НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ^29^2022
властей или местной администрации, если при выполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, которые привели к невозможности его исполнения[1].
Государственный или муниципальный заказчик также теперь имеет право внести изменения в контракт в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, а также угроз попадания в реестр недобросовестных поставщиков или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.
Кроме того, в сложившихся условиях с целью избавления поставщиков от штрафов и неустоек 10 марта
2022 Правительством РФ внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 783 от 04 июля 2018 , установлены случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 расширены случаи закупок у единственного поставщика. Теперь, до 31 декабря 2022 года заказчики смогут осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, у единственного поставщика определенного нормативным актом Правительства Российского Федерации, актом высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации, изданными в соответствии с указанным постановлением. [4].
В рамках реализации Указа Президента РФ от 15.11.2021 № 657, предусматривающего меры гуманитарной поддержки населению отдельных районов ДНР и ЛНР были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 № 201. Теперь при закупках медицинских изделий товары из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины приравниваются к предложениям из стран ЕАЭС[5]. В случае закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарств, при рассмотрении заявок, товары из ЛНР и ДНР также приравниваются к предложениям из стран ЕАЭС (Изменения в Постановление Правительства РФ от 30.11.2015№ 1289).
Изменения коснулись и Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 ограничения допуска пищевых продуктов, установленные этим Постановлением, не применяются к товарам, происходящим из отдельных районов ДНР и ЛНР.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 продлили сроки лицензий и упростили их получение для компаний, деятельность которых подлежит лицензированию и требует специальных разрешений. Действие таких разрешений продлено на 12 месяцев, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022. Кроме того, в соответствии с данным постановлением, органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов — с учетом специфики видов разрешительной
деятельности [6.
Упростили также закупку медицинских изделий запросом котировок со сроком действия до 1 августа 2022 (Постановление Правительства от 06.03.2022
№ 297).Расширены возможности закупок у единственного поставщика - по решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 Распоряжением № 430-р. Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика. При этом Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн. рублей. [2].
Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в строительной отрасли Федеральный закон 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнен статьей 10.18, в соответствии с которой в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Подводя итог, необходимо отметить, что для минимизации рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок, необходимо:
- учитывать изменения законодательства о контрактной системе;
- выбирать надежные закупки, т.е. проводить тендеры с теми товарами, в поставке которых имеется полная уверенность;
НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ•29^2022
- продумать логистику с учетом закрытия границ и рассчитывать сроки поставок товаров, работ и услуг с запасом.
Кроме того, во избежание непредвиденных ситуаций через запросы необходимо обсуждать с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Насколько возможно, необходимо прописывать в контрактах условия по форс-мажору. Если выполнить контракт все-таки не получается,
для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях. При участии в электронных торгах, необходимо проверять надежность работы площадок и порталов. Все вышеизложенное, поможет снизить или избежать рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок в текущих условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Режим доступа: http://www.consultant.ru .
2. Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Постановление Правительства РФ № 783 от 04 июля 2018 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"- Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 201 (ред. от 16.05.2022) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 657""- Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 01.07.2022) "Об особенностях
разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году......- Режим доступа:
http://www.consultant.ru