вода, как правило, приобретала прозрачность, превышавшую 30 см, независимо от прозрачности исходной воды. Заметную роль фильтр тонкой очистки играл и в освобождении воды от кишечной палочки.
Обеззараживание очищенной воды должно было в основном осуществляться ультрафиолетовыми бактерицидными лампами. Анализ эффективности действия обеззараживающего узла позволяет дать положительную оценку его работы в целом, хотя и отмечались бактериальные «проскоки». По величине коли-тнтра изредка наблюдались отклонения от требований ГОСТ: из 69 серий в 7 коли-титр был равен 250 млн и лишь в 5 не превышал 100 мл. Более устойчивыми были результаты по общему числу бактерий.
Таким образом, санитарно-бактериологические анализы показали, что процессы очистки воды от микрофлоры протекают весьма активно, но эффект недостаточно устойчив.
Анализ воды на вкус и привкус производился после обеззараживания. Как правило, интенсивность привкусов соответствовала требованиям ГОСТ 2874-54. Анализ воды на запах выявил неспособность водосточной установки к дезодорированию очищаемой воды.
Следовательно, установка способна обеспечивать обработку воды соответственно ГОСТ 2874-54 «Вода питьевая», не устраняя, однако, ее привкусов и запахов. Для борьбы с последними потребуются специальные технологические приемы, а увеличение количества бактерицидных ламп сможет повысить устойчивость эффекта обеззараживания.
Нам кажется, что приведенные данные представляют не только технологический, но и практический интерес.
Вопрос о создании экспресс-методов для получения питьевой воды из загрязненных открытых водоемов на протяжении ряда лет служит предметом дискуссии среди гигиенистов водного транспорта. Приведенные в настоящей статье данные показывают возможность применения эффективных малогабаритных экспресс-схем для очистки и обеззараживания значительно загрязненных речных вод.
Поступила 26/Х 1967 г.
УДК 613.64.8
СНИЖЕНИЕ ЛУЧЕВОЙ НАГРУЗКИ ВЫБОРОМ ПРИМЕНЯЕМОГО
ИЗОТОПА
В. Т. Костенко Херсонская областная санэпидстанция
Нами была предпринята попытка дать сравнительную радиационно-гигиеническую оценку применения различных изотопов для ■у-графии и показать зависимость лучевой нагрузки на персонал от вида применяемого изотопа. На предприятии с 1959 г. по июль 1961 г. применялись ^'-дефектоскопы только с кобальтом-60, с июля 1961 г. по март 1967 г. — с цезием-137, а с апреля 1967 г. по настоящее время — с иридием-192. За этот период на заводе характер работ по уграфии сварных швов существенно не изменился, а обновление у-графистов произошло на 50%. Были выведены лучевые нагрузки в миллирентгенах на всех работающих за каждый месяц указанного срока и за те же месяцы подсчитано количество у-снимков, выполненных теми же работающими (см. рисунок).
/ир/снимон 4
3.8
/
?,5
4\?.9В
V
г„Р./7 2,3!
го
Май »
1.59
г./
Март
Лобальт-БО
Цезий -/3/
иридий-192
/959 1960 /95/ /962 /963 /964 /965 /966 /96/
График лучевых нагрузок. На оси ординат — средние значения мр[снимок в целом за периоды применения данного изотопа; на оси абсцисс — средние значения той же величины по годам (1959—1963) и кварталам (1966—1967).
В качестве оценочного показателя радиационной опасности при применении различных изотопов была взята лучевая нагрузка в миллирентгенах, измеренная индивидуальными дозиметрами КИД-1 и отнесенная к одному снимку, сделанному одним рабочим в каждом месяце периода применения данного изотопа.
График отчетливо говорит о радиационно-гигиеническом преимуществе применения иридия-192 и цезия-137 для у-графии сварных швов судов перед использованием кобальта-60.
Поступила 1/Х1 1967 г.
УДК 613.12(470.21)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕТНЕГО КЛИМАТА МУРМАНСКА
К. В. Ли, А. М. Бондарев
Мурманская областная станция гигиены труда и профзаболеваний
При проектировании новых и реконструкции старых промышленных предприятий для санитарного нормирования микроклимата и суждения о степени физиологического воздействия различных метеорологических условий на организм человека и во многих других случаях возникает необходимость в конкретных справочных данных по климатологии. В СНиП сказано: «гор. Мурманск. Среднемесячная температура воздуха самого жаркого месяца 12,8°. Средняя температура воздуха в 13 часов самого жаркого месяца 15,5°. Средняя скорость ветра за три наиболее жарких месяца 3,8 м/сек. Относительная влажность воздуха, средняя в 13 часов самого жаркого месяца 66%. Продолжительность отопительного периода 241 сутки».
Многолетние наблюдения за микроклиматом в производственных помещениях показывают, что в летний, неотапливаемый сезон в Заполярье очень часто на рабочих местах отмечаются дискомфортные условия. Нами было предпринято исследование, источником которого послужили материалы метеорологических ежемесячников метеостанции «Мурманск» за 5 лет. В 1961 и 1964 гг. лето было относительно теплым, в 1963 г.— прохладным, а в 1962 и 1965 гг. — относительно холодным. Реальный ход ряда метеорологических элементов — температуры, относительной влажности воздуха и ветра, а также солнечной радиации — был систематизирован, усреднен и проанализирован в таблицах специально разработанных форм. Анализ полученных результатов дает возможность выявить определенные закономерности метеорологических изменений, которые отличались от ранее опубликованных материалов о климате Мурманской области. Следуя традиции климатологических исследований, мы уточнили границы летнего сезона и его фаз. В качестве критерия начала и конца сезона был принят термический режим погоды— устойчивый переход среднесуточной температуры воздуха через границу 10°, что практиковалось уже в исследованиях и получило признание.
Лето в Мурманске и его районе, по нашим данным, начинается 22/У1, продолжается 70 дней и кончается ЗО/УШ. Эти даты несколько не совпадают с теми, которые приводились ранее в аналогичных исследованиях (Б. А. Яковлев). Удлинение летнего сезона на 3 дня можно было бы расценивать как тенденцию к известному потеплению, наметившемуся в последние годы, но, во-первых, период исследования падает на годы умеренной солнечной активности, во-вторых, характеристики сезонного хода метеорологических элементов свидетельствуют в большей степени об умеренности режима летней погоды этих лет.
Одной из основных особенностей мурманского лета является дефицит тепла. В связи с этим важнейшим из основных климатообразующих факторов в Мурманской области служит солнечная радиация. Возможная продолжительность солнечной радиации 2 первых календарных летних месяцев равна почти 100% времени (июнь — 720 часов, июль — 722,4 часа), а полуденная высота солнца в период летнего солнцестояния в пределах области изменяется от 42,5 до 44,5°. Однако процессы разрушения льда на озерах, снеготаяния, оттаивания и прогревания подстилающей поверхности затягиваются и переходят на июнь. Главная причина этого состоит в том, что суммы фактической продолжительности солнечного сияния в июне составляют лишь 31,6% времени, в июле — 29,6%, а в августе — лишь 23,8%.
Кратковременные, систематические вторжения прохладных воздушных масс с акватории Баренцева моря, несущие с собой облачность, постоянно ухудшают условия восприятия подстилающей поверхностью и приземным слоем воздуха солнечной радиации и ограничивают приход тепла. Дни с минимальной суточной суммой продолжительности солнечного сияния наблюдаются, как правило, при северо-западных, северных и северо-восточных ветрах и редко при переменах ветра. По мере приближения к Кольскому полуострову материковые воздушные массы охлаждаются, их относительная влажность повышается, нарушается и становится неустойчивой вертикальная стратифи-