Рынок труда в условиях экономического кризиса
В.А. Дарьялова
Рассматривается ситуация, сложившаяся на российском рынке труда в результате кризиса 2008-2009 гг. Отмечаются такие неблагоприятные явления, как рост безработицы (особенно скрытой), массовые неплатежи по зарплате, низкая эффективность государственных программ по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан. К специфическим чертам текущего кризиса относятся: ускорение процесса смены профессий, большая востребованность высшего образования, более частое обращение ищущих работу в государственные службы занятости, смягчающее влияние демографических факторов. Особую тревогу, по мнению автора, вызывает падение качества новых рабочих мест, рабочей силы и образования в России, - проблемы, которые невозможно решить без коренной модернизации экономики страны.
Ключевые слова: рынок труда, уровень безработицы, скрытая безработица, реальная численность безработных, смена профессий, переобучение персонала, стихийное межотраслевое перераспределение рабочей силы, диспропорции в уровнях зарплаты, неэффективные рабочие места, качество рабочей силы, профессиональные стандарты.
Мировой экономический кризис серьезно повлиял на экономическую ситуацию в России и на функционирование рынка труда, отчетливо проявил проблемы, которые существовали и до него. C новой силой встала проблема радикальных структурных преобразований, осуществление которых невозможно представить без значительного перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики и роста структурной безработицы.
В настоящее время состояние российского рынка труда остается сложным. Свыше 2 млн чел. потеряли работу с начала кризиса (сентябрь 2008 г.). По данным Минздрава России на 4 мая 2010 г. всего на биржах труда зарегистрировано 2 млн 166 тыс. чел. Уровень безработицы, исчисленной как отношение численности безработных к количеству экономически активного населения, в феврале 2010 г. составил 8,6%.
В сопоставлении с другими странами Россия выигрывает по уровню безработицы: на 1 января 2010 г. в Латвии этот показатель составлял 22,8%, в Испании - 19,5%. Однако наиболее важным показателем является количество безработных, приходящихся на одно вакантное место. Согласно данным Росстата [4], в России на 1 октября 2009 г. он составлял 20,2%, а на 1 января 2010 г. вырос до 24,1%, что свидетельствует о возросшей напряженности на рынке труда. С ноября 2008 г. безработица среди молодежи 18-25 лет выросла в 2,5 раза: с 7 до 18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда.
Для снижения напряженности на рынке труда Правительством РФ в 2009 г. были приняты меры, включающие четыре основных направления: переобучение, общественные работы, переселение и субсидии для начала бизнеса. Переобучением работников, находящихся под угрозой увольнения, бы-
54
Экономика в отраслях и регионах
ло охвачено, по данным Роструда, примерно 230 тыс. чел. В программу общественных работ, временного трудоустройства и стажировки вовлечено около 2 млн чел. Адресная поддержка граждан, включая их переезд в другую местность, досталась примерно 15 тыс. безработных. Программа содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан охватила около 120 тыс. чел. [1].
Изначально в целях поддержки потерявших работу людей и создания в регионах новых рабочих мест из федерального бюджета было выделено 42,9 млрд руб. 10 апреля 2010 г. было подписано еще одно правительственное постановление о выделении регионам 34 млрд руб. на социальные выплаты и реализацию программ занятости. Из них 29,8 млрд руб. предназначены для социальных выплат: пособий по безработице, стипендий и материальную поддержку на период участия в общественных работах; а 4,2 млрд руб. - на реализацию программы по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству граждан. Эти средства выделены под официально зарегистрированных 2,2 млн безработных, реальное же их количество, по мнению экспертов, приближается к 6,5 млн чел. с учетом скрытой безработицы. К концу 2010 г. реальная численность безработных может достигнуть 10 млн чел., а затраты государства на их поддержку вырастут до 100 млрд руб. Реальные проблемы начнутся тогда, когда исчерпаются средства Резервного фонда, а цены на нефть не вырастут хотя бы до 90 долл. за баррель. Немалых дополнительных вливаний со стороны государства потребует и модернизация экономики. Поэтому так важна эффективность этих средств, достижение конечного результата - создание эффективной и конкурентоспособной экономики. Настало время переходить от мер по снижению безработицы к реализации долгосрочных целей, связанных с модернизацией рынка труда.
В период кризиса на российском рынке труда произошли следующие изменения:
□ более интенсивно идет процесс смены профессий и не только у потерявших работу;
□ выросла востребованность высшего образования;
□ происходит значительное снижение числа занятых и безработных с общим средним образованием;
□ идет стихийное перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами деятельности в рамках традиционной экстенсивной парадигмы экономического развития страны;
□ существенно изменились способы поиска работы: все чаще безработные обращаются в государственные учреждения службы занятости (41,8% общей численности безработных).
Кроме того, рынок труда испытывает на себе влияние демографического фактора: численность населения в трудоспособном возрасте в течение ближайших 20 лет начиная с 2006 г. будет неуклонно сокращаться. Общее паде-
Дарьялова В.А. Рынок труда в условиях экономического кризиса
55
ние численности составит около 16 млн чел. Это обстоятельство может «смягчить» последствия экономического кризиса и уменьшить безработицу [3, с. 56].
Одной из особенностей российского рынка труда является рост скрытой безработицы, которая во многом формируется за счет неполной рабочей недели или неполного рабочего дня. При этом другую часть работников привлекают к сверхурочным работам. Скрытая безработица - это та часть занятых работников, которые могут быть уволены или эффективно заняты. Во второй половине 2009 г. численность занятого населения уменьшалась, а уровень скрытой безработицы оставался высоким. По оперативной информации Росстата, на 2 декабря 2009 г. численность работников, «находящихся в простое по вине администрации, работающих неполное рабочее время, а также в отпуске по инициативе администрации», составляла 1,7 млн чел. На 1 мая 2010 г. общая величина скрытой безработицы достигла 7 млн чел., и в дальнейшем ожидается ее рост.
В условиях экономического кризиса, снижения темпов экономического роста и увеличения безработицы необходимо обеспечить стабильность общественного развития, снять социальную напряженность. В то же время высокая занятость консервирует неэффективные рабочие места и сохраняет низкую производительность труда. Дополнительные рабочие места, которые сейчас создаются в рамках региональных программ занятости, - это, как правило, «плохие» рабочие места - с низким уровнем квалификации, производительности труда и небольшой зарплатой. Задача реструктуризации и диверсификации экономики может быть решена только путем перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики, и, стало быть, неизбежен рост структурной безработицы.
Анализ изменений в отраслевой структуре занятости показывает, что до последнего времени наиболее привлекательной для работников была занятость в отраслях топливно-энергетического комплекса, финансовом секторе и строительстве. В формировании такой структуры занятости большую роль сыграла заработная плата, в организации которой существуют серьезные проблемы: большие диспропорции и перекосы в уровнях зарплаты между разными категориями работников, между занятыми в разных отраслях и сферах экономики. Если принять за 100% общероссийский уровень среднемесячной зарплаты, то на начало 2009 г. в добыче топливно-энергетических ресурсов она составила 220%, в финансовой деятельности - 260%, в образовании - 71% и в сельском хозяйстве - 48% [2. с. 12]. Такая дифференциация в оплате труда не только экономически неоправданна, но и способствует консервации сырьевой отраслевой структуры занятости, ускоряет регрессивные изменения на рынке труда.
Значительными проблемами российского рынка труда были и остаются неэффективная занятость, низкая производительность труда. Основными причинами этого являются:
56
Экономика в отраслях и регионах
□ отсутствие у предприятий достаточных стимулов для проведения модернизации производства, использования современных технологий;
□ серьезные законодательные и институциональные препоны для высвобождения значительного количества работников;
□ низкая стоимость рабочей силы.
При относительно низкой безработице наблюдается снижение уровня заработной платы. За 2009 г. официально фонд оплаты труда сократился на 5%, а с учетом скрытой занятости, как считают эксперты, на 8-10% [5].
Кризисные явления в экономике вызвали рост задолженности по зарплате, которая на 1 апреля 2009 г. составляла 8,8 млн руб. Часть этой задолженности объясняется желанием предприятий сохранить кадровый потенциал. Но большая ее часть связана с невозможностью для руководителей предприятий «сбросить» излишки рабочей силы из-за жесткой позиции региональных властей и негибкости трудового законодательства.
Государственная политика должна быть направлена на обеспечение гибкости зарплаты с одновременным выравниванием сложившихся неоправданных диспропорций в уровнях оплаты труда по отраслям, а также на усиление ее стимулирующей роли в плане осуществления структурных преобразований. Ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики (энергетики, сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры и т.п.), разработка и использование новых технологий потребуют повышения качества рабочей силы, изменений в оплате труда и в социальной сфере. Дешевый труд способствует консервации отсталой структуры экономики, не стимулирует модернизацию производства и рост производительности труда. Речь идет не о простом повышении зарплаты, а о стимулировании переливов рабочей силы в нужном направлении.
В современных условиях растет спрос на высококачественную рабочую силу, обеспечивающую высокую производительность труда и конкурентоспособность создаваемого продукта. Качество рабочей силы обусловливает конкурентоспособность страны в целом. О низком качестве рабочей силы свидетельствует ряд показателей, одним из которых является доля креативных, творческих работников. По сравнению с США у нас их вдвое меньше в сфере управления и среди профессионалов-исполнителей. Расходы на образование в России составляют около 4% ВВП - это 78-е место среди 131 страны. Удельные затраты на получение высшего образования в 2007 г. составляли: в США - 24 370 долл., в странах ОЭСР - 11 512 долл., в Южной Корее -7606 долл., в Бразилии - 9994 долл. и в России - 3421 долл. [6, р. 263-265]
В процессе реформ произошел раскол системы образования на элитарную, дающую конкурентоспособную рабочую силу, и массовую, дающую выпускников с дипломом, но без знаний.
Дарьялова В.А. Рынок труда в условиях экономического кризиса
57
Повышение уровня образования, профессионализма и общей культуры работников - важнейшая задача государства на рынке труда. Необходимо увеличить масштабы профессионально-технического обучения молодежи, переобучение взрослого населения в течение всей жизни, широко использовать сетевое образование на базе информационных технологий, привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов. Для повышения качества рабочей силы целесообразно использовать жесткие профессиональные стандарты, т.е. требования в области знаний, навыков и умений по видам работ [3, с. 58].
Для реализации задачи перехода к инновационному характеру экономического роста необходима принципиально иная политика государства на рынке труда. До сих пор государство занималось лишь проблемой снижения безработицы, незначительным сегментом официально зарегистрированных безработных - около 2,5 млн чел. В то же время 13 млн чел., по данным Росстата, составляют неформальную занятость. Отсутствие достоверных данных о структуре занятых в экономике не позволяет проводить эффективную государственную политику на рынке труда. Сейчас со всей остротой встали проблемы занятости: перемещение больших масс людей из одной сферы в другую, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение качества рабочей силы, создание стимулов для модернизации производства и т.п.
Необходимы действенные программы, ориентированные на потребности экономики, по переобучению высококвалифицированного персонала, оказавшегося вне рынка труда; программы подготовки кадров для инновационной модели экономики.
Литература
1. Башкатова А. Роструд спрятал 65% безработных // Независимая газета. - 2009. -8 дек.
2. Бобков В. Влияние финансово-экономического кризиса на отечественный рынок труда и уровень жизни граждан // Человек и труд. - 2010. - № 4. - С. 9-15.
3. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. - 2008. - № 4. - С. 52-59.
4. Труд и занятость в России: Стат. сб. - М.: Росстат, 2009.
5. Шохина Е. Цунами на рынке труда // Эксперт Online. - 2009. - 11 марта. URL: http://expert.ru/2009/03/11/trud
6. Education at a Glance 2008: OECD Indicators. Paris, 2008.