Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / РИСКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА / ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чмут Галина Александровна

В связи с введением ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств, в процессе реализации государственные и муниципальных контрактов заказчики и поставщики столкнулись с изменением цен на некоторые товары, работы и услуги, изменением логистики в поставке товаров в связи с чем, оказалось невозможным выполнения контрактов по ранее установленным ценам. В статье рассматриваются основные изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд, и предложения по снижению рисков в сложившихся условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чмут Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK REDUCTION IN THE IMPLEMENTATION OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT IN THE SAME CONDITIONS

Due to the introduction of restrictive measures by unfriendly foreign states, in the process of implementing state and municipal contracts, customers and suppliers faced changes in prices for some goods, works and services, changes in logistics in the supply of goods, and therefore it was impossible to fulfill contracts at previously set prices. The article discusses the main changes in the legislation on the contract system in the field of procurement of goods, works and services to meet state and municipal needs and proposals to reduce risks in the current conditions

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ^29^2022

властей или местной администрации, если при выполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, которые привели к невозможности его исполнения[1].

Государственный или муниципальный заказчик также теперь имеет право внести изменения в контракт в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, а также угроз попадания в реестр недобросовестных поставщиков или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.

Кроме того, в сложившихся условиях с целью избавления поставщиков от штрафов и неустоек 10 марта

2022 Правительством РФ внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 783 от 04 июля 2018 , установлены случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 расширены случаи закупок у единственного поставщика. Теперь, до 31 декабря 2022 года заказчики смогут осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд, у единственного поставщика определенного нормативным актом Правительства Российского Федерации, актом высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации, изданными в соответствии с указанным постановлением. [4].

В рамках реализации Указа Президента РФ от 15.11.2021 № 657, предусматривающего меры гуманитарной поддержки населению отдельных районов ДНР и ЛНР были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 № 201. Теперь при закупках медицинских изделий товары из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины приравниваются к предложениям из стран ЕАЭС[5]. В случае закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно

необходимых и важнейших лекарств, при рассмотрении заявок, товары из ЛНР и ДНР также приравниваются к предложениям из стран ЕАЭС (Изменения в Постановление Правительства РФ от 30.11.2015№ 1289).

Изменения коснулись и Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 ограничения допуска пищевых продуктов, установленные этим Постановлением, не применяются к товарам, происходящим из отдельных районов ДНР и ЛНР.

Постановлением Правительства

Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 продлили сроки лицензий и упростили их получение для компаний, деятельность которых подлежит лицензированию и требует специальных разрешений. Действие таких разрешений продлено на 12 месяцев, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022. Кроме того, в соответствии с данным постановлением, органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов — с учетом специфики видов разрешительной

деятельности [6.

Упростили также закупку медицинских изделий запросом котировок со сроком действия до 1 августа 2022 (Постановление Правительства от 06.03.2022

№ 297).Расширены возможности закупок у единственного поставщика - по решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 Распоряжением № 430-р. Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика. При этом Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн. рублей. [2].

Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в строительной отрасли Федеральный закон 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнен статьей 10.18, в соответствии с которой в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Подводя итог, необходимо отметить, что для минимизации рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок, необходимо:

- учитывать изменения законодательства о контрактной системе;

- выбирать надежные закупки, т.е. проводить тендеры с теми товарами, в поставке которых имеется полная уверенность;

НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ•29^2022

- продумать логистику с учетом закрытия границ и рассчитывать сроки поставок товаров, работ и услуг с запасом.

Кроме того, во избежание непредвиденных ситуаций через запросы необходимо обсуждать с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Насколько возможно, необходимо прописывать в контрактах условия по форс-мажору. Если выполнить контракт все-таки не получается,

для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях. При участии в электронных торгах, необходимо проверять надежность работы площадок и порталов. Все вышеизложенное, поможет снизить или избежать рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок в текущих условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Режим доступа: http://www.consultant.ru .

2. Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Постановление Правительства РФ № 783 от 04 июля 2018 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" - Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"- Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 201 (ред. от 16.05.2022) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 657""- Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 01.07.2022) "Об особенностях

разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году......- Режим доступа:

http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.