Научная статья на тему 'Снижает ли объединение территорий политическую конфликтогенность и управляемость: анализ проблемы и решение кейса студентами бакалавриата'

Снижает ли объединение территорий политическую конфликтогенность и управляемость: анализ проблемы и решение кейса студентами бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЖИТЕЛИ / БАКАЛАВРИАТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / УСЛУГА / УЧЕБНЫЙ КЕЙС / POLITICAL ANALYSIS / RESIDENTS / BACHELOR / POLITICAL INTERESTS / CONFLICTS / MAGISTRACY / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPAL GOVERNMENT / POLITICAL SCIENCE / SOCIAL SPHERE / POLITICAL SUBJECT / SATISFACTION / SERVICE / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малека Юрий Николаевич, Мельков Сергей Анатольевич, Шитова Евгения Павловна

В статье осуществляется проблематизация процесса объединения муниципальных образований на примере «большой» Балашихи Московской обл. Предполагалось, что укрупнение этой городской агломерации будет иметь положительный результат для всех субъектов политического процесса. В статье сделан акцент на анализе политических аспектов объединения территорий путем создания и решения студентами бакалавриата учебного кейса «Выявление политических интересов при подготовке объединения регионов (территорий) на примере городов Балашихи и Железнодорожного Московской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малека Юрий Николаевич, Мельков Сергей Анатольевич, Шитова Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES THE UNIFICATION OF THE TERRITORIES REDUCE THEIR CONFLICT POTENTIAL AND CONTROLLABILITY: AN ANALYSIS OF THE CASE-STUDIES SOLVED BY UNDERGRADUATE STUDENTS

The paper offers a problematization of the process of merger of municipalities on the example of the Big Balashikha, Moscow region. It was assumed that the consolidation of this urban agglomeration would bring a positive result for all the subjects of the political process. The article focuses on the analysis of the political aspects of the decision on territories unification in the educational case study «Identification of political interests during the preparation for unification of the regions (territories) on the example of Balashikha and Zhelesnodorozhnyi, Moscow Region», in which the bachelors tried to solve the problem.

Текст научной работы на тему «Снижает ли объединение территорий политическую конфликтогенность и управляемость: анализ проблемы и решение кейса студентами бакалавриата»

Политические процессы и практики

МАЛЕКА Юрий Николаевич — доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России (141435, Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск; [email protected]).

МЕЛЬКОВ Сергей Анатольевич — доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России (141435, Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск; [email protected])

ШИТОВА Евгения Павловна — студентка 1-го курса Академии гражданской защиты МЧС России (141435, Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Новогорск; [email protected]).

СНИЖАЕТ ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПОЛИТИЧЕСКУЮ КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ КЕЙСА СТУДЕНТАМИ БАКАЛАВРИАТА

Аннотация. В статье осуществляется проблематизация процесса объединения муниципальных образований на примере «большой» Балашихи Московской обл. Предполагалось, что укрупнение этой городской агломерации будет иметь положительный результат для всех субъектов политического процесса. В статье сделан акцент на анализе политических аспектов объединения территорий путем создания и решения студентами бакалавриата учебного кейса «Выявление политических интересов при подготовке объединения регионов (территорий) на примере городов Балашихи и Железнодорожного Московской области». Ключевые слова: политический анализ, жители, бакалавриат, политический интерес, конфликтоген-ность, магистратура, местное самоуправление, муниципальная власть, политология, социальная сфера, политический субъект, удовлетворенность, услуга, учебный кейс

По результатам выпускной квалификационной работы выпускника магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России 2016 г. Ю.Н. Крылова, в которой он рассматривал процесс объединения городов Балашихи и Железнодорожного Московской области [Малека, Крылов 2016], авторы составили учебный кейс «Выявление политических интересов при подготовке объединения регионов (территорий) на примере Балашихи и Железнодорожного Московской области». Кейс был предложен студентам, обучающимся по дисциплине «Политология» по 3 направлениям подготовки1. Далее будет изучена проблематика объединения 2 территорий и проведен краткий анализ решения этого кейса студентами бакалавриата Академии гражданской защиты МЧС России.

Актуальность вопросов местного значения. Основной критерий эффективности местного самоуправления (далее — МСУ) — качество решения вопросов местного значения. Экономическая эффективность их решения определяется доступностью, качеством и устойчивостью предоставления муниципальных услуг, а в политическом — скорее всего, удовлетворенностью либо неудовлетворенностью населения действиями власти и предоставляемыми гражданам услугами. Эта удовлетворенность или неудовлетворенность в демократическом обществе выражается гражданами при выборах власти.

Сами вопросы местного значения отражены в полномочиях органов МСУ. Эти органы являются нижней опорой вертикали государственной власти и, согласно законодательству, выполняют законодательно возложенные на них

1 «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью» и «Педагогическое образование».

функции. На наш взгляд, политические функции МСУ выражены в том, что, во-первых, органы МСУ служат «буфером» между обществом и государственной властью. Исторически сложилось, что наше государство либо подчиняло уже сложившуюся систему МСУ, либо стремилось слить их воедино, не проводя четкой грани, где еще государственная власть, а где уже самоуправление граждан; а в-вторых, органы МСУ ближе всего к гражданам и их интересам.

Но кому еще, кроме государственной власти и общества, нужно эффективное МСУ? Скорее всего, бизнесу, который не хочет и не может быть «заточен» только на экономическую деятельность. Важно отметить, что система взаимодействия власти и бизнеса является важным индикатором состояния общества. Для обеспечения альянса бизнеса и муниципальных структур необходимо, чтобы каждый предприниматель чувствовал связь между объединившейся территорией муниципалитетов и собственными интересами. Корпоративная благотворительность и социальное партнерство — не что иное, как стратегия устойчивого и положительного взаимодействия бизнеса с обществом и властью для понимания потребностей, взаимовыгодного диалога и развития общества.

Проблематизация объединений. Укрупнение территорий, без сомнений, повышает требования к эффективности политического и государственного управления в нашей стране. Прежде всего, требования к оперативности принятия решений и их качественной реализации и даже модернизации1, поскольку при укрупнении территорий уменьшается число чиновников. Впрочем, наряду с сокращением штата и реального числа сотрудников объединяемых органов управления, дублирующих функции друг друга, также упрощается процесс согласования вопросов жизнедеятельности территорий и их развития. От объединения, полагают эксперты, выигрывает экономика: требуется меньше согласований, заключений, экспертиз, для того чтобы реализовывать жизненно важные вопросы территорий, такие как дороги, коммуникации, строительство и др. Но какой еще выигрыш для государственной политики России мы можем здесь увидеть?

Мнения специалистов в оценке выбора оптимальной модели территориального устройства существенно расходятся. Рациональное зонирование территории (за счет укрупнения муниципальных образований), по мнению И.В. Самохина, должно базироваться на наличии экономических предпосылок, возможностей привлечения населения к участию в решении социально-экономических проблем территории [Самохин 2012: 125].

И.В. Стрижкина считает, что укрупнение муниципалитетов несет в себе ряд положительных моментов [Стрижкина 2011: 328-329]. Во-первых, оно позволяет повысить их бюджетную самостоятельность, укрепить налоговую базу, сократить расходы местных бюджетов за счет оптимизации сетей бюджетных учреждений и сокращения расходов на госуправление. Во-вторых, помогает реализовать сложные, разнообразные и зачастую финансово не обеспеченные полномочия, возложенные на муниципалитеты, повысить экономическую эффективность оказываемых муниципальных услуг. В-третьих, позволяет создать оптимальное муниципальное деление территории субъектов РФ с учетом сложившихся социально-экономических условий, исторических традиций и географических особенностей конкретных муниципальных образований.

1 Закон Московской области от 30.12.2014 № 209/2014-03 «Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области"». Доступ: http:// www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/29422 (проверено 28.10.2016).

Однако укрупнение муниципалитетов приводит не только к положительным изменениям, но и к негативным последствиям. Так, Е.А. Гутникова указывает, что из-за увеличения размера территории муниципалитета возникают сложности в управлении им [Гутникова 2010: 69]. Иногда исследователи критически оценивают создание крупных муниципальных образований в сельских районах, утверждая, что население таких поселений «не связано едиными публичными интересами и единым хозяйством, и это не будет способствовать созданию единых и дееспособных местных сообществ» [Пылин 2008: 32].

Более перспективным вариантом решения проблемы «малоэффективных» сельских поселений И. Макаров называет развитие межмуниципальной хозяйственной кооперации [Макаров 2011: 90]. Эта форма межмуниципального сотрудничества зарекомендовала себя в мировой практике как действенная альтернатива объединению мелких муниципальных образований. С.В. Пакшенкова считает, что наиболее распространенной стратегией реорганизации муниципального управления в России станет практика создания городских агломе-ративных центров как одного из направлений пространственного развития и преобразования территорий субъектов РФ [Пакшенкова 2010: 274].

Существуют различные варианты функционирования агломерационных объединений, начиная от ассоциации муниципальных образований с добровольным участием и заканчивая созданием административных округов, куда входят все муниципальные образования, включенные в состав агломерации как второго уровня государственной власти [Воронов, Заусаев, Смирнов 2008]. При этом предполагается, что агломерации повысят привлекательность российских городов для бизнеса, станут центрами реализации крупных проектов, финансируемых с участием средств федерального бюджета, и позволят сохранить население территорий со значительным отрицательным сальдо миграции за счет стягивания его в агломерационные объединения, а также обеспечить более высокое качество жизни.

Процессы формирования городских агломераций в мире развиваются, как правило, в двух направлениях. С одной стороны, создаются полицентрические агломерации, имеющие несколько городских ядер [Марков 2008]. С другой стороны, агломерации начинают формироваться «естественным путем» на основе добровольных соглашений муниципалитетов. Опыт укрупнения муниципальных образований в странах Европы показал как позитивные, так и негативные примеры. Попытки «приказного слияния» муниципалитетов, как правило, заканчивались неудачей даже в такой высокоцентрализованной в управленческом ключе стране, как Франция [Самохин 2012: 123]. Чаще положительный результат достигался при объединении муниципалитетов на добровольной основе.

Так, в Швеции сотрудничающие муниципалитеты объединяются вокруг городов на основе освоения межселенных территорий. В Финляндии около 20 лет назад была предпринята попытка «сверху» уменьшить число муниципалитетов. Однако в результате политических дебатов по территориальной реформе победил принцип добровольности объединения. Опыт Финляндии показал, что важно провести мониторинг социально-экономической ситуации в регионе перед принятием решения об объединении муниципалитетов. Учитывая, что подготовительные исследования требуют определенных издержек, финские коммуны получили госдотации на их проведение [Коски 2011: 41].

Анализ реальной практики объединения. При изучении процесса вхождения Железнодорожного в состав «большой» Балашихи обратимся к результатам референдума, проведенного в городах Балашиха и Железнодорожный Московской обл. В городе Железнодорожном голосовали всего 20 595 жите-

лей, из них 59,27% выступили за объединение; 22,18% — против; а 6,43% ответили, что им «все равно». При этом 12,12% голосовавших жителей города Железнодорожного затруднились с ответом. В Балашихе всего голосовали 30 592 жителя, из них 72,18% проголосовали за объединение; 11,67% — против объединения; 8,07% ответили, что им «все равно». При этом 8,08% опрошенных граждан города Балашихи затруднились с ответом.

В бюллетене для голосования были и другие пункты. В частности, должен ли избираться глава будущего города? Должен ли обсуждаться единый генплан? Поспособствует ли данное объединение развитию? При этом 51,18% проголосовали за прямые выборы главы объединенного города, 48,96% — за общественное обсуждение единого генплана. В том, что объединение будет способствовать развитию территории, уверены 63,17% опрошенных1.

Таким образом, если объединить оба голосования и показать средний результат двух муниципальных образований, то голоса распределились следующим образом: 77% опрошенных высказались за объединение; 15,9% — против; 7,41% участникам голосования «все равно», а 4,92% бюллетеней признаны недействительными. После референдума задача властей, а также различных общественных организаций и людей с активной гражданской позицией состояла в донесении до общественности как можно большей информации о процессе слияния. При этом информация, раскрывающая плюсы и минусы данного объединения, должна быть правдивой (впрочем, мы полагаем, что излишняя политизация информации о процессе объединения, в т.ч. распространение информации политического характера, наверняка были неформально запрещены муниципальным чиновникам).

При анализе процесса объединения Балашихи и Железнодорожного возникает резонный вопрос: образуют ли теперь эти территории единую агломера-цию2 с общей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой, есть ли устойчивые производственные, культурные и социально-бытовые связи между жителями обоих городов?

Чтобы ответить на него, полагаем, нужно было бы просчитать процентное соотношение доли трудоспособных жителей Балашихи, работающих в Железнодорожном, и наоборот; доли молодых жителей Балашихи, учащихся в Железнодорожном, и наоборот; доли жителей Балашихи, которые лечатся в Железнодорожном, и наоборот; доли жителей Балашихи, отдыхающих в Железнодорожном, и наоборот, и т.д.

К сожалению, таких данных у нас нет. Но если бы они были, то их можно было бы давно привести в виде немаловажного аргумента для подтверждения целесообразности объединения. Важнейшая проблема для анализа объединения двух муниципальных образований — это транспортные возможности и развитость инфраструктуры. В этой связи положительным аспектом объединения будет то, что жители поселков вокруг Железнодорожного смогут пользоваться его социальной сферой: детскими садами, образовательными школами, поликлиниками, больницами и др. Однако как раз здесь и закладываются некие негативные моменты. Прежде всего, они могут проявиться в том, что жители Железнодорожного могут быть против дополнительной нагрузки на их школы, сады, поликлиники и больницы, связанной с добавлением жителей близлежащих поселков.

1 Официальный сайт городского округа Балашиха. Доступ: Ьйр8://уапдех.ги/8еагсЬ/?1г=213&ш81д=14 ...%2F%2Fbaiashiha.ru (проверено 25.08.2016).

2 Городская агломерация — группа близко расположенных городов, объединенных тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями; в ее состав могут входить также поселки городского типа и сельские поселения.

Что дальше? Для того чтобы процесс объединения муниципальных образований проходил менее болезненно, необходимо сначала подготовить базу для объединения — начать строительство социальных объектов, которые понадобятся для большего числа их потребителей. В этой связи в «большой» Балашихе были введены в строй 14 детских садов на 2 255 мест. По итогам 2015 г. обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Введены в эксплуатацию сразу 3 школы с общей проектной мощностью 3 025 мест. Расширение сети образовательных учреждений уже позволило снизить процент обучающихся во вторую смену в течение года с 18 до 11%. Среднемесячная заработная плата педагогов детских садов, школ и организаций дополнительного образования по отношению к среднемесячной заработной плате по экономике региона достигла плановых значений.

2015 г. стал особенно значимым и в вопросе развития дорожно-транспортной сети. На ремонт городских магистралей и внутриквартальных проездов была направлена рекордная сумма — более 600 млн руб. Отремонтированы 52 городские улицы и 5 региональных дорог. В целом это почти 45 км дорожного полотна. Особо хочется подчеркнуть, что в ходе проведения ремонтных работ на территории города в прошлом году применялась новая технология со специальной крошкой для магистральных трасс. Кроме того, проведен ремонт внутриквартальных проездов и тротуаров общей площадью более 1 000 кв. м1.

После вступления в силу законов Московской области от 30.12.2014 № 208/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования»2 и № 209/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области"»3 в 2015 г. был разработан Генеральный план развития муниципального образования городского округа Балашиха. Стратегическая задача этого плана — создание экономически сильного муниципального образования, привлекательного для инвесторов. Благодаря консолидации ресурсов, развитию производственного сектора, поддержке работающих в Балашихе предприятий и созданию индустриального парка правительство области и местные власти планировали увеличить число рабочих мест в городском округе. А это, в свою очередь, давало надежду на рост налогооблагаемой базы.

Основными источниками пополнения городской казны стали: налог на доходы с физических лиц — почти 1 млрд 300 млн руб.; земельный налог — 1 млрд 200 млн; арендная плата за земельные участки — чуть больше 1 млрд руб.; налог по упрощенной системе обложения — 500 млн и др. Расходы составили почти 11 млрд руб. Большая часть средств была направлена на сферу образования — 6 млрд 400 млн руб.; на транспорт и дорожное хозяйство — 1 млрд

1 Доклад главы городского округа Балашиха по итогам деятельности за 2015 год. Доступ: http:// balashiha.ru/press...zhitelyami (проверено 25.10.2016).

2 Официальный сайт городского округа Балашиха. Доступ: https://yandex.ru/search/?lr=213&msid=... %2F%2Fbalashiha.ru (проверено 25.08.2016).

3 Закон Московской области от 30.12.2014 № 208/2014-0З «О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования». Доступ: https://yandex.ru/search/?text=Закон Московской области от 30.12.2014 № 208 (проверено 25.08.2016).

900 млн, на ЖКХ — чуть больше 800 млн1. Расходование бюджетных средств осуществлялось в рамках исполнения указов президента, поручений губернатора и реализации муниципальных программ.

Считается, что жители большой Балашихи уже почувствовали положительные изменения и в работе МФЦ, каждый из которых на сегодняшний день оказывает 185 обязательных государственных и муниципальных услуг. Для сравнения: в 2014 г. их было только 100. Сейчас открыты 82 окна доступа, что позволяет гражданам в среднем сократить время ожидания в очереди с 30 до 10 мин.

Решение студентами бакалавриата учебного кейса «Выявление политических интересов при подготовке объединения регионов на примере Балашихи и Железнодорожного»

1 Доклад главы городского округа Балашиха по итогам деятельности за 2015 год. Доступ: http:// balashiha.ru/pres....zhitelyami (проверено 25.10.2016).

■ Правильно разобрались с сутью политического - 40% Не смогли верно интерпретировать данное понятие-60%

Рисунок 1. Определение сути понятия «политический интерес» студентами бакалавриата

Рисунок 2. Распределение ответов студентов бакалавриата на вопрос: «Является ли объединение регионов механизмом государственного управления?»

В задании 1 кейса студентам предлагалось самостоятельно разобраться с понятием «политический интерес». Результат представлен на рис. 1.

Интерпретация результата. Большинство студентов 2-го курса бакалавриата предпочли скачать из Интернета первое попавшееся определение политического интереса, чем самим разобраться в его сути. Фактически более половины студентов даже после ранее прочитанной лекции самостоятельно не смогли (или не захотели) увидеть связь политического интереса с государственной властью.

В задании 2 кейса студентам нужно было ответить на вопрос: является ли объединение регионов механизмом государственного управления (по их мнению). Результат представлен на рис. 2.

Интерпретация результата. С ответом на этот вопрос справились большинство студентов, хотя в итоге все же получилось, что почти каждый пятый студент либо затруднился с ответом, либо ответил отрицательно.

В задании 3 кейса студентам предстояло выявить субъекты, которые могут иметь свой политический интерес в ситуации объединения. Результат представлен в табл. 1.

Таблица 1

Субъекты, имеющие политический интерес (по мнению студентов) в ситуации объединения

№ п/п Перечень субъектов Число студентов, выбравших этот субъект

1. Администрация г. Балашихи 13

2. Глава г. Балашихи 11

3. Администрация г. Железнодорожного 9

4. Жители г. Железнодорожного 9

5. Жители г. Балашихи 9

6. Глава г. Железнодорожного 7

7. Губернатор Московской области 5

8. Политические партии 4

9. Администрация Московской области 3

10. Другие территории (не по заданию кейса) 3

11. Общественные организации 2

12. Строительные и автодорожные компании 2

13. Частные предприниматели 2

14. Город Балашиха 2

15. Город Железнодорожный 2

16. Московская область 2

17. Инвестиционные компании 2

18. СМИ 1

19. Президент РФ 1

20. Образовательные институты 1

21. Рекламные предприятия 1

22. Предприятия общественного питания 1

23. Службы экстренного реагирования 1

24. Школы и детские сады 1

25. Малый и средний бизнес 1

Рисунок 3. Выявление студентами конкретных политических интересов, реализуемых в ситуации объединения

Рисунок 4. Ранжирование студентами политических интересов по степени реализуемости

Таблица 2

Список политических интересов, выделенных студентами для субъектов, и их ранжирование по степени реализуемости

№ Субъекты, имеющие политический интерес Список политических интересов для данных субъектов Ранжирование (средний балл1)

1. Расширение подконтрольной территории 5

2. Пересмотр властных полномочий на территории объединенного региона 5,67

1. Администрация г. Балашихи 3. Возможность продвижения некоторых госслужащих по карьерной лестнице 3

4. Преобладание представителей бывшей администрации г. Балашихи в новой администрации после объединения регионов 4

1. Расширение властных полномочий на присоединенный регион 4,25

2. Глава г. Балашихи 2. Повышение авторитета своего региона как крупнейшего в Московской обл. 5

3. Создание нового единого органа управления регионом 4,5

4. Повышение эффективности управления муниципальным образованием 6

3. Администрация г. Железнодорожного Возможность продвижения некоторых госслужащих по карьерной лестнице 3

4. Глава г. Железнодорожного Политические интересы не выявлены

1. Упрощение взаимодействия с регионом после объединения 1

5. Губернатор Московской области 2. Усиление потенциала развития Московской обл. за счет создания нового, более эффективного муниципального образования 4,67

6. Политические партии (в большей степени «Единая Россия») 1. Увеличение числа избирателей в рамках нового муниципального образования 1

2. Возможность привлечь новый электорат к голосованию за свою партию 2

7. Администрация Московской области Упрощение механизма контроля над новой объединенной территорией 5

8. Общественные организации Лоббирование своих программ по решению проблем объединенного региона 4

1 Средний балл по ранжированию — сумма всех определенных для данного политического интереса ранжиров, разделенная на число студентов, указавших этот политический интерес в своей работе (по сути, среднее арифметическое). Средний балл по ранжированию показывает степень реализуемости политического интереса по обобщенному мнению нескольких студентов.

Интерпретация результата. Значительное число студентов в принципе неверно ответили на этот вопрос, включив в список субъектов, имеющих политический интерес, территории, детские сады, школы. Представляется, что трудности ответа на данный вопрос были детерминированы неудачным выбором определения политического интереса (см. задание 1). Самое неприятное для педагогов заключается в том, что предварительно во время кейс-олимпиады в рамках педагогического эксперимента1 (октябрь 2016 г.) устно данный кейс уже разбирался со студентами этих же учебных групп.

В задании 4 кейса студентам предстояло выявить конкретные политические интересы, реализуемые в ситуации объединения, и проранжировать их по степени реализуемости. Результаты представлены на рис. 3, 4 и в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранжирование студентами политических интересов по степени реализуемости (крайние значения: 1 — наименее реализован, 6 — наиболее реализован, расчет по среднему баллу) представлены на рис. 4.

Интерпретация результата. Большинство (22 из 30) студентов в 4 и 5 заданиях указали по большей части экономические, а не политические интересы субъектов (эта ошибка вытекает из небрежно выполненного задания 1). Однако при ранжировании политических интересов по степени реализуемости большинство из них (видимо, интуитивно) отдали приоритет властно-управленческим интересам.

Выводы по результатам решения кейса

1. Кейс, посвященный выявлению и анализу политических интересов при объединении городов Балашихи и Железнодорожного Московской обл., показал неплохую эффективность в образовательном процессе.

2. Большинство студентов, скорее пока интуитивно, понимают, что при структурных подразделениях городской администрации нужно создавать общественные экспертные советы, куда войдут активисты города, где будут совместно обсуждаться важные вопросы, касающиеся развития городской агломерации с учетом мнения горожан при принятии стратегических решений.

3. Жители подмосковных городов (а большинство студентов нашего вуза проживают в этом регионе) — люди с активной гражданской позицией. В их багаже много интересных проектов.

4. Создание объединенного города (агломерации) — это генерация новых возможностей и ресурсов, а не перераспределение старых. Отрадно, что студенты нашего вуза это понимают.

Список литературы

Воронов Ю.П., Заусаев С.А., Смирнов С.А. 2008. Агломерации и урбанизированные кластеры: проектирование и управление. — Научные записки НГУЭУ. № 4. Доступ: http://old.nsuem.ru/Science/Publications/Sciencenotes/ АгсЫуе/2008/4/482^ (проверено 25.10.2016).

Гутникова Е.А. 2010. К вопросу об укрупнении муниципальных образований. — Проблемы развития территории. № 6(52). С. 67-74.

Коски А. 2011. Государственные мероприятия в рамках политики укрупнения муниципальных образований. — Объединение муниципальных образований: опыт Финляндии и основы российского законодательства (под ред. В. Скоробогатова, И. Макарова). СПб: Вести. С. 36-44.

Макаров И. 2011. Обзор территориальной организации местного самоуправ-

1 Имеется в виду педагогический эксперимент «Изучение возможности и целесообразности перевода изучения дисциплины "Политология" на дистанционные технологии обучения».

ления в Ленинградской области. — Объединение муниципальных образований: опыт Финляндии и основы российского законодательства (под ред. В. Скоробогатова, И. Макарова). СПб: Вести. С. 86-96.

Малека Ю.Н., Крылов Ю.Н. 2016. Объединение муниципальных образований на примере городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный: реалии и перспективы — ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. № 3(17). Доступ: http://gosreg.amchs.ru/ pdffiles/17number/articles17/Maleka_Krylov_17.pdf (проверено 29.10.2016).

Марков М. 2008. В ожидании агломерации. — Эксперт Сибири. № 37(224). Доступ: http://club-rf.ru/analytics/v_ozhidanii_ aglomeratsiy/?sphrase_id=16898 (проверено 25.10.2016).

Пакшенкова С.В. 2010. Опыт укрупнения муниципальных образований в российской и зарубежной практике. — Известия Алтайского государственного университета. № 1-2(66). С. 272-276.

Пылин В.В. 2008. Некоторые проблемы и пути их решения в сфере территориальной организации местного самоуправления в России. — Муниципальная служба: правовые вопросы. № 2(4). С. 31-34.

Самохин И.В. 2012. Возможности применения европейского опыта «муниципальной интеграции» в России. — Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4(14). С. 121-125.

Стрижкина И.В. 2011. Укрупнение муниципальных образований — результат реформирования местного самоуправления на Алтае. — Известия Алтайского государственного университета. № 1-2(70). С. 325-330.

MALEKA Yuriy Nikolaevich, Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Chair of Public and Municipal Administration, Civil Defense Academy Emergency Control Ministry (EMERCOM) of Russia (bld. 1 Novogorsk microdistrict, Himki, Moscow region, Russia, 141435; [email protected]).

MEL'KOV Sergei Anatol'evich, Dr.Sci.(Pol.Sci.), Professor; Head of the Chair of Public and Municipal Administration, Civil Defense Academy Emergency Control Ministry (EMERCOM) of Russia (bld. 1 Novogorsk microdistrict, Himki, Moscow region, Russia, 141435; [email protected]).

SHITOVA Evgeniya Pavlovna,, the 1st year student of the Civil Defense Academy Emergency Control Ministry (EMERCOM) of Russia (bld. 1 Novogorsk microdistrict, Himki, Moscow region, Russia, 141435; [email protected])

DOES THE UNIFICATION OF THE TERRITORIES REDUCE THEIR CONFLICT POTENTIAL AND CONTROLLABILITY: AN ANALYSIS OF THE CASE STUDIES SOLVED BY UNDERGRADUATE STUDENTS

Abstract. The paper offers a problematization of the process of merger of municipalities on the example of the Big Balashikha, Moscow region. It was assumed that the consolidation of this urban agglomeration would bring a positive result for all the subjects of the political process. The article focuses on the analysis of the political aspects of the decision on territories unification in the educational case study «Identification of political interests during the preparation for unification of the regions (territories) on the example of Balashikha and Zhelesnodorozhnyi, Moscow Region», in which the bachelors tried to solve the problem.

Keywords: political analysis, residents, bachelor, political interests, conflicts, magistracy, local government, municipal government, political science, social sphere, political subject, satisfaction, service, case study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.