Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профилактика психического здоровья / медицинский работник / психологическая профилактика / стрессоустойчивость / смысложизненные ориентации / локус контроля / SARS-CoV-2 / COVID-19 / деятельность с риском для жизни. / Mental health prevention / medical worker / psychological prevention / stress tolerance / life-meaning orientations / locus of control / SARS-CoV-2 / COVID-19 / life-threatening activities.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папко Е. В.

Среди медицинских работников в период распространения COVID-19 сформировалась потребность на получение профессиональной психологической помощи в рамках поддержания психологического здоровья, что связано с высокими рисками работы в условиях коронавирусной инфекции. Данные события вызывают научный интерес для исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы медицинского персонала в условиях повышенного риска, сравнения смысложизненных ориентаций врачей и среднего медицинского персонала. Область применения полученных результатов включает психологические особенности медицинских работников, деятельность которых связана с риском для жизни, а также может использоваться в профессиограмме медицинского работника экстремального профиля (медицина катастроф).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Папко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS IN THE PREVENTION OF MENTAL HEALTH OF MEDICAL WORKERS, IN CONNECTION WITH THE COVID-19 PANDEMIC

During the spread of COVID-19, a need for professional psychological assistance within the framework of maintaining psychological health was formed among medical workers, which is associated with high risks of working in conditions of coronavirus infection. These events are of scientific interest for the study of the features of the value-motivational sphere of medical personnel in conditions of increased risk, comparing the life orientations of doctors and nursing staff. The scope of application of the results obtained includes the psychological characteristics of medical workers whose activities are associated with a risk to life, and can also be used in the occupational profile of a medical worker of extreme profile (disaster medicine).

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

УДК 159.9

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

© 2023 Е. В. Папко

доцент кафедры общей и консультативной психологии e-mail: papko@sfedu.ru

Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону)

Среди медицинских работников в период распространения COVID-19 сформировалась потребность на получение профессиональной психологической помощи в рамках поддержания психологического здоровья, что связано с высокими рисками работы в условиях коронавирусной инфекции. Данные события вызывают научный интерес для исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы медицинского персонала в условиях повышенного риска, сравнения смысложизненных ориентаций врачей и среднего медицинского персонала. Область применения полученных результатов включает психологические особенности медицинских работников, деятельность которых связана с риском для жизни, а также может использоваться в профессиограмме медицинского работника экстремального профиля (медицина катастроф).

Ключевые слова: профилактика психического здоровья, медицинский работник, психологическая профилактика, стрессоустойчивость, смысложизненные ориентации, локус контроля, SARS-CoV-2, COVID-19, деятельность с риском для жизни.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS IN THE PREVENTION OF MENTAL HEALTH OF MEDICAL WORKERS, IN CONNECTION WITH THE COVID-19 PANDEMIC

© 2023 E. V. Papko

Associate Professor of the Department of General and Consultative Psychology

e-mail: papko@sfedu.ru

Don State Technical University (Rostov-on-Don)

During the spread of COVID-19, a need for professional psychological assistance within the framework of maintaining psychological health was formed among medical workers, which is associated with high risks of working in conditions of coronavirus infection. These events are of scientific interest for the study of the features of the value-motivational sphere of medical personnel in conditions of increased risk, comparing the life orientations of doctors and nursing staff. The scope of application of the results obtained includes the psychological characteristics of medical workers whose activities are associated with a risk to life, and can also be used in the occupational profile of a medical worker of extreme profile (disaster medicine).

Keywords: mental health prevention, medical worker, psychological prevention, stress tolerance, life-meaning orientations, locus of control, SARS-CoV-2, COVID-19, life-threatening activities.

Распространение новой коронавирусной инфекции, а также инфекционных заболеваний новой этиологии требует повышенного внимания общества. Риск

заболевания с высокой смертностью и явным снижением качества жизни среди населения вследствие перенесенного заболевания - актуальная проблема здравоохранения. Пандемия СОУГО-19 подвергла высокой нагрузке человеческие ресурсы, а именно медицинских работников, непосредственно контактирующих с больными, оказывающих помощь пациентам с малоизученным и высококонтагиозным заболеванием при отсутствии средств лечения. Следует отметить, что наиболее неблагоприятный прогноз для реагирования на стресс был выявлен в группе специалистов, преимущественно врачей, с небольшим медицинским стажем, а также не имеющих социальной поддержки в семейных отношениях [3; 9].

Согласно исследованию М.Б. Карпухиной и соавторов, расстройство адаптации у медицинского персонала выражено в разной степени у большинства сотрудников поликлинического звена. Дезадаптационный синдром включает в себя психологические, тревожно-депрессивные и вегетативные проявления, при этом около 40% медицинских работников испытывают субклинические проявления тревожности, 10% - депрессии [8]. В работах Е.Л. Николаева и других рассматривается психологический контекст профессионального стресса медицинских работников, а именно распространенность эмоционального выгорания. Медицинские работники склонны отмечать у себя симптомы фазы истощения: среди врачей - 74+20,28, среди медицинских сестер - 41,80+18,01 согласно опроснику для выявления степени «эмоционального выгорания» [6; 14].

Удовлетворенность трудом у медицинских работников связана с индивидуально-психологическими установками, а именно с отношением к жизни, позитивным мышлением [4]. В качестве мишеней психологической коррекции состояния дезадаптации медицинских работников, оказывающих стационарную помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, в исследовании А.А. Раевского, С.П. Ивашева, А.П. Мироновой были выделены «астено-невротический комплекс», «конверсионные проявления», «эмоционально-нравственная дезориентация» [15]. В результатах апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей многие исследователи отмечают, что ресурсный подход с использованием элементов технологий нейролингвистического программирования показывает статистически значимую связь в снижении уровня профессионального выгорания [2; 11]. Предотвращение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, по мнению Е.В. Елфимовой и соавторов, состоит в удовлетворении потребностей, создании мотивации к труду, соблюдении рекомендаций к труду и отдыху [7]. В исследовании А.О. Надирбековой, В.А. Кременцова и других ученых профилактика профессионального выгорания у медицинских работников включает модель из процедуры тестирования, изучения творческих продуктов деятельности, индивидуальных бесед и групповых семинаров. Такой метод позволил освоить медицинским работникам установленные стандарты работы, развить адаптивные индивидуально-психологические свойства и качества личности, что способствовало преодолению и корригированию стрессов [1; 13].

Нам представляется важным рассмотреть ценностно-смысловые ориентации медицинских работников как определяющих направленность целей и смыслов взаимодействия, ведения повседневной деятельности, а также определяющих личностные свойства. При психологическом сопровождении медицинского персонала возникает необходимость принятия управленческих решений и формирования рабочих групп врачей. Работа медицинского персонала в бригадном формировании происходит с учетом взаимодействия среднего медицинского персонала и врачей как основных групп соприкосновения с пациентами.

На данном этапе в эмпирическом исследовании участвовали 84 респондента (п=84), сотрудники медицинских организаций с опытом работы более 3 лет мужского и женского пола в возрасте от 22 до 52 лет Южного федерального округа г. Ростова-на-Дону. По виду профессиональной деятельности обследованных сотрудников распределили на подгруппы: врачи - п = 36 (43 %); средний медицинской персонал (фельдшер, медицинская сестра) п = 48 (57%). Все участники исследования непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Гипотезой исследования является преобладание более высоких значений осмысленности жизни и цели у врачей. Осуществление психопрофилактических мероприятий снижает риск формирования эмоциональных нарушений.

В качестве исследования ценностно-смысловых ориентаций медицинского персонала использовался тест «Смысложизненные ориентации», разработанный Д. А. Леонтьевым, который позволяет оценить общий показатель осмысленности жизни, а также смысложизненные ориентации и локус контроля [12]. Эмоциональная сфера исследовалась с помощью методик: Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». Процедура исследования предполагала заполнение опросных листов в актовом зале в присутствии психолога. При обработке эмпирических данных для обобщения и систематизации результатов применялись методы описательной статистики (средние значение, стандартное отклонение). При статистической обработке количественных данных с нормальным распределением использовался параметрический ^критерий Стьюдента. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с использованием программы «31а11811еа 6.1».

Начнем рассмотрение результатов с анализа групповых различий и описания выделенных групп среди опрошенных. При помощи анализа массив медицинских работников был разделен на 2 группы:

1-я - врачи п = 36;

2-я - средний медицинской персонал (фельдшер, медицинская сестра) п = 48.

Таблица 1

Показатели демографических и психологических методик (М±БР), _ балл

Показатель Группа Р

Общая 1-я 2-я

Возраст, лет 37,1 ± 6,2 35,2 ± 4,7 27,4 ± 7,6 р < 0,05

Стаж работы, лет 8,4 ± 2,7 5,1 ± 2,3 7,2 ± 3,4 р < 0,05

Тест «Смысложизненные ориентации»

Цели в жизни 31,2 ± 6,7 32,1 ± 5,4 26,7 ± 4,7 р < 0,05

Процесс в жизни 27,1 ± 5,2 26,8 ± 4,6 27,5 ± 3,8

Результат жизни 31,0 ± 6,5 28,5± 3,2 32,3 ± 5,1 р < 0,05

Локус контроля - Я 29,4 ± 6,2 30,2± 5,6 28,0 ± 4,5

Локус контроля - жизнь 30,8± 4,2 29,7 ± 3,1 31,4 ± 3,8

Осмысленность жизни 152,3 ± 8,4 148,4 ± 12,7 145,7 ± 11,2

Обобщенные данные по методике «Смысложизненные ориентации» показывают более низкие результаты по шкале «Процесс жизни». При этом важность достижения жизненных целей и внимания к процессу жизни имеют близкие значения, что говорит о приверженности медицинского персонала к ориентации на будущее, построении планов и проектов, восприятии процесса жизни как интересного и насыщенного. Значимо больше внимания по сравнению со средним медицинским персоналом уделяют внимания развитию и построению картины будущего врачи, таким образом,

они больше целеустремлены на перспективу, развитие и достижения, которые произойдут через время. У медицинских работников 1-й группы были статистически более выражены результаты, позволяющие отметить ориентацию на цели в жизни, в то время как работников 2-й группы отличает ориентация на результат жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Модель психологической профилактики основана на актуализации смысложизненных ориентаций, которые позволяют сохранять баланс и поиск личностных ресурсов. Личностные ресурсы представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления жизненных трудностей на основе трансформации ценностно-смыслового измерения личности. Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг. Направленность внимания медицинского работника на смысложизненные ориентации позволяет осуществить психопрофилактическую работу [5]. Данная модель включает в себя индивидуальные беседы и групповые семинары-тренинги. Ведущим фактором модели является актуализация смысложизненных ориентаций как составляющей опоры личности. Программа профилактики включала в себя методы интерактивного обучения основам саморегуляции (2 занятия по 45 минут), лекцию (45 минут о базовых психологических понятиях и психологических свойствах человека), практику методов саморегуляции (2 занятия по 45 минут), метод самоанализа (включал индивидуальную обратную связь по результатам методики «Смысложизненные ориентации»), элементы групповой психотерапии (5 встреч по 45 минут), по запросу - индивидуальную работу. Учитывая результаты, полученные в ходе исследования смысложизненных ориентаций, в групповой работе обсуждались сильные стороны целей и результата жизни как ценностного содержания, а также актуализировались особенности процесса жизни, влияние осознанности жизни на эмоциональное состояние.

Анализ результатов проведенных мероприятий по коррекции психических состояний обнаружил степень их эффективности для группы экспериментальной выборки (медицинской персонал п = 27).

Таблица 2

Динамика показателей психологических методик в экспериментальной группе

выборки (М ± БР), балл

Показатель Группа Р

до после

Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»

Тревожность 17,0+3,1 12,1+2,4 р < 0,05

Фрустрация 12,9+2,9 8,6+2,3 р < 0,05

Агрессивность 7,5+2,3 6,8+1,7

Ригидность 11,6+2,5 10,4+1,1

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина

Уровень тревожности ситуативной 31,3+10,2 24,2+7,6 р < 0,05

Уровень тревожности личностной 25,7+8,7 24,9+8,2

Критерий для двух зависимых выборок, сравнивающий результаты методики психопрофилактической программы до и после, имеет показатель на уровне тенденции, значимость значений р= 0,042. Различия достоверны на 5%-ом уровне значимости, при р<0,05. Из этого следует, что влияние присхопрофилактики на уровни тревожности и фрустрации имеют влияние на уровне тенденции.

В группе психологической профилактики все мероприятия проводились очно, непосредственно с медицинским персоналом; после проведения занятий была онлайн-связь, а также все работники были проинформированы о доступности психологической помощи и консультации психолога. При этом часть медиков рекомендовала своим пациентам обратиться за помощью к психологу, пациенты консультировались или получали адресную помощь. Таким образом, после внедрения системы психологического сопровождения наблюдаются изменения в эмоциональной сфере медицинских работников. Отмечается меньшая выраженность проявления тревоги и фрустрации, применение приемов саморегуляции и рост психологической компетенции среди врачей и среднего медицинского персонала.

Выводы

Сегодня медицинские работники сталкиваются с ситуациями, которые порождают больше стресса, чем ежедневные ситуации. Результаты исследования психологических особенностей медицинских работников, деятельность которых связана с риском для жизни в период ограничительных мероприятий, связанных с распространением SARS-CoV-2, обусловливают необходимость разработки алгоритма психопрофилактических мероприятий, включающих психологическое сопровождение, направленных на актуализацию смысложизненных ориентаций с целью профилактики у них формирования состояний психической травматизации и профессиональной дезадаптации. Важность достижения жизненных целей и внимания к процессу жизни важно для медицинского персонала, что говорит о приверженности к ориентации на будущее, построении планов и проектов, восприятии процесса жизни как интересного и насыщенного. Значимо больше внимания врачи по сравнению со средним медицинским персоналом уделяют развитию и построению картины будущего. Таким образом они больше целеустремлены на перспективу, развитие и достижения, которые произойдут через время. У врачей были статистически более выражены результаты, позволяющие отметить ориентацию на цели в жизни, в то время как средний медицинский персонал отличает ориентация на результат жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Библиографический список

Абросимов, И. Н. Опыт организации психологической подготовки медицинского персонала для работы с пациентами с COVID-19 / И.Н. Абросимов, Н.В. Воротыло, Ю.С. Кузнецова, Ю.В. Волчкова, Д.П. Панкова, С.Т. Саджая, А. Канатбек Кызы, У.В. Самылина // Медицинская психология в России. - 2021. - №2 [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-psihologicheskoy-podgotovki-meditsinskogo-personala-dlya-raboty-s-patsientami-s-covid-19 (дата обращения: 29.06.2022).

Блинков, А. Н. Результаты апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей / А.Н. Блинков, Н.С. Шевченко // Акмеология. -2018. - №4 (68). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-aprobatsii-programmy-

profilaktiki-i-korrektsii-professionalnogo-vygoraniya-vrachey (дата обращения: 29.06.2022).

Верна, В. В. Профилактика профессионального выгорания медицинских работников в период распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 / В. В. Верна, А. А. Иззетдинова // АНИ: экономика и управление. - 2020. - № 4(33) [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnogo-vygoraniya-meditsinskih-rabotnikov-v-period-rasprostraneniya-pandemii-koronavirusnoy-infektsii-covid (дата обращения: 23.03.2022).

Галкина, Н. Ю. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях / Н. Ю. Галкина // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - №60-2 [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-metody-profilaktiki-stressa-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 19.05.2022).

Гольменко, А. Д. Научно-методические подходы к изучению и профилактике нарушения социально-психологической адаптации медицинских работников / А. Д. Гольменко, В. А. Хаптанова, Е. Л. Выговский // Acta Biomedica Scientifica. - 2015.

- №4 (104) [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskie-podhody-k-izucheniyu-i-profilaktike-narusheniya-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 19.05.2022).

Гребнева, В. В. Роль телесности в формировании и профилактике профессиональной дезадаптации врачей / В. В. Гребнева, А. В. Гребнев // EESJ. - 2020.

- №2-2 (54) [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-telesnosti-v-formirovanii-i-profilaktike-professionalnoy-dezadaptatsii-vrachey (дата обращения: 29.06.2022).

Елфимова, Е. В. Как предотвратить синдром эмоционального выгорания у медицинских работников? / Е. В. Елфимова, М. А. Елфимов, А. С. Березкин // ЭиКГ. -2016. - №5 (129) [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-predotvratit-sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 25.05.2022).

Карпухина, М. Б. Расстройства адаптации у медицинского персонала поликлинического звена / М. Б. Карпухина, Т. В. Иконникова, Е. А. Антипенко, М. Ю. Лазарева, А. В. Густов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2008. - №7 [Сайт].

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-adaptatsii-u-meditsinskogo-personala-poliklinicheskogo-zvena-1 (дата обращения: 25.05.2022).

Киреева, С. А. Стрессоустойчивость медицинского персонала / С. А. Киреева, О. С. Гусева, А. В. Дерунов // БМИК. - 2015. - №12 [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-meditsinskogo-personala (дата

обращения: 29.06.2022).

Коновалова, О. В. Особенности копинг - поведения у медицинских работников / О. В. Коновалова, В. А. Милицина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - №1 [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-koping-povedeniya-u-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 29.06.2022).

Кулжабаева, Л. С. Психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности / Л. С. Кулжабаева, Р. О. Шаихов // Наука и образование сегодня. - 2018. - №5 (28) [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sredstva-profilaktiki-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.05.2022).

Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А, Леонтьев. -Москва : Смысл, 2000. - 18 с.

Надирбекова, А. О. Профилактика психологического профессионального выгорания у медицинских работников / А. О. Надирбекова, В. А. Кременцов, Г. К. Рыскулова, С. И. Коржова // Вестник АГИУВ. - 2012. - №2 [Сайт]. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-psihologicheskogo-professionalnogo-vygoraniya-u-meditsinskih-rabotnikov-1 (дата обращения: 19.05.2022).

Николаев, Е. Л. Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса / Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Том 11. - № 3. - С. 27-45 [Сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-volnuet-meditsinskogo-rabotnika-na-rabochem-meste-psihologicheskiy-kontekst-profilaktiki-professionalnogo-stressa (дата

обращения: 23.03.2022).

Раевский, А. А. Определение мишеней психологической коррекции состояния дезадаптации медицинских работников, оказывающих стационарную медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 / А. А. Раевский, С. П. Ивашев, А. П. Миронова // Психология. Психофизиология. - 2022. - №2 [Сайт]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-misheney-psihologicheskoy-korrektsii-sostoyaniya-dezadaptatsii-meditsinskih-rabotnikov-okazyvayuschih-statsionarnuyu (дата обращения: 07.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.