Научная статья на тему 'Снижение уровня риска возникновения аварийных ситуаций и повышение производственной безопасности при эксплуатации морских портовых гидротехнических сооружений'

Снижение уровня риска возникновения аварийных ситуаций и повышение производственной безопасности при эксплуатации морских портовых гидротехнических сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
342
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ / ОБЪЕКТ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / МОНИТОРИНГ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Титова Т.С., Плешаков С.М., Аверьянов А.В., Новикова И.Д.

Рассматривается проблема обеспечения безопасности морских портовых гидротехнических сооружений, в частности обеспечения технологической безопасности объектов при осуществлении на них производственных процессов. Предложена методология оценки технологической безопасности, учитывающая существующие нормативно-правовые требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и дающая возможность оценки технологических рисков и возможных последствий производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Minimizing the Level of Emergency Situation Risks and Improving the Industrial Safety in Operating the Sea Port Hydro-technical Structures

The authors consider the problem of providing the safety of the sea port hydro-technical structures, in particular the technological safety of the objects when the production processes are being carried out on them and propose the methodology of assessment the technological safety that takes into account the existing normative and legal requirements to providing the safety of hydro-technical structures and enables to assess the technological risks and possible consequences of the industrial activity.

Текст научной работы на тему «Снижение уровня риска возникновения аварийных ситуаций и повышение производственной безопасности при эксплуатации морских портовых гидротехнических сооружений»

Общетехнические задачи и пути их решения

135

УДК 69.331.45 Т. С. Титова

Петербургский государственный университет путей сообщения

С. М. Плешаков, А. В. Аверьянов, И. Д. Новикова

СЗУ ГМиРН Ространснадзора

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРСКИХ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Рассматривается проблема обеспечения безопасности морских портовых гидротехнических сооружений, в частности обеспечения технологической безопасности объектов при осуществлении на них производственных процессов. Предложена методология оценки технологической безопасности, учитывающая существующие нормативно-правовые требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и дающая возможность оценки технологических рисков и возможных последствий производственной деятельности.

техническое регулирование, техническая эксплуатация, аварийная ситуация, производственная безопасность, гидротехническое сооружение, объект инфраструктуры морского транспорта, мониторинг систем безопасности объектов, технологические риски.

Введение

К морским портовым гидротехническими сооружениями (МП ГТС) относятся инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, являющиеся частью инфраструктуры морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки судов и оказания услуг в морском порту [1].

Термин «эксплуатация» произошел от франц. Exploitation - извлечение выгоды и означает стадию жизненного цикла сооружения, на которой оно используется по назначению, поддерживается в исправном состоянии и восстанавливается вплоть до приобретения им первоначальных параметров, определенных проектом [2].

Следует различать 1) непосредственную эксплуатацию сооружения, которая направ-

лена на осуществление хозяйственной деятельности, а именно использование сооружения по назначению, и осуществление таких технологических процессов, как хранение и перевалка грузов, обработка транспортных средств (автомобильного и железнодорожного транспорта, судов) и др., и 2) техническую эксплуатацию сооружения, которая включает комплекс мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безаварийности, комфорта и безопасности указанных технологических процессов и сохранение эксплуатационных характеристик сооружения в течение расчетного срока службы при наиболее эффективном их использовании.

1 Техническая эксплуатация МП ГТС

Техническая эксплуатация подразумевает соблюдение заданных параметров, режимов и стандартов эксплуатации, поддержание сооружения в целом и его элементов в частности в исправном и работоспособном состоянии, восстановление эксплуатаци-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

136

Общетехнические задачи и пути их решения

онного ресурса и управление показателями физического износа сооружения. Это достигается путем исполнения комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, в основе которых лежит технический контроль сооружения. Даные операции, выполняемые по установленным правилам, в совокупности с объектами эксплуатации и исполнителями образуют систему технической эксплуатации.

Нарушение связей данной системы приводит к финансовым потерям, непредвиденным ремонтам, аварийным ситуациям, вызывающим остановку эксплуатации, а в отдельных случаях - к возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах, выделенных Градостроительным кодексом РФ в особую категорию «особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» [3].

Таким образом, техническая эксплуатация является важнейшей составляющей -фундаментом для обеспечения эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, безаварийной и безопасной работы на портовых гидротехнических сооружениях и безопасности самих сооружений. Все это, в свою очередь, с учетом степени риска причинения вреда, образует систему минимально необходимых требований, обеспечивающих так называемую механическую безопасность [4].

2 Безопасность МП ГТС

Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности» трактует понятие безопасности в общем виде как состояние защищенности жизненно важных интересов объекта от внутренних и внешних угроз [5]. При этом в качестве объекта могут выступать интересы личности, общества, государства и т. п. Вместе с этим понятие «безопасность объекта» можно трактовать как специфическое отношение между объектом и условиями его существования [6, 7].

В исследованиях, посвященных проблемам безопасности, дается достаточно точ-

ное, на наш взгляд, определение технологической безопасности, оно сформулировано следующим образом: «Под технологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий» [8]. При этом понятие «технологический процесс» трактуется как «определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) создания продукции или выполнения отдельных видов работ, ведущая к определенному конечному результату, а также способов соединения средств и предметов труда и рабочей силы в производственном процессе» [9].

Анализ этих общих определений показывает, что они описывают различные объектные стороны механической безопасности в зависимости от направленности их применения.

Важно отметить, что национальный стандарт по функциональной безопасности зданий и сооружений трактует объектные стороны механической безопасности следующим образом: «Современные здания и сооружения - объекты строительного производства - представляют собой сложные системы, включающие в себя систему конструкций и ряд систем в разных сочетаниях, в том числе инженерные системы жизнеобеспечения, реализации процессов, энерго-, ресурсосбережения, безопасности и другие системы. Эти системы взаимодействуют друг с другом, с внешней и внутренней средами». Отдельно можно выделить следующее: «В отличие от продукции промышленного производства объекты строительного производства жестко привязаны к местности. Рабочие характеристики зданий, сооружений и входящих в них систем могут быть реализованы, проверены и использованы только в том месте, в котором объекты построены и системы установлены».

Кроме того, отмечается: «Безопасность зданий и сооружений обеспечивается применением совокупности мер и средств для снижения риска причинения вреда до уров-

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

137

ня приемлемого риска и поддержанием этого уровня в течение периода эксплуатации или использования этих объектов. К техническим средствам снижения риска относятся системы, связанные с безопасностью зданий и сооружений, состоящие из электрических и/или электронных компонентов, которые в течение многих лет используются для выполнения функций безопасности. Кроме них и вместе с ними используются системы, основанные на других (гидравлических, пневматических) технологиях, а также внешние средства уменьшения риска» [10].

Применительно к портовым гидротехническими сооружениям [11, 12] понятие «безопасность» можно разбить на две составляющие, которые условно можно назвать «статической безопасностью» и «динамической безопасностью».

Традиционно для отечественной гидротехники понятие «безопасность» характеризует лишь статическое состояние гидротехнических сооружений и оборудования. При этом фактически рассматриваются группы показателей, в той или иной форме характеризующих техническое состояние конструкций (железобетонных, бетонных, грунтовых и др.), металлоконструкций оборудования гидротехнических сооружений. Дополнительно оценивается ряд сопутствующих показателей, которые, по сути, характеризуют лишь эффективность работы объекта (гидротехнического сооружения в сочетании с окружающей средой) [4, 13].

Новые подходы к оценке безопасности морских портовых гидротехнических сооружений (далее МП ГТС) предусматривают функциональную безопасность либо производственную безопасность [5, 10]. При этом производственная безопасность оценивается совокупностью показателей, характеризующих состояние защищенности объекта от внутренних и внешних воздействий (угроз) при реализации используемых или проектируемых технологий.

Особенности взаимодействия и взаимовлияния гидротехнического сооружения, применяемого оборудования и типа производимых работ позволяют использовать по-

нятие «технология», которое более полно учитывает совокупности видов работ, способов и последовательность их выполнения, ряд других сопутствующих факторов, характеризующих производственную деятельность хозяйствующих субъектов транспортного комплекса России.

Таким образом, имеются все предпосылки повышения производственной безопасности при эксплуатации МП ГТС, с учетом ее адаптации к существующей теории и практики оценки безопасности сооружений, применяемого оборудования и типа производимых работ.

3 Производственная безопасность МП ГТС

Основная цель идеологии обеспечения (оценки) производственной безопасности как компонента системной безопасности МП ГТС заключается в определении совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих состояние защищенности объекта от внутренних и внешних воздействий (угроз) при реализации тех или иных технологий. Механизмы реализации предлагаемой идеологии могут включать процедуры нормирования контролируемых показателей, мониторинга (контроля), управления технологическими процессами, защиты трудовых и природных ресурсов от внешних и внутренних воздействий.

Наиболее сложной задачей обеспечения производственной безопасности МП ГТС является установление оптимального соотношения количественных и качественных показателей, характеризующих реализуемые технологические процессы (технологические операции). При этом возникает широкий спектр организационно-технических и организационно-методических вопросов, обусловленных многообразием конструктивных, технических и технологических особенностей МП ГТС.

Анализ конструктивных особенностей МП ГТС, применяемых при эксплуатации МП ГТС технологий и технологических

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

138

Общетехнические задачи и пути их решения

процессов, позволяет сделать некоторые обобщения, касающиеся состава показателей и механизмов оценки технологической безопасности указанных объектов: для повышения качества и достоверности оценки производственной безопасности целесообразно разделение (классификация) объектов МП ГТС по выполняемым функциям. При этом производственный процесс должен рассматриваться как сложная система сооружений и устройств с определением перечней опасностей и угроз, критериев и категорий тяжести последствий при реализации опасных событий:

- механическая безопасность подвижных элементов конструкций гидротехнических сооружений и оборудования, входящих в состав объекта, характеризуется в основном количественными показателями, которые могут оцениваться инструментальными методами мониторинга в целях оценки качества функционирования сооружения (системы сооружений);

- механическая безопасность стационарных элементов гидротехнических сооружений может характеризоваться качественными показателями, позволяющими оценить степень физического износа сооружения и его влияние на качество реализации технологических процессов (технологических операций);

- существенное влияние на производственную безопасность оказывает энергообеспечение технологического оборудования, контрольно-измерительных и информационных комплексов, которое может оцениваться подсистемой количественных показателей, являющейся компонентом общей системы мониторинга безопасности объекта;

- в обеспечении производственной безопасности объекта важнейшая роль отводится системе управления производственными процессами.

Заключение

Механизмы оценки производственной безопасности МП ГТС должны включать мониторинг качества выполнения назна-

ченных функций системами реализации технологических процессов, энерго-, ресурсосбережения, поддержания условий работы эксплуатационного персонала, охраны окружающей среды и т. п., определенных техническим заданием, техническими условиями и проектной документацией на объект.

Системы и подсистемы обеспечения производственной безопасности вместе с внешними средствами уменьшения риска должны обеспечивать снижение остаточного риска, обусловленного природными, техногенными и антропогенными опасностями, возникающими из-за внешних и внутренних воздействий на систему конструкций и другие инженерные системы, до уровня приемлемого риска, установленного при проектировании объекта.

Поскольку МП ГТС по большинству параметров обеспечения безопасности являются аналогами гражданских зданий и сооружений, риск, связанный с реализацией опасного события, может определяться по методике [10], которая определяет риск как функционал f характеризующийся частотой или вероятностью реализации опасного события и последствиями этого события (тяжестью причиненного вреда) на основе выражения: Ri = f (Fi, Ci), где Ri - риск, возникающий в результате реализации i-го опасного события; f - функционал; Fi - частота или вероятность реализации i-го опасного события; Ci - тяжесть последствий - тяжесть вреда, причиненного в результате реализации i-го опасного события.

При реализации нескольких опасных событий для определения суммарного риска учитывается их совокупность в соответствии с законами теории вероятности. При этом комплексное обеспечение безопасности сооружений при совокупности опасных событий достигается за счет снижения суммарного риска до уровня приемлемого риска.

Требования по обеспечению технологической безопасности в различных видах систем и объектов могут существенно различаться, поэтому для решения разнообразных и разноплановых проблем производственной безопасности как компонента общей

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

139

безопасности необходимо сочетание законодательных, организационных, технологических и нормативно-правовых мероприятий.

Библиографический список

1. Российская Федерация. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон № 261-ФЗ : принят Гос. Думой 8 ноября 2007 г. - Российская газета. - 2007. - № 254, 14 ноября.

2. РД 31.35.10-86. Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий : утв. и введ. инструктивным письмом Минмор-флота от 05.08.1987, № 119 с 01.01.1988 г. - М., 1988.

3. Российская Федерация. О техническом регулировании : федер. закон № 184-ФЗ : принят Гос. Думой 27 дек. 2002 г. - Российская газета. - 2002. - № 245, 31 дек.

4. Российская Федерация. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : фе-дер. закон № 384-ФЗ : принят Гос. Думой 30 дек. 2009 г. - Российская газета. - 2009. - № 255, 31 дек.

5. Российская Федерация. О безопасности : федер. закон № 390-ФЗ : принят Гос. Думой 28 дек. 2010 г. - Российская газета. - 2010. -№ 295, 29 дек.

6. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа / Ф. К. Мугулов. - Сочи : РИО СИМБиП, 2003. - 243 с.

7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера / М. И. Фалеев. -М. : Высшая школа, 2006. - 592 с.

8. Безопасность Евразии / В. Н. Кузнецов. -М. : Книга и бизнес, 2003. - 540 с.

9. Основы менеджмента / О. Т. Лебедев. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. технического ун-та, 2001. - 388 с.

10. ГОСТ Р 53195.1-2008. Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения. - Введ. 2010-01-01. - М. : Стан-дартинформ, 2009.

11. Российская Федерация. О безопасности гидротехнических сооружений : федер. закон № 117-ФЗ : принят Гос. Думой 21 июля 1997 г. -Российская газета. - 1997. - № 144, 29 июля.

12. Постановление Правительства РФ № 620 от 12 авг. 2010 г. «Об утверждении Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» // Собрание законодательства РФ, ст. 4475. - 2010. - № 34, 23 авг.

13. ГОСТ Р 54523-11. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. - Введ. 2012-03-01. - М. : Стандартинформ, 2012.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.