25 (160) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
СНИЖЕНИЕДЛИТЕЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОГРАММЫ ПРОФИЛИРОВАНИЯ
И. Ю. БОЧАРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента E-mail: [email protected] Орловский государственный технический университет
Рассматривается концепция профилирования безработных как современная технология борьбы с длительной безработицей. Применение мирового опыта и учет национальных особенностей позволит выработать стратегию использования данной программы в работе служб занятости и существенно снизить риск длительной безработицы.
Ключевые слова: занятость, длительная безработица, профилирование, рынок труда, эффективная программа.
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования рынка труда является решение проблемы длительной безработицы. Данная проблема присуща не только экономике переходного типа. В России 2009 г. завершился повышением уровня безработицы, в том числе возросла доля длительной безработицы. В целях повышения эффективности проводимых государственных мер по снижению напряженности на рынке труда целесообразно использовать современные технологии, направленные на содействие занятости и предотвращение длительной безработицы.
В России общий уровень безработицы, рассчитанный по методике Международной организации труда (МОТ), снижался с 10,6% в 2000г., 8,2 - в 2003 г. до 7,2 - в 2006 г. и 6,1 % - в 2007 г. По сравнению с ведущими странами мира данный показатель является средним, наравне с Италией, Канадой. Максимальное значение показателя в странах «восьмерки» наблюдается в Германии (8,6%), Франции (8,0 %), минимальное — вЯпонии (3,9 %), США (4,6%), Великобритании (5,3 %) [2, с. 47].
В докладе МОТ «Глобальные тенденции в сфере занятости в 2010 году» отмечается, что в 2009г. уровень безработицы в странах с развитой экономикой и в государствах ЕС повысился до 8,4% (в 2008 г. - 6,0%, в 2007г. - 5,7%). Численность безработных в регионе в период с 2007 по 2009 г. возросла более чем на 13,7 млн чел., причем в 2009 г. — почти на 12 млн чел. Занятость в промышленности сократилась в большей степени, чем занятость в сельском хозяйстве и сфере услуг [9].
В России общая численность безработных за последние три года имеет тенденцию роста: 4 588тыс. чел. в 2007г., 4 791 тыс. чел. в 2008г. Согласно информации Росстата о социально-экономическом положении, в декабре 2009г. в соответствии с методологией МОТ 6,2 млн чел. или 8,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные.
На достаточно высоком уровне в России находится и уровень длительной безработицы: доля лиц, являющихся безработными свыше полугода, составляет более 50%. В общей численности безработных значительна доля лиц, ищущих работу более года. Доля данной группы безработных увеличивалась с 35,7% в 2003г. до 40,2% в 2006г., незначительно снизилась в 2007 г. (38,9%) [6, с. 90]. В 2008 г. она составила свыше 33 %. Это наименьшее значение за последние пять лет.
Численность безработных по продолжительности поиска работы в 2008 г. делится следующим образом:
• 1-Змес.-34,8%;
• 3—6 мес. — 15,6%;
• 6—12 мес. — 16,4%;
• более12мес. — 33,3 %.
Важнейшей эффективной формой противодействия длительной безработице на рынке труда являются активные программы содействия занятости. Значительная часть активных программ содействия занятости в развитых странах ориентирована или на предупреждение, или на борьбу с последствиями длительной безработицы. Существуют различные аргументы в пользу и против оказания содействия в трудоустройстве преимущественно долгосрочным безработным.
В рекомендациях ЕС относительно политики на рынке труда для стран — членов Сообщества (Люксембург, 1997г.) сформулирован принцип, в соответствии с которым необходимо осуществлять содействие в трудоустройстве молодым людям, достигшим периода безработицы в 6 мес., а также остальным безработным с периодом безработицы 12 мес. и более.
В дальнейшем был провозглашен подход, направленный на предотвращение долгосрочной безработицы. Так, в Указаниях о занятости ЕС 2000 г. отмечено: «В основе стратегии содействия занятости на рынке труда лежит подход на предотвращение длительной безработицы. Противодействие длительной безработице является основной предпосылкой борьбы с безработицей. Длительная безработица приводит к потере навыков и способностей безработных и значительному снижению мотивации к работе. Подход, ориентированный на предотвращение долгосрочной безработицы, требует раннего вмешательства на индивидуальном уровне с целью быстрого и эффективного содейс-твиятрудоустройству» [8,с. 11].
Уровень длительной безработицы определяется как отношение численности безработных, имеющих продолжительность безработицы 12 мес. и более, к численности экономически активного населения. Согласно официальной статистике, в Российской Федерации в 2008 г. данный показатель составил 2,2 % и до 2009 г. имел тенденцию к снижению (рис. 1).
Среди стран — членов ЕС максимальные значения данного показателя в 2007 г. прослеживаются в Словакии (8,3%), Польше (4,9%), Германии (4,7%), Болгарии и Греции (по 4,1 %); достаточно высокие значения в Бельгии и Португалии
%
3,1
3,1
I
2,8
"25"
2,2
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Уровень длительной безработицы в Российской Федерации в 2000-2008гг., %
(3,8%). Наименьший уровень длительной безработицы наблюдается в Дании (0,6%), на Кипре (0,7 %), в Швеции (0,8 %); невысокий — в Австрии и Люксембурге (1,2%), Нидерландах и Великобритании (1,3 %), в Ирландии и Литве (1,4 %) — рис. 2 [5, с. 62].
При оценке влияния современного глобального финансового кризиса на уровень длительной безработицы в исследовании Международного института изучения труда отмечается, что если не будут приняты адекватные меры, почти 43 млн чел., потерявших работу и потенциальных безработных, могут выпасть из рынка труда или войти в состояние безработицы надолгий период, обостряя тяжелое социальное положение и снижая будущий потенциальный экономический рост. Причем в развивающихся странах ранее имевшийся опыт предполагает, что высокий уровень неофициальной безработицы имеет тенденцию достаточно увеличиваться и без кризиса. В развитых странах уровень длительной безработицы обычно продолжает подниматься даже после того, как темпы безработицы начинают идти на убыль [1, 12]. В докладе отмеча-
Рис. 2. Длительная безработица в странах — членах ЕС
6
3
3
3
2
0
ется, что если увеличение длительной безработицы в течение современного кризиса будет похожим на то, что происходило в 1990-хгг., длительная безработица, возможно, увеличится на 6 млн чел к 2012г [12]. По прогнозам Международного института изучения труда, в итоге почти 43 млн чел. за 2009—2012 гг. могут войти в состояние бездеятельности или безработицы на долгое время.
Многие долгосрочные программы на рынке труда, как правило, предоставляются лицам, которые являются безработными уже в течение определенного минимального периода времени. Это объясняется экономией государственных средств. Такие программы, как создание рабочих мест и выделение субсидий при найме на работу, обычно не предоставляются долгосрочным безработным. Хотя существуют некоторые исключения: обеспеченное трудоустройство инвалидов, бельгийские и французские молодежные программы и др. Программы переподготовки, как правило, предоставляются безработным независимо от продолжительности периода безработицы.
В 1990-хгг. получило широкое обсуждение использование в активных программах содействия занятости технологии профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также стали применяться такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Профилирование безработных является процедурой, при которой на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги содействия в трудоустройстве. С этой целью применяются такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
В существующих методиках профилирования безработных на основе численного значения оценивается вероятность перехода вновь зарегистрированных безработных в разряд долгосрочных безработных. Профилирование предполагает предоставление безработным интенсивных программ содействия занятости на ранней стадии безработицы, а не после наступления длительной безработицы.
Количественная оценка профилирования безработных основана на использовании статисти-
ческих методов. Наиболее распространено использование данной методологии в США, Австралии и Нидерландах.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), профилирование безработных непосредственно на основе статистических моделей осуществляется только в США. При этом оценивается вероятность того, что вновь зарегистрированные безработные присоединятся к долгосрочным безработным. В терминологии Службы занятости США к долгосрочным безработным относятся лица, для которых завершился период получения государственного пособия по страхованию от безработицы. Максимальная продолжительность периода получения данного пособия составляет 6 мес. В статистических моделях профилирования используется относительно ограниченный набор переменных, характеризующих преимущественно образование, опыт работы, факт изменения профессии, уровень безработицы на местном рынке труда. Использование некоторых других переменных, распространенных в статистических моделях, таких как возраст, этническая группа, пол и другие, законодательно запрещено [10, с. 190].
Набор предоставляемых в результате процедуры профилирования программ значительно различается в зависимости от штата. Службы занятости около 33 % штатов предоставляют только минимальный набор программ содействия трудоустройству работникам, отобранным в результате процедуры профилирования. Но в 45 % штатов более половине безработных, прошедших процедуру профилирования, предписывается участвовать в дополнительныхпрограммах [11,с. 80].
В Австралии на основе процедуры профилирования долгосрочным безработным предоставляется возможность участия в программах интенсивного содействия трудоустройству. Объем расходов на подобные программы составляет около половины общего объема государственных расходов на услуги содействия занятости. Критерием направления безработных на данные программы является рассчитанное значение профилирования (количество очков) на основе переменных, оцениваемых работниками службы занятости экспертным путем [10, с. 198].
Безработные направляются на программы интенсивного содействия трудоустройству на основании данных так называемого Классификатора безработного (JSCI — Jobseeker Classification Instrument). Классификатор основан на статисти-
ческом анализе данных для выявления факторов, которые повышают вероятность безработицы продолжительностью свыше одного года. При этом были использованы данные 1995—1996 гг. и результаты анкетирования 1997 г. В 2002 г. веса данных факторов переоценивались. В исключительных случаях результаты Классификатора безработного могут быть скорректированы психологом — работником службы занятости.
Количество очков по классификатору определяется на основе взвешивания 18 факторов, включая возраст, пол, семейное положение безработного, возможное наличие инвалидности, отсутствие жилья, наличие судимости, ограниченная грамотность и другие факторы. Каждый фактор оценивается в 5—8 очков в Классификаторе безработного. Зарегистрированные в службе занятости безработные ежегодно проходят оценку на основе данного классификатора. Один год безработицы гражданина оценивается в 10 очков, а 10 лет безработицы оцениваются в 26 очков. Для направления на программы интенсивного содействия занятости в целом необходимо набрать 25 очков. В соответствии с указанными критериями большинство долгосрочных безработных направляются на данные программы.
В процессе профилирования некоторые организационные проблемы могут возникать в случае, если на первоначальном интервьюировании при постановке на учет в службе занятости безработный не указывает факторы, характеризующие его недостатки с точки зрения возможности трудоустройства (такие, как инвалидность, проблемы с грамотностью и др.). Данные факторы выявляются только в период непосредственного контакта с работниками службы занятости.
В Нидерландах аналогичные услуги оказываются с 2002 г. и носят название услуг реинтеграции. При этом используемые коэффициенты не основаны на статистических оценках.
Как в Австралии, так и в Нидерландах службы занятости в результате профилирования обычно осуществляют индивидуальную оценку безработных.
Для улучшения предсказательной точности моделей профилирования предлагается использование таких факторов, как коммуникабельность безработного, транспортная доступность жилья, обычное время проезда от дома до работы и др. [10, с. 211].
В ряде стран используются отдельные элементы процедуры профилирования безработных на базе аналогичного концептуального подхода.
В Новой Зеландии и Южной Корее используются системы расчета значений (количество очков), основанные на статистических моделях. Например, в Новой Зеландии полученные значения (количество очков) используются для классификации безработных. Безработным, которые классифицированы как тяжело трудоустраиваемые, может быть предоставлена дополнительная помощь, например, субсидии к заработной плате. В данном случае расчет количества очков может помочь структурировать традиционную деятельность службы занятости по сбору необходимой информации о безработных.
На основе проводимого анкетирования безработных работники службы занятости заносят данные в компьютерную программу «SOLO», которая формирует рейтинг безработных, состоящий из четырех групп. Используемые в компьютерной программе «SOLO» факторы подобраны на основе консультаций и регрессионного анализа в соответствии с их способностью предупреждать долгосрочную безработицу.
Основное отличие между первой группой («наиболее легко трудоустраиваемые безработные») и второй группой («легко трудоустраиваемые безработные») состоит в уровне мотивации к трудоустройству. Основным отличием между третьей группой («трудоустраиваемые безработные») и четвертой группой («безработные, трудоустраиваемые в случае оказания содействия») является возможность трудоустройства. Для лиц, отнесенных к четвертой группе, высок риск долгосрочной безработицы. Работники службы занятости проводят дополнительную оценку лиц, отнесенных к четвертой группе, с целью подбора наиболее подходящих программ.
При наличии веских оснований работники службы занятости могут скорректировать результаты рейтинга.
В некоторых странах работники службы занятости классифицируют безработных на категории с использованием компьютерных программ в зависимости от потенциальной способности трудоустройства [10, с. 215].
Развитие профилирования безработных в России имеет свои особенности. Доля безработных, ищущихработу 12 мес. и более, в 2007 г. составила в среднем около 40 %. Наиболее высокие значения наблюдались в Южном федеральном округе — 51,7%. Наименьшие значения — в Северо-Западном (28,0%), Дальневосточном (32,7%), Центральном (33,3 %), Уральском (34,8 %) федеральных округах.
На уровне федеральных значений доля безработных, находящихся в поиске работы 12 мес. и более, составила в Сибирском федеральном округе 41,1 % [7, с. 144-146].
Среди длительно безработных в 2007 г. 67% имели опыт работы в различных сферах экономики (рис. 3) [7, с. 155]. Обесценивание накопленного опыта работы в результате длительной безработицы обостряет проблему и выявляет необходимость применения мероприятий, носящих предупредительный характер.
Процедура профилирования безработных, разработанная в рамках проекта Всемирного банкарос-сийским аналитическим центром, предполагает использование в профилировании комбинированного подхода [3]. На первом этапе при оценивании риска длительной безработицы предполагается использовать статистическую модель, скорректированную с учетом мнения экспертов (работников службы занятости). На втором этапе происходит подбор активных программ работниками службы занятости.
В соответствии с данной процедурой профилирования группирование безработных происходит в соответствии с риском длительной безработицы. Его уровень оценивается на основании индивидуальных характеристик безработных.
Оценка уровня риска наступления длительной безработицы предполагает оценку потенциала трудоустройства и оценку мотивации к трудоустройству. Оценка потенциала трудоустройства безработных происходит на основе статистической модели, оцениваемой поданным регистра безработных. Данные, полученные на основе статистической модели, пере-считываются в баллы. Для оценки уровня мотивации безработных к трудоустройству предполагается про-
Представители органов власти и управления,
3%
Специалисты высшей
Неквалифицированные рабочие,
23%
Операторы, аппаратчики машинисты, 16%
ведение анкетирования. Первая анкета заполняется безработным, вторая — специалистом по профилированию на основе имеющихся у него сведений о поиске работы безработным в течение первых десяти дней с даты его регистрации в службе занятости. На основе данных анкет происходит выведение суммарной оценки мотивации к трудоустройству.
Практическая реализация разработанных методик получает все более широкое применение в деятельности служб занятости. При профилировании безработных определяется их профессиональная востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности. Оценка индивидуальных характеристик безработных проводится на основе анкетирования, которое включает сведения об образовании, профессии, квалификации, изменениях видов деятельности, продолжительности периода нахождения в безработице и др. Уровень мотивации к трудовой деятельности оценивается методом независимых характеристик.
В результате процедуры профилирования безработные разбиваются на три группы:
1) имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок;
2) лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы;
3) все остальные (с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе).
Безработным, отнесенным к 1-й группе, предоставляется комплекс необходимых услуг по содействию в поиске работы — профориентационные услуги, профессиональное обучение и др.
Лицам, отнесен-
Специалисты среднего уровня,
Квалифицированные рабочие промышленных
предприятий, строительства и транспорта, 15%
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, 6%
13%
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом, 3%
Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли, 13%
Рис. 3. Структура длительно безработных, имеющих опыт работы (по последнему месту занятости), 2007г.
ным ко 2-й группе, предоставляются психологическая поддержка, информация о вакансиях, квотируемые рабочие места. Они направляются на профориентационные программы, на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий.
Гражданам из 3-й группы предоставляется психологическая поддержка, они на-
правляются на профориентационные программы, на общественные работы.
В Российской Федерации основными используемыми способами поиска работы длительно безработных в 2008 г. явились:
• обращения в государственную (33 % опрошенных) и коммерческую (3,5 %) службы занятости;
• подача объявлений в печать и отклики на объявления (15 %);
• обращение к друзьям, родственникам и знакомым (57%);
• обращение к работодателю (26 %);
• другие способы (11%);
• поиск земли, зданий, машин, оборудования и др. для открытия собственного дела (1,3 %). Длительно безработные используют одновременно несколько способов поиска работы [4, с. 143-145].
В 2009 г. правительственные меры по снижению безработицы включали четыре основных направления: переобучение, общественные работы, переселение и субсидии для начала бизнеса. По данным Роструда России, переобучением находящихся под угрозой увольнения к концу года охвачено около 230тыс. чел. В программу общественных работ, временного трудоустройства и стажировки вовлечено около 2 млн чел. Адресная поддержка граждан, включая их переезд в другую местность, предоставляется около 15 тыс. потенциальных безработных. Программой содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан охвачено около 120тыс. чел. [1].
Одной из наиболее эффективных форм содействия занятости населения являются программы переобучения, проводимые службой занятости. Основными видами переобучения являются первоначальное обучение и переподготовка. На их долю приходится около 80 % слушателей программ переобучения.
Внедрение современных технологий позволит повысить эффективность и результативность мероприятий на рынке труда.
Таким образом, использование процедуры профилирования на основе расчета количественных значений является достаточно ограниченным. Тем не менее методики профилирования еще только
развиваются. Кроме улучшения предсказательной точности моделирования повышение его эффективности, по мнению ряда экспертов, может быть достигнуто в результате не столько выявления слабых сторон безработных, сколько определения характеристик, которые свидетельствуют о способности безработного эффективно использовать получаемые программы.
Список литературы
1. Башкатова А. Роструд спрятал 65 % безработных //Независимая газета. 08.12.2009.
2. «Группа восьми» в цифрах. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
3. Разработка процедур профилирования безработных в качестве основы планирования и реализации активных программ содействия занятости населения: Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР). М.: ЦЭФИР. 2002.
4. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 795 с.
5. Россия и страны — члены Европейского союза. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
6. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009. Стат. сб. / Росстат М., 2009.
7. Экономическая активность населения России. 2008. Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
8. Proposal for Guidelines for Member States' Employment Policies 2000. 1999.
9. Global employment trends: January 2010 / International Labour Office. Geneva: ILO, 2010. 84 p.
10. The ins and outs of long-term unemployment / OECD Employment Outlook 2002 — Surveying thejobs horizon. OECD. 2002.
11. Worker Profiling and Reemployment Services Policy Workgroup: Final Report and Recommendations / Wandner S. , Messenger J. (Eds. ) . US Department of Labor Employment and Training Administration. 1999.
12. World ofWork Report 2009: The Global Jobs Crisis and Beyond /International Institute for Labour Studies. Geneva: ILO, 2009. 117 p.