Научная статья на тему 'Снижение когнитивных функций у студентов при артериальной гипотензии: пути решения проблемы'

Снижение когнитивных функций у студентов при артериальной гипотензии: пути решения проблемы Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / УМСТВЕННАЯ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ / УТОМЛЯЕМОСТЬ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПОТЕНЗИЯ / STUDENT / MENTAL CAPACITY FOR WORK / FATIGUE / ARTERIAL HYPOTENSION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Баев В.М.

Обследованы 46 женщин-студентов ВУЗов в возрасте 18-25 лет. Проведен сравнительный анализ умственной работоспособности и утомляемости по E. Kraepelin между 36 женщинам с идиопатической артериальной гипотензией (САД 98 мм рт.ст. и менее) и 10 женщинами с нормальным артериальным давлением (САД 120-129 мм рт.ст. и ДАД 80-89 рт.ст.). Затем 20 женщин приняли внутрь 1 таблетку лекарственного средства «Бекарбон», через 1 час им измерили САД, ДАД и ЧСС и повторно выполнили тест по E. Kraepelin. Результаты показали, что в начале пробы 81% женщин с гипотензией принимали ошибочные решения, что сопровождалось увеличением более чем в два раза числа ошибок, чем отмечено у студентов с нормальным артериальным названием. Через 1 час после приема «Бекарбона» у женщин с гипотензией отмечено повышение уровня артериального давления, а результаты повторного тестирования показали, что у студентов с гипотензией повысилась умственная работоспособность на 26%, отмечено увеличение числа решенных задач как за первые 20 секунд на 29 %, так и за последние 20 секунд на 33%. Выводы. Проблема качества обучения студентов-женщин в вузе могут быть обусловлена артериальной гипотензией, которая проявляется снижением умственной трудоспособности и утомляемостью. Использование препарата «Бекарбон» при гипотензии у женщин способствует повышению уровня артериального давления и улучшению когнитивных функции, что требует дальнейших исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Баев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECREASE OF COGNITIVE FUNCTIONS IN STUDENTS WITH ARTERIAL HYPOTENCY: WAYS TO SOLVE THE PROBLEM

A total of 46 female university students aged 18-25 were examined. A comparative analysis of mental performance and fatigue by E. Kraepelin between 36 women with idiopathic arterial hypotension (SBP 98 mmHg or less) and 10 women with normal arterial pressure (SBP 120-129 mmHg and DBP 8089 Hg). Then 20 women took inside 1 tablet of the drug "Becarbonum", after 1 hour they measured SBP, DBP and heart rate and repeated the test for E. Kraepelin. The results showed that at the beginning of the trial, 81% of women with hypotension took erroneous decisions, which was accompanied by an increase of more than twice the number of errors than observed in students with a normal arterial name. 1 hour after taking "Becarbonum" in women with hypotension, there was an increase in the level of blood pressure, and the results of repeated testing showed that students with hypotension increased mental performance by 26%, an increase in the number of solved problems as in the first 20 seconds by 29% and for the last 20 seconds by 33%. Conclusions. The problem of the quality of training of female students in a university may be due to arterial hypotension, which is manifested by a decrease in mental capacity for work and fatigue. The use of the drug "Becarbonum" with hypotension in women helps to increase blood pressure and improve cognitive function, which requires further research in this direction.

Текст научной работы на тему «Снижение когнитивных функций у студентов при артериальной гипотензии: пути решения проблемы»



1

1

&

§

А

*

£

*

1

Охрана природы и здоровья человека: новые решения в медицине, биологии

и экологии

УДК 616.12-008.331.1-057.875-07:616.89-008.45\.48

В.М. Баев

СНИЖЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПОТЕНЗИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Аннотация. Обследованы 46 женщин-студентов ВУЗов в возрасте 1825 лет. Проведен сравнительный анализ умственной работоспособности и утомляемости по Е. КгаереНп между 36 женщинам с идиопатической артериальной гипотензией (САД 98 мм рт.ст. и менее) и 10 женщинами с нормальным артериальным давлением (САД 120-129 мм рт.ст. и ДАД 80-89 рт.ст.). Затем 20 женщин приняли внутрь 1 таблетку лекарственного средства «Бекарбон», через 1 час им измерили САД, ДАД и ЧСС и повторно выполнили тест по E. Kraepelin. Результаты показали, что в начале пробы 81% женщин с гипотензией принимали ошибочные решения, что сопровождалось увеличением более чем в два раза числа ошибок, чем отмечено у студентов с нормальным артериальным названием. Через 1 час после приема «Бекарбона» у женщин с гипотензией отмечено повышение уровня артериального давления, а результаты повторного тестирования показали, что у студентов с гипотензией повысилась умственная работоспособность на 26%, отмечено увеличение числа решенных задач как за первые 20 секунд на 29 %, так и за последние 20 секунд - на 33%.

Выводы. Проблема качества обучения студентов-женщин в вузе могут быть обусловлена артериальной гипотензией, которая проявляется снижением умственной трудоспособности и утомляемостью. Использование препарата «Бекарбон» при гипотензии у женщин способствует повышению уровня артериального давления и улучшению когнитивных функции, что требует дальнейших исследований в данном направлении.

Ключевые слова: студент, умственная трудоспособность, утомляемость, артериальная гипотензия.

UDC 616.12-008.331.1-057.875-07:616.89-008.45\.48

V.M. Baev

DECREASE OF COGNITIVE FUNCTIONS IN STUDENTS WITH

ARTERIAL HYPOTENCY: WAYS TO SOLVE THE PROBLEM

Perm State Medical University named after academician E.A. Wagner

Abstract. A total of 46 female university students aged 18-25 were examined. A comparative analysis of mental performance and fatigue by E. Kraepelin between 36 women with idiopathic arterial hypotension (SBP 98 mmHg or less) and 10 women with normal arterial pressure (SBP 120-129 mmHg and DBP 80- 89 Hg). Then 20 women took inside 1 tablet of the drug "Becarbonum", after 1 hour they measured SBP, DBP and heart rate and repeated the test for E. Kraepelin. The results showed that at the beginning of the trial, 81% of women with hypotension took erroneous decisions, which was accompanied by an increase of more than twice the number of errors than observed in students with a normal arterial name. 1 hour after taking "Becarbonum" in women with hypotension, there was an increase in the level of blood pressure, and the results of repeated testing showed that students with hypotension increased mental performance by 26%, an increase in the number of solved problems as in the first 20 seconds by 29% and for the last 20 seconds -by 33%.

Conclusions. The problem of the quality of training of female students in a university may be due to arterial hypotension, which is manifested by a decrease in mental capacity for work and fatigue. The use of the drug "Becarbonum" with hypotension in women helps to increase blood pressure and improve cognitive function, which requires further research in this direction.

Key words: student, mental capacity for work, fatigue, arterial hypotension.

Введение. Проблема качества обучения в вузе является актуальной на всех уровнях - от студента до государства [1]. Однако обучаемость может зависеть не только от умения преподавателей методам обучения и оснащенностью учебными средствами, но и уровнем усвоения знаний и практических навыков со стороны студента [2]. Умение успешно учиться является сегодня одной самой малоизученных тем в образовании. Имеющиеся научные исследования в данном направлении указывают, что частой причиной снижения обучаемости являются проблемы здоровья студентов, в частности наличие низкого артериального давления (гипотензии).

Целью исследования было изучение умственной трудоспособности и утомляемости у студентов с артериальной гипотензией в процессе коррекции артериального давления.

Материалы и методы исследования. Объект исследования - 46 студентов-женщин в возрасте 18-25 лет с идиопатической артериальной гипотензией (ИАГ). Предмет исследования - умственная работоспособность и утомляемость при

1

1

&

Is

А

*

J

£

*

1

психоэмоциональной нагрузке. Тип исследования - динамический. Критерием ИАГ считали уровень САД равный 98 мм рт.ст. и ниже [3]. Нормальное АД определяли, как САД 120-129 мм рт.ст. и ДАД как 80-84 мм рт.ст. [4]. Использовали тонометр A&D UA-777 (AGD Company Ltd., Япония, 2012). Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе было сформировано две группы - тестовая (с ИАГ) из 36 человек и контрольная (с нормальным артериальным давлением) из 10 человек. В данных группах изучали уровень АД, САД, ЧСС и умственную трудоспособность, и утомляемость с помощью психоэмоциональной нагрузки (ПЭН) по методу E. Kraepelin [5]. Характеристика женщин представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики тестовой и контрольной групп

Параметр Тестовая группа n=36 Контрольная группа n=10 Р

Медиана (25%-75%)

Возраст, лет 19(18-21) 20(18-22) > 0,05

Рост, см 159(157-164) 161(156-168) > 0,05

Вес, кг 50(48-52) 55(51-58) < 0,05

САД, мм рт.ст. 97(94-98) 122(120-123) < 0,05

ДАД, мм рт.ст. 64(61-71) 79(70-80) < 0,05

ЧСС, в мин 77(68-85) 74(69-78) > 0,05

Примечание: Р - уровень значимости различия

На втором этапе исследования 20 женщинам тестовой группы, через 1 час после однократного приема лекарственного препарата средства «Бекарбон» (состав: 1 таблетка содержит экстракт красавки густого 0,01 г и натрия гидрокарбоната 0,3 г.), повторно измеряли уровень САД, ДАД, ЧСС и выполняли тест Е. КгаереНп. Этические вопросы. Лица, допущенные к обследованию, дали письменное согласие на участие в настоящем исследовании. План и дизайн исследования одобрен этическим комитетом университета. Статистический анализ проводился с помощью программы «Statistica 6.1». Сравнение параметров двух независимых групп оценивали по Mann-Whitney U-test; сравнение частот разных групп по X2; сравнение количественных параметров одной группы в динамике с помощью критерия Wilcoxon; сравнение долей в динамике одной группы выполняли с помощью таблиц сопряженности по критерию McNemar's. Различия статистически значимыми считали при р < 0,05.

Результаты. Исследование показало, что женщины тестовой группы выполняют сложения пар чисел с такой же скоростью и правильностью, как и женщины контрольной группы (табл.2).

Анализ качественной характеристики утомляемости выявил, что в начале пробы женщины тестовой группы совершили больше ошибок, чем в контрольной группе. К концу пробы женщины тестовой группы ошибались достоверно реже (более чем в два раза), показав успешную обучаемость (р <0,05). В контрольной группе отмечено увеличение ошибок к окончанию пробы, но достоверность различия ее не была подтверждена (р <0,05). В начале пробы доля ошибающихся женщин в тестовой группе была в два раза больше (81%), чем в контрольной группе (40%), при р <0,05. К моменту окончания пробы тестовая группа характеризовалась достоверным уменьшением доли ошибающихся женщин более чем в 13 раз (с 81% до 6%). В контрольной группе частота ошибающихся женщин женщины в процессе нагрузки достоверно не изменилась (с 40% до 50%), при р > 0,05.

На втором этапе исследования выявлено, что через час после приема «Бекарбона» увеличиваются САД, ДАД и ЧСС (табл. 3).

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов психоэмоциональной пробы между тестовой и контрольной группами

Параметр Тестовая группа, п=36 Контрольная группа, п=10 Р

Медиана, (25%-75%)

Выполнено сложений 97(88-132) 112(91-124) > 0,05

Сделано ошибок 6(3-9) 7(4-10) > 0,05

Умственная работоспособность

- количественная оценка 0,53(0,47-0,72) 0,61(0,49-0,67) > 0,05

- качественная оценка 0,04(0,03-0,13) 0,08(0,04-0,10) > 0,05

Умственная утомляемость

- количественная оценка 0,64(0,60-0,78) 0,60(0,53-0,66) > 0,05

- качественная оценка 0,9(0,9-1,0) 1,0(0,8-1,0) > 0,05

Примечание: Р - уровень значимости различия

Показатели кровообращения женщин с ИАГ до и через 1 час после приема препарата «Бекарбон», (п=20)

Таблица 3

Параметр Исходно После приема Р

Медиана (25 %-75 %)

САД, мм рт.ст. 94(92-96) 108(106-112) < 0,05

ДАД, мм рт.ст. 65(62-67) 73(68-77) < 0,05

ЧСС, в мин. 68(63-75) 72(66-76) < 0,05

Примечание: Р - уровень значимости различия

Сравнительный анализ результатов пробы с ПЭН до и через 1 час после приема «Бекарбона» показал, что на 26% увеличилось число выполненных сложений (р < 0,05). Отмечено увеличение числа решенных задач как за первые 20 секунд на 29% (р < 0,05), так и за последние 20 секунд - на 33% (р < 0,05). Общее число ошибок за период выполнения ПЭН у женщин с ИАГ после приема препарата снизилось на 17% (р < 0,05). Однако число ошибок за первые и за последние 20 секунд пробы не изменилось. Прием «Бекарбона» приводит к уменьшению числа женщин, выполнивших ПЭН с ошибками. Эта динамика характерна не только для общего количества ошибающихся женщин, но для тех, кто ошибся за первые и последние 20 секунд пробы (табл. 4).

Таблица 4

Доли женщин, совершивших ошибки до и через 1 час после приема препарата

«Бекарбон», (п=20)

Параметр Исходно После приема Р

Абс., (%)

Количество женщин, совершивших ошибки за все время ПЭН 17(85 %) 14(70 %) < 0,05

Количество женщин, совершивших ошибки за первые 20 сек. ПЭН 3(15 %) 4(20 %) < 0,05

Количество женщин, совершивших за последние 20 сек. ПЭН 3(15 %) 2(10 %) < 0,05

Примечание: Р - уровень значимости различия

Обсуждение. Большинство авторов, изучающих пациентов с низким кровяным давлением, отмечают наличие церебральной гипоперфузии, обусловленной низким тонусом артерий и физическими свойствами крови [6], гипотрофией сердца со

сниженной сократимостью [7], которые приводят к развитию многочисленных жалоб и когнитивному дефициту, вплоть до депрессии [8, 9]. Когнитивные дефициты при гипотензии были и ранее описаны, например, M. Costa у 25 студентов с гипотонией (САД <100 мм рт.ст. и ДАД < 60 мм рт.ст.) зарегистрировал снижение количества запоминании слов из предложенного списка, более низкую скорость умственной работы и сниженное внимание по сравнению с 22 студентами с нормальным давлением [10]. К аналогичному мнению пришел S. Duschek, который у 40 человек с гипотензией выявил связь между скоростью кровотока в средней мозговой артерии и когнитивной активностью, у 40 человек с нормальным давлением такой связи выявлено не было [11]. В нашем исследовании доказано, что женщины с гипотензией выполняют сложения пар чисел с такой же скоростью и правильностью, как и женщины контрольной группы. Поэтому говорить о тотальной гипоперфузии и выраженных когнитивных нарушениях у молодых женщин, вероятно, слишком пессимистично, так как в ряде исследований было зафиксировано ускорение церебрального кровотока, как признак временной адаптационной реакции [12]. Этим мы можем объяснить частичное снижение конгитивных функций при нагрузке и последующее их быстрое восстановление.

Мы у студентов-женщин с ИАГ зафиксировали главный положительный эффект «Бекарбона» - достоверное увеличение параметров гемодинамики, даже с учетом однократной, небольшой дозы «Бекарбона». Выявленный эффект применения «Бекарбона» при ИАГ указывает на стимуляцию когнитивных функций, которая обусловлена, как мы предполагаем, увеличением мозгового кровотока [13]. Увеличение сократительной функции сердца и ускорение скорости церебрального кровотока является характерной фармакологической реакцией сердечно-сосудистой системы на использование м-холинолитиков [14]. Описано, что М-холинолитики в терапевтических дозах стимулируют мозговой кровоток и высшее церебральные центры, увеличивая частоту и глубину дыхания за счет дилатации бронхов (что очень важно для лечения гипоксии) и уменьшает брадикардию, характерную для ваготонии [15].

Выводы. Проблема качества обучения студентов-женщин в вузе могут быть обусловлена состоянием здоровья, в частности, наличием артериальной гипотензии, которая проявляется снижением умственной трудоспособности и утомляемостью. Использование препарата «Бекарбон» способствует повышению уровня артериального давления и улучшению когнитивных функции студентов-женщин с артериальной гипотензией, что требует дальнейших исследований в данном направлении.

Список литературы

1. Иманкулов А.Э. Управление качеством обучения как педагогическая проблема // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №2-2 (63). С. 30-35.

2. Хабалова Л.М. Проблема качества образования и качества обучения в педагогическом вузе // Современные технологии в образовании. 2015. № IV. р. 262-266.

3. Самсонова О.А. Особенности ультразвуковой визуализации вен нижних конечностей у женщин с низким артериальным давлением / Актуальные вопросы медицины - 21 век: материалы международного научного конгресса. Пермь. 2016. Т.1. с.63-66.

4. 2013 ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension. The Task Force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC) // European Heart Journal. 2013. № 34. p. 2159-2219.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / СПб.: Издательский дом "Питер", 2010; 507 c.

6. Баев В.М. Синдром неспецифических гемореологических нарушений (феномены высокой и низкой вязкости цельной крови) // Тромбоз, гемостаз и реология.

2001. № 2. С. 39.

7. Кудрявцева Е.Н. Особенности кардиальной и церебральной гемодинамики, социально-психологической адаптации и качества жизни у молодых женщин с идиопатической артериальной гипотензией: автореф. дис... канд. мед. наук. Пермь. 2016. 18 с.

8. Baev V.M., Koryukina I.P., Kudryavtseva E.N. et al. Self-Rating of Mental Status and Depression; Autonomic Nervous System Disbalance in Young Women with Low Blood Pressure // World Journal of Medical Sciences. 2013. №8(4). p.382-86. DOI: 10.5829/idosi.wjms.2013.8.4.1125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Paterniti S., Verdier-Taller M., Geneste C. et al. Low blood pressure and risk of depression in the elderly // British journal of Psychiatry. 2000. №176. p. 464-467.

10. Costa M., Stegagno L., Schandry R. et al. Contingent negative variation and cognitive performance in hypotension // Psychophysiology. 1998. №35. p.737- 744.

11. Duschek S., Schandry R. Deficient adjustment of cerebral blood flow to cognitive activity due to chronically low blood pressure // Biological Psychology. 2006. №72(3). p. 311317.

12. Baev V.M., Koryukina I.P., Kudryavtseva E.N. et al. High mean blood flow velocity and the level of peripheral resistance in the common carotid artery in young women with low blood pressure // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 2. p. 199-202.

13. Becker D.E. Basic and Clinical Pharmacology of Autonomic Drugs // Anesth Prog. 2012. №59(4). p.159-169. doi: 10.2344/0003-3006-59.4.159.

14. Lancaster R. Pharmacology in Clinical Practice. Elsevier. 2013. 612 р.

15. Mann D.L., Zipes D.P., Libby P. et al. Braunwald's Heart Disease E-Book: A Textbook of Cardiovascular Medicine / Elsevier Health Sciences. 2014. 2136 р.

Информация об авторе: Information about author:

Баев Валерий Михайлович, Baev Valeriy Mikhailovich,

Доктор медицинских наук, профессор, Doctor of Medical Sciences, professor,

Пермский государственный медицинский университет Perm State Medical University named after

имени академика Е.А. Вагнера , г. Пермь, Россия Academician E.A. Wagner, Perm, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.