СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ И ИВАЛИДНОСТИ
ОТ СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА -
ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Байраков В.И., Евзельман М.А., Пахомова Ж.В.
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет медицинский институт», кафедры общехирургических дисциплин, неврологии, психиатрии и медико-профилактических дисциплин
Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, г. Орел
Сосудистые заболевания головного мозга - актуальная медицинская и социальная проблема. Они занимают ведущее место в структуре заболеваемости и смертности в экономически развитых странах. В Европе ежегодно регистрируется около миллиона случаев ишемического инсульта, в России - 400-500 тыс. новых случаев инсульта, то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание, 150-200 тыс. из них умирают. К труду могут возвратиться не более 15%, остальные остаются инвалидами и до конца жизни нуждаются в медико-социальной поддержке. Инсульт занимает второе место среди причин смертности и первое место - среди причин первичной инвалидности.
Инсульт объявлен глобальной эпидемией, угрожающей жизни и здоровью населения всего мира. Всемирной организацией здравоохранения и Всемирной Федерацией инсульта разработана программа «Глобальная инициатива по инсульту», направленная на создание информационной базы данных по инсульту и координацию деятельности стран по профилактике и лечению инсульта. Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний головного мозга у населения Российской Федерации является актуальным направлением в национальном проекте «Здоровье» на современном этапе.
Характер проблемы инсульта определяет необходимость междисциплинарной интеграции клиницистов. Доказана необходимость и эффективность мультидисциплинарного интегративного подхода к организации медицинской помощи больным с острым инсультом (Гусев Е.И, Скворцова В.И., Евзельман М.А. 1999, 2002, 2006 гг.). Создание специализированных отделений для лечения острых нарушений мозгового кровообращения, обладающих круглосуточной службой нейровизуализации и ультразвуковой диагностики, обеспечивающих своевременной кардиологической, нейрохирургической, рентгенваскулярной хирургической помощью, комплексной реабилитацией, осуществляемой мультидисциплинарной бригадой, позволяет внедрять новые эффективные технологии в лечении острого инсульта и достоверно улучшает исходы заболевания.
В больнице скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко г.Орла в 1993 году создано отделение для лечения больных с острым инсультом на 40 коек, с палатой интенсивной терапии на 6 коек, где работают неврологи, владеющие всеми методами реанимации и интенсивной терапии. В основе лежит мультидисциплинарный подход к лечению больных. Мультидисциплинарная бригада, объединяющая специалистов, которые работают как единая команда с четкой согласованностью действий. В состав бригады входит невролог, кинезотерапевт, врач- инструктор по лечебной физкультуре, нейропсихолог-логопед, психиатр, специально обученные приемам реабилитации медицинские сестры.
Особое внимание уделяется ранней реабилитации больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Реабилитационные мероприятия, начатые в острейшем периоде инсульта, способствуют восстановлению способностей и навыков, которыми обладал больной до инсульта и направлены на максимально возможную реинтеграцию больного в общество. Реабилитационные мероприятия включают методы, способствующие уменьшению неврологических, психологических и когнитивных нарушений, направленные на восстановление повседневной активности, профилактику вторичных осложнений, а также рекомендации, связанные с восстановлением профессиональных навыков, организацией труда и отдыха, которая призвана ускорить восстановление социальной активности.
В основе успешной ранней нейрореабилитации лежит: раннее начало, непрерывность, систематичность и длительность, что возможно при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации; комплексность и муль-тидисциплинарность.
Большая роль в составе мультидисциплинарной бригады отводится кинезотерапевту. В работе ему помогают инструкторы ЛФК со средним медицинским образованием. Кинезотерапевт разрабатывает и участвует в проведении индивидуального комплекса ЛФК; детально оценивает нарушения двигательных и чувствительных функций по специальным шкалам (NIHSS, Бартел, Rankin); дает советы ухаживающему персоналу по созданию оптимального положения больного в постели для предупреждения нарушений тонуса; обучает больного и родственников методам правильного перемещения, вертикализации и ходьбе; решает вопросы по использованию вспомогательных приспособлений. Специальные упражнения позволяют воздействовать на конкретные мышцы или группы мышц, увеличивая их силу и облегчая деятельность пациента в повседневной жизни.
За период 2005-2007 гг. в неврологическом отделении ГБСМП им. Н.А. Семашко пролечено 4161 больных, из них с цереброваскулярными заболеваниями 3143, что составляет 75%. Больных с острыми инсультами было 1373, из них с геморрагическим 276, с ишемическим - 1127. При поступлении всем больным врачом-кинезотерапевтом был составлен план реабилитационных мероприятий, включающий в лечебный процесс всех членов мультидис-циплинарной бригады, что позволило у 60% больных отмечать улучшение неврологических и когнитивных функций, восстановление повседневной активности. Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная ранняя реабилитация больных после инсульта способствует восстановлению их здоровья, возврату к полноценной жизни.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [1бб]
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [167]