цен к нужному сроку, заключившие сделку стороны не могут его разорвать.
Фьючерсный контракт — биржевой контракт купли-продажи базового актива, по которому стороны договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Что касается других параметров актива, например количество, качество, упаковка и т.д., то они оговорены заранее в биржевом контракте. Этот контракт также включает его рыночную цену. Условия фьючерсного контракта стандартизированы, а его стороны обезличены. С помощью этого контракта можно получать прибыли благодаря сдвигу цен, однако при неблагоприятном их изменении могут быть большие потери[2].
Страхование валютных рисков на сегодняшний день не перестаёт развиваться. При этом существуют следующие проблемы в данном виде страхования:
• сложность оценки риска, так как составление максимально достоверного прогноза об изменении уровня валюты является затруднительным в связи со множеством факторов, оказывающих влияние на неё;
• оценивание необходимости страхования;
• потеря части прибыли, как известно, при осуществлении страхования, компания теряет немалую часть прибыли в связи с тем, что затраты на страхование начинают входить в себестоимость товара, его цена растёт и падает конкурентоспособность на рынке. Организация должна определить все ли риски она способна застраховать, при этом не получая большого ущерба;
• выбор метода страхования, то есть, чтобы разобраться с тем, какому методу отдать предпочтение, компании необходимо оценить развитость рынка, изучить законодательные ограничения и дополнительные условия сделок.
многие компании сталкиваются с валютным риском. На сегодняшний день мы можем наблюдать нестабильность уровня валют. Поэтому развитие страхования в данной сфере как никогда является актуальным. Компаниям крайне важно учесть все факторы, из-за которых может измениться валюта, составить прогноз и принять решение в выборе метода страхования валютных
рисков, чтобы обезопасить свою стабильность на рынке. ■
Projectimo - URL: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/valyutnye-riski.html (Дата
обращения:17.03.2018)
1. Валютные риски и способы их покрытия при осуществлении международных расчетов. [Электронный ресурс] // Студопедия - URL: https://studopedia.ru/14_5380_vidi-valyutnih-riskov.html (Дата обращения:17.03.2018)
2. Султанов И. А. Работа с проектными валютными рисками. [Электронный ресурс] // Projectimo - URL: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/valyutnye-riski.html (Дата обращения:17.03.2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Валютные риски и способы их покрытия при осуществлении международных расчетов. [Электронный ресурс] // Студопедия - URL: https://studopedia.ru/14_5380_vidi-valyutnih-riskov.html (Дата обращения:17.03.2018)
Султанов И. А. Работа с проектными валютными рисками. [Электронный ресурс] //
Reduction of currency risks in small businesses
© Bauman M., 2018
Every day people face a lot of risks. This has become an integral part of every person's life. Risk is the probability of the occurrence of an event that led to loss and negative consequences at a certain point in time. To date, there are many types of risk, this article will consider currency risk. Exchange rates fluctuate constantly if they are given the opportunity to respond to demand and supply in foreign exchange markets. There are many factors that affect exchange rate fluctuations, and they are all related to supply and demand.
Keywords: currency risk, methods, instruments
УДК 65.03
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ С ПОМОЩЬЮ СКИДОК © Борисова В. О., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Для увеличения объемов продаж и привлечения потребителей для организации система скидок будет полезным инструментом маркетинговой политики организации. Но, сейчас люди настолько привыкли к тому, что приходя в магазины, они могут получить желаемый товар по сниженной цене. В условиях конкуренции каждый продавец старается привлечь своего покупателя, и любовь современного человека к товарам по сниженным ценам для предпринимателей играет только на руку. В данной статье рассмотрим, как правильно применять скидки, какие они бывают, и узнаем эффективность от них.
Ключевые слова: скидка, виды скидок, размер скидки и установка скидок, эффективность скидок, преимущества и недостатки
Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями и является чрезвычайно эффективным инструментом маркетинговой политики.
Заявленная цена на продукт всегда бывает на много выше закупочной, что позволяет продавцу делать скидки. При установлении скидок продавец тем самым привлекает клиентов, что позволяет повысить продажи, а значит и прибыль. Понятно, что скидка, какая бы она ни была, она никогда не сделает стоимость товара ниже закупочной. Её размер всегда учитывает интерес, как покупателя, так и продавца. Ни один продавец не будет продавать себе в убыток. Очень важно учитывать
спрос продукции на рынке, при установлении на неё скидок. Если товар не пользуется спросом, то даже снижение цен не увеличит количество его продаж [1].
Виды скидок [2]:
Скидка под событие. Скидку, как правило, применяют в честь какого-то праздника или важного события. Новый год, День рождения, открытие магазина и т.д.
Тающие скидки. Как правило, используется вместе с ограничением по сроку. В первый день (период), максимальная скидка, которая снижается каждый день. Например, 50 %, 40 %, 30 %, 20 % и 10 % в последний день акции. В первые дни регистрации цена всегда ниже.
Скидка по сроку действия. Такая скидка устанавливается на определённый срок. Ограничение по сроку является стимулом совершить покупку быстрее. Люди понимают, что через определённое время, после окончания срока, будет дороже и льготные условия закончатся.